Тэтан
Часть серии о |
Саентология |
---|
![]() |
|
Споры |
Более |
В Саентологии концепция тэтана ( / ˈ θ eɪ t ən / ) аналогична концепции «я» , или духа или души , которая встречается в нескольких системах верований . Этот термин происходит от греческой буквы Θ, тэта , которая в саентологических верованиях означает «источник жизни или саму жизнь». [1] тэтан, а не центральная нервная система . В Саентологии считается, что телом управляет [2]
Тэтан описывается как:
- «Тетан — это бессмертное духовное существо, человеческая душа». [3]
- «Существо, которое является индивидуальностью и которое управляет телом и живет в нем». [1]
- «Тетан — это не вещь, тэтан — создатель вещей». [1]
- Тэтан — это «сам человек, а не его тело или имя, физическая вселенная, его разум или что-то еще; то, что осознает осознание; личность, которая является индивидуумом». [1]
Концепция тэтана была впервые описана в начале 1950-х годов Л. Роном Хаббардом на основе отчетов практиков Дианетики , которые на сеансах обнаружили, что клиенты приходили с описаниями опыта прошлых жизней . Тэтан может воплощаться много раз в течение жизни и не прекращает свое существование после смерти тела и не попадает в рай или ад. Важной целью Саентологии является развитие большего осознания и более высоких уровней способности действовать в физической вселенной в качестве Оперирующего Тэтана .
Тэтан в доктрине Саентологии
[ редактировать ]Термин и концепция были определены основателем Саентологии Л. Роном Хаббардом , который принял греческую букву тета (Θ) для обозначения «источника жизни и самой жизни». [4] Хаббард впервые представил свои идеи о «тэта-существах» в серии лекций в марте 1952 года. [5] Он приписал создание этого слова своей жене Мэри Сью . [6] Важным моментом доктрины Саентологии является то, что чувство идентичности и самосознание человека полностью исходят от «тэтана». Ссылаться на «тэтана человека» излишне, поскольку личность не существует независимо. [7] [8]
Хаббард однажды определил тэтана как: «... не имеющий ни массы, ни длины волны, ни энергии, ни измеримых качеств, ни времени или местоположения в пространстве, кроме как по соображениям или постулатам. Дух — это не вещь. Он — творец. вещей». [1] В серии лекций, позже опубликованной в виде книги («Лекции Феникса»), он в шутку указал на исследование, в котором предполагалось, что «тэтан» проявляет небольшое, но измеримое количество массы:
Судя по некоторым экспериментам, проведенным пятнадцать или двадцать лет назад, тэтан весил около 1,5 унций [45 граммов]! Кто проводил эти эксперименты? Ну, врач проводил эти эксперименты. Он взвешивал людей до и после смерти, сохраняя какую-либо массу. Он взвесил человека, кровать и все остальное, и обнаружил, что в момент смерти вес упал примерно на 1,5 унции [45 граммов], а у некоторых из них - на 2 унции [60 граммов]. (Это были супертэтаны!) [9]
Хотя Хаббард не назвал имя соответствующего врача, подобная попытка Дункана Макдугалла действительно была , чтобы измерить вес умирающих пациентов, чтобы определить вес души, хотя эксперименты Макдугалла проводились примерно за пятьдесят лет до лекций Хаббарда, а не за пятнадцать или пять лет. двадцать, и обычно не считаются имеющими какую-либо научную ценность. [10]
По словам сына Хаббарда Рональда ДеВольфа (урожденного Л. Рона Хаббарда-младшего), его отец заявил, что тэтаны бессмертны и вечны, заставив себя существовать в какой-то момент несколько триллионов [11] много лет назад. [12] [13] После своего возникновения тэтаны создали «точки наблюдения» или «точки измерения», в результате чего появилось пространство. Они согласились, что существуют точки измерения других тэтанов, что привело к возникновению всей вселенной.
В первобытном прошлом, согласно учению саентологов, тэтаны создавали материальную вселенную главным образом ради собственного удовольствия». [14] Считается, что Вселенная не имеет независимой реальности, но черпает свою видимую реальность из того факта, что большинство тэтанов согласны с ее существованием. [15] Саентологи полагают, что тэтаны впали в немилость, когда начали отождествлять себя со своим творением, а не со своим первоначальным состоянием духовной чистоты. [14] В конце концов, они потеряли память о своей истинной природе, а также о связанных с ней духовных и творческих силах. В результате тэтаны стали думать о себе не иначе как о воплощенных существах. [15] [16]
Считается, что тэтаны снова и снова перерождаются в новых телах посредством процесса, называемого «предположением», который аналогичен реинкарнации . [14] Делл ДеШант и Дэнни Йоргенсен сравнивают Саентологию с индуизмом , поскольку оба приписывают причинно-следственную связь между опытом предыдущих воплощений и нынешней жизнью. [14] Считается , что с каждым перерождением воздействие вселенной МЭСТ ( здесь МЭСТ означает материю, энергию, пространство и время) на тэтана становится сильнее. [14] Саентологи полагают, что тэтан «воплощался во многих случаях», но обычно избегают термина «реинкарнация». Они также отвергают идею переселения людей, «т.е. веру в то, что тэтан может воплотиться в любое животное, кроме человека». Первая фаза Саентологии связана с устранением «обременений, приобретенных в этой жизни и в прошлых существованиях», Дж. Гордон Мелтон пишет . По словам Мелтона, эти препятствия называются «инграммами» и «описываются как аберрации, связанные с личностью, которые порождают дисфункциональные модели поведения». [17]
Джон Атак , чья книга «Кусочек голубого неба» подробно описывает, как он достиг пятого уровня Оперирующего тэтана перед тем, как покинуть Саентологию, описывает доктрины Хаббарда о тэтанах: «Тэтаны — всезнающие существа, и им стало скучно, потому что не было никаких сюрпризов. Хаббард утверждал, что одинокий самое важное желание всех существ — иметь «игру». Чтобы иметь «игру», необходимо было «не знать» определенных вещей, поэтому определенные восприятия были отвергнуты («не-есть»)». Поскольку тэтаны знали все, это требовало от них отказа или подавления восприятий и знаний. Со временем потеря восприятия накапливалась, и некоторые тэтаны начали причинять вред другим. МЭСТ-существа (физические) также стремились «поймать» тэтанов в ловушку, чтобы контролировать их. Тэтаны научились раскаянию, наказывая себя за свои «вредные» действия. [18]
По мнению Хаббарда, существенной частью игры тэтанов было «завоевание» материи, энергии, пространства и времени жизненной силой, тэтой. Это породило множество вселенных, которые последовательно заканчивались и начинались, причем каждая новая была более прочной и захватывающей, чем предыдущая. Тэтаны к настоящему времени настолько запутались в физической вселенной, что многие полностью отождествили себя с ней, забыв о своих квадриллионах. [19] лет существования и их первоначальных божественных сил. [18]
Согласно Саентологии, силы тэтана остаются мощными и восстанавливаемыми. Одной из заявленных целей Церкви Саентологии является «реабилитация человеческого духа», под которой подразумевается восстановление первоначальных способностей тэтана. Хаббард утверждает, что тэтаны способны изменять реальность посредством «постулатов» — решений, принимаемых индивидом относительно природы окружающей его реальности. Говорят, что некоторые тэтаны (неправильно) использовали эту способность, чтобы «вживлять» другим гипнотические внушения, заставляя других тэтанов «группироваться» вокруг тел (отсюда и телесные тэтаны ). Этот вид направленного контроля называется «другим детерминизмом». Саентология стремится отменить это и вернуть тэтана к «самодетерминизму», где он сможет контролировать себя и свое окружение. Конечная цель - достичь «пандетерминизма», при котором он действует на благо всех.
Саентологическое представление о тэтане отличается от других религий, таких как иудаизм и христианство, по трем важным аспектам. В то время как другие системы убеждений «объединяют концепции тела и души», тэтан «отдельен и независим». Кроме того, в отличие от иудео-христианской традиции, саентологи полагают, что тэтан «прожил много, а может быть, и тысячи жизней». В-третьих, в отличие от христианского представления о первородном грехе, Саентология считает, что тэтан по своей сути добр, но «утерял связь со своей истинной природой». [20]
Религиовед Ричард Холлоуэй пишет, что тэтаны не были созданы, но они создали себя, приняв и создав человеческое тело как средство существования. [21]
Тэтаны и смерть
[ редактировать ]Несаентологи Джоэл Саппелл и Роберт Велкос описали в статье 1990 года в газете LA Times, как саентологи верят, что когда человек умирает – или, в терминах Саентологии, когда тэтан покидает свое физическое тело – он отправляется на «посадочную станцию» на планете. планета Венера , куда тэтана повторно имплантируют и ему лгут о его прошлой жизни и следующей жизни. Венерианцы берут тэтана, «капсулируют» его и отправляют обратно на Землю, чтобы его выбросили в океан у берегов Калифорнии. Они цитируют слова Хаббарда: «Если вы сможете выбраться из этого и пройти через это, побродить по городам и найти какую-нибудь девушку, которая выглядит так, будто собирается выйти замуж, родить ребенка или что-то в этом роде, вы Все готово. И если вы сможете найти родильное отделение в больнице или что-то в этом роде, все в порядке, и в конце концов вы просто заберете ребенка». [22] [23]
Хотя концепция тэтана Хаббарда привела к развитию сложной космологии, созданная им доктринальная структура основана на следующих положениях: «Человек — бессмертное духовное существо. Его опыт простирается далеко за пределы одной жизни. Его возможности безграничны, даже если это не осознается в настоящее время». [24]
Оперирующий тэтан
[ редактировать ]Согласно доктрине Саентологии, тэтан существует независимо от того, управляет ли он человеческим телом или нет. Саентология рекламирует себя как способную «реабилитировать» тэтана практикующего до состояния, в котором человек может действовать как с « телесным телом », так и без него. Тогда термин «действующий тэтан» будет применяться так же, как и тогда, когда человек управляет телом. Уровни Оперирующего Тэтана (ОТ) — это курсы высшего уровня в Саентологии.
Церковь определяет «Действующего Тэтана» как «знающего и желающего влиять на жизнь , мысль и материю , энергию , пространство и время ( МЭСТ )». [25]
Церковь Саентологии утверждает в качестве доктрины, что человек существует с телом или без него. [26]
Очищенный Тета Клир
[ редактировать ]Даже за пределами уровней Операционного тэтана наступает «Очищенный Тета-Клир», богоподобное состояние, которое Хаббард описывает следующим образом:
Тэтан, который полностью реабилитирован и может делать все, что должен делать тэтан, например, перемещать МЭСТ и управлять другими на расстоянии или создавать свою собственную вселенную; человек, который способен создать свою собственную вселенную или, живя во вселенной MEST, способен создавать иллюзии, которые по своему желанию могут восприниматься другими, обращаться с объектами вселенной MEST без механических средств и не иметь и не чувствовать потребности в телах или даже во вселенной MEST. поддерживать интерес к существованию себе и своим друзьям. [27]
Телесный тэтан
[ редактировать ]Телесный тэтан – это развоплощенный тэтан, который «застрял» в человеческом теле, на нем или рядом с ним, и говорят, что все человеческие тела заражены этими бестелесными тэтанами или их скоплениями. Эта информация не раскрывается до тех пор, пока саентолог не достигнет Раздела III уровней Оперирующего тэтана (обычно называемого «ОТ III»). По словам Хаббарда, телесные тэтаны возникли в результате доисторического «инцидента» с участием Ксену .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Хаббард (июнь 1975 г.). Технический словарь Дианетики и Саентологии . Публикации моста. п. 432 . ISBN 0-88404-037-2 .
- ^ «Нервная ассистентка – помощь при болезнях и травмах. Как Саентология может мне помочь» . Саентологический справочник.org. 15 февраля 2011 года . Проверено 22 ноября 2011 г.
- ↑ Официальный глоссарий терминов Саентологии и Дианетики. Архивировано 12 ноября 2005 г., в Wayback Machine.
- ^ Наука выживания , Л. Рон Хаббард, стр. 3, паб. Организация публикаций ISBN 0-88404-001-1
- ^ Саентология: первая веха , паб Л. Рона Хаббарда. Золотая Эра Продакшнс. Аудиолекции с транскриптами
- ^ Хаббард, Аудитор 21, стр.1
- ^ Что такое Саентология
- ^ Кредо Церкви Саентологии.
- ^ Хаббард, Лекции в Фениксе , стр. 147. Bridge Publications, 1982. ISBN 0-88404-006-2 .
- ^ Миккельсон, Барбара; Миккельсон, Дэвид П. (27 октября 2003 г.). «Человек души» . Сноупс . Проверено 17 февраля 2007 г.
Методика МакДугалла... вызывала подозрения, размер [его] выборки был слишком мал, а [его] способность измерять изменения веса была неточной. По этой причине не следует доверять мысли, что его эксперименты что-то доказали, не говоря уже о том, что они измеряли вес души... Его постулаты на эту тему представляют собой курьез, но не более того.
- ^ Миллиард в длинном масштабе
- ^ « Ночное интервью PBS с Роном ДеВулфом» . Members.cox.net . Архивировано из оригинала 8 января 2006 года.
- ^ Хопкинс, Джозеф М., Л. Рон Хаббард мертв? , «Христианство сегодня» , 18 февраля 1983 г., стр. 31.
- ^ Jump up to: а б с д и Нойснер, Джейкоб (2003). Мировые религии в Америке . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 221–236. ISBN 0-664-22475-Х .
- ^ Jump up to: а б Криссайдс, Джордж Д. (1999). Изучение новых религий . Международная издательская группа «Континуум» . п. 283. ИСБН 0-8264-5959-5 .
- ^ Мелтон 2000 , с. 32
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (2018). «Современное упорядоченное религиозное сообщество: организация морской организации». Журнал CESNUR . 2 (2). ISSN 2532-2990 .
- ^ Jump up to: а б Атак, Джон (1990). Кусочек голубого неба . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательская группа Кэрол. ISBN 0-8184-0499-Х .
- ^ Тысячи миллиардов в длинном масштабе
- ^ Коуэн, Дуглас Э.; Бромли, Дэвид Г. (2015). Культы и новые религии: краткая история, Уайли Блэквелл «Краткие истории религии» . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781118722107 . Проверено 23 июня 2016 г.
- ^ Холлоуэй, Ричард (20 сентября 2016 г.). Немного истории религии . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300208832 .
- ^ Саппелл, Джоэл; Велкос, Роберт В. (24 июня 1990 г.). «Определение богословия» . Лос-Анджелес Таймс . п. А36:1. Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года . Проверено 16 апреля 2007 г.
- ^ Чемпа, Джо; «Новые соседи Петролии», North Coast Journal , июнь 1991 г.
- ^ Галлахер, Юджин В. (2004). Опыт новых религиозных движений в Америке . Издательская группа Гринвуд.
- ↑ Лекции Л. Рона Хаббарда на Конгрессе: Глоссарий, «OT». Архивировано 17 января 2006 г. в Wayback Machine , Bridge Publications Inc.
- ↑ Церковь Саентологии, Саентологические убеждения , по состоянию на 28 марта 2006 г.
- ^ Хаббард, Саентология 8-8008 , стр. 114 (1-е изд.), стр. 151 (изд. 1990 г.)
Источники
[ редактировать ]- Мелтон, Дж. Гордон (2000). Церковь Саентологии . Солт-Лейк-Сити: Signature Press. стр. 32 . ISBN 978-1-56085-139-4 .