Jump to content

История местонахождения души

Описание тела Галена, переданное через «пневму», или то, что понималось под душой.

Поиск гипотетической души и ее местонахождение на протяжении всей истории были предметом множества спекуляций. В ранней медицине и анатомии предполагалось, что душа находится внутри тела. Аристотель и Платон понимали душу как бестелесную форму, но тесно связанную с физическим миром. Корпус Гиппократа описывает эволюцию мысли о том, что душа находится внутри тела и проявляется в болезненных состояниях. Позже Гален явно использовал платоновское описание бестелесной души для физических мест в теле. Логическое ( λογιστικός ) — в мозгу, энергичное ( θυμοειδές ) — в сердце и аппетитное ( ἐπιθυμητικόν ) — в печени. У Да Винчи был схожий с Галеном подход: душа, или senso comune , а также импренсива (интеллект) и мемория (память) располагались в разных желудочках мозга. [1] Сегодня нейробиологи и другие области науки, занимающиеся телом и разумом, такие как психология , устраняют разрыв между тем, что является физическим, и тем, что бестелесно.

Древний Египет

[ редактировать ]

Считается, что самая ранняя известная теория о местонахождении души пришла из Древнего Египта в третьем тысячелетии до нашей эры. Древние египетские цивилизации считали, что душа состоит из нескольких частей: Ба, Ка, Рен, Шеут и Иб . Более того, Иб находился в сердце и считался жизненной силой, которая приводила людей к жизни. Поскольку Иб также отвечал за мысли и чувства, его статус определял судьбу человека после его смерти. Это произошло во время церемонии взвешивания сердец, во время которой Анубис скармливал самые тяжелые сердца демону Аммиту . Считается, что древнеегипетский взгляд на сердце лег в основу более поздних теорий о местонахождении человеческой души. [2]

Корпус Гиппократа

[ редактировать ]

Корпус Гиппократа и его многочисленные трактаты демонстрируют развивающиеся знания о теле и о том, как лечить недуги в отношении души. [3] В трактате «О болезнях II» врачи предупреждаются о болезнях, связанных с воздухом в организме, особенно в легких, вызывающих у пациента сильный и хриплый кашель: [3] «διαπνειν δοΚει δια στηθεοζ» , что переводится как «пациент дышит легкими». [3] В следующих строках подробно описывается, что это чрезвычайно серьезное состояние для пациента и вызывает большую тревогу. Чтобы вылечить воздух в легких, врачу посоветовали очистить легкие от всего возможного воздуха с помощью мочевого пузыря и шлангов.

Позже в Корпусе, во время или после жизни Аристотеля о болезни IV, пневма , или воздух, представлена ​​как согревающая жизненная сила. В трактате « О священной болезни» воздух описывается как находящийся не только в легких, но и во всем теле и циркулирующий в нем, дающий жизнь. [3] Согласно трактату, воздух в первую очередь попадает в мозг, и в нем описывается, что заболевания мозга могут быть вызваны блокировкой потока воздуха там. [3] Аристотель в своих произведениях говорит о том, что пневма напрямую связана с душой.

Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля, предполагает в Тиммее , что человеческая душа имела божественную природу и что она вошла в человеческое тело после отделения от духовного начала, к которому она вернется после смерти. Более того, Платон считал душу трехчастной, состоящей из логоса , тимоса и эпитемитикона . Чтобы предохранить бессмертную душу от осквернения, тленные души — тимос и эпитемитикон — отделялись от головы за шею. Тимос , ответственный за такие чувства , как ярость, храбрость и надежда, располагался в грудной полости. Эпитемитикон , управлявший желаниями и бессознательными мыслями, располагался возле пупка, дальше всего от логоса . Таким образом, мозг был местом всех рациональных мыслей, логосом и истинным местонахождением бессмертной и божественной души. [4]

Аристотель

[ редактировать ]

В «De Spiritu» Аристотель напрямую связывает идею пневмы и души, говоря, что «пневма связана с душой», что «это основная движущая сила души». [5]

Аристотель в « » О душе предполагает, что для взаимодействия души необходимы органы тела. В отличие от Платона, Аристотель считал, что существование души неотделимо от человеческого тела, поэтому душа не может быть бессмертной. Однако, как и Платон, Аристотель считал, что душа состоит из трех частей: растительной, чувствительной и разумной. Рост и размножение являются результатом деятельности растительной души и присущи всем организмам. Однако чувствительная душа допускает ощущения и движения у людей и животных. Третий, рациональный, присущ исключительно людям и допускает рациональное мышление. [6]

Во второй книге Аристотель утверждает, что душа — это часть человека, которая обеспечивает все его существо, что одно не может существовать без другого, и они дополняют друг друга. В книге III он приводит пример своей теории души и проводит корреляцию между физическими ощущениями света, фаосом в теле и бестелесными фантазиями воображения . [7] Аристотель представлял душу частично внутри человеческого тела, а частично — как бестелесное воображение. В трактате Аристотеля « О молодости, старости, жизни и смерти и дыхании » Аристотель прямо утверждает, что, хотя душа имеет бестелесную форму, в человеческом теле существует физическая область души — сердце. Аристотель утверждает, что сердце является местом расположения пяти ощущений тела и несет прямую ответственность за дыхание и поддержание жизни. [8] Сердце имеет еще большее значение, поскольку оно является областью нагревания тела и крови у всех животных и создания пневмы , или жизненной силы, которая оживляет тело. [8] Для Аристотеля это объясняет, почему мертвые существа становятся холодными, не дышат и что их души покинули их. Поскольку сердце является местом расположения человеческой души и жизненной силы, оно является органом первостепенной важности в аристотелевской физиологии. Соответственно, сердце является первым органом, появляющимся в процессе эмбрионального развития. [4]

Эпикур , придерживаясь взглядов, отражающих взгляды греческого философа Демокрита , предположил, что человеческая душа телесна и состоит из мелких частиц, рассеянных внутри всего тела. Эпикур считал, что разделение этих мелких частиц приводит к потере чувствительности, а следовательно, и к смерти. Как и Аристотель, Эпикур придерживался мнения, что душа является результатом тела, что делает ее смертной и тленной. [2]

Изображение, изображающее третий и четвертый желудочки – думал Герофил, поскольку они были местом пребывания души.

В третьем веке Герофил из Александрии был одним из первых анатомов, проводивших вскрытие человеческого тела в течение того короткого времени, когда это было разрешено законом. [9] Герофил открыл множество новых аспектов человеческого тела, особенно мозга и связанных с ним тканей. [10] Произведения Герофила погибли при пожаре Александрии 391 года нашей эры и поэтому о его существовании мы знаем только по другим сохранившимся произведениям. Большая часть медицинской терминологии и работ зафиксирована в книгах Галена и поэтому достоверность того, что на самом деле думал Герофил о пребывании души в теле, подвергается сомнению. [10]

Судя по записям его работ, Герофил считал, что душа находится в мозге, а именно в желудочках мозга , четырех открытых полостях в самых сокровенных частях мозга. Герофил описывает различие души и природы как переплетенных внутри тела и, хотя они являются отдельными вещами, не могут существовать друг без друга. Герофил в своих вскрытиях обнаружил различия между нервами и кровеносными сосудами. [10] Нервы несли пневму или душу, чтобы оживить тело и сосуды, связанные с природой. Проследив по линиям прохождения нервов по телу, он увидел, что все они сходятся в мозгу, а, по рассуждению Герофила, - в желудочках мозга. [10] Особое значение для расположения души имел 4-й желудочек мозга.

Герофил заметил, что существует два типа нервов: те, которые отвечают за двигательную активность, и те, которые принимают сенсорную информацию. Поскольку все нервы являются продолжением спинного мозга и мозжечка , которые расположены ближе всего к 4-му желудочку, было логично предположить, что центр движения и восприятия, а значит, и душа, должен располагаться в 4-м желудочке. [2]

В его трактате «Об анатомии » пневма вдыхалась легкими и направлялась в желудочки мозга через сосуды тела, где мозг преобразовывал ее в то, что он называл «психической пневмой», или душой, и производил мысль, движение и все остальные анимации тела. Герофил обнаружил неровную поверхность стенок желудочков головного мозга, которую он назвал сосудистым сплетением и которая, как считалось, представляет собой взаимодействие мозга с пневмой для создания психической пневмы, а затем она посылалась через нервную систему. [9] Далее он идентифицировал 8 мозговых нервов и проследил их путь до спинного мозга и по всему телу. Сосудистое сплетение — это термин, который используется до сих пор и представляет собой структуру, вырабатывающую спинномозговую жидкость. [11]

Гален был одним из самых выдающихся врачей в истории и известен своей тщательной и детальной вивисекцией и препарированием животных, которые легли в основу современной медицины. Гален был известен своими трактатами, будучи одновременно врачом и философом, и хорошо разбирался в трудах Платона. Его медицинская анатомия описана с использованием бестелесных идеалов души Платона. Сердце было энергичным, печень — аппетитной, а мозг — логичным. [12] Позже Гален переехал в Рим, где проводил вивисекцию свиней и обезьян, чтобы наблюдать за их малым кровообращением. Он был первым учёным, различившим физиологическую разницу между артериями и венами. Гален ограничился научным объяснением кровообращения и дыхания.

Гален утверждает в книге « О дыхании и артериях »: «необходимо путем вскрытия определить количество и природу структур, соединяющих сердце с мозгом», и было замечено, что когда эти нервы были перерезаны у животных, они теряли голос, а когда вены если бы их порезали, у них пошла бы кровь, но они сохранили бы голос. [13] Следовательно, мозгу не нужно сердце, чтобы чувствовать или создавать ощущения, а сердцу не нужен мозг, чтобы двигаться. Гален признавал важность сердца и мозга для правильного функционирования человека, но рассматривал их как две отдельные системы, управляемые отдельно. [13] Таким образом, в бою участвуют две души: мозг представляет логическую душу и движущее логическое существо, сердце представляет энергичные действия движения и импульса, постоянно противоречащие друг другу и обеспечиваемые различными поддерживающими системами.

Гален утверждает, что «печень — это архаи» или источник вен и крови тела и, следовательно, важна для аппетитной души, но мало что делает для дальнейшего уточнения причины ее связи и того, почему это делает ее аппетитной. [13] Он продолжает теоретизировать, что «селезенка очищает печень». [14] Гален отмечает, что доказательства существования печени не так очевидны, как в случае с сердцем и мозгом. [13]

Гален также сделал акцент на взгляде на природу. Он согласился с древней доктриной четырех элементов , включающих землю, воду, ветер и огонь, которые воплощают холодные, горячие, сухие и влажные непреодолимые качества. Это соответствует основным жидкостям тела, включая кровь, черную желчь, слизь и желтую желчь. Юмор должен был возникнуть из элементов еды. Физиология Галена началась с питания. Пища трансформировалась в крови, а кровь позже трансмутировала в ткани плоти, однако человеческое тело состояло из большего количества голодных органов. В нем была и жизненная сила, и тепло. Он имел возможность двигаться добровольно. У него тоже были мысли. Следовательно, кровь была живым духом, наложенным на природные духи или питательную среду. Природный дух возник из еды и питья, жизненный дух — из атмосферного воздуха. Вены переносят природный дух, а артерии — жизненный дух. Сердце располагалось в центре. Орган сердца играл роль в обмене крови, находящейся в венах, и воздуха в артериях. Тело также обеспечивалось врожденным теплом благодаря сердцу. Сердце не было насосом. Это был завод и плавильная печь. Остальные части тела и их действия возникли в результате сочетания четырех элементов: дош и качеств. Гален выдвинул теорию естественных способностей, согласно которой каждая часть тела обладает способностью сохранять и привлекать питательные вещества, а также выводить экскременты. Таким образом, поток материалов внутри частей тела, казалось, следовал градиенту как притягивающей, так и выталкивающей силы.

Он также сделал подтверждение о сердце как об источнике врожденного тепла тела: «Сердце является как бы камнем очага и источником врожденного тепла, которым управляется животное». Он также провел тщательное наблюдение за необычными физическими свойствами. Он описал сердце как очень твердую плоть, которую нелегко повредить. Твердость, напряжение, а также общая сила вместе с устойчивостью к травмам способствовали уникальному свойству сердца. Он также привел доводы в пользу расширения и сжатия сердца, что делает сердце разумным органом, играющим такую ​​роль. Сложность волокон сердца также была подготовлена ​​к выполнению нескольких функций: увеличиваться в размерах, когда нужно было привлечь то, что было полезно, сжимать содержимое, к которому оно привлекло, а также достигать контакта, когда настало время для этого. выгнать остатки. Однако Гален был слишком смел. Он противоречил другим ученым в вопросах, касающихся подробной анатомии, например, Аристотеля, который утверждал, что сердце является местом происхождения нервов. Далее он утверждал, что сердце было всего лишь второстепенным органом, который в своей работе находился рядом с органом печени, поскольку оно не было ответственным за выработку жидкостей. Его идеи господствовали до середины XVII в.

, египетского философа и отца неоплатонизма , Идея Плотина легла в основу христианского взгляда на человеческую душу. Как и Платон, Плотин верил, что душа произошла от бессмертного существа, которое после смерти вернется к своему божественному источнику. Плотин верил в две части души: рациональную часть более высокого уровня и часть более низкого уровня, расположенную во всем теле. [2]

Плотин видел душу как инструмент универсальной структуры и одну из двух частей человеческой формы: тела и души. [15] Он видел в душе то, что отвечает за жизнь, и для того, чтобы существовало существование после смерти, душа не могла находиться в теле. Однако тело было необходимо для существования души. Таким образом, в философии Плотина существовала двойственность роли души. Душа сыграла важную роль в слиянии с Единым, «конечным объектом желания». [15]

Плотин выделил три этапа на пути к достижению цели «достижения единения с Единым». [15]

Этап 1: Возвращение к своему истинному «я» как душе.

[ редактировать ]

Этот этап включает в себя обретение контроля над собственным телом посредством платоновских гражданских добродетелей и непривязанности к материальным благам. Здесь вы осознаете себя душой, «божественной реальностью, независимой от тела и предшествующей ему». [15]

Стадия 2: Достижение жизни божественного разума

[ редактировать ]

Эта вторая стадия предполагает принятие высших процессов души и отказ от текущего образа мышления. Поскольку душа является мостом между человеческой формой и достижением Единого, мыслительные процессы души и ее божественность поднимут вас ближе к Единому.

Этап 3: Союз с Единым

[ редактировать ]

Последний шаг — это отказ от всего, чему вы научились раньше. Поскольку Единое превыше всякого знания, языка и рассуждения; это должно быть личное путешествие к объединению.

Как выразился сам Плотин: [15]

Поэтому «невозможно ни сказать», ни «написать», говорит он [Платон, Письмо 7, 341в], но мы говорим и пишем, насылая на это и пробуждаясь от слов [или объяснений] к созерцанию, как бы показывая путь к созерцанию. тот, кто хочет что-то увидеть. Ибо учение распространяется на дорогу и переход, а видение — дело решившего видеть.

Фома Аквинский

[ редактировать ]

Фома Аквинский искал христианский взгляд на душу, используя идеи Аристотеля. По мнению Фомы Аквинского, душа была бестелесной и бессмертной и возникла как прямой результат божественного вмешательства Бога, которое обычно происходило во втором триместре беременности. На этом этапе плод обретет способность воспринимать и двигаться в результате обретения души. [2] По существу, будучи бестелесной, хотя и «влитой» неизвестным образом в тело, и являясь «формой» тела в платоническом смысле, душа не имеет местоположения и, следовательно, не может «находиться» в теле как единое целое. находит орган. Это типичное понимание души, встречающееся сегодня в католической церкви .

Леонардо да Винчи

[ редактировать ]

Леонардо да Винчи использовал свой опыт в области анатомии, чтобы выдвинуть гипотезу о том, что душа находится в перекресте зрительных нервов , рядом с 3-м желудочком мозга. [16] Его взгляды были подтверждены наблюдениями за изменением восприятия после нарушений в этой конкретной области мозга. [2]

Поиски души да Винчи разделились на три этапа: ранние концепции, личный поиск и синтез. [1]

Этап 1: Ранние концепции

[ редактировать ]

В ходе своего эксперимента с прокалыванием лягушек в 1487 году да Винчи отточил мозговое вещество как местонахождение души: [1]

лягушка мгновенно погибает при перфорации ее спинного мозга. А раньше оно жило без сердца, каких-либо внутренних органов, кишечника и кожи. Следовательно, здесь, оказывается, лежит основа движения и жизни.

Фаза 2: Персональный квест

[ редактировать ]

На втором этапе да Винчи начал исследовать нервную систему и то, как она связана с черепом. На этой фазе он заявил, что душа расположена немного выше перекреста зрительных нервов, в передней части третьего желудочка.

Эта фаза также устанавливает роль души в теле по мнению Да Винчи. Да Винчи считал душу управляющей всеми чувствами, он утверждает: «Душа, по-видимому, обитает в месте суда, а судебная часть, по-видимому, находится в том месте, где все чувства сходятся вместе, которое называется « чувство коммуны ». [1]

Этап 3: Синтез

[ редактировать ]

Этот заключительный этап включал дальнейшее изучение анатомии мозга. Да Винчи использовал воск для заполнения желудочков бычьего мозга, чтобы получить физическую модель местоположения « чувственной коммуны », а также двух других ориентиров — импренсивы и мемориа. [1]

Рене Декарт

[ редактировать ]

Декарт принял точку зрения Плотина на двойственную природу души. По Декарту, душа наделяет способностью мыслить; это отличало людей от животных, у которых не было способности думать или даже чувствовать. [6] Однако Декарт считал, что физическое тело и разум в какой-то момент должны быть физически связаны. Рассуждения Декарта основывались на его наблюдении, что каждая структура мозга, за исключением шишковидной железы, является парной . Он чувствовал, что шишковидная железа должна быть местом встречи физического тела и ума, и, следовательно, шишковидная железа должна быть местом расположения души. [17]

Традиционная китайская философия

[ редактировать ]

В усин пять Шэнь расположены в пяти органах Инь (также известных как Цзан (脏)) следующим образом: [ нужна ссылка ]

  • В сердце находится или хранится шэнь (神).
  • В легких находится или хранится по (魄).
  • В печени находится или хранится хун (魂).
  • Селезенка является домом или хранилищем И (意).
  • Почки хранят чжи ( 志)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Дель Маэстро, Роландо Ф. (ноябрь 1998 г.). «Леонардо да Винчи: поиски души» . Журнал нейрохирургии . 89 (5): 874–887. дои : 10.3171/jns.1998.89.5.0874 . ISSN   0022-3085 . ПМИД   9817431 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Санторо, Джузеппе; Вуд, Марк Д.; Мерло, Люсия; Анастази, Джузеппе Пио; Томаселло, Франческо; Джермано, Антонино (01 октября 2009 г.). «Анатомическое расположение души от сердца, через мозг, ко всему телу и за его пределами». Нейрохирургия . 65 (4): 633–643. дои : 10.1227/01.NEU.0000349750.22332.6A . ISSN   0148-396X . ПМИД   19834368 . S2CID   27566267 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Тивель, Антуан (2005). Воздух, пневма и дыхание от Гомера до Гиппократа . Нидерланды: Koninklijke Brill NV. стр. 239–249. ISBN  978-9004144309 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Кривеллато, Энрико; Рибатти, Доменико (9 января 2007 г.). «Душа, разум, мозг: греческая философия и зарождение нейробиологии». Бюллетень исследований мозга . 71 (4): 327–336. doi : 10.1016/j.brainresbull.2006.09.020 . ISSN   0361-9230 . ПМИД   17208648 . S2CID   16849610 .
  5. ^ Бос, АП; Ферверда, Р. (25 июня 2008 г.). Аристотель, О животворящем духе (<i>De Spiritu</i>) . Брилл. doi : 10.1163/ej.9789004164581.i-209 . ISBN  9789047432685 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Ослер, Маргарет Дж., 1942–2010 гг. (2010). Переконфигурация мира: природа, Бог и человеческое понимание от средневековья до Европы раннего Нового времени . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN  978-0-8018-9655-2 . OCLC   476834538 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  7. ^ «Архив интернет-классики | О душе Аристотеля» . classics.mit.edu . Проверено 23 июля 2018 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Росс, Дэвид (1942). Психология: Де анима. Парва Натуральния . Университет Индианы: Издательство Оксфордского университета.
  9. ^ Перейти обратно: а б Генрих Фон, Штаден (2007). Герофил: врачебное искусство в ранней Александрии . Издательство Кембриджского университета.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д JMS, Пирс (лето 2018 г.). «Нейроанатомия Герофила» . Европейская неврология . 69 (5): 292–295. дои : 10.1159/000346232 . PMID   23445719 – через Каргера.
  11. ^ Плог, Бенджамин А.; Недергаард, Майкен (24 января 2018 г.). «Глимфатическая система в здоровье и заболеваниях центральной нервной системы: прошлое, настоящее и будущее» . Ежегодный обзор патологии: механизмы заболевания . 13 (1): 379–394. doi : 10.1146/annurev-pathol-051217-111018 . ISSN   1553-4006 . ПМК   5803388 . ПМИД   29195051 .
  12. ^ Хэнкинсон, Р.Дж. (1991). «Анатомия души Галена». Фронезис . 36 (2): 197–233. дои : 10.1163/156852891321052787 . JSTOR   4182386 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Ферли, Уилки, Дэвид, Дж (2014). Гален о дыхании и артериях: издание с английским переводом и комментариями к книгам «Об использовании дыхания», «Содержится ли кровь в артериях по своей природе», «Об использовании пульса» и «О причинах дыхания» . Принстон, штат Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  14. ^ Мебиус, Рейна Э.; Крааль, Георг (август 2005 г.). «Строение и функции селезенки». Обзоры природы. Иммунология . 5 (8): 606–616. дои : 10.1038/nri1669 . ISSN   1474-1733 . ПМИД   16056254 . S2CID   3258595 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и О'Мира, Доминик Дж. (23 марта 1995 г.). «Душа и тело». Плотин: Введение в Эннеады . стр. 12–21. дои : 10.1093/0198751478.003.0002 . ISBN  0198751478 .
  16. ^ Пандия, Сунил К. (2011). «Понимание мозга, разума и души: вклад неврологии и нейрохирургии» . Монографии Mens Sana . 9 (1): 129–149. doi : 10.4103/0973-1229.77431 (неактивен 26 апреля 2024 г.). ISSN   0973-1229 . ПМК   3115284 . ПМИД   21694966 . {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка )
  17. ^ Декарт, Рене. (2016). Страсти души и другие поздние философские сочинения . Издательство Оксфордского университета США – OSO. ISBN  978-0-19-150707-6 . OCLC   1119642197 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be82d66ca0cf533fee12d17b05de7e1d__1719993120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/1d/be82d66ca0cf533fee12d17b05de7e1d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the location of the soul - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)