Тумос
Тумос , также пишется Тимос ( греч . θυμός ), является древнегреческим понятием « энергичности » (как в «энергичном жеребце» или «энергичных дебатах»). Это слово указывает на физическую связь с дыханием или кровью, а также используется для выражения человеческого желания признания. Это не соматическое чувство, как тошнота и головокружение.
История
[ редактировать ]Гомер
[ редактировать ]В тумос произведениях Гомера использовался для обозначения эмоций, желания или внутреннего побуждения. Тумос был постоянным достоянием живого человека, которому принадлежали его мысли и чувства. Когда гомеровский герой находится в состоянии эмоционального стресса, он может проявить свой тумос и поговорить с ним или отругать его. [1] Ахиллес в «Илиаде» заботится о своей чести; он хранит богов и божеств в своем сердце; «...громовой владыка Геры может даровать тебе завоевание славы, ты не должен намереваться сражаться с троянцами , чья радость в битве, без меня. Так ты умаляешь мою честь (тумос)». [2]
Демокрит
[ редактировать ]Демокрит использовал « эвтимию » (т.е. «добрый тумос») для обозначения состояния, в котором душа живет спокойно и размеренно, не беспокоясь ни о страхе, ни о суевериях, ни о других страстях . Для Демокрита эвтимия была одним из коренных аспектов цели человеческой жизни.
Платон
[ редактировать ]Платоновский « Федр» и его более поздняя работа «Государство» рассматривают тумос как одну из трех составных частей человеческой психики . В «Федре » Платон изображает логос в виде возничего, управляющего двумя лошадьми, эросом и тумосом (эротическая любовь и энергичность должны руководствоваться логосом). В « Государстве » (Книга IV) душа разделяется на (см. трехчастную теорию души Платона ): [1]
- нус (« интеллект », « разум »), который является или должен быть контролирующей частью, подчиняющей аппетиты с помощью тумоса .
- тумос (« страсть »), эмоциональный элемент, благодаря которому мы испытываем радость, веселье и т. д. ( Государство IV, 439e);
- эпитумия (« аппетит », « привязанность »), которой приписывают телесные желания ;
Платон предположил, что у нас есть три части нашей души, которые в сочетании делают нас лучше в предназначенном нам призвании и являются скрытой основой для развития наших врожденных идей . Тумос может извлечь из этого, чтобы укрепить человека нашими рассуждениями, это трехстороннее разделение выглядит следующим образом:
- Причина (мысли, размышления, вопросы)
- Энергичность (эго, слава, честь) и
- Желания (естественные, например, еда, питье, секс или неестественные, например, деньги, власть).
Современные взгляды
[ редактировать ]Тимос и демократия: мегалотимия и изотимия
[ редактировать ]«Мегалотимия» относится к потребности быть признанным выше других, а «изотимия» — это потребность быть признанным просто равным другим. Оба термина представляют собой неоклассические соединения , придуманные Фрэнсисом Фукуямой . В своей книге «Конец истории и последний человек » Фукуяма упоминает «тимос» в отношении либеральной демократии и признания. Он связывает идеи Сократа о Тимосе и желании с тем, как люди хотят, чтобы их признали в своем правительстве. Проблемы возникают, когда другие люди не признают чужой Тимос и, следовательно, не обеспечивают справедливость, которую он требует. Чтобы люди могли существовать в гармонии, утверждает Фукуяма, изотимия , а не мегалотимия для удовлетворения человеческой потребности в признании должна использоваться . Любая система, создающая политическое неравенство, неизбежно подпитывает мегалотимию одних ее членов и отрицает ее у других. Фукуяма объясняет, как Тимос относится к истории, на примере антикоммунизма по отношению к Советскому Союзу, Восточной Европе и Китаю. Он заявляет: «Мы не сможем понять всю целостность революционного явления, если не оценим действие тимотического гнева и требования признания, которые сопровождали экономический кризис коммунизма». [3]
В медицине
[ редактировать ]Гипертимия , дистимия , циклотимия и эвтимия (медицина) являются психическими/поведенческими состояниями в современной психологии.
Культурные ссылки
[ редактировать ]- В » Мигеля де Сервантеса рыцарь « Дон Кихоте описывается как движимый энергичным тимосом или гневом, когда его чувство собственного достоинства принижается. К нему возвращается равновесие и чувство справедливости только тогда, когда он поселяется среди саррацинов. [4]
- Общество чести Фи Тета Каппа приняло букву тета вместо тумос , обозначающую «стремление», которое они ищут в своих потенциальных членах.
- Тимос — это название академического журнала исследований детства [1] .
- Thumos — название американской прогрессив-дум/пост-метал группы, чья музыка основана на произведениях Платона [2] .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лонг А.А. Психологические идеи в древности. В: Словарь истории идей . 1973–74 [2003]. связь .
- ^ Гомер (2003). Илиада (Классика Вордсворта) (Новое издание). Уэр, Хартфордшир: Англия: Классика Вордсворта. ISBN 978-1853262425 .
- ^ Фукуяма, Фрэнсис. Конец истории и последний человек Фрэнсис Фукуяма, 2006 г.: Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
- ^ Фредерик А. де Армас , Дон Кихот среди сарацин: столкновение цивилизаций и литературных жанров . University of Toronto Press, 2011, стр. 162 и далее.