Трихотомия (философия)
Трихотомия - это трехстороннее классификационное деление. Некоторые философы занимались трихотомией.
История
[ редактировать ]Важные трихотомии, обсуждавшиеся Фомой Аквинским, включают причинные принципы (агент, пациент, действие), возможности интеллекта ( воображение, мыслительные способности, память и воспоминание) и действия интеллекта (понятие, суждение, рассуждение), со всеми из тех, кто укоренен в Аристотеле; также трансцендентальные начала бытия (единство, истина, добро) и требования прекрасного ( целостность, гармония, сияние).
Кант изложил таблицу суждений , включающую четыре трехсторонние альтернативы в отношении (1) количества, (2) качества, (3) отношения, (4) модальности, и на основе этой таблицы - таблицу четырех категорий , названную только что перечисленные термины, каждый из которых имеет три подкатегории. Кант также адаптировал томистские интеллектуальные акты в своей трихотомии высшего познания — (а) понимания, (б) суждения, (в) разума, — которое он соотнес со своей адаптацией в способностях души — (а) познавательных способностей, (б) чувство удовольствия или неудовольствия и (в) способность желания [1] — о . трихотомии чувства, понимания и воли Тетенса [2] В своей «Логике» (113) Кант отмечает, что всякая «политомия эмпирична» и «нельзя преподавать в логике». [3]
Гегель считал, что внутреннее противоречие вещи или идеи приводит в диалектическом процессе к новому синтезу, который лучше понимает это противоречие. Иногда этот процесс описывают как тезис, антитезис, синтез . Оно проявляется в образце трихотомий (например, бытие-ничто-становление, непосредственно-опосредованное-конкретное, абстрактно-негативное-конкретное); такие трихотомии — это не просто трехсторонние классификационные подразделения; они включают трио элементов, функционально взаимосвязанных в процессе. Их часто называют триадами (но слово «триада» не имеет этого фиксированного значения в философии в целом).
Чарльз Сандерс Пирс построил свою философию на трихотомии и триадических отношениях и процессах и сформулировал « Тезис редукции », согласно которому каждый предикат по существу является либо монадическим (качество), диадическим (отношение реакции или сопротивления), либо триадным (репрезентативное отношение), и никогда не является триадическим (отношение репрезентации). действительно и неприводимо тетрадно или больше.
Примеры философских трихотомий
[ редактировать ]Платону . Три части человека по [4] [5] | Нус (ум, интеллект). Психика (душа). Сома (тело). |
Платона Три трансценденталии | Истина ( логика , истина ). Добро ( этика , добро ). Красота ( эстетика , красивое ). |
Трехчастная душа Платона | Логистикон (логический, рациональный). Тимоид (энергичный, различные животные качества). Эпитиметикон (жаждущий, волевой, либидозный, желающий). |
Три вида души по Аристотелю | Трептике (питательный, вегетативный). Айстетика (чувственная, животная). Ноэтике (разумный, человеческий). |
Аристотеля Три основных способа убеждения | Этос. Пафос. Логотипы. |
Плотина Три принципа | Тот самый. Интеллект. Душа. |
Шеме по Три элемента человека | 1] लब (лев) / Кардия ( сердце). 2] Нефеш ( нэфеш ) / Психея (душа). 3] Ме'од / Динамис (сила) [6] [7] |
святого Павла ( Трехчастная природа человечества 1 Фес. 5:23) | Сома (тело). Психика (душа). Пневма (дух). (В других отрывках Павел использует альтернативные понятия: kardia [сердце], eso kai exo anthropos [внутреннее и внешнее человеческое существо]; nous [разум]; suneidesis [совесть]; sarx [плоть]). [8] |
святого Августина Три закона [9] | Божественный Закон. Естественный закон. Временной, позитивный или человеческий закон. |
Три особенности души святого Августина [10] | Интеллект. Воля. Память. ( Святой Иоанн Креста, ОКР, также следует этому, но может ошибочно идентифицировать их как три разные силы. [11] ) |
Святой Альберт Великий '3 универсалии [12] | Ante rem (Идея в уме Бога). В ре (потенциальное или актуальное в вещах). Post rem (мысленно абстрагировано). |
Святой Фома Аквинский, 3 причинных принципа ОП [13] (основан на Аристотеле) | Агент. Пациент. Действовать. |
Три силы интеллекта по Фоме Аквинскому [13] (основан на Аристотеле) | Воображение. Мыслительная сила (или, у животных, инстинкт). Память (а у людей — воспоминание). |
Три акта интеллекта Фомы Аквинского [13] (основан на Аристотеле) | Концепция. Суждение. Рассуждение. |
Три трансцендентальности бытия Фомы Аквинского [13] | Единство. Правда. Боже мой. |
Три условия прекрасного по Фоме Аквинскому [13] | Целостность или совершенство. Гармония или правильная пропорция. Сияние. |
сэра Фрэнсиса Бэкона Три таблицы [14] | Присутствие. Отсутствие. Степень. |
Три способности ума Бэкона | Память. Причина. Воображение. |
Три отрасли знания Бэкона | История. Философия. Поэзия. Вдохновил образную систему человеческого познания Дидро ( и Даламбера .) |
Томас Гоббс «Три поля» | Физика. Моральная философия. Гражданская философия. |
Джона Драйдена Три способа перемещения | Метафраза . Перефраз . Имитация. |
Кристиана Вольфа Три особые метафизики | Рациональная психология. Рациональная космология. Рациональная теология. |
Канта Три способности души [1] | Факультеты знаний. Чувство удовольствия или неудовольствия. Способность желания (которую Кант рассматривал также как волю). |
Три высшие способности познания Канта [1] | Понимание. Суждение. Причина. |
Канта Три суждения о количестве | Универсальный. Особый . Единственное число |
Канта. Три категории количества | Единство. Множество. Тотальность |
Три суждения Канта о качестве | Утвердительный . Отрицательный . бесконечный |
Три категории качества по Канту. | Реальность . Отрицание . Ограничение. |
Три суждения Канта об отношениях | Категоричный . Гипотетический . Дизъюнктивный . |
Три категории отношений Канта. | Присущность и существование . Причинность и зависимость. Сообщество. Другими словами: Вещество и случайность . Причина и следствие . Взаимность. |
Три суждения Канта о модальности. | Проблематично. Ассерторический . Неопровержимый |
Три категории модальности Канта. | Возможность . Существование . Необходимость |
Йоханнеса Николауса Тетенса Три силы ума [2] | Чувство. Понимание. Воля. |
Ханны Арендт Активная биография | Труд, Работа, Действие |
Три духа Гегеля [15] | Субъективный дух. Объективный Дух. Абсолютный Дух. |
Кьеркегора Сёрена 3 этапа [16] | Эстетический. Этический. Религиозный. |
Сандерса Пирса Чарльза 3 категории | Качество чувств. Реакция, сопротивление. Представительство, посредничество. |
Три вселенные опыта К.С. Пирса | Идеи. Грубый факт. Привычка (привычка). |
К.С. Пирса Три порядка философии | Феноменология. Нормативные науки. Метафизика. |
К.С. Пирса 3 норматива | Хорошее (эстетическое). Право (этическое). Истинное (логическое). |
К.С. Пирса Три семиотических элемента | Знак (representamen). объект интерпретация |
К.С. Пирса 3 степени концептуальной ясности | По знакомству. О частях определения. Возможных практических последствий. |
Три активных принципа К.С. Пирса в космосе | Спонтанность, абсолютная случайность. Механическая необходимость. Творческая любовь. |
Готлоба Фреге Три сферы чувств [17] | Внешний, общественный, физический. Внутреннее, частное, ментальное. Платоническое, идеальное, но объективное (к которому относятся предложения). |
Зигмунда Фрейда Структурная модель [5] | Ид, эго и суперэго ( «ид», «я», «суперэго» ) |
Эдмунда Гуссерля Три редукции | Феноменологический. Эйдетический. Религиозный. |
Р.Штайнер более тройной аспект. | Тело, душа и дух. Воображение, вдохновение и интуиция. |
Коржибского Три типа жизни | Химическое связующее (т.е. растения). Космосвязующие (т.е. млекопитающие). Связующее время (то есть люди). Каждый шаг вверх по шкале требует предыдущего. |
Джеймса Джойса Три эстетических этапа [18] | Арест (по целостности). Очарование (гармонией). Зачарование (сиянием). |
Жака Лакана Три заказа | Реальное, символическое и воображаемое |
Три мира Карла Поппера [19] | Физические вещи и процессы. Субъективный человеческий опыт. Культура и объективное знание |
Луи Зукофски Три эстетических элемента [20] | Форма. Ритм. Стиль. |
Мориса Мерло-Понти 3 поля [21] | Физический. Жизненно важный. Человек. |
3 категории Мориса Мерло-Понти [21] | Количество. Заказ. Значение. |
Эрика Берна Транзакционный анализ | Родитель, Взрослый, Ребенок |
Алана Уоттса Три взгляда на мир | Жизнь как машина (вестерн). Жизнь как организм (китайский). Жизнь как драма (Инд.). |
См. также
[ редактировать ]- Сбалансированный тройной
- Дихотомия
- Эпистемологический плюрализм
- Правило трех (письмо)
- Трилемма
- Троица
- Трехсторонний девиз
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кант, Иммануил, Критика суждения , издание 2007 г., Cosimo Classics, стр. 10-11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тео, Томас (2005), Критика психологии: от Канта к постколониальной теории , с. 43.
- ^ Кант И., (1800), Логика (Logik), тр. Дж. Ричардсон Лондон, 1819, стр.209. При подготовке он заявляет: «Деление на два члена называется дихотомией; но, если оно состоит из более чем двух членов, оно называется пойтомией».
- ^ Платон, Тимей , 30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Калиан, Флориан (2012). Платоновская «Психология действия и происхождение агентности» . Л'Харматтан. стр. 9–12. ISBN 978-963-236-587-9 .
- ^ Петерсен, WL 2011. Патристические и текстологические исследования: Сборник эссе Уильяма Л. Петерсена . Брилл: Лейден. п. 229. ссылка .
- ^ Дэвис, В. Д., Эллисон, округ Колумбия. Критический и экзегетический комментарий к Евангелию от Святого Матфея . Т&Т Кларк, 1988–1997, 3 тома. связь . [том 3, с. 241.]
- ^ Университет Крэндалла. Полина антропология . [1] .
- ^ Августин на протяжении веков (1999), с. 582.
- ^ Святой Августин Гиппонский, De Trinitate , 10, 11; Энциклопедия христианского богословия , том 1 (2004), стр. 54. См. Святой Августин Гиппонский, De Trinitate , 14. Святой Фома Аквинский, OP, объясняет, что Святой Августин не идентифицирует эти три особенности как «силы» души. Святой Фома Аквинский, OP, Summa Theologiae , Prima Pars, Q. 79, A. 7, ad 1 .
- ^ Святой Иоанн Креста, ОКР, Доктор, Восхождение на гору Кармель , Книга 2, Глава 6, §1.
- ^ «Святой Альберт Великий» в Католической энциклопедии . Эпринт .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и См. «Карман Аквинского» (1991).
- ^ "Фрэнсис Бэкон, виконт Сент-Олбан", Britannica.com Eprint
- ^ Реддинг, Пол (1997, 2006), «Георг Вильгельм Фридрих Гегель» в Стэнфордской энциклопедии философии . Эпринт .
- ^ Макдональд, Уильям (1996, 2009), «Сёрен Кьеркегор» в Стэнфордской энциклопедии философии . См. раздел 6 .
- ^ Клемент, Кевин К. (2005), « Готтлоб Фреге (1848–1925) », Интернет-энциклопедия философии .
- ↑ Джойс, Джеймс (1914–1915), Портрет художника в молодости , см. главу 5 , особенно (но не только) строки 8215–8221.
- ^ Поппер, Карл (1982), Открытая Вселенная: аргумент в пользу индетерминизма .
- ^ Зукофски, Луи, «А» - 12 (1966) и Предлоги (1967, 1981), с. 55.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мерло-Понти, Морис (1942), «Структура поведения» и опубликовано на английском языке под названием «Структура поведения» .