Призрак в машине
« Призрак в машине » — это термин, первоначально использовавшийся для описания и критики концепции разума, существующего рядом с телом и отдельно от него. В последнее время этот термин получил несколько применений, включая концепцию о том, что интеллектуальная часть человеческого разума находится под влиянием эмоций; а в художественной литературе — возникающее сознание, находящееся в компьютере.
Термин возник из британским философом Гилбертом Райлом описания Рене Декарта дуализма разума и тела . Райл представил эту фразу в «Концепции разума» (1949). [1] чтобы подчеркнуть точку зрения Декарта и других о том, что умственная и физическая деятельность происходят одновременно, но раздельно. [2]
Гилберт Райл
[ редактировать ]Гилберт Райл (1900–1976) был философом, читавшим лекции в Оксфорде и внесшим важный вклад в философию сознания и « философию обычного языка ». Его наиболее важные труды включают «Философские аргументы» (1945), «Понятие разума» (1949), «Дилеммы» (1954), «Прогресс Платона» (1966) и «О мышлении» (1979).
Райла «Концепция разума» (1949) критикует представление о том, что разум отличается от тела , и называет эту идею «призраком в машине». По мнению Райла, классическая теория разума , или «картезианский рационализм», допускает основную категориальную ошибку (новую логическую ошибку, изобретенную самим Райлом), поскольку она пытается проанализировать отношения между «разумом» и «телом», как если бы они были термины одной и той же логической категории. Эту путаницу логических категорий можно увидеть и в других теориях отношений между разумом и материей. Например, идеалистическая теория разума совершает основную категориальную ошибку, пытаясь свести физическую реальность к тому же статусу, что и ментальная реальность, в то время как материалистическая теория разума допускает основную категориальную ошибку, пытаясь свести ментальную реальность к тому же статусу, что и физическая реальность. реальность. [3] [4]
Официальная доктрина
[ редактировать ]Райл утверждает, что доктрина дуализма тела и разума была «официальной доктриной» или догмой философов: [5]
распространено учение о природе и месте разума , Среди теоретиков которого большинство философов , психологов с небольшими оговорками придерживается и религиозных учителей. Хотя они и признают в ней определенные теоретические трудности, они склонны предполагать, что их можно преодолеть без внесения серьезных изменений в структуру теории... [В доктрине говорится, что] за сомнительными исключениями умственно неполноценных и младенцев - В оружии каждое человеческое существо имеет и тело, и разум.... Тело и разум обычно связаны вместе, но после смерти тела разум может продолжать существовать и функционировать.
Центральные принципы доктрины, по мнению Райла, необоснованны и противоречат всему тому, что мы знаем о разуме. О доктрине он говорит: «Согласно официальной доктрине каждый человек обладает прямым и неизменным познанием . В сознании , самосознании и самоанализе он напрямую и достоверно осведомлен о текущих состояниях работы ума». [6]
«Миф Декарта»
[ редактировать ]В своем эссе «Миф Декарта» философские аргументы Райла излагают его представление об ошибочных основах дуализма разума и тела. Он полагает, что говорить о разуме и теле как о субстанциях, как это делает дуалист, значит совершать категориальную ошибку : [1]
Райл пытается показать, что «официальная доктрина» дуализма разума и тела ложна, утверждая, что она путает два логических типа или категории как совместимые: «она представляет факты психической жизни так, как если бы они принадлежали к одному логическому типу». /категория, когда они на самом деле принадлежат другой, поэтому догма является философским мифом».
В популярной культуре
[ редактировать ]Я, Робот
[ редактировать ]В научно-фантастическом фильме 2004 года « Я, робот » «призрак в машине» — это явление, исследованное дизайнером робототехники доктором Альфредом Лэннингом , чтобы объяснить поведение продвинутых роботов в фильме: [7]
В машине всегда были призраки. Случайные сегменты кода , сгруппированные вместе, чтобы сформировать неожиданные протоколы. Неожиданно эти свободные радикалы порождают вопросы о свободе воли , творчестве и даже о природе того, что мы могли бы назвать душой . Почему, когда некоторые роботы остаются во тьме, они начинают искать свет? Почему, когда роботы хранятся в пустом пространстве, они группируются вместе, а не стоят поодиночке? Как мы объясним такое поведение? Случайные фрагменты кода? Или это нечто большее? Когда схема восприятия становится сознанием? Когда разностная машина становится поиском истины? личности Когда симуляция становится горькой пылинкой души?
Фильм исследует «призрак в машине» как пример возникновения , когда сложные взаимодействия в программном обеспечении робота организуются для создания локальной души. Точно так же, как Райл полагает, что психические процессы и сознание человека возникают в результате нашей независимой физической природы, Лэннинг утверждает то же самое в отношении машин. Такое предположение приводит к вопросам, касающимся разума машин и этики искусственного интеллекта в фильме.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Райл, Гилберт. 1949. «Миф Декарта». В концепции разума . Лондон: Хатчинсон.
- ^ Тэнни, Джулия «Гилберт Райл» , в Стэнфордской энциклопедии философии ; 18 декабря 2007 г.; содержательная редакция: понедельник, 2 ноября 2009 г. (по состоянию на 30 октября 2012 г.)
- ^ де Мораис Рибейро, Энрике. 10–15 августа 1998 г. « О философии когнитивной науки ». Труды 20-го Всемирного философского конгресса , Бостон, Массачусетс: Всемирный философский конгресс . По состоянию на 29 октября 2012 г.
- ^ Джонс, Роджер. 2008. « Философия разума. Введение в философию времен Просвещения ». Философ.орг . по состоянию на 30 октября 2012 г.
- ^ Райл, Гилберт. [1949] 2002. Концепция разума . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 11.
- ^ Коттингем, Джон Г. 1996. Западная философия: антология , антологии философии Блэквелла 10. Wiley. ISBN 9780631186274 . п. 189.
- ^ IMDB. 2004. Я, робот (2004) Джеймс Кромвель: доктор Альфред Лэннинг .
Первоисточники
[ редактировать ]- Кестлер, Артур (05.06.1990) [1967]. Призрак в машине (переиздание 1990 г.). Группа Пингвин . ISBN 0-14-019192-5 .
- Райл, Гилберт (15 декабря 2000 г.) [1949]. «Миф Декарта». Концепция разума (изд. Нового Универа). Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-73296-7 .