Сверхдуша
« Сверхдуша » — это эссе Ральфа Уолдо Эмерсона, впервые опубликованное в 1841 году. Учитывая человеческую душу в качестве главной темы, рассматриваются несколько общих тем: (1) существование и природа человеческой души; (2) отношения между душой и личным эго ; (3) отношение одной человеческой души к другой; и (4) отношение человеческой души к Богу . Влияние восточных религий , включая Веданту , совершенно очевидно, но в эссе также развиваются идеи, давно присутствующие в западном философском каноне (например, в работах Платона , Плутарха , Плотина , Прокла — все произведения которых Эмерсон широко читал на протяжении всей своей жизни). карьера) [1] [2] и богословие Эмануэля Сведенборга .
Эссе не претендует на систематическую доктрину , а скорее представляет собой поэтическое произведение. [ нужна ссылка ] Ее достоинство – в личной проницательности автора и высокой манере его изложения. [ нужна ссылка ] Эмерсон хотел побудить и направить читателя к пробуждению подобных мыслей и чувств.
Что касается четырех тем, перечисленных выше, в эссе представлены следующие взгляды: (1) человеческая душа бессмертна , безмерно обширна и прекрасна; (2) сознательное эго незначительно и ограничено по сравнению с душой, несмотря на то, что люди обычно принимают свое эго за свое истинное «я»; (3) на каком-то уровне души всех людей связаны, но точный способ и степень этой связи не выяснены; и (4) что душа создана и существует подобно Богу, или что Бог существует внутри людей.
«Сверхдуша» сейчас считается одним из величайших произведений Эмерсона. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]В эссе включен следующий отрывок:
Высшим критиком ошибок прошлого и настоящего и единственным пророком того, что должно быть, является та великая природа, в которой мы покоимся, как земля лежит в мягких объятиях атмосферы; это Единство, эта Сверхдуша , внутри которой содержится отдельное существо каждого человека и которое объединяется со всеми остальными; это общее сердце. [3]
Для Эмерсона этот термин означает высшее единство, превосходящее двойственность или множественность, что во многом соответствует философии Адвайта Веданты . Эта неавраамическая интерпретация использования этого термина Эмерсоном дополнительно подтверждается тем фактом, что записи в журнале Эмерсона за 1845 год предполагают, что он читал Бхагавад-гиту и Генри Томаса Колбрука эссе о Ведах . [4] В том же эссе Эмерсон далее формулирует свой взгляд на эту дихотомию между феноменальной множественностью и трансцендентальным единством:
Мы живем последовательно, в разделении, по частям, в частицах. Между тем внутри человека находится душа целого; мудрое молчание; универсальная красота, с которой в равной степени связана каждая часть и частица, вечное ЕДИНОЕ. И эта глубокая сила, в которой мы существуем и блаженство которой все доступно нам, не только самодостаточна и совершенна в каждый час, но и акт видения и видимая вещь, видящий и зрелище, субъект и объект. , являются одним. Мы видим мир по частям, как солнце, луну, животное, дерево; но целое, блестящие части которого представляют собой душу. [3]
Термин «Сверхдуша» в последнее время стал использоваться восточными философами, такими как Мехер Баба и другими, как ближайший английский языковой эквивалент ведической концепции Параматмана . [5] (На санскрите слово парам означает «высший», а атман означает «душа»; таким образом, Параматман буквально означает «Высшая Душа». [6] ) Этот термин часто используется при обсуждении восточной метафизики, а также вошел в западный жаргон. В этом контексте термин «Сверхдуша» понимается как коллективная неделимая Душа, в которую включены все индивидуальные души или личности. Говорят, что переживание этой лежащей в основе реальности неделимого состояния «Я есть» Сверхдуши скрыто от человеческого ума санскарами , или впечатлениями, приобретенными в ходе эволюции и реинкарнации. Такие прошлые впечатления образуют своего рода оболочку между Сверхдушой и ее истинной идентичностью, поскольку они порождают тенденцию отождествления с грубым дифференцированным телом. Таким образом, мир, воспринимаемый через впечатления прошлого, кажется множественным, в то время как реальность, переживаемая в настоящем, не обремененная прошлыми впечатлениями (безусловный или освобожденный разум), воспринимает себя как Единую неделимую целостность, то есть Сверхдушу.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Учителя Эмерсона , Джон С. Харрисон, Нью-Йорк: Стерджис и Уолтон, 1910.
- ^ Эмерсон: Разум в огне , Роберт Д. Ричардсон-младший, Беркли: Калифорнийский университет Press, 1995, стр. 65-66.
- ^ Jump up to: а б Сверхдуша, из «Очерков: первая серия», Ральф Уолдо Эмерсон, 1841 г.
- ^ Индия в Соединенных Штатах: вклад Индии и индейцев в Соединенных Штатах Америки , Сачин Н. Прадхан, SP Press International, Inc., 1996, стр. 12.
- ^ Бог говорит, Тема творения и его цель , Мехер Баба, Додд Мид. 1955. Сек. Эд. стр. 1 и след., 156, 172.
- ^ «Санскрит: Парам» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2007 г. Проверено 6 февраля 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Полный текст The Over-Soul онлайн
- Эмерсон и Шанкара на infinityfoundation.com