Мана (мандеизм)
Часть серии о |
мандеизм |
---|
Религиозный портал |
Мандейское ) — это термин , слово мана ( ࡌࡀࡍࡀ который примерно эквивалентен философскому понятию « нус» . Его переводили по-разному: « разум », « душа », « сокровище ». [1] «Одежда», «Интеллект», [2] «Интеллект», «Сердце», «Дух», «Существо»; или, альтернативно, как « нус », [3] « сознание », или «сосуд». [4]
Теодор Нёльдеке утверждал, что это слово имеет иранское происхождение. [5]
Значение
[ редактировать ]Э. С. Дроуэр (1960) переводит буквальное арамейское значение слова «мана» как «одежда, одеяние, средство передвижения, сосуд, инструмент». Символически это относится к «душе» или «разуму». [6] : 2 Дроуэр сравнивает ману с валентинианским понятием Софии (Мудрости) и маркосианским понятием Эннойи (Идея, Мысль). [6] : 81
В мандейских писаниях
[ редактировать ]Все гимны второй книги « Левой Гиндзы» , в которых мана сокрушается о том, что она была низвергнута в физический мир, начинаются со следующего припева: [4] [7]
Я мана Великой Жизни ( mana ana ḏ-hiia rbia )
Я мана Могущественной Жизни ( mana ana ḏ-hiia rurbia )
Я мана Великой Жизни ( mana ana ḏ-hiia rbia )
«Я — мана Великой Жизни» ( mana ana ḏ-hiia rbia ) также часто используется в мандейской книге Иоанна . [8] В 5-м псалме Манихейских псалмов Фомы словосочетание «сокровище жизни» происходит от вышеупомянутой мандейской формулы по Торгни Сэве-Сёдербергу . [9] Эта фраза также была заимствована валентинианскими гностиками из мандеизма. [10] : 28
Книга 3 Правой Гиндзы , « мана внутри маны » и «плод ( пира ) внутри плода» существовали еще до того, как духовная вселенная ( Мир Света ) с ее утрами и эманациями. возникла [4]
В Книге 5, главе 1 Правой Гиндзы (также известной как «Книга Подземного мира»), Хаг и Маг , два обитателя Мира Тьмы , описаны как два манаса тьмы. [4]
О происхождении маны (разума или разума) у человечества в 10-й книге «Правой Гиндзы» говорится: [4] : 272
Таким образом, когда Птахил отправился к своему отцу Абатуру , он забрал (забрал) скрытую Ману ( мана касия ), которую им дали из дома Жизни. И он принес его (обратно) и бросил в Адама и его жену Хаву.
Как имена Хайи Рабби
[ редактировать ]По мнению Э.С. Дроуэра , название «Великий Разум» или «Великая Мана» относится к « сверхдуше » или «сверхразуму», самому раннему проявлению Хайи («Жизни»), из которого душу человека можно рассматривать как искра или временно отсоединившаяся деталь . [11] В третьей книге «Правильной Гиндзы » говорится, что Хайи «сформировал Себя по подобию Великой Маны, из которой Он возник». [12]
См. также
[ редактировать ]- Мы
- Неоплатонизм § Нус
- Душа мира
- Универсальный разум
- Панпсихизм
- Ноосфера
- Симат Хайи
- Барбело
- Нишимта , душа в мандеизме
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515385-5 . OCLC 65198443 .
- ^ Хеберль, Чарльз (2022). Книга царей и объяснения этого мира: универсальная история позднесасанидской империи . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 978-1-80085-627-1 .
- ^ Дроуэр, Э.С. (1960). Тайный Адам: исследование насорийского гнозиса (PDF) . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 46.
- ^ Jump up to: а б с д и Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN 9780958034630 .
- ^ Хеберль, Чарльз Г. (2007). Введение в новое издание книги «Великое сокровище мандеев», нового издания Тезауруса Дж. Генриха Петермана. Liber Magni с новым введением и переводом оригинального предисловия Чарльза Г. Хеберля . Горгиас Пресс , ООО. два : 10.7282/T3C53J6P
- ^ Jump up to: а б Дроуэр, ES (1960). Тайный Адам: исследование насорийского гнозиса . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- ^ Гельберт, Карлос (2021). گینزا ربَّا = Гинза Рба (на арабском языке). Эденсор Парк, Новый Южный Уэльс, Австралия: Книги о живой воде. ISBN 9780648795407 .
- ^ Хаберл, Чарльз и МакГрат, Джеймс (2020). Мандейская книга Иоанна: критическое издание, перевод и комментарии . Берлин: Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-048651-3 . OCLC 1129155601 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Сэве-Сёдерберг, Торгни (1949). Исследования коптского манихейского сборника псалмов . Уппсала: Almqvist & Wiksells Boktryckeri AB. OCLC 5687415 .
- ^ Бакли, Йорунн Дж. (2010). «Новые взгляды на мудреца Динанукта в Райт Гиндза 6» . Периодическое издание АРАМ . 22 : 15–29. дои : 10.2143/ARAM.22.0.2131030 .
- ^ Дроуэр, Этель С. (1953). Харан Гавайта и Крещение Хибил-Зивы: мандейский текст, воспроизведенный вместе с переводом, примечаниями и комментариями . Ватикан : Апостольская библиотека Ватикана . п. 35, примечание переводчика №1.
- ^ «Книга третья, 1-е прославление: Сотворение» Гинза Рабба Том. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. стр. 101-1. 27–57.