Jump to content

Мандейский священник

Мандейский священник или раввин относится к рукоположенному религиозному лидеру в мандеизме .

Все священники должны пройти длительные церемонии рукоположения, начиная с посвящения в тармиду . [1] Мандейские религиозные лидеры и переписчики религиозных текстов носят титул раввина или по-арабски шейха . [2] [3] В Иране их также иногда называют муллами .

Все мандейские общины традиционно требуют присутствия священника, поскольку священники обязаны совершать все важные религиозные ритуалы, включая масбуту , масикту , церемонии рождения и свадьбы. Священники также служат учителями, писцами и общественными лидерами. Многие общины мандейской диаспоры не имеют легкого доступа к священникам. [1] Из-за нехватки священников в мандейской диаспоре халала ( классический мандейский язык : ࡄࡀࡋࡀࡋࡀ ) или образованные мандейские миряне, ритуально чистые (как индивидуально, так и с точки зрения семейного происхождения), иногда могут брать на себя второстепенные роли, которые обычно берут на себя рукоположенные священники. Таких мирян, берущих на себя ограниченные священнические роли, называют пайсак ( классический мандейский язык : ࡐࡀࡉࡎࡀࡒ ). [4] : 338  Ритуально чистые миряне, владеющие мандейским языком и умеющие читать мандейские писания, известны как ялуфа ( классический мандейский язык : ࡉࡀࡋࡅࡐࡀ , латинизированный: ialupa ). [5] : 15 

В мандейских писаниях священники упоминаются как Насурайя ( классический мандейский язык : ࡍࡀࡑࡅࡓࡀࡉࡉࡀ , букв. « Насорейцы »). [6] или иногда как Тармидута . С другой стороны, мирян называют Мандайя ( классический мандейский язык : ࡌࡀࡍࡃࡀࡉࡉࡀ , букв. «Гностики, Знающие, Просветленные»). [7] : 116  насурайя Считается, что обладает насирутой , или эзотерическим божественным знанием. ( Брикха Насораия описывает насируту как эзотерическую ветвь мандеизма, аналогичную тому, как суфизм связан с исламом.) [7]

Священники

[ редактировать ]

есть три типа священников В мандеизме : [1]

У жрецов есть линии передачи, основанные на преемственности жрецов ганзибрии , которые их инициировали. Священнические линии передачи, отличные от линий рождения, обычно записаны в колофонах многих мандейских текстов . Эта должность не передается по наследству, и любой ялуфа ( йалупа ), или мандейский мужчина, хорошо разбирающийся в религиозных вопросах, имеет право стать священником. [4]

Традиционно любой ганзенра , крестивший семь или более ганзенранов, может претендовать на должность ришамы . Нынешним ришамом мандейской общины в Ираке является Саттар Джаббар Хилоу аз-Захрони. В Австралии ришамом мандейской общины является Салах Чохейли . [8] [9]

А когда ( шганда ) или когда ( ашганда ) [6] — ритуальный помощник, помогающий священникам выполнять ритуальные обязанности. До рукоположения многие священники обычно служили шгандами в молодом возрасте, хотя это не является обязательным требованием. [1]

Зазай из Гавазты , действовавший в 270-х годах нашей эры во время правления сасанидского императора Бахрама I , широко считается одним из первых мандейских священников. Во время мусульманских завоеваний 630-х годов мандейский священник Ануш бар Данка возглавил делегацию перед мусульманскими властями, чтобы добиться признания мандеев Народом Книги . [10] [1]

Современное мандейское священство берет свое начало в первой половине XIX века. В 1831 году пандемия холеры в Шуштаре ( Иран ) опустошила этот регион и уничтожила там всех мандейских религиозных лидеров. Двое из выживших послушников ( шгандии ), Яхья Бихрам и Рам Зихрун , восстановили мандейское священство в Сук эш-Шуюке на основе собственного обучения и доступных им текстов. [4]

Хотя с 1900-х годов мандейскими священниками были исключительно мужчины, Бакли (2010) представляет доказательства того, что исторически были мандейские священники-женщины, в том числе Бибия Мудалал (жена Рама Зихруна в 19 веке) и Шлама бет Кидра (Шлама, дочь Кидра, III век нашей эры). [4]

Слева: мандей в бурзинке (тюрбане) и пандаме (ткани, закрывающей рот) с маргной (посохом) на фестивале Парваная в 2019 году в провинции Майсан , Ирак.

Ритуальная одежда и аксессуары, которые носят мандейские жрецы, включают: [1]

  • Бурзинка : тюрбан
  • Пандама : ткань, обернутая вокруг рта и нижней части лица (аналогично туарегскому литаму ).
  • Назифа : стол
  • Канзала : украла , когда держала под подбородком
  • Химиана : священный ритуальный пояс (пояс), используемый жрецами.
  • Маргна : деревянный посох, сделанный из оливковой ветви.
  • Скандола : ритуальное железное кольцо с железной цепочкой, которое используется как священная печать. Его используют для запечатывания могил, а также новорожденных детей на пупках.

Мандейские жрецы одеты полностью в белое, что символизирует сияющие утры из Мира Света . [1]

Милостыня

[ редактировать ]

Мандейские священники регулярно получают зидку (милостыню). [11] от мирян, поскольку священство обычно является занятием на полный рабочий день.

Символизм

[ редактировать ]

Символически мандейский жрец олицетворяет утру на земле ( Тибил ). [1]

Шишлам — это олицетворение прототипа или архетипа мандейского жреца. [1]

Статистика

[ редактировать ]

По состоянию на 2016 год Ришама Салах Чохейли оценил общее количество мандейских священников в мире в 43–44 человека, включая тармидов, ганзибров и ришамов. [12] [13]

есть несколько священников-мандеев В Швеции , в том числе Ганзибра Салван Алхамас из Сёдертелье и Тармида Кайс Эдан из Мальмё . [17] Бакли (2023) сообщил, что в 2015 году в Швеции было 8 священников-мандеев. [16] : 23 

В 2016 году Салах Чохейли также оценил общее количество шгандов в мире, которые потенциально могли бы стать тармидами, 4 из которых находились в Австралии. [13]

Ришама Абдулла Ганзибра Наджам ( ум. 2009 г. ) был одним из немногих высокопоставленных мандейских священников в Нидерландах. [18]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аль-Мубараки, Маджид Фанди (2020). Риджал ад-дин аль-мандей 1800–2000 (Мандейские священники 1800–2000) (на арабском языке). Сидней. ISBN  978-1-876888-23-7 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Аль-Мубараки, Маджид Фанди (2020). Риджал аль-Дин аль-Мандей фи аль-Карн аль-Хади валь-Эшрин (Мандейские священники в двадцать первом веке) (на арабском языке). Сидней. ISBN  978-1-876888-24-4 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Аль-Мубараки, Маджид Фанди (2000). Дирасат мандея - тарикх в-мугтаадат (Исследования мандеанства: история и верования) (на арабском языке). Сидней. ISBN  0-9585705-5-8 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Аль-Мубараки, Маджид Фанди (2018). Аль-мандей: сералбака ... валь-хаиат менасера ​​(Мандейцы: секрет выживания и победоносной жизни) (на арабском языке). Сидней. ISBN  978-1-876888-12-1 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Аль-Мубараки, Маджид Фанди (2023). ан-Набатат в-аль-ткус аль-Мандайя: аль-Маана в-аль-уважительный (Растения и мандейские обряды: значение и использование) (на арабском языке). Сидней. ISBN  978-1-876888-25-1 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди (PDF) . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-515385-5 . OCLC   65198443 .
  2. ^ МакГрат, Джеймс Ф. (2010). «Чтение истории Мириай на двух уровнях: свидетельства мандейской антиеврейской полемики о происхождении и распространении раннего мандеизма» . Периодическое издание АРАМ . п. 583-592 . Проверено 10 декабря 2021 г.
  3. ^ Университет Святого Духа в Каслике - USEK (27 ноября 2017 г.), «Открытая дискуссия с сабеянами-мандеями» , YouTube , дата обращения 10 декабря 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Бакли, Йорунн Якобсен (2010). Великий стебель душ: реконструкция истории Мандея . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN  978-1-59333-621-9 .
  5. ^ Jump up to: а б Хеберль, Чарльз (2022). Книга царей и объяснения этого мира: универсальная история позднесасанидской империи . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. doi : 10.3828/9781800856271 (неактивен 17 февраля 2024 г.). ISBN  978-1-80085-627-1 . {{cite book}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка )
  6. ^ Jump up to: а б Дроуэр, Э.С. 1960. Тайный Адам: исследование назорейского гнозиса . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  7. ^ Jump up to: а б Насорая, Бриха Х.С. (2021). Мандейская гностическая религия: практика поклонения и глубокая мысль . Нью-Дели: Стерлинг. ISBN  978-81-950824-1-4 . OCLC   1272858968 .
  8. ^ «Ар-Решма Саттар, Джаббар Хелу, глава сабианско-мандейской религии » . Мандейская библиотека Библиотека энциклопедии знаний Eyes (на арабском языке) . Проверено 21 сентября 2021 г.
  9. ^ «День гармонии – Ливерпуль подписывает декларацию о культурной и религиозной гармонии» . Чемпион Ливерпуля Сити . 25 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 г. Проверено 5 ноября 2021 г.
  10. ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2010). Великий стебель душ: реконструкция истории Мандея . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN  978-1-59333-621-9 .
  11. ^ Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN  978-0-9580346-3-0 .
  12. ^ «Ришамма Салах Чохейли: июль 2016 г., глава 2» . Миры мандейских жрецов . 01 июля 2016 г. Проверено 27 сентября 2023 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Ришамма Салах Чохейли, Глава 2 (Ба)» . Миры мандейских жрецов . Проверено 27 сентября 2023 г. - через YouTube.
  14. ^ «Тамида Бехрам Хафаджи: апрель 2015 г.» . Миры мандейских жрецов . 01.03.2015 . Проверено 30 сентября 2023 г.
  15. ^ «Тамида Бехрам Хафаджи» . Ютуб . Проверено 30 сентября 2023 г.
  16. ^ Jump up to: а б Бакли, Йорунн Якобсен (2023). 1800 лет встреч с мандеями . Горгий Мандейские исследования. Том. 5. Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN  978-1-4632-4132-2 . ISSN   1935-441X .
  17. ^ «Тармида Кайс Эдан: Глава 1» . Миры мандейских жрецов . 01.03.2018 . Проверено 27 сентября 2023 г.
  18. ^ «Тамида Халдун Маджид Абдулла: Глава 2, часть 1» . Миры мандейских жрецов . Проверено 27 сентября 2023 г. - через YouTube.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5fe51eb043bc929a5a8c0b4d71efba0__1722373140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/a0/f5fe51eb043bc929a5a8c0b4d71efba0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mandaean priest - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)