Мандейский священник
Часть серии о |
мандеизм |
---|
![]() |
Религиозный портал |
Мандейский священник или раввин относится к рукоположенному религиозному лидеру в мандеизме .
Обзор
[ редактировать ]Все священники должны пройти длительные церемонии рукоположения, начиная с посвящения в тармиду . [1] Мандейские религиозные лидеры и переписчики религиозных текстов носят титул раввина или по-арабски шейха . [2] [3] В Иране их также иногда называют муллами .
Все мандейские общины традиционно требуют присутствия священника, поскольку священники обязаны совершать все важные религиозные ритуалы, включая масбуту , масикту , церемонии рождения и свадьбы. Священники также служат учителями, писцами и общественными лидерами. Многие общины мандейской диаспоры не имеют легкого доступа к священникам. [1] Из-за нехватки священников в мандейской диаспоре халала ( классический мандейский язык : ࡄࡀࡋࡀࡋࡀ ) или образованные мандейские миряне, ритуально чистые (как индивидуально, так и с точки зрения семейного происхождения), иногда могут брать на себя второстепенные роли, которые обычно берут на себя рукоположенные священники. Таких мирян, берущих на себя ограниченные священнические роли, называют пайсак ( классический мандейский язык : ࡐࡀࡉࡎࡀࡒ ). [4] : 338 Ритуально чистые миряне, владеющие мандейским языком и умеющие читать мандейские писания, известны как ялуфа ( классический мандейский язык : ࡉࡀࡋࡅࡐࡀ , латинизированный: ialupa ). [5] : 15
Имена
[ редактировать ]В мандейских писаниях священники упоминаются как Насурайя ( классический мандейский язык : ࡍࡀࡑࡅࡓࡀࡉࡉࡀ , букв. « Насорейцы »). [6] или иногда как Тармидута . С другой стороны, мирян называют Мандайя ( классический мандейский язык : ࡌࡀࡍࡃࡀࡉࡉࡀ , букв. «Гностики, Знающие, Просветленные»). [7] : 116 насурайя Считается, что обладает насирутой , или эзотерическим божественным знанием. ( Брикха Насораия описывает насируту как эзотерическую ветвь мандеизма, аналогичную тому, как суфизм связан с исламом.) [7]
Священники
[ редактировать ]есть три типа священников В мандеизме : [1]
- ришама ( классический мандейский : ࡓࡉࡔࡀࡌࡀ ; современный мандейский : ришамма) [5] : 219 ) «лидер народа»
- ganzibria ( классический мандейский язык : ࡂࡀࡍࡆࡉࡁࡓࡉࡀ ) «казначеи» (от древнеперсидского ganza-bara «id.», нео-мандейский ganzeḇrānā )
- tarmidia ( классический мандейский язык : ࡕࡀࡓࡌࡉࡃࡉࡀ ) «ученики» (неомандейский tarmidānā )
У жрецов есть линии передачи, основанные на преемственности жрецов ганзибрии , которые их инициировали. Священнические линии передачи, отличные от линий рождения, обычно записаны в колофонах многих мандейских текстов . Эта должность не передается по наследству, и любой ялуфа ( йалупа ), или мандейский мужчина, хорошо разбирающийся в религиозных вопросах, имеет право стать священником. [4]
Традиционно любой ганзенра , крестивший семь или более ганзенранов, может претендовать на должность ришамы . Нынешним ришамом мандейской общины в Ираке является Саттар Джаббар Хилоу аз-Захрони. В Австралии ришамом мандейской общины является Салах Чохейли . [8] [9]
А когда ( шганда ) или когда ( ашганда ) [6] — ритуальный помощник, помогающий священникам выполнять ритуальные обязанности. До рукоположения многие священники обычно служили шгандами в молодом возрасте, хотя это не является обязательным требованием. [1]
История
[ редактировать ]Зазай из Гавазты , действовавший в 270-х годах нашей эры во время правления сасанидского императора Бахрама I , широко считается одним из первых мандейских священников. Во время мусульманских завоеваний 630-х годов мандейский священник Ануш бар Данка возглавил делегацию перед мусульманскими властями, чтобы добиться признания мандеев Народом Книги . [10] [1]
Современное мандейское священство берет свое начало в первой половине XIX века. В 1831 году пандемия холеры в Шуштаре ( Иран ) опустошила этот регион и уничтожила там всех мандейских религиозных лидеров. Двое из выживших послушников ( шгандии ), Яхья Бихрам и Рам Зихрун , восстановили мандейское священство в Сук эш-Шуюке на основе собственного обучения и доступных им текстов. [4]
Хотя с 1900-х годов мандейскими священниками были исключительно мужчины, Бакли (2010) представляет доказательства того, что исторически были мандейские священники-женщины, в том числе Бибия Мудалал (жена Рама Зихруна в 19 веке) и Шлама бет Кидра (Шлама, дочь Кидра, III век нашей эры). [4]
Одежда
[ редактировать ]
Ритуальная одежда и аксессуары, которые носят мандейские жрецы, включают: [1]
- Бурзинка : тюрбан
- Пандама : ткань, обернутая вокруг рта и нижней части лица (аналогично туарегскому литаму ).
- Назифа : стол
- Канзала : украла , когда держала под подбородком
- Химиана : священный ритуальный пояс (пояс), используемый жрецами.
- Маргна : деревянный посох, сделанный из оливковой ветви.
- Скандола : ритуальное железное кольцо с железной цепочкой, которое используется как священная печать. Его используют для запечатывания могил, а также новорожденных детей на пупках.
Мандейские жрецы одеты полностью в белое, что символизирует сияющие утры из Мира Света . [1]
Милостыня
[ редактировать ]Мандейские священники регулярно получают зидку (милостыню). [11] от мирян, поскольку священство обычно является занятием на полный рабочий день.
Символизм
[ редактировать ]Символически мандейский жрец олицетворяет утру на земле ( Тибил ). [1]
Шишлам — это олицетворение прототипа или архетипа мандейского жреца. [1]
Статистика
[ редактировать ]По состоянию на 2016 год Ришама Салах Чохейли оценил общее количество мандейских священников в мире в 43–44 человека, включая тармидов, ганзибров и ришамов. [12] [13]
Австралия — 13, в том числе Ришама Салах Чохейли , Ришама Бриха Насораия , Ганзибра Халдун Маджид Абдулла , Тармида Сахи Баших , Тармида Юхана Нашми и Тармида Тамир Шамхи.
Ирак — 12, во главе с Ришамой Саттаром Джаббаром Хило
Иран — 6, в том числе Ганзибра Наджа Чохейли , Ганзибра Талеб Дораджи и Тармида Бехрам Хафаджи. [14] [15]
Джордан — 2
Турция — 1
США - 3, в том числе Ганзибра Валид Эбадфардзаде и Фавзи Масбуб (умер в 2022 г.) [16]
Нидерланды — 2, включая Тармиду Рафида аль-Сабти
Дания — 1
Швеция — Ганзибра Салван Алхамас и другие
есть несколько священников-мандеев В Швеции , в том числе Ганзибра Салван Алхамас из Сёдертелье и Тармида Кайс Эдан из Мальмё . [17] Бакли (2023) сообщил, что в 2015 году в Швеции было 8 священников-мандеев. [16] : 23
В 2016 году Салах Чохейли также оценил общее количество шгандов в мире, которые потенциально могли бы стать тармидами, 4 из которых находились в Австралии. [13]
Ришама Абдулла Ганзибра Наджам ( ум. 2009 г. ) был одним из немногих высокопоставленных мандейских священников в Нидерландах. [18]
См. также
[ редактировать ]- Список мандейских священников
- Чохейли
- Шишлам , литературное изображение прототипа мандейского священника.
- Коэны , священники в иудаизме.
- Ашипу , священник в древней Месопотамии.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аль-Мубараки, Маджид Фанди (2020). Риджал ад-дин аль-мандей 1800–2000 (Мандейские священники 1800–2000) (на арабском языке). Сидней. ISBN 978-1-876888-23-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Аль-Мубараки, Маджид Фанди (2020). Риджал аль-Дин аль-Мандей фи аль-Карн аль-Хади валь-Эшрин (Мандейские священники в двадцать первом веке) (на арабском языке). Сидней. ISBN 978-1-876888-24-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Аль-Мубараки, Маджид Фанди (2000). Дирасат мандея - тарикх в-мугтаадат (Исследования мандеанства: история и верования) (на арабском языке). Сидней. ISBN 0-9585705-5-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Аль-Мубараки, Маджид Фанди (2018). Аль-мандей: сералбака ... валь-хаиат менасера (Мандейцы: секрет выживания и победоносной жизни) (на арабском языке). Сидней. ISBN 978-1-876888-12-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Аль-Мубараки, Маджид Фанди (2023). ан-Набатат в-аль-ткус аль-Мандайя: аль-Маана в-аль-уважительный (Растения и мандейские обряды: значение и использование) (на арабском языке). Сидней. ISBN 978-1-876888-25-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди (PDF) . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515385-5 . OCLC 65198443 .
- ^ МакГрат, Джеймс Ф. (2010). «Чтение истории Мириай на двух уровнях: свидетельства мандейской антиеврейской полемики о происхождении и распространении раннего мандеизма» . Периодическое издание АРАМ . п. 583-592 . Проверено 10 декабря 2021 г.
- ^ Университет Святого Духа в Каслике - USEK (27 ноября 2017 г.), «Открытая дискуссия с сабеянами-мандеями» , YouTube , дата обращения 10 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бакли, Йорунн Якобсен (2010). Великий стебель душ: реконструкция истории Мандея . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-59333-621-9 .
- ^ Jump up to: а б Хеберль, Чарльз (2022). Книга царей и объяснения этого мира: универсальная история позднесасанидской империи . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. doi : 10.3828/9781800856271 (неактивен 17 февраля 2024 г.). ISBN 978-1-80085-627-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Дроуэр, Э.С. 1960. Тайный Адам: исследование назорейского гнозиса . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- ^ Jump up to: а б Насорая, Бриха Х.С. (2021). Мандейская гностическая религия: практика поклонения и глубокая мысль . Нью-Дели: Стерлинг. ISBN 978-81-950824-1-4 . OCLC 1272858968 .
- ^ «Ар-Решма Саттар, Джаббар Хелу, глава сабианско-мандейской религии » . Мандейская библиотека Библиотека энциклопедии знаний Eyes (на арабском языке) . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ «День гармонии – Ливерпуль подписывает декларацию о культурной и религиозной гармонии» . Чемпион Ливерпуля Сити . 25 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 г. Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2010). Великий стебель душ: реконструкция истории Мандея . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-59333-621-9 .
- ^ Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN 978-0-9580346-3-0 .
- ^ «Ришамма Салах Чохейли: июль 2016 г., глава 2» . Миры мандейских жрецов . 01 июля 2016 г. Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Ришамма Салах Чохейли, Глава 2 (Ба)» . Миры мандейских жрецов . Проверено 27 сентября 2023 г. - через YouTube.
- ^ «Тамида Бехрам Хафаджи: апрель 2015 г.» . Миры мандейских жрецов . 01.03.2015 . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ «Тамида Бехрам Хафаджи» . Ютуб . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Бакли, Йорунн Якобсен (2023). 1800 лет встреч с мандеями . Горгий Мандейские исследования. Том. 5. Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-4632-4132-2 . ISSN 1935-441X .
- ^ «Тармида Кайс Эдан: Глава 1» . Миры мандейских жрецов . 01.03.2018 . Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ «Тамида Халдун Маджид Абдулла: Глава 2, часть 1» . Миры мандейских жрецов . Проверено 27 сентября 2023 г. - через YouTube.
Внешние ссылки
[ редактировать ]