Кентейцы
Часть серии о |
мандеизм |
---|
![]() |
Религиозный портал |
![]() |
Кентейцы существовавшая — гностическая религиозная группа Месопотамии, примерно в V веке нашей эры. Их часто считают гностической сектой, которая тесно связана с мандеями , но отличается от них . [ 1 ]
Исторические источники
[ редактировать ]Кентейцы упоминаются ближе к концу Книги 3 и в начале Книги 9.1 в « Правой Гиндзе» , [ 2 ] а также в Куластской молитве 357. [ 3 ] : 251 Гиндза Рабба отождествляет кентейцев с Киваном (Сатурном) и критикует их за пост. [ 2 ] Они также упоминаются арабскими историками, такими как Ибн аль-Малахими, как Кинтания , в то время как аш-Шахрастани называет их Кинтавия . [ 1 ] : 41 Аль-Масуди кратко упоминает их как Киндавиюн . [ 1 ] : 42
Ссылки как на кентеев, так и на мандеев, которые всегда упоминаются вместе, можно найти в трех сирийских христианских текстах VI века, а именно в Кира Эдесского » «Объяснении постов , « Деяниях Симеона Деяниях Симеона бар Саббаэ» и « бар-Саббаэ». название утраченного произведения Натаниэля Шахразурского ( ум. 611 или 612 ), а именно «Полемика против Северанцы (яковиты), манихеи, кентейцы и мандеи» ( Drāšā haw d-luqbal Seweryāne w-Mənenāye w-Kentāye w-Mandaye ). Кира Эдесского В «Объяснении постов» , датируемом 538–543 годами нашей эры, упоминается, что «[пост] появляется у манихеев, маркионитов , македонян, валентинианцев и катаров ( qtrw ), вместе со всеми мандеями, кентеями, и подобные им». « Деяния Симеона бар Саббаи» предупреждают читателей держаться подальше от «манихеев, маркионитов, гангейцев ( glyʾ < gngyʾ ), очищенных [= эльхасаитов], кентеев ( kntyʾ ), мандеев ( mndyʾ ) и остальных язычники ( ханпе )». [ 1 ] : 26–34
Ван Бладель (2017) утверждает, что и мандеи, и кентейцы, вероятно, возникли в середине или конце V века в Сасанидской империи. Этот диапазон дат основан на том факте, что имена мандеев и кентеев были непосредственно засвидетельствованы в трудах Кира Эдесского ( ок. 500-е гг .) и в Деяниях Симеона бар-Саббы , но не в ересиологиях Афрахата ( ок. 280– ок. 345 ) и Ефрем Сирин ( ок. 306–373), также упоминавшие немало подобных. Гностические группы. [ 1 ] : 34–36
Общее происхождение и раскол с мандеями
[ редактировать ]Теодор бар Конаи ( ок. 792 в « Книге Схолиона» ) считает мандеев , которых он называет достайцами, ответвлением кентеев. [ 1 ] : 19 что кентейцы ( классический сирийский : латинизированный ������������������, : kntyʾ ), которые заимствовали свои учения от Авеля , и мандеи ( классический сирийский : ��������������������, Ван Бладел (2017) утверждает , латинизированный: mndyʾ ) тесно связаны друг с другом, и что они имели отличаться друг от друга в силу исторического раскол. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ]
В « Книге Схолиона» Теодор бар Конаи цитирует отрывок, почти идентичный Левой Гинзе 3.11, как часть учения кентейцев ( см. Левая Гиндза § Теодор бар Конаи ). [ 1 ] : 125
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час ван Блейдел, Кевин (2017). От сасанидских мандеев до болотных сабийцев . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789004339460 . ISBN 978-90-04-33943-9 .
- ^ Jump up to: а б Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN 9780958034630 .
- ^ Дроуэр, ES (1959). Канонический молитвенник мандеев . Лейден: Э. Дж. Брилл.
- ^ Буковец, Предраг; ван Блейдел, Кевин (2018). «Обзор: от сасанидских мандеев до болотных сабианцев» . Иран и Кавказ . 22 (2). Брилл: 211–213. ISSN 1609-8498 . JSTOR 26548938 . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Хан, Джэ Хи (05 марта 2018 г.). «От сасанидских мандеев до болотных сабийцев» . Обзор древних евреев . Проверено 4 декабря 2023 г.