Борбориты
![]() |
Согласно Панариону Епифания Саламинского ( гл. 26), и , Феодорита Haereticarum Fabularum Compendium борбориты или борборийцы ( греч . Βορβοριανοί ; в Египте — фибиониты ; в других странах — коддианцы , барбелиты , секундийцы , сократиты , закхеяне , Stratiotics ) — христианская гностическая секта , происходившая, как говорят, от николаитов . Трудно точно узнать, как поступала группа, поскольку и Епифаний, и Феодорит были противниками группы. По мнению Епифания, секта представляла собой развратников , увлекавшихся удовольствиями земного мира.
Этимология
[ редактировать ]Слово борборит происходит от греческого слова βόρβορος , что означает « ил »; Таким образом, имя «борбориты» можно перевести как «грязные», и вряд ли это термин, который секта использовала для себя. имя Коддиан Епифаний утверждает, что происходит от арамейского термина, обозначающего блюдо или чашу; Дж. Дж. Бакли пишет, что вероятный корень « куда » как в сирийском арамейском , так и в мандейском арамейском языке относится к кровоизлиянию или к повреждению плода после рождения , предполагая, что упоминание «чаши» является эвфемистическим. [1]
Учения
[ редактировать ]Священные тексты
[ редактировать ]Борбориты владели рядом священных книг, в том числе Норией (имя, которое они дали жене Ноя ), Евангелием Евы , Апокалипсисом Адама и Евангелием Совершенства . Они также использовали версию Евангелия от Филиппа . [2] но цитата из борборитского Евангелия от Филиппа, найденная в Епифания , Панарионе не встречается нигде в сохранившейся версии из Наг-Хаммади . [3] Некоторые из священных писаний борборитов вращались вокруг фигуры Марии Магдалины , в том числе «Вопросы Марии» , «Великие вопросы Марии» , «Малые вопросы Марии » и «Рождение Марии» . [2] Борбориты также использовали ряд священных текстов, приписываемых Сету , сыну Адама и Евы, в том числе Второй трактат Великого Сифа и Три стелы Сифа . [4] Хотя борбориты также использовали и Ветхий Завет, и Новый Завет, они отвергли Бога Ветхого Завета как божество-самозванец. [5]
Епифаний Саламинский сообщает, что в «Великих вопросах Марии» содержится эпизод, в котором Иисус взял Марию Магдалину на вершину горы, где вытащил женщину из своего бока и вступил с ней в половой акт. Затем, после эякуляции, Иисус выпил свою собственную сперму и сказал Марии: «Так мы должны поступать, чтобы жить». Услышав это, Мария мгновенно потеряла сознание, на что Иисус ответил, помог ей подняться и сказал: «О маловерная, почему ты усомнилась?» [6]
Космология
[ редактировать ]Они учили, что существует восемь небес, каждое из которых находится под управлением отдельного архонта . В седьмом правиле фигура, называемая по-разному Ялдабаоф или Саваоф , создатель неба и земли, Бог евреев, представленный некоторыми борборитами в образе осла или свиньи; отсюда еврейский запрет на свиное мясо. На восьмом небе царствовала Барбело , мать живых; Отец Всего, верховный Бог; и Иисус Христос . Они отрицали, что Христос родился от Марии или имел реальное тело, защищая вместо этого докетизм ; а также отрицал воскресение тела. Человеческая душа после смерти странствует по семи небесам , пока не обретет покой с Барбело. [7] Человек обладает общей душой с растениями и животными. [8]
Епифаний также указывает, что фибиониты почитали 365 архонтов, причем 8 перечисленных архонтов были лишь величайшими из них. По его словам, мужчина будет заниматься сексом для каждого из архонтов в качестве подношения. [8]
Косвенно во время описания николаитов Епифаний утверждает, что некоторые гностики, подгруппа тех, «кого называют гностиками и фибионитами, так называемыми учениками Епифана, стратиотиками, левитами, борборитами и остальными», полагали, что Барбело появлялся неоднократно. архонтам в привлекательной форме, чтобы собрать их семя и в процессе этого восстановить «посеянную» в них силу. [9] Дж. Дж. Бакли отмечает, что эта вера могла служить основой для некоторых ритуалов фибионитов. [1]
Сексуальный сакраментализм
[ редактировать ]Епифаний утверждает, что борбориты были вдохновлены сифианством и что элементы сексуального сакраментализма играли важную роль в их ритуалах. Он утверждает, что борбориты участвовали в версии евхаристии , в которой они мазали свои руки менструальной кровью и спермой и потребляли их как кровь и тело Христа соответственно. [4] Он также утверждает, что всякий раз, когда у одной из женщин в их церкви начинались месячные, они брали у нее менструальную кровь, и все в церкви ели ее в рамках священного ритуала. [10]
Говорят также, что борбориты извлекают плоды у беременных женщин и поедают их, особенно если женщины случайно забеременели во время соответствующих сексуальных ритуалов. [11] Бакли отмечает, что это подразумевает обращение с абортированным плодом как с «заблудившейся спермой» и предотвращением его развития в другое тело «для лап архонтов». [1]
Историография
[ редактировать ]Предыстория Епифания
[ редактировать ]Епифаний писал, что он знал о секте из первых рук. По его словам, к нему подошли две женщины-гностики и попытались завербовать его в секту и соблазнить. Они также позволили ему читать их Священные Писания, однако Епифаний утверждает, что он не поддался искушению и не присоединился. Вместо этого он сообщил о группе епископам, в результате чего около 80 человек были изгнаны из города Александрии.
17:4 Ибо я сам попал в эту секту, возлюбленный, и действительно был научен этому лично, из уст людей, которые действительно занимались этим. Женщины, находящиеся в этом заблуждении, не только предлагали мне эту линию разговора и рассказывали мне подобные вещи. С наглой смелостью они даже пытались меня соблазнить сами — как эта убийственная, злодейская египетская жена главного повара — потому что они хотели меня в юности моей... Теперь женщины, преподававшие этот грязный миф, были очень милы внешне внешностью, но в своих злых умах они имели все дьявольское уродство. Но милостивый Бог избавил меня от их злобы, так что, прочитав их книги, поняв их истинное намерение и не увлекшись им, и убежав, не проглотив наживку, я, не теряя времени, сообщил о них находившимся там архиереям, и выяснить, какие из них были спрятаны в церкви. Так они были изгнаны из города, около 80 человек, и город был очищен от их плевелообразных, колючих порослей.
- Епифаний, Панарион , 26, 17.4, 17:8–9. Перевел Фрэнк Уильямс.
Мнения современных ученых о надежности
[ редактировать ]Поскольку все, что известно о борборитах, исходит исключительно из полемики, написанной их оппонентами, до сих пор спорно, точно ли эти отчеты отражают учения борборитов или они являются просто пропагандой, направленной на их дискредитацию.
Стивен Геро находит рассказы, написанные Епифанием и более поздними авторами, правдоподобными и связывает их с более ранними гностическими мифами. [12]
Дж. Дж. Бакли аналогичным образом подчеркивает параллели, которые фибионитская или коддианская система верований и ритуалы, описанные Епифанием, демонстрируют с другими гностическими группами. Потребление семенного и эмбрионального материала, как микрокосм соблазнения Барбело архонтов с целью вернуть плененный свет, показывает параллели с манихейской верой в то, что, когда Избранные потребляют овощи, плененные частицы света или божественные искры внутри очищаются и освобождаются. . Ритуальное использование спермы и менструации аналогично использованию воды и хамры соответственно в ритуальной метафоре оплодотворения в мандейской масикте . Контрасты включают мандейский пронатализм и фибионитский антинатализм , расслоение общества на священников и мирян (мандеизм) или избранных и слушателей (манихейство) и работу по высвобождению божественных искр, выполняемую фибионитами-мирянами, а также манихейский взгляд на семя и менструальные выделения как на демоническое против фибионитов отождествление собственных телесных жидкостей с телом Христа. [1]
Барт Эрман , напротив, считает Епифания почти полностью ненадежным. Эрман пишет, что обвинения оппонентов в диких сексуальных практиках были обычным явлением в римской древности, поэтому мрачные рассказы Епифания следует рассматривать как следствие этого. Он также считает неправдоподобным рассказ Епифания о том, как он узнал об их предполагаемых доктринах: если бы они действительно проводили скандальные обряды, они вряд ли бы поделились ими с нечленами. [11] В более общем плане документы, написанные самими египетскими гностиками, например, найденные в библиотеке Наг-Хаммади, похоже, не соответствуют тому, что утверждали писатели, выступающие против ереси. Хотя и их оппоненты, и гностики были согласны с тем, что гностицизм презирал материальный мир плоти, гностические сочинения в целом указывали на тенденцию к аскетизму в результате – игнорированию или наказанию плоти посредством усилий и поста. Вместо этого протоортодоксальные писатели пришли к выводу, что, если бы гностики верили, что материальный мир уступает миру духа, они бы погрузились в разврат - утверждение, которое Эрман находит неподтвержденным доказательствами и противоположным тому, что, вероятно, думали настоящие гностики. [11]
В мандейских текстах
[ редактировать ]Гельберт (2013, 2023) предполагает, что один отрывок из Гиндза Рабба ( Правая Гинза 9.1, параграф 26 [13] ) описывает борборитов, хотя на мандайском языке им не дано имени . [14] [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бакли, Йорунн Якобсен (1994). «Распутники или нет: фрукты, хлеб, сперма и другие телесные жидкости в гностицизме». Журнал ранних христианских исследований . 2 (1): 15–31. дои : 10.1353/earl.0.0201 .
- ^ Jump up to: а б Ким, Янг Ричард Ким (2015). Епифаний Кипрский: представляя православный мир . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. стр. 37–39. ISBN 978-0-472-11954-7 . Проверено 26 мая 2017 г.
- ^ Ханеграаф, Воутер Дж.; Крипал, Джеффри Дж. (2011). Скрытый половой акт: Эрос и сексуальность в истории западного эзотерики . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. стр. 11–12. ISBN 9780823233410 . Проверено 26 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Ханеграфф, Воутер Дж.; Крипал, Джеффри Дж. (2011). Скрытый половой акт: Эрос и сексуальность в истории западного эзотерики . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. стр. 11–12. ISBN 9780823233410 . Проверено 26 мая 2017 г.
- ^ Епифаний Саламинский 26.6.1
- ^ Епифаний Саламинский 26.8.1-3
- ↑ Епифаний Саламинский 26.10.
- ^ Jump up to: а б Епифаний Саламинский 26,9.
- ^ Епифаний Саламинский 25.2
- ^ Ханеграфф, Воутер Дж.; Крипал, Джеффри Дж. (2011). Скрытый половой акт: Эрос и сексуальность в истории западного эзотерики . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. п. 13. ISBN 9780823233410 . Проверено 26 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Эрман, Барт (2012). Подделка и контрподделка: использование литературного обмана в раннехристианской полемике . Издательство Оксфордского университета. п. 33–36. ISBN 9780199928033 .
- ^ Геро, Стивен (1986). «С Уолтером Бауэром на Тигре: энкратитское православие и распутная ересь в сиро-месопотамском христианстве», в К.В. Хедрике, Р. Ходжсоне (ред.), Наг Хаммади, гностицизм и раннее христианство , Пибоди, Массачусетс: Hendrickson Publishers.
- ^ Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN 9780958034630 .
- ^ Гельберт, Карлос (2013). Мандеи и христиане во времена Иисуса Христа: враги с первых дней церкви . Фэрфилд, Новый Южный Уэльс: Книги о живой воде. ISBN 978-0-9580346-4-7 . OCLC 853508149 .
- ^ Гельберт, Карлос (2023). Ключ ко всем тайнам Гиндза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN 9780648795414 .