Масикта

Часть серии о |
мандеизм |
---|
![]() |
Религиозный портал |
Масикта . ( классический мандейский язык : ࡌࡀࡎࡉࡒࡕࡀ «восхождение») [1] ) — месса или ритуал, практикуемый в мандейской религии с целью помочь душе ( нишимта ) к Миру Света в мандейской космологии . [2] Обычно они совершаются как погребальные обряды для только что умерших мандеев. Хотя обычно это переводится как «месса смерти», некоторые виды масикты также совершаются и для живых людей, например, при рукоположении священников. [3] Масиктас также используются для освящения молитвенных домов ( бит манда ). [4]
Цель
[ редактировать ]Сложный ритуал предполагает проведение души через матарты , или мытарства, расположенные между Землей ( Тибил ) и Миром Света , которые охраняются различными утрами и демонами. [3]
Успешная масикта объединяет воплощенную душу ( ࡍࡉࡔࡉࡌࡕࡀ nišimta ; примерно эквивалент психики или « эго » в греческой философии ) и духа ( ࡓࡅࡄࡀ ruha ; примерно эквивалент пневмы или «дыхания» в греческой философии) с Земли ( Тибил ) в новая объединенная сущность в Мире Света, называемая Уштуна . Уштуна дмутой может затем воссоединиться со своим небесным, невоплощенным двойником (или духовным образом), , в Мире Света , где он будет обитать в мире идеальных двойников ( Мшуния Кушта ). [3]
Типы
[ редактировать ]Существует несколько различных типов масикта в зависимости от причины или времени смерти. В честь Адама и Шитила ( Сифа ) названы масикты. [3]
Масикта Шитила (описанная в «Тысяче и двенадцати вопросах»). [5] ) совершается при некоторых нечистых смертях, таких как: [3]
- священники, которые умирают без миртовых венков ( клила ) или иным образом неправильно одетых
- женщины, умершие на 7-й день после родов или позже
- люди умирают за 36 часов затворничества в канун Нового года ( Канший у-Захлы )
Масикта Адама совершается для людей, умерших в один из дней мбаттала , например, в Дехва Рабба ( Новый год ). [2] Масикта Адама и масикта Шитила совершаются вместе для людей, умирающих в одном месте, но хоронящихся в другом.
Табахата Масикта , или «Масикта Родителей», проводится только один раз в год во время фестиваля Парваная вставочного . Священники читают десятки молитв, готовят 72 фатира (маленькие, круглые, бессолевые, полуиспеченные печенья для ритуального использования), символизирующие предков, а также приносят в жертву белого голубя по имени Ба , который символизирует дух. Шарх ḏ-Табахата («Свиток Табахаты» или « Свиток предков ») описывает аспекты этой масикты. Согласно «Тысяче и двенадцати вопросам» , эту масикту нельзя проводить ни в какое другое время, кроме как во время Парваная. [3] Он отмечается во имя мужчины и женщины и связан с празднованием Дукрана лхдайа рба задика . [2]
Другие масикты перечислены ниже. [2]
- Букра — первая масикта , совершаемая священником после рукоположения (т. е. вновь освященная ганзибра ).
- Масикта Зихрун Раза Касиа совершается для людей, умерших в один из малых дней мбаттал (неблагоприятных дней, в течение которых запрещены все ритуалы) и т. д. Шарх ḏ- Зихрун Раза Касия («[Масикта] Зихруна, Скрытая тайна») — мандейский религиозный текст, описывающий ритуал и последовательность молитв для этой масикты, а также для Масбуты Зихрун Раза Касия . [6] Эта масикта также описана в «Тысяче и двенадцати вопросах» , где также описывается «масикта дукрании». [5]
- Масикта Самандрииля : проводится для людей, умерших от ожогов, падения деревьев или утопления. (Самандриил — это имя утры . )
- Масикта Канат совершается для женщин, умерших во время беременности. (Канат, также известный как Канат Нитуфта в « Асиет Малкиа» , [7] это имя утры.)
- Масикта Хай-Шум совершается для людей, умерших от укусов змей . (Хай-Шум — имя утры . )
Существуют также другие масикты для женихов, умерших во время свадебной церемонии, а также для перемещения останков умершего.
Ритуальные предметы
[ редактировать ]Ритуальные предметы, используемые в масиктасе, включают териани (тарелки из глины и тростника). [8]
См. также
[ редактировать ]- Масбута
- Реквием
- Молитва за умерших
- Валентинианство § Смерть
- Бария
- Кидж , используемый для руководства умершими душами в ритуалах хмонгов.
- Балафон , используемый для сопровождения умерших душ в африканских ритуалах.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аль-Сабти, Рафид Абдаллах Наджм (2004). Масикта: аль-сууд ва-аль-иртика (на арабском языке). Неймеген. ISBN 978-90-90-18165-3 . OCLC 319811837 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Всеобъемлющий арамейский лексикон» . Cal.huc.edu .
- ^ Jump up to: а б с д Алдихиси, Сабах (2008). История творения в мандейской священной книге в Гиндза Рба (доктор философии). Университетский колледж Лондона.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515385-5 . OCLC 65198443 .
- ^ Хеберль, Чарльз (2022). Книга царей и объяснения этого мира: универсальная история позднесасанидской империи . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. п. 216. ИСБН 978-1-80085-627-1 .
- ^ Jump up to: а б Дроуэр, Этель С. (1960). Тысяча и двенадцать вопросов: мандейский текст (Альф Трисар Шуялия) . Берлин: Академия Верлаг.
- ^ Буртя, Богдан (2008). Зихрун, сокровенная тайна (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-05644-1 . OCLC 221130512 .
- ^ Дроуэр, ES (1959). Канонический молитвенник мандеев . Лейден: Э. Дж. Брилл.
- ^ «Сидней, 2014 Масикта 18: Териани (тарелки из глины и тростника, которые используются во время Масикты)» . Миры мандейских жрецов . 01.03.2014 . Проверено 16 декабря 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Тамаша («Очищение») и Масикта выступили на фестивале Парваная в 2014 году на реке Непин в Австралии.
- Сидней, 2014 г., Масикта 04: Во время Масикты будут приноситься в жертву голуби, символизирующие освобождение души.