Лушэн
Лушэн : ( упрощенный китайский : lusheng ; традиционный китайский lusheng ; пиньинь : lú shēng , произносится [lϔʂə́ŋ] ; Вьетнамский: Кхен Монг ; также пишется Лу Шэн ; пишется ghengx на стандартном языке хмонг и qeej на лаосском языке RPA Hmong) — музыкальный инструмент хмонг. Он имеет долгую 3000-летнюю историю в Китае, восходящую к династии Тан . Это губная гармоника с множеством бамбуковых трубок, каждая из которых оснащена свободной тростью , вставленной в длинную трубку из твердой древесины. Чаще всего он имеет пять или шесть труб разной высоты и, таким образом, является полифоническим инструментом. Его конструкция состоит из шести частей ( мундштук , трубка подачи воздуха, шэн доу (笙斗, корпус), шэн гуань (笙管, трубки), трость и трубка-резонатор). Его размеры варьируются от очень маленьких до нескольких метров в длину.
Лушэн ) и в близлежащих странах, таких как Лаос используется в основном в сельских регионах юго-западного Китая (например, Гуйчжоу , Гуанси и Юньнань и Вьетнам, где на нем играют такие этнические группы, как мяо ( хмонг -хмио-хмао-хму). -Сонг) и Донг . Люшэн . имеет особое культурное значение в регионах Мяо из-за его роли в свадебных и религиозных церемониях На фестивале лушэн (27–29 сентября) исполнители часто танцуют или раскачивают инструмент из стороны в сторону во время игры. С конца 20 века в композициях используется модернизированная версия инструмента, часто как сольный инструмент. Техника производства люшэн внесена в Список нематериального культурного наследия государственного уровня Китая с 20 мая 2006 года.
История
[ редактировать ]Лушэн с 3000 - восходит к династии Тан летней историей в Китае. [ 1 ] Он происходит из Центрального равнинного региона Китая. [ 1 ] Распространившись в сельских регионах юго-западного Китая, лушэн стал одним из любимых традиционных инструментов у нескольких китайских этнических меньшинств (в частности, мяо , яо, донг и и). [ 2 ] Считается, что он произошел от ю (духового инструмента) , который представляет собой духовой инструмент со свободной тростью, возникший в народности хань . [ 3 ]
В районе Мяо существует народная легенда о происхождении лушэна . Согласно легенде, в древние времена на Земле было девять солнц, которые вызывали сильную засуху. Люди боролись за выживание и построили огромные луки и стрелы, сбив восемь из девяти солнц. Это напугало последнее солнце, которое скрылось в облаках. Без солнечного света всегда была ночь, и урожай не рос. Чтобы заставить взойти последнее солнце, люди готовили люшен и играли музыку. Красивая мелодия люшенга успешно привлекла солнце, чтобы оно снова появилось. После этого игра в люшен стала традицией и культурным выражением народа Мяо. [ 1 ]
Современное развитие Лушена
[ редактировать ]20 мая 2006 года технология производства люшен народности Мяо была одобрена Государственным советом Китая и внесена в Государственный список нематериального культурного наследия. [ 4 ] Технологии производства, используемые для производства лушен , передовые технологии производства язычковых музыкальных инструментов в древнем Китае, объединяющие китайцев Мяо и другие этнические группы Мяо по всему миру. [ 3 ]
Строительство
[ редактировать ]Традиционный люшэн состоит из шести частей: мундштука , трубки подачи воздуха, шэн доу (笙斗, корпус), шэн гуань (笙管, трубки), трости и трубки-резонатора. [ 5 ] Мундштук изготовлен из тонкого бамбука, который соединен с трубкой подачи воздуха и шэн доу (笙斗, корпус); [ 6 ] вставлены шесть изготовленных из бамбука шен гуань (笙管, трубок) разной длины и с язычками внизу В шэн доу ( 笙斗, корпус) , каждая из которых имеет пресс-отверстие и снабжена бамбуковой трубкой-резонатором на верхний или нижний конец разных бамбуковых трубок. [ 6 ]
Шэн Доу
[ редактировать ]Шэн доу (笙斗), который также называют газовым ящиком, представляет собой тело люшэна . В основном он изготавливается из древесины кедра, сосны или утонга (梧桐). [ 4 ] Он имеет форму веретена, длину 46–56 см, ширину 4–9 см и высоту 3,5–8 см. [ 4 ] В ходе производства целый кусок заготовочного материала разделяется на две половины, и каждая внутренняя камера соответственно выполливается. [ 7 ] (笙管, трубы) склеиваются две половинки Затем после загрузки в шэн гуань с семью витками тонких габионов вокруг внешней части. [ 7 ] Шэн доу (笙斗) часто имеет светло-желтый цвет и украшен снаружи тунговым маслом. Благодаря своему красивому внешнему виду, Лушэн имеет репутацию « золотого шэна ». [ 8 ] [ 4 ]
Шэн Гуань
[ редактировать ]Шэн гуань (笙管, трубки) в основном изготавливается из белого бамбука, который имеет небольшой диаметр (1,2 см), длинные соединения (40–50 см), одинаковую толщину и тонкие стенки. [ 4 ] Они вставляются продольно под углом от 75° до 90° в шэн доу (笙斗). [ 7 ] Высота шэн гуань (笙管) варьировалась в зависимости от уровня тонов: сопрано лушэн - 14,5 см ~ 30 см в высоту, альт лушэн - 30 см ~ 58 см в высоту, басовый лушэн - 58 см ~ 105 см в высоту, раз бас Высота Лушенга составляет 105–210 см. [ 4 ]
тростник
[ редактировать ]Рид — звуковая коробка лушэна, в основном сделанная из звенящей меди. [ 8 ] Его размер варьируется в зависимости от шага: шаг c, c1, c2 имеет длину 4 см, 3,5 см, 2,5 см и ширину 0,25 см, 0,2 см, 0,15 см соответственно. [ 4 ] Трость люшен также может быть изготовлена из латуни, но она не такая четкая , как медная. [ 8 ]
резонаторная трубка
[ редактировать ]Трубка-резонатор действует как «микрофон» люшена . Это бамбуковая трубка, установленная на верхнем конце шэн гуань (笙管), в основном сделанная из бамбука Мосо. [ 7 ] В производстве используются два типа резонаторной трубки – подвижная и неподвижная. [ 8 ] Его длина варьировалась в зависимости от шага: c, c1, c2 имеют длину 60 см, 30 см, 15 см соответственно. [ 4 ]
Культура и фестивали
[ редактировать ]По брачному обычаю
[ редактировать ]Лушэн . играет важную роль в стремлении к любви в культуре Мяо Среди традиционных мяо (хмонг) запрещены смешанные браки между людьми с одной и той же фамилией. [ 3 ] Вместо этого люди мяо обычно выбирают себе пару посредством коллективной деятельности. [ 3 ] Во время ежегодных весенних сельскохозяйственных периодов люди мяо будут строить поля лушен в деревнях хмонгов, чтобы люди могли выбирать себе супругов. [ 3 ] На полях лушэн молодые мужчины и женщины из разных деревень собираются вместе, играют в лушэн и танцуют, чтобы лучше узнать друг друга. [ 3 ] Когда мужчина Мяо выбирает себе пару, он играет люшен, песни например, «просить цветочный пояс», и просит у женщины знак любви. [ 3 ]
В религиозных обычаях
[ редактировать ]Мяо В религии верят, что люшэн является духовным инструментом ( верование анимизма ) и оказывает определенное влияние на богов. [ 3 ] В период с начала весны до осеннего сбора урожая игры на люшене запрещены. [ 3 ] В течение этого периода люди Мяо протирают лушэн и обвязывают его красной тканью, закупоривают шэн гуань хлопковыми цветами и помещают его в зал с тростниковыми трубками. [ 3 ] В противном случае считается, что звук люшен во время сбора урожая оскорбит богов. Нарушители подлежат выговору со стороны старейшин племени. [ 3 ]
Лушэн можно использовать на похоронах , так как его звук означает смерть. [ 9 ] Во время похоронной церемонии люди мяо играют в люшенг, чтобы освободить души умерших от страданий. [ 9 ] Они верят, что люшэн символизирует крепкую кровную связь между народом мяо и его предками . [ 9 ]
Фестиваль Люшэн в Мяо
[ редактировать ]Фестиваль Мяо Люшэн (также называемый ярмаркой Лушэн ) проводится 27 сентября и длится три дня. [ 2 ] Он стал традиционным фестивалем, в котором принимают участие сотни тысяч жителей Мяо. [ 10 ] Во время фестиваля по люшэну среди отдельных лиц и среди команд, состоящих из пяти человек. проводятся соревнования [ 2 ] Они играют музыку лушэн и танцуют в ритуальных формах ( танец лушэн ). [ 2 ] Победят игроки, у которых будет больше мелодий и более ярких звуков, а их лушэн будут увешаны красными лентами, как символ почета в деревне. [ 10 ] также проводятся другие мероприятия Во время фестиваля Люшэн , чтобы усилить ликующую атмосферу, включая скачки, птичьи бои и петушиные бои. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Шэн (инструмент)
- Кхене
- Yu (wind instrument)
- Хулушэн
- Мангтонг
- Музыка Китая
- Традиционные китайские музыкальные инструменты
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Ян Маоруй: Происхождение Мяо Лушэна» www.360doc.com Проверено 27 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Шу. (2001). Губной орган Юго-Запада: Лушэн. Китайская музыка , 24(2), 38. ISSN: 0192-3749.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Е Фейянь и Чжан Гэ (2020). Форум по исследованию музыкальной культуры и обучению с точки зрения фольклора , 30, 243–244 ISSN: 1674-9324.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Национальное нематериальное культурное наследие: навыки изготовления Мяо Лушэн (2012). Журнал оригинальной этнической культуры, 4 (3), F0002–F0002 ISSN: 1674-621X.
- ^ «Платформа обслуживания данных Wanfang» . d.wanfangdata.com.cn 2022 doi : 10.3969/j.issn.1673-9329.2013.02.05 . Проверено 28 января г.
- ^ Jump up to: а б Оуян Фанфанг (2014). Традиционные методы изготовления тростника и анализ акустических характеристик народа Лэйшань Мяо в исследовании культуры и искусства Гуйчжоу, 4 , 77–87. ISSN: 1674-3180.
- ^ Jump up to: а б с д А Ту (2011) Технология производства Лушэн (1) Этнические исследования Гуйчжоу, 2, 18–18 ISSN: 1002-6959 .
- ^ Jump up to: а б с д и развитие технологий изготовления Мяо Лушен — Китайская национальная инфраструктура знаний» . . « Улучшение doi : 10.15929/j.cnki.1004-2172.2018.04.004 Проверено 27 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Фальк, Кэтрин (2010), Тэпп, Николас; Ли, Гэри Иа (ред.), «Частная и общественная жизнь хмонгов Кииджа и Мяо Лушэна» , «Хмонги Австралии , культура и диаспора», ANU Press, стр. 123–152, ISBN 978-1-921666-94-0 , JSTOR j.ctt24h7r3.8 , получено 3 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Чэн Цзянькунь (2002) Фестиваль восточного искусства Лушэн в годы Мяо, 4, 20–23. ISSN: 1005-9733.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница Лушенг (китайский)
- Лушенг и Киидж