Губчатый орган из тыквы
Деревянный духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | Бесплатная язычковая губная гармошка |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 412.132 (Наборы бесплатных тростей) |
Изобретатель(и) | Императрица Нюва (китайская вера, настоящего изобретателя невозможно отследить) |
Развитый | 3-е тысячелетие до н.э. |
Связанные инструменты | |
Губная гармошка из тыквы — это свободная язычковая губная гармошка, на которой играют в Восточной и Юго-Восточной Азии . Он состоит из тыквенного ящика с ветром, в который вставлено несколько бамбуковых или бронзовых трубок, количество трубок варьируется от региона к региону. [ 1 ]
Губчатый орган из тыквы тесно связан с культурными меньшинствами в азиатских странах; таким образом, его стили разнообразны, и в разных культурах можно увидеть разные аналоги. [ 2 ] На юге Китая родовое название тыквенного ротового органа — Хулу Шэн. [ 3 ] ( 葫芦 笙 ; пиньинь: húlúshēng; буквально «тыквенный шэн»). Аккомпанемент на инструменте важен для этнических меньшинств южной китайской провинции Юньнань , таких как Лаху , И , Мяо и Наси , особенно во время их ритуального танца Тагэ . [ 4 ]
В Юго-Восточной Азии, например в Верхней Мьянме , северном Лаосе , северо-восточном Таиланде и провинции Раттанакири в Камбодже , губная гармошка из тыквы также является неотъемлемой частью повседневной и церемониальной жизни людей. [ 2 ] В Таиланде его называют нау у лаху, лачи у акха и фулу у лису ; в Камбодже это называется уловка ; на северо-востоке Борнео его называют сумпотон ; а в Лаосе , Мьянме , Вьетнаме и Бангладеш его называют đing nَm или m'buot . [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ]
Тыквенный губной орган настроен по пентатонической гамме без полутонов , особенно в мелодиях , и мелодии обычно сопровождаются аккордами . [ 1 ] Шаги можно менять, закрывая и открывая отверстия для труб. [ 3 ] Игроки держат инструмент почти горизонтально и во время аспирации дуют в ветровой ящик. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Согласно китайской традиции, императрица Нюва , как полагают, изобрела губную гармонику в третьем тысячелетии до нашей эры, чтобы имитировать . шею, тело и крылья Феникса [ 1 ] [ 6 ] Эта традиция также объясняет, почему губная гармошка из тыквы часто используется в похоронном процессе: люди верят, что губная гармошка создает защитное заклинание от злых духов и оберегает загробную жизнь. [ 1 ] [ 7 ] Губной орган из тыквы также представляет собой категорию «тыква» китайской восьмизвуковой системы (пиньинь: Баинь; 八音 ). [ 8 ] В этой системе инструменты классифицируются по материалам, из которых они изготовлены. [ 8 ]
Тыквенную дужку ротового органа трудно сохранить, но в центральной части Юньнани, Китай, были обнаружены бронзовые дудочки, датируемые примерно пятым веком до нашей эры . [ 9 ] Губной орган из тыквы также упоминается в нескольких китайских исторических источниках, начиная с династии Тан , например, в «Книге од» ( Шицзин ), Танъюэчжи и Маньшу . [ 10 ] В Шицзине говорится: «Удар по лютне, орган звучит, пока все его язычки в движении не вздымаются. Громко звучат барабаны, орган набухает; флейтами машут танцоры». [ 6 ] А в Маньшу (девятый век) записано: « В Хулушэне играли молодые люди, бродившие по вечерам по улицам, чтобы выразить свою любовь к девушкам». [ 3 ]
Губной орган имел самый широкий ареал распространения примерно в шестом веке нашей эры. [ 2 ] Он распространился в Персию из Китая и назывался муштак сини, «китайский муштак» или чубчик. [ 2 ] [ 6 ] инструмент распространился на запад Затем в восемнадцатом веке . [ 3 ] Иоганн Уайльд , изобретатель гвоздевой скрипки, купил или подарил Шэн в Петербурге и научился играть на dielieblieche Chineser Orgel , «очаровательном органе китайцев». [ 3 ] С 1800 года и по настоящее время было создано большое семейство язычковых инструментов, таких как губные гармошки , аккордеоны и фисгармонии . [ 1 ]
Стили и распространение
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]Южно-китайские меньшинства
[ редактировать ]Хулу Шэн - это ханьское китайское название ротового органа тыквы, которое имеет разные названия в разных группах меньшинств на юге Китая, таких как Анг в И, Маниу в Лису и Нуо в Лаху. [ 3 ] Обычно инструмент изготавливается из бутылки из высушенной тыквы в качестве ветрового ящика с узким горлышком в качестве мундштука . [ 1 ] Обычно пять бамбуковых трубок (иногда от четырех до семи) вставляются вертикально в стенки тыквы от более коротких к более длинным соответственно (от 20 до 45 см [от 7,9 до 17,7 дюйма]) и герметизируются пчелиным воском с прикрепленными к каждой прямоугольными или треугольными свободными язычками. трубка. [ 3 ] Рядом с каждой трубкой сделано отверстие для пальца, позволяющее активировать свободную трость путем открытия и закрытия отверстия, а также вдоха (в основном) и выдоха. [ 1 ] Небольшие различия в форме, размере и высоте ротового органа тыквы можно наблюдать у разных групп меньшинств, например, бамбуковые трубки, используемые в Хэй Мяо, могут достигать высоты четырнадцати футов с медными тростями. [ 1 ] Другой часто встречающийся инструмент, похожий на Хулу Шэн , называется Хулуси , который также в основном используется в Юньнани . [ 6 ] Его можно рассматривать как упрощенную версию Хулу Шэна , в которой три бамбуковые трубки проходят через ветровой ящик из тыквы, и только средняя трубка имеет отверстия для пальцев. [ 6 ]
Другие регионы
[ редактировать ]В других регионах Китая, среди народа хань , наиболее распространенным признанным ансамблевым губным органом со свободным язычком называется Шэн . [ 1 ] Он имеет модифицированную ветровку, основанную на традиционном губном органе из тыквы, в котором тыква заменена куском дерева или металла, вырезанным той же формы, чтобы увеличить ее объем и диапазон. [ 1 ] Шэн распространился от Китая до Кореи в период Троецарствия и по-корейски назывался Сэнхван . [ 6 ] В восьмом веке Наре Шэн был подарен японскому двору в и позже был преобразован в японский Сё . [ 6 ] [ 11 ]
Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]Ротовой орган тыквы в Юго-Восточной Азии имеет четыре подтипа. [ 6 ]
- Трубы, выходящие наружу из ветрового ящика бутылочной тыквы с трубчатым амбушюром в форме круга. [ 6 ]
- Трубы расположены по кругу, идеально параллельны друг другу, с амбушюром непосредственно в деревянном или металлическом ветрокоробке. [ 6 ]
- Трубы в две параллельные линии, близко расположенные, с амбушюром непосредственно в деревянном дужке. Иногда ряды труб располагаются поперек ветрового ящика. [ 6 ]
- Трубы расположены на большом расстоянии друг от друга и расположены в две почти параллельные линии вместе с длинным трубчатым амбушюром, проходящим через трубчатый деревянный ветровой ящик. [ 6 ]
Тип 1 является наиболее распространенным и разнообразным среди культурных меньшинств материковой части Юго-Восточной Азии. [ 6 ] Тип 2 обычно ассоциируется с классическим исполнением и очень похож на китайский шэн . [ 6 ] Примерами типа 3 могут быть вьетнамский мбуот, бангладешский планг и тайско-лаосский кхен или хаен, тогда как тип 4 имеет тесное отношение к народу хмонг южного Китая и соседних стран. [ 2 ] [ 6 ] [ 12 ] типа 3 М'буот встречается в Труонг Сон хребтах во Вьетнаме, а в Чампе аналогичный инструмент называется ракле . [ 2 ] Кхене можно найти в северо-восточных регионах Таиланда и Лаоса, и он считается национальным инструментом в Лаосе. [ 6 ] Сегодня Кхене можно найти в четырех размерах с шестью, четырнадцатью, шестнадцатью и восемнадцатью трубками. [ 6 ]
В верхней Мьянме и северном Лаосе ротовой орган имеет форму плота с двумя рядами трубок, пересекающихся внутри ветрового ящика, причем один из них либо выступает под ним (X-образный), либо срезан у основания тыквы (V-образный). образный). [ 2 ] В центральном и южном Лаосе тыкву заменяют деревянным ветровым ящиком с пронзенными в нем двойными плотами, высота которых может достигать двенадцати футов. [ 5 ] В Бутой округе Мондулкири провинции , Пор и Куой в провинциях Кампонгчнанг , Пурсат и Сиемреап называется «Плой» или «Мбаут» в Камбодже орган тыквенной бабочки среди горных мон-кхмерских носителей , с пятью-семью бамбуковыми трубками, вставленными в орган. ветровой ящик. [ 2 ]
Губчатый орган из тыквы и его варианты относятся к одному из шести типов инструментов со свободными язычками в Юго-Восточной Азии. [ 2 ] И эти инструменты больше напоминают аналогичные духовые инструменты, встречающиеся сегодня у южных китайских меньшинств, чем их ханьские аналоги ( Шэн) . [ 2 ]
-
Ротовые органы были изображены в Боробудуре в 9 веке нашей эры.
-
Плунг , которого играют народы мру из Бангладеш и Бирмы.
-
Шэн — китайская губная гармошка.
-
Шо — японская губная гармошка.
-
Кхене , используемый в материковой части Юго-Восточной Азии.
-
Lusheng , используется в Лаосе, Вьетнаме, Южном Китае.
-
Камбоджа, Уловка
-
Келури , используемый на Борнео.
-
Киидж , свободный ротовой орган народа хмонг из тростниковой тыквы.
Техника игры
[ редактировать ]Отверстия для пальцев снаружи каждой трубы должны быть закрыты, чтобы издавать звук. [ 1 ] Игроки держат инструмент вертикально или горизонтально в зависимости от формы и размера инструмента, касаясь губами мундштука («изогнутая шея»), и «выдувают» воздух с контролируемой скоростью во время аспирации. [ 13 ] Форма свободной трости гарантирует, что она будет издавать звук как при вдохе, так и при выдохе, что отличает ее от других форм трости. [ 6 ] Круговое дыхание часто используется для обеспечения непрерывного потока звука. [ 6 ] Также используются две техники исполнения, в том числе дайин , пульсирующая артикуляция , создающая «ломающийся тон», и хуайинь , портаменто , создающий «скользящий тон». [ 3 ]
Настройка пентатоника без полутонов, высоту звука можно изменить, закрыв отверстия трубы. [ 3 ] Аккорд обычно дополняет мелодию. А два из одиннадцати правильных аккордов соответствуют западным минорным трезвучиям ; остальные состоят из совпадающих нот пентатоники (например, ABDEF#) или других комбинаций (например, G# ABCDF#). [ 1 ] [ 3 ]
Для усиления звука можно использовать дополнительные резонаторы. [ 6 ] Резонатор обычно состоит из бутылочной тыквы, помещенной на конце трубы, или большого горизонтального бамбукового междоузлия, помещенного на конце самой длинной трубы. [ 6 ]
Музыкальное приложение
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]В Китае, помимо использования губной гармошки из тыквы на похоронах и свадебных церемониях, она также является важной частью танцев Таге («топающие песни») среди таких этнических меньшинств, как И , Наси , Лаху , Мяо , Тибетец , Бай , Хани. , Цзинпо , Ачан , Лису , Пуми , Ну и Ду-лун — люди в юго-западных регионах, которые тесно связаны с древним Дицян народом . [ 4 ] [ 9 ] Стиль пения и танца, известный как «Таге», является одним из типичных традиционных ритуалов, практикуемых с древних времен. [ 4 ] Считается , что традиция, насчитывающая 2500 лет, Таге в сопровождении Хулу Шэна значительно влияет на эмоциональные взгляды, темперамент и жизненные желания людей. [ 9 ] Танец настолько популярен среди народов И , Бай и Наси , что его изображения можно увидеть вышитыми на повседневной одежде и украшениях. [ 4 ]
Танец обычно сопровождается Хулу Шэном, а иногда и Лушенгом с длинной трубкой, а также горизонтальными и вертикальными бамбуковыми флейтами, трех- и четырехструнными щипковыми инструментами и суной . [ 4 ] В Сунши (История династии Сун) также записано, что мужчины и женщины из многих этнических групп Юньнани собирались вместе, играя на таких инструментах, как губная гармоника из тыквы и флейта; и когда музыкант начал играть на губной гармошке из тыквы, десятки других участников присоединились к танцу, кружили вокруг музыканта и топали ногами, производя ритмичные удары, похожие на барабаны. [ 4 ] [ 9 ] [ 14 ]
Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]Лаос
[ редактировать ]В Лаосе основная функция Кхене (губной орган тыквы по-лаосски) — аккомпанировать пению. В Iam nithan длинные сказки, заимствованные из буддийских сатхаков (камней предыдущих рождений Будды), исполнялись солистом в сопровождении кхене . [ 12 ] А в ритуалах исцеления и одержимости ритуалисты, обычно пожилые женщины в сопровождении кхене, поют, чтобы пригласить обиженных духов войти в их тела и объяснить причину болезни. [ 12 ] Помимо пения и ритуальных процедур, на Кхене также играют молодые люди вместе с другими инструментами, сочетая гармонии в четырех частях в играх Ухаживание . [ 5 ] [ 15 ]
Таиланд
[ редактировать ]В Таиланде аналогичный ритуал исцеления под названием Лампхи фа (церемония исцеления) также сопровождается Кхаэном (губная губка по-тайски). [ 2 ] Во время церемонии на Кхаене играют, а маулам пи фа, в основном женщины, способные привлекать духов, танцуют вокруг алтаря со священными предметами. [ 2 ] А в начале 1970-х годов Лам Клаун (песня-репортаж) в сопровождении Кхаена стала самым популярным развлечением на северо-востоке Таиланда. [ 1 ] Хаен также используется в местных театрах марионеток с тенями , сочетая речь и пение, чтобы рассказать местную историю на местных языках. [ 12 ]
Камбоджа
[ редактировать ]В провинциях Раттанакири и Мундулькири в Камбодже на Ploy (губная гармоника на камбоджийском языке) и ансамбле бронзовых гонгов . играют во время ритуального жертвоприношения буйвола ( kapp krabey phoeuk sra) [ 2 ] Уловка тун также используется в других традиционных танцах, таких как «Дикий бык» ( -сонг ) и «Павлин Пурсата» ( кнгаок Посатт ) в Пурсат и Камопонг Чхнаинг . провинциях [ 2 ]
Мьянма
[ редактировать ]В Мьянме народ лаху (меньшинство Мьянмы) во время ухаживания играет на губной гармошке из тыквы. В этот период романтики молодые люди разбивают лагерь вокруг двух больших костров: один для девочек, другой для мальчиков. Под аккомпанемент губной гармошки мальчики коллективно топают ногами, а девочки образуют вокруг них плотный вращающийся круг. [ 2 ]
Акха , тибето -бирманский народ, играют на тыквенной губной гармонике ( лачи), еврейской арфе ( чау ) и трехструнной лютне ( дом ) как во время фестивалей, так и на досуге. [ 2 ]
В Лису называется фулу ротовой орган тыквы на их битето-бирманском языке . На ней часто играют на флейте ( дзюлю ) и длинной трехструнной лютне ( субу ) как ансамбле. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Сакс, К. (2012). История музыкальных инструментов. Курьерская корпорация.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Учида Р. и Кэтлин А. (2008). Музыка горных меньшинств Бирмы, Лаоса и Таиланда. Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии, 303–316.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Трэшер, Арканзас (2015). Хулу Шэн. В словаре музыки и музыкантов New Grove. Издательство Оксфордского университета. Получено с https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.L2281219.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Линг, В. (2011). «Изображения Таге из Юньнани, Китай». Музыка в искусстве . 36 (1–2): 245–256. JSTOR 41818688 .
- ^ Перейти обратно: а б с Чепмен, А. (2005). «Дыхание и бамбук: диаспорическая лаосская идентичность и лаосский ротовой орган». Журнал межкультурных исследований . 26 (1–2): 5–20. дои : 10.1080/07256860500073971 . S2CID 143453273 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Бленч, Роджер (2020). «История и распространение губной гармошки со свободным язычком в Юго-Восточной Азии» . В Льюисе, Хелен (ред.). EurASEAA14 Том I: Древние и живые традиции: материалы четырнадцатой международной конференции Европейской ассоциации археологов Юго-Восточной Азии . Издательство Археопресс. стр. 94–110. CiteSeerX 10.1.1.1070.744 . ISBN 9781789695069 . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 г. Проверено 10 ноября 2022 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Брэдли, Д. (1979). «Речь через музыку: китайско-тибетский орган из тыквы». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 42 (3): 535–540. дои : 10.1017/S0041977X00135773 . JSTOR 615573 . S2CID 190692693 .
- ^ Перейти обратно: а б Мальм, WP (2019). Китайская музыка. Британская энциклопедия. Получено с https://www.britanica.com/art/Chinese-music.
- ^ Перейти обратно: а б с д Линг, В. (2005). «Бронзовые инструменты царства Диан и их изображения в сценах танца и музицирования». Музыка в искусстве . 30 (1–2): 17–34. JSTOR 41818773 .
- ^ Бенн, компакт-диск (2004). Золотой век Китая: повседневная жизнь династии Тан. Издательство Оксфордского университета, США.
- ^ Мальм, WP (1990). Японская музыка и музыкальные инструменты. Издательство Таттл.
- ^ Перейти обратно: а б с д Миллер, Т.Э.; Уильямс, С. (1998). Энциклопедия мировой музыки Garland: Юго-Восточная Азия . Рутледж.
- ^ Грэм, ТК (1962). «Бамбук и музыка: новый подход к органологии». Этномузыкология . 6 (1): 8–14. дои : 10.2307/924243 . JSTOR 924243 .
- ^ Цзи, Лангвэй; Цю, Цзюжун (2003). «История танцев национальных меньшинств Китая». Издательство Центрального университета национальностей : 191.
- ^ Птак, Томас (2 января 2016 г.). «Вьетнамско-китайские отношения на приграничье: торговля, туризм и культурная политика» . Журнал исследований пограничья . 31 (1): 141–142. дои : 10.1080/08865655.2016.1153942 . ISSN 0886-5655 . S2CID 148150641 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хулушэн Страница с сайта Пэт Миссин
- The Wooing Game - игра в любовь хмонгов
- Мбуата играют люди Бунонг с tuk-tuk.tv