Jump to content

Губчатый орган из тыквы

(Перенаправлено с Хулушэна )
Губчатый орган из тыквы
Динг ном из народа эде Центрального нагорья Вьетнама.
Деревянный духовой инструмент
Классификация Бесплатная язычковая губная гармошка
Классификация Хорнбостеля – Сакса 412.132
(Наборы бесплатных тростей)
Изобретатель(и) Императрица Нюва (китайская вера, настоящего изобретателя невозможно отследить)
Развитый 3-е тысячелетие до н.э.
Связанные инструменты

Губная гармошка из тыквы — это свободная язычковая губная гармошка, на которой играют в Восточной и Юго-Восточной Азии . Он состоит из тыквенного ящика с ветром, в который вставлено несколько бамбуковых или бронзовых трубок, количество трубок варьируется от региона к региону. [ 1 ]

Губчатый орган из тыквы тесно связан с культурными меньшинствами в азиатских странах; таким образом, его стили разнообразны, и в разных культурах можно увидеть разные аналоги. [ 2 ] На юге Китая родовое название тыквенного ротового органа — Хулу Шэн. [ 3 ] ( 葫芦 ; пиньинь: húlúshēng; буквально «тыквенный шэн»). Аккомпанемент на инструменте важен для этнических меньшинств южной китайской провинции Юньнань , таких как Лаху , И , Мяо и Наси , особенно во время их ритуального танца Тагэ . [ 4 ]

В Юго-Восточной Азии, например в Верхней Мьянме , северном Лаосе , северо-восточном Таиланде и провинции Раттанакири в Камбодже , губная гармошка из тыквы также является неотъемлемой частью повседневной и церемониальной жизни людей. [ 2 ] В Таиланде его называют нау у лаху, лачи у акха и фулу у лису ; в Камбодже это называется уловка ; на северо-востоке Борнео его называют сумпотон ; а в Лаосе , Мьянме , Вьетнаме и Бангладеш его называют đing nَm или m'buot . [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ]

Тыквенный губной орган настроен по пентатонической гамме без полутонов , особенно в мелодиях , и мелодии обычно сопровождаются аккордами . [ 1 ] Шаги можно менять, закрывая и открывая отверстия для труб. [ 3 ] Игроки держат инструмент почти горизонтально и во время аспирации дуют в ветровой ящик. [ 1 ]

Искусство династии Тан, изображающее музыканта, играющего на губной гармонике (2-й слева)

Согласно китайской традиции, императрица Нюва , как полагают, изобрела губную гармонику в третьем тысячелетии до нашей эры, чтобы имитировать . шею, тело и крылья Феникса [ 1 ] [ 6 ] Эта традиция также объясняет, почему губная гармошка из тыквы часто используется в похоронном процессе: люди верят, что губная гармошка создает защитное заклинание от злых духов и оберегает загробную жизнь. [ 1 ] [ 7 ] Губной орган из тыквы также представляет собой категорию «тыква» китайской восьмизвуковой системы (пиньинь: Баинь; 八音 ). [ 8 ] В этой системе инструменты классифицируются по материалам, из которых они изготовлены. [ 8 ]

Тыквенную дужку ротового органа трудно сохранить, но в центральной части Юньнани, Китай, были обнаружены бронзовые дудочки, датируемые примерно пятым веком до нашей эры . [ 9 ] Губной орган из тыквы также упоминается в нескольких китайских исторических источниках, начиная с династии Тан , например, в «Книге од» ( Шицзин ), Танъюэчжи и Маньшу . [ 10 ] В Шицзине говорится: «Удар по лютне, орган звучит, пока все его язычки в движении не вздымаются. Громко звучат барабаны, орган набухает; флейтами машут танцоры». [ 6 ] А в Маньшу (девятый век) записано: « В Хулушэне играли молодые люди, бродившие по вечерам по улицам, чтобы выразить свою любовь к девушкам». [ 3 ]

Губной орган имел самый широкий ареал распространения примерно в шестом веке нашей эры. [ 2 ] Он распространился в Персию из Китая и назывался муштак сини, «китайский муштак» или чубчик. [ 2 ] [ 6 ] инструмент распространился на запад Затем в восемнадцатом веке . [ 3 ] Иоганн Уайльд , изобретатель гвоздевой скрипки, купил или подарил Шэн в Петербурге и научился играть на dielieblieche Chineser Orgel , «очаровательном органе китайцев». [ 3 ] С 1800 года и по настоящее время было создано большое семейство язычковых инструментов, таких как губные гармошки , аккордеоны и фисгармонии . [ 1 ]

Стили и распространение

[ редактировать ]

Южно-китайские меньшинства

[ редактировать ]

Хулу Шэн - это ханьское китайское название ротового органа тыквы, которое имеет разные названия в разных группах меньшинств на юге Китая, таких как Анг в И, Маниу в Лису и Нуо в Лаху. [ 3 ] Обычно инструмент изготавливается из бутылки из высушенной тыквы в качестве ветрового ящика с узким горлышком в качестве мундштука . [ 1 ] Обычно пять бамбуковых трубок (иногда от четырех до семи) вставляются вертикально в стенки тыквы от более коротких к более длинным соответственно (от 20 до 45 см [от 7,9 до 17,7 дюйма]) и герметизируются пчелиным воском с прикрепленными к каждой прямоугольными или треугольными свободными язычками. трубка. [ 3 ] Рядом с каждой трубкой сделано отверстие для пальца, позволяющее активировать свободную трость путем открытия и закрытия отверстия, а также вдоха (в основном) и выдоха. [ 1 ] Небольшие различия в форме, размере и высоте ротового органа тыквы можно наблюдать у разных групп меньшинств, например, бамбуковые трубки, используемые в Хэй Мяо, могут достигать высоты четырнадцати футов с медными тростями. [ 1 ] Другой часто встречающийся инструмент, похожий на Хулу Шэн , называется Хулуси , который также в основном используется в Юньнани . [ 6 ] Его можно рассматривать как упрощенную версию Хулу Шэна , в которой три бамбуковые трубки проходят через ветровой ящик из тыквы, и только средняя трубка имеет отверстия для пальцев. [ 6 ]

Другие регионы

[ редактировать ]

В других регионах Китая, среди народа хань , наиболее распространенным признанным ансамблевым губным органом со свободным язычком называется Шэн . [ 1 ] Он имеет модифицированную ветровку, основанную на традиционном губном органе из тыквы, в котором тыква заменена куском дерева или металла, вырезанным той же формы, чтобы увеличить ее объем и диапазон. [ 1 ] Шэн распространился от Китая до Кореи в период Троецарствия и по-корейски назывался Сэнхван . [ 6 ] В восьмом веке Наре Шэн был подарен японскому двору в и позже был преобразован в японский Сё . [ 6 ] [ 11 ]

Юго-Восточная Азия

[ редактировать ]
Мужчина из Мангконга играет в кхене в Лаосе.

Ротовой орган тыквы в Юго-Восточной Азии имеет четыре подтипа. [ 6 ]

  1. Трубы, выходящие наружу из ветрового ящика бутылочной тыквы с трубчатым амбушюром в форме круга. [ 6 ]
  2. Трубы расположены по кругу, идеально параллельны друг другу, с амбушюром непосредственно в деревянном или металлическом ветрокоробке. [ 6 ]
  3. Трубы в две параллельные линии, близко расположенные, с амбушюром непосредственно в деревянном дужке. Иногда ряды труб располагаются поперек ветрового ящика. [ 6 ]
  4. Трубы расположены на большом расстоянии друг от друга и расположены в две почти параллельные линии вместе с длинным трубчатым амбушюром, проходящим через трубчатый деревянный ветровой ящик. [ 6 ]

Тип 1 является наиболее распространенным и разнообразным среди культурных меньшинств материковой части Юго-Восточной Азии. [ 6 ] Тип 2 обычно ассоциируется с классическим исполнением и очень похож на китайский шэн . [ 6 ] Примерами типа 3 могут быть вьетнамский мбуот, бангладешский планг и тайско-лаосский кхен или хаен, тогда как тип 4 имеет тесное отношение к народу хмонг южного Китая и соседних стран. [ 2 ] [ 6 ] [ 12 ] типа 3 М'буот встречается в Труонг Сон хребтах во Вьетнаме, а в Чампе аналогичный инструмент называется ракле . [ 2 ] Кхене можно найти в северо-восточных регионах Таиланда и Лаоса, и он считается национальным инструментом в Лаосе. [ 6 ] Сегодня Кхене можно найти в четырех размерах с шестью, четырнадцатью, шестнадцатью и восемнадцатью трубками. [ 6 ]

В верхней Мьянме и северном Лаосе ротовой орган имеет форму плота с двумя рядами трубок, пересекающихся внутри ветрового ящика, причем один из них либо выступает под ним (X-образный), либо срезан у основания тыквы (V-образный). образный). [ 2 ] В центральном и южном Лаосе тыкву заменяют деревянным ветровым ящиком с пронзенными в нем двойными плотами, высота которых может достигать двенадцати футов. [ 5 ] В Бутой округе Мондулкири провинции , Пор и Куой в провинциях Кампонгчнанг , Пурсат и Сиемреап называется «Плой» или «Мбаут» в Камбодже орган тыквенной бабочки среди горных мон-кхмерских носителей , с пятью-семью бамбуковыми трубками, вставленными в орган. ветровой ящик. [ 2 ]

Губчатый орган из тыквы и его варианты относятся к одному из шести типов инструментов со свободными язычками в Юго-Восточной Азии. [ 2 ] И эти инструменты больше напоминают аналогичные духовые инструменты, встречающиеся сегодня у южных китайских меньшинств, чем их ханьские аналоги ( Шэн) . [ 2 ]

Техника игры

[ редактировать ]

Отверстия для пальцев снаружи каждой трубы должны быть закрыты, чтобы издавать звук. [ 1 ] Игроки держат инструмент вертикально или горизонтально в зависимости от формы и размера инструмента, касаясь губами мундштука («изогнутая шея»), и «выдувают» воздух с контролируемой скоростью во время аспирации. [ 13 ] Форма свободной трости гарантирует, что она будет издавать звук как при вдохе, так и при выдохе, что отличает ее от других форм трости. [ 6 ] Круговое дыхание часто используется для обеспечения непрерывного потока звука. [ 6 ] Также используются две техники исполнения, в том числе дайин , пульсирующая артикуляция , создающая «ломающийся тон», и хуайинь , портаменто , создающий «скользящий тон». [ 3 ]

Настройка пентатоника без полутонов, высоту звука можно изменить, закрыв отверстия трубы. [ 3 ] Аккорд обычно дополняет мелодию. А два из одиннадцати правильных аккордов соответствуют западным минорным трезвучиям ; остальные состоят из совпадающих нот пентатоники (например, ABDEF#) или других комбинаций (например, G# ABCDF#). [ 1 ] [ 3 ]

Для усиления звука можно использовать дополнительные резонаторы. [ 6 ] Резонатор обычно состоит из бутылочной тыквы, помещенной на конце трубы, или большого горизонтального бамбукового междоузлия, помещенного на конце самой длинной трубы. [ 6 ]

Музыкальное приложение

[ редактировать ]
Учащиеся средней школы хмонг (Мяо) исполняют традиционный танец в сопровождении кхэне.

В Китае, помимо использования губной гармошки из тыквы на похоронах и свадебных церемониях, она также является важной частью танцев Таге («топающие песни») среди таких этнических меньшинств, как И , Наси , Лаху , Мяо , Тибетец , Бай , Хани. , Цзинпо , Ачан , Лису , Пуми , Ну и Ду-лун — люди в юго-западных регионах, которые тесно связаны с древним Дицян народом . [ 4 ] [ 9 ] Стиль пения и танца, известный как «Таге», является одним из типичных традиционных ритуалов, практикуемых с древних времен. [ 4 ] Считается , что традиция, насчитывающая 2500 лет, Таге в сопровождении Хулу Шэна значительно влияет на эмоциональные взгляды, темперамент и жизненные желания людей. [ 9 ] Танец настолько популярен среди народов И , Бай и Наси , что его изображения можно увидеть вышитыми на повседневной одежде и украшениях. [ 4 ]

Танец обычно сопровождается Хулу Шэном, а иногда и Лушенгом с длинной трубкой, а также горизонтальными и вертикальными бамбуковыми флейтами, трех- и четырехструнными щипковыми инструментами и суной . [ 4 ] В Сунши (История династии Сун) также записано, что мужчины и женщины из многих этнических групп Юньнани собирались вместе, играя на таких инструментах, как губная гармоника из тыквы и флейта; и когда музыкант начал играть на губной гармошке из тыквы, десятки других участников присоединились к танцу, кружили вокруг музыканта и топали ногами, производя ритмичные удары, похожие на барабаны. [ 4 ] [ 9 ] [ 14 ]

Юго-Восточная Азия

[ редактировать ]
Игрок кхене на фестивале свечей в Убоне

В Лаосе основная функция Кхене (губной орган тыквы по-лаосски) — аккомпанировать пению. В Iam nithan длинные сказки, заимствованные из буддийских сатхаков (камней предыдущих рождений Будды), исполнялись солистом в сопровождении кхене . [ 12 ] А в ритуалах исцеления и одержимости ритуалисты, обычно пожилые женщины в сопровождении кхене, поют, чтобы пригласить обиженных духов войти в их тела и объяснить причину болезни. [ 12 ] Помимо пения и ритуальных процедур, на Кхене также играют молодые люди вместе с другими инструментами, сочетая гармонии в четырех частях в играх Ухаживание . [ 5 ] [ 15 ]

В Таиланде аналогичный ритуал исцеления под названием Лампхи фа (церемония исцеления) также сопровождается Кхаэном (губная губка по-тайски). [ 2 ] Во время церемонии на Кхаене играют, а маулам пи фа, в основном женщины, способные привлекать духов, танцуют вокруг алтаря со священными предметами. [ 2 ] А в начале 1970-х годов Лам Клаун (песня-репортаж) в сопровождении Кхаена стала самым популярным развлечением на северо-востоке Таиланда. [ 1 ] Хаен также используется в местных театрах марионеток с тенями , сочетая речь и пение, чтобы рассказать местную историю на местных языках. [ 12 ]

Камбоджа

[ редактировать ]

В провинциях Раттанакири и Мундулькири в Камбодже на Ploy (губная гармоника на камбоджийском языке) и ансамбле бронзовых гонгов . играют во время ритуального жертвоприношения буйвола ( kapp krabey phoeuk sra) [ 2 ] Уловка тун также используется в других традиционных танцах, таких как «Дикий бык» ( -сонг ) и «Павлин Пурсата» ( кнгаок Посатт ) в Пурсат и Камопонг Чхнаинг . провинциях [ 2 ]

В Мьянме народ лаху (меньшинство Мьянмы) во время ухаживания играет на губной гармошке из тыквы. В этот период романтики молодые люди разбивают лагерь вокруг двух больших костров: один для девочек, другой для мальчиков. Под аккомпанемент губной гармошки мальчики коллективно топают ногами, а девочки образуют вокруг них плотный вращающийся круг. [ 2 ]

Акха , тибето -бирманский народ, играют на тыквенной губной гармонике ( лачи), еврейской арфе ( чау ) и трехструнной лютне ( дом ) как во время фестивалей, так и на досуге. [ 2 ]

В Лису называется фулу ротовой орган тыквы на их битето-бирманском языке . На ней часто играют на флейте ( дзюлю ) и длинной трехструнной лютне ( субу ) как ансамбле. [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Сакс, К. (2012). История музыкальных инструментов. Курьерская корпорация.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Учида Р. и Кэтлин А. (2008). Музыка горных меньшинств Бирмы, Лаоса и Таиланда. Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии, 303–316.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Трэшер, Арканзас (2015). Хулу Шэн. В словаре музыки и музыкантов New Grove. Издательство Оксфордского университета. Получено с https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.L2281219.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Линг, В. (2011). «Изображения Таге из Юньнани, Китай». Музыка в искусстве . 36 (1–2): 245–256. JSTOR   41818688 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Чепмен, А. (2005). «Дыхание и бамбук: диаспорическая лаосская идентичность и лаосский ротовой орган». Журнал межкультурных исследований . 26 (1–2): 5–20. дои : 10.1080/07256860500073971 . S2CID   143453273 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Бленч, Роджер (2020). «История и распространение губной гармошки со свободным язычком в Юго-Восточной Азии» . В Льюисе, Хелен (ред.). EurASEAA14 Том I: Древние и живые традиции: материалы четырнадцатой международной конференции Европейской ассоциации археологов Юго-Восточной Азии . Издательство Археопресс. стр. 94–110. CiteSeerX   10.1.1.1070.744 . ISBN  9781789695069 . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 г. Проверено 10 ноября 2022 г. {{cite book}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  7. ^ Брэдли, Д. (1979). «Речь через музыку: китайско-тибетский орган из тыквы». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 42 (3): 535–540. дои : 10.1017/S0041977X00135773 . JSTOR   615573 . S2CID   190692693 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Мальм, WP (2019). Китайская музыка. Британская энциклопедия. Получено с https://www.britanica.com/art/Chinese-music.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Линг, В. (2005). «Бронзовые инструменты царства Диан и их изображения в сценах танца и музицирования». Музыка в искусстве . 30 (1–2): 17–34. JSTOR   41818773 .
  10. ^ Бенн, компакт-диск (2004). Золотой век Китая: повседневная жизнь династии Тан. Издательство Оксфордского университета, США.
  11. ^ Мальм, WP (1990). Японская музыка и музыкальные инструменты. Издательство Таттл.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Миллер, Т.Э.; Уильямс, С. (1998). Энциклопедия мировой музыки Garland: Юго-Восточная Азия . Рутледж.
  13. ^ Грэм, ТК (1962). «Бамбук и музыка: новый подход к органологии». Этномузыкология . 6 (1): 8–14. дои : 10.2307/924243 . JSTOR   924243 .
  14. ^ Цзи, Лангвэй; Цю, Цзюжун (2003). «История танцев национальных меньшинств Китая». Издательство Центрального университета национальностей : 191.
  15. ^ Птак, Томас (2 января 2016 г.). «Вьетнамско-китайские отношения на приграничье: торговля, туризм и культурная политика» . Журнал исследований пограничья . 31 (1): 141–142. дои : 10.1080/08865655.2016.1153942 . ISSN   0886-5655 . S2CID   148150641 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2744bf1e0cb10057ccf79cb19fc260ce__1718400180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/ce/2744bf1e0cb10057ccf79cb19fc260ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gourd mouth organ - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)