Одеваться
Одеваться | |
---|---|
Другие имена | Намрус, Эват |
Обитель | Мир Тьмы |
Генеалогия | |
Родители | Цинь |
Братья и сестры | Платить |
Супруга | Отдал |
Потомство | Ур , Семь планет ( Шуба ), Двенадцать созвездий ( Трисар ) |
Часть серии о |
мандеизм |
---|
![]() |
Религиозный портал |
В мандеизме ; Руха ( классический мандейский язык : ࡓࡅࡄࡀ , букв. «дух/дыхание»; также известный как Намрус или Хиват ( Эват язык классический мандейский : ࡏࡅࡀࡕ ) [1] ) — королева Мира Тьмы ( almaḏ-hšuka ) или подземного мира . [2] Она правит подземным миром вместе со своим сыном Уром , королём Мира Тьмы, и своей свитой из семи планет и двенадцати созвездий , которые также являются её отпрысками с Уром. [1]
Руха — дочь Цинь , Повелительницы Тьмы первого подземного мира. Она — правительница третьей матарты (сторожевого дома или чистилища). Она связана с похотью, нечистотой (т. е. менструальной нечистотой) и другими отрицательными женскими качествами. [1]
Имена и эпитеты
[ редактировать ]Гиндза Раба обращается к Рухе, используя различные эпитеты , такие как: [1]
- Руха Мастанита «Руха Соблазнительница»
- Руха ḏ- Кудша « Святой Дух ».
- ḏ-Либат ʿstra Амамит « Либат — Иштар — Амамит » (т. е. Венера )
Использование термина «Святой Дух» для Рухи в основном ограничивается полемическими текстами и не встречается в эзотерических или ритуальных свитках. [3]
Другие эпитеты, упомянутые в Гиндза Рабба : [4]
- Митс
- Намрус (Нимрус)
- Кананит (в Книге 6 Райт Гиндза , т. е. Книге Динанухта )
- Даюм (в Левой Гинзе 3.27)
Гельберт (2013) связывает название Руха с городом Урха ( Эдесса ), хотя эта гипотеза не прошла экспертную оценку. [5]
Дети
[ редактировать ]Руха рожает сына по имени Ур от Гафа , одного из гигантов Мира Тьмы, описанного в пятой книге « Гинза Рабба» . Затем она совершает инцест с Уром, рождая семь планет и двенадцать зодиаков (перечислены ниже). [1]
|
|
Руха также замаскировалась под жену Ноя Анхураиту, спала с ним и родила троих сыновей, Хама , Яма и Яфета . [1]
Космологическая роль
[ редактировать ]По мнению Йоруна Якобсена Бакли , Руха – сложный персонаж, которого нельзя просто изобразить злым архонтом . [2]
Плен и роль в творении
[ редактировать ]В рамках своего спуска в Мир Тьмы Хибил Зива выводит Руху из Мира Тьмы, утверждая, что ведет ее к ее родителям в верхнем мире, и запечатывает ее в мире, не принадлежащем ни свету, ни тьме. Запечатанная в этом мире, она рождает Ура . В то время как Ур желает вести войну против Мира Света, видимого в зеркале Рухи, Руха препятствует этому намерению. Хибил конфискует это зеркало и заковывает Ура цепями, отмечая, что Хайи Рабби послал его в гневе на Ура. [3]
Руха спит с Уром в тщетной попытке освободить его, рождая семь планет и двенадцать знаков Зодиака, которыми она выражает недовольство. Руха и Птахил оба играют роль в творении, каждый получает контроль, когда сила другого утихает, но не может оживить человечество душой, несмотря на то, что наделяет его своими собственными тайнами, поскольку Руха представляет амбивалентный «духовный» элемент, а не световой элемент. мировой элемент «души». Адам создан по образу Птахиля, а Хава (Ева) создана либо по образу Адама, либо по образу Рухи, в зависимости от версии. Когда Адам умирает и возносится в Мир Жизни, Руха искушает Еву оплакивать его потерю и оплакивает свое собственное незнание сокровищ спасения; когда Ева умирает и Хибил ведет ее в Мир Света, Руха оплакивает, что Хибил забирает у нее все, что желательно, оставляя только то, что бесполезно. [3]
Основание Иерусалима и взаимодействие с посланниками
[ редактировать ]Руха, командующая своими сыновьями семью планетами , включая Адонаи (Шамиша), намеревается построить Иерусалим . Ануш Утра предупреждает, что в городе восстанут 365 мандеев, но Руха продолжает его строительство, воздвигая семь колонн . Ануш проповедует мандеизм в Иерусалиме и приобретает последователей, обращающих евреев в мандеизм; из-за этого евреи преследуют и убивают мандеев, в результате чего Ануш планирует разрушить город в отместку. Руха тщетно умоляет Ануш о компромиссе: сначала чтобы он не разрушал ее город, а затем чтобы ей разрешили помочь ему в разрушении, обрушив стены на евреев и убив их; Ануш не принимает ни просьбы. [3] [2] : 44 Хотя Адонай изображен под властью Рухи, Харан Гавайта указывает, что мандеи любили Адонай, пока он был в Иерусалиме, до рождения Иисуса. [2] : 49
Другие взаимодействия Рухи с посланниками светлого мира, такими как Хибил Зива и Манда д-Хайи, часто более позитивны, когда Руху упрекают, но наделяют силой, получая указания для собственного спасения. [3]
Искупление
[ редактировать ]В главе 68 Мандейской книги Иоанна Манда д-Хайи извлекает Канат-Нитуфту (переведенную Чарльзом Г. Хеберлом и Джеймсом Ф. МакГратом как «Капелька устойчивая») из Мира Тьмы, которая остается у внешней стены до тех пор, пока ее не вызовут. далее под различными эпитетами, в том числе Марганита-Нитуфта (Капельная Жемчужина) и Симат-Хайи-Нитуфта (Капельное Сокровище Жизни). [6] Бакли отмечает, что некоторые из этих имен появляются как эпитеты Рухи в иллюстрированном Диване Абатуре (наблюдение, которое было замечено, но отвергнуто как путаница Марком Лидзбарски ), и что имена Симат Хайи (Сокровище жизни) и Нитуфта (Капля) ), — это имена, используемые для супруги Хайи Рабби в Мире Света. [3]
Бакли интерпретирует отрывок в Куласте, относящийся к Симату Хайи , вышедшему из Мира Тьмы и в конечном итоге вознесенному в Место Света, как относящийся к Рухе, отмечая, что Э. С. Дроуэр интерпретировал его в отношении Захрейла , но утверждая, что Захрейл никогда не покидал его. Мир Тьмы. Поэтому Бакли утверждает, что мандейские тексты считают, что Руха в конечном итоге достигнет искупления и сольется со своим дмутхой (идеальным двойником) в Мире Света. [3]
Открывающий гнозис
[ редактировать ]Бакли отмечает, что прозрения Рухи, когда он еще находился в Тибиле (Земле), отражают прозрения мандейского гностика. [3]
В Книге 6 (известной также как «Книга Динанукта ») Правой Гиндзы Руха произносит речь, похожую на гностическую поэму « Гром, Совершенный разум» . Часть речи приводится в виде отрывка ниже. [2]
Я есть Жизнь, которая была с самого начала.
Я — Истина ( куша ), которая существовала еще раньше, в начале.
Я — сияние; Я легкий.
Я смерть; Я есть жизнь.
Я тьма; Я легкий.
Я ошибка; Я есть истина.
Я разрушение; Я строитель.
Я легкий; Я ошибка.
Я удар; Я исцеляюсь.
Я возвышенный человек, который старше и который был здесь до строителя неба и земли.
Мне нет равных среди королей, и в моем королевстве пока еще нет короны.
Нет человека, который мог бы передать мне послание в туманных облаках тьмы.- Перевод Бакли (2002) [2] из Лидзбарского (1925), Райт Гинза 6, с. 207, строки 34–42. [7]
Как дух
[ редактировать ]Руха также может означать « дух », что примерно эквивалентно пневме или «дыханию» в греческой философии. Она отличается от нишимты , или воплощенной души . В мандеизме считается, что человек состоит из физического тела ( пагра ), души ( нишимта ) и духа ( руха ). [2]
Параллели
[ редактировать ]История Рухи в мандеизме представляет собой одну из параллелей гностической истории о выпадении Софии из плеромы . Руха сначала обитает в Мире Света , пока не «падёт» и не родит сына Ура . [8] : 532 Однако конфликт, возникающий из-за стремления творить без согласия верховного божества, приписывается Юшамину , Второй Жизни, а происхождение демиурга ( Птахила ) приписывается Абатуру , Третьей Жизни. [1]
См. также
[ редактировать ]- Корона
- Святой Дух
- Рух (родственный арабский язык)
- Нишимта , душа в мандеизме
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Алдихиси, Сабах (2008). История творения в мандейской священной книге в Гиндза Рба (доктор философии). Университетский колледж Лондона.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бакли, Йорунн Якобсен (2002). Мандеи: древние тексты и современные люди . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515385-5 . OCLC 65198443 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бакли, Йорунн Якобсен (1982). «Реабилитация духа Рухи в мандейской религии» . История религий . 22 (1): 60–84. дои : 10.1086/462910 . JSTOR 1062203 . S2CID 162087047 .
- ^ Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN 9780958034630 .
- ^ Гельберт, Карлос (2013). Мандеи и христиане во времена Иисуса Христа: враги с первых дней церкви . Фэрфилд, Новый Южный Уэльс: Книги о живой воде. ISBN 978-0-9580346-4-7 . OCLC 853508149 .
- ^ Хеберль, Чарльз Г .; МакГрат, Джеймс Ф. (2019). Мандейская книга Иоанна: текст и перевод (PDF) . Версия открытого доступа. Берлин/Бостон: Де Грюйтер.
- ^ Лидсбарский, Марк (1925). Гиндза: Сокровище или Великая книга мандеев , Геттинген: Ванденхук и Рупрехт / Лейпциг: JC Hinrichs'sche Buchhandlung.
- ^ Дойч, Натниэль (2003). Мандейская литература. В Барнстон, Уиллис; Мейер, Марвин (2003). Гностическая Библия . Бостон и Лондон: Шамбала.