Jump to content

Норея

Норея — фигура в гностической космологии. Она играет заметную роль в двух сохранившихся текстах из библиотеки Наг-Хаммади . В «Ипостаси Архонтов» она дочь Адама и Евы и сестра Сифа . Она поджигает Ноев ковчег и получает божественное откровение от Светила Элелет. В «Мыслях о Норее » она «уходит в предысторию». [ 1 ] как «она принимает здесь черты падшей Софии ». [ 2 ] В мандейской литературе она вместо этого идентифицируется как жена Ноя или Сима . [ 3 ]

Биргер А. Пирсон идентифицирует ее как «женский аналог Сифа, точно так же, как Ева является «женским аналогом» Адама». [ 4 ] и Роэл ван ден Брук называет ее «с одной стороны [...] фигурой спасительницы, а с другой - прототипом спасенного гностика». [ 5 ]

Имена и ассоциации

[ редактировать ]

По мнению Епифания Саламинского , борбориты отождествляли Норею с Пиррой , женой Девкалиона (греческой фигуры, похожей на Ноя). Он предположил, что имя Норея было неправильным переводом слова «Пирра», основанным на предполагаемой связи с нура , что по-сирийски означает «огонь». [ 6 ] [ 7 ]

В другом месте Епифаний говорит, что сифиане идентифицируют Сифа жену как Хораю , что почти наверняка является другим именем Нореи. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Биргер Пирсон утверждает, что Норея основана на еврейской легенде о Нааме и что имя Норея происходит от Хорайи (что означает «красивая», «приятная» или «милая»), греческого эквивалента еврейского имени Наама . Согласно еврейской легенде, Наама вышла замуж за Сифа, выступала против строительства ковчега и вступала в сексуальные отношения с ангельскими существами - характеристики, присущие Норее в Ипостаси . [ 11 ] Однако Пирсон отмечает, что «ее роль соблазнительницы « сынов Божиих » [...] была перенесена в гностическую литературу в типично гностической герменевтической инверсии». [ 12 ] Пирсон также утверждает, что Ноба , названная дочерью Адама и Евы в Хрониках Иерахмиля , является искаженным латинским переводом Нореи . [ 11 ]

Росс Кремер проводит сравнения между Нореей и Асенет, как описано в книге «Иосиф и Асенет» . Обе — девы, похожие на божественные женские существа или связанные с ними, получают небесные откровения и помогают другим обрести спасение. Она предполагает, что истории о Норее могли развиваться в еврейской общине, «характеризующейся присутствием и общественной активностью женщин, мало чем отличающихся от Нореи и Асенет». [ 13 ]

В «Ипостаси » Норее дан эпитет «Дева, которую не осквернила никакая сила» . Эта же фраза применяется к Марии в Евангелии от Филиппа , другом тексте Наг-Хаммади. [ 14 ]

В гностической литературе

[ редактировать ]

В «Ипостаси Архонтов» ( «Реальность правителей ») Норея — дочь Евы и младшая сестра Сета; оба являются представителями чистой расы. Архонты . решают уничтожить мир потопом , но их лидер, Демиург , предупреждает Ноя построить ковчег, на абордаж которого пытается Норея Ной останавливает ее, поэтому она дует на ковчег и поджигает его. Правители пытаются ее изнасиловать, но она взывает о помощи к Богу Целостности. Появляется ангел ; Элелет и отпугивает правителей, прежде чем раскрыть свое происхождение она дитя духа.

«Происхождение мира» относится к « Событию Орайи» и « Первой книге Норайи» . Эти книги не сохранились в библиотеке Наг-Хаммади.

Епифаний Саламинский резюмирует книгу под названием Нория в Панарионе ( Против ересей ) (26.1.3-9). Согласно этому описанию, она трижды сожгла Ноев ковчег , а затем раскрыла способ восстановления украденных искр посредством сексуальных поллюций. [ 15 ] Неизвестно, является ли это одной из книг, упомянутых в Origin .

  1. ^ Пирсон 1988 , с. 271.
  2. ^ ван ден Брук 2013 , с. 68.
  3. ^ Буллард 1970 , с. 98.
  4. ^ Пирсон 1988 , с. 267.
  5. ^ ван ден Брук 2013 , с. 55.
  6. ^ Буллард 1970 , с. 96.
  7. ^ Епифаний 2009 , с. 90
  8. ^ Епифаний 2009 , с. 279.
  9. ^ Буллард 1970 , с. 95.
  10. ^ Пирсон 1990 , с. 62.
  11. ^ Jump up to: а б Пирсон 1990 , с. 91.
  12. ^ Пирсон 1988 , с. 266.
  13. ^ Кремер, Росс (1988). «Ответ на девственность и подрывную деятельность». В Кинге, Карен (ред.). Образы женского начала в гностицизме (1-е изд. Trinity Press International). Гаррисберг: Trinity Press International. п. 263.
  14. ^ Буллард 1970 , с. 93.
  15. ^ Епифаний 2009 , с. 91.

Источники

[ редактировать ]
  • Буллард, Роджер (1970). Ипостась Архонтов: коптский текст с переводом и комментариями . Берлин: Вальтер Де Грюйтер и компания.
  • Робинсон, Джеймс, изд. Библиотека Наг-Хаммади на английском языке . 3-е издание. Сан-Франциско: Харпер и Роу, 1988. (Введения к переводам некоторых текстов включают информацию о Норее)
  • Струмса, Гедалиаху А.Г. Другое семя: исследования гностической мифологии . Исследования Наг-Хаммади 24. Лейден: Э. Дж. Брилл, 1984.
  • Элейн Пейджелс и Карен Кинг читают Иуду – Евангелие и формирование христианства . Viking Penguin, 2007. – Немецкое издание: Евангелие от предателя – Иуда и борьба за истинное христианство . – Верлаг ДТВ, 2011. – лок. цит. п. 133.
  • Епифаний (2009). Панерион Епифания Саламинского. Книга I (разделы 1–46) . Перевод Уильямса, Фрэнка. Бостон: Брилл.
  • Пирсон, Биргер (1990). Гностицизм, иудаизм и египетское христианство . Миннеаполис: Фортресс Пресс.
  • Пирсон, Биргер (1988). «Возвращение к Норее». В Кинге, Карен (ред.). Образы женского начала в гностицизме (1-е изд. Trinity Press International). Гаррисберг: Trinity Press International. п. 273.
  • ван ден Брук, Рулоф (2013). Гностическая религия в древности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32483c506fafb983744b5567aa356df7__1708702200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/f7/32483c506fafb983744b5567aa356df7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Norea - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)