Норея
![]() |
Норея — фигура в гностической космологии. Она играет заметную роль в двух сохранившихся текстах из библиотеки Наг-Хаммади . В «Ипостаси Архонтов» она дочь Адама и Евы и сестра Сифа . Она поджигает Ноев ковчег и получает божественное откровение от Светила Элелет. В «Мыслях о Норее » она «уходит в предысторию». [ 1 ] как «она принимает здесь черты падшей Софии ». [ 2 ] В мандейской литературе она вместо этого идентифицируется как жена Ноя или Сима . [ 3 ]
Биргер А. Пирсон идентифицирует ее как «женский аналог Сифа, точно так же, как Ева является «женским аналогом» Адама». [ 4 ] и Роэл ван ден Брук называет ее «с одной стороны [...] фигурой спасительницы, а с другой - прототипом спасенного гностика». [ 5 ]
Имена и ассоциации
[ редактировать ]По мнению Епифания Саламинского , борбориты отождествляли Норею с Пиррой , женой Девкалиона (греческой фигуры, похожей на Ноя). Он предположил, что имя Норея было неправильным переводом слова «Пирра», основанным на предполагаемой связи с нура , что по-сирийски означает «огонь». [ 6 ] [ 7 ]
В другом месте Епифаний говорит, что сифиане идентифицируют Сифа жену как Хораю , что почти наверняка является другим именем Нореи. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Биргер Пирсон утверждает, что Норея основана на еврейской легенде о Нааме и что имя Норея происходит от Хорайи (что означает «красивая», «приятная» или «милая»), греческого эквивалента еврейского имени Наама . Согласно еврейской легенде, Наама вышла замуж за Сифа, выступала против строительства ковчега и вступала в сексуальные отношения с ангельскими существами - характеристики, присущие Норее в Ипостаси . [ 11 ] Однако Пирсон отмечает, что «ее роль соблазнительницы « сынов Божиих » [...] была перенесена в гностическую литературу в типично гностической герменевтической инверсии». [ 12 ] Пирсон также утверждает, что Ноба , названная дочерью Адама и Евы в Хрониках Иерахмиля , является искаженным латинским переводом Нореи . [ 11 ]
Росс Кремер проводит сравнения между Нореей и Асенет, как описано в книге «Иосиф и Асенет» . Обе — девы, похожие на божественные женские существа или связанные с ними, получают небесные откровения и помогают другим обрести спасение. Она предполагает, что истории о Норее могли развиваться в еврейской общине, «характеризующейся присутствием и общественной активностью женщин, мало чем отличающихся от Нореи и Асенет». [ 13 ]
В «Ипостаси » Норее дан эпитет «Дева, которую не осквернила никакая сила» . Эта же фраза применяется к Марии в Евангелии от Филиппа , другом тексте Наг-Хаммади. [ 14 ]
В гностической литературе
[ редактировать ]В «Ипостаси Архонтов» ( «Реальность правителей ») Норея — дочь Евы и младшая сестра Сета; оба являются представителями чистой расы. Архонты . решают уничтожить мир потопом , но их лидер, Демиург , предупреждает Ноя построить ковчег, на абордаж которого пытается Норея Ной останавливает ее, поэтому она дует на ковчег и поджигает его. Правители пытаются ее изнасиловать, но она взывает о помощи к Богу Целостности. Появляется ангел ; Элелет и отпугивает правителей, прежде чем раскрыть свое происхождение она дитя духа.
«Происхождение мира» относится к « Событию Орайи» и « Первой книге Норайи» . Эти книги не сохранились в библиотеке Наг-Хаммади.
Епифаний Саламинский резюмирует книгу под названием Нория в Панарионе ( Против ересей ) (26.1.3-9). Согласно этому описанию, она трижды сожгла Ноев ковчег , а затем раскрыла способ восстановления украденных искр посредством сексуальных поллюций. [ 15 ] Неизвестно, является ли это одной из книг, упомянутых в Origin .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пирсон 1988 , с. 271.
- ^ ван ден Брук 2013 , с. 68.
- ^ Буллард 1970 , с. 98.
- ^ Пирсон 1988 , с. 267.
- ^ ван ден Брук 2013 , с. 55.
- ^ Буллард 1970 , с. 96.
- ^ Епифаний 2009 , с. 90
- ^ Епифаний 2009 , с. 279.
- ^ Буллард 1970 , с. 95.
- ^ Пирсон 1990 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Пирсон 1990 , с. 91.
- ^ Пирсон 1988 , с. 266.
- ^ Кремер, Росс (1988). «Ответ на девственность и подрывную деятельность». В Кинге, Карен (ред.). Образы женского начала в гностицизме (1-е изд. Trinity Press International). Гаррисберг: Trinity Press International. п. 263.
- ^ Буллард 1970 , с. 93.
- ^ Епифаний 2009 , с. 91.
Источники
[ редактировать ]- Буллард, Роджер (1970). Ипостась Архонтов: коптский текст с переводом и комментариями . Берлин: Вальтер Де Грюйтер и компания.
- Робинсон, Джеймс, изд. Библиотека Наг-Хаммади на английском языке . 3-е издание. Сан-Франциско: Харпер и Роу, 1988. (Введения к переводам некоторых текстов включают информацию о Норее)
- Струмса, Гедалиаху А.Г. Другое семя: исследования гностической мифологии . Исследования Наг-Хаммади 24. Лейден: Э. Дж. Брилл, 1984.
- Элейн Пейджелс и Карен Кинг читают Иуду – Евангелие и формирование христианства . Viking Penguin, 2007. – Немецкое издание: Евангелие от предателя – Иуда и борьба за истинное христианство . – Верлаг ДТВ, 2011. – лок. цит. п. 133.
- Епифаний (2009). Панерион Епифания Саламинского. Книга I (разделы 1–46) . Перевод Уильямса, Фрэнка. Бостон: Брилл.
- Пирсон, Биргер (1990). Гностицизм, иудаизм и египетское христианство . Миннеаполис: Фортресс Пресс.
- Пирсон, Биргер (1988). «Возвращение к Норее». В Кинге, Карен (ред.). Образы женского начала в гностицизме (1-е изд. Trinity Press International). Гаррисберг: Trinity Press International. п. 273.
- ван ден Брук, Рулоф (2013). Гностическая религия в древности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.