Апперцепция
Апперцепция (от латинского ad- «к, к» и percipere «воспринимать, получать, обезопасить, изучать или чувствовать») — это любой из нескольких аспектов восприятия и сознания в таких областях, как психология , философия и эпистемология .
Значение в философии [ править ]
Термин возник у Рене Декарта в форме слова apercevoir в его книге «Трактат о страстях» . Лейбниц ввел концепцию апперцепции в более техническую философскую традицию в своей работе « Принципы природы, фонды по разуму и благодати» ; хотя он использовал это слово практически в смысле современного внимания , посредством которого объект воспринимается как «не-я», и все же по отношению к себе. [1]
Иммануил Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от эмпирической апперцепции. Первое — это восприятие объекта как предполагающее сознание чистого «я» как субъекта — «чистое, оригинальное, неизменное сознание, которое является необходимым условием опыта и окончательной основой единства опыта». Второе — это «сознание конкретного актуального Я с его изменяющимися состояниями», так называемое «внутреннее чувство» (Отто Ф. Краушаар в «Рунах»). [2] ).
Немецкий философ Теодор Липпс различал понятия «восприятие» и «апперцепция» в своей работе 1902 года «О чувстве, желании и мышлении» . [3] Восприятие для Липпса — это общий термин, охватывающий такие психические явления, как слуховые и тактильные ощущения, воспоминания, зрительные представления в памяти и т. д. Но эти восприятия не всегда удерживают сознательное внимание — восприятие не всегда сознательно замечается. Таким образом, Липпс использует термин апперцепция для обозначения внимательного восприятия, при котором, помимо простого восприятия объекта, либо человек также сознательно уделяет внимание воспринимаемому объекту, либо также уделяет внимание самому восприятию объекта. [4]
Значение в психологии [ править ]
В психологии апперцепция — это «процесс, посредством которого новый опыт ассимилируется и трансформируется остатками прошлого опыта человека, образуя новое целое». [2] Короче говоря, это значит воспринимать новый опыт по отношению к прошлому опыту. Этот термин встречается в ранних психологиях Герберта Спенсера , Германа Лотце и Вильгельма Вундта . Первоначально это означает переход порога в сознание, т. е. восприятие. Но восприятие изменяется при достижении сознания вследствие его вхождения в уже наличный контекст интерпретации; таким образом, оно не воспринимается, а апперцепируется.
Согласно Иоганну Фридриху Гербарту , апперцепция — это процесс, посредством которого совокупность или «масса» представлений систематизируется ( система апперцепций ) путем приращения новых элементов, либо данных чувствами, либо являющихся продуктом внутренней работы ума. Таким образом, он подчеркивает в апперцепции связь с самостью как результат суммы предшествующего опыта. Следовательно, в образовании учитель должен полностью знакомиться с умственным развитием ученика, чтобы он мог полностью использовать то, что ученик уже знает. [1]
Альфред Адлер использовал понятие апперцепции для объяснения некоторых принципов восприятия в детской психологии. Ребенок воспринимает различные ситуации не так, как они существуют на самом деле, а через призму своих личных интересов, иными словами, по своей личностной схеме апперцепции. [5]
Таким образом, апперцепция — это общий термин для всех психических процессов, в которых представление приводится в связь с уже существующим и систематизированным психическим представлением и тем самым классифицируется, объясняется или, одним словом, понимается; например, новое научное явление объясняется в свете уже проанализированных и классифицированных явлений. Вся разумная жизнь человека, сознательно или бессознательно, представляет собой процесс апперцепции, поскольку каждый акт внимания включает в себя процесс апперцепции. [1]
Пример [ править ]
Богатый ребенок и бедный ребенок, идя вместе, натыкаются на одну и ту же десятидолларовую купюру на тротуаре. Богатый ребенок говорит, что это не так уж много денег, а бедный ребенок говорит, что это много денег. Разница заключается в том, как они воспринимают одно и то же событие – через призму прошлого опыта, через которую они видят и оценивают (или обесценивают) деньги. [6]
Значение в эпистемологии [ править ]
В эпистемологии апперцепция — это «интроспективное или рефлексивное восприятие разумом своих собственных внутренних состояний». [2]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Апперцепция ». Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 221. Здесь цитируется:
- Карл Ланге, Ueber Apperception (6-е изд., исправленное, Лейпциг, 1899 г.; перевод Э. Э. Брауна, Бостон, 1893 г.)
- Г.Ф. Стаут , Аналитическая психология (Лондон, 1896), кн. ii. гл. viii.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Руны, Дагоберт Д. (редактор), Философский словарь , Литтлфилд, Адамс и компания, Тотова, Нью-Джерси, 1972.
- ^ Липпс, Теодор. О чувствах, желаниях и мыслях. Лейпциг, опубликовано Иоганном Амброзиусом Бартом, 1902 г. См. стр. 6–7.
- ^ Суждение и истина в ранней аналитической философии и феноменологии . ред. Марк Текстор. Спрингер, 2013. стр. 14f.
- ^ Адлер, Альфред (2011). «Наука жизни» .
- ^ Отт, Кристофер, Эволюция восприятия и космология вещества , iUniverse, 2004.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Руны, Дагоберт Д. (редактор), Философский словарь , Литтлфилд, Адамс и компания, Тотова, Нью-Джерси, 1972.
- Яо, Чжихуа (2005). Буддийская теория самопознания . (Критические исследования буддизма Рутледжа) (Твердый переплет). Рутледж. ISBN 978-0-415-34431-9
Внешние ссылки [ править ]
Словарное определение апперцепции в Викисловаре
- Уильям Джеймс (1892), «Беседы с учителями», глава 14. Архивировано 30 декабря 2007 г. в Wayback Machine .