Способности души
Способности души – это индивидуальные характеристики, приписываемые душе . На протяжении веков предпринимались различные попытки дать им определение.
Платон, Аристотель и их последователи
[ редактировать ]Платон определял душевные способности, разделяя их на три части: интеллект ( noûs ), благородные чувства ( thumós ) и аппетиты или страсти ( эпифуметикон ). [1] Аристотель также разделил естественные способности на три части: на растительные, аппетитные и рациональные элементы. [2] хотя позже он выделил дальнейшие подразделения рациональных способностей, такие как способность суждения и способность сообразительности ( deinotes ). [3]
Исламские философы продолжили его тройное деление; [4] но позже схоластические философы определили пять групп способностей: [5]
- dunámeis, «растительная» способность (threptikón), занимающаяся поддержанием и развитием органической жизни.
- аппетит (oretikón), или склонность к чему-либо хорошему
- способность чувственного восприятия (аистетикон)
- «локомотивная» способность (кинетикон), которая управляет различными движениями тела.
- причина (дианоэтикон)
Кальвин
[ редактировать ]Жан Кальвин выступал против схоластических философов, выступая за двойное разделение души: интеллекта и воли. [6]
Факультет психологии
[ редактировать ]Секуляризация эпохи Просвещения привела к появлению факультетской психологии с различными, но присущими умственными способностями, такими как интеллект или память, отличными (как в аристотелизме) от приобретенных привычек. [7]
См. также
[ редактировать ]- 'Акл (рациональный факультет исламской философии)
- Джерри Фодор
- Френология
- Психология
- Рациональное животное
- томизм
- Трихотомия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Аристотель, Этика (1976), с. 88-90
- ^ Аристотель, с. 218-222
- ^ СС Хави, Исламский натурализм и мистицизм (1974), с. 151
- ^ Способности души
- ^ Джон Кальвин, Институты христианской религии (2008), с. 104
- ^ Р. Грегори, Оксфордский спутник разума (1987), с. 253-4