Кукловод
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2024 г. ) |

Дхаланг индонезийский или даланг ( яванский : дхаланг ; индонезийском : даланг ) — кукловод в представлении ваянг .
В исполнении ваянг кулит даланг сидит за ширмой ( келир ), сделанной из белого хлопка, натянутой на деревянную раму. Над его головой на балках, прикрепленных к верхней части экрана, свисает лампа ( бленконг ), которая проецирует тени на экран. Перед дхалангом находится сцена ( дебог ), традиционно сделанная из ствола бананового дерева , в которую можно вталкивать заостренные стержни управления марионетками, чтобы удерживать их на месте во время представления. Слева от него находится кукольный сундук ( котак ), а справа — крышка кукольного сундука, на которой куклы сидят готовые к использованию.
Помимо перемещения марионеток и произнесения их реплик, даланг также отвечает за подачу сигналов гамелану . В основном это делается путем игры на кепяке , металлической пластине или наборе пластин, по которым играют ногой, или постукиванием по кукольному сундуку ( котак ) деревянным молотком, который держат в левой руке.
Искусство кукольного искусства ( педаланган ) традиционно передавалось в семьях, а даланги образовывали тип неформальной касты в яванском обществе. Женщины этих семей традиционно были опытными исполнителями гендера , инструмента, который играет особенно важную роль в сопровождении представлений ваянга . Сыновей далангов часто примерно в 13 лет отдавали в ученики другому далангу. Его роль заключалась в том, чтобы помогать устанавливать экран перед представлением, проводить дневное шоу перед главным ночным ваянгом , а иногда выступать в качестве аккомпанирующего музыканта или помощника кукольника. Он также часто женился на дочери своего хозяина, которую ее мать обучила гендерному игроку. Социальные аспекты касты даланг освещены в книге Виктории Клары ван Грюнендаль «Даланг за ваянгом» (Дордрехт, 1985).
Большая часть традиционного обучения дхалангов проходила в форме практического ученичества с добавлением определенного количества духовной подготовки. Это включало в себя медитацию и форму аскетических упражнений, известную как кунгкум , при которой медитация выполняется обнаженным ночью в погруженном состоянии. по шею в воде. Считается, что такие практики необходимы для повышения выносливости, позволяющей работать в течение девяти часов подряд. Еще одним аскетичным элементом является то, что дхаланги никогда не едят во время представления, хотя почти все пьют сладкий чай, а многие также сильно курят.
Однако в последнее время были основаны школы, обучающие стандартизированной версии педхалангана , такие как школа Хабирандха в Кратоне Джокьякартском . Школа Хабирандха опубликовала свой учебник « Педхаланган Нгайокьякарта » в 1976 году. Стандартизированный педаланган также преподается в индонезийских государственных учреждениях, таких как Индонезийский институт искусств в Джокьякарте.
Педаланган делится на три основных направления – музыкальное, вокальное и кукольное. Музыкальные аспекты включают в себя направление и подачу гамелана, а также пение настраивающих настроение песен ( сулукан ), вокал включает в себя декламацию стандартных текстов в начале сцены ( кандха ) и импровизацию диалогов, демонстрирующую мастерство яванского языкового этикета. при этом сам кукольный театр ( сабетан ) предполагает сложную систему движений и позиций. провел обширное исследование сабетана Роджер Лонг на английском языке (см. Дальнейшую литературу).
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клара ван Грюнендаль, Виктория (1985). Даланг за Ваянгом . Дордрехт, Форис.
- Гулам-Сарвар Юсуф (1994). Словарь традиционного театра Юго-Восточной Азии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 967 653032 8
- Килер, Уорд (1987). Яванские пьесы теней, яванские личности . Издательство Принстонского университета.
- Килер, Уорд (1992). Яванские теневые куклы . ОУП.
- Лонг, Роджер (1982). Яванский театр теней: движение и характеристики в Нгайокьякарте ваянг кулит . Уми Исследовательская Пресса.
- Муджанаттистомо (1977). Педаланг Нгайокьякарта . Джокьякарта, Фонд Хабиранды.
Внешние ссылки
[ редактировать ]