Шах Джалал Дарга
Шах Джалал Дарга | |
---|---|
Шахджалал Дарга | |
![]() Мечеть Бара Гумбад | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Округ | Силхетский район |
Провинция | Силхетский дивизион |
Лидерство | Хузайфа Хусейн Чоудхури ( имам ) [1] Сарекаум Фатехулла аль-Аман (Мутавалли) [2] |
Год освящен | в. 1500 |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Дарга Махалла, Силхет |
Страна | Бангладеш |
Расположение в Бангладеш | |
Географические координаты | 24 ° 54'09" с.ш. 91 ° 52'00" в.д. / 24,902592 ° с.ш. 91,866589 ° в.д. |
Архитектура | |
Стиль | Могол |
Шах Джалал Дарга ( бенгальский : শাহজালাল দরগা ) — святыня и место захоронения мусульманского святого 14 века Шаха Джалала , расположенное в Силхете , Бангладеш . Это место, известное как дарга , было первоначально построено ок. 1500 г. , хотя в последующие столетия в его конструкции было внесено множество дополнений и изменений. Он стал религиозным центром в регионе, пользующимся уважением во многих правящих администрациях и большим почитанием среди бенгальцев , а вокруг него развивается местный фольклор и легенды. Обширный окружающий комплекс выполняет несколько функций и включает в себя, среди прочего, четыре мечети , религиозную школу и общественное кладбище. Дарга в настоящее время является крупнейшим и наиболее посещаемым религиозным объектом в Бангладеш.
Религиозное значение
[ редактировать ]Шах Джалал был суфийским святым, которому традиционно приписывают мусульманское завоевание Силхета, а также распространение ислама в регионе. [3] [4] Описанный Саедом Муртазой Али как «святой покровитель Силхета», [5] после его смерти в 1347 году место захоронения шаха Джалала в городе стало объектом почитания. [6] [7] И бенгальские мусульмане , и индуисты совершают паломничество к этому месту, чтобы принести подношения и помолиться святому. [8] [примечание 1] Ежегодный урс , фестиваль годовщины смерти суфия, привлекает тысячи посетителей, в основном из Бангладеш и соседней Индии . [10] [11] Дарга в настоящее время является самой посещаемой святыней в Бангладеш. [12] историк Сайед Махмудул Хасан назвал его «религиозным центром Силхета». [13]
История
[ редактировать ]Говорят, что после завоевания Шах Джалал поселился на вершине холма, где сейчас сидит Дарга с некоторыми из своих товарищей. Султан Фируз Лахнаути Касбой Шамсуддин Шах попросил святого в награду править недавно приобретенной Шрихата (Силхета). Однако последний отказался принять это предложение и вместо этого назначил Сикандар-хана Гази первым визирем региона. Фируз Шах, желая как-то вознаградить Шаха Джалала, затем объявил, что почтит память святого, освободив его резиденцию от налогов. Это освобождение от налога для этого объекта сохраняется и по сей день. [14]
первоначальный храм был построен Халис-ханом во время правления султана Алауддина Хусейна Шаха Бенгалии . Согласно надписи 1505 года, [13] [15] хотя раньше здесь существовали религиозные постройки. Среди них была большая мечеть времен правления султана Шамсуддина Юсуф Шаха, построенная дастуром ( министром) по имени Маджлис Алам в 1472 году, а также потенциальные погребенные доисламские руины, хотя последние до сих пор не раскопаны. [16] [17] [18] После того, как регион перешел под власть Великих Моголов , многие правящие фаудждары Силхета заказали на этом месте строительные проекты, включая мечети и гробницы. Хотя многие из них с тех пор исчезли, примечательными среди того, что осталось, являются трехкупольная мечеть Бахрам-хана, окружающая стена Дарги работы Лутфуллы Ширази и мечеть Бара Гумбад работы Фархад-хана . [19] [примечание 2] Именно во время правления Фархад-хана в 1678 году был построен нынешний храм. [21] Ни одно существующее в настоящее время здание не было построено после 17 века, а последующее строительство имело тенденцию только обновлять старые постройки. [22]
Согласно старым записям, когда придворные Дели посещали город, шейх Дарги церемониально повязывал им на головы пагри . Местные жители не приняли высокого статуса придворных, пока не отдали дань уважения шаху Джалалу. [10] Это также было традицией среди мусульманских правителей Силхета, которые в знак почтения посещали Даргу по первому прибытии в город. При британцах этот обычай продолжили жители Силхета . Роберт Линдсей , назначенный на эту должность в 1779 году, так описывает свой визит: [23] [24]
Теперь мне сказали, что новый житель обычно выражает свое почтение святому покровителю Шоу Джулолу. Паломники исламской веры стекаются к этой святыне со всех уголков Индии, и впоследствии я обнаружил, что фанатики, посещавшие гробницу, были немало опасны. В мои обязанности не входило бороться с религиозными предрассудками, и поэтому я торжественно вошел, как и другие до меня, оставил свои туфли на пороге и положил на могилу пять золотых мухров в качестве подношения. Очистившись таким образом, я вернулся в свое жилище и получил почести от своих подданных.
Принц Фируз, сын императора Великих Моголов Шаха Алама II , посетил даргу в 1850 году. Даргу также посетил министр Низама Хайдарабада . [10] : 100
Планировка и структура
[ редактировать ]

Расположен на невысоком холме (известном как Дарга Тила ) в районе Дарга Махалла на севере Силхета. [8] [25] комплекс мавзолея является крупнейшим религиозным комплексом в Бангладеш. [12] Главный вход, известный как Ворота Дарга, [4] выходит на большую площадь, перед которой находится секция, посвященная услугам для женщин. Само захоронение Шаха Джалала находится в центре комплекса, и к нему можно подняться по лестнице справа от этой секции, хотя вход разрешен только мужчинам. [12] [21] Ступеньки заканчиваются широкой плоской платформой, перед которой находится мечеть Бара Гумбад, через которую посетители проходят, чтобы получить доступ к гробнице. [17] [26] Последняя построена из каменной кладки и имеет открытую крышу, четыре угла которой отмечены большими сужающимися колоннами, поддерживающими тканевый навес, а сама могила считается примечательной своими необычно большими размерами. [26] [27] [28] захоронения некоторых сподвижников Шаха Джалала, таких как Шахзада Али, Хаджи Юсуф, Хаджи Халил и Хаджи Дарья, а также его Чилла Хана . Неподалеку расположены [29] [30] [примечание 3] святого тальвары , Коран , одежды, деревянные харамы , оленьи шкуры – молитвенный коврик , медные тарелки и чаши и чашки с арабской надписью. Также сохранились [33] [10] [34]
Помимо медресе и ханки , [4] [35] на противоположной стороне площади от гробницы находится большая Лангар Хана (кухня), предназначенная для обслуживания многих бедняков, посещающих Даргу, и изначально предназначавшаяся для убежища для посетителей. Сейчас он закрыт по экологическим причинам, поэтому к востоку от него построена небольшая хижина, служащая этой цели. В Лангар-Хане расположены три латунных дега (котла), самый большой из которых имеет высоту 5 футов. В каждом из этих котлов можно одновременно приготовить 7 коров и 7 кучек риса. По их краям есть персидские надписи, в которых упоминается, что они были сделаны шейхом Абу Саидом ибн Мухаммадом Зафаром ибн Яр Мухаммадом из Джахангирнагара и отправлены Мурадом Бахшем в Даргу в Рамадан 1106 года хиджры (апрель/май 1695 года н.э.). [11] [10] [4] [30] Территорию за гробницей занимает обширное кладбище, и среди мусульман популярно желание быть похороненным рядом с останками Шаха Джалала, хотя участки очень дороги. [8] Также присутствуют дом Джалса, построенный в период Великих Моголов, и приподнятая куполообразная башня с часами на юге. [11] [10] [36] К западу от гробницы, у подножия холма, находится природный колодец Чашма , окруженный просторной кирпичной оградой. По легенде, его раскопки приказал сам Шах Джалал. [10] [34] и его священная вода, которую пьют приезжие паломники, такая же, как и вода из колодца Замзам в Мекке . [4] [26] [37]
Также существуют легенды о сомах и больших змееголовах (известных как гозары ), обитающих в резервуаре храма, которых обычно кормят посетители. Говорят, что это побежденные солдаты Гоур-Говинды , проклятые Шахом Джалалом за вечное перерождение в этой форме. [4] [34] Альтернативно, они также утверждали, что они являются потомками рыб, выведенных святым. В декабре 2003 года неустановленная группа отравила и убила более 700 рыб. В ответ в следующем месяце 24 гозара были привезены из святилища сподвижника Шаха Джалала Шаха Мустафы в соседнем районе Мулвибазар и выпущены в водохранилище Дарга. В настоящее время население снова возросло до сотен. [34] Местный фольклор далее утверждает, что синие сизые голуби, которых можно увидеть в Дарге и вокруг нее (известные как Джалали Кабутар или «голуби Джалала»), произошли от пары, подаренной святому Низамуддином Аулией . [38] [39]
Мечети
[ редактировать ]Всего в настоящее время вокруг Дарги существует четыре мечети. [17] причем Бара Гумбад является самым большим из них, а также самым большим сооружением на территории комплекса в целом. [21] [27] Построенная в 1677 году Фархад-ханом, ее первоначальная цель неизвестна, хотя историк Ахмад Хасан Дани предположил, что она могла предназначаться как гробница. [22] Его единственный купол опирается на восьмиугольный барабан, увенчан вершиной и окружен угловыми башнями, также восьмиугольными, хотя последние имеют низкий рост из-за исчезновения их вершин. Сооружение имеет три рамочных входа на восточной стороне, средний из которых самый большой, и небольшую нишу между ними. Парапет выполнен в смешанном стиле Великих Моголов и бенгали , а интерьер прост, хотя нижняя сторона купола украшена. [30]
К югу от Бара Гумбада находится трехкупольное строение Бахрам-хана, введенное в эксплуатацию в 1744 году и служащее главной мечетью комплекса. [27] [37] Каждый из его куполов имеет высокие наконечники и опирается на зубчатые барабаны. Как и Бара Гумбад, его восточная сторона имеет три арочные двери, средняя также больше, а также современную веранду . Мечеть была повреждена во время землетрясения в Ассаме в 1897 году , и ее ремонт потребовал магистрат Силхета Джон Уиллс. [22] [19] Мечеть меньшего размера стоит на западной стороне могилы Шаха Джалала и является частью ограды. Трехкупольный и, вероятно, первоначально также построенный Фархад-ханом, он был перестроен в том же стиле и дизайне в конце 18 века тогдашним коллекционером Силхета. [27] [30] Четвертая мечеть, построенная Абдуллой Ширази , находится на восточном берегу резервуара-резервуара. [19] [40]
Известные захоронения
[ редактировать ]- Шах Джалал : суфийский святой (1271–1347). [29]
- Шахзада Али : спутник шаха Джалала ( ок. 14 век ). [29]
- Хаджи Мухаммад Юсуф : сподвижник Шаха Джалала ( ок. 14 век ) [29]
- Хаджи Халил : спутник шаха Джалала ( ок. 14 век ). [29]
- Хаджи Дарья : сподвижник шаха Джалала ( ок. 14 век ). [29]
- Мукабиль Хан : вазир Силхета ( ок. 1440-е гг. ) [41]
- Садек Хан : Фаудждар из Силхета (ум. 1688) [19]
- Мир Али : Фаудждар из Силхета (ум. 1763) [19]
- Абу Тораб Абдул Вахеб : мутавалли из Дарги (ум. в конце 19 века)
- МАГ Османи : главнокомандующий Мукти Бахини (1918–1984). [42]
- Салман Шах : актер кино и телевидения (1971–1996). [43]
- Хумаюн Рашид Чоудхури : спикер Джатия Сангсад (1928–2001) [44]
- Асаддор Али : писатель и историк (1929–2005). [45]
- Э.А. Чоудхури : генеральный инспектор полиции (1928–2009).
- Деван Фарид Гази : член парламента (1924–2010) [46]
- Мухаммад Ашраф Али : член парламента (ум. 2015 г.) [47]
- Гульзар Ахмед Чоудхури : член парламента (1937–2019) [48]
- Махмудул Амин Чоудхури : председатель Верховного суда (1937–2019) [49]
- Фазлул Хаке Аспия : член парламента (1935/6–2021) [50]
- Имам Уддин Ахмед Чоудхури : советник временного правительства (1926–2023) [51]
Галерея
[ редактировать ]- Дарга ворота
- Другой вид на ворота Дарга.
- Главная площадь с воротами Дарга на заднем плане.
- Восточная сторона главной мечети Дарги с современной верандой. Справа — ступеньки, ведущие к Бара Гумбаду.
- Другой вид на мечеть
- Мечеть (до строительства веранды) и Бара Гумбад, ок. 1900-е годы .
- Ступеньки к Бара Гумбад, с частичным видом на женскую часть справа.
- Джалали Кабутар
- Резервуар-резервуар
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Писатель Бипин Чандра Пал сообщил, что Садху почтил это место из-за мнения, что Шах Джалал был воплощением Махадева . [9]
- ↑ Согласно сохранившейся персидской надписи, Ширази также построил небольшую мечеть во время своего пребывания на посту Фаудждара. [20]
- ↑ Потомки Хаджи Юсуфа впоследствии служили мутавалли (хранителями) святыни. [31] Томас Уильям Бил в своем «Восточном биографическом словаре» 1881 года также упомянул, что у Дарги было большое количество слуг, которые служили ей. [32]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бывший депутат Др. Молитвы о выздоровлении Сайеда Макбула Хоссейна . silhetview24 (на бенгали). 26 июня 2020 г. Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ «В Орше в субботу начинается храм Шахджалал (Рах.)» . Калер Канто (на бенгали). 09.08.2017 . Проверено 27 сентября 2020 г.
- ^ Чанда, Рамапрасад (1936). Рамананда Чаттерджи (ред.). Индуизм и неприкасаемые . Современный обзор. Том. 59. Калькутта: Prabasi Press Private, Limited. п. 101.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Найт, Лиза И. (2014). Противоречивые жизни: женщины-баулы в Индии и Бангладеш . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 19. ISBN 978-0-19-939684-9 .
- ^ Али, Сайед Муртаза (1954). С. Мойнул Хак (ред.). «Хронология мусульманских фаудждаров Силхета» . Материалы конференции по истории Пакистана . Карачи: Историческое общество Пакистана: 275.
- ^ Абдул Карим (2012). «Шах Джалал (справа)» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ Али, Сайед Муртаза (1971). Святые Восточного Пакистана . Издательство Оксфордского университета, пакистанский филиал. п. 29.
- ^ Jump up to: а б с Ризви, SNH (1970). Справочники округа Восточного Пакистана: Силхет . Правительственная пресса Восточного Пакистана. п. 94.
- ^ Бхаттачарья, Бинай (2007). Движение за свободу Индии: наследие Бипина Чандры Пала . Мемориальный фонд Бипина Чандры Пала [от] Deep & Deep Publications. п. 55. ИСБН 978-81-7629-974-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чоудхури, Ачют Чаран (1910). «Вторая глава – Дервиш Шахджалал». Шрихаттер Итибритта: Пурбангшо (на бенгали). Калькутта: Шриупендранат Пал Чоудхури.
- ^ Jump up to: а б с Сиддики, Азхар ад-Дин (сентябрь 2002 г.). «Глава шестая». Шрихатта Ислам Джьоти . Дакка: Исходные публикации. п. 41.
- ^ Jump up to: а б с Радж, Сельва Дж.; Харман, Уильям П. (2012). Общение с божествами: ритуальный обет в Южной Азии . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 90. ИСБН 978-0-7914-8200-1 .
- ^ Jump up to: а б Хасан, Сайед Махмудул (1988). Исламское наследие Бангладеш: гробницы и святыни . Бангладеш Ежеквартально. Департамент фильмов и публикаций правительства Бангладеш. п. 38.
- ^ Камаль, Сайед Мустафа (2011). Географический исторический очерк дивизии Силхет (на бенгали). Силхет: Шейх Фарук Ахмад, Palash Seba Trust. п. 30.
- ^ Абдул Карим (1959). Социальная история мусульман в Бенгалии (до 1538 г. н.э.) . Дакка : Азиатское общество Пакистана. п. 56.
- ^ Карим, Абдул (1999). «Пришествие ислама и Хазрат Шах Джалал (справа)» . В Шарифе Уддине Ахмеде (ред.). Силхет: история и наследие . Силхет: Бангладеш Итихас Самити. п. 132. ИСБН 978-984-31-0478-6 .
- ^ Jump up to: а б с Хасан, Сайед Махмудул (1970). Путеводитель по древним памятникам Восточного Пакистана . Дакка: Общество исследований Пакистана. п. 159.
- ^ Али (1954 , стр. 276)
- ^ Jump up to: а б с д и Хасан, Сайед Махмудул (1987). Мусульманские памятники Бангладеш . Исламский фонд Бангладеш. п. 247.
- ^ Шумон, Джобрул Алом (25 августа 2015 г.). « Традиции и история нашего Силхета – Часть 03». SBDNews24.com (на бенгали) . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Ризви (1970 , стр. 110)
- ^ Jump up to: а б с Дэни, Ахмад Хасан ; Прасад, Мунши Шьям (1961). Мусульманская архитектура в Бенгалии . Дакка: Азиатское общество Пакистана. п. 239.
- ^ Али (1971 , стр. 31)
- ^ Линдси Кроуфорд, Александр Уильям (1858). Жизни Линдси: или Мемуары домов Кроуфорд и Балкаррес . Том. III (2-е изд.). Лондон: Джон Мюррей. п. 168.
- ^ Азад, штат Мэриленд Абул Калам; Актер, Сальма (2009). «Развитие духовного туризма в Бангладеш: обзор» . Журнал бизнес-исследований Университета Дакки . ХХХ (Я). Дакка: Регистратор, Университет Дакки: 233.
- ^ Jump up to: а б с Дани и Прасад (1961 , стр. 240)
- ^ Jump up to: а б с д Али (1971 , стр. 30)
- ^ Карим, Абдул (1985). Социальная история мусульман в Бенгалии (до 1538 г. н.э.) . Читтагонг: Исламский исследовательский институт Байтуш Шараф. п. 133.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Перепись населения Бангладеш, 1974 год: отчет о районной переписи населения: Силхет . Статистическое бюро Бангладеш, Статистический отдел, Министерство планирования, Правительство Народной Республики Бангладеш. 1974. с. 32.
- ^ Jump up to: а б с д Ризви (1970 , стр. 111)
- ^ Исмаил, Мухаммед (2010). Агиология суфийских святых и распространение ислама в Южной Азии . Джнанада Пракашан. п. 163. ИСБН 978-81-7139-375-6 .
- ^ Бил, Томас Уильям (1894). «Шах Джалал» . В Кине, Генри Джордж (ред.). Восточный биографический словарь, основанный на материалах, собранных покойным Томасом Уильямом Билем . Лондон : WH Allen & Co., с. 364.
- ^ Хандакар, Сабрина (2014). «Исламский туризм: изучение новой формы священного путешествия в Бангладеш» (PDF) . Обучение в Международном университете Манарат . 3 (1). Дакка: Международный университет Манарат: 128. ISSN 1815-6754 .
- ^ Jump up to: а б с д «Информация Силхетского района» . Архивировано из оригинала 23 августа 2011 года.
- ^ Радж и Харман (2012 , стр. 103)
- ^ «Отчет о районной переписи». Перепись населения Бангладеш . Статистическое бюро Бангладеш, Статистический отдел, Министерство планирования. 1974. с. 16 и 32.
- ^ Jump up to: а б Аминуддин, М. (1969). Хазрат Шах Джалал из Силхета . Обзор Пакистана. Том. 17. Ферозсонс Лимитед. п. 41.
- ^ Хан, Мухаммад Моджлум (2013). Мусульманское наследие Бенгалии: жизнь, мысли и достижения великих мусульманских ученых, писателей и реформаторов Бангладеш и Западной Бенгалии . Маркфилд: Kube Publishing Limited. п. 24. ISBN 978-1-84774-062-5 .
- ^ Гаджил, Мадхав (1985). Джеффри А. Макнили; Дэвид С. Питт (ред.). «Социальные ограничения использования ресурсов: опыт Индии» . Культура и охрана природы: человеческое измерение в экологическом планировании . Нью-Йорк: Крум Хелм: 143. ISBN. 978-0-7099-3533-9 .
- ^ Ризви (1970 , стр. 70)
- ^ Хасан (1987 , стр. 246)
- ^ Азиз, доктор медицины. Абдул (1999). Шариф Уддин Ахмед (ред.). «Бонгобир Османи: Портрет вождя» . Силхет: история и наследие . Силхет: Бангладеш Итихас Самити: 819. ISBN. 978-984-31-0478-6 .
- ^ Рахман, Хифзур (31 октября 2003 г.). «Кладбище Салман Шаха» . Дейли Стар . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ Посвящение Хумаюну Рашиду Чоудхури в годовщину его смерти . Бангладеш Пратидин (на бенгали). 10 июля 2019 г. Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Вадуд, Мэриленд. А. (26 июля 2018 г.). Исследователь, ищущий истину, профессор Мухаммад Асаддар Али . Сунамганджер Хобор (на бенгали) . Проверено 10 октября 2020 г.
- ^ «Фарид Гази похоронен в Силхете» . bdnews24.com . 20 ноября 2010 г. Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Силхетский митрополит А'Лига оплакивает смерть Ашрафа Али . Banglanews24.com (на бенгали). 23 января 2015 г.
- ^ Экс-депутат Гульзар скончался, готовясь похоронить жену . Бангладеш Пратидин (на бенгали). 26 ноября 2019 года . Проверено 27 ноября 2019 г. .
- ^ «Умер бывший CJ Махмудул Амин» . Ежедневный обозреватель . 22 декабря 2019 г. Проверено 22 декабря 2019 г.
- ^ Похороны экс-кнута Аспии завершены . SylhetToday24 (на бенгали). 16 сентября 2021 г. Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ «Скончался бывший временный советник правительства имам Уддин Ахмад Чоудхури» . Манаб Замин (на бенгали). Архивировано из оригинала 24 октября 2023 года . Проверено 29 октября 2023 г.
- Силхет
- Даргахс
- Кладбища в Бангладеш
- Кладбища, основанные в XIV веке
- Мусульманские кладбища
- Мечети в Бангладеш
- Исторические места Бангладеш
- Здания и сооружения в Силхете
- Туристические достопримечательности в Силхете
- Исламские святыни
- Суфийские святыни
- Суфийские святыни в Бангладеш
- Здания и сооружения Империи Великих Моголов
- Археологические памятники в Силхетском районе