Jump to content

Джаханара Бегум

(Перенаправлено с Джаханара Бегум Сахиб )

Джаханара Бегум
Шахзади из Империи Великих Моголов
Бегум, 18 лет, картина 1632 года.
Падшах Бегум
1-е правление 17 июня 1631 г. - 31 июня 1658 г.
Предшественник Мумтаз Махал
Преемник Рошанара Бегум
2-е правление 1669 – 16 сентября 1681 г.
Предшественник Рошанара Бегум
Преемник Зинат-ун-Нисса
Рожденный 23 марта 1614 г. [ 1 ]
Аджмер , Империя Великих Моголов
Умер 16 сентября 1681 г. (1681-09-16) (67 лет)
Дели , Империя Великих Моголов
Похороны
Посмертное имя
Сахибат-уз-Замани
Дом Тимурид
Отец Шах Джахан
Мать Мумтаз Махал
Религия Суннитский ислам

Джаханара Бегум (23 марта 1614 — 16 сентября 1681) — принцесса Империи Великих Моголов . Она была вторым и старшим выжившим ребенком императора Великих Моголов Шаха Джахана и Мумтаз Махал .

После безвременной кончины Мумтаз-Махала в 1631 году 17-летней Джаханаре было поручено ведение королевской печати и присвоен титул Падшах Бегум (Первая леди) Империи Великих Моголов , несмотря на то, что у ее отца было три выживших жены. . Она была любимой дочерью Шаха Джахана и пользовалась большим политическим влиянием во время правления своего отца, и в то время ее описывали как «самую влиятельную женщину в империи». [ 2 ]

Джаханара была ярой сторонницей своего брата Дара Шико и поддерживала его как избранного преемника своего отца. Во время войны за престол, которая произошла после болезни Шаха Джахана в 1657 году, Джаханара встала на сторону наследника Дары и присоединилась к своему отцу в форте Агры , где Аурангзеб поместил его под домашний арест. Преданная дочь, она заботилась о Шахе Джахане до его смерти в 1666 году. Позже Джаханара помирилась с Аурангзебом, который дал ей титул «Императрица принцесс» и заменил ее младшую сестру, принцессу Рошанару Бегум , на посту первой леди. [ 3 ] Джаханара умер во время правления Аурангзеба. Она также известна своими письменными работами, которые продолжают оставаться основным способом ее присутствия в суфизме до сих пор. Она хорошо известна благодаря биографии шейха Муин ад-Дина Чишти, «Мунис аль Арва», которого она считала величайшим из суфийских святых в Индии и своим духовным учителем, несмотря на то, что он жил за четыре столетия до нее. [ 4 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Раннее образование Джаханары было поручено Сати ан-Ниса Ханам , сестре поэта-лауреата Джахангира Талиба Амули . Сати ан-Ниса была известна своим знанием Корана и персидской литературы , а также знаниями в области этикета, ведения домашнего хозяйства и медицины. Она также была главной фрейлиной своей матери Мумтаз Махал. [ 5 ]

Многие женщины в императорском доме умели читать, писать стихи и рисовать. Они также играли в шахматы, поло и охотились на открытом воздухе. Женщины имели доступ к библиотеке покойного императора Акбара , полной книг по мировым религиям, а также персидской, турецкой и индийской литературе . [ 6 ] Джаханара не была исключением.

Из беззаботной девушки она была вовлечена в государственную политику, курируя внутреннюю и международную торговлю и даже посредничая придворных и иностранцев в общении с императором, а также занималась решением семейных споров. После смерти Мумтаз-Махала в 1631 году 17-летняя Джаханара заняла место своей матери на посту Первой леди Империи, несмотря на то, что у ее отца было еще три жены. [ 7 ] Помимо заботы о своих младших братьях и сестрах, она также хорошо заботилась о своем отце.

Одной из ее задач после смерти матери было наблюдение с помощью Сати ан-Нисы за помолвкой и свадьбой ее брата Дара Шико с Надирой Бану Бегум , которая изначально планировалась Мумтаз Махал, но была отложена ею. смерть.

Ее отец часто прислушивался к ее советам и поручал ей хранить Императорскую печать. Имеющие право выдавать фермерам [ нужны разъяснения ] и шрамы [ нужны разъяснения ] , ей был присвоен самый большой и высший ранг в гареме. Она также посещала советы и обсуждала важные аспекты государства и управления, сидя за занавеской. Государственная знать и короли или иностранные послы, торговые или политические, добивались ее вмешательства перед императором. Ее слово стало настолько могущественным, что говорили, что оно может изменить судьбы людей. Как пишет французский путешественник и врач Франсуа Бернье в своих мемуарах « Путешествие по Империи Великих Моголов» ,

«Шах-Джахан оказывал безграничное доверие своему любимому ребенку; она следила за его безопасностью и была так тщательно наблюдательна, что ни одному блюду не разрешалось появляться на королевском столе, если бы оно не было приготовлено под ее присмотром».

В 1644 году, когда Аурангзеб разгневал своего отца, Бадшаха , Джаханара заступилась за брата и убедила Шаха Джахана помиловать его и восстановить свой сан. [ 8 ] Любовь Шаха Джахана к своей дочери отразилась в многочисленных титулах, которые он ей даровал, в том числе: Сахибат аз-Замани (Леди Века), Падишах Бегум (Леди-Императорша) и . Бегум Сахиб (Принцесса принцесс)

Ее власть была такова, что, в отличие от других императорских принцесс, ей было разрешено жить в собственном дворце, за пределами форта Агры. Там она держала свой двор, где развлекала дворян, министров, офицеров, священнослужителей и послов, а также обсуждала государственные дела или их просьбы. Известно, что внешняя торговля была аспектом империи, ощущавшим ее влияние. Записано, что посольство Нидерландов, пытаясь получить разрешение на торговлю, приняло к сведению важность одобрения Джаханары, чтобы склонить ее отца Шаха Джахана. [ 9 ] Помимо этого, она часто выезжала из столицы, принимая от народа множество нищих и просителей и выдавая хукму [ нужны разъяснения ] или Фарман [ нужны разъяснения ] для удовлетворения потребностей общества. [ 10 ]

В марте 1644 г. [ 11 ] Всего через несколько дней после своего тридцатилетия Джаханара получила серьезные ожоги тела и чуть не умерла от полученных травм. Шах Джахан приказал раздать бедным огромные суммы милостыни, освободить заключенных и вознести молитвы за выздоровление принцессы. Аурангзеб, Мурад и Шайста Хан вернулись в Дели, чтобы увидеть ее. [ 12 ] [ 13 ] Сведения о том, что произошло, расходятся. Некоторые говорят, что одежда Джаханары, облитая ароматными парфюмерными маслами, загорелась. [ 13 ] Другие источники утверждают, что любимое платье танцовщицы принцессы загорелось, и принцесса, придя ей на помощь, обожгла себе грудь. [ 14 ]

Во время ее болезни Шах Джахан был настолько обеспокоен благополучием своей любимой дочери, что лишь ненадолго появлялся на своем ежедневном дурбаре в Диван-и-Ам . [ 15 ] Королевским врачам не удалось вылечить ожоги Джаханары. Персидский врач пришел ее вылечить, и ее состояние улучшилось на несколько месяцев, но дальнейшего улучшения не произошло, пока королевский паж по имени Ариф Чела не смешал мазь, которая еще через два месяца наконец заставила раны затянуться. Через год после аварии Джаханара полностью выздоровела. [ 16 ]

После несчастного случая принцесса отправилась в паломничество к Мойнуддина Чишти святыне в Аджмере.

После ее выздоровления Шах Джахан подарил Джаханаре редкие драгоценные камни и украшения, а также пожаловал ей доходы от порта Сурат . [ 10 ] Позже она посетила Аджмер , следуя примеру своего прадеда Акбара . [ 17 ]

Богатство и благотворительность

[ редактировать ]

В честь своей коронации 6 февраля 1628 г. [ 18 ] Шах Джахан наградил свою жену Мумтаз Махал, мать Джаханары, титулом Падшаха Бегум и 200 000 ашрафи (персидские золотые монеты стоимостью два мухура), 600 000 рупий и ежегодный личный кошелек в один миллион рупий. Более того, Шах Джахан подарил Мумтаз драгоценности на пять миллионов рупий. Джаханаре был присвоен титул Бегум Сахиба, она получила 100 000 ашрафи, 400 000 рупий и ежегодный грант в размере 600 000, а также была награждена драгоценностями на сумму два миллиона пятьсот тысяч рупий. [ 19 ] [ 20 ] После смерти Мумтаз Махал ее личное состояние было разделено Шахом Джаханом между Джаханарой Бегум (которая получила половину) и остальными выжившими детьми Мумтаз Махал. [ 21 ]

Джаханара получал доход от ряда деревень и владел несколькими садами, в том числе Баг-и-Джаханара, Баг-и-Нур и Баг-и-Сафа. [ 22 ] «В ее джагир входили деревни Аччол, Фарджахара и саркары Баччола, Сафапура и Дохары. паргана Панипата». Ей также была дарована [ 23 ] Как уже говорилось выше, ей также был дан процветающий город Сурат.

Ее прабабушка, Мариам-уз-Замани, основала международный торговый бизнес в Империи Великих Моголов и владела несколькими торговыми судами, такими как «Рахими» и «Гандж-и-Савай» , которые курсировали между Суратом и Красным морем, торгуя шелком, индиго и специями. Нур Джахан продолжил бизнес, торгуя индиго и тканями. Позже Джаханара продолжил традицию. [ 24 ] Она владела несколькими кораблями и поддерживала торговые отношения с англичанами и голландцами. [ 25 ]

Джаханара была известна своим активным участием в заботе о бедных и финансировании строительства мечетей. [ 26 ] Когда ее корабль « Сахиби» должен был отправиться в свое первое путешествие (29 октября 1643 г.), она приказала, чтобы корабль совершил путешествие в Мекку и Медину и «...чтобы каждый год пятьдесят кони (один кони составлял 4 Мун или 151 фунт ) риса следует отправить на корабле для раздачи обездоленным и нуждающимся в Мекке». [ 27 ]

Будучи де-факто Главной королевой империи Великих Моголов, Джаханара отвечала за благотворительные пожертвования. Она организовывала раздачу милостыни в важные государственные и религиозные праздники, поддерживала помощь голодающим и паломничество в Мекку. [ 28 ]

Джаханара внес важный финансовый вклад в поддержку образования и искусства. Она поддержала публикацию серии работ по исламскому мистицизму, включая комментарии к , Руми «Маснави» очень популярному мистическому труду в Индии Великих Моголов. [ 29 ]

Вместе со своим братом Дара Шико она была ученицей муллы Шаха Бадахши , который посвятил ее в орден Кадирийа суфийский в 1641 году. Джаханара Бегум добилась такого прогресса на суфийском пути, что мулла Шах назвал бы ее своей преемницей в Кадирийе, но правила ордена этого не позволяли. [ 17 ]

Она написала биографию Мойнуддина Чишти , основателя Ордена Чишти в Индии, под названием «Мунис аль-Арвах» ( араб . مونس الارواح , букв. «доверенное лицо душ»), а также биографию муллы Шаха под названием « Рисала». -и Сахибия , в котором она также описала свою инициация с его стороны. [ 30 ] Ее биография Мойнуддина Чишти высоко ценится за свое суждение и литературное качество. В нем она считала, что он дал ей духовную инициацию через четыре столетия после его смерти, описывала свое паломничество в Аджмер и говорила о себе как о факире, чтобы обозначить свое призвание суфийской женщины. [ 31 ]

Один из аспектов ее суфийской работы также включал автобиографическое повествование, подробно описывающее ее мысли и переживания, под названием «Сахибия» («Трактат леди») и содержало информацию, касающуюся ее духовного опыта, ее поиска суфийского мастера и ее перехода в орден Кадири в Лахоре. . Этот переход был сложным решением: «Мне пришло в голову, что я был учеником ордена Чишти, но теперь, когда я вступал в орден Кадири, возникнет ли во мне конфликт?» [ 32 ]

Джаханара Бегум заявила, что она и ее брат Дара были единственными потомками Тимура, принявшими суфизм. [ 33 ] (Однако Аурангзеб также получила духовное образование как последовательница суфизма.) Будучи покровительницей суфийской литературы, она заказала переводы и комментарии многих произведений классической суфийской литературы. [ 34 ]

Война за наследство

[ редактировать ]
Кончина Шаха Джахана рядом с его дочерью и опекуншей принцессой Джаханарой. Картина Абаниндраната Тагора , 1902 год.

разразилась война за престолонаследие . Шах Джахан серьезно заболел в 1657 году. Между его четырьмя сыновьями, Дара Шико, Шахом Шуджой , Аурангзебом и Мурадом Бакшем, [ 35 ]

Во время войны за престол Джаханара поддерживала своего брата Дара Шико, старшего сына Шаха Джахана. Когда генералы Дара Шико потерпели поражение при Дхармате (1658 г.) от рук Аурангзеба, Джаханара написал Аурангзебу письмо и посоветовал ему не подчиняться своему отцу и сражаться со своим братом. Она оказалась неудачной. Дара потерпел тяжелое поражение в битве при Самугархе (29 мая 1658 г.) и бежал в сторону Дели. [ 36 ]

Шах Джахан сделал все возможное, чтобы остановить запланированное вторжение в Агру. Он попросил Джаханару использовать свою дипломатию, чтобы убедить Мурада и Шуджу не переходить на сторону Аурангзеба. [ 37 ]

В июне 1658 года Аурангзеб осадил своего отца Шаха Джахана в форте Агры, вынудив его безоговорочно сдаться, перекрыв подачу воды. Джаханара прибыл в Аурангзеб 10 июня, предлагая раздел империи. Дара Шико получит Пенджаб и прилегающие территории, Шуджа получит Бенгалию, Мурад получит Гуджарат, сын Аурангзеба Султан Мухаммед получит Декан, а остальная часть империи перейдет к Аурангзебу. Аурангзеб отказался от предложения Джаханары на том основании, что Дара Шико был неверным. [ 38 ]

При восхождении Аурангзеба на престол Джаханара присоединилась к своему отцу в заточении в форте Агры , где она посвятила себя его заботе до его смерти в 1666 году. над контролем над императорской семьей и дворцом благодаря помощи, которую она оказала Аурангзебу во время войны за престолонаследие. [ 39 ] [ 40 ]

После смерти отца Джаханара и Аурангзеб помирились. Он вернул ей прежние титулы; Падшах Бегум (Леди-Императорша или Великая Императрица) и Бегум Сахиб (Принцесса Принцесс) и даровал ей новый титул Шахзади Сахиб ( Императрица Принцесс ). управление Хандан-э-Шахи (королевской семьей) и Зенаной И снова ей было поручено (гаремом). Джаханара заменила Рошанару на посту первой леди. Как первой леди при дворе, ее годовое содержание было увеличено с 1 миллиона рупий (во время правления Шаха Джахана) до 1,7 миллиона рупий. Вдобавок Аурангзеб снова подарил ей доходы от порта Сурат и величественный особняк в Дели, где Аурангзеб мог часами беседовать с ней. Аурангзеб уважал ее и обращался к ней за советом по вопросам государственного и общественного благосостояния. Она никогда не уклонялась от споров с Императором, чтобы доказать свою точку зрения, особенно когда дело касалось его принудительных мер жесткой экономии или его практики религиозной нетерпимости. [ 3 ]

Джаханара снова вошла в политику, имела влияние в различных важных вопросах и имела определенные особые привилегии, которыми не обладали другие женщины: независимая жизнь с собственным частным дворцом, право издавать Хукма или Фармана (имперский приказ, который был только право императора), присутствовать на совете ( шуре или диване ), принимать аудиенции в ее дворце и выступать посредником между офицерами, политиками, иностранными королями и императором. Она также выступала против строгого регулирования общественной жизни Аурангзеба в соответствии с его консервативными религиозными убеждениями и его решения в 1679 году восстановить подушный налог для немусульман, что, по ее мнению, оттолкнет его индуистских подданных. Она публично ссорилась с ним по этим вопросам и критиковала его за политику. [ 41 ]

Отношения с Шахом Джаханом

[ редактировать ]

Влияние Джаханары в администрации Великих Моголов привело к появлению нескольких слухов и обвинений в кровосмесительных отношениях с ее отцом, Шахом Джаханом. [ 42 ] [ 43 ] Подобные обвинения были отвергнуты современными историками как сплетни, поскольку ни один свидетель инцидента не был упомянут. [ 44 ]

Историк К.С. Лал также отвергает подобные утверждения как слухи, распространяемые придворными и муллами . Он цитирует заключение Аурангзебом Джаханары в форте Агры вместе с королевским пленником и сплетни, усиливающие слухи. [ 45 ]

Некоторые современные путешественники выдвинули подобные обвинения. Франсуа Бернье , французский врач, упоминает слухи о кровосмесительных отношениях, распространяемые при дворе Великих Моголов. [ 46 ] Однако Бернье не упомянул, что был свидетелем таких отношений. [ 47 ] Никколао Мануччи , венецианский путешественник, отвергает подобные обвинения Бернье как сплетни и «разговоры низких людей». [ 42 ] [ 48 ]

Похороны

[ редактировать ]
Могила Джаханары (слева), Низамуддина Аулии могила Низамуддин Дарга (справа) и Джамаат Хана Масджид (на заднем плане) в комплексе , на западе Низамуддина , Дели .

Джаханара построила свою гробницу еще при жизни. Он построен полностью из белого мрамора с решетчатым экраном, открытым небу. [ 49 ]

После ее смерти Аурангзеб дал ей посмертный титул Сахибат-уз-Замани (Хозяйка века). [ 50 ] Джаханара похоронен в гробнице в комплексе Низамуддин Дарга в Нью-Дели , который считается «замечательным своей простотой». Надпись на могиле гласит следующее:

Кто умер без зеленой обложки? Что нам хватит могильных бедняков
Аллах – Живой, Поддерживающий.
Пусть никто не покроет мою могилу, кроме зелени,
Ибо этой самой травы достаточно, чтобы покрыть могилу бедняка.
Смертная упрощенная принцесса Джаханара,
Ученик Ходжи Мойн-уд-Дина Чишти,
Дочь Шаха Джахана Завоевателя.
Да осветит Аллах его доказательство.
1092 [1681 год нашей эры]

Архитектурное наследие

[ редактировать ]

Караван-сарай Джаханары Бегум, который сформировал оригинальный Чандни Чоук , из сэра Томаса Теофила Меткалфа 1843 года альбома .

В Агре она наиболее известна тем, что спонсировала строительство Джами Масджид или Пятничной мечети в 1648 году в самом сердце старого города. [ 51 ] Мечеть полностью финансировалась Джаханарой на ее личные средства. [ 52 ] Помимо этой мечети, она также профинансировала строительство мечети Муллы Шаха, расположенной в Сринагаре. [ 53 ] Она основала медресе при Джама Масджид для развития образования. [ 54 ] Она также финансировала создание сада в Кашмире и была благодетельницей народа. [ 55 ]

Она также оказала значительное влияние на ландшафт столицы Шахджаханабада. Из восемнадцати зданий в городе Шахджаханабад, построенных женщинами, Джаханара сдала в эксплуатацию пять. Все строительные проекты Джаханары были завершены примерно в 1650 году внутри городских стен Шахджаханабада. Самым известным из ее проектов была Чандни Чоук , главная улица в городе-крепости Старого Дели .

Она построила элегантный караван-сарай на восточной стороне улицы с садами позади. Герберт Чарльз Фэншоу в 1902 году упоминает о сарае:

«Пройдя вверх по Чандни Чоук и миновав множество магазинов основных торговцев драгоценностями, вышивкой и другими изделиями ремесел Дели, вы доберетесь до Часовой башни Нортбрука и главного входа в Королевские сады. Первая расположена на месте Караван Сарай принцессы Джаханары Бегум (стр. 239), известной под титулом Шах Бегум, площадь перед которой выступала через всю территорию. улица, считалась Бернье одним из лучших зданий в Дели и сравнивалась им с Пале-Роялем из-за его аркад внизу и комнат с галереей впереди наверху». [ 56 ]

Позже сарай был заменен [ 57 ] здание, ныне известное как Ратуша, и бассейн посреди площади были заменены величественной башней с часами ( Гантагар ).

[ редактировать ]

Родословная

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]
  • Эрали, Авраам (2004). Трон Великих Моголов (мягкая обложка) (Первое изд.). Лондон: Феникс. стр. 555 страниц. ISBN  978-0-7538-1758-2 .
  • Престон, Диана и Майкл (2007). Слеза на щеке времени (в твердом переплете) (первое изд.). Лондон: Даблдэй. стр. 354 страницы. ISBN  978-0-385-60947-0 .
  • Ласки, Кэтрин (2002). Королевские дневники: Джаханара, принцесса принцесс (в твердом переплете) (первое изд.). Нью-Йорк: Scholastic Corporation . стр. 186 страниц. ISBN  978-0439223508 .
  1. ^ Лал, К.С. (1988). Гарем Великих Моголов . Нью-Дели: Адитья Пракашан. п. 90. ИСБН  9788185179032 .
  2. ^ АШЕР, КЭТРИН; Ашер, Кэтрин Элла Бланшард; Ашер, Кэтрин Бланшард; Ашер, Кэтрин Б. (1992). Архитектура Индии Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. п. 265. ИСБН  9780521267281 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Престон, стр. 285.
  4. ^ Ламберт-Херли, Шивон (2022). Три столетия путешествий мусульманских женщин . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
  5. ^ Николл, Фергюс (2009). Шах Джахан . Лондон: Издательство Haus. п. 88.
  6. ^ Ананта Раман, Сита (2009). Женщины в Индии: социальная и культурная история . Санта-Барбара: Прегер. стр. 16 (т. 2).
  7. ^ Престон, страница 176.
  8. ^ Нат, Ренука (1990). Известные могольские и индуистские женщины в 16 и 17 веках нашей эры . Нью-Дели: Межиндийские публикации. п. 129. ИСБН  81-210-0241-9 .
  9. ^ Мисра, Рекха (1967). Женщины Великих Моголов Индии . Мунширам Манохарлал.
  10. ^ Перейти обратно: а б Престон, стр. 235.
  11. ^ «Биографический словарь Дели - Джаханара Бегум, род. Аджмер, 1614–1681» . Thedelhiwalla.com . 14 июля 2011 года . Проверено 11 января 2016 г.
  12. ^ Нат, Ренука (1990). Известные могольские и индуистские женщины в 16 и 17 веках нашей эры . Нью-Дели: Межиндийские публикации. стр. 120–121. ISBN  81-210-0241-9 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Гаскойн, Бамбер (1971). Великие Моголы . Нью-Дели: Time Books International. п. 201.
  14. ^ Ирвин, Уильям (пер.) (1907). Storia Do Mogor или Mogul India 1653–1708, автор Никколао Мануччи, венецианец . Лондон: Мюррей. стр. 219 (т. 1) - из Интернет-архива.
  15. ^ Гаскойн, Бамбер (1971). Великие Моголы . Нью-Дели: Time Books International. п. 202.
  16. ^ Эрали, Авраам (2004). Трон Великих Моголов: сага о великих императорах Индии . Лондон: Феникс. п. 308. ИСБН  978-0-7538-1758-2 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Шиммель, Аннемари (1997). Моя душа — женщина: женское начало в исламе . Нью-Йорк: Континуум. п. 50. ISBN  0-8264-1014-6 .
  18. ^ Эрали, Авраам (2004). Трон Великих Моголов: сага о великих императорах Индии . Лондон: Феникс. п. 301. ИСБН  978-0-7538-1758-2 .
  19. ^ Лал, Муни (1986). Шах Джахан . Дели: Викас. стр. 100–101.
  20. ^ Николл, Фергюс (2009). Шах Джахан . Лондон: Издательство Haus. п. 158.
  21. ^ Престон, страница 175.
  22. ^ Тахер, Мохамед, изд. (1997). Могольская Индия . Дели: Анмой. п. 53.
  23. ^ Нат, Ренука (1990). Известные могольские и индуистские женщины в 16 и 17 веках нашей эры . Нью-Дели: Межиндийские публикации. стр. 124–125. ISBN  81-210-0241-9 .
  24. ^ Гаскойн, Бамбер (1971). Великие Моголы . Нью-Дели: Time Books International. п. 165.
  25. ^ Нет, Ренука (1990). Известные женщины Великих Моголов и хинди в 16 и 17 веках нашей эры . Нью-Дели: Межиндийские публикации. п. 125. ИСБН  81-210-0241-9 .
  26. ^ «Джаханара» . Мудрые мусульманки. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 11 января 2016 г.
  27. ^ Моосви, Ширин (2008). Люди, налогообложение и торговля в Индии Великих Моголов . Издательство Оксфордского университета. п. 264. ИСБН  978-0-19-569315-7 .
  28. ^ Николл, Фергюс (2009). Шах Джахан . Лондон: Издательство Haus. п. 201. ИСБН  978-1-906598-18-1 .
  29. ^ Шиммель, Аннемари (2004). Империя Великих Моголов: история, искусство и культура . Лондон: Книги реакции. стр. 266 . ISBN  1-86189-185-7 .
  30. ^ Ризви, Сайид Атар Аббас (1983). История суфизма в Индии . Том. 2. Нью-Дели: Муширам Манохарлал. п. 481. ИСБН  81-215-0038-9 .
  31. ^ Хельмински, Камилла Адамс (2003). Женщины суфизма: скрытое сокровище . Бостон: Шамбала. п. 129. ИСБН  1-57062-967-6 .
  32. ^ Ламберт-Херли, Шивон (2022). Три столетия путешествий мусульманских женщин . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
  33. ^ Хасрат, Бикрама Джит (1982). Дара Шику: Жизнь и творчество (второе изд.). Нью-Дели: Мунширам Манохарлал. п. 64.
  34. ^ Шиммель, Аннемари (1997). Моя душа — женщина: женское начало в исламе . Нью-Йорк: Континуум. п. 51. ИСБН  0-8264-1014-6 .
  35. ^ Нат, Ренука (1990). Известные могольские и индуистские женщины в 16 и 17 веках нашей эры . Нью-Дели: Межиндийские публикации. п. 125. ИСБН  81-210-0241-9 .
  36. ^ Нат, Ренука (1990). Известные могольские и индуистские женщины в 16 и 17 веках нашей эры . Нью-Дели: Межиндийские публикации. п. 130. ИСБН  81-210-0241-9 .
  37. ^ Лал, Муни (1986). Шах Джахан . Нью-Дели: Издательство Vikas. п. 318.
  38. ^ Нат, Ренука (1990). Известные могольские и индуистские женщины в 16 и 17 веках нашей эры . Нью-Дели: Межиндийские публикации. п. 131. ИСБН  81-210-0241-9 .
  39. ^ «Могила Бегум Джаханары» . Информация Дели. Архивировано из оригинала 10 января 2014 года . Проверено 11 января 2016 г.
  40. ^ Саркар, Джадунатх (1989). Исследования правления Аурангзеба . Лондон: Sangam Books Ltd., с. 107.
  41. ^ Эрали, Авраам (2004). Трон Великих Моголов: сага о великих императорах Индии . Лондон: Фениз. стр. 401–402. ISBN  978-0-7538-1758-2 .
  42. ^ Перейти обратно: а б Банерджи, Рита (7 июля 2021 г.), «Женщины в Индии: «Сати» и гарем» , Индия в ранних английских путевых заметках раннего Нового времени , Брилл, стр. 173–208, ISBN  978-90-04-44826-1 , получено 12 февраля 2024 г.
  43. ^ Бано, Шадаб (2013). «Роль благочестия и цены Джаханары в общественном достоянии» . Труды Индийского исторического конгресса . 74 : 245–250. ISSN   2249-1937 . JSTOR   44158822 .
  44. ^ Банерджи, Рита (7 июля 2021 г.), «Женщины в Индии: «Сати» и гарем» , Индия в ранних английских путевых заметках раннего Нового времени , Брилл, стр. 173–208, ISBN  978-90-04-44826-1 , получено 12 февраля 2024 г.
  45. ^ Лал, Кишори Саран, изд. (1988), «Обвинение в инцесте» , Гарем Великих Моголов , Адитья Пракашан, стр. 93–94
  46. ^ Констебль, Арчибальд, изд. (1916), «Бегум Сахеб» , «Путешествие по Индии Великих Моголов» , Oxford University Press, стр. 11
  47. ^ Манзар, Нишат (31 марта 2023 г.), «Глядя глазами европейцев: государство Великих Моголов и религиозная свобода, почерпнутая из рассказов европейских путешественников семнадцатого века» , Ислам в Индии , Лондон: Routledge, стр. 121–132, doi : 10.4324/9781003400202-9 , ISBN  978-1-003-40020-2 , получено 12 февраля 2024 г.
  48. ^ Ирвин, Уильям, изд. (1907), «Бегум Сахеб» , Storia Do Mogor Vol 1 , Oxford University Press, стр. 216–217
  49. ^ Нат, Ренука (1990). Известные могольские и индуистские женщины в 16 и 17 веках нашей эры . Нью-Дели: Межиндийские публикации. п. 137. ИСБН  81-210-0241-9 .
  50. ^ Престон, страница 286.
  51. ^ «Джами Масджид Агра - Джами Масджид в Агре - Джами Масджид из Агры, Индия» . Agraindia.org.uk . Проверено 11 января 2016 г.
  52. ^ Нат, Ренука (1990). Известные могольские и индуистские женщины в 16 и 17 веках нашей эры . Нью-Дели: Межиндийские публикации. стр. 204–205. ISBN  81-210-0241-9 .
  53. ^ Ламберт-Херли, Шивон (2022). Три столетия путешествий мусульманских женщин . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
  54. ^ Нат, Ренуки (1990). Известные могольские и индуистские женщины в 16 и 17 веках нашей эры . Нью-Дели: Межиндийские публикации. п. 136. ИСБН  81-210-0241-9 .
  55. ^ Ламберт-Херли, Шивон (2022). Три столетия путешествий мусульманских женщин . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
  56. ^ Фэншоу, ХК (1902). Дели прошлое и настоящее . Дж. Мюррей. п. 52 . Проверено 6 марта 2015 г.
  57. ^ Хандекар, Ниведита (8 декабря 2012 г.). «Знаковое здание с неопределенной судьбой» . Индостан Таймс . Нью-Дели. Архивировано из оригинала 12 декабря 2012 года . Проверено 4 октября 2018 г.
  58. ^ Раджадхьякша, Ашиш; Виллемен, Пол (1999). Энциклопедия индийского кино . Британский институт кино. ISBN  9780851706696 . Проверено 12 августа 2012 г.
  59. ^ Саркер, Кобита (2007). Шах Джахан и его рай на земле: история творений Шаха Джахана в Агре и Шахджаханабаде в золотые дни Великих Моголов . Калькутта: KP Bagchi & Co. 187. ИСБН  978-81-7074-300-2 . OCLC   176865104 .
  60. ^ Саркер (2007 , стр. 187)
  61. ^ Мехта, Дж. Л. (1986). Расширенное изучение истории средневековой Индии . Нью-Дели: Sterling Publishers. ISBN  81-207-0298-0 . ОСЛК   1007201916 .
  62. ^ Мехта (1986 , стр. 418)
  63. ^ Теккерей, Фрэнк В.; Финдлинг, Джон Э. (2012). События, сформировавшие современный мир: от европейского Возрождения до войны с террором . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 254. ИСБН  978-1-59884-902-8 . ОСЛК   828682002 .
  64. ^ Теккерей и Финдлинг (2012 , стр. 254)
  65. ^ Перейти обратно: а б Мехта (1986 , стр. 374)
  66. ^ * Мукерджи, Сома (2001). Дамы королевских Великих Моголов и их вклад . Нью-Дели: паб Gyan. Дом. п. 128. ИСБН  81-212-0760-6 . OCLC   49618757 .
  67. ^ Мукерджи (2001 , стр. 128)
  68. ^ Субхаш Парихар, Некоторые аспекты индо-исламской архитектуры (1999), с. 149
  69. ^ Шуджауддин, Мохаммед; Шуджауддин, Разия (1967). Жизнь и времена Нура Джахана . Книжный дом «Караван». п. 1.
  70. ^ Ахмад, Мойн-уд-Дин (1924). Тадж и его среда: с 8 ил. из фотографий., 1 карта и 4 плана . РГ Бансал. п. 101.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b9758ad15fe654677f4f1cca684162b7__1723877700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/b7/b9758ad15fe654677f4f1cca684162b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jahanara Begum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)