Абу Билал Мирдас
Абу Билал Мирдас | |
---|---|
Умер | 681 |
Эра | Омейядский халифат |
Известный | Ранний хариджитский лидер |
Они будут выступать против | Убайд Аллах ибн Зияд |
Родители |
|
Родственники | Урва ибн Удайя (брат) |
Абу Билал Мирдас ибн Удайя аль-Тамими ( арабский : أبو بلال مرداس بن أدية التميمي латинизированный : Абу Билал Мирдас ибн Удайя аль-Тамими ; умер в 681 году) был лидером квиетистов . Хариджиты Басры , в первые годы существования халифата Омейядов . Он был братом Урва ибн Удайи, одного из зачинщиков хариджитского движения в битве при Сиффине , в которой участвовал сам Абу Билал. После поражения хариджитов в битве при Нахраване в 658 году он принял политический квиетизм и выступил против экстремистски настроенных хариджитов. В 680 году, в ответ на преследование со стороны губернатора Омейядов Убайд Аллаха ибн Зияда , Абу Билал поднял восстание и был убит в 681 году. Его благочестие, военные подвиги и смерть, которую многие воспринимали как мученичество, увековечили его среди более поздних хариджитов. круги. Он причислен к числу имамов угасшей суфристической секты хариджитов и почитается в ибадизме по сей день.
Происхождение и начало карьеры
[ редактировать ]Абу Билал был из ветви Рабия ибн Ханзала племени Бану Тамим , которое дало ряд хариджитских лидеров. Хотя его отца звали Худайр ибн Амр, он был известен под именем своей матери Удайя. Он был жителем иракского гарнизонного города Басра . О его молодости мало что известно. [ 1 ]
После убийства третьего халифа Усмана в 656 году провинциальными повстанцами халифат погрузился в гражданскую войну , поскольку Муавия ибн Аби Суфьян , родственник Усмана и губернатор Сирии , бросил вызов легитимности нового халифа Али . Нерешительная битва между ними при Сиффине закончилась арбитражным соглашением в июле 657 года. Утверждая, что человеческий арбитраж недействителен, поскольку повеление Бога было ясно, что с повстанцами (в данном случае Муавией) нужно было сражаться и побеждать, некоторые солдаты Али ушел из армии. их стали называть хариджитами . После отделения [ 2 ] Сообщается, что брат Абу Билала Урва ибн Удайя был первым, кто выдвинул против арбитража лозунг « ла хукма илля ли-ллах» («суд принадлежит только Богу»), который позже стал характерным хариджитским лозунгом. [ 3 ] Сам Абу Билал присутствовал при сражении и был среди отколовшихся. Позже он сражался против Али в битве при Нахраване в июле 658 года, где халиф разгромил повстанцев-хариджитов. [ 4 ] После убийства Али хариджитом в 661 году Муавия стал единоличным правителем, основав халифат Омейядов . [ 5 ]
Лидер басранских квиетистов
[ редактировать ]После поражения при Нахраване, где были убиты многие высокопоставленные хариджитские лидеры, Абу Билал отказался от вооруженного восстания и вернулся в Басру вместе со своим братом Урвой. [ 1 ] Поскольку Басра стала центром антигосударственных восстаний хариджитов во время правления Муавии, Абу Билал, как сообщается, проклял повстанцев. [ 6 ] Он выступал против экстремистских хариджитских группировок и осуждал их доктрину истирада — неизбирательного убийства мусульман-нехариджитов. Он также не одобрял участие женщин в хариджитских восстаниях, которое хариджиты-активисты считали обязательным. [ 4 ] Эти взгляды и его статус одного из первых хариджитов снискали ему большое уважение и лидирующее положение среди хариджитов-неактивистов Басры. [ 6 ] [ 7 ] [ 1 ] Квиетисты позже были известны как суфристы , и Абу Билал причисляется к их имамам. [ 8 ]
Губернатор Омейядов Убайд Аллах ибн Зияд подавил хариджитские волнения и заключил в тюрьму многих из них, включая Абу Билала. Согласно рассказу Умара ибн Шаббы ( ум. 877 ), тюремщик был впечатлен набожностью Абу Билала и разрешил ему ночевать у себя дома и возвращаться утром. Узнав, что Ибн Зияд намеревался на следующее утро перебить всех пленных хариджитов, один из доверенных лиц Абу Билала сообщил об этом его семье. Несмотря на это, на следующее утро Абу Билал вернулся в тюрьму. Вдохновленный этим, тюремщик умолял Ибн Зияда сохранить жизнь Абу Билалу и освободить его, в то время как остальные были убиты. [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ]
Восстание и смерть
[ редактировать ]Сообщается, что Ибн Зияд жестоко преследовал хариджитов после того, как его примирительные меры потерпели неудачу. [ 6 ] Согласно сообщению ат-Табари ( ум. 923 ), брат Абу Билала Урва обвинил Ибн Зияда в греховном поведении и тирании. Ибн Зияд приказал арестовать его и отрубить ему руки и ноги. Позже Урва был казнен вместе со своей дочерью. [ 11 ] Хариджитская женщина по имени Батджа (или Бальджа или Бальта), выступавшая против Ибн Зияда, была арестована и замучена до смерти на рынке Басры. Спровоцированный этими инцидентами, [ а ] Абу Билал отказался от своего квиетизма и восстал в 60 г. хиджры (680 г.). [ 3 ] [ 12 ] С сорока людьми он покинул Басру и обосновался в Ахвазе . В отличие от грабежей и убийств, совершаемых хариджитами-экстремистами, он оставался мирным, но собирал налоги, эквивалентные стипендии ему и его последователям. Ибн Зияд послал против него 2-тысячную армию под командованием Аслама ибн Зура аль-Килаби . Несмотря на то, что хариджиты значительно уступали в численности, они разгромили силы Басрана в сражении у деревни Асак недалеко от Рамхурмуза . [ 4 ] [ 3 ] [ 13 ] Ибн Зура чудом избежал пленения хариджитом по имени Ма'бад. В Басре над ним смеялись и унижали за его позорное поражение от рук столь крошечных сил. Люди на рынке Басры насмехались над ним: «Абу Билал стоит за тобой!», «О, Мабад, схвати его!» Ибн Зияду пришлось задействовать свою личную охрану, чтобы спасти Ибн Зура. [ 14 ]
В 61 году хиджры (680–681) Ибн Зияд послал еще одну армию численностью 4000 человек (по другим данным 3000 человек), [ 13 ] во главе с Аббадом ибн Ахдаром ат-Тамими, соплеменником Абу Билала. [ 4 ] [ 15 ] По словам ат-Табари, Аббад догнал Абу Билала недалеко от деревни Таувадж (недалеко от современного Шираза ) в провинции Фарс . В завязавшейся битве хариджиты были окружены и быстро уничтожены. [ 16 ] Согласно вариантному сообщению, сообщенному у аль-Камиля ( аль-Мубаррада ум . 899 ) и Ансаба аль-Ашрафа аль -Баладхури ( ум. 892 ), Аббад настиг хариджитов возле Дарабджирда , также в Фарсе. Была пятница, и обе стороны согласились совершить пятничную молитву перед боем. Пока хариджиты были заняты молитвой, басранцы напали на них и убили их. Голову Абу Билала отрубили и отдали Ибн Зияду. [ 4 ]
Последствия смерти Абу Билала
[ редактировать ]Как только Аббад вернулся в Басру, группа из четырех хариджитов во главе с Убайдой ибн Хилалом убила его и его сына в отместку за Абу Билала. [ 17 ] Хариджиты были встревожены смертью Абу Билала, что способствовало взрыву активности хариджитов после смерти халифа Язида в 683 году. Убайда вскоре поднял восстание с боевым кличем: «Я придерживаюсь религии Абу Билала!» [ 18 ] Абу Билал считался хариджитами святым святым и истинным мучеником; [ 18 ] его смерть была воспета хариджитскими поэтами. Среди суфритов память о нем бережно хранили долгое время. [ 4 ] Ибади - хариджиты почитают его и по сей день и видят в нем образец принципиального сопротивления тирании. В политической теории Ибади имам аль-Шари (лидер-активист), в отличие от имама аль-Китмана (лидера в государстве сокрытия) и имама аз-Захура (главы государства Ибади), является лидером, который активно сопротивляется угнетению и борется за создание государства Ибади. Абу Билал рассматривается ими как прототип имама аш-Шари . Его история часто упоминается в литературе Ибади. [ 1 ] Несколько анекдотов о его благочестии сообщается даже в нехариджитских источниках, изображающих его святым. По мнению историка Адама Гайзера , они могли попасть в эти источники из более ранних хариджитских писаний. [ 19 ] Его слава была такова, что даже некоторые шииты и мутазилиты отрицали, что он был хариджитом, и называли его своим. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гайзер 2020 .
- ^ Ватт 1973 , стр. 12–14.
- ^ Jump up to: а б с д Веллхаузен 1901 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Леви Делла Вида 1993 , стр. 123–124.
- ^ Доннер 2010 , стр. 166–167.
- ^ Jump up to: а б с Веллхаузен 1901 , с. 25.
- ^ Ватт 1973 , стр. 27.
- ^ Маделунг и Левинштайн 1997 , с. 766.
- ^ Гайзер 2016 , стр. 64–65.
- ^ Мороний 1987 , с. 197.
- ^ Jump up to: а б Гайзер 2016 , с. 62.
- ^ Гайзер 2016 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Ховард 1990 , с. 183.
- ^ Гайзер 2016 , с. 65.
- ^ Веллхаузен 1901 , стр. 26–27.
- ^ Ховард 1990 , стр. 183–184.
- ^ Ховард 1990 , с. 184.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1901 , с. 27.
- ^ Гайзер 2016 , стр. 63–64.
Источники
[ редактировать ]- Доннер, Фред М. (2010). Мухаммед и верующие у истоков ислама . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780674050976 .
- Гайзер, Адам (2016). Легенды Шурата, Личности Ибади . Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины . ISBN 978-1-61117-677-3 .
- Гайзер, Адам (2020). «Мирдас б. Удайя» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_36473 . ISSN 1873-9830 .
- Ховард, IKA, изд. (1990). История ат-Табари, том XIX: Халифат Язида ибн Мухавии, 680–683 гг. Н. Э. / 60–64 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0040-1 .
- Леви Делла Вида, Г. (1993). «Мирдас б. Удайя» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 123–124. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Маделунг, Уилферд и Левинштейн, К. (1997). «Суфрия» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Без вещей . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 766–767. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Морони, Майкл Г. , изд. (1987). История ат-Табари, Том XVIII: Между гражданскими войнами: Халифат Муавии, 661–680 гг. Н.э./40–60 гг . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-87395-933-9 .
- Ватт, В. Монтгомери (1973). Период формирования исламской мысли . Эдинбург, Шотландия: Издательство Эдинбургского университета . ISBN 9780852242452 .
- Веллхаузен, Юлиус (1901). Религиозно-политические оппозиционные партии в древнем исламе (на немецком языке). Берлин: Книжный магазин Weidmannsche. ОСЛК 453206240 .