Исмаил I
Исмаил I Измаил | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Шах Ирана | |||||||||
Царствование | 22 декабря 1501 г. - 23 мая 1524 г. | ||||||||
Преемник | Тахмасп I | ||||||||
Козырьки | Посмотреть список | ||||||||
Рожденный | 17 июля 1487 г. Ардебиль , Ак Коюнлу | ||||||||
Умер | 23 мая 1524 г. Рядом с Тебризом , Сефевидский Иран. | ( 36 лет ||||||||
Похороны | Ансамбль храма шейха Сафи , Ардебиль , Иран | ||||||||
Супруг | Таджлу Ханум Бехрузе Ханум | ||||||||
Проблема Среди прочего | Тахмасп I Сэм Мирза Алкас Мирза Бахрам Мирза Парихан Ханум Махинбану Ханум | ||||||||
| |||||||||
Династия | Сефевиды | ||||||||
Отец | Шейх Хайдар | ||||||||
Мать | Халима бегум | ||||||||
Религия | Двенадцатилетний шиитский ислам |
Исмаил I ( персидский : اسماعیل یکم , латинизированный : Исмаил ; 14 июля 1487 — 23 мая 1524) был основателем и первым шахом Сефевидского Ирана , правившим с 1501 года до своей смерти в 1524 году. Его правление часто считают началом современной иранской истории. , [2] а также одна из пороховых империй . [3] Правление Исмаила I является одним из самых важных в истории Ирана . [4] До его восшествия на престол в 1501 году Иран, с момента его восемь с завоевания арабами половиной столетий назад, не существовал как единая страна под исконным иранским правлением. Хотя на протяжении всего этого периода к власти пришли многие иранские династии, только при Буидах значительная часть Ирана по-настоящему вернулась под иранское правление (945–1055 гг.). [5]
Династия, основанная Исмаилом I, правила более двух столетий, будучи одной из величайших иранских империй и на пике своего развития являясь одной из самых могущественных империй своего времени, управляя всем современным Ираном, Азербайджанской Республикой , Арменией , большей частью Грузии Кувейта , Северного Кавказа , Ирака , Сирии и Афганистана а также части современной , , Турции , Пакистана , Узбекистана и Туркменистана . [6] [7] [8] [9] Это также подтвердило иранскую идентичность на большей части Большого Ирана . [2] [10] Наследием империи Сефевидов было также возрождение Ирана как экономического оплота между Востоком и Западом , создание эффективного государства и бюрократии, основанных на « сдержке и противовесе », его архитектурных инновациях и покровительстве изобразительному искусству . [2]
Одним из первых его действий было провозглашение деноминации двунадесятника шиитского ислама- официальной религией его недавно основанной Персидской империи . [11] знаменуя один из самых важных поворотных моментов в истории ислама , [4] что имело серьезные последствия для последующей истории Ирана. [2] Он вызвал межрелигиозную напряженность на Ближнем Востоке , когда разрушил гробницы халифов Аббасидов , суннитского имама Абу Ханифы ан-Нумана и суфийского мусульманского аскета Абдула Кадира Гилани в 1508 году. [11]
Исмаил I также был плодовитым поэтом, который под псевдонимом Хатаи ( араб . خطائي , букв. «неправедный») внес большой вклад в литературное развитие азербайджанского языка . [12] Он также внес свой вклад в персидскую литературу , хотя немногие из его персидских произведений сохранились. [13]
Происхождение
Исмаил I родился у Марты и Шейха Хайдара 17 июля 1487 года в Ардебиле . Его отец, Хайдар, был шейхом Сефевидов ( суфийского тариката ордена) и прямым потомком его курдского основателя, [14] [15] [16] Сафи-ад-дин Ардабили (1252–1334). Исмаил был последним в этой линии потомственных Великих Магистров ордена до своего восхождения к правящей династии.
Его мать Марта, более известная как Халима Бегум , была дочерью Узуна Хасана , правителя туркменской династии Ак Коюнлу , от его понтийской греческой жены Теодоры Мегале Комнен, более известной как Деспина Хатун . [17] Деспина Хатун была дочерью императора Иоанна IV Трапезундского . Она вышла замуж за Узуна Хасана, чтобы защитить Трапезундскую империю от турок-османов . [18] Исмаил был праправнуком императора Трапезундского Алексея IV и грузинского короля Александра I.
Роджер Сэвори предполагает, что семья Исмаила имела иранское происхождение, вероятно, из Иранского Курдистана , а затем переехала в Азербайджан , где ассимилировалась с тюркским азербайджанским населением. [19] Исмаил говорил на персидском и южно-тюркском диалекте, предшественнике (то есть «прото» версии) современного азербайджанского тюркского языка . [20] [21] Его происхождение было смешанным, из разных этнических групп, таких как грузины , греки , курды и туркмены ; [22] [23] [24] [25] [26] большинство ученых согласны с тем, что его империя была иранской. [6] [7] [8] [9] [27]
В 700/1301 году Сафи ад-Дин принял на себя руководство Захедией , значительным суфийским орденом в Гилане , от своего духовного учителя и тестя Захеда Гилани . Позже орден стал известен как Сефевидский. В одной генеалогии утверждалось, что шейх Сафи (основатель ордена и предок Исмаила) был прямым потомком Али . Исмаил также провозгласил себя Махди и реинкарнацией Али. [28]
Ранние годы
В 1488 году отец Исмаила был убит в битве при Табасаране против войск Ширваншаха Фарруха Яссара и его повелителя Ак Коюнлу , тюркской племенной федерации, контролировавшей большую часть Ирана . В 1494 году Ак Коюнлу захватил Ардебиль , убив Али Мирзу Сефеви , старшего сына Хайдара, и вынудив 7-летнего Исмаила скрываться в Гилане , где при Кар-Кия правителе Солтан-Али Мирзе он получил образование под руководством ученых.
Когда Исмаилу исполнилось 12 лет, он вышел из укрытия и вернулся на территорию нынешнего иранского Азербайджана вместе со своими последователями . Приход Исмаила к власти стал возможен благодаря туркменским племенам Анатолии и Азербайджана, составлявшим важнейшую часть движения кызылбашей . [29]
Царствование
Завоевание Ирана и его окрестностей
Летом 1500 года Исмаил собрал около 7000 солдат Кызылбаша в Эрзинджане , включая членов Устаджлу, Румлу, Таккалу, Зуль-Кадара, Афшара , Каджара и Варсака . [5] Войска Кызылбаша переправились через реку Кура в декабре 1500 года и двинулись к государству Ширваншахов . Они разгромили войска Ширваншаха Фарруха Ясара возле Кабани ныне Шамахинский район ( Азербайджанской Республики ). [30] или в Гулистане (современный Гюлюстан, Геранбой , Нагорный Карабах ), [31] [32] и впоследствии продолжил завоевание Баку . [32] [33] Таким образом, Ширван и прилегающие к нему территории (вплоть до южного Дагестана на севере) теперь принадлежали Исмаилу. Тем не менее линия Ширваншахов продолжала управлять Ширваном под сюзеренитетом Сефевидов еще несколько лет, до 1538 года, когда во время правления сына Исмаила Тахмаспа I (годы правления 1524–1576) с тех пор им стал управлять Сефевидский губернатор. . [34] После завоевания Исмаил приказал Александру I Кахетинскому отправить своего сына Деметре в Ширван для переговоров о мирном соглашении. [35]
Успешное завоевание встревожило правителя Ак-Коюнлу Альванда, который впоследствии двинулся на север из Тебриза и переправился через реку Арас, чтобы бросить вызов силам Сефевидов, и обе стороны встретились в битве при Шаруре , в которой армия Исмаила вышла победителем. несмотря на то, что их численное превосходство составляет четыре к одному. [32] Незадолго до нападения на Ширван Исмаил заставил грузинских царей Константина II царств и Александра I, соответственно, Картлийского и Кахетинского , напасть на османские владения близ Тебриза , пообещав, что он отменит дань, которую Константин был вынужден заплатить. Ак-Коюнлу после захвата Тебриза. [35] После окончательного завоевания Тебриза и Нахчывана Исмаил нарушил обещание, данное Константину II, и сделал как Картлийское, так и Кахетийское королевства своими вассалами . [35]
В июле 1501 года, после оккупации Тебриза , Исмаил принял титул шаха Ирана ( Падшах-и Иран ). [36] Он назначил своего бывшего опекуна и наставника бека Шамлу вакилем Хусейна - ( наместником ) империи и главнокомандующим ( амиром аль-умара ) кызылбашской армии. [37] [38] Его армия состояла из племенных отрядов, большинство из которых составляли туркмены из Анатолии и Сирии, а остальные - курды и Чадатай. [39] бывшего иранского визиря Ак Коюнлу по имени Амир Закария Он также назначил своим визирем . [40] Провозгласив себя шахом, Исмаил также провозгласил двунадесятный шиизм официальной и обязательной религией Ирана. Он насаждал этот новый стандарт мечом, распуская суннитские братства и казнив всех, кто отказывался подчиняться недавно введенному шиизму. [41]
Касим Бег Хаяти Табризи (961/1554 г.), поэт и бюрократ ранней эпохи Сефевидов, утверждает, что он слышал от нескольких свидетелей, что интронизация шаха Исмаила произошла в Тебризе сразу после битвы при Шаруре 1 джумада аль-Тани 907 г. / 22 декабря 1501 г., что делает книгу Хаяти под названием «Тарих» (1554 г.) единственным известным повествовательным источником, в котором указана точная дата восхождения шаха Исмаила на престол. [42]
После победы над армией Ак-Коюнлу в 1502 году Исмаил принял титул «шаха Ирана». [43] В том же году он овладел Эрзинджаном и Эрзурумом , [44] а год спустя, в 1503 году, он завоевал Эрак-и-Аджам и Фарс ; год спустя он завоевал Мазандаран , Горган и Йезд . В 1507 году он завоевал Диярбакыр . В том же году Исмаил назначил иранского эмира Наджм ад-Дина Масуда Гилани новым вакилем . Это произошло потому, что Исмаил начал отдавать предпочтение иранцам больше, чем кызылбашам, которые, хотя и играли решающую роль в кампаниях Исмаила, обладали слишком большой властью и больше не считались заслуживающими доверия. [45] [46]
Год спустя Исмаил заставил правителей Хузестана , Лорестана и Курдистана стать его вассалами. В том же году Исмаил и Хусейн-бек Шамлу захватили Багдад , положив конец Ак-Коюнлу. [5] [47] Затем Исмаил начал разрушать суннитские памятники в Багдаде, в том числе гробницы аббасидских халифов и гробницы имама Абу Ханифы и Абдул Кадира Гилани . [48]
К 1510 году он завоевал весь Иран (включая Ширван ), южный Дагестан (с его важным городом Дербент ), Месопотамию , Армению , Хорасан и Восточную Анатолию , а также сделал грузинские царства Картли и Кахети своими вассалами. [49] [50] В том же году Хусейн-бек Шамлу лишился поста главнокомандующего в пользу человека скромного происхождения Мохаммад-бека Устаджлу. [45] Исмаил также назначил Наджме Сани новым вакилем империи в связи со смертью Масуда Гилани. [46]
Исмаил I выступил против узбеков . В бою возле города Мерв около 17 000 кызылбашских воинов устроили засаду и разгромили узбекский отряд численностью 28 000 человек. Узбекский правитель Мухаммад Шайбани был пойман и убит при попытке избежать битвы, а шах превратил его череп в украшенный драгоценными камнями кубок для питья. [51] В 1512 году Наджме Сани был убит во время столкновения с узбеками, в результате чего Исмаил назначил Абд аль-Баки Йезди новым вакилем империи. [52]
Война против османов
Активное привлечение поддержки дела Сефевидов среди тюркских племен Восточной Анатолии , среди соплеменников, являвшихся подданными Османской империи , неизбежно поставило соседнюю Османскую империю и государство Сефевидов на путь столкновения. [53] Как говорится в «Энциклопедии Ираника» , «как ортодоксальные мусульмане или мусульмане-сунниты, османы имели основания с тревогой наблюдать за развитием шиитских идей на территориях, находящихся под их контролем, но существовала также серьезная политическая опасность того, что Сафавия, если ей будет позволено расширить свое дальнейшее влияние может привести к переходу больших территорий в Малой Азии из-под власти Османской империи в подчинение Персии». [53] К началу 1510-х годов быстрая экспансионистская политика Исмаила привела к тому, что граница Сефевидов в Малой Азии сдвинулась еще дальше на запад. В 1511 году в южной Анатолии произошло широко распространенное просефевидское восстание племени Таккалу Кызылбаш, известное как Восстание Шахкулу . [53] и османская армия, посланная для подавления восстания, потерпела поражение. [53] Крупномасштабное вторжение сефевидских гази в Восточную Анатолию под предводительством Нур-Али Халифы совпало с восшествием султана Селима I на османский престол в 1512 году и стало поводом для войны , который привел к решению Селима вторгнуться в Сефевидский Иран два года спустя. [53] Перед нападением Селим и Исмаил обменялись серией воинственных писем. В то время как силы Сефевидов находились в Чалдыране и планировали, как противостоять османам, Мохаммад Хан Устаджлу , который служил губернатором Диярбакыра , и Нур-Али Халифа , командир, который знал, как сражались османы, предложили им атаковать как можно быстрее. насколько это возможно. [54] Это предложение было отвергнуто могущественным кызылбашским офицером Дурмиш-ханом Шамлу , который грубо заявил, что Мохаммед-хан Устаджлу интересует только провинция, которой он управляет. Предложение было отклонено самим Исмаилом, который сказал; «Я не караванный вор: все, что предначертано Богом, произойдет». [54]
Селим I в конце концов победил Исмаила в битве при Чалдыране в 1514 году. [55] Армия Исмаила была более мобильной, а его солдаты были лучше подготовлены, но османы одержали победу во многом благодаря своей эффективной современной армии, а также владению артиллерией, черным порохом и мушкетами. Исмаил был ранен и едва не попал в плен в бою. Селим с триумфом въехал в иранскую столицу Тебриз 5 сентября. [56] но не задерживался. Мятеж среди его войск, опасавшийся контратаки и захвата свежими силами Сефевидов, вызванными из внутренних районов, вынудил победивших османов преждевременно отступить. Это позволило Исмаилу выздороветь. Среди добычи из Тебриза была любимая жена Исмаила, для освобождения которой султан потребовал огромных уступок, в которых было отказано. Несмотря на свое поражение в битве при Чалдыране, Исмаил быстро вернул себе большую часть своего королевства, от востока от озера Ван до Персидского залива . Однако османам удалось впервые аннексировать Восточную Анатолию и часть Месопотамии , а также на короткое время северо-западный Иран. [57]
Венецианский посол Катерино Дзено описывает события следующим образом:
Монарх [Селим], видя резню, начал отступать, и разворачиваться, и собирался было бежать, когда Синан, придя на помощь в час нужды, приказал подтянуть артиллерию и обстрелять как янычары [так в оригинале] и персы. Персидские лошади, услышав грохот этих адских машин, рассеялись и разделились по равнине, не подчиняясь больше ни удилам, ни шпорам своих всадников, от ужаса, в котором они находились... Конечно, говорят, что если бы не артиллерия, которая в такой манере наводила ужас на персидских коней, которые никогда прежде не слышали такого грохота, все его силы были бы разбиты и поставлены на острие меча. [58]
Он также добавляет, что:
Если бы турки были разбиты в битве при Чалдыране, могущество Исмаила стало бы больше, чем у Тамерлана, поскольку одной только славой о такой победе он сделал бы себя абсолютным владыкой Востока. [59]
Позднее правление и смерть
Смерть Шаха Исмаила наступила через несколько лет очень печального и удручающего периода его жизни. После битвы при Чалдыране Исмаил утратил свой сверхъестественный вид и ауру непобедимости, постепенно впадая в пьянство . [60] Он удалился в свой дворец, больше никогда не участвовал в военной кампании, [61] и отказался от активного участия в делах государства. их своему визирю Он оставил Мирзе Шаху Хусейну . [62] который стал его близким другом и собутыльником. Это позволило Мирзе Шаху Хусейну получить влияние на Исмаила и расширить свою власть. [63] Мирза Шах Хусейн был убит в 1523 году группой кызылбашских офицеров, после чего Исмаил назначил сына Закарии Джалал ад-Дина Мохаммада Тебризи своим новым визирем . Исмаил умер 23 мая 1524 года в относительно раннем возрасте 36 лет. Он был похоронен в Ардебиле , и ему наследовал его сын Тахмасп I.
Последствия поражения при Чалдыране были для Исмаила также психологическими: его отношения с кызылбашскими последователями коренным образом изменились. Племенное соперничество между кызылбашами, которое временно прекратилось до поражения при Чалдыране, возобновилось в острой форме сразу после смерти Исмаила и привело к десяти годам гражданской войны (930–40/1524–33), пока Шах Тахмасп не восстановил контроль над дела государства. Сефевиды Герат Позже Балх и Кандагар Моголам и почти уступили узбекам . ненадолго уступили [64]
Во время правления Исмаила, в основном в конце 1510-х годов, первые шаги для Габсбургско-персидского союза также были сделаны : Карл V и Людвиг II Венгерский находились в контакте с целью объединения против общего османско-турецкого врага. [65]
Королевская идеология
С ранних лет Исмаил был знаком с иранским культурным наследием. Достигнув Лахиджана в 1494 году, он подарил Мирзе Али Каркие копию средневекового персидского эпоса «Шахнаме» («Книга царей») с более чем 300 иллюстрациями. [66] Из-за своей любви к иранским национальным легендам Исмаил назвал троих из четырех своих сыновей в честь мифологических шахов и героев Шахнаме ; его старшего сына звали Тахмасп, в честь последнего шаха династии Пишдадиев ; его третий сын Сэм в честь защитника пишдадского шаха Манучехра и предка знаменитого воина-героя Ростама ; его младший сын Бахрам в честь сасанидского шаха Бахрама V ( годы правления 420–438 ), известный своей романтической жизнью и охотничьими подвигами. Опыт Исмаила в персидских поэтических сказках, таких как « Шахнаме» , помог ему представить себя наследником иранской модели королевской власти. [67] По словам современного историка Аббаса Аманата, Исмаил был мотивирован представить себя шахом Шахнаме , возможно, Кайхосровом , архетипом великого иранского царя, и человеком, победившим туранского царя Афрасияба , врага Ирана. царство Афрасиаба С иранской точки зрения Туранское обычно отождествлялось с землей тюрков, в частности с узбекским ханством Бухара в Средней Азии . После того, как Исмаил разгромил узбеков, его победа была описана в записях Сефевидов как победа над мифологическими туранцами. [67] Однако эта любовь к иранским легендам не ограничивалась легендами об Исмаиле и Сефевидском Иране; И Мухаммад Шайбани , и Селим I , а позже Бабур и его потомки Великих Моголов ассоциировали себя с этими легендами. Несмотря на возрастающие различия, Западная, Центральная и Южная Азия следовали общей персидской модели культуры и царствования. [68]
Перед своим поражением при Чалдыране в 1514 году Исмаил не только идентифицировал себя как реинкарнацию алидских фигур, таких как Али и Хусейн , но и как олицетворение божественного света инвеституры ( фарр ), который излучался у древних иранских шахов Дария , Хосрова. I Ануширван ( годы правления 531–579 ), Шапур I ( годы правления 240–270 ), начиная с эпохи Ахеменидов и Сасанидов. Это было типичное для Сефевидов сочетание исламских и доисламских иранских мотивов. [69] Сефевиды также включали и продвигали тюркские и монгольские аспекты среднеазиатских степей, такие как предоставление высокопоставленных должностей тюркским лидерам и использование тюркских племенных кланов для своих устремлений в войне. тюрко-монгольские титулы, такие как хан и бахадур Они также включили в свою растущую коллекцию титулов . Культурные аспекты Сефевидов вскоре стали еще более многочисленными, поскольку Исмаил и его преемники включали и продвигали курдов , арабов , грузин , черкесов и армян в свою имперскую программу. [70] Более того, завоевания Чингисхана и Тимура объединили монгольские и чагатайские аспекты в персидскую бюрократическую культуру, терминологию, печати и символы. [71]
Поэзия Исмаила
Исмаил также известен своей поэзией под псевдонимом Хатаи ( араб . خطائي , букв. «Неправомерный»). [72] Он писал на турецком, сефевидском, Иранском и персидском языках, хотя дошедшие до нас стихи на первом языке значительно превосходят по численности второй. [73] (Туркменский) турецкий язык, на котором говорят в Иране, широко известный как тюркский . [74] не был турецким Стамбулом , [75] но своего рода предшественник (т.е. «прото» форма) современного азербайджанского или азербайджанского тюркского языка (см. также; аджем-тюркский ). [76]
Владимир Минорский Исмаила охарактеризовал диван как написанный на «южнотурецком (туркменском) диалекте, напрямую связанном с так называемым Āzarbāyjān турецким языком», и отметил, что его турецкий язык «уже демонстрирует следы разложения из-за влияния иранской среды». [77] Минорский также добавил, что чагатайские слова (а также другие слова и формы неизвестного происхождения). в стихах Исмаила I встречаются [77] [а] Стивен Дейл описывает язык, используемый Исмаилом в его известных пропагандистских стихах, адресованных туркменским соплеменникам в Азербайджане и Восточной Анатолии , как того же предшественника азербайджано-турецкого (т.е. протоазербайджанского), на котором он мог разговаривать. [76]
Исмаил считается важной фигурой в истории литературы азербайджанского языка. [79] Согласно Энциклопедии Ираника , «Исмаил был искусным поэтом, который с легкостью и некоторой степенью оригинальности использовал распространенные темы и образы в лирической и дидактически-религиозной поэзии». Он также находился под глубоким влиянием персидской литературной традиции Ирана, особенно Шахнаме Фирдоуси , что , вероятно, объясняет тот факт, что он назвал всех своих сыновей в честь персонажей Шахнаме . Диксон и Уэлч предполагают, что «Шахнамайе Шахи» Исмаила было задумано как подарок его маленькому сыну Тахмаспу. [80] После победы Мухаммада Шайбани над узбеками Исмаил попросил Хатефи , известного поэта из Джама (Хорасан) , написать эпос в духе Шахнаме о его победах и недавно основанной династии. Хотя эпос остался незавершенным, он был примером матнави в героическом стиле «Шахнаме», написанного позже для царей Сефевидов. [81]
Большинство стихов посвящено любви, особенно мистического суфийского толка, хотя есть также стихи, пропагандирующие шиитское учение и Сефевидов политику . Другие его серьезные работы включают «Насихатнаме» , книгу советов, и незаконченную «Дахнаме» , книгу, восхваляющую добродетели любви, — обе написаны на одном и том же туркменском турецком языке (т.е. протоазербайджанском тюркском языке). [13] [82]
Наряду с поэтом Имадеддином Насими Хатаи считается одним из первых сторонников использования более простого азербайджанского языка в стихах, которые привлекут более широкую аудиторию. наиболее популярно в Азербайджане, а также среди бекташей Турции Его творчество . [ не удалось пройти проверку ] Ему приписывают большое количество стихов алеви и бекташи. [ не удалось пройти проверку ] В конечном итоге главным влиянием его религиозных сочинений стало обращение Персии из суннитского ислама в шиитский. [83]
Поэзия пример 1
Сегодня я пришёл в мир как Мастер. Знай по-настоящему, что я сын Хайдара.
Я Ферейдун , Хосров , Джамшид и Захак . Я Зала сын ( Ростама ) и Александра.
Тайна Я есть истина сокрыта в этом моем сердце. Я – Абсолютная Истина, и то, что Я говорю, – Истина.
Я принадлежу к религии «Приверженца Али» и на пути Шаха являюсь проводником каждого, кто говорит: «Я мусульманин». Мой знак – «Корона счастья».
Я — перстень на . пальце Сулеймана Мухаммед создан из света, Али — из Тайны.
Я жемчужина в море Абсолютной Реальности.
Я Хатаи, раб шаха, полный недостатков.
У твоих ворот я самый маленький и последний [слуга].
Пример поэзии 2
Меня зовут Шах Исмаил. Я тайна Божия. Я лидер всех этих гази.
Моя мать – Фатима , мой отец – Али ; и, кроме того, я Пир Двенадцати Имамов .
Я получил кровь моего отца у Язида . Будьте уверены, что я хайдарианской сущности.
Я живой Хидр и Иисус, сын Марии. Я Александр (моих) современников.
Смотри, Язид, многобожник и адепт Проклятого, я свободен от Каабы лицемеров.
Во мне Пророчество (и) тайна Святости. Я следую пути Мухаммеда Мустафы .
Я завоевал мир острием (моего) меча. Я Канбар Муртазы Али.
Мой отец — Сафи, мой отец Хайдар. Воистину, я Джафар отважных.
Я Хусейнид и проклинаю Язида. Я Хатаи, слуга шаха.
Пример поэзии 3
«Свет всему — Мухаммед».
из-за твоего желания у меня горело сердце, увижу ли я тебя когда-нибудь?
надеюсь, на святом диване истины ты вспомнишь обо мне
они называют тебя щедрым, доблестным, безупречным лидером
свет всему — Мухаммед, ты доблестный Али доблестный
я не смог найти в этом одиноком мире никого, кто был бы похож на тебя
позволь мне увидеть твое луноликое чучело, чтобы я не остался в желании
все твои слуги, называющие твое имя, не будут лишены в будущей жизни
свет всему — Мухаммед, ты доблестный Али доблестный
прости этого грешника, я веду свое лицо к твоей святой дерге
душа моя осталась в богохульстве, ты не будешь настаивать на моем грехе
я искал убежища и пришел в это открытое убежище
свет всему — Мухаммед, ты доблестный Али доблестный
Хата-и говорит: «Ты, Али, мое тело наполнено грехами».свет всему — Мухаммед, ты доблестный Али доблестный [86]
Стихи других композиторов об Исмаиле, И.
От Пира Султана Абдала :
Он совершает марш против Урума
Имам потомка Али прибывает
Я поклонился и поцеловал его руку
Имам потомка Али прибывает
Он наполняет чашки шаг за шагом
В его конюшне только благородные арабские лошади.
По происхождению он сын шаха.
Имам потомка Али прибывает
Поля размечаются шаг за шагом
Его соперник заставляет его сердце болеть
Красно-зеленый — одетый молодой воин
Имам потомка Али прибывает
Он позволяет ему часто видеться на поле
Никто не знает тайны спасителя
Внук мирового шаха Хайдара
Имам потомка Али прибывает
Пир Султан Абдал, да, если бы я мог это видеть
Подчинись, если бы я мог вытереть перед ним лицо
С тех пор он стал лидером 12 имамов.
Имам потомка Али прибывает
Возникновение клерикальной аристократии
Важной особенностью общества Сефевидов был союз, возникший между улемами (религиозным классом) и торговым сообществом. В число последних входили купцы, торгующие на базарах, торгово-ремесленные гильдии ( аснаф ) и члены квазирелигиозных организаций, управляемых дервишами ( футувва ). Из-за относительной ненадежности владения собственностью в Персии многие частные землевладельцы оберегали свои земли, передавая их духовенству в качестве так называемого вакфа . Таким образом, они сохраняли официальную собственность и защищали свою землю от конфискации королевскими комиссарами или местными губернаторами при условии, что определенный процент доходов от земли передавался улемам. Все чаще члены религиозного класса, особенно муджтахиды и сейеды , получали полную собственность на эти земли, и, по словам современного историка Искандара Мунши , Персия стала свидетелем появления новой и значительной группы землевладельцев. [87]
Внешний вид и навыки
Современники описывали Исмаила как человека царственного вида, джентльменского качества и молодости . У него также был светлый цвет лица и рыжие волосы . [88]
Итальянский путешественник описывает Исмаила так:
Эта Софи красавица, красива и очень приятна; не очень высокого роста, но легкой и хорошо сложенной фигуры; скорее полный, чем худой, с широкими плечами. Его волосы рыжеватые; он носит только усы и пользуется левой рукой вместо правой. Он храбр, как дикий петух, и сильнее любого из своих лордов; в состязаниях по стрельбе из лука из десяти сбитых яблок он сбивает семь. [64]
Наследие
Величайшим наследием Исмаила было создание империи, просуществовавшей более 200 лет. Как утверждает Александр Микаберидзе , «династия Сефевидов будет править еще два столетия [после смерти Исмаила] и заложит основу современного национального государства Иран». [89] Даже после падения Сефевидов в 1736 году их культурное и политическое влияние продолжалось через последующие династии государств Афшаридов , Занда , Каджара и Пехлеви , а также в современную Исламскую Республику Иран , а также в соседнюю Азербайджанскую Республику , где шииты Ислам по-прежнему остается доминирующей религией, как и в эпоху Сефевидов.
В популярной культуре
Литература
В период Сефевидов знаменитый азербайджанский народный романс «Шах Исмаил» . возник [90] По мнению азербайджанского литературоведа Хамида Араслы , эта история связана с Исмаилом I. Но возможно также, что она посвящена Исмаилу II.
Места и структуры
- Район ( Хэтайский район ), объект, [91] monument (erected in 1993, Зейналов, Ибрагим Исмаил оглы , and metro station in Baku, Azerbaijan
- Улица в Гяндже, Азербайджан.
Статуи
- Статуя в Ардебиле, Иран (в азербайджанском регионе Ирана)
- Статуя в Баку , Азербайджан. [92]
- Скульптура в Хачмазе, Азербайджан.
- Бюст в Гяндже , Азербайджан.
Музыка
Шах Исмаил — название азербайджанской мугамной оперы в 6 действиях и 7 сценах, написанной Муслимом Магомаевым . [93] в 1915–19. [94]
Другой
Орден Шаха Исмаила (высшая военная награда Азербайджана , вручаемая главнокомандующим и президентом Азербайджана )
Проблема
Сыновья
- Тахмасп I — с Таджлу Ханум .
- 'Абул Гази Султан Алькас Мирза (15 марта 1515 - 9 апреля 1550) губернатор Астрабада 1532/33–1538, Ширвана 1538–1547 и Дербента 1546–1547. Он восстал против своего брата Тахмаспа с помощью Османской империи. Захвачен в плен и заключен в крепость Кахкахан . У него была супруга Хадиджа Султан Ханум и два сына.
- Ахмад Мирза (умер в 1568 г.)
- Фарух Мирза (умер в 1568 г.)
- Рустам Мирза (родился 13 сентября 1517 г.)
- Абул Насер Султан Сам Мирза (28 августа 1518 - декабрь 1567) генерал-губернатор Хорасана 1521–1529 и 1532–1534 годов и Ардебиля 1549–1571 годов. Он восстал против своего брата Тахмаспа, взятого в плен и заключенного в крепость Кахкахан. У него было два сына и одна дочь. Его дочь вышла замуж за принца Иессея Кахетинского (умер в 1583 году), губернатора Шеки , третьего сына грузинского царя Левана Кахетинского .
- Абу'л Фатх Султан Моез од-дин Бахрам Мирза (7 сентября 1518 - 16 сентября 1550) - с Таджлу Ханум. Губернатор Хорасана 1529–1532 гг., Гилана 1536–1537 гг. и Хамадана 1546–1549 гг. Он женился на Зайнаб Султан Ханум и имел троих сыновей:
- Султан Хусейн Мирза (умер в 1567 г.)
- Ибрагим Мирза (1541–1577),
- Бади уз-Заман Мирза ( р. 1577)
- Хусейн Мирза (родился 11 декабря 1520 г.)
Дочери
- Парихан Ханум - с Таджлу Ханум, [95] замужем в 1520–21 за Ширваншахом Халилуллой II ; [96]
- Махинбану Ханум - с Таджлу Ханум [95] (1519 — 20 января 1562, похоронен в Куме ), [96] неженатый; [97]
- Ханиш Ханум [95] (1507–563, похоронена в храме Имама Хусейна , Кербела ), замужем за шахом Нур-аддином Ниматуллой Баки, [96] и имел сына по имени Мирмиран и дочь; [98]
- Хайр ан-Ниса Ханум (умер в Масуле, 13 марта 1532 г. и похоронен в гробнице шейха Сафи ад-Дина , Ардебиль ), женился 5 сентября 1517 г. на Амире Дуббадже, правительнице Гилана и Фумана; [96]
- Шах Зайнаб Ханум; [96] [95]
- Накира Ханум; [96]
- Фарангис Ханум; [96] [95]
Родословная
Предки Исмаила I |
---|
См. также
- Генеалогическое древо династии Сефевидов
- Список тюркоязычных поэтов
- Сефевидское обращение Ирана из суннизма в шиизм
- Семь великих поэтов
Примечания
- ↑ В этом контексте Джеймс Дж. Рид предполагает, что чагатай стал лингва-франка среди многоязычных и полиглотов кызылбашов в Иране. [78]
Ссылки
- ^ Казале, Синем Аркак (2023). Дары в эпоху империи: культурный обмен Османской империи и Сефевидов, 1500–1639 гг . Издательство Чикагского университета. п. 34. ISBN 978-0226820422 .
- ^ Jump up to: а б с д Матти, Руди (13 июня 2017 г.) [28 июля 2008 г.]. «Династия Сефевидов» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк: Колумбийский университет . дои : 10.1163/2330-4804_EIRO_COM_509 . ISSN 2330-4804 . Архивировано из оригинала 25 мая 2022 года . Проверено 23 июня 2022 г.
- ^ Стрейзанд, Дуглас Э., Исламские пороховые империи: османы, Сефевиды и Великие Моголы (Боулдер, колонка: Westview Press, 2011) («Стреусанд»), стр. 135.
- ^ Jump up to: а б Сэвори, Роджер (2012) [1995]. «Сафавиды». в Босворте, CE ; ван Донзель, EJ ; Генрихс, В.П .; Льюис, Б.; Пеллат, Ч. ; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. 8. Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0964 . ISBN 978-90-04-16121-4 .
- ^ Jump up to: а б с Пикантный 1998 , стр. 628–636.
- ^ Jump up to: а б Хелен Чапин Мец . Иран, страновое исследование . 1989. Мичиганский университет, с. 313.
- ^ Jump up to: а б Эмори К. Богл. Ислам: происхождение и вера . Издательство Техасского университета. 1989, с. 145.
- ^ Jump up to: а б Стэнфорд Джей Шоу. История Османской империи. Издательство Кембриджского университета. 1977, с. 77.
- ^ Jump up to: а б Эндрю Дж. Ньюман, Сефевидский Иран: возрождение Персидской империи , IB Tauris (2006).
- ^ Почему существует такая путаница в отношении происхождения этой важной династии, которая восстановила иранскую идентичность и основала независимое иранское государство после восьми с половиной веков правления иностранных династий? Р. М. Савори, Иран под властью Сефевидов (издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1980), с. 3.
- ^ Jump up to: а б Мастерс, Брюс (2009). «Багдад» . В Агостоне, Габор; Мастерс, Брюс (ред.). Энциклопедия Османской империи . Нью-Йорк : факты в архиве . п. 71. ИСБН 978-0-8160-6259-1 . LCCN 2008020716 . Архивировано из оригинала 16 мая 2016 года . Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ Дёрфер, Г. «Азербайджанский турецкий» . Энциклопедия Ираника , viii, онлайн-издание . стр. 246.
- ^ Jump up to: а б «Эсма Иль И Сафави - Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 15 октября 2014 г.
- ^ Таппер, Ричард (1997). Пограничные кочевники Ирана: политическая и социальная история Шахсевана . Издательство Кембриджского университета. п. 39. ИСБН 978-0521583367 .
Сефевидские шахи, правившие Ираном между 1501 и 1722 годами, произошли от шейха Сафи ад-Дина Ардебильского (1252–1334). Шейх Сафи и его ближайшие преемники были известны как святые подвижники-суфии. Их собственное происхождение было неясно; вероятно курдского или иранского происхождения...
- ^ Пикантный 1997 , с. 8.
- ^ Камаль, Мухаммед (2006). Трансцендентная философия Муллы Садры . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 24. ISBN 978-0754652717 .
Сефевиды первоначально были суфийским орденом, основатель которого, шейх Сафи ад-Дин, суннитский суфийский мастер, происходил из курдской семьи...
- ^ Питер Чаранис. «Рецензия на книгу Эмиля Янссена « Требизонда в Колхиде », Speculum, Vol. 45, нет. 3, , (июль 1970 г.), с. 476
- ^ Энтони Брайер, открытая цитация , с. 136
- ^ Roger M. Savory. "Safavids" in Peter Burke, Irfan Habib, Halil Inalci:»History of Humanity-Scientific and Cultural Development: From the Sixteenth to the Eighteenth Century", Taylor & Francis. 1999. Excerpt from p. 259:"Доказательства, имеющиеся в настоящее время, приводят к уверенности, что семья Сефевидов имеет местное иранское происхождение, а не тюркское, как это иногда утверждают. Скорее всего, семья возникла в Персидском Курдистане, а затем перебралась в Азербайджан, где ассимилировалась с говорящими по-тюркски азерийцами, и в конечном итоге поселились в маленьком городе Ардебиль где-то в одиннадцатом веке [Evidence available at the present time leads to the conviction that the Safavid family came from indigenous Iranian stock, and not from Turkish ancestry as it is sometimes claimed. It is probable that the family originated in Persian Kurdistan, and later moved to Azerbaijan, where it became assimilated to Turkic-speaking Azeris and eventually settled in the small town of Ardabil sometime during the eleventh century.]".
- ^ Дейл, Стивен Фредерик (2020). «Турки, турки и тюрки-тюрки: Анатолия, Иран и Индия в сравнительной перспективе». В Пикоке, ACS ; МакКлари, Ричард Пиран (ред.). Турецкая история и культура в Индии: идентичность, искусство и межрегиональные связи . Брилл. стр. 73–74.
- ^ Киа, Мана (2014). Азара «Представление Ирана до национализма: геокультурные значения земли в Аташкаде ». В Агайе — Камран Скот; Мараши, Афшин (ред.). Переосмысление иранского национализма и современности . Издательство Техасского университета. С. 110–111 (прим. 81).
- ^
- Ремер, HR (1986). «Период Сефевидов» в Джексоне, Питер; Локхарт, Лоуренс. Кембриджская история Ирана, Том. 6: Периоды Тимуридов и Сефевидов . Издательство Кембриджского университета. стр. 214, 229
- Блоу, Дэвид (2009). Шах Аббас: безжалостный король, ставший иранской легендой . ИБ Таурис. п. 3
- Сэвори, Роджер М.; Карамустафа, Ахмет Т. (1998) ESMĀĪL I ṢAFAWĪ . Энциклопедия Ираника Том. VIII, Фаск. 6 , с. 628–636
- Гереглу, Киумарс (2016). ХАЙДАР САФАВИ . Энциклопедия Ираника
- ^ РМ Сэвори. Эбн Баззаз. Энциклопедия Ираника
- ^ Роджер М. Сэвори. «Сефевиды» у Питера Берка, Ирфана Хабиба, Халила Инналджика : История человечества – научное и культурное развитие: с шестнадцатого по восемнадцатый век , Тейлор и Фрэнсис. 1999, с. 259.
- ^ Питер Б. Голден: Введение в историю тюркских народов; В: Осман Каратай, Анкара, 2002 г., с. 321
- ^ Вопрос о языке, на котором говорил шах Исмаил, не идентичен вопросу о его «расе» или «национальности». Его происхождение было смешанным: одна из его бабушек была греческая принцесса Комнина. Хинц приходит к выводу, что кровь в его жилах была главным образом, не тюркской. Уже его сын шах Тахмасп начал избавляться от своих туркменских преторианцев. [The question of the language used by Shah Ismail is not identical with that of his race or of his "nationality". His ancestry was mixed: one of his grandmothers was a Greek Comnena princess. Hinz, Aufstieg , 74, comes to the conclusion that the blood in his veins was chiefly non-Turkish. Already, his son Shah Tahmasp began to get rid of his Turcoman praetorians.] – V. Minorsky, "The Poetry of Shah Ismail I," Bulletin of the School of Oriental and African Studies , University of London 10/4 (1942): 1006–1053.
- ^ Алиреза Шапур Шахбази (2005), «История идеи Ирана», в издании Весты Кертис, «Рождение Персидской империи», IB Tauris, Лондон, стр. 108: «Аналогичным образом крах Сасанидского Эраншахра в 650 году нашей эры не положил конец национальной идее иранцев. Название «Иран» исчезло из официальных записей Саффаридов, Саманидов, Буидов, Салджуков и их преемников. Но одно неофициально использовало имя Иран, Эраншахр и подобные национальные названия, в частности Мамалек-э Иран или «иранские земли», что в точности перевело старый авестийский термин Арийанам Дайхунам. С другой стороны, когда Сефевиды (а не Реза-шах, как принято считать) возродили национальное государство. официально известный как Иран, бюрократическое использование в Османской империи и даже в самом Иране все еще могло относиться к нему под другими описательными и традиционными названиями».
- ^ Блейк, Стивен П. (2013). Время в раннем современном исламе: календарь, церемонии и хронология в империях Сефевидов, Великих Моголов и Османской империи . Издательство Кембриджского университета. п. 27. ISBN 978-1-107-03023-7 .
- ^
- Ремер, HR (1986). «Период Сефевидов» в Джексоне, Питер; Локхарт, Лоуренс. Кембриджская история Ирана, Том. 6: Периоды Тимуридов и Сефевидов . Издательство Кембриджского университета. стр. 189–350
- Сэвори, Роджер М.; Карамустафа, Ахмет Т. (1998) ESMĀĪL I ṢAFAWĪ . Энциклопедия Ираника Том. VIII, Фаск. 6 , с. 628–636
- Гереглу, Киумарс (2016). ХАЙДАР САФАВИ . Энциклопедия Ираника
- Матти, Руди (2008). ДИНАСТИЯ СЕФАВИДОВ . Энциклопедия Ираника
- ^ Фишер и др. 1986 , с. 211.
- ^ Рой 2014 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с Больной 2000 , с. 187.
- ^ Несиб Несибли, «Османско-сефевидские войны, проблема сект и Азербайджан», Türkler , Том 6, Yeni Türkiye Yayınları, Анкара, 2002, ISBN 975-6782-39-0 , с. 895. (на турецком языке)
- ^ Фишер и др. 1986 , стр. 212, 245.
- ^ Jump up to: а б с Рэйфилд 2013 , с. 164.
- ^ Дейл, Стивен Фредерик (2020). «Турки, турки и тюрки-тюрки: Анатолия, Иран и Индия в сравнительной перспективе». В Пикоке, ACS ; МакКлари, Ричард Пиран (ред.). Турецкая история и культура в Индии: идентичность, искусство и межрегиональные связи . Брилл. п. 74.
Это было, прежде всего, иранское государство. Исмаил взял иранский термин Падшах-и Иран после оккупации Тебриза в 1501 году, используя титул, признававший Иран, имя, возрожденное ильханидскими монголами и используемое Аккоюнлу.
- ^ Босворт и Сэвори 1989 , стр. 969–971.
- ^ Пикантный 2007 , с. 36.
- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» .
- ^ Ньюман 2008 , с. 16.
- ^ Кливленд, Уильям Л. «История современного Ближнего Востока» (Westview Press, 2013), с. 131
- ^ Гереглу 2017 , с. 827.
- ^ Вудбридж Бингхэм, Хилари Конрой, Фрэнк Уильям Икле, История Азии: формирования цивилизаций, от древности до 1600 года , и Бэкон, 1974, [1] с. 116.
- ^ Восточная Турция: Архитектурное и археологическое исследование, Том II с. 289
- ^ Jump up to: а б Чабер 2007 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Мазауи 2002 .
- ^ Пикантный 2007 , с. 37.
- ^ Шоу, Стэнфорд Дж.; Шоу, Эзель Курал (1976). История Османской империи и современной Турции: Том 1, Империя Гази: взлет и упадок Османской империи 1280–1808 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521291637 – через Google Книги.
- ^ «История Ирана: Империя Сефевидов 1502–1736 гг.» . Проверено 16 декабря 2014 г.
- ^ Рэйфилд 2013 , стр. 165–166.
- ^ Эрали, Авраам (2007). Императоры Павлиньего трона: Сага о Великих Моголах . Пингвин Букс Лимитед. п. 25. ISBN 978-93-5118-093-7 .
- ^ Соучек 1982 , стр. 105–106.
- ^ Jump up to: а б с д и Шах Исмаил I, получено в июле 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Чабер 2007 , с. 41.
- ^ Майкл Эксуорси , Иран: Империя разума (Пингвин, 2008), с. 133
- ^ Поздние крестовые походы, 1274–1580: от Лиона до Алькасар-Дор Норман Хаусли, с. 120, 1992 г.
- ^ Ира М. Лапидус. «История исламских обществ», издательство Кембриджского университета . ISBN 1139991507 с. 336
- ^ Сэвори, Р. (2007). Иран под властью Сефевидов . Издательство Кембриджского университета. п. 43. ИСБН 978-0521042512 . Проверено 15 октября 2014 г.
- ^ Рассказ об итальянских путешествиях по Персии в пятнадцатом и шестнадцатом веках (1873), с. 61
- ^ Кембриджская история ислама , Часть 1, Питер Малкольм Холт, Энн К.С. Лэмбтон, Бернард Льюис, стр. 401.
- ^ Микаберидзе 2015 , с. 242.
- ^ Момент (1985), с. 107.
- ^ Пикантный 2007 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б "ESMĀʿĪL I ṢAFAWĪ - Иранская энциклопедия" . iranicaonline.org . Проверено 15 октября 2014 г.
- ^ Кембриджская история Ирана Уильяма Бэйна Фишера с. 384 и далее
- ^ Ньюман 2008 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Мандат 2017 г. , с. 61.
- ^ Мандат 2017 г. , с. 62.
- ^ Митчелл 2009 , с. 32.
- ^ Митчелл 2009 , с. 4.
- ^ Митчелл 2009 , с. 199.
- ^ Энциклопедия Ираника. ٍИсмаил Сафави. Архивировано 21 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Минорский, В. (1942). «Поэзия шаха Исмаила I». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 10 (4): 1008, 1010. doi : 10.1017/S0041977X00090182 . S2CID 159929872 .
- ^ Флор, Виллем (2013). «Роль азербайджанских тюрков в Сефевидском Иране». Иранские исследования . 46 (4): 569. дои : 10.1080/00210862.2013.784516 . S2CID 161700244 .
- ^ Блоу, Дэвид (2009). Шах Аббас: безжалостный король, ставший иранской легендой . ИБ Таурис. п. 165. ИСБН 978-0857716767 .
- ^ Jump up to: а б Дейл, Стивен Фредерик (2020). «Турки, турки и тюрки-тюрки: Анатолия, Иран и Индия в сравнительной перспективе». В Пикоке, ACS ; МакКлари, Ричард Пиран (ред.). Турецкая история и культура в Индии: идентичность, искусство и межрегиональные связи . Брилл. стр. 73–74.
- ^ Jump up to: а б Минорский, В. (1942). «Поэзия шаха Исмаила I». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 10 (4): 1010. дои : 10.1017/S0041977X00090182 . S2CID 159929872 .
- ^ Каракая-Пень, Айфер (2020). Кызылбаш-Алевис в Османской Анатолии Суфизм, политика и общество . Издательство Эдинбургского университета. п. 252 (примечание 53).
- ^ Хесс, Майкл Р. (2020). «Стулья» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- ^ М.Б. Диксон и С.К. Уэлч, The Houghton Shahnameh , 2 тома. (Кембридж, Массачусетс, и Лондон, 1981. См. стр. 34 тома I).
- ^ RM Savory, «Сефевиды», Энциклопедия ислама , 2-е изд.
- ^ Х. Джавади и К. Беррилл. Азербайджан. Азербайджанская литература в Иране . Энциклопедия Ираника, 1998. Том. III. стр. 100-1 251–255.
- ^ «Iranica.com — ESMAÚ¿ÈL IS®AFAWÈ» . Архивировано из оригинала 21 октября 2007 г. Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Ньюман 2008 , с. 13.
- ^ Владимир Минорский: Поэзия шаха Исмаила I, Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, Том. 10, № 4. (1942), с. 1042а–1043а
- ^ Литература алевитов , происхождение не указано.
- ^ RM Savory, «Сефевиды», Энциклопедия ислама , 2-е изд. стр. 185–186
- ^ Ремер 1986 , с. 211.
- ^ Микаберидзе, Александр . Конфликт и завоевания в исламском мире: Историческая энциклопедия. Том. 1. АВС-КЛИО, 2011, ISBN 978-1598843361 с. 432
- ^ Сакина Беренгян. Азербайджанские и персидские литературные произведения в иранском Азербайджане ХХ века. – Берлин: Клаус Шварц Верлаг, 1988. С. 20 – 238 с. – ISBN 978-3922968696 . Также в период Сефевидов были созданы и со временем проникли в османский, узбекский, узбекский, знаменитые азербайджанские народные романсы «Шах Исмаил», «Аслы-Карам», «Ашик Гариб», «Кероглы», которые считаются мостами между местными диалектами и классическим языком. и персидская литература. Другой особенностью азербайджанского языка по сравнению с османской и чагатайской литературой можно считать то, что некоторые из этих лирических и эпических романов написаны в прозе.
- ^ Отмечен день рождения Шаха Исмаила Хатаи Archived 2004-12-10 at the Wayback Machine
- ^ "Ильхам Алиев посетил недавно построенный парк, куда была перенесена статуя шаха Исмаила Хатаи" . Официальный сайт президента Азербайджана . Проверено 06 марта 2020 г.
- ^ "Опера "Шах Исмаил" " . citylife.az. Archived from the original on 2016-11-05.
- ^ Э.Г. Абасова . Магомаев А. М. Музыкальная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973–1982.
- ^ Jump up to: а б с д и Иранское общество (Калькутта, Индия) (1960). Индо-ираника (на словенском языке). Иранское общество . Проверено 25 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Юсеф-Джамали, Мохаммад Карим (5 июля 2013 г.). «Жизнь и личность Саха Исмаила I (1487–1524)» . Дом ЭРА : 353–60 . Проверено 25 ноября 2021 г.
- ^ Растегар, С.; Ванзан, А. (2007). Мураккаэ Шарки: Исследования в честь Питера Челковского . Редактор АИЭП. п. 65.ISBN 978-88-6086-010-1 .
- ^ «Джахангирнама: мемуары Джахангира, императора Индии: Джахангира, императора Индостана, 1569–1627» . Интернет-архив . 1999. с. 88 . Проверено 25 ноября 2021 г.
Библиография
- Аманат, Аббас (2017). Иран: современная история . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300112542 .
- Ив Бомати и Хоучанг Нахаванди, Шах Аббас, император Персии, 1587–1629 гг ., 2017, изд. Корпорация Кетаб, Лос-Анджелес, ISBN 978-1595845672 , английский перевод Азизе Азоди.
- Гереглу, Киумарс (октябрь – декабрь 2017 г.). «Хроника зарождающейся династии: новый взгляд на ранних Сафевидов в Тарихе Хаяти Табризи (961/1554)» . Журнал Американского восточного общества . 137 (4): 805–832. doi : 10.7817/jameroriesoci.137.4.0805 – через Columbia Academic Commons .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам: история и доктрины Двенадцати . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-03531-4 .
- Фишер, Уильям Бейн; Эйвери, П.; Хэмбли, GRG; Мелвилл, К. (1986). Кембриджская история Ирана . Том. 6. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521200943 .
- Сэвори, Роджер (1998). «ЭСМАЛ И САФАВИ». Энциклопедия Ираника, Том. VIII, Фаск. 6 . стр. 628–636.
- Сикер, Мартин (2000). Исламский мир в господстве: от арабских завоеваний до осады Вены . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0275968922 .
- Маццауи, Мишель М. (2002). «НАДЖМ-Э НИНИ». Иранская энциклопедия
- Микаберидзе, Александр (2015). Исторический словарь Грузии (2-е изд.). Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1442241466 .
- Митчелл, Колин П. (2009). Политическая практика в Сефевидском Иране: власть, религия и риторика . ИБ Таурис. стр. 1–304. ISBN 978-0857715883 .
- Ньюман, Эндрю Дж. (2008). Сефевидский Иран: возрождение Персидской империи . ИБ Таурис. стр. 1–281. ISBN 9780857716613 .
- Сэвори, Роджер (2007). Иран под властью Сефевидов . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–288. ISBN 978-0521042512 .
- Рэйфилд, Дональд (2013). Край империй: История Грузии . Книги реакции. ISBN 978-1780230702 .
- Рой, Кошик (2014). Военный переход в Азии раннего Нового времени, 1400–1750: кавалерия, орудия, правительство и корабли . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1780938004 .
- Босворт, CE; Савори, РМ (1989). «АМИР-АЛЬ-ОМАР». Энциклопедия Ираника, Том. Я, Фаск. 9 . стр. 969–971 . Проверено 28 декабря 2014 г.
- Ремер, HR (1986). «Период Сефевидов». В Джексоне, Питер; Локхарт, Лоуренс (ред.). Периоды Тимуридов и Сефевидов . Кембриджская история Ирана. Том. 6. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 189–350. ISBN 9780521200943 .
- М. Момен, Введение в шиитский ислам , Йельский университет. Пресс, 1985, стр. 397, ISBN 0-300-03499-7
- М. Месерве, «Софи: как новости о шахе Исмаиле Савафи распространились в Европе эпохи Возрождения». Журнал ранней современной истории 18 (2014): 1–30.
- Сэвори, Роджер (1997). «ЭБН БАЗЗАЗ». Энциклопедия Ираника, Том. VIII, Фаск. 1 .
- Соучек, ПП (1982). «АБД-АЛЬ-БАК ЙАЗДИ». Энциклопедия Ираника, Том. Я, Фаск. 1 . стр. 105–106.
- 1487 рождений
- 1524 смерти
- Курды XVI века
- Мусульмане-шииты XVI века
- Алевизм
- азербайджаноязычные поэты
- Критики суннитского ислама
- Иранский народ курдского происхождения
- Иранский народ греческого происхождения
- Иранский народ турецкого происхождения
- Иранские мусульмане-шииты
- Иранские суфии
- Курдские суфии
- Люди из Ардебиля
- Персидские поэты
- Сефевидские шахи XVI века
- Суфийские поэты
- Теократы
- Двенадцать
- Иранцы XVI века
- Люди XVI века из Сефевидского Ирана