Деде (религиозный деятель)
Часть серии о низаритах - исмаилитах Батинии , Хуруфии , кайсанитах и двунадесятническом шиизме. |
---|
Исламский портал |
Деде , также называемый дедебаба , является социально-религиозным лидером исламской общины алевитов и неисламской общины ишики . Это один из 12 рангов имама в алевизме. Институт деде является наиболее важным из всех институтов, составляющих социальную и религиозную организацию анатолийских алевитов. Хотя он был значительно ослаблен в результате социально-экономических преобразований, произошедших в Анатолии в конце девятнадцатого века, и особенно из-за ускоренной миграции из сельских районов в городские после основания Турецкой Республики , он сыграл первостепенную роль. в выживании алевизма до сегодняшнего дня. Потомка Деде называют Очагом .
Институт дедов основан на трехуровневой иерархии:
В некоторых регионах эта иерархия видоизменяется таким образом, что пиры и муршиды меняются местами. Это исключительно функциональная иерархия, поскольку все участники происходят из семьи деде. Они выполняют функции, которые по своей природе дополняют друг друга и были бы бессмысленны в отрыве друг от друга. Семьи деде, все они называются окакзаде, распределили эти обязанности между собой. [ нужна ссылка ]
Алеви-деде фокусируется на мистических исламских учениях Двенадцати Имамов , Буйруков (в основном Имама Джафер-и Садыка Буйругу ) и Хаджи Бекташа Вели .
Квалификация
[ редактировать ]Согласно книгам Буйрука , которые включают в себя основные принципы алевитской веры и традиции, сохранившиеся среди алевитов, дедэ должен обладать следующими качествами: [ 1 ]
- Быть потомком Пророка (окакзаде).
- Действовать в качестве педагога и морального наставника (муребби) для общества.
- Быть знающим и образцовым в своем характере и манерах ( Аль-Инсан аль-Камиль ).
- Следовать принципам, записанным в Буйруках, а также устоявшимся традициям алевизма.
Функции
[ редактировать ]Основные функции дедов можно резюмировать следующим образом:
- Направлять и просвещать (иршад) сообщество в социальных и религиозных вопросах.
- Руководить религиозными ритуалами.
- Наказывать преступников и выступать арбитром между конфликтующими сторонами.
- Для проведения церемоний во время таких мероприятий, как свадьба или похороны.
- Для выполнения определенных правовых и образовательных функций.
- Обеспечьте медицинское обслуживание.
- Обеспечить социально-политическое лидерство.
- В некоторых исключительных случаях, например, в провинции Тунджели (бывший Дерсим), [ 2 ] Дедес делят руководящую позицию с крупными землевладельцами Агасами .
Юридические функции
[ редактировать ]Для Алевиса Йол (путь) является очень важным понятием. В родословных дедов это постоянно подчеркивается словами: «Йол джумледен улудур» («Путь — самый возвышенный из всех»). [ 3 ] Важен Йоль, а не желания и потребности отдельного мусульманина-алевита. Все последние возможны только в соответствии с первыми. В противном случае будет активирован институт Душкуна. Другими словами, алеви станет душкуном, если попытается удовлетворить свои желания и потребности, не обращая внимания на йол. Как заметил профессор Юсуф Зия Йёрюкан, «Деде объявляет человека «душкуном», говоря им: «Пусть ваше лицо потемнеет (yüzün kararsın)» . Больше этот человек лишен закона человеческого». [ 4 ]
Ниже перечислены тяжкие преступления, приводящие к состоянию Дюшкун: [ 5 ]
- убийство человека
- прелюбодеяние
- развод
- жениться на разведенной
- воровство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ По вопросу о квалификации и функциях дедов ценную информацию дает Питер Дж. Бумке. Бумке, там же, стр. 18-21.
- ^ Официально сегодня провинции Дерсим не существует. На протяжении веков Дерсим сохранял своего рода автономию под руководством вождей племен и охватывал регион, включающий провинции Эрзинджан, Тунджели и части Сиваса. В 1937 году название Дерсима было изменено на Тунджели.
- ^ Это и подобные выражения часто встречаются в храме Очака Али Аббаса.
- ^ Юсуф Зия, «Тахтаджилар, религиозная и тайная жизнь среди Тахтаджилар», ЖУРНАЛ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ДАРУЛФЮНУН, год: 4, №: 15, май 1930, стр. 75
- ^ Также см. Озтюрк, Яшар Нури , там же, стр. 78-81. В прежние времена брак с суннитом [Йезид кушак чозмек] также воспринимался как правонарушение, приводящее к состоянию «душкун». См. Алеви Буйрукс .