Jump to content

История алеви

История шиитского Алеви имамата Тарикат это или История алевизма - история общины мусульман Анатолии и соседних регионов.

В результате Султана Орхана проверок теккесах в Гейикли Баба Алеви Текке из «Фонда Султана Хойюгю» от преемников Бабы Расул-Аллаха (Баба Элияс аль-Хорасани) получил высокую благодарность Орхана Гази и Султан отправил много подарков этому текке. [ 1 ]

Происхождение и средневековый период

[ редактировать ]

Во время великой турецкой экспансии из Центральной Азии в Иран и Анатолию в период сельджуков (11–12 вв.) туркменские кочевые племена приняли суфийскую и проалийскую форму ислама, которая сосуществовала с некоторыми из их доисламских обычаев. Эти племена на протяжении веков доминировали в центральной и восточной Анатолии, а их религиозные воины (гази) возглавляли наступление против византийцев и славян. Многие армяне приняли ислам туркменского типа, сохранив при этом некоторые христианские обычаи, и некоторые наблюдатели полагают, что неортодоксальное армянское христианство оказало значительное влияние на верования экстремистских шиитских сект. [ 2 ]

Тарикатские корни алевитов

[ редактировать ]
Ан Али [ 3 ] представительство с квалификацией Исмы в ордене Бекташия суфийском .

Суфизм делал упор на эзотерические, аллегорические и множественные интерпретации Священных Писаний в сочетании с интуитивной верой и поиском экстатических переживаний и распространялся странствующими дервишами, которые, как считалось, обладали «берекет» (баракат – духовная сила) и «керамет» (карамат – чудесные силы) благодаря их особой близости к Богу . Дервиши -основатели « тариката » (суфийских орденов) почитались как святые ( вали ) и назывались деде , баба, пир или шейх , а их могилы служили центрами паломничества. [ 2 ]

Вслед за сельджуками османы установили свою власть в Западной Анатолии и постепенно включили Восточную Анатолию в свою империю. После победы Тимура над османами в 15 веке османская власть в Восточной Анатолии на некоторое время ослабла: автономные шиитские туркменские государства ( Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу ) боролись друг с другом за гегемонию. [ 2 ]

Суфийский орден Бакташия

[ редактировать ]

Бекташия орден , шиитский суфийский основанный в 13 веке Хаджи Бекташем Вели , дервишем, бежавшим из Средней Азии и нашедшим убежище у сельджуков в Анатолии во время монгольского нашествия (1219–1223 гг.). Этот орден приобрел большое количество последователей в сельской местности и позже развился в две ветви: клан Челеби, который утверждал, что является физическим потомком Хаджи Бекташа Вали, назывался «Бел евладлары» (дети чресл) и стал потомственным духовным лидеры сельских алевитов; и Бабаганы, верные пути «Йол евладлары» (дети пути), которые доминировали в официальном суфийском ордене Бекташи с его избранным руководством. [ 2 ]

Позже Бектасия стала орденом янычарского специального назначения, к которому османы относились терпимо, поскольку его монастырями и центрами паломничества можно было манипулировать, чтобы контролировать его последователей-алевитов. [ 2 ]

Кизилбаш

[ редактировать ]
Шах Исмаил I шейх Сефевидского тариката основатель , династии Сефевидов в Иране и главнокомандующий армиями Кызылбаша , .

В начале 16 века возник воинственный шиитский орден гулатов , получивший название Кызылбаш или « Рыжие » в честь их отличительного головного убора. Шах Исмаил был потомственным лидером суфийского ордена Сафавия с центром в Ардебиле, который возглавлял своих (преимущественно азербайджанских ) последователей в завоевании Персии. Результатом стало основание династии Сефевидов и обращение Ирана в шиизм . Личные религиозные взгляды Шаха Исмаила отражены в его суфийской поэзии гулатского характера на турецком языке (он утверждал, что она божественна), отрывки из которой вошли в сборники священных текстов алевитов « Буйрукс» . Однако религия иранского населения находилась под доминированием арабских священнослужителей-шиитов, которые преуменьшали значение верований гулатов класса турецких воинов.

Влияние Сефевидов на анатолийских кызылбашей
[ редактировать ]

После основания персидского государства Сефевидов новые туркменские шахи постепенно избавились от своего племенного и сектантского происхождения в стремлении построить единое иранское государство. Шиизм-двунадесятник был провозглашен государственной религией, при этом особая роль отводилась Сефевидским шахам как потомкам предполагаемых Али и имамов. Их предполагаемое происхождение сегодня не принимается большинством мусульман-шиитов. Эта государственная религия развилась в систему, совершенно отличную от алевитской веры их кизилбашских войск. Арабские богословы-двунадесятники были набраны из Джебель-Амиля в Ливане и из Бахрейна, а большинство иранцев были насильно обращены в шиизм-двунадесятник. Войска племени Кызылбаш постепенно были расформированы в пользу регулярной иранской рабской армии. [ 2 ]

Кызылбаши . (рыжие) были курдами [ 4 ] и туркменские племена, присоединившиеся к суфийскому ордену Сефевидов, шейхи которого заявляли о своем происхождении от Али. При Исмаиле (ум. 1524) они стали господствовать в Восточной Анатолии и завоевали Азербайджан со столицей Тебризом, где Исмаил назвал себя шахом в 1501 году и продолжил завоевание всего Ирана. Его миссионеры распространили послание о восстании против османов-суннитов в Анатолии, утверждая, что Исмаил был долгожданным « махди » ( массией ), и Анатолия стала ареной затяжной войны между османами и Сефевидами. [ 2 ]

Османский Баязид-и Вели , пользовавшийся большим уважением у бекташи , назначил Балима Султана главным исполнительным постом бекташийского султан тариката .

Период Османской империи

[ редактировать ]

Османы приняли суннитский ислам в 13 веке как средство объединения своей империи, а позже провозгласили себя ее защитниками от шиитского государства Сефевидов и связанных с ним еретических сект. Это создало разрыв между суннитской правящей элитой Османской империи и алевитским анатолийским населением. Анатолия стала полем битвы между Сефевидами и Османами , каждый из которых решил включить ее в свою империю.

Период Баязида II

[ редактировать ]

Исмаил спровоцировал серию восстаний, кульминацией которых стало общее анатолийское восстание против османов, чей султан Баязид II организовал в 1502–1503 годах крупную экспедицию, которая вытеснила Сефевидов и многих их туркменских последователей в Иран.

Битва при Чалдиране .

Период Селима I и битва при Чалдыране

[ редактировать ]

Преемник Баязида II, султан Селим I «Мрачный», начал энергичную кампанию в восточной Анатолии, используя религиозный указ, осуждающий алевитов как отступников, чтобы убить многих. Летом 1514 года Селим I начал новое наступление и выиграл крупную битву при Чалдыране на восточном берегу Евфрата, убедив Сефевидов избегать открытого конфликта с османами в следующем столетии и позволив ему победить последние независимые туркменские династии. в восточной Анатолии в 1515–1517 гг. [ 2 ]

Suleyman I period

[ редактировать ]

Сулейман Великолепный также безжалостно подавлял сторонников Сефевидов в восточной Анатолии, возглавив три кампании на северо-западе Ирана. Наконец, в 1555 году Амасийский мир признал власть Османской империи над Ираком и Восточной Анатолией, а также власть Ирана над Азербайджаном и Кавказом. [ 2 ]

Последствия кызылбашско-суннитского разделения в Анатолии

[ редактировать ]

Кызылбаши в Анатолии теперь были в военном, политическом и религиозном отношении отделены от своего источника в Иране, отступили в изолированные сельские районы и обратились внутрь себя, развивая свои уникальные структуры и доктрины. После жестоких преследований и массовых убийств со стороны османов, которые продолжались в 18 веке, алевиты ушли в подполье, используя такию, религиозное притворство, разрешенное всеми шиитскими группами, чтобы скрыть свою веру (притворяясь суннитами) и выжить во враждебной среде.

Селим И.

Кызылбаши и Бекташи имели общие религиозные верования и обычаи, которые смешивались как алевиты, несмотря на множество местных различий. Изолированные как от османов-суннитов, так и от шиитских сефевидов-двунадесятников, алевиты к началу 17 века разработали традиции, практики и доктрины, которые обозначили их как закрытую автономную религиозную общину. В результате огромного давления с целью принять суннитский ислам, алевиты развили традицию противостояния всем формам внешней религии. [ 2 ]

Тем временем правители Османской империи постепенно дистанцировались от своего кочевого тюркского наследия, в конечном итоге (в тринадцатом веке) приняв суннитский ислам своих средиземноморских подданных. Во время длительного соперничества с Сефевидами племена кызылбашей боролись за местный контроль над Анатолийским нагорьем и были ответственны за несколько восстаний против османов в 15 и 16 веках. 1555 года По Амасийскому миру они оказались на «неправильной» стороне османско-иранской границы, как подданные османского суда, который относился к ним с подозрением. Произошли массовые убийства в Кызылбаше .

Хатаи в битве при Чалдыране .

Карьера Пира Султана Абдала происходит в этом контексте. По-видимому, народный музыкант XVI века из Сиваса Пир Султан Абдал был известен тем, что играл на струнном инструменте, называемом баглама , и пел песни, критикующие своих османских правителей, в защиту прав анатолийского крестьянства. Повешенный за разжигание восстания, он стал еще одной любимой фигурой в фольклоре алевитов, и теперь его часто называют символом левого аспекта алевизма. Курды-алевиты, которые ценят его протест против турецкого истеблишмента, также предпочитают его Хаджи Бекташу Вели (которого они идентифицируют с турками).

Возникновение ишикизма и язданизма в Анатолии.

[ редактировать ]

Предполагается, что после того, как Кызылбаши потеряли свою власть в Анатолии, они объединились в анатолийские алевиты. Курдских алевитов иногда до сих пор называют Кызылбаш. Даже на востоке Афганистана и Пакистана многие шииты « Кызылбаш ». имеют фамилию [ 5 ]

Под властью Османской империи алевиты превратились в эндогамную этническую группу, в основном тюркоязычную, но также включающую курдские общины, сконцентрированные в сельской Анатолии. (Один писатель предполагает, что Дерсима курды перешли в алевизм из другой секты гулатов .) [ 6 ] Под предводительством потомственных дедов, а иногда и -бекташи дервишей , они практиковали « такийю » (притворство, тайну) в отношении своей религии.

Появление новой идентичности Бекташи

[ редактировать ]

Идентичность бекташи , возможно, была принята с этой целью, поскольку формально бекташи были суннитами и терпимо относились к суду. После расформирования в 1826 году Янычарского корпуса ныне запрещенный орден Бекташи начал собираться в подполье, как и алевиты. Приверженцы этих двух групп в некоторой степени слились воедино. В годы до и во время Первой мировой войны семья Челеби, одна из двух групп лидеров, связанных с храмом Хаджи Бекташа, пыталась распространить свою власть на деревню Бекташи (Алеви) Деде , собственная иерархия которой находилась в беспорядке. Некоторые группы алевитов признали эту власть бекташи, а другие - нет. [ 7 ]

Период Турецкой Республики - Современная история

[ редактировать ]

Сельские алевиты подвергались маргинализации и дискриминации в Османской империи, хотя официальный орден Бекташия пользовался привилегированной ролью благодаря своей тесной связи с профессиональным военным корпусом янычар. В 1826 году султан Махмуд II уничтожил янычар и подавил орден Бекташей. Тем не менее, тайные круги бекташи оставались чрезвычайно активными, бекташи становились прогрессивными, антиклерикальными и либеральными, к ним относились с подозрением власти и сотрудничали с другими враждебными истеблишменту людьми, такими как масоны и младотурки. По оценкам, до 1925 года от 10 до 20 процентов взрослого мужского населения Турции все еще были членами Бекташия. [ 2 ]

Алевизм и кемализм

[ редактировать ]

Кемализм превратил алевитов в юридически равных граждан, и его реформы оказали на них радикальное влияние, поскольку через их ранее изолированные районы были проложены дороги, введено обязательное школьное образование и улучшены коммуникации, что вывело их из маргинализации и привело к активному участию в социальной и политической жизни. и в более глубокие контакты с внешним миром и государственным центром. Новая Турецкая Республика оправдала многие ожидания алевитов, позволив им идентифицироваться с ее мерами национального строительства и поддержать их – алевиты по-прежнему считают себя защитниками кемализма и демократии в Турции. [ 2 ]

Восприятие Ататюрка алевитами

[ редактировать ]
Мустафа Кемаль Ататюрк , первый президент Турции.

В своем стремлении к секуляризации Ататюрк позже (1925 г.) разрушил большинство религиозных структур, как суннитских, так и алевитских, закрыв ордены и конфисковав их монастыри. Хотя ордена были загнаны в подполье, они продолжали тайно пользоваться популярностью. [ 2 ]

Алевиты гордятся своим сотрудничеством с Ататюрком и тем фактом, что Челеби и Дедебаба из монастыря Хаджибекташ поддержали его. Алевиты были его верными союзниками в войне за независимость, в создании современного турецкого светского националистического государства и в разрушении османизма. Ранняя кемалистская республика считается идеальным государством, в котором алевиты были справедливо представлены пропорционально их проценту от общей численности населения в Национальном собрании. [ 2 ]

Алеви видел в Ататюрке Махди [ 8 ] ( Мессия ), Спаситель, божественная эманация [ нужна ссылка ] Вслед за Али и Хаджи Бекташем Вали , посланным спасти их от суннитского османского ига, который превратил идеалы алевитов в государственную практику, и его портрет висит рядом с портретом Али во многих домах алевитов. Ататюрк, со своей стороны, видел в алевитах союзников в своей борьбе против традиционной османской элиты, а также за секуляризм и турецкий национализм. Он выборочно включил культурные маркеры алевитов в свою конструкцию новой турецкой национальной коллективной идентичности. Однако для обеспечения национального единства уникальная алевитская идентичность была подчинена общей анатолийско-турецкой национальной идентичности. [ 2 ]

Однако клеймо алевизма сохранялось даже тогда, когда молодое поколение пыталось адаптироваться к светской турецкой идентичности. Алевис обнаружил, что они по-прежнему сталкиваются с дискриминацией в сфере труда и образования, и снова обратился к такии для борьбы со стигматизацией, адаптируясь к суннитским методам, чтобы получить долю скудных ресурсов. Многие скрывали, что они алевиты, посещали мечети и соблюдали Рамадан. Образование и миграция рассматривались как путь к социальной мобильности, и с 1960-х годов появился новый средний класс алевитов. [ 2 ]

Влияние процесса секуляризации на алевизм

[ редактировать ]
Ататюрк в 1923 году вместе с членами Ордена Мевлеви , прежде чем его институциональное выражение стало незаконным, и их ложа дервишей была преобразована в Музей Мевланы .

Секуляризация уменьшила традиционные угрозы существованию алевитов, превратив турецкое общество в менее враждебное к алевитам сообщество. Преуменьшение значения религии в общественной жизни и вестернизация правящей элиты привели к тому, что алевизм превратился в одну из нескольких культурных и фольклорных тем турецкого национализма. Все еще пытаясь сохранить свою этническую идентичность, алевиты становились все более секуляризованными и пренебрегали своими традиционными институтами. Однако стену суннитских предубеждений в отношении исторически маргинализированных алевитов преодолеть было нелегко, и алевиты оставались в некоторой степени объектом подозрений, в свою очередь оставаясь несколько скептически настроенными по отношению к центральному государству и его институтам. [ 2 ]

Когда экзистенциальная опасность отступила и сообщество открылось внешнему миру, связи солидарности ослабли. ритуалы и церемонии утратили часть своего смысла, а духовное руководство постепенно утратило свой авторитет. Это изменение во внутренней структуре алевитов было ускорено массовой миграцией в города, где алевиты подверглись процессу секуляризации и модернизации, который разорвал традиционные наследственные связи с религиозной иерархией. Религия потеряла свою актуальность, и некоторые даже практиковали смешанные браки. В 1960-е годы выросло новое поколение, не прошедшее посвящения и не знакомое с алевитским «Пути» (йол). [ 2 ]

Аднан Мендерес (в белом костюме в центре) и члены Демократической партии перед турецким переворотом 1960 года .

Администрация правительства Аднана Мендереса

[ редактировать ]

При правительственной администрации Аднана Мендереса центр Хаджибекташ был восстановлен и вновь открыт в 1964 году как музей, с ежегодными празднованиями в августе для туристов в память святого. [ 2 ]

Влияние суфийских орденов на Алевиса

[ редактировать ]

Государственная политика Турции после военного переворота поощряла суннитско-ортодоксальную и националистическую идеологию единства. Суннитские суфийские ордена, такие как Накшбанди , Сулейманчи и Нурку (движение Хизмет/Сервис), стали более заметными, а суннитская пропаганда, распространяемая правительством, утверждала, что алевиты на самом деле были суннитами с некоторыми расходящимися обычаями, что отрицало уникальность алевизма и пыталось его интегрировать. в государственном суннизме. Признавая, что алевизм имеет важные турецкие элементы, власти попытались суннитизировать алевизм, начав государственную политику ассимиляции и суннизации. Улучшение инфраструктуры в деревнях алевитов было поставлено в зависимость от соблюдения строительства мечетей и участия всех детей алевитов в суннитском религиозном обучении. [ 2 ]

Когда в 1970-х годах появился суннитский фундаментализм, многие алевиты отреагировали на это, переосмыслив алевитизм в социалистической и марксистской идиоме, которая, казалось, имела сходство с идеалами алевитов. В алевизме существовал разрыв между поколениями: старшее поколение оставалось кемалистами и надеялось на официальное восстановление ордена Бекташи, в то время как молодое поколение стало очень политизированным, когда они соприкоснулись с революционной мыслью в университетах, средних школах и профсоюзах. Они утверждали, что старые формы устарели и что Алевит должен работать над радикальной реструктуризацией общества. Они считали врагов всеми «реакционными» элементами, которые пытались ассимилировать их в основной суннитской жизни, и присоединялись к крайне левым партиям, переосмысливая историческую оппозицию суннизму с точки зрения классовой борьбы и продолжая традиционную роль алевитов в оппозиции государству. Некоторые левые активисты-алевиты также выступили против собственной религиозной иерархии, заклеймив их как феодальных эксплуататоров масс и Дедес из своих деревень. [ 2 ]

Беспорядки алевитов и их последствия в Турции

[ редактировать ]

Насилие 70-х годов привело к военному перевороту в 1980 году, чьи чистки нанесли Алевитам больший вред, чем другим, из-за их левой приверженности, а Хаджибекташа празднования были запрещены на несколько лет. В качестве реакции усилилась идентификация сообщества, и религиозные и культурные границы против суннитского большинства вновь приобрели значение. [ 2 ]

Возвращение многих турок к своим религиозным корням и политизация их общинной идентичности стали кризисной реакцией на современность и ускорение темпов перемен, которые она навлекла на турецкое общество. Секуляристские идеологии, такие как кемализм и социализм, похоже, потерпели неудачу и не принесли ожидаемых благ. Алевиты больше не были готовы жертвовать своей общинной идентичностью на алтаре классовой борьбы и начали сознательно идентифицировать себя как политическую группу на основе общей религиозной идентичности. [ 2 ]

Большая часть насилия в конце 70-х годов, хотя государство и средства массовой информации представляли его как противостояние левых и правых, на самом деле было насилием суннитов против алевитов. Ультранационалисты объединились с суннитскими фундаменталистами в нападении на алевитов. Даже некоторые коммунисты суннитского происхождения встали на сторону консервативных суннитов против своих политических союзников из алевитов. В 1978 году в городе Кахраманмараш на юге Турции местные сунниты устроили ярость, уничтожив множество левых алевитов из близлежащих деревень, что стало самой ужасной резней на памяти живущих. [ 2 ]

Инциденты перед турецким переворотом 1980 года

[ редактировать ]

Первой резней, направленной против курдов-алевитов, была резня в Дерсиме в 1938 году. Позже, в 1960–70-х годах, политизация общин алевитов в рамках турецкого левого движения вызвала гнев правых, ультранационалистов и исламистов, которые сотрудничали в проведении погромов среди курдов-алевитов. Алевис в конце 1970-х годов. Малатья в 1978 году, Марас в 1979 году и Чорум в 1980 году стали свидетелями убийств сотен алевитов, поджогов сотен домов и грабежей, совершенных ультранационалистами и реакционерами. Сейчас считается, что их организовало государство. Подобные массовые убийства продолжались в последующие десятилетия и включали резню в Сивасе (1993 г.) и инциденты в Гази в Стамбуле (1995 г.). [ 9 ] [ 10 ]

Главный участник Дерсимского восстания Сейид Риза .
Дерсимское восстание
[ редактировать ]

В ходе насильственного подавления турецкой армией восстания местного населения провинции Дерсим летом 1937 года и весной 1938 года тысячи курманджи и зазаки (кирманки, кырдки), говорящие на алевитских курдах [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] были убиты, а еще тысячи были отправлены в ссылку, что привело к сокращению населения провинции. Ключевым компонентом процесса тюркификации была политика массового переселения населения, ставшая результатом закона о переселении 1934 года, политика, нацеленная на регион Дерсим как на один из первых пробных случаев с катастрофическими последствиями для местного населения. [ 17 ]

Резня в Мараше
[ редактировать ]

Резня в Мараше в декабре 1978 года представляла собой резню более семисот мирных жителей, в основном -алевитов курдов , живших в качестве рабочих-мигрантов в трущобах в промышленном центре Турции . Непосредственными виновниками были Серые Волки . [ 18 ] Хотя первоначально напряженность была вызвана взрывом правыми боевиками кинотеатра, который часто посещали ультранационалисты, этот инцидент лучше всего запомнился последующей кампанией насилия, направленной против левых, в основном алевитов, хотя некоторые левые сунниты и курды также подверглись нападению. [ 18 ]

События в Чоруме
[ редактировать ]

Резня в Чоруме произошла в провинции Чорум в Турции в период с мая по июль 1980 года. Националистические -сунниты мусульмане напали на турецкое меньшинство алевитов и убили более полусотни из них. Более 200 получили ранения. Другой мишенью стала социал-либеральная Народно-республиканская партия (НРП). [ 19 ] Многие жертвы были молодыми людьми и женщинами. [ 20 ]

Инциденты после турецкого государственного переворота 1980 года

[ редактировать ]

Демократическое открытие в Турции в 1988/1989 годах нарушило табу и открыло публичные дискуссии в прессе. Были разрешены публикации, которые раньше никогда не были разрешены, и либералы настаивали на этнографических исследованиях мозаики турецкого общества. С 1989 года либеральная пресса признала алевизм как отдельную религиозную общину. Вместе с другими маргинализированными группами алевиты увеличили свою политическую активность и боролись за равенство и официальное признание алевитизма как исламской общины с его особыми характеристиками, за легализацию его религиозных ритуалов и практик, за интеграцию учения алевитов в государственную систему образования, а также за выделение справедливой доли в средствах массовой информации. [ 2 ]

Военный переворот 1980 года поставил под давление все турецкие секуляристские движения из-за растущей исламизации общественной и частной жизни. Алевиты объединились со светско-либеральными суннитскими группами, опасавшимися за светское кемалистское государство – но на этот раз алевиты не были поглощены этими группами, а сотрудничали с ними как отдельно идентифицируемая группа. [ 2 ]

По мере того как в конце 1980-х годов суннитский исламизм набирал силу и распространялась религиозная нетерпимость, произошла обратная реакция алевитов в форме культурного возрождения, возглавляемого новой образованной элитой алевитов, которая организовала фонды и тресты, восстановила гробницы святых и восстановила ритуалы. Была предпринята попытка восстановить традиции и заново обозначить границы, призыв реконструировать культуру, сообщество и самобытность алевитов. Был начат процесс переосмысления истории и религии алевитов, кульминацией которого стало «изобретение традиций», сопровождавшееся «выходом» алевитов из вековых практик сокрытия. Впервые в современной истории алевиты осмелились публично признать свою стигматизированную идентичность, сформулировать свои коллективные интересы по отношению к государству и потребовать равенства с суннитским большинством. [ 2 ]

Правительство было недовольно результатами либерализации. Оно надеялось привлечь алевитов в чисто турецкий националистический лагерь и отделить их от других угнетенных меньшинств, особенно от бурно развивающегося курдского национализма. Растет государственный интерес к отделению алевитов от курдов и манипулированию ими для достижения целей режима. Алевиты, со своей стороны, воодушевленные ослаблением советского блока и возобновившими требования о признании меньшинств во всем мире, настаивали на большем признании в турецком обществе. Публикации алевитов множились, и Алевис поддерживал претензии других меньшинств, таких как лазы и курды. [ 2 ]

Всепроникающее влияние религии на общественную жизнь в 1990-е годы имело серьезный потенциал для обострения напряженности в отношениях между суннитами и алевитами. В 1990 году Министерство культов взяло на себя организацию праздника Хаджибекташ под предлогом придания ему международного значения. Алевиты были недовольны его вмешательством в программу, особенно в 1993 и 1994 годах, поскольку правительственные чиновники подчеркивали турецкие элементы в алевизме, но игнорировали специфику общины и не давали ей никакого рабочего пространства как общины меньшинства. [ 2 ]

С политической оттепелью 1990-х годов алевиты в Турции, под влиянием деятельности своих собратьев в Европе, особенно в Германии, начали активно издавать алевитские книги и открывать алевитские культурные центры. [ 21 ]

Жертвы инцидентов в Сивасе 2 июля 1993 г.
Инциденты в Сивасе
[ редактировать ]

Межобщинное насилие достигло своего апогея в Сивасе 2 июля 1993 года, когда тридцать шесть человек ( Алевис , интеллектуалы и голландский антрополог), присутствовавшие на фестивале Пир Султан Абдал, были заживо сожжены в отеле местными жителями -суннитами . Службы государственной безопасности не вмешались, и уголовное преследование лидеров беспорядков не было энергично преследовано. [ 2 ]

Беспорядки в квартале Гази
[ редактировать ]

Беспорядки в квартале Гази в 1995 году — события, произошедшие в марте 1995 года в квартале Гази, рабочем квартале тогдашнего района Газиосманпаша , ныне Султангази района , в Стамбуле , Турция , где в основном алевиты проживают . Беспорядки начались после провокационного артиллерийского нападения на несколько кафе одновременно и распространились на другие места в Стамбуле, а также в Анкаре в последующие дни . В ходе четырехдневных беспорядков в трех разных местах в общей сложности были убиты 23 человека и более 400 получили ранения. [ 22 ]

Некоторые недавние реакции
[ редактировать ]

Совсем недавно муниципальные лидеры Стамбула из исламской политической партии «Рефах» попытались снести монастырь алевитов и закрыть кафе «Эзги», где встречаются молодые алевиты. В январе 1995 года комик пошутил по турецкому телевидению об «инцесте алевитов», что спровоцировало первый в истории уличный протест тысяч молодых алевитов. [ 2 ] Кроме того, недавний план расширения османской архитектуры на площади Таксим , переросший в антиправительственный протест по всей Турции, встретил жесткое сопротивление со стороны некоторых алевитов также в Турции и Западной Европе . [ 25 ]

Историческое возникновение шиитского имамитского алеви - тариката и других родственных ему немусульманских сект.
Алевиты среди шиитского ислама
  1. ^ История Хайруллы Аффанди, Хайрулла Эфенди Тарих, том 3, страница 80.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Дэвид Зейдан (декабрь 1995 г.). «Алеви Анатолии» . Ангельский огонь . Архивировано из оригинала 23 апреля 2012 года . Проверено 27 июня 2014 г.
  3. ^ Дабаши, Теология недовольства , стр.463
  4. ^
    • Мэтти, Руди. (2005). В погоне за удовольствиями: наркотики и стимуляторы в истории Ирана, 1500–1900 гг . Издательство Принстонского университета. п. 18; « Сефевиды как иранцы курдского происхождения и неплеменного происхождения (...)» .
    • Пикантно, Роджер. (2008). «ЭБН БАЗЗАЗ». Энциклопедия Ираника, Том. VIII, Фаск. 1 . п. 8. « Эта официальная версия содержит текстовые изменения, призванные скрыть курдское происхождение семьи Сефевидов и обосновать их претензии на происхождение от имамов».
    • Аморетти, Бьянкамария Скарсия; Мэтти, Руди. (2009). «Династия Цафавидов». В Эспозито, Джон Л. (ред.) Оксфордская энциклопедия исламского мира . Издательство Оксфордского университета. « Имея курдское происхождение, Сафавиды возникли как суннитский мистический орден (...)»
  5. ^ Доган, Религия и коллективная идентичность в современном анатолийском дискурсе алевитов
  6. ^ ван Брюнессен, Мартин (1997). «Аслины Инкяр Иден Харамзадедир! (Дебаты о курдской этнической идентичности курдских алевитов) ». В Кель-Бодроги, Кристина; Келлнер-Хейнкеле, Барбара; Оттер-Божан, Анке (ред.). Синкретические религиозные общины на Ближнем Востоке: сборник материалов Международного симпозиума «Алевизм в Турции и сопоставимые синкретические религиозные общины на Ближнем Востоке в прошлом и настоящем», Берлин, 14–17 апреля 1995 г. Бостон: Брилл. п. 7. ISBN  90-04-10861-0 . OCLC   150825720 .
  7. См. статью Али Ямана « Кызылбаш Алеви Дедес. Архивировано 22 октября 2013 г. в Wayback Machine ».
  8. ^ «КОНЦЕПЦИЯ Махди В ДВЕНАДЦАТЬ ШИИЗМЕ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 7 июля 2014 г.
  9. ^ «Памятник и фестиваль Пиру Султану Абдалу» . Memorializeturkey.com . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 27 июня 2014 г.
  10. ^ Рана Бир Чорбаджиоглу, Зейнеп Алемдар. «АЛЕВИС И ТУРЕЦКОЕ ГОСУДАРСТВО» (PDF) . turkishpolicy.com . Проверено 27 июня 2014 г.
  11. ^ Назми Севген, Зазас и Кызылбашлар: география-история-право-фольклор-теогония, Kalan Publications, август 1999 г., ISBN   975-8424-00-9 , с. 12.
  12. ^ Саммали, Жаклин (1995). Быть курдом - преступление?: Портрет отверженного народа - Жаклин Саммали - Google Книги . ISBN  9782738437723 . Проверено 24 декабря 2013 г.
  13. ^ Чигерли, Сабри (1999). Курды и их история - Сабри Чигерли - Google Книги . ISBN  9782738476623 . Проверено 24 декабря 2013 г.
  14. ^ «Могут ли курды положиться на турецкое государство?» . Weeklyzaman.com. 14 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 г. Проверено 24 декабря 2013 г.
  15. ^ «16. Турция/Курды (1922-настоящее время)» . Ука.edu . Проверено 24 декабря 2013 г.
  16. ^ «Подавление восстания Дерсима в Турции (1937–38), страница 4» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 мая 2013 г. Проверено 21 мая 2010 г.
  17. Джордж Дж. Андреопулос, Геноцид , стр. 11.
  18. ^ Jump up to: а б Современная история курдов, Дэвид МакДауэлл, страница 415, в Google Книгах , по состоянию на 1 мая 2011 г.
  19. ^ Первая церемония поминовения 57 человек, погибших в результате инцидентов в Чоруме - Netgazete.com
  20. ^ Садык Эрал: Резня алевитов в Анатолии от Чалдырана до Чорума ; Ant Publications, 2. Auflage, 1993; стр. 133–134
  21. ^ Мартин ван Брюнессен, « Столкновения между цивилизациями или внутри них? Встреча культур в Анатолии и Западной Европе », 2003, с. 3.
  22. ^ "Подозреваемый в "Эргенеконе" оказался провокатором из района Гази..." . Звездная газета (на турецком языке). 04 июля 2008 г. Проверено 18 февраля 2012 г.
  23. Кемаль Кылычдароглу родом из Заза, а не курд. ( Кемаль Кылычдароглу , не курд , а по происхождению Заза .) Идрис Гюрсой, куда алевиты возьмут Кылычдароглу? Архивировано 12 октября 2013 г. в Wayback Machine , Аксион , 13 сентября 2010 г.
  24. Фарук Гючлючи, «Гражданин Кылычдароглу: глава турецкой оппозиции своими словами» , Hürriyet Daily News , 11 июля 2010 г., дата обращения 11 января 2011 г.
  25. ^ «Таксим повсюду: десятки тысяч протестуют в Кельне против Эрдогана» (на немецком языке) Spiegel online Политика. 22 июня 2013 г.

Литература

[ редактировать ]
  • Джон Кингсли Бирдж, Орден дервишей Бекташи , Лондон и Хартфорд, 1937 г. (распродано)
  • Джон Браун, Дарвиши восточного спиритуализма, 1927, 1-е издание.
  • Айкан Эрдемир, «Традиция и современность: неоднозначные термины Алевиса и двойственные предметы Турции», Ближневосточные исследования , 2005, том 41, № 6, стр. 937–951.
  • Бурхан Коджадаг, История Алеви Бекташи, Can Publications, 1996.
  • Карин Ворхофф, Между верой, нацией и новым сообществом: алевитская идентичность в современной Турции , Берлин, 1995 г.
  • Ирен Меликова, Хаджи Бектач, миф и его аватары. Генезис и эволюция популярного суфизма в Турции. , Лейден, 1998 [Исламская история и цивилизация, исследования и тексты, том 20], ISBN   90-04-10954-4
  • ____, Уюр Идик предупрежден, Издательство «Цем», 1993.
  • Матти Муса, Шииты-экстремисты: секты гулатов , издательство Сиракузского университета, 1988.
  • Али Яман и Айкан Эрдемир, Алевизм-бекташизм: краткое введение , Лондон: Культурный центр алевитов Англии и Джем Эви, 2006, ISBN   975-98065-3-3
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a6e5b6919326d2c85095c73f953f7af0__1720590120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/f0/a6e5b6919326d2c85095c73f953f7af0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alevi history - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)