Мухаммад ибн аль-Ханафия
Мухаммад ибн аль-Ханафия | |
---|---|
Четвертый Кайсани Имам | |
Предшественник | Хусейн |
Преемник | Абу Хашим |
Персональный | |
Рожденный | в. 637–638 гг. Н. Э. (16 г. хиджры ) |
Умер | 700–701 гг. н.э. Медина, Хиджаз |
Религия | ислам |
Дети | |
Родители |
|
Часть серии о |
Но |
---|
![]() |
Мухаммад ибн аль-Ханафия ( араб . مُحَمَّد ابْن الْحَنَفِيَّة , латинизированный : Мухаммад ибн аль-Ханафия , ок. 637–700 , 15–81 гг. хиджры ) был сыном Али ибн Аби Талиба , четвертого халифа ислама 656–661 . суннитского ) и первый имам в шиитском исламе . Ибн аль-Ханафия был эффективным помощником своего отца Али во время его халифата. После убийства Али и смерти двух его сыновей Хасана и Хусейна многие признали Ибн аль-Ханафию главой Дома Али . Утверждая, что он представляет Ибн аль-Ханафию, Мухтар аль-Такафи поднялся в Ирак в 686 году, чтобы отомстить за Хусейна и его родственников, которые были убиты в 680 году нашей эры силами омейядского халифа Язида бин Муавии ( годы правления 680–683 ). Спокойный Ибн аль-Ханафия не принимал активного участия в этом восстании, но все же был спасен Мухтаром, когда его задержал конкурирующий халиф Убайд Аллах ибн Зияд . Поддержка Ибн аль-Ханафии продолжалась даже после поражения и смерти Мухтара в 686–687 годах в виде кайсанитов , ныне вымершего шиита. секта, которая возводит имамата к Ибн аль-Ханафии и его потомкам, особенно его сыну Абу Хашиму . После смерти Ибн аль-Ханафии в 700–701 годах некоторые кайсаниты заявили, что он был Махди , эсхатологическим исламским лидером, который вновь появится в конце времен и искоренит несправедливость и зло. Позже кайсаниты предоставили Аббасидам организационную структуру для свержения Омейядов в 750–751 годах.
Рождение
[ редактировать ]Часто известный под своим титулом Ибн аль-Ханафия, [ 1 ] Мухаммед родился у Хавлы бинт Джафар , женщины из племени Бану Ханифа , и Али ибн Аби Талиба , двоюродного брата исламского пророка Мухаммеда . Али также признан четвертым халифом Рашидунов ( годы правления 656–661 ) и первым шиитским имамом . [ 2 ] Ибн аль-Ханафия родился либо в 16 году хиджры (637-638 гг. н.э. ), [ 2 ] или около 633. [ 3 ] Он был единственным ребенком Хавлы, [ 1 ] освобожденный раб, [ 4 ] на котором Али женился спустя некоторое время после смерти своей первой жены Фатимы , дочери Мухаммеда. [ 5 ] Позором Ибн Ханафийи был Абу аль-Касим. [ 6 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Вскоре после убийства третьего рашидунского халифа Усмана ибн Аффана ( годы правления 644–656 ) Али был избран в халифат в Медине . [ 4 ] Во время своего халифата Ибн аль-Ханафия сопровождал Али в сражениях. [ 4 ] как его защитник и знаменосец. [ 7 ] [ 8 ] Когда Али был убит в Куфе в январе 661 г. [ 9 ] [ 10 ] его старший сын Хасан был избран там халифом, [ 11 ] [ 12 ] но позже отрекся от престола в пользу Муавии I ( годы правления 661–680 ) в августе 661 года. [ 13 ] [ 14 ] Хасан умер в 669 году в Медине, вероятно, отравленный по наущению Муавии. [ 14 ] [ 13 ] [ 15 ] который таким образом проложил путь к преемственности своего сына Язида I ( годы правления 680–683 ). [ 16 ] [ 17 ] историки часто изображают его мусульманские как нечестивого и аморального. [ 16 ] [ 18 ] [ 19 ] Таким образом, Хасана сменил его младший брат Хусейн на посту главы семьи Мухаммеда. [ 13 ] Когда Омейяд Марван и вдова пророка Аиша не позволили похоронить Хасана рядом с его дедом, Ибн Ханафия, как говорят, убедил Хусейна похоронить их брата на кладбище Баки . [ 20 ]
Битва при Кербеле
[ редактировать ]После смерти Муавии и прихода на престол Язида в 680 году последний поручил своему губернатору Медины силой добиться от Хусейна клятвы верности. Хусейн немедленно уехал в Мекку, чтобы не признать Язида халифом. [ 8 ] Там Хусейн получил несколько писем поддержки от куфанов, намерения которых подтвердил его посланник Муслим ибн Акиль . [ 8 ] Говорят, что среди многих других Ибн аль-Ханафия предупредил Хусейна не доверять куфанам, которые предали своего отца Али и своего брата Хасана, предлагая вместо этого остаться в Мекке или скрыться в Йемене. [ 8 ] [ 21 ] Хусейн проигнорировал подобные предупреждения. [ 8 ] заявив, что он ожидал, что его убьют во время борьбы с тиранией Язида. [ 22 ] [ 23 ] На пути в Куфу в 680 году небольшой караван Хусейна был перехвачен армией Омейядов. [ 8 ] Он был убит в последовавшей битве при Кербеле вместе с большинством своих родственников-мужчин и его небольшой свитой, будучи окруженным в течение нескольких дней и лишенным питьевой воды из близлежащей реки Евфрат . После битвы женщины и дети в лагере Хусейна были взяты в плен и отправлены в столицу Омейядов Дамаск в Сирии . [ 16 ] [ 18 ] [ 19 ] Обещанная поддержка Куфана не материализовалась, поскольку Убайд Аллах ибн Зияд , новый губернатор Куфы, убил посланника Хусейна и запугал вождей племен Куфана. [ 8 ] В отличие от Хусейна, молчаливый Ибн аль-Ханафия, как говорят, поклялся в верности Язиду. [ 24 ]
Восстание Мухтара
[ редактировать ]После смерти Хусейна его единственный оставшийся в живых сын Али ибн Хусейн Зейн аль-Абидин ушел в аполитическую жизнь в Медине. [ 25 ] [ 26 ] Таким образом, Ибн аль-Ханафия многими считался главой Дома Али . [ 25 ] [ 2 ] Действительно, Мухтар аль-Сакафи вскоре заявил, что представляет Ибн Ханафию в Куфе, призывая отомстить за резню в Кербеле. [ 27 ] [ 28 ] Его усилия были подкреплены поражением альтернативного восстания Таввабун в 684 году. Мухтар в конечном итоге захватил контроль над Куфой в 686 году у Абдаллаха ибн Зубайра , который основал в 680 году альтернативный халифат в Мекке, который конкурировал с Омейядами. [ 27 ] Сомнительно, что Мухтар действительно представлял молчаливого Ибн Ханафию. [ 24 ] [ 29 ] Тем не менее уклончивый ответ Ибн Ханафии был истолкован делегацией Куфана как неявное одобрение Мухтара. [ 30 ] [ 31 ] что, в свою очередь, усилило поддержку последнего со стороны куфанов. [ 2 ]
Махди
[ редактировать ]После смерти Хусейна Мухтар, вероятно, считал Ибн Ханафию законным имамом. [ 32 ] называя его выжившим васи Али ( букв. « наследник » ) после Хасана и Хусейна. [ 33 ] Мухтар также называл Ибн Ханафию Махди ( букв . « праведный » ), то есть лидером, который избавит мусульман от угнетения и установит справедливость. [ 26 ] Однако на тот момент этот титул Ибн Ханафийи, вероятно, не имел никакого мессианского значения. [ 34 ] [ 35 ] Во всяком случае, говорят, что Ибн Ханафия избегал этого титула. [ 2 ] поскольку он остался в своем родном городе Медине и отказался от активного руководства революцией. [ 28 ] был представлен Говорят, что, возможно, свидетельством его двусмысленного отношения к восстанию является то, что Ибн Ханафия в некоторых более поздних паломничествах в хадж своим личным флагом как глава Дома Али. [ 36 ] [ 25 ]
Мстящий Хусейн
[ редактировать ]Верный своему обещанию, [ 37 ] Мухтар убил несколько человек, считавшихся ответственными за резню в Кербеле, в том числе губернатора Куфы Ибн Зияда и командира Омейядов Умара ибн Саада ( ум. 686 ), чья голова, по некоторым сведениям, затем была отправлена Ибн аль-Ханафии. [ 36 ] [ 38 ] Также был убит Шамир ибн Зи аль-Джавшан . [ 39 ] его часто считают ответственным за обезглавливание Хусейна в Кербеле. [ 40 ] [ 41 ] В другом месте Мурра ибн Мункид аль-Абди пережил попытку мести, но был тяжело ранен. [ 42 ] Говорят, что он убил сына Хусейна Али аль-Акбара . [ 43 ] [ 42 ] Однако Асма ибн Хариджа аль-Фазари и Мухаммад ибн аль-Ашас аль-Кинди сбежали из Мухтара невредимыми. Первого разыскивали за участие в убийстве Муслима ибн Акиля, а второго обвиняли в оскорблении Хусейна в Кербеле. [ 44 ]
Противостояние с Ибн аз-Зубайром
[ редактировать ]Заявив, что он ждет общественного согласия, Ибн Ханафия отказался присягнуть на верность Ибн аз-Зубайру, самопровозглашенному халифу Мекки. [ 45 ] Поэтому некоторые предполагают, что Ибн аль-Ханафия мог иметь собственные амбиции на этот высокий пост. [ 36 ] Возможно, именно этот отказ принести присягу на верность и захват Куфы Мухтаром спровоцировали мекканского халифа заключить Ибн Ханафию в тюрьму. [ 45 ] Теперь он обратился к Мухтару с просьбой о помощи и был спасен своими военными отрядами. [ 2 ] [ 46 ] Сообщается, что спасательная операция прошла бескровно, поскольку Ибн Ханафия запретил людям Мухтара сражаться в святилище Мекки. [ 46 ] Этот призыв о помощи позволяет предположить, что пассивное отношение Ибн Ханафийи к Мухтару преувеличено. [ 36 ] Затем Ибн Ханафия поселился в Мине , недалеко от Мекки, а позже в Таифе . [ 2 ]
Смерть Мухтара
[ редактировать ]Мухтар потерпел поражение и был убит в 686–687 гг. [ 26 ] тем не менее, Ибн Ханафия впоследствии не был скомпрометирован, что, возможно, указывает на его слабые связи с Мухтаром. [ 2 ] Ибн Ханафия продолжал отказываться от поддержки двух соперничающих халифатов до падения Зубайра в 692 году, после чего он присягнул на верность халифу Омейядов Абд аль-Малику ( годы правления 685–705 ). [ 36 ] По некоторым данным, он посетил халифа в Дамаске в 692 году. [ 47 ] и который щедро вознаградил его. [ 36 ] [ 24 ]
Кайсаниты
[ редактировать ]Ныне вымершие кайсаниты были шиитской сектой, имамат которой восходил к Ибн Ханафийе и его потомкам. [ 48 ] [ 49 ] Секта возникла в результате восстания Мухтара. [ 50 ] смерть которого не положила конец пропаганде в пользу Ибн Ханафии. [ 26 ] [ 51 ] Кайсаниты осудили халифов, предшествовавших Али ибн Аби Талибу, как узурпаторов его права стать преемником исламского пророка Мухаммеда. [ 52 ] [ 53 ] Большинство из них считали Хасана, затем Хусейна и, наконец, Ибн Ханафию назначенными Богом имамами после Али ибн Аби Талиба. [ 50 ] [ 53 ] Когда Ибн Ханафия умер в 700-701 гг. [ 2 ] или в 703 или 705, [ 54 ] большинство кайсанитов последовали за его сыном Абу Хашимом , [ 55 ] но некоторые думали, что Ибн Ханафия вошел в затмение , то есть был провиденциально сокрыт от человечества до своего нового появления по божественной воле. [ 55 ] Возможно, именно тогда концепция Махди стала мейнстримом как эсхатологического исламского лидера, который искоренит несправедливость и зло в конце времен. [ 56 ] [ 57 ] [ 51 ] Смерть Ибн Ханафийи, последнего (известного) сына Али, также еще больше разделила шиитскую общину. [ 58 ]
Трудно оценить численную численность кайсанитов. [ 59 ] В конце периода Омейядов они, вероятно, превосходили по численности имамитов-шиитов, которые следовали линии имамов Хусейнидов. [ 60 ] [ 61 ] Действительно, Ибн Ханафия, а затем и его преемник Абу Хашим отвлекли значительную поддержку от Али Зейна аль-Абидина и его преемника Мухаммада аль-Бакира , поскольку ни один из них не предъявлял никаких публичных претензий к имамату. [ 62 ] Движение Мухтара в конечном итоге проложило путь к свержению Омейядов. [ 63 ] поскольку кайсаниты обеспечили организационную структуру для успешного восстания Аббасидов , [ 64 ] [ 65 ] который утверждал, что происходит от дяди Мухаммеда по отцовской линии, Аббаса . Они предположили, что имаматом Абу Хашима стал глава семьи Аббасидов Мухаммад ибн Али . [ 65 ] [ 66 ] По-видимому, это было основным требованием Аббасидов на легитимность, пока около 780 года они не объявили, что наследником исламского пророка Мухаммеда был его дядя Аббас, а не его двоюродный брат и зять Али ибн Аби Талиб. [ 67 ] [ 65 ] Таким образом, Аббасиды постепенно обратились против основного течения шиитов. [ 68 ] [ 69 ] унеся с собой большое количество кайсанитов в суннизм . [ 70 ]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Льюис 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Буль 2012 .
- ^ Гифис 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б с Глив 2008 .
- ^ Кутбуддин 2006 .
- ^ Кроун 2005 , с. 77.
- ^ Калмард 1982 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Маделунг 2004 .
- ^ Шах-Каземи 2006 , с. 37.
- ^ Момент 1985 , с. 25.
- ^ Веллхаузен 1901 , с. 18.
- ^ Векча Валььери 2012a .
- ^ Перейти обратно: а б с Кутбуддин 2005 , с. 9937.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 2003 .
- ^ Маделунг 1997 , с. 331.
- ^ Перейти обратно: а б с Момент 1985 , с. 28.
- ^ Джафри 1979 , с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б Пино 2000 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б Агайе 2007 , с. 117.
- ^ Маделунг 1997 , с. 332.
- ^ Аюб 1978 , с. 98.
- ^ Мансон 1988 , стр. 22–23.
- ^ Табатабай 1975 , с. 175, 188.
- ^ Перейти обратно: а б с Дакаке 2007 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б с Balyuzi 2002 , p. 200.
- ^ Перейти обратно: а б с д Момент 1985 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2015 , с. 173.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 51.
- ^ Хайдер 2019 , с. 267.
- ^ Дакаке 2007 , с. 97.
- ^ Момент 1985 , с. 47.
- ^ Дакаке 2007 , стр. 97–98.
- ^ Маделунг 2012 .
- ^ Кюнг 2007 , с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ряд 2000 , с. 33.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 53.
- ^ Хайдер 2019 , с. 43.
- ^ Хайдер 2019 , с. 32.
- ^ Агайе 2004 , стр. 8–9.
- ^ Момент 1985 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Бахрамян 2015 .
- ^ Калмард 1985 .
- ^ Хайдер 2019 , стр. 44–45.
- ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2019 , с. 270.
- ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2019 , стр. 270–271.
- ^ Кюнг 2007 , стр. 199–200.
- ^ Амир-Моэци и Джамбет 2018 , с. 38н9.
- ^ Строка 2000 , стр. 34–35.
- ^ Перейти обратно: а б Ряд 2000 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Хоутинг 2000 , с. 52.
- ^ Строка 2000 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2013 , с. 39.
- ^ Шэрон 1983 , с. 116.
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2015 , с. 175.
- ^ Сачедина 1981 , с. 9.
- ^ Кроун и Хиндс 2003 , с. 103.
- ^ Шэрон 1983 , стр. 116–117.
- ^ Хайдер 2014 , с. 38.
- ^ Дакаке 2007 , с. 5.
- ^ Дафтари 2013 , с. 37.
- ^ Момент 1985 , с. 37.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 52–53.
- ^ Хайдер 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хоутинг 2000 , с. 110.
- ^ Кроун 2005 , с. 91.
- ^ Кроун 2005 , стр. 91–92.
- ^ Листы 2008 .
- ^ Момент 1985 , с. 71.
- ^ Момент 1985 , с. 69.
Источники
[ редактировать ]- Агайе, Канзас (2004). Мученики Кербелы: шиитские символы и ритуалы в современном Иране . Вашингтонский университет Press. ISBN 0295984481 .
- Агайе, Канзас (2007). «Страсти Ашуры в шиитском исламе» . В Корнелле, VJ (ред.). Голоса Ислама . Том. 2. Прегер. стр. 111–124. ISBN 978-0275987343 .
- Амир-Моэцци, Массачусетс ; Джамбет, К. (2018). Что такое шиитский ислам: Введение . Рутледж. ISBN 9781138093737 .
- Аюб, ММ (1978). Искупительное страдание в исламе: исследование религиозных аспектов Ашуры в двунадесятническом шиизме . Де Грютер. ISBN 9789027979438 .
- Бахрамян, А. (2015). « Али б. аль-Хусейн, Абу аль-Хасан» . В Дафтари, Ф. (ред.). Исламская энциклопедия . Перевод Негабана, Ф. doi : 10.1163/1875-9831_isla_SIM_0253 .
- Балюзи, ХМ (2002). Мухаммед и курс ислама . Джордж Рональд. ISBN 9780853984788 .
- Буль, о. (2012). «Мухаммад ибн аль-Ханафия » В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5351 . ISBN 9789004161214 .
- Калмар, Дж. (1982). « Аббас ибн Али ибн Абу Талеб» . Иранская энциклопедия . Том. Я/1. пп. 77–79. ISSN 2330-4804 .
- Калмар, Дж. (1985). « Али Акбар» . Энциклопедия Ираника . Том. Я/8. стр. 855–856.
- Кроун, П .; Хиндс, М. (2003). Божий халиф: религиозная власть в первых веках ислама . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521541115 .
- Кроун, П. (2005). Средневековая исламская политическая мысль . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0748621946 .
- Дафтари, Ф. (2008). «Алиды» . Во флоте, Кейт; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). Энциклопедия ислама (Три изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26329 . ISBN 9789004171374 .
- Дафтари, Ф. (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9781780768410 .
- Дафтари, Ф. (2015). «Шиитские общины в истории». В Дафтари, Ф.; Саджу, AB; Джива, С. (ред.). Шиитский мир: пути в традициях и современности . ИБ Таурис. стр. 169–209. ISBN 9781784534776 .
- Дакаке, ММ (2007). Харизматическое сообщество: шиитская идентичность в раннем исламе . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791470336 .
- Гифис, А. (2018). «Мухаммад б. аль-Ханафия» . Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191744457 .
- Глив, РМ (2008). « Али б. Аби Талиб» . Во Флите, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Роусон, Э. (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26324 . ISBN 9789004171374 .
- Хайдер, Н. (2014). Шиитский ислам: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107031432 .
- Хайдер, Н. (2019). Бунтарь и имам в раннем исламе: исследования в мусульманской историографии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108708142 .
- Хэзлтон, Л. (2009). После Пророка: эпическая история шиитско-суннитского раскола в исламе . Даблдэй. ISBN 9780385532099 .
- Хоутинг, GR (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н.э. (второе изд.). Рутледж. ISBN 0415240735 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лонгман. ISBN 0582780802 .
- Кюнг, Х. (2007). Ислам: прошлое, настоящее и будущее . Перевод Боудена, Дж. Oneworld. ISBN 9781851683772 .
- Лалани, AR (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 1850435928 .
- Льюис, Б. (2012). « Алиды» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0543 . ISBN 9789004161214 .
- Маделунг, В. (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521561817 .
- Маделунг, В. (2003). «Хасан б. Али б. Аби Талеб» . Энциклопедия Ираника . Том. XII/1. стр. 26–28. ISSN 2330-4804 .
- Маделунг, В. (2004). «Хосайн б. Али и. Жизнь и значение в шиизме» . Энциклопедия Ираника . Том. ХII/5. стр. 493–498. ISSN 2330-4804 .
- Маделунг, В. (2012). «аль-Махди» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0618 . ISBN 9789004161214 .
- Момен, М. (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Мансон, Х. (1988). Ислам и революция на Ближнем Востоке . Издательство Йельского университета. ISBN 0300041276 .
- Пино, Д. (2000). «Зайнаб бин Али и место женщин из домохозяйств первых имамов в шиитской религиозной литературе». В Хэмбли, Г. (ред.). Женщины в средневековом исламском мире: власть, покровительство и благочестие . Макмиллан. ISBN 9780333800355 .
- Кутбуддин, Т. (2005). «Зейнаб бинт Али» . В Джонсе, Л. (ред.). Энциклопедия религии . Том. 14 (Второе изд.). Справочник Macmillan США. стр. 9937–9939. ISBN 002865983X .
- Кутбуддин, Т. (2006). «Фатима (аз-Захра) бинт Мухаммад (ок. 12 до хиджры – 11 / ок. 610–632)» . В Мери, JW (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Том. 1. Рутледж. стр. 248–250. ISBN 9780415966917 .
- Сачедина, А.А. (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780873954587 .
- Шах-Каземи, Р. (2006). « Али ибн Аби Талиб» . В Мери, JW (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Том. 1. Рутледж. стр. 36–37. ISBN 9780415966917 .
- Шэрон, М. (1983). Черные знамена с Востока: создание государства Аббасидов: зарождение восстания . Магнес Пресс. ISBN 9652235016 .
- Табатабай, СМХ (1975). Шиитский ислам . Перевод Насра, SH State University of New York Press. ISBN 0873953908 .
- Векча Валььери, Л. (2012a). «(ал-)Хасан б. Али б. Аби Талиб» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0272 . ISBN 9789004161214 .
- Веллхаузен, Дж. (1901). Религиозно-политические оппозиционные партии в древнем исламе (на немецком языке). Книжный магазин Вайдманн. ОСЛК 453206240 .
