Марифа
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
В суфизме марифа ») — («эмпирическое знание» или « гнозис это мистическое понимание Бога или Божественной Реальности. Это описывается как немедленное признание и понимание истинной природы вещей такими, какие они есть. Марифа включает в себя глубокое понимание высшей Истины, которая по сути является Богом, и простирается до понимания всех вещей в их связи с Богом. Суфийские мистики достигают марифа, отправляясь в духовное путешествие , обычно состоящее из различных стадий, называемых «станциями» и «состояниями». В состоянии ма'рифа мистик преодолевает искушения своего « я» и погружается в Бога, испытывая чувство отчуждения от собственного «я».
Термин « ариф» , «гностик», использовался для обозначения продвинутых мистиков, достигших духовного уровня марифа .
Концепция
[ редактировать ]Марифа — центральный принцип суфизма, воплощающий в себе понятия «гнозиса» или «эмпирического знания». [1] Это считается высшей вершиной духовного пути. [1] В суфизме высшим стремлением человеческого существования является осознание Истины, которая является синонимом Реальности и представляет собой источник всего существования. Достигнув этой Истины, люди освобождаются от пут невежества. [2] RWJ Остин описывает ма'рифу как «немедленное признание и понимание не чего-то нового или странного, а скорее состояния и статуса вещей, какими они на самом деле являются, всегда были и будут всегда». [3] По сути, ма'рифа предполагает признание того, что собственное «я» неразрывно связано с божественной Реальностью и является ее важным аспектом. [3]
Несмотря на то, что суфизм глубоко связан с любовью, а также на определенном уровне с действием, на высшем уровне он представляет собой путь знания (марифат по-арабски и (ирфан по-персидски)), знание, которое просветляет и объединяет, знание, высшая цель которого есть Истина как таковая, то есть Бог, и, следовательно, знание вещей относительно Бога. Существует такая вещь, как Истина, и ее можно познать. Это первая из всех достоверностей, из которой вытекают все остальные. достоверность человеческой жизни. Познание Истины подобно свету солнца, а любовь — теплу, которое всегда сопровождает этот свет. [2]
— Сейед Хоссейн Наср , Сад истины , 2007 г.
В суфийских учениях марифа «представляет собой осознание божественного единства таким образом, что осознание себя теряется в осознании Бога». [4] Термин «ариф», означающий «гностик», использовался для описания опытных мистиков, достигших высшей духовной стадии марифа. [5] По мнению аль-Кушайри , мистик достигает состояния марифа, когда внутренние искушения его души утихают, и его сердце больше не тянется к мыслям, отклоняющимся от Бога. В этом состоянии мистик уверен в своем возвращении к Богу при каждом взгляде на Него и благословлен прозрением сокровенных сторон своей судьбы, вдохновленным Самим Богом. В этом состоянии суфий полностью поглощен Богом и испытывает чувство отчуждения от самого себя. [4] В суфийском понимании марифа превосходит «обычное знание» ( илм ), поскольку включает в себя всестороннее понимание реальности. Суфийская пословица показывает, что марифа подобна зеркалу, через которое гностик видит своего Учителя. [4]
По мнению Резы Шаха-Каземи , марифа представляет собой высший уровень знаний, доступный человеку. Однако сама ее сущность выходит за пределы индивидуального понимания, что приводит к ее характеристике как «невежества». С одной стороны, марифа считается источником просвещения и ясности, проливающим свет на глубокие истины. Однако, с другой стороны, его блеск может быть ошеломляющим, ослепляющим и, в конечном итоге, гасящим для того, кто утверждает, что обладает этим знанием, известного как «знающий» или аль-ариф. Это знание не только требует состояния «незнания», но также требует полного уничтожения чувства собственного « Я» . Высшая степень ма'рифа определяется неразделимым сочетанием совершенного знания и чистого бытия . [6]
По мнению Джунайда Багдади , марифа или гнозис «является колебанием сердца между провозглашением Бога слишком великим, чтобы его можно было постичь, и провозглашением Его слишком могущественным, чтобы его можно было постичь. Оно состоит в знании того, что все, что можно представить в своем сердце, Бог является противоположностью этого». [5]
'Ильм и Ма'рифа
[ редактировать ]В суфийских учениях ма'рифа часто противопоставляется илм , что означает знание, полученное посредством обучения, и « акл », который представляет собой рациональный интеллект. Хотя традиционные богословы могут считать илм и марифа синонимами, суфии помещают марифа на трансцендентный уровень. Суфийские писатели объясняют марифу как глубокое эмпирическое понимание Божественного, не нечто достижимое исключительно благодаря человеческим усилиям, а скорее дар Божий, запечатлевающийся в сердце искателя. Марифа означает преобразующее и глубокое понимание Божественной реальности, превосходящее простое интеллектуальное понимание. [1] Овамир Анджум , однако, оспаривает общепринятое различие между ма'рифа и 'илм, как оно изображено в суфийских писаниях. [7] Он утверждает, что марифа изначально была синонимом илма, олицетворяющего процесс приобретения знаний, без конкретной ссылки на знание Бога в Коране . Согласно Анджуму, различие между 'илм как экзотерическим знанием и ма'рифа как эзотерическим знанием или гнозисом не имеет прочной этимологической основы в более раннем использовании. Он подчеркивает, что Коран не поддерживает эту дифференциацию, поскольку считает, что глубокое знание Бога, внушающее почтение, должно быть заключено только в «илме». Например, в стихе говорится: «Воистину, только обладатели илма боятся Бога» (К. 35:28). [7]
Макам
[ редактировать ]По мнению Аннемари Шиммель , заключительные этапы мистического пути представлены любовью (махабба) и гнозисом (марифа). Существовали разные точки зрения на соотношение этих двух понятий. Иногда они рассматривались как взаимодополняющие, в то время как в других случаях любовь считалась высшей, а иногда гнозис считался более высоким. Газали выражает мнение, что любовь без гнозиса недостижима, поскольку можно любить только то, что действительно знаешь. [5]
В одном из самых ранних описаний макамата аль -арбаина («сорока стоянок») в суфизме суфийский мастер Абу Саид ибн Абил-Хайр называет марифу 25-й станцией:
«Двадцать пятая станция – это гнозис (ма'рифат). Через всех существ двух миров и через всех людей они воспринимают Аллаха, и нет никаких обвинений в их восприятии». [8]
Четыре двери
[ редактировать ]Марифа часто считается одной из « Четырех дверей » суфизма:
- Шариат ( араб . Шариат ): законный путь.
- Тарикат ( араб . метод ): методико-эзотерический путь.
- Хакика ( араб . факт ): мистическая истина/истина.
- Марифа ( араб . معرفة ): мистическое знание и осознание, мистицизм. [9]
Метафора , объясняющая значение слова «марифа», включает в себя сбор жемчуга . Шариат – это лодка; Тарикат представлен греблей и нырянием собирателей жемчуга; хакика – жемчужина; а ма'рифа – это дар вечно видеть истинную жемчужину. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Нгуен 2016 , с. 330.
- ^ Jump up to: а б Наср 2007 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Берман 2012 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б с Браун 2009 , с. 202.
- ^ Jump up to: а б с Шиммель 1975 , с. 130.
- ^ Шах-Каземи 2002 , стр. 155.
- ^ Jump up to: а б Анджум и аль-Джавзия 2020 , с. 26-2
- ^ Наср 1973 , с. 78, 80.
- ^ Севим 2016 , с. 154.
- ^ Гирц 1976 , с. 183.
Источники
[ редактировать ]- Нгуен, Мартин (2016). «Суфийская теологическая мысль» . В Шмидтке, С. (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Серия Оксфордских справочников по религии и теологии. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-969670-3 .
- Наср, С.Х. (2007). Сад истины: видение и обещания суфизма, мистической традиции ислама . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-079722-5 .
- Браун, Д.В. (2009). Новое введение в ислам . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4051-5807-7 .
- Берман, младший (2012). Американские арабески: арабы и ислам в воображаемом девятнадцатом веке . Америка и долгий XIX век. Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-0-8147-2321-0 .
- Анджум, Овамир; аль-Джавзия, IQ (2020). «Введение переводчика» . Ряды божественных искателей: параллельный англо-арабский текст. Том 1 . Серия исламских переводов. Брилл. ISBN 978-90-04-41341-2 .
- Шах-Каземи, Р. (1 мая 2002 г.). «Понятие и значение Марифы в суфизме». Журнал исламских исследований . 13 (2). Издательство Оксфордского университета (OUP): 155–181. дои : 10.1093/jis/13.2.155 . ISSN 0955-2340 .
- Севим, Эрдем (01 октября 2016 г.). «Путь к Вселенскому Я в Хаджи Бакташ Вали: Четыре двери — сорок станций» . Духовная психология и консультирование . 1 (2). Ассоциация духовной психологии и консультирования. дои : 10.12738/spc.2016.2.0014 . ISSN 2458-9675 .
- Гирц, Клиффорд (1976). Религия Явы . Издательство Чикагского университета . ISBN 9780226285108 . Проверено 20 декабря 2016 г.
- Шиммель, Аннемари (1975). Мистические аспекты ислама . Издательство Университета Северной Каролины. п. 130. ИСБН 978-967-5062-04-9 .
- Наср, Сейед Хосейн (1973). Суфийские очерки . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-233-2 .