Хаджи Бекташ Вели
Бектас | |
---|---|
Бекташ | |
Персональный | |
Рожденный | в. 1209 |
Умер | в. 1271 |
Место отдыха | Комплекс Хаджи Бекташ Вели , провинция Невшехир , Турция 38 ° 56' с.ш. 34 ° 33' в.д. / 38,933 ° с.ш. 34,550 ° в.д. |
Религия | ислам |
Родитель |
|
Эра | Средневековый |
Известный | Суфийский мистицизм |
Мусульманский лидер | |
Период пребывания в должности | 13 век |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Часть серии об Ордене Бекташи. Орден Бекташи |
---|
Хаджи Бекташ Вели ( персидский : Хаджи Бекташ Вели , латинизированный : Хаджи Бакташ Вали ; Османский турецкий : Хаджи Бекташ Вели , латинизированный : Хаджи Бекташ-I Вели ; албанский : Хаджи Бекташ Велиу ; ок. 1209–1271 ) был исламским ученым , мистиком , святой , сайид и философ из Хорасана , который жил и преподавал в Анатолии . [ 1 ] Его настоящее имя было Сайид Мухаммад ибн Сайид Ибрагим Ата. Его также называют «Султаном Червей». [ 2 ] и «Дервиш из дервишей». [ 3 ]
Он почитается среди алевитов за исламское понимание, которое является эзотерическим , рациональным и гуманистическим . Мусульмане -алеви и бекташи верят, что путь Бекташа - это путь Хакка-Мухаммеда-Али, поскольку они были источником учения Бекташа. Он был одним из многих деятелей, процветавших в Султанате Рум и оказавших важное влияние на культуру анатолийских кочевников Малой Азии. [ 4 ]
Его личность
[ редактировать ]Обычно считается, что Бекташ имеет иранское или тюркское происхождение. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Бекташ принадлежал к группе хорасанских переселенцев в Анатолии, покинувших свою родину во время монгольских завоеваний . [ 5 ] Согласно «Вилайет-наме» , Бекташ был сыном Сайеда Мухаммада ибн Мусы, правнуком Мусы аль-Казима ; это невозможно, учитывая тот факт, что Бекташ жил в VII/XIII веках. Генеалогии, встречающиеся в более поздних источниках и призванные заполнить очевидный пробел во времени, сомнительны и вполне могли быть вызваны желанием — аналогичным желанию составителей генеалогии Сефевидов — дать Бекташ как эпоним номинально шиитского ордена. , происхождение имами . [ 9 ]
Согласно «Истории Ашикпашазаде» ( Ашикпашазаде Тарихи ), написанной одним из внуков «Ашик-паши», который был сыном «Мухлис-паши» (Мухлис-паши) , который был сыном известного Баба Элияса аль-Хорасани, « Сайид Мухаммад ибн Сайид Ибрахим Ата приехал в Сивас , Анатолия, из Хорасана со своим братом Ментешем (Манташем), чтобы присоединиться к тарикату Бабы Элияса аль-Хорасани . С другой стороны, знаменитый справочник ордена Бекташи « Валаят-Нама-и Хаджи Бакташи Вали» утверждает, что «Бекташ» был муршидом Бабы (Баба Элияс аль-Хорасани) . [ 10 ]
Имя, приписываемое ему последователями, можно перевести как « паломник Святой Бекташ». Титул Хаджи подразумевает, что он совершил паломничество в Мекку и Медину для совершения хаджа . Он является эпонимом суфийского Бекташи ордена и считается одним из главных учителей алевизма . Согласно « Энциклопедии ислама» , «центром и источником его учения» был Али ибн Аби Талиб , которого алевиты считают праведным преемником Мухаммеда, одновременно «признавая двенадцать шиитских имамов » и «поддерживая Джафара ас-Садика высокопоставленным ». почитать". [ 11 ] Несмотря на свою шиитскую веру и неортодоксальное учение, он считается известной фигурой в истории и культуре как Османской империи , так и современного национального государства Турции . С другой стороны, Ибн Халликан сообщает, что шиитские тенденции принадлежали не ему, а скорее его мюридам , которые укрылись в его текке в Сулуджа Кара Оюк в Кыршехире после восстания Бабаев . [ 12 ]
Происхождение
[ редактировать ]Бекташ родился в Нишапуре . В некоторых легендах бекташей сообщается, что Бекташ был последователем и представителем Ходжи Ахмада Ясави — суфийского мистика из Средней Азии , имевшего большое влияние на тюркских кочевников степей. [ 13 ] [ 14 ] Это утверждение отвергается современными учёными. [ который? ] поскольку Ахмад Ясави жил почти на сто лет раньше Хаджи Бекташа. [ 15 ] О нем мало что известно, его происхождение окутано тайной, а большая часть его биографии основана на легендах. [ 16 ]
Силсила подключается к Ходже Ахмаду Ясави
[ редактировать ]Сисила Хаджи Бакташа Вали достигает Ордена Ясави через другой, но похожий тарикат известен как Орден Вафая Абу'л Вафа аль-Хорезми, который был мюридом Ахмада Ясави и муршидом Деде Шархена , который хорошо . , который, в свою очередь, был муршидом Бабы Элияса аль-Хорасани († 1240 г.), влиятельный мистик из Восточной Персии. Современные исследования связывают его с другим важным религиозным движением того времени: с Каландарийей и с Бабой Элиясом аль-Хорасани, который был муршидом Айбака Бабы, который, в свою очередь, был муршидом одного из ведущих участников восстания Бабаев , Бабы. Ишак тоже. В конце концов, Баба Элияс Хорасани был признан ответственным за восстание Бабаев, организованное Бабой Ишаком, и впоследствии казнен Мубариз'уд-Дином-и Армаган-Шахом. [ 17 ] верховный главнокомандующий армиями Султаната Рум .
Оригинальные учения Бекташи во многом напоминают учения хорасанской Каландарии и Баба Элияса. [ 18 ] [ 19 ] Хаджи Бакташ Вели был мюридом Лохмана Бабы (Лохманн Сарахси ), который также был одним из четырех самых известных мюридов Бабы Элияса аль-Хорасани. Лохман Баба, с другой стороны, также был мюридом известного Каландари Кутб ад-Дина Хайдара , который был мюридом Ахмада Ясави. По этим причинам его силсила связана с Ахмадом Ясави двумя разными каналами: один через Вафаи, а другой через Кутб ад-Дина Хайдара. Он пользовался большим уважением в Султанате Рум из-за его дружелюбного отношения во время восстания Бабаев, и его ханке в Сулуке Кара-Оюке было разрешено оставаться открытым во время и после него, тем самым спасая большую часть жизней выживших алевитов.
Из названия Вилайета
[ редактировать ]Из Vilayetname (или: Святые подвиги Хаджи Бекташа Вели ): [ 20 ]
После того как Локман Перенде вернулся из хаджа, эренлеры (святые) Хорасана пришли выразить ему свое почтение. Когда они увидели источник, вытекающий из середины мектеба, они сказали: «Мы бывали здесь много раз и никогда не видели такого источника». Локман Перенде ответил: «Это по благословению Хункара Хаджи Бекташа». Эренлер спросил: «Кто этот Хункар Хаджи Бекташ?» Локман Перенде сказал: «Хаджи Бекташ Хункар — вот этот возлюбленный», и затем указал на молодого Бекташа. Эренлер сказал: «Этот еще ребенок. Как же он мог стать хаджи?» Затем Локман Перенде описал собравшимся все чудеса Хаджи Бекташа одно за другим, а затем сказал: «Пока я совершал свою молитву в Каабе, Бекташ всегда молился рядом со мной. Когда мы завершали нашу молитву, он исчезал. ." Эренлер спросил: «Где этот мальчик мог найти такую необыкновенную способность?» Тогда Хункар Хаджи Бекташ открыл свои благословенные уста и сказал: «Я — тайна возвышенного Имама Али, распорядителя реки Каутар и Льва Аллаха, Императора Святости и Повелителя правоверных. Мой происхождение и родословная от него. Эти многочисленные чудеса — мое наследие, дарованное Аллахом. Ни для кого не должно удивлять, что подобные чудеса происходят от меня, ибо это Сила Божия».
Эренлер . из Хорасана сказал: «Если на самом деле ты — тайна шаха, то у него есть знаки. Покажи нам эти знаки, и мы поверим» Знаком Хазрети Али было вот что; посередине благословенной руки у него была красивая родинка изумрудного тона. Итак, Хазрети Хункар Хаджи Бекташ Вели открыл свою освященную руку и показал свою ладонь. Все увидели, что посередине его ладони была красивая изумрудная родинка. Эренлер сказал: «У Повелителя правоверных также была красивая изумрудная родинка на благословенном лбу». Хункар-хаджи Бекташ Вели снял тюбетейку со своей благословенной головы и все увидели между его бровями божественно освещенную родинку изумрудного оттенка. Все эренлеры просили прощения, говоря: «О Дервиш из дервишей, мы жестоко ошиблись». Они сдались ему, заявив: «Это действительно чудеса».
Распространение ордена Бекташи.
[ редактировать ]
Часть серии о низаритах - исмаилитах Батинии , Хуруфии , кайсанитах и двунадесятническом шиизме. |
---|
Исламский портал |
Бекташизм распространился из Анатолии через османов, прежде всего на Балканы , где его лидеры (известные как деды или бабы ) помогли обратить многих в ислам . Суфийский орден Бекташи стал официальным орденом элитного янычарского корпуса после его учреждения. Орден Бекташи оставался очень популярным среди албанцев, а теккес можно встретить по всей Албании , Косово и Республике Македония Бекташи и по сей день . В период Османской империи бекташи теккес были созданы в Египте и Ираке , но орден не прижился в этих странах. В Мичигане также есть текке Бекташи, основанный Бабой Реджебом , который был бекташи-бабой и писателем исламского мистицизма и бекташизма.
Девятнадцатый век и позже
[ редактировать ]упразднил янычарский корпус, Когда в 1826 году султан Махмуд II та же участь постигла бекташей. Бабы Стамбуле текке были и их дервиши сосланы в стойкие суннитские деревни и города, а их текке были закрыты или переданы суннитским суфийским орденам (в основном Накшбанди; например, Гозтепе Текке в в этот период был передан Накшбанди). .
Хотя орден Бекташи вернул себе многие из своих утраченных текке в период Танзимата , они, как и все другие суфийские ордена, были запрещены в Турции в 1925 году в результате политики секуляризации страны, и все текке Бекташи были снова закрыты вместе со всеми другими. .
Главный текке Бекташи находится в городе Хаджибекташ в Центральной Анатолии, известном как комплекс Гаджибекташ. В настоящее время он открыт как музей, и место его упокоения до сих пор посещают как мусульмане-сунниты, так и алевиты. Каждый август здесь проводятся крупные фестивали. Гезтепе и Шахкулу Кроме того, текке в Стамбуле теперь используются как места встреч алевитов. Говорят, что самый большой текке Бекташи находится в Албании. , штат Мичиган, США, есть также текке бекташи В Тейлоре , основанный Бабой Реджебом , известным писателем-бекташи, посвященным исламскому мистицизму и бекташизму. [ 21 ]
Четыре полюса Анатолии
[ редактировать ]Хаджи Бекташ Вели считается одним из четырех полюсов ( актабов ) Анатолии всеми кругами тариката , другими являются Мавлана Руми , Шабан-и Вели и Хаджи Байрам-и Вели . [ 22 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В турецком сериале «Юнус Эмре: Ашкин Йолкулугу» (2015) его сыграл Ахмет Мекин . [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ К. Олсен: Целибат и религиозные традиции. Издательство Оксфордского университета. 1-е изд. 2007. Стр. 143–144
- ^ «Комментарий Хаджи Бекташа Вели к Фатихе | Первый бекташи Теке в Америке» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2014 года . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ «Орден дервишей Бекташи» . bektashiorder.com . Архивировано из оригинала 12 августа 2011 года.
- ^ Алексес Г.К. Саввидес, Византия на Ближнем Востоке: ее отношения с сельджукским султанатом Рума в Малой Азии, Армяне Киликии и монголы, н.э. ок. 1192-1237 , Кентрон Византинон Эреунон, 1981, с. 116.
- ^ Jump up to: а б Алгар, 1989 год .
- ^ Башир 2008 , с. 143.
- ^ М. Киа: Повседневная жизнь в Османской империи. Greenwood Pub Group Inc., 2011. Стр. 169: «Бекташи проследили истоки своего ордена до персидского суфийского мастера Хаджи Бакташа Вали [...]»
- ^ Джестис, Филлис (2004). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия, Том 1 . АВС-КЛИО. п. 113. ИСБН 978-1-57607-355-1 .
- ^ Алгар 1989 , с. 116–118.
- ^ Балджиоглу, Тахир Харими, Сектантские движения - Мазхаба Движения , стр. 184, вкладка Ахмеда Саида, публикации Хилми Зия, 1940.
- ^ Гибб, Х.А.Р. Крамерс, Дж.Х .; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. , ред. (1960). «Бекташийя» . Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 1162. OCLC 495469456 .
- ^ Ибн Халликан , Шакайик.
- ^ Х. Алгар, «Хорасанский суфий Хаджи Бекташ» , Encyclopædia Iranica , v, p. 117, Интернет-издание 2006 г. ( ССЫЛКА )
- ^ Мехмет Фуат Кёпрюлю , Первые суфии в турецкой литературе , Управление по делам религии , стр. 49.
- ^ Дж. Спенсер Тримингем, Суфийские ордена в исламе , Clarendon Press, 1971, стр. 81.
- ^ Гибб, Х.А.Р. Крамерс, Дж.Х .; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. , ред. (1960). «Бекташийя» . Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 1162. OCLC 495469456 .
- ↑ Ибн Биби , Аль-Авамеруль-Алаийя, страницы 498-499.
- ^ Алгар, Хамид "БЕКТАШ, ХАДЖИ " Иранская энциклопедия Получено 24 октября.
- ^ Мехмет Фуат Кёпрюлю , цитируя ибн Биби в своей книге «Anadolu'da İslamiyet» ( Ислам в Анатолии ) (1922), отождествляет Бабу с Бабой Ишаком, который возглавил восстание Бабы Ишака ; этому противоречат другие учёные, такие как Дэвид Кук в его книге «Мученичество в исламе» (2007; стр. 84), цитирующие исторические ссылки, такие как « Манакиб уль-Кудсийя» (14 век).
- ^ «Орден дервишей Бекташи» . bektashiorder.com . Архивировано из оригинала 12 августа 2011 года.
- ^ «Орден дервишей Бекташи» . bektashiorder.com . Архивировано из оригинала 18 августа 2011 года.
- ^ «ШАБАН-и ВЕЛО — Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ «Актерский состав и режиссер фильма Юнус Эмре Ашкин Сеси» .
Источники
[ редактировать ]- Алгар, Хамид (1989). «БЕКТАШ, ХАДЖИ» . Энциклопедия Ираника. Том IV, Фаск. 2 . стр. 116–118.
- Башир, Шахзад (2008). Олсон, Карл (ред.). Целибат и религиозные традиции . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530632-3 .
- Дж. Бирдж, Орден дервишей Бекташи, Лондон, 1937, глава VI. (стр. 22)
- Сайед Хоссейн Наср, Суфийские эссе, SUNY Press, (1972). п. 117.
- Брайан Глин Уильямс: Мистики, кочевники и еретики: история распространения мусульманского синкретизма из Центральной Азии в турецко-византийскую Добруку тринадцатого века - Международный журнал тюркских исследований, 2001 - Университет Висконсина (стр. 7)
- Р. Ханам, Энциклопедическая этнография Ближнего Востока и Центральной Азии, Global Vision Publishing Ho, 2005 (стр. 142).
- Гарвардское теологическое обозрение, издательство Кембриджского университета, Vol. 2, № 3, июль 1909 г. (с. 343)
- Ричард Роберт Мэдден, Турецкая империя: в ее отношениях с христианством и цивилизацией. , Том 1, 335.
- Индрис Шах, Путь суфия , 294.
- Марк Суало, Гуманистические мистики: Национализм и поминовение святых в Турции , 375.
- Олссон, Торд; Оздальга, Элизабет; Раудвере, Катарина (1998). Идентичность алевитов: культурные, религиозные и социальные перспективы . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780203985878 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии города Хаджи Бекташ
- Орден дервишей Бекташи.
- Утерянный комментарий к Корану Хаджи Бекташа
- Технология Сердца в бекташизме.