Jump to content

Хасан аль-Басри

(Перенаправлено с Хасана аль-Басри )
Аль-Хасан аль-Басри
Имя Хасана аль-Басри с почетными знаками
Табиун;
Богослов, подвижник, учёный;
Имам Басры , Лампа Басры , Лидер аскетов
Рожденный в. 21 г. хиджры/642 г. н.э.
Медина , Рашидунский халифат
Умер Пятница, 5 раджаба 110 г. хиджры/15 октября 728 г. (86 лет)
Басра , Омейядский халифат
Почитается в Суннитский ислам , мутазилизм
Главный храм Могила Хасана аль-Басри, Аз-Зубайр , Ирак
Влияния Умар ибн Хаттаб и Али ибн Аби Талиб
Под влиянием Абдул Вахид бин Заид , Хабиб аль-Аджами и Харит аль-Мухасиби , Амр ибн Убайд , Абу Ханифа

Абу Саид ибн Аби аль-Хасан Ясар аль-Басри , часто называемый Хасаном из Басры или Хасаном аль-Басри , [ а ] был древним мусульманским проповедником , аскетом , богословом , экзегетом , ученым и судьей . [ 1 ]

Родился в Медине в 642 году. [ 2 ] исламском благочестии стали называть табиунами Хасан принадлежал ко второму поколению мусульман, всех из которых впоследствии в суннитском . [ 2 ] Он стал одним из «самых знаменитых» табиунов . [ 2 ] наслаждаясь «выдающейся научной карьерой и еще более замечательным посмертным наследием в области исламской науки». [ 2 ]

Хасан, почитаемый за свою аскезу и поддержку «отречения» ( зухд ), проповедовал против мирского и материализма в первые дни халифата Омейядов , и его страстные проповеди произвели «глубокое впечатление на его современников». [ 3 ] Его близкие отношения с несколькими наиболее выдающимися сподвижниками Мухаммеда. [ 3 ] только укрепил его положение как учителя и исследователя исламских наук. [ 3 ] К числу конкретных дисциплин, в которых он, как говорят, преуспел, относятся толкование ( тафсир ) Корана , [ 2 ] поэтому его «имя неизменно встречается» в классических и средневековых комментариях к Священному Писанию, [ 2 ] а также богословие и мистицизм . [ 2 ] [ 4 ] Хасан стал важной фигурой в развитии суфизма. [ 4 ] его имя встречается «во многих мистических силсилах (цепочках учителей и их учеников), восходящих к Мухаммаду» в трудах суннитских мистиков, начиная с девятого века. [ 3 ] По словам одного ученого, Хасан считается «великим патриархом» раннего суфизма. [ 5 ]

Ученые говорят, что очень немногие из оригинальных сочинений Хасана сохранились, а его пословицы и изречения на различные темы передавались в основном через устную традицию его многочисленными учениками. [ 3 ] Хотя фрагменты его знаменитых проповедей сохранились в трудах более поздних авторов, единственными полными рукописями, носящими его имя, являются апокрифические произведения, такие как Рисалат аль-кадар иля Абд аль-Малика ( Послание к Абд аль-Малику против предопределенников ), [ 2 ] псевдопиграфический текст девятого или начала десятого века, [ 2 ] и еще одно письмо «аскетического и наставительного характера», адресованное Умару II (ум. 720), [ 2 ] что также считается ложным. [ 2 ]

Традиционно Хасана почитают как выдающуюся личность во всех суннитских школах мысли . [ 3 ] его часто называли одним из самых уважаемых представителей раннего исламского сообщества. и в более поздних трудах таких важных суннитских мыслителей, как Абу Талиб аль-Макки (ум. 996), [ 6 ] Абу Нуайм (ум. 1038), [ 7 ] Али Худжвири (ум. 1077), [ 8 ] Ибн аль-Джаузи (ум. 1201), [ 9 ] и Аттар из Нишапура (ум. 1221). [ 10 ] [ 3 ] В своем знаменитом «Кут аль-Хулубе» , самом важном труде басранского суннитского мистицизма, Абу Талиб аль-Макки говорит о Хасане: «Хасан — наш имам в том учении, которое мы представляем. Мы идем по его стопам, следуем его путям и от его светильник, у нас есть наш свет». [ б ] [ 3 ]

Хасан родился в Медине в 642 году нашей эры. [ 3 ] Говорят, что его мать Хайра была служанкой одной из Умм жен Мухаммеда, Саламы (ум. 683), а его отец Пероз был персидским рабом, родом родом из южного Ирака . [ 11 ] [ 12 ] Согласно традиции, Хасан вырос в Медине большую часть своей молодости, до переезда его семьи в Басру после битвы при Сиффине . [ 3 ] По мнению некоторых ученых, «в первую очередь эта связь с Мединой и его знакомство там со многими известными сподвижниками и женами Мухаммеда повысили важность [Хасана] как авторитетной фигуры в мусульманской религиозной и исторической генеалогии». [ 3 ]

В различных дошедших до нас биографиях говорится, что Хасана когда-то кормила Умм Салама. [ 3 ] и что его мать отвела его после его рождения к халифу Умару (ум. 644), который, как сообщается, благословил его молитвой: «О Боже! Пожалуйста, сделай его мудрым в вере и любимым для всех людей». [ 3 ] как он рос, Хасаном стали пользоваться всеобщее восхищение за его бескомпромиссную верность примеру Мухаммеда По мере того , . [ 3 ] Различные ранние источники о жизни Хасана сообщают, что в этот период он часто учился у ног четвертого халифа ислама, имама Али (ум. 661), который, как говорят, учил Хасана, когда тот был еще «подростком». " [ 13 ] Поскольку есть свидетельства того, что метафизическая идея абдалов сорока главных святых, число которых, согласно традиционным суннитским мистическим верованиям, считается постоянным до Судного Дня , причем каждая группа из сорока человек заменяется другой после их земной смерти – был распространен в то время, [ 14 ] существуют традиции, согласно которым некоторые из современников Хасана действительно идентифицировали его как одного из абдалов того периода. [ 15 ]

В молодости Хасан принимал участие в завоевательных походах на восток Ирана (ок. 663 г.) и работал торговцем драгоценностями. [ 3 ] прежде чем оставить деловую и военную жизнь ради жизни чистого аскета и ученого. [ 3 ] Именно в этот последний период он начал открыто критиковать политику губернаторов Ирака , даже возбуждая власти до такой степени, что ему фактически пришлось бежать ради безопасности своей жизни во время правления Хаджаджа, гнев которого Хасан пробудился из-за его прямого осуждения основания Хаджджаджем Васита в 705 году. [ 3 ] Одним из ближайших соратников Хасана в этот период был его товарищ-аскет и мистик Фаркад ас-Сабахи (ум. 729), армянский христианин, принявший ислам . [ 16 ] Вместе с такими фигурами, как ас-Сабахи и Рабия Басри (ум. 801), Хасан начал публично осуждать накопление богатств богатыми; и говорят, что он лично презирал богатство до такой степени, что даже «отверг прославившегося своим богатством просителя руки дочери просто из-за своего богатства». [ 3 ] Более того, говорят, что именно в этот период Хасан взял множество учеников в мистицизме. [ 4 ] такие как Хабиб аль-Аджами (ок. 8 века), чьи отношения с Хасаном задокументированы в различных житиях. [ 16 ] Хасан умер в Басре в 728 году в возрасте восьмидесяти шести лет. [ 3 ] Согласно преданию, цитируемому средневековым традиционалистом Кушайри (ум. 1074), «в ночь смерти аль-Хасана аль-Басри... [местный житель] увидел во сне, что Врата Небес были открыты и глашатай объявил: «Воистину, аль-Хасан аль-Басри приходит к Всевышнему Богу, Который доволен им». [ 17 ]

Просмотры

[ редактировать ]

Как объяснил один учёный, суть послания Хасана заключалась в «потусторонности, воздержании, бедности и благоговейном страхе перед Богом, хотя он также говорил о познании и любви к Богу, которые он противопоставлял любви и познанию мира». [ 18 ]

Говорят, что Хасан выступал за использование четок (араб. мисбаха ; персидский, турецкий и урду: тасбих ) во время поминания Бога . [ 19 ] (ум. 1505) передает Ас-Суюти , что Хасан сказал об использовании четок: «Что-то, что мы использовали в начале пути, мы не хотим оставлять в конце. Я люблю вспоминать Бог моим сердцем, моей рукой и моим языком». [ 20 ] На это ас-Суюти прокомментировал: «А как должно быть иначе, когда четки-зикры напоминают о Боге Всевышнем, и человек редко видит четки-зикры, если не вспоминает Бога, что является одним из величайших его благ. " [ 19 ] По примеру первых учителей, таких как Хасан, использование четок очень распространено в господствующем суннитском и шиитском исламе.

Агиографические традиции

[ редактировать ]

Исламская агиография содержит множество широко распространенных традиций и анекдотов, касающихся Хасана. [ 3 ] Одной из самых известных из них является история его обращения, которая «повествует о том, что великий подвижник начал свою взрослую жизнь как успешный торговец драгоценностями». [ 21 ] Ученый-агиограф Джон Ренар резюмирует это повествование так: «Однажды Хасан посетил двор византийского императора , и визирь пригласил его отправиться с ним в пустыню. Там Хасан увидел роскошный шатер, к которому одна за другой приходила большая армия, четыреста ученых, старейшин и четыреста прекрасных служанок. Визирь объяснил, что каждый год с тех пор, как красивый юный сын императора умер от болезни, сюда приезжали толпы византийских подданных. Отдать дань уважения умершему принцу. После того, как все эти категории царских подданных входили и уходили, император и его главный министр входили в шатер и по очереди объясняли умершему мальчику, как их огорчает то, что ни их сила, ни их. ни учености, ни мудрости, ни богатства и красоты, ни авторитета не хватило, чтобы продлить его многообещающую жизнь. Поразительная сцена убедила Хасана в необходимости всегда помнить о своей смертности, и он превратился из преуспевающего бизнесмена в настоящий архетип человека. тот отрекшийся от мира аскет». [ 22 ]

Отношения Хасана с Мухаммедом

[ редактировать ]

Некоторые агиографические источники даже указывают, что Хасан действительно встретил Мухаммеда еще в младенчестве. [ 23 ] Традиция гласит, что Мухаммед, который «посетил дом Умм Саламы, пока там был ребенок», «помолился за маленького Хасана и снова даровал благословения». [ 23 ] Говорят, что в другом случае ребенок Хасан выпил немного воды из кувшина Мухаммеда. [ 23 ] Когда Мухаммед узнал, что Хасан выпил воду, он, как говорят, «заявил, что мальчик получит от него знания пропорционально количеству воды, которую он выпил». [ 23 ]

Религиозная принадлежность

[ редактировать ]

Хасан аль-Басра описывается как суннит и сторонник свободы воли. Таким образом, различные источники скорее относят его к кадариям или мутазилитам . Хотя его убеждения обычно считаются близкими к убеждениям Кадарии (верующих в свободную волю), его также приняли сунниты. [ 24 ] Ибн ан-Надим классифицирует Хасана аль-Басри как мутазилита, то есть сторонника свободы воли. [ 25 ] Абу Машар аль-Балхи также цитирует учеников Хасана, чтобы показать, что Хасан верил в свободу воли. [ 26 ] Абу Мансур аль-Багдади относит Хасана к одному из основателей суннитского ислама. [ 27 ] Хотя Хасан не был первым, кто поддержал кадаритские верования, он обычно считается первым, кто их сформулировал и вдохновил своих учеников Василя ибн Ату, основателя мутазилизма. [ 28 ]

Характеристики

[ редактировать ]

Согласно различным историческим источникам, говорится, что современники восхищались Хасаном своей красивой внешностью. [ 29 ] Некоторые утверждают, что у него были голубые глаза. [ 30 ] [ 31 ] В этой связи Ибн Кайим аль-Джавзия группа женщин вышла (ум. 1350) приводит более старую традицию, в которой говорится: «В день Ид и разглядывала людей. Их спросили: «Кто самый лучший?» красивый человек, которого ты видел сегодня? Они ответили: «Это учитель в черном тюрбане». Они имели в виду аль-Хасана аль-Басри». [ 29 ] Что касается его личности, то рассказывают, что Хасан часто плакал, и окружающие знали его «из-за обилия слез, которые он пролил от раскаяния в своих грехах». [ 22 ] Одна конкретная традиция гласит, что однажды он так много плакал, молясь на своей крыше, что его обильные слезы начали течь «через водосточную трубу на прохожего, который спросил, чистая ли вода». [ 22 ] Хасан немедленно позвал человека внизу, сказав ему: «Это не так, потому что это были слезы грешника». [ 32 ] Таким образом, «он посоветовал прохожему немедленно вымыться». [ 32 ] В том же духе Кушайри рассказал о Хасане: «Никогда, увидев аль-Хасана аль-Басри, нельзя не подумать, что он только что пережил ужасную трагедию». [ 33 ] Что касается этих традиций, один ученый отметил, что очевидно, что Хасан «был глубоко погружен в печаль и страх, столь типичные для аскетов всех религий». [ 34 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Арабский : Аль-Хасан Аль-Басри, латинизированный : Аль-Хасан аль-Басри ; 642 г. н. э. — 15 октября 728 г.
  2. ^ ва 'л-Хасану рахимаху 'ллаху имамуна фи хадха'л-илми 'лладхи натакалламу бих, атхараху нафуу ва сабилаху натбау ва мин мишх̲катихи настади'
  1. ^ Фрай, Ричард Нельсон (26 июня 1975 г.). Кембриджская история Ирана . Издательство Кембриджского университета. п. 449. ИСБН  9780521200936 . родился в Медине в 21/642 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мурад, Сулейман А., «Аль-Хасан аль-Басри», в: Энциклопедия ислама, ТРИ , под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Риттер, Х., «Хасан аль-Басри», в: Энциклопедия ислама, второе издание , под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Брилл Онлайн.
  4. ^ Перейти обратно: а б с С.Х. Наср, Сад истины: видение и обещания суфизма, мистическая традиция ислама (Сан-Франциско: HarperOne, 2008), стр. 168-169.
  5. ^ С.Х. Наср, Сад истины: видение и обещания суфизма, мистическая традиция ислама (Сан-Франциско: HarperOne, 2008), стр. 168
  6. Абу Талиб аль-Макки, Хут ад-Зулуб , Каир, 1310 г., пассим.
  7. ^ Абу Нуайм аль-Исфахани, Хилят аль-авлия ва-табакат аль-асфия (Бейрут 1967–8), 2: 131–61
  8. ^ Худжвири, Кашф аль-Махджуб , тр. Р.А. Николсон, GMS xvii, 86 f.
  9. ^ Ибн аль-Джаузи, Адаб аль-шейх аль-Хасан б. Аби л-Хасан аль-Басри , изд. Сулейман М. аль-Хараш, Эр-Рияд, 1993 г.
  10. ^ аль-Аттар, Тазкират аль-авлия , изд. Рейнольд А. Николсон (Лондон, 1905–7), 1: 24–34
  11. ^ Фрай, Р.Н., изд. (1975). Кембриджская история Ирана (Переиздание). Лондон: Кембриджский университет, стр. 449. ИСБН  978-0-521-20093-6 . Основателем школы суфизма в Басре, которая сама является источником всех последующих суфийских школ, является знаменитый Хасан аль-Басри, родившийся в Медине в 21/642 году в семье персидского раба и умерший после долгая и плодотворная жизнь в Басре в 110/728 г.
  12. ^ Доннер, FM (1988). «БАСРА» . Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 8 . стр. 851–855. Некоторые из этих деятелей культуры имели иранское происхождение, в том числе ранний образец благочестия Хасан аль-Басри; Себавайх, один из основоположников изучения арабской грамматики; знаменитые поэты Башшар б. Борд и Абу Новас; мутазилитский богослов Амр б. `Обейд; ранний арабский стилист-прозаик Эбн аль-Мокаффа; и, вероятно, некоторые из авторов знаменитой энциклопедии «Эхван аль-Сафах».
  13. ^ Мартин Лингс (Абу Бакр Сирадж ад-Дин), Что такое суфизм? (Лахор: Академия Сухейл, 1975), с. 104
  14. ^ См., например, Ахмад ибн Ханбал, Муснад 1:112: «Народ Сирии был упомянут перед Али ибн Аби Талибом, когда он был в Ираке, и они сказали: «Прокляни их, о повелитель верующих. Он ответил: «Нет, я слышал, как Посланник Аллаха сказал: Заместители (лябдал ) находятся в Сирии, и их сорок человек, каждый раз, когда один из них умирает, Аллах заменяет его другим. С их помощью Аллах вызывает дождь, дает (мусульманам) победу над их врагами и отводит наказание от народа Сирии».
  15. ^ См., например, ат-Табарани, аль-Аусат : «Мы не сомневаемся, что аль-Хасан — один из них». (рассказал Катада)
  16. ^ Перейти обратно: а б Исторический словарь суфизма Джона Ренарда, стр. 87
  17. ^ Qushayri, Risala , trans. A. Knysh (Reading, Garnet Publishers: 2007), p. 397
  18. ^ С.Х. Наср, Сад истины: видение и обещания суфизма, мистическая традиция ислама (Сан-Франциско: HarperOne, 2008), стр. 169
  19. ^ Перейти обратно: а б Аль-Суюти, аль-Хави ли аль-Фатава
  20. ^ Аль-Суюти, аль-Хави ли аль-Фатава .
  21. ^ Джон Ренард, Друг Бога: исламские образы благочестия, преданности делу и служения (Беркли: University of California Press, 2008), стр. 46
  22. ^ Перейти обратно: а б с Джон Ренард, Друг Божий: исламские образы благочестия, преданности делу и служения (Беркли: University of California Press, 2008), стр. 47
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Джон Ренард, Друг Божий: исламские образы благочестия, преданности делу и служения (Беркли: University of California Press, 2008), стр. 26
  24. ^ Бело, Катарина. «Предопределение и ответственность человека в средневековом исламе: некоторые аспекты классической проблемы». дидаскалия 38.1 (2008): 139-151.
  25. ^ Мурад, Сулейман. «Ранний ислам между мифом и историей: Аль-Хасан аль-Басри (ум. 110 г. по хиджре / 728 г. н. э.) и формирование его наследия в классической исламской науке». Ранний ислам между мифом и историей. Брилл, 2006. с. 176-177
  26. ^ Мурад, Сулейман. «Ранний ислам между мифом и историей: Аль-Хасан аль-Басри (ум. 110 г. по хиджре / 728 г. н. э.) и формирование его наследия в классической исламской науке». Ранний ислам между мифом и историей. Брилл, 2006. с. 177
  27. ^ Мурад, Сулейман. «Ранний ислам между мифом и историей: Аль-Хасан аль-Басри (ум. 110 г. по хиджре / 728 г. н. э.) и формирование его наследия в классической исламской науке». Ранний ислам между мифом и историей. Брилл, 2006. с. 178
  28. ^ Косман, Мадлен Пелнер и Линда Гейл Джонс. Справочник по жизни в средневековом мире, трехтомный комплект. Издательство «Информационная база», 2009. с. 392
  29. ^ Перейти обратно: а б Ибн аль-Кайим, Равда аль-Мухиббин ва Нужа аль-Муштакин , с. 225
  30. ^ Ибн аль-Аузи, Тальких фухум, стр. 446
  31. ^ Ибн Кутайба ад-Динавари, аль-Маариф, стр. 585
  32. ^ Перейти обратно: а б Джон Ренард, Друг Божий: исламские образы благочестия, преданности делу и служения (Беркли: University of California Press, 2008), стр. 47; см. источник в примечаниях, с. 286
  33. ^ Qushayri, Risala , trans. A. Knysh (Reading, Garnet Publishers: 2007), p. 157
  34. ^ Аннемари Шиммель, Мистические измерения ислама (Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины Press, 1975), стр. 30

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Начальный

[ редактировать ]
  • Ибн аль-Муртада, Табахат аль-Мутазила , изд. Сусанна Вильцер (Биб. Исл. 21), 18 и сл.
  • Ибн Хутайба, Уюн аль-акхбар , Каир, 1925 г., указатель
  • Ибн Кхалликан, нет. 155
  • Сухахрастани, аль-Милал ва 'л-нихал , изд. Кюртон, 32 года
  • Абу Талиб аль-Макки, Хут аль-Кулуб , Каир 1310, Пассим
  • Абу Нуайм, Хилят аль-Авлия , Каир, 1932–1938 гг., Passim
  • Худжвири, Касхф аль-Махджуб , тр. Р.А. Николсон, GMS xvii, 86 f.
  • Фарид ад-Дин Аттар, Тазкират аль-авлия , изд. Николсон, я, 24 и далее.
  • Ибн аль-Джаузи, Адаб Хасан аль-Басри , Каир, 1931 г.
  • Акхарбар Хасан аль-Басри , мс. Захирия, Дамаск, ср. Фихрис (Тахрик), 306 лет (не виден)
  • Джахих, аль-Баян ва 'л-табьин , Каир, 1949 г., указатель
  • Джамхарат Расаил аль-Араб , изд. Ахмад Заки Сафват, Каир, 1937, i, 378–89.

вторичный

[ редактировать ]
  • Л. Массиньон, Очерк о происхождении технической лексики мусульманского мистицизма , Париж, 1922, 152-75.
  • Х.Х. Шедер, «Хасан аль-Басри», на исл. , xiv (1925), 42 и сл.
  • Х. Риттер, «Исследования по истории исламского благочестия, i, Хасан эль-Басри», в Isl , XXI (1933), 1-83.
  • Дж. Оберманн, Политическая теория в раннем исламе , Публикации Американского восточного общества, серия Offprint no. 6, 1935 г.
  • Дж. Ренар, Друзья Бога: исламские образы благочестия, преданности делу и служения , Беркли, 2008 г., указатель.
[ редактировать ]

Цитаты, связанные с Хасаном аль-Басри, в Wikiquote

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b778db8be555e77c1e76c4dcb4781159__1719869460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/59/b778db8be555e77c1e76c4dcb4781159.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hasan al-Basri - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)