Мухаммад ибн Исмаил
Мухаммад аль-Мактум Мухаммад Аль-Мактум | |
---|---|
Седьмой исмаилитский имам | |
В офисе 775–813 гг. н. э. | |
Предшественник | Исмаил аль-Мубарак |
Преемник | Ахмад аль-Вафи |
Заголовок | аль-Мактум ( букв. « скрытый » ) аль-Шакир ( букв. « Благодарный » ) |
Персональный | |
Рожденный | 122 Ач ≈ 740 г. н.э. |
Умер | 197 АХ ≈ 813 г. н.э. |
Религия | Шиитский ислам |
Дети | Список детей |
Родители |
|
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
Исламский портал |
Мухаммад ибн Исмаил аль-Мактум ( арабский : مُحَمَّد ٱبْن إسْماعِيل ٱلْمَكتُوم , романизированный : Мухаммад ибн Исмаил аль-Мактум ; ок. 740–813 ) был старшим сыном Исмаила аль-Мубарака и седьмым имамом в исмаилизме . Когда Исмаил умер, его сын Мухаммед продолжал жить в Медине под опекой своего деда Джафара ас-Садика до смерти последнего в 148/765 году. После смерти Абдаллаха аль-Афты Мухаммед был самым старшим членом хусейнидской ветви Алидов . Однако из-за конкурирующей группы, которая признала Мусу аль-Казима своим имамом, а также из-за преследования Аббасидским халифатом всех сторонников Алидов, Мухаммед бежал из Медины со своими сыновьями на восток. По этой причине он был известен как аль-Мактум ( букв. « Скрытый » ). У него было два сына, когда он жил в Медине, а затем еще четыре сына после его эмиграции, среди которых был его преемник Ахмад аль-Вафи . Потомками Мухаммеда стала династия Фатимидов , которая правила Ифрикией , а затем Египтом и большей частью Леванта и основала Каир .
Жизнь
[ редактировать ]Мухаммад был старшим сыном Исмаила ибн Джафара и старшим внуком шиитского имама Джафара ас -Садика . [ 1 ] Жизнь Мухаммеда относительно неясна, и большая часть информации, известной сегодня, взята из рассказа йеменского исмаилитского ученого и религиозного лидера 15-го века Идриса Имада ад-Дина . [ 2 ] Его матерью была жена-рабыня ( умм аль-валад ) по имени Умм Фарва. [ а ] [ 3 ] Источники утверждают, что Мухаммеду в 765 году было 26 лет, то есть он родился в ок. 738 г. , в то время как один источник, « Дастур аль-Мунаджимин» , относит его рождение к зу аль-хидже 121 ноября 739 г. [ 2 ] Мухаммед прожил 24 года со своим дедом и 10 лет со своей семьей в Медине . [ 4 ]
Большинство источников сходятся во мнении, что отец Мухаммеда Исмаил был назначен ас-Садиком своим преемником. [ 2 ] но Исмаил, очевидно, умер раньше ас-Садика. [ 5 ] После смерти ас-Садика в 765 году вопрос о престолонаследии был открыт, и его сторонники разделились на разные группы: большинство последовало за единственным родным братом Исмаила, Абдаллахом аль-Афтахом ; другие следовали за Мусой аль-Казимом или Мухаммадом ад-Дибаем , сводными братьями Исмаила; одна фракция считала, что это звание перешло к сыну Исмаила, Мухаммеду, в то время как другие считали, что Исмаил не умер, а скрывался, и что он вернется как Махди . [ 6 ] Аль-Афтах умер через несколько месяцев после ас-Садика, оставив Мухаммада ибн Исмаила старшим членом семьи ас-Садика - Муса аль-Казим был не только моложе его примерно на восемь лет, но и сыном раба. наложница, а не жены ас-Садика Фатимы, которая могла похвастаться алидским происхождением, будучи внучкой аль-Хасана ибн Али . [ 5 ] Однако после смерти аль-Афты большинство последователей последнего перешли на сторону Мусы аль-Казима. [ 7 ] Под угрозой со стороны сторонников своего дяди Мухаммад покинул родную Медину и направился на восток, скрываясь и получив эпитет аль-Мактум ( букв. « скрытый » ). [ 2 ]
Суннитский историк ат-Табари ( ум. 923 ) называет Мухаммеда Рави — титул, который он, должно быть, заслужил до своего сокрытия. [ 4 ] [ 8 ]
Он находился в Медине, когда встал на защиту религии Бога, отправил своих даи, распространил свое учение и приказал своим миссионерам искать «землю убежища» (дар хиджра), где они могли бы найти безопасность. [ 8 ]
- Идрид Имад ад-Дин, Уюн аль-Ахбар
Джувайни ( ум. 1283 ) сообщает, что во время преследований Аббасидов Исмаила ибн Джафара Мухаммед и его брат Али скрывались в Медине. [ 3 ] Мухаммед покинул Медину, спасаясь от шпионажа Аббасидов, и с тех пор жил инкогнито, а его местонахождение было известно лишь немногим из его наиболее ответственных последователей. [ 8 ] В разных источниках в качестве конечного пункта назначения упоминаются различные населенные пункты и регионы, но достоверно известно, что сначала он отправился в южный Ирак , а затем в Персию . [ 2 ] [ 9 ] По мнению более поздних исмаилитов, эта эмиграция знаменует собой начало периода сокрытия ( даур ас-сатр ) в раннем исмаилизме, сокрытие закончилось с установлением Фатимидского халифата ( годы правления 909–1171 ). [ 10 ]
Мухаммад ибн Исмаил, судя по всему, провел последнюю часть своей жизни в Хузестане , на юго-западе Персии, где у него было определенное количество сторонников и откуда он отправлял своих даи в прилегающие районы. [ 11 ]
Смерть
[ редактировать ]Точная дата смерти Мухаммеда остается неизвестной. Но почти наверняка он умер во время халифата знаменитого Харуна ар-Рашида ( годы правления 786–809 ), возможно, вскоре после 179/795–796 годов, года, когда ар-Рашид, продолжая антиалидскую политику его предшественники арестовали Мусу аль-Казима в Медине и сослали его в Ирак в качестве заключенного. Источники-двунадесятники, враждебно настроенные по отношению к Мухаммеду ибн Исмаилу, утверждают, что именно он предал Мусу Аббасидам, хотя они также рассказывают историю примирения между этими двумя Фатимидами перед отъездом Мухаммеда в Ирак. [ 11 ]
Семья
[ редактировать ]У Мухаммеда было два сына, которые, очевидно, родились у него до его переселения на Восток, — Исмаил и Джафар. [ 12 ] [ 11 ] Они кажутся вполне историческими, оставили большое потомство, очень редко упоминаются в исмаилитских произведениях и, очевидно, не играли никакой роли в сектантской жизни. [ 12 ] После эмиграции у него было еще четыре сына, включая Абдуллу , который, по мнению более поздних исмаилитов, был его законным преемником. [ 11 ] [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Аль-Муфид записывает Умм Фарву как родную сестру Исмаила ибн Джафара. может возникнуть путаница Таким образом, в послужном списке Идриса . [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дафтари 2007 , стр. 91, 95.
- ^ Jump up to: а б с д и Листы 2007 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б с Буюккара 1997 , стр. 63.
- ^ Jump up to: а б Тадждин 2009 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 91.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 88–90.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 88–89.
- ^ Jump up to: а б с Холлистер 1953 , с. 205.
- ^ Буюккара 1997 , стр. 64.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 95, 96.
- ^ Jump up to: а б с д Листы 2007 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Иванов 1942 , с. 38.
- ^ Тадждин 2009 , стр. 26, 28.
Источники
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Тадждин, Мумтаз Али (2009). Краткая история шиитских исмаилитских имамов . Карачи.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужен лучший источник ] - Иванов, Владимир (1942). Исмаилитское предание о возвышении Фатимидов . Ассоциация исламских исследований. ISBN 978-0-598-52924-4 .
- Холлистер, Джон Норман (1953). Шииты Индии . Лузак. ISBN 978-8170691068 .
- Буюккара, Мехмет Али (1997). Имамитское шиитское движение во времена Мусы аль-Казима и Али ар-Риды . Издательство Эдинбургского университета .