Тафвид
Часть серии об Исламе. |
Аллах ( Бог в исламе ) |
---|
![]() |
![]() |
Тафвид ( араб . تفويض ) — арабский термин, означающий «делегирование» или «делегирование», используемый в теологии и праве. [1]
В богословии
[ редактировать ]В исламском богословии тафвид (или тафвид аль-амр ли-ллах , перепоручение дел Богу) — это доктрина, согласно которой значения неоднозначных аятов Корана должны быть переданы только Богу. [1] [2] [3] Те, кто следует этой школе, не используют метафорическую интерпретацию. Скорее, они оставляют проблемные тексты неинтерпретированными, полагая, что реальность их смысла должна быть оставлена тому, кто их сказал. [4] подразумевая их непознаваемость. [5]
Доктрина тафвида , которой придерживались некоторые классические ученые, такие как аль-Газали и происхождение которой они приписывали салафам ( образцовым ранним мусульманам), утверждает, что коранические выражения, такие как «руки Бога» или «лицо», не имеют значения. несут буквальный смысл, который несут их аналоги в людях. Скорее, это атрибуты или качества Бога, а не органы, подобные лицу или рукам человека. [6] Другими классическими фигурами, подписавшими эту доктрину, были Ибн Кудама , Суюти , Ахмад Ибн Ханбал и Ибн Касир . [7] Последний обсуждает Тафвид следующим образом:
Люди много говорили на эту тему, и здесь не место разъяснять сказанное. В этом вопросе мы следуем ранним мусульманам ( салафам ): Малику , Аузаи , Саури , Лайт ибн Сааду , Шафии , Ахмаду ибн Ханбалу , Исхаку ибн Рахвайху и другим среди имамов мусульман, как древним. и современный, то есть позволить (рассматриваемому стиху) пройти таким, какой он есть, не говоря о том, как он имеется в виду (мин гайр такыиф), не уподобляя его сотворенным вещам (ва ла ташбих ) и не аннулируя его (ва ла та'тиль ): Буквальный смысл ( захир ), который приходит в умы антропоморфистов (аль-мушаббихин), отрицается в отношении Аллаха, поскольку ничто из Его творений не похоже на Него: «Нет ничего подобного Ему, и Он — Все -Слышащий, Всевидящий» (Коран 42:11) [8] [9]
Точная природа тафвида является предметом споров среди мусульманских ученых. [10] Последователи Ибн Таймийи , в том числе современные салафиты , считают, что Богу должна быть передана только модальность атрибутов ( тафвид аль-кайфийа ), тогда как буквальный смысл атрибутов следует принимать согласно их лексическому значению в арабском языке. [10] Таким образом, они утверждают, что салафы признали, что у Бога есть рука, потому что значение слова «рука» ( йад ) было известно, но не предполагая, что рука Бога сравнима с человеческой рукой, и не задаваясь вопросом, как и почему это так. [10] Напротив, антисалафитские ученые отвергают это различие и принимают тафвид без оговорок. [10]
Развод
[ редактировать ]В исламском законе о личном статусе тафвид относится к подвиду развода ( талак ат-тафвид или тафвид ат-талак ), при котором право талак (тип развода, который обычно инициируется мужем) делегируется жене. Это делегирование может быть совершено при составлении брачного договора или во время брака, с условиями или без них. [1] Классические юристы расходились во мнениях относительно действительности различных форм делегирования. [1] В большинстве современных стран с мусульманским большинством этот тип развода в той или иной форме разрешен. [1]
Другое использование
[ редактировать ]Термин тафвид также использовался в законе в различных других значениях, связанных с делегированием полномочий, санкционированием действия или выдачей ордера на арест. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Джон Л. Эспозито (ред.). «Тафвид» . Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 310. ИСБН 9780195125597 .
- ^ Рапопорт, Йосеф (2010). Ибн Таймия и его времена . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 88. ИСБН 9780199402069 .
- ^ Халверсон, Дж. (26 апреля 2010 г.). Теология и вера в суннитском исламе: Братья-мусульмане, ашаризм и политический суннизм . Спрингер. п. 36. ISBN 9780230106581 .
- ^ Спевак, Аарон (9 сентября 2014 г.). Архетипический суннитский учёный: право, теология и мистицизм в синтезе аль-Баджури . СУНИ Пресс. п. 36. ISBN 9781438453712 .
- ^ Анджум, Овамир (19 марта 2012 г.). Политика, право и сообщество в исламской мысли: момент Таймияна . Издательство Кембриджского университета. п. 154. ИСБН 9781107014060 .
- ^ Шах, Зульфикар (март 1997 г.). Исследование антропоморфизма и трансцендентности в Библии и Коране. Священное Писание и Бог в еврейских, христианских и исламских традициях (PDF) (докторская диссертация). Университет Уэльса , Лампетер. п. 338.
- ^ Спевак, Аарон (9 сентября 2014 г.). Архетипический суннитский учёный: право, теология и мистицизм в синтезе аль-Баджури . СУНИ Пресс. п. 129. ИСБН 9781438453712 .
- ^ Спевак, Аарон (9 сентября 2014 г.). Архетипический суннитский учёный: право, теология и мистицизм в синтезе аль-Баджури . СУНИ Пресс. стр. 129–130. ISBN 9781438453712 .
- ^ Ибн Касир, Исмаил (2000). Тафсир аль-Коран аль-Азим . Каир: Мактабат Авлад аль-Шейх лил Турат. стр. 6:320.
- ^ Jump up to: а б с д Лозьер, Анри (2015). Становление салафизма: исламская реформа в двадцатом веке . Издательство Колумбийского университета (издание для Kindle). п. 6048 (локация Kindle).