Jump to content

Династия Фатимидов

Династия Фатимидов
Фатимиды
Родительская семья Хусейниды
Страна Фатимидский халифат
Этимология Фатима
Основан 909
Основатель Абдулла аль-Махди Биллах
Последний правитель Аль-Адид ли-Дин Аллах
Историческое место Раккада (909–921)
аль-Махдия (921–948)
аль-Мансурия (948–973)
Каир (973–1171)
Титулы Имам и халиф
Растворение 1171

Династия Фатимидов ( арабский : الفاطميون , латинизированный : аль-Фатимийюн ) — арабская династия , правившая Фатимидским халифатом между 909 и 1171 годами нашей эры. Утверждая, что они произошли от Фатимы и Али и придерживаясь исмаилитского шиизма , они придерживались исмаилитского имамата и считали себя законными лидерами мусульманской общины. Линия имамов-низаритов-исмаилитов , представленная сегодня Ага-ханами , утверждает, что происходит от ветви Фатимидов. Алави Бохрас , преимущественно базирующиеся в Вадодаре , также заявляют о своем происхождении от Фатимидов.

Династия Фатимидов возникла как лидеры тайного раннего исмаилитского миссионерского движения ( да'ва ) в девятом веке нашей эры, якобы действуя от имени скрытого имама, которым в то время считался Мухаммад ибн Исмаил . Исмаилитский да'ва широко распространился по всему исламскому миру, которым тогда управлял Аббасидский халифат . В 899 году будущий первый халиф Фатимидов Абдалла провозгласил себя ожидаемым имамом, что вызвало раскол в исмаилитском дааве , поскольку карматы , не признавшие его имамата, откололись. Тем временем агентам исмаилитов удалось завоевать значительную часть Йемена и Ифрикии , а также начать восстания в Сирии и Ираке. Спасаясь от преследований Аббасидов в Ифрикию, Абдаллах открыто провозгласил себя и основал Фатимидский халифат в 909 году. Оттуда Фатимидские имамы-халифы распространили свое правление на большую часть Магриба , а также на Сицилию , прежде чем завоевать Египет в 969 году. Основание Каира в качестве своего нового столице, в течение следующих двух столетий Фатимиды будут базироваться в Египте и отождествлять себя со страной. На пике своего развития Фатимиды претендовали на контроль или сюзеренитет над большей частью Северной Африки, Сицилией, Египтом, Левант , Хиджаз , Йемен и Мултан .

Заявляемое Фатимидами происхождение от Фатимы и Али было центральным для их легитимности как законных имамов в непрерывной, божественно предопределенной линии, начиная с Али. Их первоначальная неясность, а также публикация противоречивых и неверных генеалогий первым халифом Фатимидов Абдаллой аль-Махди Биллахом (известным его хулителям под миниатюрным Убайд Аллахом) ставят под сомнение точность этих утверждений, которые обычно отвергались современными халифами. Сунниты и шииты-двунадесятники считали их самозванцами и узурпаторами. В результате во многих источниках в 20 веке Фатимиды назывались уничижительным именем Убайдиды .

Экспансия Фатимидов в Левант и идеологический вызов, который представляло собой господство шиитских режимов , привели к тому, что сунниты в ответ сплотились вокруг Аббасидского халифата , что спровоцировало суннитское возрождение 11 века. Столкнувшись с внутренними беспорядками, приходом турок-сельджуков , а затем крестовыми походами , власть Фатимидов начала приходить в упадок в конце 11 века. династия была спасена путем передачи власти могущественным военным визирям , но это также означало, что имамы-халифы часто были просто марионеточными правителями. Первоначальный динамизм да'ва был уменьшен ожесточенными спорами о престолонаследии, в результате которых значительная часть общины исмаилитов, такая как друзы , низариты и тайибиты , оторвалась от Фатимидов и запятнала престиж и авторитет династии. Последние из фатимидских имамов-халифов были бессильными детьми-правителями, пешками в руках своих визирей. Последний из этих визирей, Саладин , сверг династию в 1171 году, после смерти халифа. аль-Адид . Остальные члены династии и их потомки были помещены под домашний арест в Каире до самой смерти; последние члены династии умерли в середине 13 века.

Источник

[ редактировать ]

Предыстория: ранний шиизм.

[ редактировать ]

После смерти халифа Али ( годы правления 656–661 ) в 661 году, приведшей к созданию халифата Омейядов , часть мусульманской общины отвергла Омейядов как узурпаторов и призвала к установлению режима во главе с членом Ахль аль-Бейт , семья Мухаммеда. Аббасиды и, таким образом, претендовали на , которые заявляли о своем происхождении от дяди Мухаммеда по отцовской линии Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба принадлежность к более широкой семье, извлекли выгоду из этого во время своего прихода к власти против Омейядов; но их притязания были отвергнуты шиитами , которые настаивали на исключительном праве потомков Хасана ( ум. 670 ) и Хусейна ( ум. 680 ), сыновей Али от дочери Мухаммеда Фатимы . [ 1 ] Из потомков Хусейна возникла линия имамов , которые открыто не претендовали на халифат, но считались своими последователями истинными представителями Бога на земле. [ 1 ] Эта доктрина была основана на назначении ( насс ) Али Мухаммедом в Гадир-Хумме , а более поздние сторонники Фатимидов считали, что непрерывная цепь назначенных имамов будет следовать до конца света; действительно, эти ученые утверждали, что существование имамов было неизбежной необходимостью. [ 2 ]

Шестой из этих имамов, Джафар ас-Садик , назначил ( насс ) своего сына Исмаила аль-Мубарака своим преемником, но Исмаил умер раньше своего отца, и когда в 765 году умер сам ас-Садик, преемственность остался открытым. Одна фракция последователей ас-Садика считала, что он назначил другого сына, Мусу аль-Казима своим наследником . Другие последовали за другими сыновьями, Мухаммадом ад-Дибаем и Абдаллахом аль-Афтой (поскольку последний вскоре умер, его последователи перешли в лагерь Мусы) или даже отказывались верить в смерть аль-Садика и ожидали его возвращения в качестве мессии. . [ 3 ] Сторонники Мусы, составлявшие большинство последователей ас-Садика, следовали его линии вплоть до двенадцатого имама, который предположительно исчез в 874 году. Приверженцы этой линии известны как двунадесятники . [ 1 ] [ 4 ] Другая ветвь считала, что за Джафаром ас-Садиком следовал седьмой имам, который также скрывался; поэтому эта партия известна как Севенеры. Точная личность этого седьмого имама оспаривалась, но к концу девятого века его обычно отождествляли с Мухаммедом , сыном Исмаила и внуком ас-Садика. От отца Мухаммеда, Исмаила, секта получила название «Исмаилиты». [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] Ни жизнь Исмаила, ни Мухаммеда хорошо известны, и после сообщения о смерти Мухаммеда во время правления Харуна ар-Рашида ( годы правления 786–809 ) история раннего исмаилитского движения становится неясной. [ 7 ]

Генеалогия Фатимидов и споры

[ редактировать ]

Официальная доктрина Фатимидов утверждала непрерывную линию преемственности между первым халифом Фатимидов Абдаллахом аль-Махди Биллахом ( годы правления 909–934 ) и Али и Фатимой через Мухаммада ибн Исмаила. [ 8 ] Это происхождение было признано и оспорено уже в средние века, и сегодня оно остается темой споров среди ученых. [ 9 ] Как комментирует историк шиитского ислама Хайнц Хальм : «Предполагаемое происхождение династии от Али ибн Аби Талиба и дочери Мухаммеда Фатимы с самого начала ставилось под сомнение современниками и не может быть доказано». [ 10 ] в то время как Майкл Бретт, эксперт по Фатимидам, утверждает, что «фактический ответ на вопрос об их личности невозможен». [ 11 ]

Основная проблема возникает с преемственностью, связывающей аль-Махди с Джафаром аль-Садиком. Согласно исмаилитской доктрине, имамы, последовавшие за Мухаммадом ибн Исмаилом, находились в сокрытии ( сатр ), но ранние исмаилитские источники о них не упоминают, и даже более поздние официальные исмаилитские генеалогии расходятся по количеству, именам и личности этих «скрытых имамов» ( аль-аимма аль-мастурин ), проблема, осложняющаяся заявлениями исмаилитов о том, что скрытые имамы принимали различные псевдонимы в целях безопасности. [ 12 ] [ 13 ] Так, происмаилитский принц Питер Хагоп Мамур в своей апологетической работе 1934 года «Полемика о происхождении халифов Фатими » перечисляет не менее пятидесяти вариаций линии четырех скрытых имамов между Исмаилом ибн Джафаром и аль-Джафаром. -Махди утверждает, что различные имена представляют собой псевдонимы. [ 14 ] Ранние исмаилитские источники, как правило, хранят молчание по этому вопросу из-за смеси как религиозного императива (поскольку Бог повелел скрывать своих имамов, они должны оставаться таковыми), так и очевидного невежества. [ 15 ] Сам аль-Махди в письме, направленном общине исмаилитов в Йемене, даже утверждал, что он происходит не от Исмаила ибн Джафара, а от своего старшего брата Абдаллы аль-Афтаха, который, как обычно считается, не имеет вообще не было потомков. Примечательно, что более поздние официальные генеалогии Фатимидов отвергли эту версию. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Кроме того, оказывается, что первый известный предок линии Фатимидов, Абдаллах аль-Акбар , прадед первого халифа Фатимидов, первоначально заявлял о своем происхождении вовсе не от Али, а от своего брата Акила ибн Аби Талиба , и был принят как таковой Акилидами Басры. [ 19 ] По словам Бретта, линия происхождения, о которой заявляет Фатимид, между Джафаром ас-Садиком и аль-Махди отражает «исторические убеждения, а не исторические личности, для которых существует мало или вообще нет независимых подтверждений». [ 11 ] поскольку даже Исмаил ибн Джафар является малоизвестной фигурой, не говоря уже о его предполагаемых скрытых преемниках. [ 20 ]

В то время как профатимидские источники подчеркивают их происхождение от Алидов (династия называла себя просто «династией Алидов» ( ад-давла аль-алавийя )), многие суннитские источники вместо этого называют их «Убайдидами» ( араб . بنو عبيد , латинизировано : Бану Убайд ), после уменьшительной формы Убайд Аллах для Имя аль-Махди, обычно используемое в суннитских источниках с явно уничижительным намерением. [ 21 ] [ 10 ] Средневековые полемисты против Фатимидов, начиная с Ибн Ризама и Аху Мухсина , стремились дискредитировать исмаилизм как антиномическую ересь и обычно считали утверждения Фатимидов о происхождении Алидов мошенническими. Вместо этого они выдвинули встречное утверждение, что аль-Махди произошел от Абдаллы, сына некоего Маймуна аль-Кадды из Хузистана . [ 22 ] что настоящее имя аль-Махди было Саид, или что отец аль-Махди на самом деле был евреем (распространенный антисемитский образ среди средневековых арабских авторов). [ 8 ] как некоторые средневековые суннитские авторы и современные властители, в том числе безупречные алиды -шарифы Мекки В то время и Медины , принимали или, по-видимому, принимали претензии Фатимидов за чистую монету, [ 23 ] Эта антиисмаилитская «черная легенда», как ее называет современный ученый Фархад Дафтари , оказала влияние на суннитских историографов на протяжении последующих столетий и стала официальной доктриной с Багдадским манифестом 1011 года. [ 24 ] Из-за нехватки фактического исмаилитского материала до тех пор, пока исмаилитские источники не начали становиться доступными и подвергаться научному исследованию в 20 веке, суннитская версия была принята даже некоторыми востоковедами раннего Нового времени . [ 25 ]

Ранние исмаилитские источники игнорируют существование Маймуна аль-Кадды, но позже источники эпохи Фатимидов были вынуждены противостоять утверждениям своих оппонентов о его личности и пытались соответствующим образом согласовать противоречивые генеалогии. [ 16 ] [ 26 ] Некоторые сектантские исмаилитские, особенно друзские , источники даже утверждали, что в период сокрытия исмаилитских имамов исмаилитское движение фактически возглавлялось потомками Маймуна аль-Кадды, вплоть до восстановления истинной линии с Фатимидские халифы. [ 26 ] Более поздние авторы тайиби -исмаилитов также использовали фигуры Маймуна аль-Кадды и его сына Абдаллы, чтобы аргументировать законность существования заместителя или представителя имама, когда последний был несовершеннолетним. [ 27 ] Еще один спор, возникший уже в средние века, заключается в том, был ли второй халиф Фатимидов, Мухаммад аль-Каим би-Амр Аллах , сыном аль-Махди, или последний просто узурпировал положение все еще скрытого имама. ; это означало бы, что аль-Каим был первым истинным имамом-халифом Фатимидов. [ 16 ] [ 26 ]

Современные авторы попытались согласовать генеалогии. В книге «Истоки исмаилизма » арабист Бернард Льюис предположил существование двух параллельных рядов имамов: имамов-попечителей ( муставда' ), происходящих от Маймуна аль-Кадды, задачей которых было скрывать и защищать существование реального ( мустакарр , букв. « постоянные » ) имамы. Льюис утверждал, что аль-Махди был последним из этой линии, и что аль-Каим был первым из имамов мустакарра , занявшим трон. [ 16 ] [ 28 ] Исследования Владимира Иванова , с другой стороны, убедительно показали, что предполагаемое происхождение Фатимидов от Кадды — это легенда, вероятно, выдуманная самим Ибн Ризамом: теперь известно, что исторический Маймун аль-Кадда был учеником Мухаммада аль- Кадды. Бакир (признанный как исмаилитами, так и двунадесятниками имамом), и он, и его сын Абдаллах были родом из Хиджаза . Таким образом, только по соображениям хронологии версия Ибн Ризама оказывается несостоятельной. [ 29 ] Доступ к большему количеству источников, кроме того, привел к частичному согласованию противоречивых версий, утверждая, что некоторые из вариантов имен в генеалогиях действительно были прикрывающими именами исмаилитских имамов: таким образом, Маймун («Счастливчик») предлагается в качестве имени прозвище Мухаммада ибн Исмаила, тем более что источник связывает его с сектой, известной как Маймуния. Это объяснение также присутствует в послании четвертого фатимидского халифа аль-Муиза в 965 году. Это сделало бы утверждение о происхождении аль-Махди от «Абдаллы ибн Маймуна» действительно верным и заставило бы враждебные источники сбить его с толку. с более ранней фигурой шиитов. [ 30 ] Другое предположение, выдвинутое Аббасом Хамдани и Ф. де Блуа, заключается в том, что официально опубликованные генеалогии представляют собой компромисс между двумя разными линиями происхождения от Джафара ас-Садика, одной от Исмаила, а другой (согласно письму аль-Махди к йеменцы) от Абдаллы аль-Афтаха. [ 31 ] [ 28 ] Другие ученые, такие как Хальм, по-прежнему настроены скептически, в то время как Омерт Шриер и Майкл Бретт полностью отвергают утверждения Фатимидов о происхождении Алидов как благочестивый вымысел. [ 32 ]

Фатимиды и ранний исмаилитский да'ва

[ редактировать ]

И двунадесятники, и семерки считали, что их последние имамы не умерли, а просто скрылись, и что они вскоре вернутся как мессия, махди («Праведный путь») или каим («Тот, кто Восстанет»), чтобы возвестить конец времен . [ 1 ] [ 33 ] Махди , обеспечит быстро свергнет узурпаторов Аббасидов и разрушит их столицу Багдад , восстановит единство мусульман, завоюет Константинополь окончательный триумф ислама и установит царство мира и справедливости. [ 34 ] Исмаилиты, в частности, верили, что махди раскроет истинный, «внутренний» ( батин ) смысл религии, который до тех пор был доступен лишь немногим избранным посвященным. Махди захир отменит «внешние» ( ) формы и ограничения ислама, поскольку отныне истинная религия, религия Адама , будет проявляться без необходимости в символах и других посреднических средствах. [ 35 ]

Однако, хотя махди Мухаммад ибн Исмаил оставался скрытым, его должны были представлять агенты, которые собирали верующих, распространяли информацию ( да'ва , «приглашение, призыв») и готовили его возвращение. , живое доказательство существования имама . Главой этой тайной сети был ходжа ( букв. « печать » ) [ 36 ] Первым известным худжой был Абдаллах аль-Акбар, богатый купец из Аскар-Мукрама , на территории современного юго-западного Ирана . Если не считать невероятных историй, распространявшихся более поздними антиисмаилитскими полемистами, его точное происхождение неизвестно. [ 37 ] Его учение привело к тому, что он был вынужден бежать из родного города, чтобы избежать преследований со стороны властей Аббасидов, и искать убежища в Басре . В очередной раз его учение привлекло внимание властей, и он двинулся дальше в небольшой городок Саламия на западной окраине Сирийской пустыни . [ 38 ] Там он поселился купцом из Басры и имел двух сыновей, Ахмада и Ибрагима. Когда Абдалла умер ок. 827/8 г. Ахмад сменил своего отца на посту главы исмаилитского движения, а ему, в свою очередь, наследовал его младший сын Мухаммед, известный как Абу'л-Шалаглах. [ 39 ] В более поздней доктрине Фатимидов Абдаллах аль-Акбар был представлен как старший сын Мухаммада ибн Исмаила и его преемник на посту имама, за которым следовал Ахмад. [ 40 ] Однако в то время как Мухаммад Абу'л-Шалаглах был главой да'ва , имамат перешел к другому сыну, аль-Хусейну (ум. 881/2), а затем к сыну аль-Хусейна, Абдалле или Саиду, будущий халиф аль-Махди, родившийся в 873/4 г. [ 41 ] Исмаилитские тексты предполагают, что Абу'л-Шалаглах был опекуном и наставником аль-Махди, но также и то, что он пытался узурпировать наследование своих собственных сыновей, но потерпел неудачу, поскольку все последние умерли преждевременно. [ 41 ]

В конце девятого века ожидания милленаристов в мусульманском мире возросли, что совпало с глубоким кризисом Аббасидского халифата во время десятилетней анархии в Самарре , возникновением отколовшихся и автономных режимов в провинциях и крупномасштабным Занджским восстанием. , лидер которого заявил о своем происхождении от Алида и провозгласил себя Махди . [ 42 ] В этой хаотической атмосфере, когда Аббасиды были заняты подавлением восстания Занджа, исмаилитский да'ва быстро распространился, чему способствовало недовольство среди сторонников Двенадцати политическим квиетизмом их руководства и недавним исчезновением их двенадцатого имама. [ 43 ] Миссионеры ( даи ), такие как Хамдан Кармат и его зять Абу Мухаммад Абдан , в конце 870-х годов распространили сеть агентов на территорию вокруг Куфы , а оттуда в Йемен ( Ибн Хавшаб , 882 г.), а оттуда в Индию (Ибн Хавшаб, 882 г.). 884 г.), Бахрейн ( Абу Саид аль-Джаннаби , 899 г.), Персия и Ифрикия ( Абу Абдаллах аль-Шии , 893). [ 44 ] [ 45 ] Реальное руководство движением оставалось скрытым в Саламии, и только главные даи каждого региона, такие как Хамдан Кармат, знали о нем и переписывались с ним. [ 46 ] Однако истинный глава движения оставался скрытым даже от старших миссионеров, а некий Файруз выполнял функции главного миссионера ( даи ад-дуат ) и «ворот» ( баб ) к скрытому лидеру. [ 47 ]

Карматский раскол и бегство в Магриб

[ редактировать ]

Примерно в 899 году Абдаллах ибн аль-Хусейн принял на себя руководство да'ва . Вскоре он начал вносить изменения в доктрину, что обеспокоило Хамдана Кармата. Абдан отправился в Саламию, чтобы расследовать это дело, и узнал, что Абдаллах утверждал, что ожидаемым Махди был не Мухаммад ибн Исмаил, как обычно пропагандируют, а сам Абдаллах, и что предки Абдаллы, далеко не просто ходжи имамов, на самом деле были самими имамами. В письме к йеменской общине Абдалла заявил, что «Мухаммад ибн Исмаил» на самом деле был прикрытием, взятым каждым действующим имамом, и отрицал какую-либо конкретную роль Мухаммада ибн Исмаила как ожидаемого Махди , который должен был возвестить Конечные времена. [ 48 ] Эти доктринальные нововведения вызвали серьезный раскол в движении, поскольку Хамдан осудил руководство Саламии, собрал иракских даи и приказал им прекратить миссионерскую деятельность. Вскоре после этого Хамдан «исчез» из своей штаб-квартиры, а Абдан был убит Закаравайхом ибн Михравайхом , который оставался верным Саламии. [ 49 ]

В результате раскола ранний исмаилитский да'ва разделился на две фракции: на тех, кто принял притязания Абдаллы и продолжал следовать за ним, и стал настоящими исмаилитами, и на тех, кто отверг их и продолжал верить в возвращение Мухаммеда. ибн Исмаил как Махди , которые стали известны как карматы (хотя антифатимидские источники также использовали этот ярлык для самих Фатимидов). [ 50 ] В Ираке и Персии община была разделена между двумя фракциями, но в Бахрейне местные даи отделились от Саламии и основали независимое карматское государство, просуществовавшее до 1070-х годов. [ 50 ] С другой стороны, Закаравайх и его сторонники начали серию антиаббасидских восстаний в Ираке и Сирии в 902–907 годах при поддержке бедуинских племен. называвшие себя Фатимиюн Восстания, , пользовались некоторым эфемерным успехом, но в конечном итоге были подавлены все еще мощной армией Аббасидов. Закаравай, очевидно, двинулся без разрешения или предварительного ведома Абдаллы и, таким образом, подверг его опасности: власти Аббасидов начали репрессии против да'ва , а сыновья Закаравайха невольно раскрыли местонахождение и личность Абдаллы Аббасидам, которые начали охоту на человека. против него. [ 51 ] Уже в 902 году Абдаллах со своим семейством уехал из Саламии в Рамлу . Когда восстания, спровоцированные Закаравайхом, были подавлены, Абдалла переехал в Тулунидский Египет в начале 904 года. Когда в следующем году Аббасиды восстановили контроль над Египтом, небольшая группа снова бежала. В то время как его товарищи рассчитывали отправиться в Йемен, где исмаилитский да'ва обосновался в городе-оазисе Сиджилмаса , на территории нынешнего юго-западного Марокко . добился большого успеха, Абдаллах повернул на запад и в августе 905 года [ 21 ] [ 52 ]

Управление империей

[ редактировать ]

Основание Фатимидского халифата

[ редактировать ]

Тем временем в Ифрикии даи Абу Абдаллаху аль-Шии удалось обратить берберское племя Кутама на сторону исмаилитов. С 902 года Кутама постепенно отвоевал регион у своих клиентов Аббасидов, Аглабидов . вошли в город-дворец Аглабидов Раккаду . 25 марта 909 года Абу Абдаллах и его Кутама с триумфом [ 10 ] [ 53 ] Даи , провозгласил шиитский режим, но до сих пор держал имя своего господина в тайне, используя только титул « худжат Аллах» «Божественное доказательство»; и вскоре отправился на запад во главе большой армии, чтобы привести своего имама в Ифрикию. [ 10 ] [ 54 ] Армия Кутамы на своем пути уничтожила хариджитский эмират Рустамидов и в августе 909 года прибыла в Сиджилмасу. Там войска провозгласили Абдаллу халифом. [ 55 ] 4 января 910 года Абдалла вошел в Раккаду, где публично провозгласил себя халифом с царственным титулом аль -имам аль-Махди биллах , «имам, ведомый по правильному пути Бога». [ 56 ]

Первый кризис нового режима произошел быстро. Абу Абдалла аль-Шии и его брат потребовали доказательств того, что Абдаллах является Махди , или возмутились ограничениями их власти, наложенными новым правителем. Аль-Махди Биллах смог устранить их в 911 году, но это привело к восстанию в Кутаме, которое возглавил ребенок -Махди в качестве номинального главы. Восстание было подавлено, и контроль Фатимидов над Кутамой укрепился. [ 21 ] [ 57 ] Тем не менее, власть Фатимидов оставалась хрупкой, поскольку она основывалась почти исключительно на – часто агрессивном – племени Кутама, а позже Санхаджа . и на племени [ 10 ] И наоборот, местные арабы Ифрикии были малики- суннитами, в то время как большинство берберских племен дальше на запад - особенно конфедерация Зената - придерживались различных форм хариджизма и, таким образом, выступали против исмаилитского режима Фатимидов. [ 21 ] [ 58 ]

Имперская экспансия

[ редактировать ]

Учитывая полубожественный статус, который они претендовали как законные имамы ислама, амбиции Фатимидов не ограничивались Ифрикией. Фатимидские халифы стремились свергнуть не только конкурирующих мусульманских монархов — Аббасидов Багдада и Омейядов Кордовы Византийскую — но и империю , заявляя о божественном праве на универсальный суверенитет. [ 59 ]

Власть Фатимидов быстро распространилась за море на Сицилию , отвоеванную . Аглабидами у византийцев [ 10 ] но правление Фатимидов там установилось лишь после того, как была подавлена ​​серия восстаний местных мусульман, временами выступавших на стороне Аббасидов. [ 60 ] [ 61 ] Сицилия была также важна как поле битвы против византийцев, что, среди прочего, позволяло Фатимидам представить себя поборниками ислама, ведущими священную войну против неверных. На практике отношения часто были более прагматичными, и военные действия чередовались с периодами перемирия. [ 60 ] [ 62 ] серия потомственных правителей, династия Калбидов . С 948 года Сицилией от имени Фатимидов управляла [ 60 ]

Фатимиды также расширились на запад до остальной части Магриба, где Фес и Сиджилмаса были захвачены в 920–921 годах, хотя эти завоевания было трудно удержать, и они привели Фатимидов к конфликту с Омейядами Кордовы. [ 63 ] [ 64 ] Пытаясь вытеснить Аббасидов, сын и наследник аль-Махди аль-Каим би-Амр Аллах возглавил кампании на восток с целью захвата Египта в 914 и 919 годах . Обе попытки провалились, и в руках Фатимидов осталась только Киренаика . [ 10 ] [ 64 ]

Восстание Абу Язида

[ редактировать ]
Укрепленный вход в Аль-Махдию сегодня

Между 916 и 921 годами аль-Махди построил новую резиденцию, укрепленный город-дворец Махдия , на скалистом мысе на побережье Ифрикийана. [ 10 ] Когда аль-Махди умер в 934 году, ему наследовал его сын аль-Каим ( годы правления 934–946 ), который продолжил политику своего отца. [ 65 ] Еще одна попытка вторжения в Египет в 935 году потерпела поражение от нового сильного правителя страны Мухаммада ибн Тугджа аль-Ихшида . [ 66 ]

Самым заметным событием правления аль-Каима стало восстание зенатских берберов под предводительством хариджитского проповедника Абу Язида в 943/44 году: почти вся Ифрикия поддалась повстанцам, а в январе 945 года повстанцы осадили саму Махдию. . [ 10 ] [ 67 ] Аль-Каим умер во время осады, и ему наследовал его сын Абу Тахир Исмаил ( годы правления 946–953 ). Новый халиф скрыл смерть своего отца, выступил в поход и в серии сражений разгромил армии повстанцев и в августе 947 года захватил Абу-Язида. [ 10 ] [ 68 ] Победа над лидером повстанцев, который почти уничтожил государство Фатимидов и которого символически называл Даджалем («лжемессия») исмаилитский да'ва , стала моментом, когда Абу Тахир объявил себя имамом и халифом в наследник своего отца по имени аль-Мансур би-Наср Аллах («Победитель с помощью Бога»). [ 10 ] [ 69 ] Аль-Мансур перенес двор Фатимидов в новый город-дворец аль-Мансурийя недалеко от Кайруана , но вскоре умер, и ему наследовал его сын аль-Муизз ли-Дин Аллах ( годы правления 953–975 ). [ 10 ]

Завоевание Египта и перенос столицы в Каир.

[ редактировать ]

Аль-Муизз был отличным планировщиком и организатором, и унаследованное им государство восстановило внутреннюю стабильность после беспорядков, вызванных восстанием Абу Язида. [ 70 ] Его раннее правление ознаменовалось успехами в борьбе с византийцами, где последние оставшиеся византийские крепости были уничтожены с падением Рометты в 965 году. [ 71 ] а также отвоевание западного Магриба фатимидским генералом Джаухаром в 958–960 годах, временно изгнавшее влияние Омейядов из региона и распространившее правление Фатимидов на берега Атлантического океана. [ 72 ]

После этих успехов аль-Муиз вновь обратился к заброшенному проекту завоевания Египта. Была проведена тщательная военная и политическая подготовка, и агенты исмаилитского да'ва начали продвигать дело Фатимидов в Египте и подкупать чиновников ослабленного режима Ихшидидов . [ 60 ] [ 73 ] В результате, когда армия Фатимидов под командованием Джаухара прибыла в Египет летом 969 года, она не встретила большого организованного сопротивления. Джаухар вошел в столицу Египта Фустат в июле 969 года и объявил страну своим господином. [ 74 ] Он немедленно начал основывать новую столицу недалеко от Фустата, которая стала известна как аль-Кахира аль-Муизийя («Победоносный из аль-Муизза»), Каир. современный [ 10 ]

Джаухар правил Египтом в течение следующих четырех лет в качестве наместника аль-Муиза, восстанавливая финансы страны. [ 75 ] Лишь в августе 972 года аль-Муизз покинул Ифрикию, назначив бербера Булуггина ибн Зири там своим наместником . В июне 973 года двор Фатимидов прибыл в Египет, и аль-Муиз поселился в Каире. [ 76 ]

Экспансия в Сирию

[ редактировать ]

Между тем, сразу после завоевания Египта Джаухар попытался распространить власть Фатимидов на Сирию . Первое вторжение Фатимидов провалилось во многом из-за противодействия карматов Бахрейна, которые, не колеблясь, присоединились к халифу Аббасидов и публично осудили аль-Муиза. Карматский лидер аль-Хасан аль-Асам возглавил два вторжения в Египет в 971 году и еще раз, несмотря на попытки аль-Муиза привлечь его на свою сторону, в 974 году. Оба вторжения были отбиты у ворот Каира, вынудив карматов отступить в Бахрейн и открыть путь для новой попытки Фатимидов завоевать Сирию. [ 77 ] В то же время, около 970/71 года, два священных города Мекка и Медина признали сюзеренитет Фатимидов, что стало важной символической победой Фатимидов. [ 78 ]

В 978 году халиф аль-Азиз ( годы правления 975–996 ) захватил Дамаск, но власти Фатимидов в Сирии продолжали бросать вызов, будь то могущественные генералы или беспокойные бедуины Палестины под властью Джаррахидов . [ 78 ] Попытки Аль-Азиза захватить эмират Хамданидов в Алеппо привели Фатимидов к конфликту с византийцами, которые считали город своим протекторатом. [ 79 ] Попытки взять Алеппо провалились в 983, 992/3 и 994/5 годах. [ 78 ] и эффективная власть Фатимидов мало что простиралась за пределы Триполи на севере. [ 78 ] В 987 году сюзеренитет Фатимидов был признан Яфуридами в Йемене. [ 78 ] но попытки Фатимида убедить других шиитских правителей Ирака, Буидов , признать их сюзеренитет, потерпели неудачу; Буиды отвергли утверждения Фатимидов о происхождении Алидов. [ 80 ] Во время правления Аль-Азиза произошли также изменения в структуре и характере государства Фатимидов: Кутама, которые были главной опорой раннего режима Фатимидов, теперь были дополнены турецкими военными рабами ( гильманами ), а также чернокожими африканскими рабами-солдатами. Под руководством Якуба ибн Килиса администрация Фатимидов стала организованной и упорядоченной. [ 10 ]

Правление аль-Хакима

[ редактировать ]

Аль-Азиз умер в 996 году, готовя крупный поход против византийцев и Хамданидов. Ему наследовал его одиннадцатилетний сын аль-Хаким ( годы правления 996–1021 ). [ 10 ] Первоначально под опекой влиятельных чиновников аль-Хакиму удалось в 1000 году захватить бразды правления себе. [ 10 ] В первые годы его правления в 1001 году был заключен мир с Византией. [ 79 ] а также великие племенные восстания Абу Руквы в Киренаике в 1005 году и Муфарриджа ибн Дагфаля в Палестине в 1012–1013 годах. [ 10 ] На севере Укайлиды Мосула ненадолго признали сюзеренитет Фатимидов в 1010 году, а в 1015 году Алеппо сделал то же самое : войска Фатимидов вошли в город и установили прямой контроль в 1017 году. [ 78 ] Отношения с Зиридами, которые быстро начали дистанцироваться от власти Каира, при аль-Хакиме стали более напряженными из-за споров по поводу Киренаики и Триполи . [ 79 ] а в 1016/7 году новый эмир Зиридов аль-Муизз ибн Бадис устроил погром против оставшихся исмаилитов в Ифрикии. [ 10 ]

С 1015 года Фатимидский халифат и община исмаилитов столкнулись с ростом сектантства: появилась серия проповедников, пропагандировавших экстремистские версии исмаилизма, проповедующих неизбежность конца времен, божественность всех времен. Хаким и отмена шариата . Религиозный истеблишмент Фатимидов выступал против таких антиномичных взглядов, но аль-Хаким, похоже, терпел их, если не поощрял. Хотя аль-Хаким никогда официально не поддерживал их взгляды, учения таких людей, как ад-Дарзи и Хамза ибн Али, привели к рождению веры друзов . [ 10 ] В то же время аль-Хаким внес любопытные новшества в преемственность, разделив свою должность на две части: одну, чтобы стать преемником халифата, то есть светской должности, и другую, чтобы стать преемником в качестве имама, то есть лидера общины исмаилитов. . Более того, он отодвинул на второй план своего собственного сына и назначил на эти посты двух двоюродных братьев, тем самым вызвав враждебность фатимидской элиты. В результате заговора между последними аль-Хаким был убит во время одной из ночных поездок за пределы Каира, а его труп избавился от него и так и не был найден. [ 10 ]

Династия у власти

[ редактировать ]

Членов династии тщательно держали в стороне от государственных дел; даже принцы и принцессы крови не имели особого положения при дворе, не говоря уже о том, чтобы им было доверено управление провинциями или командование армиями, как в других средневековых государствах, что могло привести к созданию независимой базы власти, которая могла бы угрожать упорядоченному отцу. Преемственность имамата и халифата по наследству. [ 81 ] По тем же причинам фатимидские принцессы обычно не выходили замуж за пределами семьи, а сами халифы обычно не заключали полноценный брак , а имели наложниц-рабынь, которые могли подняться до высокого статуса умм валад по рождению сына. [ 82 ] Это привело к различиям в рангах: подробный список придворных старшин от 1122 года, во время правления аль-Амира, единственный родной брат халифа, Джафар, занимает первое место в иерархии, в то время как их сводные братья от других женщин указаны гораздо ниже, после собственных наложниц халифа. [ 81 ]

Тем не менее члены династии обладали огромным богатством, основанным на владении недвижимостью в столице Каире и ее окрестностях, а также на торговле. [ 83 ] Сам халиф не был чужд такого обогащения и владел обширными частями Каира; по словам путешественника середины 11-го века Насира Хусрова , все 20 000 магазинов в городе, а также его караван-сараи и бани, а также 8 000 других зданий, которые платили ежемесячную арендную плату в личный кошелек халифа ( диван аль-хасс ) или частную казну ( Хизана аль-Хасс ). [ 84 ] Принцессы Фатимидов также считаются чрезвычайно богатыми, частично благодаря выделенным им поместьям, а частично благодаря их собственной коммерческой и предпринимательской деятельности. Таким образом, после своей смерти в 1050/51 году две дочери халифа аль-Муиза оставили поместья стоимостью около 1,7 миллиона золотых динаров каждая, в то время как Ситт аль-Мульк, как известно, наняла для своей далекой жизни обширный штат способных администраторов обоих полов. -перемежающиеся экономические интересы. [ 85 ]

Генеалогические деревья

[ редактировать ]

Происхождение от Али, принятое более поздними исмаилитами

[ редактировать ]

Генеалогия согласно письму аль-Махди йеменской общине

[ редактировать ]
Происхождение согласно письму, отправленному общине исмаилитов в Йемене аль-Махди биллой, которое было воспроизведено Джафаром ибн Мансуром аль-Яманом. [ 86 ] [ 87 ]
Али ибн Аби Талиб Фатима бинт Мухаммад
Аль-Хасан ибн Али аль-Хусейн ибн Али
Али ибн Хусейн Зейн аль-Абидин
Зейд ибн Али Мухаммад аль-Бакир
Джафар аль-Садик
Исмаил ибн Джафар Муса аль-Кадхим Абдулла аль-Афтах
Мухаммад ибн Исмаил Двенадцать имамов Абдулла аль-Акбар
(в укрытии)
Ахмед
(в укрытии)
Абу Али Мухаммад
(Абу аль-Шалага)
аль-Хусейн
(в укрытии)
Дочь Абдаллах
аль-Махди биллах
Мухаммед
аль-Каим би-Амр Аллах
   обозначает имамов, царственные имена выделены жирным шрифтом.

Генеалогия, предложенная Бернардом Льюисом

[ редактировать ]
Имамы Муставда / Каддахит (слева) и Мустакарр / Алид (справа), как предложил Бернард Льюис [ 88 ]
Маймун аль-Кадда
Абдаллах
Мухаммед
Хусейн
Ахмед
Сказал
Абдалла аль-Махди Биллах
Мухаммад ибн Исмаил
Ахмед
Но
Мухаммед
аль-Каим би-Амр Аллах

Династическое генеалогическое древо

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Бретт 2017 , с. 18.
  2. ^ Бретт 2001 , с. 31.
  3. ^ Дафтари 2007 , стр. 88–89.
  4. ^ Дафтари 2007 , с. 89.
  5. ^ Хальм 1991 , стр. 27–28.
  6. ^ Дафтари 2007 , стр. 89–90.
  7. ^ Дафтари 2007 , стр. 90–96.
  8. ^ Jump up to: а б Канард 1965 , с. 850.
  9. ^ см . Андани 2016 , стр. 199–200 для резюме.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Солома 2014 .
  11. ^ Jump up to: а б Бретт 2001 , с. 29.
  12. ^ Дак 1965 , стр. 850–851.
  13. ^ Дафтари 2007 , стр. 99–100, 104.
  14. ^ Бретт 2001 , с. 34.
  15. ^ Бретт 2001 , с. 35.
  16. ^ Jump up to: а б с д Канард 1965 , с. 851.
  17. ^ Дафтари 2007 , с. 101.
  18. ^ Хальм 1991 , стр. 146–147.
  19. ^ Хальм 1991 , стр. 19–20.
  20. ^ Бретт 2001 , с. 30.
  21. ^ Jump up to: а б с д Канард 1965 , с. 852.
  22. ^ Дафтари 2007 , стр. 8, 101–103.
  23. ^ Андани 2016 , стр. 199–200.
  24. ^ Дафтари 2007 , стр. 8–9, 24–25.
  25. ^ Дафтари 2007 , стр. 101–103.
  26. ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 105.
  27. ^ Дафтари 2007 , стр. 105–106.
  28. ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 107.
  29. ^ Дафтари 2007 , с. 103.
  30. ^ Дафтари 2007 , стр. 104–105.
  31. ^ Бретт 2001 , с. 36.
  32. ^ Андани 2016 , с. 200.
  33. ^ Хальм 1991 , стр. 28.
  34. ^ Хальм 1991 , стр. 28–29.
  35. ^ Хальм 1991 , стр. 29.
  36. ^ Хальм 1991 , стр. 29–30.
  37. ^ Хальм 1991 , стр. 16–18.
  38. ^ Хальм 1991 , стр. 17–20.
  39. ^ Хальм 1991 , стр. 22–24.
  40. ^ Дафтари 2007 , стр. 99–100.
  41. ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 100.
  42. ^ Бретт 2017 , с. 17.
  43. ^ Дафтари 2007 , с. 108.
  44. ^ Хальм 1991 , стр. 47.
  45. ^ Дафтари 2007 , стр. 108–110.
  46. ^ Дафтари 2007 , с. 116.
  47. ^ Хальм 1991 , стр. 61.
  48. ^ Дафтари 2007 , стр. 116–119.
  49. ^ Дафтари 2007 , с. 117.
  50. ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 120.
  51. ^ Дафтари 2007 , стр. 122–124.
  52. ^ Дафтари 2007 , стр. 123, 125.
  53. ^ Дафтари 2007 , стр. 126–127.
  54. ^ Дафтари 2007 , с. 127.
  55. ^ Дафтари 2007 , стр. 127–128.
  56. ^ Дафтари 2007 , с. 128.
  57. ^ Дафтари 2007 , с. 141.
  58. ^ Дафтари 2007 , стр. 141–142.
  59. ^ Канард 1942–1947 .
  60. ^ Jump up to: а б с д Канард 1965 , с. 853.
  61. ^ Дафтари 2007 , стр. 143–144.
  62. ^ Лев 1995 , стр. 191–192.
  63. ^ Дак 1965 , стр. 852–853.
  64. ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 142.
  65. ^ Дафтари 2007 , с. 145.
  66. ^ Дафтари 2007 , с. 143.
  67. ^ Дафтари 2007 , с. 146.
  68. ^ Дафтари 2007 , стр. 146–147.
  69. ^ Дафтари 2007 , с. 147.
  70. ^ Дафтари 2007 , с. 156.
  71. ^ Дафтари 2007 , стр. 144–145.
  72. ^ Дафтари 2007 , стр. 156–157.
  73. ^ Дафтари 2007 , с. 158.
  74. ^ Дафтари 2007 , с. 159.
  75. ^ Дафтари 2007 , с. 161.
  76. ^ Дафтари 2007 , с. 162.
  77. ^ Дафтари 2007 , с. 162–164.
  78. ^ Jump up to: а б с д и ж Канард 1965 , с. 854.
  79. ^ Jump up to: а б с Канард 1965 , с. 855.
  80. ^ Дак 1965 , стр. 855–856.
  81. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , с. 149.
  82. ^ Хальм 2014 , стр. 149–150.
  83. ^ Лев 1991 , стр. 65–67.
  84. ^ Лев 1991 , стр. 65.
  85. ^ Лев 1991 , стр. 68–69.
  86. ^ Дафтари 2007 , стр. 101, 118–119.
  87. ^ Хальм 1991 , стр. 145–147.
  88. ^ Льюис 1940 , стр. 71–73.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 23ea92f4e9598b83953c3210614dbc02__1722536460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/02/23ea92f4e9598b83953c3210614dbc02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fatimid dynasty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)