Династия Фатимидов
Династия Фатимидов Фатимиды | |
---|---|
Родительская семья | Хусейниды |
Страна | Фатимидский халифат |
Этимология | Фатима |
Основан | 909 |
Основатель | Абдулла аль-Махди Биллах |
Последний правитель | Аль-Адид ли-Дин Аллах |
Историческое место | Раккада (909–921) аль-Махдия (921–948) аль-Мансурия (948–973) Каир (973–1171) |
Титулы | Имам и халиф |
Растворение | 1171 |
Исторические арабские государства и династии |
---|
Династия Фатимидов ( арабский : الفاطميون , латинизированный : аль-Фатимийюн ) — арабская династия , правившая Фатимидским халифатом между 909 и 1171 годами нашей эры. Утверждая, что они произошли от Фатимы и Али и придерживаясь исмаилитского шиизма , они придерживались исмаилитского имамата и считали себя законными лидерами мусульманской общины. Линия имамов-низаритов-исмаилитов , представленная сегодня Ага-ханами , утверждает, что происходит от ветви Фатимидов. Алави Бохрас , преимущественно базирующиеся в Вадодаре , также заявляют о своем происхождении от Фатимидов.
Династия Фатимидов возникла как лидеры тайного раннего исмаилитского миссионерского движения ( да'ва ) в девятом веке нашей эры, якобы действуя от имени скрытого имама, которым в то время считался Мухаммад ибн Исмаил . Исмаилитский да'ва широко распространился по всему исламскому миру, которым тогда управлял Аббасидский халифат . В 899 году будущий первый халиф Фатимидов Абдалла провозгласил себя ожидаемым имамом, что вызвало раскол в исмаилитском дааве , поскольку карматы , не признавшие его имамата, откололись. Тем временем агентам исмаилитов удалось завоевать значительную часть Йемена и Ифрикии , а также начать восстания в Сирии и Ираке. Спасаясь от преследований Аббасидов в Ифрикию, Абдаллах открыто провозгласил себя и основал Фатимидский халифат в 909 году. Оттуда Фатимидские имамы-халифы распространили свое правление на большую часть Магриба , а также на Сицилию , прежде чем завоевать Египет в 969 году. Основание Каира в качестве своего нового столице, в течение следующих двух столетий Фатимиды будут базироваться в Египте и отождествлять себя со страной. На пике своего развития Фатимиды претендовали на контроль или сюзеренитет над большей частью Северной Африки, Сицилией, Египтом, Левант , Хиджаз , Йемен и Мултан .
Заявляемое Фатимидами происхождение от Фатимы и Али было центральным для их легитимности как законных имамов в непрерывной, божественно предопределенной линии, начиная с Али. Их первоначальная неясность, а также публикация противоречивых и неверных генеалогий первым халифом Фатимидов Абдаллой аль-Махди Биллахом (известным его хулителям под миниатюрным Убайд Аллахом) ставят под сомнение точность этих утверждений, которые обычно отвергались современными халифами. Сунниты и шииты-двунадесятники считали их самозванцами и узурпаторами. В результате во многих источниках в 20 веке Фатимиды назывались уничижительным именем Убайдиды .
Экспансия Фатимидов в Левант и идеологический вызов, который представляло собой господство шиитских режимов , привели к тому, что сунниты в ответ сплотились вокруг Аббасидского халифата , что спровоцировало суннитское возрождение 11 века. Столкнувшись с внутренними беспорядками, приходом турок-сельджуков , а затем крестовыми походами , власть Фатимидов начала приходить в упадок в конце 11 века. династия была спасена путем передачи власти могущественным военным визирям , но это также означало, что имамы-халифы часто были просто марионеточными правителями. Первоначальный динамизм да'ва был уменьшен ожесточенными спорами о престолонаследии, в результате которых значительная часть общины исмаилитов, такая как друзы , низариты и тайибиты , оторвалась от Фатимидов и запятнала престиж и авторитет династии. Последние из фатимидских имамов-халифов были бессильными детьми-правителями, пешками в руках своих визирей. Последний из этих визирей, Саладин , сверг династию в 1171 году, после смерти халифа. аль-Адид . Остальные члены династии и их потомки были помещены под домашний арест в Каире до самой смерти; последние члены династии умерли в середине 13 века.
Источник
[ редактировать ]Предыстория: ранний шиизм.
[ редактировать ]После смерти халифа Али ( годы правления 656–661 ) в 661 году, приведшей к созданию халифата Омейядов , часть мусульманской общины отвергла Омейядов как узурпаторов и призвала к установлению режима во главе с членом Ахль аль-Бейт , семья Мухаммеда. Аббасиды и, таким образом, претендовали на , которые заявляли о своем происхождении от дяди Мухаммеда по отцовской линии Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба принадлежность к более широкой семье, извлекли выгоду из этого во время своего прихода к власти против Омейядов; но их притязания были отвергнуты шиитами , которые настаивали на исключительном праве потомков Хасана ( ум. 670 ) и Хусейна ( ум. 680 ), сыновей Али от дочери Мухаммеда Фатимы . [ 1 ] Из потомков Хусейна возникла линия имамов , которые открыто не претендовали на халифат, но считались своими последователями истинными представителями Бога на земле. [ 1 ] Эта доктрина была основана на назначении ( насс ) Али Мухаммедом в Гадир-Хумме , а более поздние сторонники Фатимидов считали, что непрерывная цепь назначенных имамов будет следовать до конца света; действительно, эти ученые утверждали, что существование имамов было неизбежной необходимостью. [ 2 ]
Шестой из этих имамов, Джафар ас-Садик , назначил ( насс ) своего сына Исмаила аль-Мубарака своим преемником, но Исмаил умер раньше своего отца, и когда в 765 году умер сам ас-Садик, преемственность остался открытым. Одна фракция последователей ас-Садика считала, что он назначил другого сына, Мусу аль-Казима своим наследником . Другие последовали за другими сыновьями, Мухаммадом ад-Дибаем и Абдаллахом аль-Афтой (поскольку последний вскоре умер, его последователи перешли в лагерь Мусы) или даже отказывались верить в смерть аль-Садика и ожидали его возвращения в качестве мессии. . [ 3 ] Сторонники Мусы, составлявшие большинство последователей ас-Садика, следовали его линии вплоть до двенадцатого имама, который предположительно исчез в 874 году. Приверженцы этой линии известны как двунадесятники . [ 1 ] [ 4 ] Другая ветвь считала, что за Джафаром ас-Садиком следовал седьмой имам, который также скрывался; поэтому эта партия известна как Севенеры. Точная личность этого седьмого имама оспаривалась, но к концу девятого века его обычно отождествляли с Мухаммедом , сыном Исмаила и внуком ас-Садика. От отца Мухаммеда, Исмаила, секта получила название «Исмаилиты». [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] Ни жизнь Исмаила, ни Мухаммеда хорошо известны, и после сообщения о смерти Мухаммеда во время правления Харуна ар-Рашида ( годы правления 786–809 ) история раннего исмаилитского движения становится неясной. [ 7 ]
Генеалогия Фатимидов и споры
[ редактировать ]Официальная доктрина Фатимидов утверждала непрерывную линию преемственности между первым халифом Фатимидов Абдаллахом аль-Махди Биллахом ( годы правления 909–934 ) и Али и Фатимой через Мухаммада ибн Исмаила. [ 8 ] Это происхождение было признано и оспорено уже в средние века, и сегодня оно остается темой споров среди ученых. [ 9 ] Как комментирует историк шиитского ислама Хайнц Хальм : «Предполагаемое происхождение династии от Али ибн Аби Талиба и дочери Мухаммеда Фатимы с самого начала ставилось под сомнение современниками и не может быть доказано». [ 10 ] в то время как Майкл Бретт, эксперт по Фатимидам, утверждает, что «фактический ответ на вопрос об их личности невозможен». [ 11 ]
Основная проблема возникает с преемственностью, связывающей аль-Махди с Джафаром аль-Садиком. Согласно исмаилитской доктрине, имамы, последовавшие за Мухаммадом ибн Исмаилом, находились в сокрытии ( сатр ), но ранние исмаилитские источники о них не упоминают, и даже более поздние официальные исмаилитские генеалогии расходятся по количеству, именам и личности этих «скрытых имамов» ( аль-аимма аль-мастурин ), проблема, осложняющаяся заявлениями исмаилитов о том, что скрытые имамы принимали различные псевдонимы в целях безопасности. [ 12 ] [ 13 ] Так, происмаилитский принц Питер Хагоп Мамур в своей апологетической работе 1934 года «Полемика о происхождении халифов Фатими » перечисляет не менее пятидесяти вариаций линии четырех скрытых имамов между Исмаилом ибн Джафаром и аль-Джафаром. -Махди утверждает, что различные имена представляют собой псевдонимы. [ 14 ] Ранние исмаилитские источники, как правило, хранят молчание по этому вопросу из-за смеси как религиозного императива (поскольку Бог повелел скрывать своих имамов, они должны оставаться таковыми), так и очевидного невежества. [ 15 ] Сам аль-Махди в письме, направленном общине исмаилитов в Йемене, даже утверждал, что он происходит не от Исмаила ибн Джафара, а от своего старшего брата Абдаллы аль-Афтаха, который, как обычно считается, не имеет вообще не было потомков. Примечательно, что более поздние официальные генеалогии Фатимидов отвергли эту версию. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Кроме того, оказывается, что первый известный предок линии Фатимидов, Абдаллах аль-Акбар , прадед первого халифа Фатимидов, первоначально заявлял о своем происхождении вовсе не от Али, а от своего брата Акила ибн Аби Талиба , и был принят как таковой Акилидами Басры. [ 19 ] По словам Бретта, линия происхождения, о которой заявляет Фатимид, между Джафаром ас-Садиком и аль-Махди отражает «исторические убеждения, а не исторические личности, для которых существует мало или вообще нет независимых подтверждений». [ 11 ] поскольку даже Исмаил ибн Джафар является малоизвестной фигурой, не говоря уже о его предполагаемых скрытых преемниках. [ 20 ]
В то время как профатимидские источники подчеркивают их происхождение от Алидов (династия называла себя просто «династией Алидов» ( ад-давла аль-алавийя )), многие суннитские источники вместо этого называют их «Убайдидами» ( араб . بنو عبيد , латинизировано : Бану Убайд ), после уменьшительной формы Убайд Аллах для Имя аль-Махди, обычно используемое в суннитских источниках с явно уничижительным намерением. [ 21 ] [ 10 ] Средневековые полемисты против Фатимидов, начиная с Ибн Ризама и Аху Мухсина , стремились дискредитировать исмаилизм как антиномическую ересь и обычно считали утверждения Фатимидов о происхождении Алидов мошенническими. Вместо этого они выдвинули встречное утверждение, что аль-Махди произошел от Абдаллы, сына некоего Маймуна аль-Кадды из Хузистана . [ 22 ] что настоящее имя аль-Махди было Саид, или что отец аль-Махди на самом деле был евреем (распространенный антисемитский образ среди средневековых арабских авторов). [ 8 ] как некоторые средневековые суннитские авторы и современные властители, в том числе безупречные алиды -шарифы Мекки В то время и Медины , принимали или, по-видимому, принимали претензии Фатимидов за чистую монету, [ 23 ] Эта антиисмаилитская «черная легенда», как ее называет современный ученый Фархад Дафтари , оказала влияние на суннитских историографов на протяжении последующих столетий и стала официальной доктриной с Багдадским манифестом 1011 года. [ 24 ] Из-за нехватки фактического исмаилитского материала до тех пор, пока исмаилитские источники не начали становиться доступными и подвергаться научному исследованию в 20 веке, суннитская версия была принята даже некоторыми востоковедами раннего Нового времени . [ 25 ]
Ранние исмаилитские источники игнорируют существование Маймуна аль-Кадды, но позже источники эпохи Фатимидов были вынуждены противостоять утверждениям своих оппонентов о его личности и пытались соответствующим образом согласовать противоречивые генеалогии. [ 16 ] [ 26 ] Некоторые сектантские исмаилитские, особенно друзские , источники даже утверждали, что в период сокрытия исмаилитских имамов исмаилитское движение фактически возглавлялось потомками Маймуна аль-Кадды, вплоть до восстановления истинной линии с Фатимидские халифы. [ 26 ] Более поздние авторы тайиби -исмаилитов также использовали фигуры Маймуна аль-Кадды и его сына Абдаллы, чтобы аргументировать законность существования заместителя или представителя имама, когда последний был несовершеннолетним. [ 27 ] Еще один спор, возникший уже в средние века, заключается в том, был ли второй халиф Фатимидов, Мухаммад аль-Каим би-Амр Аллах , сыном аль-Махди, или последний просто узурпировал положение все еще скрытого имама. ; это означало бы, что аль-Каим был первым истинным имамом-халифом Фатимидов. [ 16 ] [ 26 ]
Современные авторы попытались согласовать генеалогии. В книге «Истоки исмаилизма » арабист Бернард Льюис предположил существование двух параллельных рядов имамов: имамов-попечителей ( муставда' ), происходящих от Маймуна аль-Кадды, задачей которых было скрывать и защищать существование реального ( мустакарр , букв. « постоянные » ) имамы. Льюис утверждал, что аль-Махди был последним из этой линии, и что аль-Каим был первым из имамов мустакарра , занявшим трон. [ 16 ] [ 28 ] Исследования Владимира Иванова , с другой стороны, убедительно показали, что предполагаемое происхождение Фатимидов от Кадды — это легенда, вероятно, выдуманная самим Ибн Ризамом: теперь известно, что исторический Маймун аль-Кадда был учеником Мухаммада аль- Кадды. Бакир (признанный как исмаилитами, так и двунадесятниками имамом), и он, и его сын Абдаллах были родом из Хиджаза . Таким образом, только по соображениям хронологии версия Ибн Ризама оказывается несостоятельной. [ 29 ] Доступ к большему количеству источников, кроме того, привел к частичному согласованию противоречивых версий, утверждая, что некоторые из вариантов имен в генеалогиях действительно были прикрывающими именами исмаилитских имамов: таким образом, Маймун («Счастливчик») предлагается в качестве имени прозвище Мухаммада ибн Исмаила, тем более что источник связывает его с сектой, известной как Маймуния. Это объяснение также присутствует в послании четвертого фатимидского халифа аль-Муиза в 965 году. Это сделало бы утверждение о происхождении аль-Махди от «Абдаллы ибн Маймуна» действительно верным и заставило бы враждебные источники сбить его с толку. с более ранней фигурой шиитов. [ 30 ] Другое предположение, выдвинутое Аббасом Хамдани и Ф. де Блуа, заключается в том, что официально опубликованные генеалогии представляют собой компромисс между двумя разными линиями происхождения от Джафара ас-Садика, одной от Исмаила, а другой (согласно письму аль-Махди к йеменцы) от Абдаллы аль-Афтаха. [ 31 ] [ 28 ] Другие ученые, такие как Хальм, по-прежнему настроены скептически, в то время как Омерт Шриер и Майкл Бретт полностью отвергают утверждения Фатимидов о происхождении Алидов как благочестивый вымысел. [ 32 ]
Фатимиды и ранний исмаилитский да'ва
[ редактировать ]Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
Исламский портал |
И двунадесятники, и семерки считали, что их последние имамы не умерли, а просто скрылись, и что они вскоре вернутся как мессия, махди («Праведный путь») или каим («Тот, кто Восстанет»), чтобы возвестить конец времен . [ 1 ] [ 33 ] Махди , обеспечит быстро свергнет узурпаторов Аббасидов и разрушит их столицу Багдад , восстановит единство мусульман, завоюет Константинополь окончательный триумф ислама и установит царство мира и справедливости. [ 34 ] Исмаилиты, в частности, верили, что махди раскроет истинный, «внутренний» ( батин ) смысл религии, который до тех пор был доступен лишь немногим избранным посвященным. Махди захир отменит «внешние» ( ) формы и ограничения ислама, поскольку отныне истинная религия, религия Адама , будет проявляться без необходимости в символах и других посреднических средствах. [ 35 ]
Однако, хотя махди Мухаммад ибн Исмаил оставался скрытым, его должны были представлять агенты, которые собирали верующих, распространяли информацию ( да'ва , «приглашение, призыв») и готовили его возвращение. , живое доказательство существования имама . Главой этой тайной сети был ходжа ( букв. « печать » ) [ 36 ] Первым известным худжой был Абдаллах аль-Акбар, богатый купец из Аскар-Мукрама , на территории современного юго-западного Ирана . Если не считать невероятных историй, распространявшихся более поздними антиисмаилитскими полемистами, его точное происхождение неизвестно. [ 37 ] Его учение привело к тому, что он был вынужден бежать из родного города, чтобы избежать преследований со стороны властей Аббасидов, и искать убежища в Басре . В очередной раз его учение привлекло внимание властей, и он двинулся дальше в небольшой городок Саламия на западной окраине Сирийской пустыни . [ 38 ] Там он поселился купцом из Басры и имел двух сыновей, Ахмада и Ибрагима. Когда Абдалла умер ок. 827/8 г. Ахмад сменил своего отца на посту главы исмаилитского движения, а ему, в свою очередь, наследовал его младший сын Мухаммед, известный как Абу'л-Шалаглах. [ 39 ] В более поздней доктрине Фатимидов Абдаллах аль-Акбар был представлен как старший сын Мухаммада ибн Исмаила и его преемник на посту имама, за которым следовал Ахмад. [ 40 ] Однако в то время как Мухаммад Абу'л-Шалаглах был главой да'ва , имамат перешел к другому сыну, аль-Хусейну (ум. 881/2), а затем к сыну аль-Хусейна, Абдалле или Саиду, будущий халиф аль-Махди, родившийся в 873/4 г. [ 41 ] Исмаилитские тексты предполагают, что Абу'л-Шалаглах был опекуном и наставником аль-Махди, но также и то, что он пытался узурпировать наследование своих собственных сыновей, но потерпел неудачу, поскольку все последние умерли преждевременно. [ 41 ]
В конце девятого века ожидания милленаристов в мусульманском мире возросли, что совпало с глубоким кризисом Аббасидского халифата во время десятилетней анархии в Самарре , возникновением отколовшихся и автономных режимов в провинциях и крупномасштабным Занджским восстанием. , лидер которого заявил о своем происхождении от Алида и провозгласил себя Махди . [ 42 ] В этой хаотической атмосфере, когда Аббасиды были заняты подавлением восстания Занджа, исмаилитский да'ва быстро распространился, чему способствовало недовольство среди сторонников Двенадцати политическим квиетизмом их руководства и недавним исчезновением их двенадцатого имама. [ 43 ] Миссионеры ( даи ), такие как Хамдан Кармат и его зять Абу Мухаммад Абдан , в конце 870-х годов распространили сеть агентов на территорию вокруг Куфы , а оттуда в Йемен ( Ибн Хавшаб , 882 г.), а оттуда в Индию (Ибн Хавшаб, 882 г.). 884 г.), Бахрейн ( Абу Саид аль-Джаннаби , 899 г.), Персия и Ифрикия ( Абу Абдаллах аль-Шии , 893). [ 44 ] [ 45 ] Реальное руководство движением оставалось скрытым в Саламии, и только главные даи каждого региона, такие как Хамдан Кармат, знали о нем и переписывались с ним. [ 46 ] Однако истинный глава движения оставался скрытым даже от старших миссионеров, а некий Файруз выполнял функции главного миссионера ( даи ад-дуат ) и «ворот» ( баб ) к скрытому лидеру. [ 47 ]
Карматский раскол и бегство в Магриб
[ редактировать ]Примерно в 899 году Абдаллах ибн аль-Хусейн принял на себя руководство да'ва . Вскоре он начал вносить изменения в доктрину, что обеспокоило Хамдана Кармата. Абдан отправился в Саламию, чтобы расследовать это дело, и узнал, что Абдаллах утверждал, что ожидаемым Махди был не Мухаммад ибн Исмаил, как обычно пропагандируют, а сам Абдаллах, и что предки Абдаллы, далеко не просто ходжи имамов, на самом деле были самими имамами. В письме к йеменской общине Абдалла заявил, что «Мухаммад ибн Исмаил» на самом деле был прикрытием, взятым каждым действующим имамом, и отрицал какую-либо конкретную роль Мухаммада ибн Исмаила как ожидаемого Махди , который должен был возвестить Конечные времена. [ 48 ] Эти доктринальные нововведения вызвали серьезный раскол в движении, поскольку Хамдан осудил руководство Саламии, собрал иракских даи и приказал им прекратить миссионерскую деятельность. Вскоре после этого Хамдан «исчез» из своей штаб-квартиры, а Абдан был убит Закаравайхом ибн Михравайхом , который оставался верным Саламии. [ 49 ]
В результате раскола ранний исмаилитский да'ва разделился на две фракции: на тех, кто принял притязания Абдаллы и продолжал следовать за ним, и стал настоящими исмаилитами, и на тех, кто отверг их и продолжал верить в возвращение Мухаммеда. ибн Исмаил как Махди , которые стали известны как карматы (хотя антифатимидские источники также использовали этот ярлык для самих Фатимидов). [ 50 ] В Ираке и Персии община была разделена между двумя фракциями, но в Бахрейне местные даи отделились от Саламии и основали независимое карматское государство, просуществовавшее до 1070-х годов. [ 50 ] С другой стороны, Закаравайх и его сторонники начали серию антиаббасидских восстаний в Ираке и Сирии в 902–907 годах при поддержке бедуинских племен. называвшие себя Фатимиюн Восстания, , пользовались некоторым эфемерным успехом, но в конечном итоге были подавлены все еще мощной армией Аббасидов. Закаравай, очевидно, двинулся без разрешения или предварительного ведома Абдаллы и, таким образом, подверг его опасности: власти Аббасидов начали репрессии против да'ва , а сыновья Закаравайха невольно раскрыли местонахождение и личность Абдаллы Аббасидам, которые начали охоту на человека. против него. [ 51 ] Уже в 902 году Абдаллах со своим семейством уехал из Саламии в Рамлу . Когда восстания, спровоцированные Закаравайхом, были подавлены, Абдалла переехал в Тулунидский Египет в начале 904 года. Когда в следующем году Аббасиды восстановили контроль над Египтом, небольшая группа снова бежала. В то время как его товарищи рассчитывали отправиться в Йемен, где исмаилитский да'ва обосновался в городе-оазисе Сиджилмаса , на территории нынешнего юго-западного Марокко . добился большого успеха, Абдаллах повернул на запад и в августе 905 года [ 21 ] [ 52 ]
Управление империей
[ редактировать ]Основание Фатимидского халифата
[ редактировать ]Тем временем в Ифрикии даи Абу Абдаллаху аль-Шии удалось обратить берберское племя Кутама на сторону исмаилитов. С 902 года Кутама постепенно отвоевал регион у своих клиентов Аббасидов, Аглабидов . вошли в город-дворец Аглабидов Раккаду . 25 марта 909 года Абу Абдаллах и его Кутама с триумфом [ 10 ] [ 53 ] Даи , провозгласил шиитский режим, но до сих пор держал имя своего господина в тайне, используя только титул « худжат Аллах» «Божественное доказательство»; и вскоре отправился на запад во главе большой армии, чтобы привести своего имама в Ифрикию. [ 10 ] [ 54 ] Армия Кутамы на своем пути уничтожила хариджитский эмират Рустамидов и в августе 909 года прибыла в Сиджилмасу. Там войска провозгласили Абдаллу халифом. [ 55 ] 4 января 910 года Абдалла вошел в Раккаду, где публично провозгласил себя халифом с царственным титулом аль -имам аль-Махди биллах , «имам, ведомый по правильному пути Бога». [ 56 ]
Первый кризис нового режима произошел быстро. Абу Абдалла аль-Шии и его брат потребовали доказательств того, что Абдаллах является Махди , или возмутились ограничениями их власти, наложенными новым правителем. Аль-Махди Биллах смог устранить их в 911 году, но это привело к восстанию в Кутаме, которое возглавил ребенок -Махди в качестве номинального главы. Восстание было подавлено, и контроль Фатимидов над Кутамой укрепился. [ 21 ] [ 57 ] Тем не менее, власть Фатимидов оставалась хрупкой, поскольку она основывалась почти исключительно на – часто агрессивном – племени Кутама, а позже Санхаджа . и на племени [ 10 ] И наоборот, местные арабы Ифрикии были малики- суннитами, в то время как большинство берберских племен дальше на запад - особенно конфедерация Зената - придерживались различных форм хариджизма и, таким образом, выступали против исмаилитского режима Фатимидов. [ 21 ] [ 58 ]
Имперская экспансия
[ редактировать ]Учитывая полубожественный статус, который они претендовали как законные имамы ислама, амбиции Фатимидов не ограничивались Ифрикией. Фатимидские халифы стремились свергнуть не только конкурирующих мусульманских монархов — Аббасидов Багдада и Омейядов Кордовы Византийскую — но и империю , заявляя о божественном праве на универсальный суверенитет. [ 59 ]
Власть Фатимидов быстро распространилась за море на Сицилию , отвоеванную . Аглабидами у византийцев [ 10 ] но правление Фатимидов там установилось лишь после того, как была подавлена серия восстаний местных мусульман, временами выступавших на стороне Аббасидов. [ 60 ] [ 61 ] Сицилия была также важна как поле битвы против византийцев, что, среди прочего, позволяло Фатимидам представить себя поборниками ислама, ведущими священную войну против неверных. На практике отношения часто были более прагматичными, и военные действия чередовались с периодами перемирия. [ 60 ] [ 62 ] серия потомственных правителей, династия Калбидов . С 948 года Сицилией от имени Фатимидов управляла [ 60 ]
Фатимиды также расширились на запад до остальной части Магриба, где Фес и Сиджилмаса были захвачены в 920–921 годах, хотя эти завоевания было трудно удержать, и они привели Фатимидов к конфликту с Омейядами Кордовы. [ 63 ] [ 64 ] Пытаясь вытеснить Аббасидов, сын и наследник аль-Махди аль-Каим би-Амр Аллах возглавил кампании на восток с целью захвата Египта в 914 и 919 годах . Обе попытки провалились, и в руках Фатимидов осталась только Киренаика . [ 10 ] [ 64 ]
Восстание Абу Язида
[ редактировать ]Между 916 и 921 годами аль-Махди построил новую резиденцию, укрепленный город-дворец Махдия , на скалистом мысе на побережье Ифрикийана. [ 10 ] Когда аль-Махди умер в 934 году, ему наследовал его сын аль-Каим ( годы правления 934–946 ), который продолжил политику своего отца. [ 65 ] Еще одна попытка вторжения в Египет в 935 году потерпела поражение от нового сильного правителя страны Мухаммада ибн Тугджа аль-Ихшида . [ 66 ]
Самым заметным событием правления аль-Каима стало восстание зенатских берберов под предводительством хариджитского проповедника Абу Язида в 943/44 году: почти вся Ифрикия поддалась повстанцам, а в январе 945 года повстанцы осадили саму Махдию. . [ 10 ] [ 67 ] Аль-Каим умер во время осады, и ему наследовал его сын Абу Тахир Исмаил ( годы правления 946–953 ). Новый халиф скрыл смерть своего отца, выступил в поход и в серии сражений разгромил армии повстанцев и в августе 947 года захватил Абу-Язида. [ 10 ] [ 68 ] Победа над лидером повстанцев, который почти уничтожил государство Фатимидов и которого символически называл Даджалем («лжемессия») исмаилитский да'ва , стала моментом, когда Абу Тахир объявил себя имамом и халифом в наследник своего отца по имени аль-Мансур би-Наср Аллах («Победитель с помощью Бога»). [ 10 ] [ 69 ] Аль-Мансур перенес двор Фатимидов в новый город-дворец аль-Мансурийя недалеко от Кайруана , но вскоре умер, и ему наследовал его сын аль-Муизз ли-Дин Аллах ( годы правления 953–975 ). [ 10 ]
Завоевание Египта и перенос столицы в Каир.
[ редактировать ]Аль-Муизз был отличным планировщиком и организатором, и унаследованное им государство восстановило внутреннюю стабильность после беспорядков, вызванных восстанием Абу Язида. [ 70 ] Его раннее правление ознаменовалось успехами в борьбе с византийцами, где последние оставшиеся византийские крепости были уничтожены с падением Рометты в 965 году. [ 71 ] а также отвоевание западного Магриба фатимидским генералом Джаухаром в 958–960 годах, временно изгнавшее влияние Омейядов из региона и распространившее правление Фатимидов на берега Атлантического океана. [ 72 ]
После этих успехов аль-Муиз вновь обратился к заброшенному проекту завоевания Египта. Была проведена тщательная военная и политическая подготовка, и агенты исмаилитского да'ва начали продвигать дело Фатимидов в Египте и подкупать чиновников ослабленного режима Ихшидидов . [ 60 ] [ 73 ] В результате, когда армия Фатимидов под командованием Джаухара прибыла в Египет летом 969 года, она не встретила большого организованного сопротивления. Джаухар вошел в столицу Египта Фустат в июле 969 года и объявил страну своим господином. [ 74 ] Он немедленно начал основывать новую столицу недалеко от Фустата, которая стала известна как аль-Кахира аль-Муизийя («Победоносный из аль-Муизза»), Каир. современный [ 10 ]
Джаухар правил Египтом в течение следующих четырех лет в качестве наместника аль-Муиза, восстанавливая финансы страны. [ 75 ] Лишь в августе 972 года аль-Муизз покинул Ифрикию, назначив бербера Булуггина ибн Зири там своим наместником . В июне 973 года двор Фатимидов прибыл в Египет, и аль-Муиз поселился в Каире. [ 76 ]
Экспансия в Сирию
[ редактировать ]Между тем, сразу после завоевания Египта Джаухар попытался распространить власть Фатимидов на Сирию . Первое вторжение Фатимидов провалилось во многом из-за противодействия карматов Бахрейна, которые, не колеблясь, присоединились к халифу Аббасидов и публично осудили аль-Муиза. Карматский лидер аль-Хасан аль-Асам возглавил два вторжения в Египет в 971 году и еще раз, несмотря на попытки аль-Муиза привлечь его на свою сторону, в 974 году. Оба вторжения были отбиты у ворот Каира, вынудив карматов отступить в Бахрейн и открыть путь для новой попытки Фатимидов завоевать Сирию. [ 77 ] В то же время, около 970/71 года, два священных города Мекка и Медина признали сюзеренитет Фатимидов, что стало важной символической победой Фатимидов. [ 78 ]
В 978 году халиф аль-Азиз ( годы правления 975–996 ) захватил Дамаск, но власти Фатимидов в Сирии продолжали бросать вызов, будь то могущественные генералы или беспокойные бедуины Палестины под властью Джаррахидов . [ 78 ] Попытки Аль-Азиза захватить эмират Хамданидов в Алеппо привели Фатимидов к конфликту с византийцами, которые считали город своим протекторатом. [ 79 ] Попытки взять Алеппо провалились в 983, 992/3 и 994/5 годах. [ 78 ] и эффективная власть Фатимидов мало что простиралась за пределы Триполи на севере. [ 78 ] В 987 году сюзеренитет Фатимидов был признан Яфуридами в Йемене. [ 78 ] но попытки Фатимида убедить других шиитских правителей Ирака, Буидов , признать их сюзеренитет, потерпели неудачу; Буиды отвергли утверждения Фатимидов о происхождении Алидов. [ 80 ] Во время правления Аль-Азиза произошли также изменения в структуре и характере государства Фатимидов: Кутама, которые были главной опорой раннего режима Фатимидов, теперь были дополнены турецкими военными рабами ( гильманами ), а также чернокожими африканскими рабами-солдатами. Под руководством Якуба ибн Килиса администрация Фатимидов стала организованной и упорядоченной. [ 10 ]
Правление аль-Хакима
[ редактировать ]Аль-Азиз умер в 996 году, готовя крупный поход против византийцев и Хамданидов. Ему наследовал его одиннадцатилетний сын аль-Хаким ( годы правления 996–1021 ). [ 10 ] Первоначально под опекой влиятельных чиновников аль-Хакиму удалось в 1000 году захватить бразды правления себе. [ 10 ] В первые годы его правления в 1001 году был заключен мир с Византией. [ 79 ] а также великие племенные восстания Абу Руквы в Киренаике в 1005 году и Муфарриджа ибн Дагфаля в Палестине в 1012–1013 годах. [ 10 ] На севере Укайлиды Мосула ненадолго признали сюзеренитет Фатимидов в 1010 году, а в 1015 году Алеппо сделал то же самое : войска Фатимидов вошли в город и установили прямой контроль в 1017 году. [ 78 ] Отношения с Зиридами, которые быстро начали дистанцироваться от власти Каира, при аль-Хакиме стали более напряженными из-за споров по поводу Киренаики и Триполи . [ 79 ] а в 1016/7 году новый эмир Зиридов аль-Муизз ибн Бадис устроил погром против оставшихся исмаилитов в Ифрикии. [ 10 ]
С 1015 года Фатимидский халифат и община исмаилитов столкнулись с ростом сектантства: появилась серия проповедников, пропагандировавших экстремистские версии исмаилизма, проповедующих неизбежность конца времен, божественность всех времен. Хаким и отмена шариата . Религиозный истеблишмент Фатимидов выступал против таких антиномичных взглядов, но аль-Хаким, похоже, терпел их, если не поощрял. Хотя аль-Хаким никогда официально не поддерживал их взгляды, учения таких людей, как ад-Дарзи и Хамза ибн Али, привели к рождению веры друзов . [ 10 ] В то же время аль-Хаким внес любопытные новшества в преемственность, разделив свою должность на две части: одну, чтобы стать преемником халифата, то есть светской должности, и другую, чтобы стать преемником в качестве имама, то есть лидера общины исмаилитов. . Более того, он отодвинул на второй план своего собственного сына и назначил на эти посты двух двоюродных братьев, тем самым вызвав враждебность фатимидской элиты. В результате заговора между последними аль-Хаким был убит во время одной из ночных поездок за пределы Каира, а его труп избавился от него и так и не был найден. [ 10 ]
Династия у власти
[ редактировать ]Членов династии тщательно держали в стороне от государственных дел; даже принцы и принцессы крови не имели особого положения при дворе, не говоря уже о том, чтобы им было доверено управление провинциями или командование армиями, как в других средневековых государствах, что могло привести к созданию независимой базы власти, которая могла бы угрожать упорядоченному отцу. Преемственность имамата и халифата по наследству. [ 81 ] По тем же причинам фатимидские принцессы обычно не выходили замуж за пределами семьи, а сами халифы обычно не заключали полноценный брак , а имели наложниц-рабынь, которые могли подняться до высокого статуса умм валад по рождению сына. [ 82 ] Это привело к различиям в рангах: подробный список придворных старшин от 1122 года, во время правления аль-Амира, единственный родной брат халифа, Джафар, занимает первое место в иерархии, в то время как их сводные братья от других женщин указаны гораздо ниже, после собственных наложниц халифа. [ 81 ]
Тем не менее члены династии обладали огромным богатством, основанным на владении недвижимостью в столице Каире и ее окрестностях, а также на торговле. [ 83 ] Сам халиф не был чужд такого обогащения и владел обширными частями Каира; по словам путешественника середины 11-го века Насира Хусрова , все 20 000 магазинов в городе, а также его караван-сараи и бани, а также 8 000 других зданий, которые платили ежемесячную арендную плату в личный кошелек халифа ( диван аль-хасс ) или частную казну ( Хизана аль-Хасс ). [ 84 ] Принцессы Фатимидов также считаются чрезвычайно богатыми, частично благодаря выделенным им поместьям, а частично благодаря их собственной коммерческой и предпринимательской деятельности. Таким образом, после своей смерти в 1050/51 году две дочери халифа аль-Муиза оставили поместья стоимостью около 1,7 миллиона золотых динаров каждая, в то время как Ситт аль-Мульк, как известно, наняла для своей далекой жизни обширный штат способных администраторов обоих полов. -перемежающиеся экономические интересы. [ 85 ]
Генеалогические деревья
[ редактировать ]Происхождение от Али, принятое более поздними исмаилитами
[ редактировать ]Генеалогия согласно письму аль-Махди йеменской общине
[ редактировать ]Происхождение согласно письму, отправленному общине исмаилитов в Йемене аль-Махди биллой, которое было воспроизведено Джафаром ибн Мансуром аль-Яманом. [ 86 ] [ 87 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
обозначает имамов, царственные имена выделены жирным шрифтом.
|
Генеалогия, предложенная Бернардом Льюисом
[ редактировать ]Имамы Муставда / Каддахит (слева) и Мустакарр / Алид (справа), как предложил Бернард Льюис [ 88 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Династическое генеалогическое древо
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Бретт 2017 , с. 18.
- ^ Бретт 2001 , с. 31.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 88–89.
- ^ Дафтари 2007 , с. 89.
- ^ Хальм 1991 , стр. 27–28.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 89–90.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 90–96.
- ^ Jump up to: а б Канард 1965 , с. 850.
- ^ см . Андани 2016 , стр. 199–200 для резюме.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Солома 2014 .
- ^ Jump up to: а б Бретт 2001 , с. 29.
- ^ Дак 1965 , стр. 850–851.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 99–100, 104.
- ^ Бретт 2001 , с. 34.
- ^ Бретт 2001 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с д Канард 1965 , с. 851.
- ^ Дафтари 2007 , с. 101.
- ^ Хальм 1991 , стр. 146–147.
- ^ Хальм 1991 , стр. 19–20.
- ^ Бретт 2001 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б с д Канард 1965 , с. 852.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 8, 101–103.
- ^ Андани 2016 , стр. 199–200.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 8–9, 24–25.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 101–103.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 105.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 105–106.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 107.
- ^ Дафтари 2007 , с. 103.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 104–105.
- ^ Бретт 2001 , с. 36.
- ^ Андани 2016 , с. 200.
- ^ Хальм 1991 , стр. 28.
- ^ Хальм 1991 , стр. 28–29.
- ^ Хальм 1991 , стр. 29.
- ^ Хальм 1991 , стр. 29–30.
- ^ Хальм 1991 , стр. 16–18.
- ^ Хальм 1991 , стр. 17–20.
- ^ Хальм 1991 , стр. 22–24.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 100.
- ^ Бретт 2017 , с. 17.
- ^ Дафтари 2007 , с. 108.
- ^ Хальм 1991 , стр. 47.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 108–110.
- ^ Дафтари 2007 , с. 116.
- ^ Хальм 1991 , стр. 61.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 116–119.
- ^ Дафтари 2007 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 120.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 122–124.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 123, 125.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 126–127.
- ^ Дафтари 2007 , с. 127.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 127–128.
- ^ Дафтари 2007 , с. 128.
- ^ Дафтари 2007 , с. 141.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 141–142.
- ^ Канард 1942–1947 .
- ^ Jump up to: а б с д Канард 1965 , с. 853.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 143–144.
- ^ Лев 1995 , стр. 191–192.
- ^ Дак 1965 , стр. 852–853.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 142.
- ^ Дафтари 2007 , с. 145.
- ^ Дафтари 2007 , с. 143.
- ^ Дафтари 2007 , с. 146.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 146–147.
- ^ Дафтари 2007 , с. 147.
- ^ Дафтари 2007 , с. 156.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 144–145.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 156–157.
- ^ Дафтари 2007 , с. 158.
- ^ Дафтари 2007 , с. 159.
- ^ Дафтари 2007 , с. 161.
- ^ Дафтари 2007 , с. 162.
- ^ Дафтари 2007 , с. 162–164.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Канард 1965 , с. 854.
- ^ Jump up to: а б с Канард 1965 , с. 855.
- ^ Дак 1965 , стр. 855–856.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , с. 149.
- ^ Хальм 2014 , стр. 149–150.
- ^ Лев 1991 , стр. 65–67.
- ^ Лев 1991 , стр. 65.
- ^ Лев 1991 , стр. 68–69.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 101, 118–119.
- ^ Хальм 1991 , стр. 145–147.
- ^ Льюис 1940 , стр. 71–73.
Источники
[ редактировать ]- Андани, Халил (2016). «Обзор исмаилитских исследований (Часть 1): Ранний исмаилизм и фатимидский исмаилизм». Религиозный компас . 10 (8): 191–206. дои : 10.1111/rec3.12205 .
- Бретт, Майкл (2001). Возвышение Фатимидов: мир Средиземноморья и Ближнего Востока в четвертом веке хиджры, десятом веке нашей эры . Средневековое Средиземноморье. Том. 30. Лейден: БРИЛЛ. ISBN 9004117415 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Дак, Мариус (1942–1947). «Империализм Фатимидов и их пропаганда». Летопись Института востоковедения (на французском языке). VI : 156–193.
- Канард, Мариус (1965). «Фатимиды» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 850–862. OCLC 495469475 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Кортезе, Делия; Кальдерини, Симонетта (2006). Женщины и Фатимиды в мире ислама . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-1733-7 .
- Хальм, Хайнц (1991). Империя Махди: Возвышение Фатимидов (на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-35497-7 .
- Хальм, Хайнц (2014). «Фатимиды» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Хальм, Хайнц (2015). «Принцы, принцессы, наложницы и евнухи при дворе Фатимидов». В Померанце, Морис А.; Шахин, Арам А. (ред.). Наследие арабо-исламского обучения. Исследования, представленные Вададу Кади (на немецком языке). Лейден и Бостон: Брилл. стр. 91–110. ISBN 978-90-04-30590-8 .
- Лев, Яаков (1991). Государство и общество в Фатимидском Египте . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 90-04-09344-3 .
- Лев, Яаков (1995). «Фатимиды и Византия, 10–12 века». Греко-Арабика . 6 : 190–208. OCLC 183390203 .
- Льюис, Бернард (1940). Истоки исмаилизма: исследование исторической подоплеки Фатимидского халифата . Кембридж: В. Хеффер и сыновья.
- Шриер, Омерт Дж. (2006). «Предыстория династии Фатимидов: некоторые хронологические и генеалогические замечания». Мир Востока . 36 : 143–191. JSTOR 25684056 .