Абд ар-Рахим ибн Ильяс
Абд ар-Рахим ибн Ильяс | |
---|---|
![]() Золотой динар , отчеканенный в 1021 году в честь амира аль-мухмина аль-Хакима би-Амра Аллаха и вали Ахда аль-муслимина Абд ар-Рахима. | |
Наследник Фатимидского халифата | |
Срок владения | 1013–1021 |
Династия | Фатимид |
Религия | Исмаилизм |
Абд ар-Рахим [ 1 ] ибн Ильяс ибн Ахмад ибн аль-Махди ( арабский : عبد الرحيم ابن إلياس ابن احمد بن المهدي ) был членом династии Фатимидов назвал наследником , которого халиф . аль-Хаким би-Амр Аллах в 1013 году. Когда аль-Хаким был убит в 1021 году, он был отодвинут на второй план в пользу сына аль-Хакима, Али аль-Захира , арестованного и заключенного в тюрьму. Он умер в плену, официально от рук своих, или был убит реальной властью, стоящей за троном аз-Захира, принцессой Ситт аль-Мульк .
Жизнь
[ редактировать ]Назначение наследником
[ редактировать ]первого фатимидского халифа Ибн Ильяс был потомком аль-Махди Биллаха ( годы правления 909–934 ). [ 2 ] Сын христианки, [ 3 ] о его молодости ничего не известно до тех пор, пока он не появится в хрониках в 1013 году, когда правящий халиф аль-Хаким би-Амр Аллах ( годы правления 996–1021 ) решил назвать его своим наследником. [ 2 ] Перед официальным назначением аль-Хаким позаботился о повышении статуса Ибн Ильяса. В июне 1013 года он женил двух дочерей Ибн Ильяса на вдовах казнённого визиря Хусейна ибн Джаухара . Вскоре после этого, во время празднования Курбан-байрама официальное провозглашение наследником с традиционным титулом вали Ахд аль-муслимин . , Ибн Ильяс заменил халифа, и в сентябре или октябре того же года последовало [ 2 ] Часть халифских дворцов была передана в его пользование, его имя было добавлено к имени халифа на монетах и знаменах, а армия Фатимидов принесла присягу на верность ему . Ему были предоставлены все знаки отличия халифа, кроме церемониального зонтика ( миаллла ). [ 4 ] В течение следующих месяцев и лет Ибн Ильяс часто упоминается как заменяющий аль-Хакима на публичных церемониях и при рассмотрении петиций . [ 4 ]
Это назначение стало серьезным разрывом с традицией Фатимидов, согласно которой наследником всегда был старший выживший сын; это даже угрожало спровоцировать религиозный раскол, поскольку преемственность от отца к сыну была фундаментальным принципом исмаилитской догмы. [ 5 ] [ 6 ] Действительно, в последующие годы такие нерегулярные преемственности стали причиной крупных расколов в единстве исмаилитской общины: раскол Низари - Мустали в 1094 году и раскол Тайиби - Хафизи в 1130 году. [ 5 ] [ 7 ] Именно по этой причине члены династии Фатимидов мужского пола, кроме халифа и его назначенного наследника, были строго отстранены от государственных дел. [ 8 ] Выбор Ибн Ильяса, в частности, был неожиданным, поскольку у аль-Хакима было два сына - Али и аль-Харис, родившиеся с разницей в несколько месяцев в 905 году под большой помпой. [ 9 ] — а сам Ибн Ильяс был, очевидно, преклонного возраста и имел собственных сыновей, а возможно, даже внуков. [ 10 ]
Более того, аль-Хаким уточнил, что хотя Ибн Ильяс станет халифом ( халифом ) после его смерти, должность имама исмаилитской . веры перейдет к другому дальнему родственнику, Абу Хашиму аль-Аббасу, правнуку аль-Хакима Махди, тем самым разделив гражданский и духовный аспекты своей должности. [ 11 ] [ 12 ] Для верующих-исмаилитов последнее было более важным, но Абд ар-Рахим, очевидно, был более любимым и выдающимся из них двоих, о чем свидетельствует различное обращение с этими двумя мужчинами после смерти аль-Хакима. [ 13 ] О порядке преемственности было широко объявлено. [ 2 ] но встретил широкую критику из-за отклонения от прямой линии преемственности и способствовал расколу между аль-Хакимом и его сестрой Ситт аль-Мульк . [ 3 ] Известно, что наместник Ифрикии Бадис зиридский ибн Мансур ( годы правления 995–1016 ) был поражен игнорированием аль-Хакимом прав своих сыновей на престолонаследие. [ 2 ] [ 9 ] Ибн Ильяса также воспринимал как противника Хамза ибн Али , исмаилитский миссионер, отстаивавший божественность аль-Хакима и основатель секты друзов , поскольку у Бога не могло быть партнера или преемника. [ 14 ]
Губернаторство Дамаска
[ редактировать ]В 1018/19 году Ибн Ильяс был назначен губернатором Дамаска , где он участвовал в сложной борьбе за власть с местным гарнизоном Фатимидов, городской милицией ( ахдат ) и недолговечным заменителем Мухаммадом ибн Аби Талибом аль-Джарраром. И только после убийства аль-Джаррара Ибн Ильяс смог вернуться в Дамаск и утвердиться в качестве его губернатора при поддержке ахдата . [ 15 ]
Падение и смерть
[ редактировать ]Аль-Хаким исчез — скорее всего, был убит недовольными дворцовыми фракциями, очевидно, с участием Ситт аль-Мулька — во время одной из своих обычных ночных поездок 13 февраля 1021 года. [ 16 ] [ 17 ] Исчезновение халифа держалось в секрете в течение шести недель, пока во дворце бушевала борьба за власть за престол. [ 18 ] [ 19 ] В Дамаске Ибн Ильяс, очевидно, ничего не знал о событиях. Тем не менее, когда послание якобы от аль-Хакима вызвало его обратно в Каир, он отказался подчиниться ему. [ 20 ]
Тем временем Ситт аль-Мульк, которая спонсировала преемственность сына аль-Хакима Али, вскоре закрепила за собой положение фактического главы нового режима, а 26 марта, во время праздника Курбан-Байрам, произошла смерть были объявлены аль-Хаким и преемственность Али с царственным именем аль-Захир ли-изаз Дин Аллах ( годы правления 1021–1036 ). [ 20 ] В тот же день Ибн Ильяс был арестован специально направленным отрядом в Дамаск и в цепях увезен в Каир. [ 21 ] Там его держали под домашним арестом в халифском дворце до самой его смерти. [ 22 ] Согласно официальному сообщению, переданному придворным и историком аль-Кудаи , он покончил жизнь самоубийством, вонзив себе в живот нож для фруктов, но, как отмечает историк Хайнц Хальм , в эту версию никто не поверил. Ходили слухи, что он был убит по наущению Ситт аль-Мулька - убийцей, как сообщается, был черный раб-евнух Мидхад, близкий доверенный человек принцессы и наставник аз-Захира. [ 23 ] — устранить последнего потенциального соперника аз-Захира. [ 21 ] Напротив, Абу Хашиму аль-Аббасу было разрешено уйти в безвестность, и он умер мирно несколько лет спустя. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ также встречается как Абд ар-Рахман В некоторых источниках , ср. Бретт 2017 , с. 146, Канард 1965 , с. 857, Лев 1987 , с. 323.
- ^ Jump up to: а б с д и Хальм 2003 , с. 279.
- ^ Jump up to: а б Живой 1987 , с. 323.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , стр. 279–280.
- ^ Jump up to: а б Канард 1965 , с. 857.
- ^ Сандерс 1998 , стр. 152, 154.
- ^ Сандерс 1998 , стр. 154–155.
- ^ Бретт 2017 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Уокер 1995 , с. 247.
- ^ Хальм 2003 , стр. 279–281.
- ^ Хальм 2003 , с. 280.
- ^ Уокер 1995 , стр. 247–248.
- ^ Jump up to: а б Уокер 1995 , с. 248.
- ^ Хальм 2003 , стр. 294, 296.
- ^ Живой 1982 , с. 104.
- ^ Хальм 2003 , стр. 297–302.
- ^ Сандерс 1998 , с. 152.
- ^ Бретт 2017 , с. 157.
- ^ Хальм 2003 , стр. 305, 307.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , стр. 307–308.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , с. 308.
- ^ Лев 1987 , стр. 326–327.
- ^ Хальм 2003 , с. 318.
Источники
[ редактировать ]- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Канард, Мариус (1965). «Фатимиды» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 850–862. OCLC 495469475 .
- Хальм, Хайнц (2003). Халифы Каира: Фатимиды в Египте, 973–1074 гг. на ( немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-48654-1 .
- Лев, Яаков (1982). «Фатимиды и Ахдат Дамаска 386/996–411/1021». Мир Востока . 13 : 97–106. JSTOR 25683053 .
- Лев, Яаков (1987). «Принцесса Фатимидов Ситт аль-Мульк». Журнал семитских исследований . 32 (2): 319–328. дои : 10.1093/jss/XXXII.2.319 . ISSN 0022-4480 .
- Сандерс, Паула (1998). «Государство Фатимидов, 969–1171» . В Петри, Карл Ф. (ред.). Кембриджская история Египта, Том 1: Исламский Египет, 640–1517 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 151–174. ISBN 0-521-47137-0 .
- Уокер, Пол Э. (1995). «Наследование власти в шиитском халифате». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 32 : 239–264. дои : 10.2307/40000841 . JSTOR 40000841 .