Эмират Крит
Эмират Крит | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
824/827–961 | |||||||||
Статус | Де-факто независим, номинально находится под сюзеренитетом Аббасидского халифата. | ||||||||
Капитал | Чандакс | ||||||||
Общие языки | арабский , греческий | ||||||||
Религия | Суннитский ислам , халкидонское православие | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Эмир | |||||||||
• 820-е гг. – ок. 855 | Абу Хафс Умар I (первый) | ||||||||
• 949–961 | Абд аль-Азиз ибн Шуайб (последний) | ||||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||||
• Андалузские изгнанники высаживаются на острове | 824/827 | ||||||||
• Византийское завоевание | 961 | ||||||||
Валюта | Золотой динар , дирхам | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Греция |
Эмират Крит ( арабский : Икритиш , латинизированный : Икритиш или Икрития ; [1] Греческий : Κρήτη , латинизированный : Krētē ) — исламское государство, существовавшее на средиземноморском острове Крит с конца 820-х годов до завоевания острова Византийской империей в 961 году. Хотя эмират признавал сюзеренитет Аббасидского халифата и поддерживал связи с Тулунидским Египтом, он был де-факто независимым.
Группа андалузских изгнанников во главе с Абу Хафсом Умаром аль-Икритиши завоевала Крит либо в 824, либо в 827/828 годах и основала независимое исламское государство. Византийцы начали кампанию, которая захватила большую часть острова еще в 842-43 годах при Феоктисте , но завоевание не было завершено и вскоре было отменено. Более поздние попытки Византийской империи вернуть остров потерпели неудачу, и на протяжении примерно 135 лет своего существования эмират был одним из главных врагов Византии. Крит контролировал морские пути Восточного Средиземноморья и служил передовой базой и убежищем для мусульманских корсарских флотов, опустошавших контролируемые Византией берега Эгейского моря . Внутренняя история эмирата менее известна, но все источники указывают на значительное процветание, основанное не только на пиратстве, но и на обширной торговле и сельском хозяйстве. Эмирату положил конец Никифор Фокас , который успешно вел против него кампанию в 960–961 годах, повторно присоединив остров к Византийской империи.
История
[ редактировать ]Крит подвергался набегам мусульманских войск с момента первой волны мусульманских завоеваний в середине VII века. Первый набег на него произошел в 654 году, а затем еще один в 674/675 году. [2] а части острова были временно оккупированы во время правления омейядского халифа аль-Валида I ( годы правления 705–715 ). [1] Однако остров в то время не был завоеван и, несмотря на периодические набеги в VIII веке, надежно оставался в руках Византии; [3] Крит находился слишком далеко от арабских военно-морских баз в Леванте, чтобы можно было предпринять против него эффективную экспедицию. [4]
Завоевание Крита
[ редактировать ]В какой-то момент второй половины правления византийского императора Михаила II ( годы правления 820–829 ) группа андалузских изгнанников высадилась на Крите и начала его завоевание. [5] Эти изгнанники имели долгую кочевую историю. Традиционно их описывают как выживших после неудавшегося восстания против эмира аль-Хакама I Кордовы в 818 году . После подавления восстания жители пригорода Кордовы Ар-Рабад были массово изгнаны . Некоторые поселились в Фесе в Марокко , но другие, численностью более 10 000 человек, занялись пиратством, к которым, вероятно, присоединились и другие андалузцы. Они высадились в Александрии и взяли под свой контроль город до 827 года, когда были осажден и изгнан аббасидским генералом Абдуллой ибн Тахиром аль-Хурасани . [6] [7] [8] Однако, как указывает В. Кубяк, предполагаемое происхождение из Кордовы противоречит другим источникам, которые фиксируют присутствие андалузских корсаров в Александрии еще в 798/9 году, а их захват датируется 814 годом, до того, как произошло восстание; кроме того, лидер андалузцев Умар ибн Хафс ибн Шуайб ибн Иса аль-Баллути, широко известный как Абу Хафс , происходил из местности ( Фахс аль-Баллут , ныне Лос-Педрочес ), которая находилась далеко от Кордовы. [9]
Точная хронология высадки андалузцев на Крит неизвестна. Согласно мусульманским источникам, его обычно датируют 827 или 828 годом, после изгнания андалузцев из Александрии. [10] Однако византийские источники, похоже, противоречат этому, помещая их высадку вскоре после подавления крупного восстания Фомы Славянина (821–823). Дальнейшие соображения относительно количества и хронологии византийских кампаний, предпринятых против захватчиков, и просопографические вопросы возглавлявших их византийских генералов побудили других ученых, таких как Василиос Кристидес и Христос Макрипулиас, предложить более раннюю дату, ок. 824 . [11] По условиям соглашения с Ибн Тахиром андалузцы и их семьи покинули Александрию на 40 кораблях. Историк Уоррен Тредголд оценивает их примерно в 12 000 человек, из которых около 3 000 будут воинами. [12] По мнению византийских историков, андалузцы уже были знакомы с Критом, совершая набеги на него в прошлом. Они также утверждают, что высадка мусульман изначально была задумана как рейд, но превратилась в попытку завоевания, когда Абу Хафс сам поджег их корабли. Однако, поскольку андалузские изгнанники привезли с собой свои семьи, это, вероятно, более позднее изобретение. [10] Место высадки андалузцев также неизвестно; некоторые ученые полагают, что это было на северном побережье, в заливе Суда или недалеко от того места, где позже был их главный город и крепость Чандакс ( арабский : ربض الخندق , латинизированный : rabḍ al-kḫandaq , букв. «Замок у рва», современный Ираклион ). построен, [10] [13] но другие думают, что они, скорее всего, высадились на южном побережье острова, а затем двинулись в более густонаселенные внутренние районы и на северное побережье. [14] [15]
Как только император Михаил II узнал о высадке арабов и до того, как андалузцы установили контроль над всем островом, он отреагировал и отправил несколько экспедиций, чтобы вернуть остров. [16] понесенные во время восстания Фомы Славянина, затруднили способность Византии отреагировать, и если высадка произошла в 827/828 году, то также помешало отвлечение кораблей и людей для противодействия постепенному завоеванию Сицилии тунисскими Однако потери , Аглабидами . [17] Первая экспедиция под командованием Фотейна , стратега Анатолийской фемы , и Дамиана, графа Конюшенного , потерпела поражение в открытом бою, в котором Дамиан был убит. [5] [16] [18] Следующая экспедиция была отправлена через год и состояла из 70 кораблей под стратега кибирреота командованием Кратера . Первоначально он одержал победу, но затем самоуверенные византийцы были разбиты в результате ночной атаки. Кратеросу удалось бежать на Кос , но там он был схвачен арабами и распят . [19] [20] Макрипулиас предполагает, что эти кампании, должно быть, имели место до того, как андалузцы завершили строительство Чандакса, куда они перенесли столицу из внутреннего района Гортина . [21]
Пиратский эмират
[ редактировать ]Абу Хафс отразил первые атаки Византии и постепенно укрепил контроль над всем островом. [20] Он признал сюзеренитет Аббасидского халифата , но правил как фактически независимый принц. [10] Завоевание острова имело большое значение, поскольку оно изменило баланс военно-морских сил в Восточном Средиземноморье и открыло до сих пор безопасное побережье Эгейского моря для частых и разрушительных набегов. [22]
В эти первые годы андалузцы также оккупировали несколько Киклад , но Михаил II организовал еще одну крупномасштабную экспедицию, набрав совершенно новый корпус морской пехоты «Тессараконтариои» и построив новые корабли. Под командованием адмирала Орифаса этому флоту удалось изгнать арабов с островов Эгейского моря, но не удалось вернуть себе Крит. [23] [24] Преемник Михаила II Теофил ( годы правления 829–842 ) направил посольство к Абд ар-Рахману II из Кордовы с предложением провести совместные действия против андалузских изгнанников, но помимо того, что Абд ар-Рахман дал свое согласие на любые действия Византии против Крита, это дошло до ничего. [10] В октябре 829 года эти арабы уничтожили имперский флот у Тасоса , сведя на нет большую часть работы Орифаса и открыв Эгейское море и его побережья для грабежей. [25] [26] [27] Позже они напали на Эвбею ( ок. 835–840 ), Лесбос (837) и побережья Фракейской Фемы , где разрушили монастырский центр гору Латрос . Однако они потерпели сильное поражение от местного стратега Контомитеса Константина . [10] [28] [29]
После смерти Феофила в 842 году новый византийский режим предпринял новые меры по противостоянию критской угрозе: в 843 году была учреждена новая морская фема — Эгейское море , чтобы лучше противостоять арабским набегам, и была организована еще одна экспедиция в Восстановление Крита было начато под личным руководством могущественного логофета и регента Феоктиста . Хотя ему удалось занять большую часть острова, Феоктисту пришлось покинуть армию из-за политических интриг в Константинополе , а оставшиеся войска были перебиты арабами. [30] [31] Стремясь ослабить арабов, в 853 году несколько византийских флотов провели скоординированные операции в Восточном Средиземноморье, атаковав египетскую военно-морскую базу Дамиетта и захватив оружие, предназначенное для Крита. [10] [26] Несмотря на некоторые успехи Византии против арабов в последующие годы, критяне возобновили свои набеги в начале 860-х годов, напав на Пелопоннес , Киклады и Афон. [10] [32] В 866 году византийский цезарь Варда собрал еще один крупный экспедиционный корпус, чтобы подчинить Крит, но его убийство Василием Македонянином всего через две недели после того, как флот отплыл из столицы, положило конец этому начинанию. [33] [34]
В начале 870-х годов критские набеги достигли новой интенсивности: их флот, которым часто командовали византийские ренегаты, бороздил Эгейское море и дальше, достигая берегов Далмации . [10] Однажды c. В 873 году критский флот под командованием ренегата Фотия даже проник в Мраморное море и безуспешно атаковал Проконнес . Впервые после Второй арабской осады Константинополя в 717–718 годах мусульманский флот подошел так близко к византийской столице. Однако по возвращении он потерпел тяжелое поражение от нового византийского адмирала Никита Орифаса в битве при Кардии . Вскоре после этого Орифас снова разгромил критян в Коринфском заливе и взял в плен множество пленных, которых он подвергал жестоким пыткам в отместку за их набеги. [10] [35] Примерно в то же время мусульманский флот Тарса под предводительством Язамана аль-Хадима был уничтожен в ходе набега на Эврипоса . [36] Эти византийские победы, очевидно, привели к временному перемирию, и похоже, что критский эмир Саипес ( Шуайб ибн Умар ) был вынужден платить Византии дань в течение примерно десяти лет. [37]
Вскоре после этого возобновились набеги, в которых к критянам присоединились флоты Северной Африки и Сирии . [38] Особенно сильно пострадал от их набегов Пелопоннес, а также Эвбея и Киклады: острова Патмос , Карпатос и близлежащий Сокастро перешли под контроль Крита, а критское владычество распространилось на север до Эгины в Сароническом заливе , а также до Элафониса и Киферы. у южного побережья Пелопоннеса; великий кикладский остров Наксос , вероятно, вместе с соседними островами Парос и Иос , был вынужден платить им подушный налог ( джизья ). Поскольку присутствие мусульман в целом оставило мало материальных или литературных следов, список островов, которые когда-то контролировались или оккупировались ими, вполне мог быть длиннее. [39] [40] Тем не менее, влияние этой новой волны арабских набегов ощущалось по всему Эгейскому морю, где некоторые острова вообще опустели, а в других местах прибрежные участки были заброшены в пользу более защищенных внутренних районов. [41] Афины , возможно, были оккупированы в ок. 896–902 , [3] а в 904 году сирийский флот под предводительством Льва Триполийского разграбил второй город Византийской империи, Фессалоники . Арабы Крита тесно сотрудничали со своими сирийскими коллегами, которые часто использовали Крит в качестве базы или остановки в пути, как, например, во время возвращения флота Льва Триполи из Салоник, когда многие из более чем 20 000 фессалоникийских пленников были проданы или подарены. в качестве рабов на Крите. [39] [42] Точно так же Критский эмират получил сильную поддержку со стороны тулунидских эмиров Египта (868–905 гг.), Но их преемники Ихшидиды пренебрегли помощью Криту. [43] В 911 году против Крита была отправлена еще одна крупномасштабная византийская экспедиция численностью более 100 кораблей во главе с адмиралом Гимерием , но через несколько месяцев она была вынуждена покинуть остров. На обратном пути флот Химерия был уничтожен в битве у Хиоса . сирийским флотом [39] [44] [45] [46]
Византийское завоевание
[ редактировать ]Критское пиратство достигло нового пика в 930-х и 940-х годах, опустошив южную Грецию, Афон и западное побережье Малой Азии . В результате император Константин VII ( годы правления 913–959 ) послал еще одну экспедицию в 949 году. Она также была разбита в результате внезапного нападения, поражение, которое византийские хронисты приписывают некомпетентности и неопытности ее лидера, евнуха-камергера Константина Гонгила . [39] [47] [48] Константин VII не сдался и в последние годы своего правления начал подготовку очередной экспедиции. Оно будет осуществлено при его преемнике Романе II ( годы правления 959–963 ), который поручил руководство им способному полководцу Никифору Фоке . Во главе огромного флота и армии Фока отплыл в июне или июле 960 года, высадился на острове и разгромил первоначальное сопротивление мусульман. Последовала длительная осада Чандакса , которая затянулась на зиму 961 года, когда 6 марта город был взят штурмом. [39] [49]
Город был разграблен, а его мечети и стены снесены. Мусульманские жители были либо убиты, либо уведены в рабство, а последний эмир острова Абд аль-Азиз ибн Шуайб (Курупас) и его сын ан-Нуман (Анемас) были взяты в плен и доставлены в Константинополь, где Фока отпраздновал триумф . [39] [50] Остров был превращен в византийскую фему , а оставшиеся мусульмане были обращены в христианство миссионерами, такими как Никон «Метанойит» . Среди новообращенных был князь Анемас , поступивший на византийскую службу и пал при Доростолоне в войне 970–971 против Руси . [50] [51] [52]
Наследие
[ редактировать ]Этот ранний мусульманский период на Крите остается относительно неясным из-за нехватки сохранившихся свидетельств его внутренней истории. Более того, за исключением нескольких географических названий, напоминающих о присутствии арабов, никаких крупных археологических находок того периода не сохранилось, возможно, из-за преднамеренного разрушения Византией после 961 года. [53] Это повлияло на общее мнение об эмирате: ученые, вынужденные полагаться в основном на византийские источники, традиционно рассматривали Критский эмират через византийскую призму как типичное «корсарское гнездо», выживающее за счет пиратства и работорговли . [10] [54]
С другой стороны, картина, нарисованная немногочисленными и разрозненными ссылками на Критский эмират в мусульманском мире, представляет собой упорядоченное государство с регулярной денежной экономикой и обширными торговыми связями, и есть свидетельства того, что Чандакс был культурным центром некоторых важность. [55] [56] Сохранение многочисленных золотых, серебряных и медных монет практически постоянного веса и состава свидетельствует о сильной экономике и высоком уровне жизни населения. [57] Экономика была усилена обширной торговлей с остальным мусульманским миром, особенно с Египтом, а также процветающим сельским хозяйством: необходимость поддерживать независимое государство, а также доступ к рынкам мусульманского мира привели к интенсификации экономического роста. выращивание. Также возможно, что сахарный тростник . в то время на Крит был завезен [58]
Неясно, что случилось с христианами острова после мусульманского завоевания; Традиционная точка зрения состоит в том, что большинство из них были либо обращены в христианство, либо изгнаны. [20] Однако из мусульманских источников есть свидетельства дальнейшего выживания христиан на Крите как подданного класса, как и во время других мусульманских завоеваний, хотя, согласно тем же источникам, мусульмане, будь то потомки андалузцев, более поздние мигранты или обращенные (или любая их комбинация) составляли большинство. [59] Есть также свидетельства соперничающих классов на острове, например, когда Феодосий Диакон сообщает, что сельские критяне, не правители земли, а жители скал и пещер, спустились с гор под предводительством своего лидера Карамаунта во время осады Хандакса Никифором Фокой, чтобы помочь осажденным. [60] Похоже, что византийское христианское население сельской местности осталось относительно одиноким, тогда как в городах преобладал мусульманский элемент (в том числе местные новообращенные). [56]
Список эмиров
[ редактировать ]Преемственность эмиров Крита установлена арабскими и византийскими источниками, но главным образом посредством их чеканки. Поэтому даты их правления во многом приблизительны: [61] [62]
Имя | Имя в греческих источниках | Царствование |
---|---|---|
Абу Хафс Умар (I) аль-Икритиши | Апохапс / Апохапсис | 827/828 – ок. 855 |
Шуайб (I) ибн Умар | Сайпес / Сэт | в. 855–880 |
Умар (II) ибн Шуайб | Babdel (ΒαβδέλБабдель | в. 880–895 |
Мухаммад ибн Шуайб аз-Заркун | Zerkounes (ΖερκουνῆςЗеркунес | в. 895–910 |
Юсуф ибн Умар | в. 910–915 | |
Али ибн Юсуф | в. 915–925 | |
Ахмад ибн Умар | в. 925–940 | |
Шуайб (II) ибн Ахмад | 940–943 | |
Али ибн Ахмад | 943–949 | |
Абд аль-Азиз ибн Шуайб | Kouroupas (ΚουρουπᾶςКурупас | 949–961 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Канард 1971 , с. 1082.
- ^ Тредголд 1997 , стр. 313, 325.
- ^ Jump up to: а б Майлз 1964 , с. 10.
- ^ Тредголд 1997 , с. 378.
- ^ Jump up to: а б Макрипуляс 2000 , стр. 347–348.
- ^ Канард 1971 , стр. 1082–1083.
- ^ Майлз 1964 , стр. 10–11.
- ^ Кристидес 1981 , стр. 89–90.
- ^ Кубяк 1970 , стр. 51–52, особенно. примечание 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Канард 1971 , с. 1083.
- ^ Макрипулиас 2000 , стр. 348–351.
- ^ Тредголд 1988 , стр. 251, 253.
- ^ Тредголд 1988 , с. 253.
- ^ Макрипулиас 2000 , с. 349.
- ^ Майлз 1964 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Кристидес 1981 , с. 89.
- ^ Тредголд 1988 , стр. 250–253, 259–260.
- ^ Тредголд 1988 , стр. 253–254.
- ^ Макрипулиас 2000 , стр. 348, 351.
- ^ Jump up to: а б с Тредголд 1988 , с. 254.
- ^ Макрипулиас 2000 , стр. 349–350.
- ^ Макрипулиас 2000 , стр. 347, 357 и далее..
- ^ Макрипулиас 2000 , стр. 348–349, 357.
- ^ Тредголд 1988 , стр. 255, 257.
- ^ Майлз 1964 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Кристидес 1981 , с. 92.
- ^ Тредголд 1988 , с. 268.
- ^ Кристидес 1981 , стр. 92, 93.
- ^ Тредголд 1988 , стр. 324–325.
- ^ Макрипулиас 2000 , с. 351.
- ^ Тредголд 1997 , с. 447.
- ^ Тредголд 1997 , с. 451.
- ^ Макрипулиас 2000 , стр. 351–352.
- ^ Тредголд 1997 , с. 453.
- ^ Уортли 2010 , стр. 147–148.
- ^ Кристидес 1981 , с. 93.
- ^ Канард 1971 , стр. 1083–1084.
- ^ Майлз 1964 , стр. 6–8.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Канард 1971 , с. 1084.
- ^ Кристидес 1981 , стр. 95–97.
- ^ Кристидес 1981 , с. 82.
- ^ Тредголд 1997 , с. 467.
- ^ Кристидес 1981 , с. 83.
- ^ Макрипулиас 2000 , стр. 352–353.
- ^ Кристидес 1981 , с. 94.
- ^ Тредголд 1997 , с. 470.
- ^ Макрипулиас 2000 , стр. 353–356.
- ^ Тредголд 1997 , с. 489.
- ^ Тредголд 1997 , стр. 493–495.
- ^ Jump up to: а б Тредголд 1997 , с. 495.
- ^ Канард 1971 , стр. 1084–1085.
- ^ Kazhdan 1991 , p. 96.
- ^ Майлз 1964 , стр. 11, 16–17.
- ^ Кристидес 1981 , стр. 78–79.
- ^ Майлз 1964 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б Кристидес 1981 , с. 98.
- ^ Кристидес 1984 , стр. 33, 116–122.
- ^ Кристидес 1984 , стр. 116–118.
- ^ Кристидес 1984 , стр. 104–109.
- ^ Майлз 1964 , с. 15.
- ^ Майлз 1964 , стр. 11–15.
- ^ Канард 1971 , с. 1085.
Источники
[ редактировать ]- Канард, М. (1971). «Ихритис̲х» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1082–1086. OCLC 495469525 .
- Кристидес, Василиос (1981). «Набеги мусульман Крита в Эгейское море: пиратство и завоевания». Византия . 51 : 76–111.
- Кристидес, Василиос (1984). Завоевание Крита арабами (ок. 824 г.): поворотный момент в борьбе между Византией и исламом . Афинская академия . OCLC 14344967 .
- Каждан, Александр (1991). «Анемас». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 96. ИСБН 0-19-504652-8 .
- Кубяк, Владислав Б. (1970). «Византийское нападение на Дамиетту в 853 году и египетский флот в 9 веке». Византия . 40 : 45–66. ISSN 0378-2506 .
- Макрипулиас, Христос Г. (2000). «Византийские экспедиции против Критского эмирата ок. 825–949». Греко-Арабика . 7–8 : 347–362.
- Майлз, Джордж К. (1964). «Византия и арабы: отношения на Крите и в регионе Эгейского моря». Документы Думбартон-Окса . 18 : 1–32. дои : 10.2307/1291204 . JSTOR 1291204 .
- Тредголд, Уоррен (1988). Византийское возрождение, 780–842 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-1462-4 .
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Уортли, Джон, изд. (2010). Иоанн Скилицес: Краткий обзор византийской истории, 811–1057 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-76705-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Христодулакис, Ставрос (2011). Чатзаки, Эйрини (ред.). «Церковь Крита во время арабской оккупации (824-961 µ.X.)» [Церковь Крита во время арабской оккупации] Греко-арабский (на греческом языке). XI Ираклион: Библиотека Викелаи и Институт греко-восточных и африканских исследований: 51–71. ISSN 1108-4103 .
- Гигуртакис, Никос М. (2011). Чатзаки, Эйрини (ред.). «АКРОТИРИОИ ТОЙ ХАРАКИ». Первоначальные замечания о месте высадки арабов Абу Хафса Омара на Крите». Греко-арабика (на греческом языке). XI . Ираклион: Библиотека Викелаи и Институт греко-восточных и африканских исследований: 73–95. ISSN 1108-4103 .
- Хокер, Фредерик М. (1995). «Позднеримские, византийские и исламские галеры и флот». В Моррисоне, Джон С .; Гардинер, Роберт (ред.). Эпоха галер: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 86–100. ISBN 0-85177-554-3 .
- Мазаракис, Андреас Д. (2011). Чатзаки, Эйрини (ред.). «Чеканка эмиров Крита в частной коллекции». Греко-Арабика . XI . Ираклион: Библиотека Викелаи и Институт греко-восточных и африканских исследований: 97–104. ISSN 1108-4103 .
- Старида, Лиана (2011). Чатзаки, Эйрини (ред.). «Арабская крепость Траншеи, выявленная археологическими раскопками». Греко-арабика (на греческом языке). XI . Ираклион: Библиотека Викелаи и Институт греко-восточных и африканских исследований: 105–118. ISSN 1108-4103 .
- Тиби, Амин (2011). Чатзаки, Эйрини (ред.). «Два источника об арабском Крите: Аль-Маджалис ва'ль-Мусайарат и Муджам аль-Булдан» Греко-арабский . XI Ираклион: Библиотека Викелаи и Институт греко-восточных и африканских исследований: 119–122. ISSN 1108-4103 .
- Яннопулос, Панайотис (2011). Чатзаки, Эйрини (ред.). «Присутствие критских арабов на территории Греции согласно топонимическим источникам». Греко-арабика (на греческом языке). XI . Ираклион: Библиотека Викелаи и Институт греко-восточных и африканских исследований: 123–134. ISSN 1108-4103 .
- Эмират Крит
- 9 век в Византийской империи.
- X век в Византийской империи.
- Государства и территории, основанные в 820-х гг.
- 961 ликвидация
- Бывшие эмираты
- Бывшие арабские государства
- Бывшие исламские монархии в Европе
- Арабо-византийские войны
- Распространение ислама
- Государства и территории, упраздненные в 960-х годах.