Seku Amadu
Seku Amadu | |
---|---|
Шейх Ахмед бин Мухаммад Лабо | |
Альмами из халифата Хамдуллахи | |
В офисе в. 1818 – 1845 гг. | |
Преемник | Человек II |
Личные данные | |
Рожденный | Ахмад Мухаммада Аби Бакра Лоббо Барри в. 1776 |
Умер | 20 апреля 1845 г. | (68 лет)
Занятие | Священник |
Известный | Основатель халифата Хамдуллахи. |
Шейх Arabic: شيخ أحمد بن محمّد لبّو, romanized: Shaykh Aḥmadu bin Muḥammadu Lobbo; Fula: Seeku AamaduАхмаду [ а ] ) (ок. 1776 — 20 апреля 1845) был основателем империи Массина (религия Хамдуллахи) во внутренней дельте Нигера , ныне регион Мопти в Мали . Он правил как Альмами с 1818 года до своей смерти в 1845 году, также приняв титул Сиссе аль-Масини .
Ранние годы
[ редактировать ]Ахмад бин Мухаммад Бубу бин Аби Бакр бин Саид аль-Фуллани ( Фула : Амаду Хаммади Буубу ) родился около 1776 года и был воспитан Хамманом Лоббо, младшим братом своего отца. [ 1 ] Амаду был учеником кадирийского суфийского учителя Сиди Мухтара аль- Кунти. [ 2 ] В районе внутренней дельты Нигера союзы торговцев фульбе управляли такими городами, как Дженне , но река контролировалась немусульманами Бамбара. [ 3 ] Фульбе ардоен были данниками Бамбары из Сегу и практиковали форму ислама, которая была далека от чистой. [ 4 ]
Секу Амаду, возможно, участвовал в джихаде Сокото , прежде чем вернуться в регион Массина. Он поселился в деревне под властью Дженне. Когда его учение принесло ему большое количество последователей, он был исключен и переехал в Себеру, под командованием Массины . И снова у него появилось много последователей, и снова его исключили. [ 5 ] Шейх Усман дан Фодио , основавший халифат Сокото в Хаусаленде в 1809 году, уполномочил его вести джихад в регионе. Первоначально его завоевания должны были быть включены в западную часть Халифата Сокото под властью Абдуллахи дан Фодио из Гванду . [ 2 ] Как и другие лидеры джихада , Секу Амаду получил флаг от Усмана дан Фодио как видимый символ своей власти. [ 3 ]
Джихад
[ редактировать ]Взгляды Амаду привели его к конфликту с местным языческим вождем Фулани, который призвал на помощь своего сюзерена, короля Бамбара Сегу. Результатом стало всеобщее восстание под предводительством Амаду, в результате которого была основана Империя Массина, теократическое мусульманское государство Фулани на всей территории внутренней дельты Нигера, распространившееся как на древние мусульманские центры Дженне, так и на Тимбукту. Джихад Амаду, вероятно, продолжался с 1810 по 1818 год. Однако некоторые источники предполагают два события: одно в 1810 году, а другое в 1818 году. По одной из оценок, в результате этого джихада погибло в общей сложности 10 000 человек. [ нужна ссылка ]
Секу Амаду обвинил местных правителей фульбе в идолопоклонстве, и поначалу джихад был направлен против них. Вскоре сфера охвата была расширена и теперь включает бамбара и другие языческие группы региона. [ 4 ] Секу Амаду поддерживали Туколорс и другие люди фульбе в Массине, сбежавшие рабы и другие, искавшие свободу от своих хозяев Бамбара. [ 6 ] Среди фульбе Секу Амаду поддерживали грамотные мусульмане, ранее ведшие кочевничество, находившиеся под влиянием суфийского возрождения и с энтузиазмом относившиеся к исламским реформам. [ 4 ]
В ходе своего джихада он сначала разбил армию Сегу, затем захватил Дженне, ученые которого приветствовали его. Его пригласили взять под свой контроль Массину после восстания фульбе в этом городе. [ 5 ] К 1818 году он получил контроль над Дженне и Массиной. [ 7 ] В Дженне, а затем и в Тимбукту светский лидер был свергнут и заменен учеными, а региональной властью стал клан Фулба Дикко. [ 8 ] Секу Амаду основал столицу своей новой империи Массина под названием Хамдуллахи («Слава Богу!»), [ 9 ] к северо-востоку от Дженне, к югу от современного города Мопти . Столица была основана в 1819 году. [ 5 ] Он объявил себя независимым правителем. [ 2 ]
Империя Массина
[ редактировать ]Теократическое государство Секу Амаду контролировало Внутреннюю дельту Нигера и осуществляло некоторую власть над близлежащими Тимбукту, Сегу и Каартой . [ 6 ] Одним из главных религиозных лидеров джихада в Массине был Мухаммад ат-Тахир, также ученик аль-Мухтара аль-Кунти. Он издал манифест, в котором заявил, что Секу Амаду является духовным наследником Аскии Мохаммеда I , правителя Сонгайской империи в шестнадцатом веке . Это было общепринято в регионе Тимбукту. Неофициальному включению Тимбукту в состав новой империи Массина, которая вскоре стала центром исламского образования, не было большого сопротивления. [ 10 ] Однако Секу Амаду постепенно оттолкнул лидеров Тимбукту и Сокото своим чрезвычайно строгим богословием. и, учитывая его неудачу, относиться к старшим лидерам Кадирии с тем уважением, которое, по их мнению, было им причитаться. Он также принял титул командующего правоверными в Судане, который халиф Сокото считал своим по праву. Он отрицательно повлиял на торговлю как Дженне, так и Тимбукту. [ 6 ]
Духовный лидер Тимбукту Сиди Мухаммад бин аль-Мухтар аль-Кунти умер в 1825/6 году. Секу Амаду попросил официального признания его суверенитета над городом. Он послал эмиссара с большим отрядом войск к аль-Каиду Усману бин Бабакру, светскому правителю, с просьбой отказаться от использования барабана и других форм церемоний, на что Усман согласился. [ 7 ] В 1833 году Усман отказался от своей преданности и выступил против Хамдуллахи, но потерпел поражение. Однако Сиди аль-Мухтар ас-Сагир, духовный лидер Тимбукту, заключил перемирие между туарегами и Ахмаду Лоббо, согласно которому его силы фульбе не будут оккупировать Тимбукту. Штрафы были наложены на тех, кто участвовал в нападении на Хамдуллахи. [ 7 ]
Секу Амаду Лоббо умер 20 апреля 1845 года, оставив контроль над Империей Массина своему сыну Амаду II. При его сыне Тимбукту на некоторое время вошел в состав империи. [ 2 ] Ахмаду бин Ахмаду Лоббо правил Массиной с 1844 по 1852 год. [ 11 ] Период стабильности длился до тех пор, пока джихад под предводительством Эль-Хаджа Умара Талля в 1862 году не сверг внука Ахмаду, Амаду III , и поверг регион в хаос. [ 12 ]
Политика и влияние
[ редактировать ]Секу Амаду правил через систему губернаторов провинций, в основном своих родственников, и центральный совет из сорока старейшин. В теократическом государстве Секу Амаду закон был основан на строгом соблюдении маликитской интерпретации законов шариата . [ 6 ] Кадис управлял шариатом в каждой провинции, играя важную роль в государстве. Жесткое соблюдение закона побудило один авторитетный орган назвать Масину «настолько близким к идеальному номократическому государству, насколько это возможно». [ 13 ]
Секу Амаду проводил политику расселения бывших кочевников-скотоводов. Он приложил энергичные усилия для продвижения ислама. [ 9 ] При Секу Ахмаду Лоббо и его наследниках регион Нигера был стабильным, а торговля процветала. Однако некоторую напряженность вызывали крайне пуританские взгляды правителей, такие как запрет на употребление табака и требование полной сегрегации женщин от мужчин, что противоречит обычаям туарегов. [ 12 ]
На пике могущества Империи в городе располагалась 10-тысячная армия, и Секу Ахмаду приказал построить шестьсот медресе для дальнейшего распространения ислама. Он также приказал запретить алкоголь, табак, музыку и танцы в соответствии с исламским законом и создал систему социального обеспечения для вдов, сирот и бедных.
Одним из наиболее устойчивых результатов его правления стал пастырский кодекс, регулирующий доступ и использование внутреннего региона дельты Нигера скотоводами племени Фула и различными фермерскими общинами. [ 14 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Шейх Ахмаду ибн Мухаммаду Лоббо: «Шейх» (или Секу) — титул религиозного лидера. Ахмаду было его настоящим именем, Мухаммаду было именем его отца, Лоббо - второстепенным именем, распространенным в семье, а Барри - его фамилией.
Цитаты
- ^ Ханвик 2003 , с. 208.
- ^ Jump up to: а б с д Ханвик 2004 , с. 613.
- ^ Jump up to: а б Викор 1999 , стр. 87.
- ^ Jump up to: а б с Хискетт 1976 , стр. 152.
- ^ Jump up to: а б с Окот 2006 , стр. 14-15.
- ^ Jump up to: а б с д Хискетт 1976 , стр. 153.
- ^ Jump up to: а б с Саад 1983 , с. 216.
- ^ Саад 1983 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Викёр 1999 , стр. 88.
- ^ Саад 1983 , с. 72.
- ^ Уилкс 1989 , с. 314.
- ^ Jump up to: а б Саад 1983 , с. 217.
- ^ Хискетт 1976 , стр. 154.
- ^ Де Брейн и ван Дейк 2001 .
Источники
- Де Брёйн, Мираж; ван Дейк, Хан (2001). «Экология и власть на периферии Маасины: случай Хайре в девятнадцатом веке» (PDF ) Журнал африканской истории 42 (2): 217–238. дои : 10.1017/S0021853701007873 . ПМИД 18551801 . S2CID 145662350 .
- Хискетт, Х. (1976). «Джихады девятнадцатого века в Западной Африке» . В Фаге, Джон Доннелли; Оливер, Роланд Энтони (ред.). Кембриджская история Африки (Том 5) . Издательство Кембриджского университета. стр. 125–169. ISBN 978-0-521-20701-0 .
- Ханвик, Джон О. (2003). Арабская литература Африки (Том 4) . Брилл. ISBN 978-90-04-12444-8 .
- Ханвик, Джон (2004). «Мухтар ибн Ахмад, аль-» . В Jestice, Филлис Г. (ред.). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-355-1 .
- Окот, Асса (2006). История Африки (Том 1, 1800–1915) . Найроби: Восточноафриканские издатели. ISBN 978-9966-25-357-6 .
- Саад, Элиас Н. (1983). Социальная история Тимбукту: роль мусульманских ученых и знатных людей, 1400-1900 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-24603-3 .
- Викор, Кнут С. (1999). «Джихад в Западной Африке» . В Мангере, Лейф О. (ред.). Мусульманское разнообразие: местный ислам в глобальном контексте . Психология Пресс. стр. 80–101. ISBN 978-0-7007-1104-8 .
- Уилкс, Айвор (1989). Асанте в девятнадцатом веке: структура и эволюция политического порядка . Архив Кубка. п. 314. ИСБН 978-0-521-37994-6 .
Дальнейшее чтение
- Ба, Амаду Хампате; Даже, Жак (1984) [1955], Империя Фулани в Масине: 1818-1853 (на французском языке), Абиджан: Nouvelles Éditions Africaines .
- Браун, Уильям А. (1968), «К хронологии халифата Хамдуллахи (Масина)» , Cahiers d'études africaines , 8 (31): 428–434, doi : 10.3406/cea.1968.3136 .
- Браун, Уильям А. (1969), Халифат Хамдуллахи, 1818–1864: исследование африканской истории и традиций (докторская диссертация), Мэдисон: Университет Висконсина .
- Сананкуа, Бинту (1990), Империя Фулани в 19 веке: la Diina du Maasina (на французском языке), Париж: Картала, ISBN 2-86537-234-0