Мухтар аль-Кунти
Сиди аль-Мухтар ибн Ахмад аль-Кунти | |
---|---|
Рожденный | 1729 |
Умер | 1811 |
Национальность | Тимбукту |
Занятие | Священник |
Известный | Кадирии Лидер |
Сиди аль-Мухтар ибн Ахмад аль-Кунти [ а ] (1729-1811) был ведущим алимом движения Кадирия в Западном Судане , сыгравшим важную роль в содействии распространению ислама в Западной Африке в девятнадцатом веке.
Происхождение
[ редактировать ]Аль-Мухтар ибн Ахмад аль-Кунти родился в 1729 году в регионе Эрг Оралла к северу от Мабрука, Мали . [ 2 ] Его семья принадлежала к Завая , группе племен, которые отказались от насилия и самообороны в пользу мирной жизни, наполненной религиозной преданностью и скотоводством, платя дань группам воинов, чтобы избежать приставаний. [ 3 ] Он был членом влиятельного клерикального племени Кунта , первоначально арабских потомков Укбы ибн Нави Аль Фихри. Многие из кунта двинулись на восток, в регион к северу от Тимбукту , и стали торговцами солью. Кунта переняла учение Мухаммада аль-Магили , известного священнослужителя около 1500 г. н. э., который, как говорят, представил Кадирийя . орден суфийский региону [ 1 ]
Отец Аль-Мухтара умер, когда ему было десять лет. Другие члены его семьи помогали ему в образовании, как и члены семей Кель аль-Сук и Кель Хурма. Его главным учителем был шейх Сиди Али бин ан-Наджиб из Арауана , ведущий священнослужитель Кадирии. [ 2 ] Некоторое время он был смотрителем гробницы возле Уалаты Сиди Ахмада аль-Кунти (он же аль-Баккаи Бу Дама, арабский : سيدي أحمد الكنتي البكاي بودمعة ), святого из Кунты, умершего в [ 4 ] Джон Ханвик предположил, что между 1754 и 1757 годами аль-Мухтар учился в Марокко . По возвращении он женился на дальней родственнице. [ 2 ] Однако это не согласуется с первоисточниками о жизни ученого, в том числе с агиографией его сына. [ 5 ] Аль-Мухтар не покидал Западную Африку ни во время своего образования, ни в остальной части своей жизни.
Карьера
[ редактировать ]Аль-Мухтар сменил Сиди Али на посту Шейха после его смерти. Он разместил свою базу в Азаваде , примерно в 250 милях (400 км) к северо-востоку от Тимбукту. Из Азавада он выступал посредником в межплеменных спорах, особенно между кунтами и барабишами. [ 2 ] Аль-Мухтар аль-Кунти обладал выдающимися лидерскими способностями в дополнение к учености и духовным качествам. Начиная с 1757 года, уже признанный лидером Кунта, а вскоре и всеми другими кадирийскими шейхами, он стал все активнее участвовать в разрешении споров между туарегами региона. [ 1 ]
В конце концов аль-Мухтар стал признанным духовным лидером в большом регионе вокруг излучины реки Нигер . В этой области ивеллеммеданцы были доминирующими воинами, а кунта доминировали в торговле, а также обеспечивали религиозное руководство. [ 6 ]
Он дал духовный совет вождю племени Уллимиден Каве Аг Амме.
Он умер в возрасте 82 лет в 1226 году хиджры (1811 г. н.э.), и ему наследовал его сын Мухаммед, а затем внук Ахмад аль-Баккай. [ 2 ]
Влияние
[ редактировать ]Аль-Мухтар аль-Кунти был плодовитым писателем, написавшим, как говорят, триста трактатов по аспектам ислама и его обычаям. [ 6 ]
Он видел себя муджаддидом и думал, что его вдохновил Пророк, который явился ему и сказал: «Ты истинный посланник, чтобы обновить мой Путь». В своих трудах он решительно выступает против таких вещей, как амулеты и амулеты, а также против растущего числа малламов, интересующихся в первую очередь деньгами. [ 7 ]
Аль-Мухтар аль-Кунти твердо верил, что шейх должен подавать пример, следуя чистому аскетизму, основанному на исламских истинах. Он широко переписывался с другими учеными в засушливых и полузасушливых землях, простирающихся от империи Канем-Борну на востоке до атлантического побережья. [ 2 ]
Огромное моральное влияние Аль-Мухтара и поддержка тариката Кадирия означали , что ислам расширил свою роль в регионе за пределы частной религии торговцев и ученых. Члены тариката должны были распространять среди язычников послание о едином Боге, которому подчинялись все люди. Мухтар аль-Кунти обучал священнослужителей, чтобы они могли основать исламские школы в языческих странах, а эти школы, в свою очередь, могли распространять информацию дальше. [ 6 ]
В ответ на вопрос о статусе народа фула Сиди аль-Мухтар категорически отказался признать какую-либо разницу между черными и белыми. [ 8 ]
Ученик аль-Мухтара шейх Сидья аль-Кабир был влиятельным священнослужителем Кадирии в Мавритании . [ 9 ] В Империи Сегу его ученик Бакари был убит, потому что не желал идти на компромисс с язычеством. [ 10 ]
Аль-Мухтар обучал Усмана, Фодио и Секу Амаду из империи Массина . [ 2 ]
Усман дан Фодио смотрел на аль-Мухтара как на учителя, и аль-Мухтар, как сообщается, поддержал Усмана в кампании, в ходе которой он основал халифат Сокото в 1809 году, заявив: «Усман ибн Фуди - один из выдающихся святых; его джихад справедливо». [ 11 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
Цитаты
- ^ Jump up to: а б с Фадж и Тордофф 2002 , с. 193.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ханвик 2004 , с. 613.
- ^ Уиллис 1979 , с. 6.
- ^ Холл 2011 , с. 63.
- ^ аль-Кунти, Мухаммад ибн аль-Мухтар (1994). Ибн Хамм аль-Амин, Абидин ибн Баб Ахмад (ред.). аль-Тараиф ва-ль-талахид (на арабском языке). Нуакшот: аль-Махад аль-Муритани ли-л-бахт аль-илми.
- ^ Jump up to: а б с Фадж и Тордофф 2002 , с. 194.
- ^ Уиллис 1989 , с. 44.
- ^ Холл 2011 , с. 100.
- ^ Уиллис 1979 , с. 9.
- ^ Уиллис 1979 , с. 18.
- ^ Аджайи 1989 , с. 542.
Источники
- Аджайи, Джейкоб Ф. Аде (1989). Африка в девятнадцатом веке до 1880-х годов . Издательство Калифорнийского университета. п. 541. ИСБН 978-0-520-03917-9 . Проверено 13 февраля 2013 г.
- Фадж, Джон Д.; Тордофф, Уильям (2002). История Африки . Рутледж. ISBN 978-0-415-25248-5 . Проверено 13 февраля 2013 г.
- Холл, Брюс С. (6 июня 2011 г.). История расы в мусульманской Западной Африке, 1600-1960 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-49908-8 . Проверено 14 февраля 2013 г.
- Ханвик, Джон (2004). «Мухтар ибн Ахмад, аль-» . Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-355-1 . Проверено 14 февраля 2013 г.
- Уиллис, Джон Ральф (1979). Исследования по истории ислама в Западной Африке . Касс. п. 6. ISBN 978-0-7146-1737-4 . Проверено 13 февраля 2013 г.
- Уиллис, Джон Ральф (1989). На пути Аллаха: Страсти Аль-Хаджа Умара: очерк природы харизмы в исламе . Психология Пресс. ISBN 978-0-7146-3252-0 . Проверено 14 февраля 2013 г.