История Нигерии до 1500 г.
Часть серии о | ||||||||||||||||||
История Нигерии | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||||||||||||
Хронология | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Темы | ||||||||||||||||||
По штату | ||||||||||||||||||
См. также | ||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||
История Нигерии до 1500 года делится на предысторию, железный век и расцвет королевств и государств. Архаичные , использовавшие ашельские орудия, люди возможно, жили по всей Западной Африке, по крайней мере, между 780 000 и 126 000 лет назад ( средний плейстоцен ). [1] Западноафриканцы среднего каменного века, вероятно, постоянно проживали в Западной Африке между MIS 4 и MIS 2 . [2] и люди Ихо Элеру сохранялись в Ихо Элеру еще 13 000 лет назад. [3] Западноафриканские охотники-собиратели оккупировали западную часть Центральной Африки (например, Шум-Лаку ) ранее, чем 32 000 лет назад. [4] обитал по всему прибрежному региону Западной Африки 12 000 лет назад, [5] и мигрировали на север между 12 000 и 8 000 BP до Мали, Буркина-Фасо, [5] и Мавритания. [6] Каноэ Дуфуна , каноэ-долблена, найденное в северной Нигерии, датируется примерно 6556–6388 годами до нашей эры и 6164–6005 годами до нашей эры. [7] что делает его старейшим известным судном в Африке и вторым старейшим в мире. [7] [8]
После миграции из Центральной Сахары в Нигерию в 1500 году до нашей эры, а люди Нок поселились в районе Нок культура Нок продолжала сохраняться до 1 года до нашей эры. [9] Позже произошло возникновение и расцвет королевств и государств, в число которых входили Королевство игбо Нри , Королевство Бенин , города-государства йоруба , а также Королевство Ифе , Королевство Игала, государства Хауса и Нупе . Многочисленные небольшие государства к западу и югу от озера Чад были поглощены или вытеснены в ходе расширения Канема , центр которого находился к северо-востоку от озера Чад. Борну , первоначально западная провинция Канем, стала независимой в конце 14 века нашей эры.
Предыстория
[ редактировать ]Ранний каменный век
[ редактировать ]Архаичные , использовавшие ашельские орудия, люди возможно, жили по всей Западной Африке, по крайней мере, между 780 000 и 126 000 лет назад ( средний плейстоцен ). [1]
Средний каменный век
[ редактировать ]
Западноафриканцы среднего каменного века, вероятно, постоянно проживали в Западной Африке между MIS 4 и MIS 2 и, вероятно, не присутствовали в Западной Африке до MIS 5. [2] Во время MIS 5 западноафриканцы среднего каменного века, возможно, мигрировали через саванну Западного Судана и продолжали проживать в этом регионе (например, саванна Западного Судана , Западноафриканский Сахель ). [2] В позднем плейстоцене западноафриканцы среднего каменного века начали заселять части лесных и прибрежных районов Западной Африки (например, Тимассас, Сенегал). [2] Более конкретно, по крайней мере 61 000 лет назад западноафриканцы среднего каменного века, возможно, начали мигрировать к югу от западно-суданской саванны и, по крайней мере, 25 000 лет назад, возможно, начали селиться недалеко от побережья Западной Африки. [2] На фоне засушливости в МИС 5 и региональных изменений климата в МИС 4, в Сахаре и Сахеле, атерийцы, возможно, мигрировали на юг, в Западную Африку (например, Бэ-дю-Левье , Мавритания; Тимассас, Сенегал; долина реки Нижний Сенегал ). [2] Люди Ихо Элеру сохранялись в Ихо Элеру в Нигерии еще 13 000 лет назад. [3]
Поздний каменный век
[ редактировать ]
Раньше, чем 32 000 лет назад, [4] или на 30 000 BP, [10] [11] позднего каменного века Западноафриканские охотники-собиратели жили в лесах западной части Центральной Африки. [11] [10] (например, ранее, чем 32 000 лет назад в де Маре в Шум-Лаке, [4] 12 000 лет назад в кратере Мби). [11] Произошел чрезмерно засушливый огольский период, продолжавшийся от 20 000 до 12 000 лет назад. [4] К 15 000 лет назад количество поселений, созданных западноафриканцами среднего каменного века, уменьшилось, поскольку произошло увеличение влажных условий, расширение западноафриканских лесов и увеличение количества поселений, основанных западноафриканскими охотниками-собирателями позднего каменного века. [10] Народы позднего среднего каменного века, использовавшие макролиты (например, возможно, архаичные люди с примесью [12] или позднесохраняющийся ранний современный человек [3] [13] Окаменелости Иво Элеру позднего среднего каменного века), которые жили в Центральной Африке, в западной части Центральной Африки и в Западной Африке, были вытеснены африканцами позднего каменного века, использовавшими микролиты (например, неархаичными окаменелостями Шум Лака с примесью человека позднего каменного века). датированные периодом от 7000 до 3000 лет назад), когда они мигрировали из Центральной Африки в западную часть Центральной Африки и в Западную Африку . [12] Между 16 000 и 12 000 лет назад западноафриканцы позднего каменного века начали заселять восточные и центральные лесные регионы (например, Гана, Кот-д'Ивуар, Нигерия; [10] от 18 000 до 13 000 лет назад в Темет-Уэст и Асокрохона в южном регионе Ганы, 13 050 ± 230 лет назад в Бингервилле в южном регионе Кот-д'Ивуара, 11 200 ± 200 лет назад в Иво-Элеру в Нигерии) [11] Западной Африки. [10] Просуществовав еще 1000 лет назад, [5] или какой-то период времени после 1500 г. н.э., [14] оставшиеся западноафриканские охотники-собиратели, многие из которых жили в регионе лесов и саванн , в конечном итоге были аккультурированы и смешаны с более крупными группами западноафриканских земледельцев , сродни мигрирующим земледельцам, говорящим на языке банту , и их встречам с центральноафриканскими охотниками-собирателями . [5] В северо-восточном регионе Нигерии язык Джалаа , изолированный язык , может быть языком-потомком исходного набора языков, на которых говорили западноафриканские охотники-собиратели. [5]
Железный век
[ редактировать ]Археометаллургические научные знания и технологические разработки зародились во многих центрах Африки; центры происхождения располагались в Западной Африке , Центральной Африке и Восточной Африке ; следовательно, поскольку эти центры происхождения расположены во внутренней Африке, эти археометаллургические разработки, таким образом, являются местными африканскими технологиями. [15] Археологические памятники, содержащие печи для выплавки железа и шлак, были раскопаны в районе Нсукка на юго-востоке Нигерии, на территории современного Игболенда : датируются 2000 годом до нашей эры на стоянке Леджа (Eze-Uzomaka 2009). [16] [17] и до 750 г. до н.э. и на месте Опи (Холл 2009). [17] [18] Металлургия железа , возможно, была независимо развита в культуре Нок между 9 веком до нашей эры и 550 годом до нашей эры. [9] [19] Совсем недавно Бандама и Бабалола (2023) указали, что развитие металлургии железа произошло в 2631 г. до н.э. - 2458 г. до н.э. в Ледже, в Нигерии, в 2136 г. до н.э. - 1921 г. до н.э. в Обуи, в Центрально-Африканской Республике, в 1895 г. до н.э. - 1370 г. до н.э. в Чире Оума 147, в Нигере и 1297 г. до н.э. – 1051 г. до н.э. в Декпассанваре, в Того. [15]
Достаточно культуры
[ редактировать ]
Народы нок и народы гаджиганна, возможно, мигрировали из Центральной Сахары вместе с жемчужным просом и гончарными изделиями, разошлись до прибытия в северный регион Нигерии и, таким образом, расселились в своих соответствующих местах в регионах Гаджиганна и Нок . [9] Культура Нок , возможно, возникла в 1500 году до нашей эры и продолжала существовать до 1 года до нашей эры. [9] Люди Нок, возможно, разработали терракотовые скульптуры благодаря крупномасштабному экономическому производству. [20] как часть сложной погребальной культуры [21] это могло включать в себя такие практики, как пиршество. [9] Самые ранние терракотовые скульптуры Нок, возможно, были созданы в 900 году до нашей эры. [9] Некоторые терракотовые скульптуры Нок изображают фигуры, владеющие рогатками , а также луками и стрелами , что может указывать на то, что люди Нок занимаются охотой или отловом неодомашненных животных. [22] Скульптура Нок изображает двух человек вместе со своим имуществом в каноэ-долблене. [22] Обе антропоморфные фигуры плавсредстве гребут . в [23] Терракотовое изображение долбленого каноэ в Ноке может указывать на то, что люди Нок использовали долбленые каноэ для перевозки грузов вдоль притоков (например, Гурара реки ) реки Нигер и обменивали их в региональной торговой сети. [23] Терракотовое изображение фигуры с ракушкой на голове в Ноке может указывать на то, что протяженность этих речных торговых путей могла простираться до побережья Атлантического океана. [23] В морской истории Африки ; есть более раннее каноэ Дуфуна , построенное примерно 8000 лет назад в северном регионе Нигерии Будучи второй самой ранней формой сосуда для воды, известной в Африке к югу от Сахары , терракотовое изображение каноэ -долблены Нок было создано в центральном регионе Нигерии в первом тысячелетии до нашей эры. [23] Последние художественные традиции Западной Африки - Бура в Нигере (3 век н.э. - 10 век н.э.), Кома в Гане (7 век н.э. - 15 век н.э.), Игбо-Укву в Нигерии (9 век н.э. - 10 век н.э.), Дженне- Джено из Мали (11 век н.э. – 12 век н.э.) и Иль-Ифе в Нигерии (11 век н.э. – 15 век н.э.) – возможно, были сформированы под влиянием более ранней западноафриканской глиняной терракотовой традиции культуры Нок. [24] На вершинах гор расположено большинство поселений Нок. [25] На городище Кочио край подвала городищной стены был высечен из гранитного фундамента. [25] Кроме того, был построен мегалитический каменный забор . вокруг огороженного поселения Кочио [25] Также в Пунтун Дуце был обнаружен круглый каменный фундамент хижины. [26] Металлургия железа , возможно, была независимо развита в культуре Нок между 9 веком до нашей эры и 550 годом до нашей эры. [9] [19] Поскольку каждый из них имеет культурное и художественное сходство с культурой нок, обнаруженной в Ноке, Сокото и Кацине, нигер- конгоязычные народы йоруба , джукун или дакакари могут быть потомками народов нок. [27] Исходя из стилистического сходства с терракотами Нок, бронзовые статуэтки Империи Йоруба Ифе и королевства Бини в Бенине также могут быть продолжением традиций более ранней культуры Нок. [28]

Королевства и государства
[ редактировать ]Королевство Нри
[ редактировать ]Королевство Нри в районе Авка было основано примерно в 1900 году нашей эры на севере центральной части страны. Ось Нсукка-Авка-Орлу считается старейшим районом поселения игбо и, следовательно, родиной народа игбо. Это был центр духовности, образования и торговли. Они были проводниками мира и гармонии, влияние которых простиралось за пределы Игболанда. Влияние народа нри на соседние земли было особенно сильным на юге Игалаленда и Бенинской империи в XII-XV веках. Развитие и утонченность этой цивилизации очевидны в бронзовых отливках, найденных в Игбо Укву, области влияния Нри. Бенинская империя стала угрозой в 15 веке при Оба Эвуаре . Поскольку они были против рабства , их власть пришла в упадок, когда работорговля достигла своего пика в 18 веке. Империи набегов на рабов Бенин и Игала стали основным источником влияния в их отношениях с западными и северными игбо, их бывшими основными территориями влияния и деятельности. Верхний северо-запад реки Кросс Группы игбо, такие как Конфедерация Аро и народы Охафия, а также люди Авка и Умуноха, использовали пророческую деятельность и другие торговые возможности после упадка Нри в 18 веке, чтобы оказать большое влияние на Игболенд и все прилегающие территории.
Или королевство
[ редактировать ]В 15 веке Бенин первым принял иностранных торговцев.
Эдоланд основал общину в районе, говорящем на языке йоруба, к востоку от Убини, прежде чем в начале 14 века стал зависимым от Королевства Бенин. К 15 веку он стал независимой торговой державой, заблокировав доступ Ифе к прибрежным портам, поскольку Ойо отрезал материнский город от саванны. Политическая и религиозная власть принадлежала оба ( королю), который, согласно традиции, происходил от Одудувы, первого уни ифе. Бенин раскинулся на большой территории, окруженной концентрическими кольцами земляных валов. К концу 15 века Королевство Эдо находилось в контакте с Португалией, которая торговала ресурсами (пальмовым маслом, хлопком и т. д.). В период своего расцвета в 16 и 17 веках Эдо охватывал части юго-восточного Йорубаленда и западные части нынешнего штата Дельта .

Королевства Йоруба и Бенин
[ редактировать ]
Исторически йоруба были доминирующей группой на западном берегу Нигера. Они были продуктом периодических волн мигрантов. [29] Йоруба были организованы в группы по отцовской линии, которые занимали деревенские общины и существовали за счет сельского хозяйства. Примерно с 8-го века прилегающие деревенские поселения, называемые Илье , объединились в многочисленные территориальные города-государства, в которых клановая лояльность стала подчиняться династическим вождям. Самые ранние известные из этих городов-государств образовались в Или-Ифе и Иджебуланде. Урбанизация сопровождалась высоким уровнем художественных достижений, особенно в скульптуре из терракоты и слоновой кости, а также в сложном металлическом литье, производимом в Иль-Ифе. Йоруба представляли собой пышный пантеон, возглавляемый безличным божеством Олоруном , и включал в себя меньших божеств, выполнявших различные задачи. Одудува считался создателем земли и предком королей йоруба. Согласно мифу, Одудува основал Ифе и отправил своих сыновей основать другие города, где они правили как короли-священники. Иль-Ифе был центром около 400 религиозных культов , традициями которых манипулировали в политических целях Уни из Дома Любви (король).
Они выбирались поочередно из ветви правящей династии. После того как участник был выбран, его изолировали от остальных. Ниже они в государстве располагались: дворцовые чиновники, городские старосты и правители отдаленных владений. Модель правления Ифе была адаптирована в Ойо. В конце концов Ойо превратился в конституционную монархию, но это было не настоящее правительство. В отличие от других подгрупп йоруба, у ойо были кавалерийские силы. Это способствовало развитию торговли дальше на север. [29]
Северные королевства Сахеля
[ редактировать ]Торговля была ключом к появлению организованных сообществ в саваннах Нигерии. Доисторические жители, приспособившиеся к наступающей пустыне, были широко рассеяны к третьему тысячелетию до нашей эры, когда началось высыхание Сахары . Транссахарские торговые пути связывали западный Судан со Средиземноморьем со времен Карфагена и с Верхним Нилом с гораздо более раннего времени, создавая пути сообщения и культурного влияния, которые оставались открытыми до конца XIX века. По тем же маршрутам ислам проник на юг, в Западную Африку, после 9 века нашей эры. [29]
К тому времени ряд династических государств, включая самые ранние государства хауса , простирался по западному и центральному Судану. Наиболее могущественными из этих государств были Гана , Гао и Канем , которые не находились в пределах современной Нигерии, но косвенно повлияли на историю нигерийской саванны. Гана пришла в упадок в 11 веке, но на смену ей пришла Малийская империя , которая объединила большую часть западного Судана в 13 веке. После распада Мали местный лидер по имени Сонни Али основал империю Сонгай в регионе среднего Нигера и западного Судана и взял под свой контроль транссахарскую торговлю. Суннит Али захватил Тимбукту в 1468 году и Дженне в 1473 году, построив свой режим на доходах от торговли и сотрудничестве мусульманских купцов. Его преемник Аския Мухаммад Туре сделал ислам официальной религией, построил мечети и привез в Гао мусульманских ученых, в том числе аль-Магили, основателя важной традиции суданской африканской мусульманской науки. [30] Хотя эти западные империи имели небольшое политическое влияние на нигерийскую саванну до 1500 года, они оказали сильное культурное и экономическое влияние, которое стало более выраженным в 16 веке, особенно потому, что эти государства стали ассоциироваться с распространением ислама и торговли. На протяжении XVI века большая часть северной Нигерии отдавала дань уважения Сонхаю на западе или Борну, конкурирующей империи, на востоке.
Империя Канем-Борну
[ редактировать ]История Борну тесно связана с Канемом, который к 13 веку получил имперский статус в бассейне озера Чад. Канем расширился на запад, включив в себя территорию, которая стала Борну. Май . (король) Канема и его двор приняли ислам в 11 веке, как это сделали и западные империи Ислам использовался для укрепления политических и социальных структур государства, хотя многие устоявшиеся обычаи сохранялись. Женщины, например, продолжали оказывать значительное политическое влияние.
Май нанял своего конного телохранителя и зарождающуюся армию дворян , чтобы распространить власть Канема на Борну. По традиции территория передавалась наследнику престола для управления во время его ученичества. Однако в XIV веке династический конфликт вынудил правящую группу и ее последователей переселиться в Борну, где в результате в конце XIV и XV веков канури возникли как этническая группа. Гражданская война, потрясшая Канем во второй половине 14 века, привела к независимости Борну.
Процветание Борну зависело от транссуданской работорговли и торговли солью и домашним скотом в пустыне. Необходимость защитить свои коммерческие интересы вынудила Борну вмешаться в Канем, который продолжал оставаться театром военных действий на протяжении 15 и 16 веков. Несмотря на относительную политическую слабость в этот период, двор Борну и мечети, находящиеся под патронажем ряда ученых королей, заслужили славу центров исламской культуры и образования.
Хауса утверждает
[ редактировать ]
К 11 веку некоторые государства хауса, такие как Кано , Кацина и Гобир , превратились в окруженные стеной города, занимающиеся торговлей, обслуживанием караванов и производством различных товаров. До 15 века эти небольшие государства находились на периферии крупнейших суданских империй той эпохи. На них постоянно давили Сонгай на западе и Канем-Борну на востоке, которым они платили дань. Вооруженный конфликт обычно был мотивирован экономическими проблемами, поскольку коалиции государств хауса развязывали войны против дзюкун и нупе в среднем поясе с целью сбора рабов или друг против друга за контроль над торговлей.
Ислам прибыл в Хаусаленд по караванным путям. Знаменитые «Хроники Кано» фиксируют обращение правящей династии Кано священнослужителями Мали, демонстрируя, что имперское влияние Мали простиралось далеко на восток. Принятие ислама было постепенным и часто носило номинальный характер в сельской местности, где народная религия продолжала оказывать сильное влияние. Тем не менее, Кано и Кацина со своими знаменитыми мечетями и школами стали полноправно участвовать в культурной и интеллектуальной жизни исламского мира. Фулани начали проникать в страну хауса в 13 веке, а к 15 веку они также пасли крупный рогатый скот, овец и коз в Борну. Фулани пришли из долины реки Сенегал , где их предки разработали метод управления скотом, основанный на отгонном животноводстве . Постепенно они двинулись на восток, сначала в центры империй Мали и Сонгай, а затем в Хаусаленд и Борну. Некоторые фульбе приняли ислам еще в XI веке и поселились среди хауса, от которых они стали этнически неотличимы. Там они составляли глубоко религиозную, образованную элиту, которая стала незаменимой для королей хауса в качестве государственных советников, исламских трибунов и учителей.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шерри, Элеонора (26 октября 2017 г.). «Археология каменного века Западной Африки» (PDF) . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 1, 31. doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.137 . ISBN 978-0-19-027773-4 . S2CID 133758803 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ньянг, Хади; и др. (2020). «Заселение Тьемассаса, прибрежной части Западной Африки, среднего каменного века между 62 и 25 тысячами лет назад» . Журнал археологической науки: отчеты . 34 : 102658. Бибкод : 2020JArSR..34j2658N . дои : 10.1016/j.jasrep.2020.102658 . ISSN 2352-409X . OCLC 8709222767 . S2CID 228826414 .
- ^ Jump up to: а б с Бергстрем, Андерс; и др. (2021). «Происхождение современного человеческого происхождения» (PDF) . Природа . 590 (7845): 232. Бибкод : 2021Natur.590..229B . дои : 10.1038/s41586-021-03244-5 . ISSN 0028-0836 . OCLC 8911705938 . PMID 33568824 . S2CID 231883210 .
- ^ Jump up to: а б с д Макдональд, КЦ (апрель 2011 г.). «Между Тичиттом и IND: керамика Faita Facies, Tichitt Tradition» . Азания: Археологические исследования в Африке . 46 : 49, 51, 54, 56–57, 59–60. дои : 10.1080/0067270X.2011.553485 . ISSN 0067-270X . OCLC 4839360348 . S2CID 161938622 .
- ^ Jump up to: а б с д и Макдональд, Кевин С. (2 сентября 2003 г.). «Археология, язык и заселение Западной Африки: рассмотрение доказательств» . Археология и язык II: археологические данные и лингвистические гипотезы . Рутледж. стр. 39–40, 43–44, 48–49. дои : 10.4324/9780203202913-11 . ISBN 9780203202913 . OCLC 815644445 . S2CID 163304839 .
- ^ Абд-эль-Монием, Хамди Аббас Ахмед (май 2005 г.). Новая запись мавританского рок-арта (PDF) . Лондонский университет. п. 221. OCLC 500051500 . S2CID 130112115 .
- ^ Jump up to: а б Брюниг, Питер; Нойманн, Катарина; Ван Нир, Вим (1996). «Новые исследования голоценовых поселений и окружающей среды бассейна Чада в Нигерии» . Африканский археологический обзор . 13 (2): 116–117. дои : 10.1007/BF01956304 . JSTOR 25130590 . S2CID 162196033 .
- ^ Ричард Трилло (16 июня 2008 г.). «Нигерия, часть 3: 14,5 север и северо-восток Майдугури» . Грубый путеводитель по Западной Африке . Грубые гиды. стр. Без номера. ISBN 978-1-4053-8070-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чемпион, Луи; и др. (15 декабря 2022 г.). «Вопрос обряда — употребление жемчужного проса на памятниках культуры Нок, Нигерия (второе/первое тысячелетие до н.э.)» . История растительности и археоботаника . 32 (3): 263–283. дои : 10.1007/s00334-022-00902-0 . S2CID 254761854 .
- ^ Jump up to: а б с д и Скерри, Элеонора МЛ (2021). «Преемственность среднего каменного века в голоцене» . Научные отчеты . 11 (1): 70. дои : 10.1038/s41598-020-79418-4 . OCLC 8878081728 . ПМК 7801626 . ПМИД 33431997 . S2CID 231583475 .
- ^ Jump up to: а б с д Макдональд, Кевин С. (2 сентября 2003 г.). «Археология, язык и заселение Западной Африки: рассмотрение доказательств» . Археология и язык II: археологические данные и лингвистические гипотезы . Рутледж. стр. 39–40, 43–44, 49–50. дои : 10.4324/9780203202913-11 . ISBN 9780203202913 . OCLC 815644445 . S2CID 163304839 .
- ^ Jump up to: а б Шлебуш, Карина М.; Якобссон, Маттиас (2018). «Сказки о миграции, смешении и отборе людей в Африке» . Ежегодный обзор геномики и генетики человека . 19 : 407. doi : 10.1146/annurev-genom-083117-021759 . ISSN 1527-8204 . OCLC 7824108813 . ПМИД 29727585 . S2CID 19155657 .
- ^ Эборка, Кеннеди (февраль 2021 г.). «Миграция и урбанизация в Нигерии от доколониальной к постколониальной эпохе: социологический обзор» . Миграция и урбанизация в современной Нигерии: политические вопросы и вызовы . Университет Лагоса Пресс. п. 6. ISBN 9789785435160 . OCLC 986792367 .
- ^ Ван Бик, Уолтер Э.А.; Банга, Питеке М. (11 марта 2002 г.). «Догоны и их деревья» . База Буша, Лесная ферма: культура, окружающая среда и развитие . Рутледж. п. 66. doi : 10.4324/9780203036129-10 (неактивен 1 февраля 2024 г.). ISBN 9781134919567 . ОСЛК 252799202 . S2CID 126989016 .
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Бандама, Форман; Бабалола, Абидеми Бабатунде (13 сентября 2023 г.). «Наука, а не черная магия: производство металла и стекла в Африке» . Африканский археологический обзор . 40 (3): 531–543. дои : 10.1007/s10437-023-09545-6 . ISSN 0263-0338 . OCLC 10004759980 . S2CID 261858183 .
- ^ Эз-Узомака, Памела. «Железо и его влияние на доисторическое место Лея» . Академия.edu . Университет Нигерии, Нсукка, Нигерия . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Холл, Огюстен (6 ноября 2009 г.). «Ранняя металлургия Западной Африки: новые данные и старое православие». Журнал мировой предыстории . 22 (4): 415–438. дои : 10.1007/s10963-009-9030-6 . S2CID 161611760 .
- ^ Эггерт, Манфред (2014). «Раннее железо в Западной и Центральной Африке» . В Бройниге, П. (ред.). Нок: Африканская скульптура в археологическом контексте . Франкфурт, Германия: Africa Magna Verlag Press. стр. 53–54. ISBN 9783937248462 .
- ^ Jump up to: а б Эрет, Кристофер (2023). «Африканские новинки в истории технологий» . Древняя Африка: глобальная история до 300 г. н.э. Издательство Принстонского университета. п. 19. дои : 10.2307/j.ctv34kc6ng.5 . ISBN 9780691244105 . JSTOR j.ctv34kc6ng.5 . OCLC 1330712064 .
- ^ Сан, З.Дж.; и др. (2017). «Инструментальный нейтронно-активационный анализ (ИНАА) скульптур Нока в музее И. П. Станбака» . Журнал радиоаналитической и ядерной химии . 313 : 85–92. дои : 10.1007/s10967-017-5297-8 . ISSN 0236-5731 . OCLC 7062772522 . S2CID 98924415 .
- ^ Брюниг, Питер (2022). «Доисторические события в Нигерии» . В Фалоле, Тойин; Хитон, Мэтью М. (ред.). Оксфордский справочник по истории Нигерии . Издательство Оксфордского университета. стр. 123–124. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190050092.013.5 . ISBN 978-0-19-005009-2 . OCLC 1267402325 . S2CID 249072850 .
- ^ Jump up to: а б Франке, Габриэле; и др. (2020). «Ямы, горшки и растения в Пангвари: расшифровка природы объекта культуры Нок» . Азания: Археологические исследования в Африке . 55 (2): 129–188. дои : 10.1080/0067270X.2020.1757902 . ISSN 0067-270X . OCLC 8617747912 . S2CID 219470059 .
- ^ Jump up to: а б с д Мяннель, Таня М.; Бройниг, Питер (12 января 2016 г.). «Терракотовые скульптуры Нок в Пангвари» . Журнал африканской археологии . 14 (3): 321. doi : 10.3213/2191-5784-10300 (неактивно 31 января 2024 г.). ISSN 1612-1651 . JSTOR 44295244 . OCLC 8512545149 . S2CID 164688675 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Рамсами, Эдвард; Эллиотт, Кэролайн М.; Сейболт, Питер Дж. (5 января 2012 г.). «Часть I: Предыстория до 1400 года» . Культурная социология Ближнего Востока, Азии и Африки: Энциклопедия . Публикации SAGE. п. 8. дои : 10.4135/9781452218458 . hdl : 10125/32822 . ISBN 978-1-4129-8176-7 . OCLC 809773339 . S2CID 158838141 .
- ^ Jump up to: а б с Рупп, Николь; Амехе, Джеймс; Брюниг, Питер (2005). «Новые исследования культуры нок в Центральной Нигерии» . Журнал африканской археологии . 3 (2): 287. дои : 10.3213/1612-1651-10056 . ISSN 1612-1651 . JSTOR 43135381 . OCLC 5919406005 . S2CID 162190915 .
- ^ Брюниг, Питер; Рупп, Николь (2016). «Очерк недавних исследований культуры нигерийских нок» (PDF) . Журнал африканской археологии . 14 (3): 242, 247. doi : 10.3213/2191-5784-10298 (неактивно 31 января 2024 г.). ISSN 1612-1651 . JSTOR 44295241 . OCLC 8512542846 . S2CID 56195865 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Лампа, Фредерик Джон (2011). «Древние терракотовые фигурки из Северной Нигерии» . Бюллетень художественной галереи Йельского университета : 55. ISSN 0084-3539 . JSTOR 41421509 . OCLC 9972665249 .
- ^ Шиллингтон (2005) , с. 39
- ^ Jump up to: а б с Мец, Хелен Чапин (1992). Нигерия: страновое исследование . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований, Библиотека Конгресса: На продажу Supt. доц., УСГПО, 1992 . Проверено 28 ноября 2017 г.
- ^ Ира М. Лапидус, История исламских обществ , Кембридж, 1988 г.
Библиография
[ редактировать ]- Шиллингтон, Кевин (2005). История Африки (2-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9780333599570 .