Jump to content

История Нигерии до 1500 г.

(Перенаправлено из «Ранней истории Нигерии »)

История Нигерии до 1500 года делится на предысторию, железный век и расцвет королевств и государств. Архаичные , использовавшие ашельские орудия, люди возможно, жили по всей Западной Африке, по крайней мере, между 780 000 и 126 000 лет назад ( средний плейстоцен ). [1] Западноафриканцы среднего каменного века, вероятно, постоянно проживали в Западной Африке между MIS 4 и MIS 2 . [2] и люди Ихо Элеру сохранялись в Ихо Элеру еще 13 000 лет назад. [3] Западноафриканские охотники-собиратели оккупировали западную часть Центральной Африки (например, Шум-Лаку ) ранее, чем 32 000 лет назад. [4] обитал по всему прибрежному региону Западной Африки 12 000 лет назад, [5] и мигрировали на север между 12 000 и 8 000 BP до Мали, Буркина-Фасо, [5] и Мавритания. [6] Каноэ Дуфуна , каноэ-долблена, найденное в северной Нигерии, датируется примерно 6556–6388 годами до нашей эры и 6164–6005 годами до нашей эры. [7] что делает его старейшим известным судном в Африке и вторым старейшим в мире. [7] [8]

После миграции из Центральной Сахары в Нигерию в 1500 году до нашей эры, а люди Нок поселились в районе Нок культура Нок продолжала сохраняться до 1 года до нашей эры. [9] Позже произошло возникновение и расцвет королевств и государств, в число которых входили Королевство игбо Нри , Королевство Бенин , города-государства йоруба , а также Королевство Ифе , Королевство Игала, государства Хауса и Нупе . Многочисленные небольшие государства к западу и югу от озера Чад были поглощены или вытеснены в ходе расширения Канема , центр которого находился к северо-востоку от озера Чад. Борну , первоначально западная провинция Канем, стала независимой в конце 14 века нашей эры.

Предыстория

[ редактировать ]

Ранний каменный век

[ редактировать ]

Архаичные , использовавшие ашельские орудия, люди возможно, жили по всей Западной Африке, по крайней мере, между 780 000 и 126 000 лет назад ( средний плейстоцен ). [1]

Средний каменный век

[ редактировать ]
Сайт Иво Элеру и череп Иво Элеру

Западноафриканцы среднего каменного века, вероятно, постоянно проживали в Западной Африке между MIS 4 и MIS 2 и, вероятно, не присутствовали в Западной Африке до MIS 5. [2] Во время MIS 5 западноафриканцы среднего каменного века, возможно, мигрировали через саванну Западного Судана и продолжали проживать в этом регионе (например, саванна Западного Судана , Западноафриканский Сахель ). [2] В позднем плейстоцене западноафриканцы среднего каменного века начали заселять части лесных и прибрежных районов Западной Африки (например, Тимассас, Сенегал). [2] Более конкретно, по крайней мере 61 000 лет назад западноафриканцы среднего каменного века, возможно, начали мигрировать к югу от западно-суданской саванны и, по крайней мере, 25 000 лет назад, возможно, начали селиться недалеко от побережья Западной Африки. [2] На фоне засушливости в МИС 5 и региональных изменений климата в МИС 4, в Сахаре и Сахеле, атерийцы, возможно, мигрировали на юг, в Западную Африку (например, Бэ-дю-Левье , Мавритания; Тимассас, Сенегал; долина реки Нижний Сенегал ). [2] Люди Ихо Элеру сохранялись в Ихо Элеру в Нигерии еще 13 000 лет назад. [3]

Поздний каменный век

[ редактировать ]
Представления западноафриканских охотников-собирателей из региона Дагомея в Бенине.

Раньше, чем 32 000 лет назад, [4] или на 30 000 BP, [10] [11] позднего каменного века Западноафриканские охотники-собиратели жили в лесах западной части Центральной Африки. [11] [10] (например, ранее, чем 32 000 лет назад в де Маре в Шум-Лаке, [4] 12 000 лет назад в кратере Мби). [11] Произошел чрезмерно засушливый огольский период, продолжавшийся от 20 000 до 12 000 лет назад. [4] К 15 000 лет назад количество поселений, созданных западноафриканцами среднего каменного века, уменьшилось, поскольку произошло увеличение влажных условий, расширение западноафриканских лесов и увеличение количества поселений, основанных западноафриканскими охотниками-собирателями позднего каменного века. [10] Народы позднего среднего каменного века, использовавшие макролиты (например, возможно, архаичные люди с примесью [12] или позднесохраняющийся ранний современный человек [3] [13] Окаменелости Иво Элеру позднего среднего каменного века), которые жили в Центральной Африке, в западной части Центральной Африки и в Западной Африке, были вытеснены африканцами позднего каменного века, использовавшими микролиты (например, неархаичными окаменелостями Шум Лака с примесью человека позднего каменного века). датированные периодом от 7000 до 3000 лет назад), когда они мигрировали из Центральной Африки в западную часть Центральной Африки и в Западную Африку . [12] Между 16 000 и 12 000 лет назад западноафриканцы позднего каменного века начали заселять восточные и центральные лесные регионы (например, Гана, Кот-д'Ивуар, Нигерия; [10] от 18 000 до 13 000 лет назад в Темет-Уэст и Асокрохона в южном регионе Ганы, 13 050 ± 230 лет назад в Бингервилле в южном регионе Кот-д'Ивуара, 11 200 ± 200 лет назад в Иво-Элеру в Нигерии) [11] Западной Африки. [10] Просуществовав еще 1000 лет назад, [5] или какой-то период времени после 1500 г. н.э., [14] оставшиеся западноафриканские охотники-собиратели, многие из которых жили в регионе лесов и саванн , в конечном итоге были аккультурированы и смешаны с более крупными группами западноафриканских земледельцев , сродни мигрирующим земледельцам, говорящим на языке банту , и их встречам с центральноафриканскими охотниками-собирателями . [5] В северо-восточном регионе Нигерии язык Джалаа , изолированный язык , может быть языком-потомком исходного набора языков, на которых говорили западноафриканские охотники-собиратели. [5]

Железный век

[ редактировать ]

Археометаллургические научные знания и технологические разработки зародились во многих центрах Африки; центры происхождения располагались в Западной Африке , Центральной Африке и Восточной Африке ; следовательно, поскольку эти центры происхождения расположены во внутренней Африке, эти археометаллургические разработки, таким образом, являются местными африканскими технологиями. [15] Археологические памятники, содержащие печи для выплавки железа и шлак, были раскопаны в районе Нсукка на юго-востоке Нигерии, на территории современного Игболенда : датируются 2000 годом до нашей эры на стоянке Леджа (Eze-Uzomaka 2009). [16] [17] и до 750 г. до н.э. и на месте Опи (Холл 2009). [17] [18] Металлургия железа , возможно, была независимо развита в культуре Нок между 9 веком до нашей эры и 550 годом до нашей эры. [9] [19] Совсем недавно Бандама и Бабалола (2023) указали, что развитие металлургии железа произошло в 2631 г. до н.э. - 2458 г. до н.э. в Ледже, в Нигерии, в 2136 г. до н.э. - 1921 г. до н.э. в Обуи, в Центрально-Африканской Республике, в 1895 г. до н.э. - 1370 г. до н.э. в Чире Оума 147, в Нигере и 1297 г. до н.э. – 1051 г. до н.э. в Декпассанваре, в Того. [15]

Достаточно культуры

[ редактировать ]
Достаточно скульптуры, терракоты

Народы нок и народы гаджиганна, возможно, мигрировали из Центральной Сахары вместе с жемчужным просом и гончарными изделиями, разошлись до прибытия в северный регион Нигерии и, таким образом, расселились в своих соответствующих местах в регионах Гаджиганна и Нок . [9] Культура Нок , возможно, возникла в 1500 году до нашей эры и продолжала существовать до 1 года до нашей эры. [9] Люди Нок, возможно, разработали терракотовые скульптуры благодаря крупномасштабному экономическому производству. [20] как часть сложной погребальной культуры [21] это могло включать в себя такие практики, как пиршество. [9] Самые ранние терракотовые скульптуры Нок, возможно, были созданы в 900 году до нашей эры. [9] Некоторые терракотовые скульптуры Нок изображают фигуры, владеющие рогатками , а также луками и стрелами , что может указывать на то, что люди Нок занимаются охотой или отловом неодомашненных животных. [22] Скульптура Нок изображает двух человек вместе со своим имуществом в каноэ-долблене. [22] Обе антропоморфные фигуры плавсредстве гребут . в [23] Терракотовое изображение долбленого каноэ в Ноке может указывать на то, что люди Нок использовали долбленые каноэ для перевозки грузов вдоль притоков (например, Гурара реки ) реки Нигер и обменивали их в региональной торговой сети. [23] Терракотовое изображение фигуры с ракушкой на голове в Ноке может указывать на то, что протяженность этих речных торговых путей могла простираться до побережья Атлантического океана. [23] В морской истории Африки ; есть более раннее каноэ Дуфуна , построенное примерно 8000 лет назад в северном регионе Нигерии Будучи второй самой ранней формой сосуда для воды, известной в Африке к югу от Сахары , терракотовое изображение каноэ -долблены Нок было создано в центральном регионе Нигерии в первом тысячелетии до нашей эры. [23] Последние художественные традиции Западной Африки - Бура в Нигере (3 век н.э. - 10 век н.э.), Кома в Гане (7 век н.э. - 15 век н.э.), Игбо-Укву в Нигерии (9 век н.э. - 10 век н.э.), Дженне- Джено из Мали (11 век н.э. – 12 век н.э.) и Иль-Ифе в Нигерии (11 век н.э. – 15 век н.э.) – возможно, были сформированы под влиянием более ранней западноафриканской глиняной терракотовой традиции культуры Нок. [24] На вершинах гор расположено большинство поселений Нок. [25] На городище Кочио край подвала городищной стены был высечен из гранитного фундамента. [25] Кроме того, был построен мегалитический каменный забор . вокруг огороженного поселения Кочио [25] Также в Пунтун Дуце был обнаружен круглый каменный фундамент хижины. [26] Металлургия железа , возможно, была независимо развита в культуре Нок между 9 веком до нашей эры и 550 годом до нашей эры. [9] [19] Поскольку каждый из них имеет культурное и художественное сходство с культурой нок, обнаруженной в Ноке, Сокото и Кацине, нигер- конгоязычные народы йоруба , джукун или дакакари могут быть потомками народов нок. [27] Исходя из стилистического сходства с терракотами Нок, бронзовые статуэтки Империи Йоруба Ифе и королевства Бини в Бенине также могут быть продолжением традиций более ранней культуры Нок. [28]

Западноафриканские памятники с археоботаническими находками третьего-первого тысячелетия до нашей эры. Стрелки указывают направления жемчужного проса распространения в страны Западной Африки к югу от Сахары , включая 5 участков региона Нок.

Королевства и государства

[ редактировать ]

Королевство Нри

[ редактировать ]

Королевство Нри в районе Авка было основано примерно в 1900 году нашей эры на севере центральной части страны. Ось Нсукка-Авка-Орлу считается старейшим районом поселения игбо и, следовательно, родиной народа игбо. Это был центр духовности, образования и торговли. Они были проводниками мира и гармонии, влияние которых простиралось за пределы Игболанда. Влияние народа нри на соседние земли было особенно сильным на юге Игалаленда и Бенинской империи в XII-XV веках. Развитие и утонченность этой цивилизации очевидны в бронзовых отливках, найденных в Игбо Укву, области влияния Нри. Бенинская империя стала угрозой в 15 веке при Оба Эвуаре . Поскольку они были против рабства , их власть пришла в упадок, когда работорговля достигла своего пика в 18 веке. Империи набегов на рабов Бенин и Игала стали основным источником влияния в их отношениях с западными и северными игбо, их бывшими основными территориями влияния и деятельности. Верхний северо-запад реки Кросс Группы игбо, такие как Конфедерация Аро и народы Охафия, а также люди Авка и Умуноха, использовали пророческую деятельность и другие торговые возможности после упадка Нри в 18 веке, чтобы оказать большое влияние на Игболенд и все прилегающие территории.

Или королевство

[ редактировать ]

В 15 веке Бенин первым принял иностранных торговцев.

Эдоланд основал общину в районе, говорящем на языке йоруба, к востоку от Убини, прежде чем в начале 14 века стал зависимым от Королевства Бенин. К 15 веку он стал независимой торговой державой, заблокировав доступ Ифе к прибрежным портам, поскольку Ойо отрезал материнский город от саванны. Политическая и религиозная власть принадлежала оба ( королю), который, согласно традиции, происходил от Одудувы, первого уни ифе. Бенин раскинулся на большой территории, окруженной концентрическими кольцами земляных валов. К концу 15 века Королевство Эдо находилось в контакте с Португалией, которая торговала ресурсами (пальмовым маслом, хлопком и т. д.). В период своего расцвета в 16 и 17 веках Эдо охватывал части юго-восточного Йорубаленда и западные части нынешнего штата Дельта .

Статуя ориша Эшу , Ойо, Нигерия, ок. 1920 год

Королевства Йоруба и Бенин

[ редактировать ]
Эредо Сунгбо , один из крупнейших древних памятников в Африке к югу от Сахары , найден в штате Огун . Это стена длиной 100 миль, предположительно построенная тысячу лет назад.

Исторически йоруба были доминирующей группой на западном берегу Нигера. Они были продуктом периодических волн мигрантов. [29] Йоруба были организованы в группы по отцовской линии, которые занимали деревенские общины и существовали за счет сельского хозяйства. Примерно с 8-го века прилегающие деревенские поселения, называемые Илье , объединились в многочисленные территориальные города-государства, в которых клановая лояльность стала подчиняться династическим вождям. Самые ранние известные из этих городов-государств образовались в Или-Ифе и Иджебуланде. Урбанизация сопровождалась высоким уровнем художественных достижений, особенно в скульптуре из терракоты и слоновой кости, а также в сложном металлическом литье, производимом в Иль-Ифе. Йоруба представляли собой пышный пантеон, возглавляемый безличным божеством Олоруном , и включал в себя меньших божеств, выполнявших различные задачи. Одудува считался создателем земли и предком королей йоруба. Согласно мифу, Одудува основал Ифе и отправил своих сыновей основать другие города, где они правили как короли-священники. Иль-Ифе был центром около 400 религиозных культов , традициями которых манипулировали в политических целях Уни из Дома Любви (король).

Они выбирались поочередно из ветви правящей династии. После того как участник был выбран, его изолировали от остальных. Ниже они в государстве располагались: дворцовые чиновники, городские старосты и правители отдаленных владений. Модель правления Ифе была адаптирована в Ойо. В конце концов Ойо превратился в конституционную монархию, но это было не настоящее правительство. В отличие от других подгрупп йоруба, у ойо были кавалерийские силы. Это способствовало развитию торговли дальше на север. [29]

Северные королевства Сахеля

[ редактировать ]
Империя Сонгай, ок. 1500

Торговля была ключом к появлению организованных сообществ в саваннах Нигерии. Доисторические жители, приспособившиеся к наступающей пустыне, были широко рассеяны к третьему тысячелетию до нашей эры, когда началось высыхание Сахары . Транссахарские торговые пути связывали западный Судан со Средиземноморьем со времен Карфагена и с Верхним Нилом с гораздо более раннего времени, создавая пути сообщения и культурного влияния, которые оставались открытыми до конца XIX века. По тем же маршрутам ислам проник на юг, в Западную Африку, после 9 века нашей эры. [29]

К тому времени ряд династических государств, включая самые ранние государства хауса , простирался по западному и центральному Судану. Наиболее могущественными из этих государств были Гана , Гао и Канем , которые не находились в пределах современной Нигерии, но косвенно повлияли на историю нигерийской саванны. Гана пришла в упадок в 11 веке, но на смену ей пришла Малийская империя , которая объединила большую часть западного Судана в 13 веке. После распада Мали местный лидер по имени Сонни Али основал империю Сонгай в регионе среднего Нигера и западного Судана и взял под свой контроль транссахарскую торговлю. Суннит Али захватил Тимбукту в 1468 году и Дженне в 1473 году, построив свой режим на доходах от торговли и сотрудничестве мусульманских купцов. Его преемник Аския Мухаммад Туре сделал ислам официальной религией, построил мечети и привез в Гао мусульманских ученых, в том числе аль-Магили, основателя важной традиции суданской африканской мусульманской науки. [30] Хотя эти западные империи имели небольшое политическое влияние на нигерийскую саванну до 1500 года, они оказали сильное культурное и экономическое влияние, которое стало более выраженным в 16 веке, особенно потому, что эти государства стали ассоциироваться с распространением ислама и торговли. На протяжении XVI века большая часть северной Нигерии отдавала дань уважения Сонхаю на западе или Борну, конкурирующей империи, на востоке.

Империя Канем-Борну

[ редактировать ]

История Борну тесно связана с Канемом, который к 13 веку получил имперский статус в бассейне озера Чад. Канем расширился на запад, включив в себя территорию, которая стала Борну. Май . (король) Канема и его двор приняли ислам в 11 веке, как это сделали и западные империи Ислам использовался для укрепления политических и социальных структур государства, хотя многие устоявшиеся обычаи сохранялись. Женщины, например, продолжали оказывать значительное политическое влияние.

Май нанял своего конного телохранителя и зарождающуюся армию дворян , чтобы распространить власть Канема на Борну. По традиции территория передавалась наследнику престола для управления во время его ученичества. Однако в XIV веке династический конфликт вынудил правящую группу и ее последователей переселиться в Борну, где в результате в конце XIV и XV веков канури возникли как этническая группа. Гражданская война, потрясшая Канем во второй половине 14 века, привела к независимости Борну.

Процветание Борну зависело от транссуданской работорговли и торговли солью и домашним скотом в пустыне. Необходимость защитить свои коммерческие интересы вынудила Борну вмешаться в Канем, который продолжал оставаться театром военных действий на протяжении 15 и 16 веков. Несмотря на относительную политическую слабость в этот период, двор Борну и мечети, находящиеся под патронажем ряда ученых королей, заслужили славу центров исламской культуры и образования.

Хауса утверждает

[ редактировать ]
Карта Нигерии (источник: ЦРУ фактов Всемирная книга )

К 11 веку некоторые государства хауса, такие как Кано , Кацина и Гобир , превратились в окруженные стеной города, занимающиеся торговлей, обслуживанием караванов и производством различных товаров. До 15 века эти небольшие государства находились на периферии крупнейших суданских империй той эпохи. На них постоянно давили Сонгай на западе и Канем-Борну на востоке, которым они платили дань. Вооруженный конфликт обычно был мотивирован экономическими проблемами, поскольку коалиции государств хауса развязывали войны против дзюкун и нупе в среднем поясе с целью сбора рабов или друг против друга за контроль над торговлей.

Ислам прибыл в Хаусаленд по караванным путям. Знаменитые «Хроники Кано» фиксируют обращение правящей династии Кано священнослужителями Мали, демонстрируя, что имперское влияние Мали простиралось далеко на восток. Принятие ислама было постепенным и часто носило номинальный характер в сельской местности, где народная религия продолжала оказывать сильное влияние. Тем не менее, Кано и Кацина со своими знаменитыми мечетями и школами стали полноправно участвовать в культурной и интеллектуальной жизни исламского мира. Фулани начали проникать в страну хауса в 13 веке, а к 15 веку они также пасли крупный рогатый скот, овец и коз в Борну. Фулани пришли из долины реки Сенегал , где их предки разработали метод управления скотом, основанный на отгонном животноводстве . Постепенно они двинулись на восток, сначала в центры империй Мали и Сонгай, а затем в Хаусаленд и Борну. Некоторые фульбе приняли ислам еще в XI веке и поселились среди хауса, от которых они стали этнически неотличимы. Там они составляли глубоко религиозную, образованную элиту, которая стала незаменимой для королей хауса в качестве государственных советников, исламских трибунов и учителей.

  1. ^ Jump up to: а б Шерри, Элеонора (26 октября 2017 г.). «Археология каменного века Западной Африки» (PDF) . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 1, 31. doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.137 . ISBN  978-0-19-027773-4 . S2CID   133758803 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Ньянг, Хади; и др. (2020). «Заселение Тьемассаса, прибрежной части Западной Африки, среднего каменного века между 62 и 25 тысячами лет назад» . Журнал археологической науки: отчеты . 34 : 102658. Бибкод : 2020JArSR..34j2658N . дои : 10.1016/j.jasrep.2020.102658 . ISSN   2352-409X . OCLC   8709222767 . S2CID   228826414 .
  3. ^ Jump up to: а б с Бергстрем, Андерс; и др. (2021). «Происхождение современного человеческого происхождения» (PDF) . Природа . 590 (7845): 232. Бибкод : 2021Natur.590..229B . дои : 10.1038/s41586-021-03244-5 . ISSN   0028-0836 . OCLC   8911705938 . PMID   33568824 . S2CID   231883210 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Макдональд, КЦ (апрель 2011 г.). «Между Тичиттом и IND: керамика Faita Facies, Tichitt Tradition» . Азания: Археологические исследования в Африке . 46 : 49, 51, 54, 56–57, 59–60. дои : 10.1080/0067270X.2011.553485 . ISSN   0067-270X . OCLC   4839360348 . S2CID   161938622 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Макдональд, Кевин С. (2 сентября 2003 г.). «Археология, язык и заселение Западной Африки: рассмотрение доказательств» . Археология и язык II: археологические данные и лингвистические гипотезы . Рутледж. стр. 39–40, 43–44, 48–49. дои : 10.4324/9780203202913-11 . ISBN  9780203202913 . OCLC   815644445 . S2CID   163304839 .
  6. ^ Абд-эль-Монием, Хамди Аббас Ахмед (май 2005 г.). Новая запись мавританского рок-арта (PDF) . Лондонский университет. п. 221. OCLC   500051500 . S2CID   130112115 .
  7. ^ Jump up to: а б Брюниг, Питер; Нойманн, Катарина; Ван Нир, Вим (1996). «Новые исследования голоценовых поселений и окружающей среды бассейна Чада в Нигерии» . Африканский археологический обзор . 13 (2): 116–117. дои : 10.1007/BF01956304 . JSTOR   25130590 . S2CID   162196033 .
  8. ^ Ричард Трилло (16 июня 2008 г.). «Нигерия, часть 3: 14,5 север и северо-восток Майдугури» . Грубый путеводитель по Западной Африке . Грубые гиды. стр. Без номера. ISBN  978-1-4053-8070-6 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Чемпион, Луи; и др. (15 декабря 2022 г.). «Вопрос обряда — употребление жемчужного проса на памятниках культуры Нок, Нигерия (второе/первое тысячелетие до н.э.)» . История растительности и археоботаника . 32 (3): 263–283. дои : 10.1007/s00334-022-00902-0 . S2CID   254761854 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и Скерри, Элеонора МЛ (2021). «Преемственность среднего каменного века в голоцене» . Научные отчеты . 11 (1): 70. дои : 10.1038/s41598-020-79418-4 . OCLC   8878081728 . ПМК   7801626 . ПМИД   33431997 . S2CID   231583475 .
  11. ^ Jump up to: а б с д Макдональд, Кевин С. (2 сентября 2003 г.). «Археология, язык и заселение Западной Африки: рассмотрение доказательств» . Археология и язык II: археологические данные и лингвистические гипотезы . Рутледж. стр. 39–40, 43–44, 49–50. дои : 10.4324/9780203202913-11 . ISBN  9780203202913 . OCLC   815644445 . S2CID   163304839 .
  12. ^ Jump up to: а б Шлебуш, Карина М.; Якобссон, Маттиас (2018). «Сказки о миграции, смешении и отборе людей в Африке» . Ежегодный обзор геномики и генетики человека . 19 : 407. doi : 10.1146/annurev-genom-083117-021759 . ISSN   1527-8204 . OCLC   7824108813 . ПМИД   29727585 . S2CID   19155657 .
  13. ^ Эборка, Кеннеди (февраль 2021 г.). «Миграция и урбанизация в Нигерии от доколониальной к постколониальной эпохе: социологический обзор» . Миграция и урбанизация в современной Нигерии: политические вопросы и вызовы . Университет Лагоса Пресс. п. 6. ISBN  9789785435160 . OCLC   986792367 .
  14. ^ Ван Бик, Уолтер Э.А.; Банга, Питеке М. (11 марта 2002 г.). «Догоны и их деревья» . База Буша, Лесная ферма: культура, окружающая среда и развитие . Рутледж. п. 66. doi : 10.4324/9780203036129-10 (неактивен 1 февраля 2024 г.). ISBN  9781134919567 . ОСЛК   252799202 . S2CID   126989016 . {{cite book}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на февраль 2024 г. ( ссылка )
  15. ^ Jump up to: а б Бандама, Форман; Бабалола, Абидеми Бабатунде (13 сентября 2023 г.). «Наука, а не черная магия: производство металла и стекла в Африке» . Африканский археологический обзор . 40 (3): 531–543. дои : 10.1007/s10437-023-09545-6 . ISSN   0263-0338 . OCLC   10004759980 . S2CID   261858183 .
  16. ^ Эз-Узомака, Памела. «Железо и его влияние на доисторическое место Лея» . Академия.edu . Университет Нигерии, Нсукка, Нигерия . Проверено 12 декабря 2014 г.
  17. ^ Jump up to: а б Холл, Огюстен (6 ноября 2009 г.). «Ранняя металлургия Западной Африки: новые данные и старое православие». Журнал мировой предыстории . 22 (4): 415–438. дои : 10.1007/s10963-009-9030-6 . S2CID   161611760 .
  18. ^ Эггерт, Манфред (2014). «Раннее железо в Западной и Центральной Африке» . В Бройниге, П. (ред.). Нок: Африканская скульптура в археологическом контексте . Франкфурт, Германия: Africa Magna Verlag Press. стр. 53–54. ISBN  9783937248462 .
  19. ^ Jump up to: а б Эрет, Кристофер (2023). «Африканские новинки в истории технологий» . Древняя Африка: глобальная история до 300 г. н.э. Издательство Принстонского университета. п. 19. дои : 10.2307/j.ctv34kc6ng.5 . ISBN  9780691244105 . JSTOR   j.ctv34kc6ng.5 . OCLC   1330712064 .
  20. ^ Сан, З.Дж.; и др. (2017). «Инструментальный нейтронно-активационный анализ (ИНАА) скульптур Нока в музее И. П. Станбака» . Журнал радиоаналитической и ядерной химии . 313 : 85–92. дои : 10.1007/s10967-017-5297-8 . ISSN   0236-5731 . OCLC   7062772522 . S2CID   98924415 .
  21. ^ Брюниг, Питер (2022). «Доисторические события в Нигерии» . В Фалоле, Тойин; Хитон, Мэтью М. (ред.). Оксфордский справочник по истории Нигерии . Издательство Оксфордского университета. стр. 123–124. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190050092.013.5 . ISBN  978-0-19-005009-2 . OCLC   1267402325 . S2CID   249072850 .
  22. ^ Jump up to: а б Франке, Габриэле; и др. (2020). «Ямы, горшки и растения в Пангвари: расшифровка природы объекта культуры Нок» . Азания: Археологические исследования в Африке . 55 (2): 129–188. дои : 10.1080/0067270X.2020.1757902 . ISSN   0067-270X . OCLC   8617747912 . S2CID   219470059 .
  23. ^ Jump up to: а б с д Мяннель, Таня М.; Бройниг, Питер (12 января 2016 г.). «Терракотовые скульптуры Нок в Пангвари» . Журнал африканской археологии . 14 (3): 321. doi : 10.3213/2191-5784-10300 (неактивно 31 января 2024 г.). ISSN   1612-1651 . JSTOR   44295244 . OCLC   8512545149 . S2CID   164688675 . {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  24. ^ Рамсами, Эдвард; Эллиотт, Кэролайн М.; Сейболт, Питер Дж. (5 января 2012 г.). «Часть I: Предыстория до 1400 года» . Культурная социология Ближнего Востока, Азии и Африки: Энциклопедия . Публикации SAGE. п. 8. дои : 10.4135/9781452218458 . hdl : 10125/32822 . ISBN  978-1-4129-8176-7 . OCLC   809773339 . S2CID   158838141 .
  25. ^ Jump up to: а б с Рупп, Николь; Амехе, Джеймс; Брюниг, Питер (2005). «Новые исследования культуры нок в Центральной Нигерии» . Журнал африканской археологии . 3 (2): 287. дои : 10.3213/1612-1651-10056 . ISSN   1612-1651 . JSTOR   43135381 . OCLC   5919406005 . S2CID   162190915 .
  26. ^ Брюниг, Питер; Рупп, Николь (2016). «Очерк недавних исследований культуры нигерийских нок» (PDF) . Журнал африканской археологии . 14 (3): 242, 247. doi : 10.3213/2191-5784-10298 (неактивно 31 января 2024 г.). ISSN   1612-1651 . JSTOR   44295241 . OCLC   8512542846 . S2CID   56195865 . {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  27. ^ Лампа, Фредерик Джон (2011). «Древние терракотовые фигурки из Северной Нигерии» . Бюллетень художественной галереи Йельского университета : 55. ISSN   0084-3539 . JSTOR   41421509 . OCLC   9972665249 .
  28. ^ Шиллингтон (2005) , с. 39
  29. ^ Jump up to: а б с Мец, Хелен Чапин (1992). Нигерия: страновое исследование . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований, Библиотека Конгресса: На продажу Supt. доц., УСГПО, 1992 . Проверено 28 ноября 2017 г.
  30. ^ Ира М. Лапидус, История исламских обществ , Кембридж, 1988 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Шиллингтон, Кевин (2005). История Африки (2-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  9780333599570 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae0e88d75997c08befb11265fd34e4a4__1722306060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/a4/ae0e88d75997c08befb11265fd34e4a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Nigeria before 1500 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)