Jump to content

Абдул-Кадир и Тафа

и Тафа
Рожденный
Абд аль-Кадир ибн аль-Мустафа ибн Мухаммад аль-Туруди

1804
Фанкааджи, Гобир
Умер 1863-4
Супруг Две жены, обе по имени Фатима.
Дети Девять сыновей и две дочери
Родители
  • Маллам Тафа (отец)
  • Хадиджа (мать)
Академическое образование
Влияния
Академическая работа
Эра Сокото Революция
Основные интересы
Известные работы Раудат аль-Афкар (1824 г.)

Абд аль-Кадир дан Тафа (1804–1863/4), также известный как Дан Тафа , был историком, теологом, философом, поэтом и юристом из халифата Сокото . Его считали «самым образованным» ученым своего времени. [ 1 ] : 101–102  Он был плодовитым ученым, углублявшимся в различные области знаний, но особенно известен своими историческими и философскими трудами. [ 2 ] : 221  [ 3 ] : 221 

в неспокойное время Дэн Тафа жил в Хаусаленде , став свидетелем джихада Сокото и последующего создания Халифата Сокото . После смерти трех лидеров реформистов, Усмана , Абдуллахи и Мухаммеда Белло , Дэн Тафа стал востребованной фигурой благодаря своей мудрости и знаниям в вопросах истории, ислама и лидерства. Он сыграл значительную роль в образовании, возглавив образовательный институт в Саламе , который привлекал ученых из разных частей Западной Африки , особенно из Тимбукту .

Шейх Дан Тафа, первоначально звавшийся Абд аль-Кадир ибн аль-Мустафа, получил прозвище «Дан Тафа», что на языке хауса переводится как «сын Тафы» . Это имя происходит от имени его отца Мустафы и было сокращено до Тафа. Его отец, Мустафа, был уважаемой и образованной фигурой в их сообществе, поэтому его называли Маллам Тафа, где «Маллам» на языке хауса означало «ученый человек». [ 4 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Дэн Тафа родился в 1804 году в Фанкааджи, деревне в Гобире , незадолго до хиджры , ознаменовавшей начало революции Сокото . [ 5 ] : 139  Хиджра была отложена из-за его рождения. Его мать, Хадиджа, была старшей дочерью Усмана дан Фодио , лидера революции. Хадиджа была не только уважаемым исламским ученым, но и плодовитым писателем, написавшим более шести произведений и переведшим « Мухтасар Халила» на язык Фулфульде . Она сыграла значительную роль в образовании женщин семьи Фодиава, а ее сестра Нана Асмау была одной из ее выдающихся учениц. [ 4 ] : 27 

Отец Дана Тафы, шейх Мустафа ибн Мухаммад, известный как Маллам Тафа, был ученым и писцом, который служил доверенным слугой Шеху Усмана . [ 2 ] : 19  Он занимал должность Амира аль-кутааба (лидера писцов) и библиотекаря в клане Фодиава и сопровождал Шеху в его проповеднических поездках по Хаусаленду перед джихадом. Когда Усман был признан Амиром аль-муминином мусульманской общины , Маллам Тафа стал его главным секретарем и сыграл важную роль в выборе следующего халифа , в частности, султана Абу Бакра Атику в 1842 году. преемника [ 2 ] : 83  Главным учителем и наставником Маллама Тафы был Абдуллахи дан Фодио , который вдохновил его на создание образовательного института. Султан Мухаммад Белло предоставил ему землю недалеко от Сокото , известную как Дама, где он основал институт, привлекавший студентов со всего халифата . Маллам Тафа усердно руководил этим институтом до своей кончины в 1856 году. [ 4 ] : 28–30  После его кончины Дэн Тафа возглавил институт, и его популярность продолжала расти. Ученые из Тимбукту регулярно приезжали посетить этот центр на протяжении всего девятнадцатого века. [ 6 ] : 140 

Раннее образование

[ редактировать ]

Оба его родителя заложили основу для его понимания ислама, выступая в качестве его первых учителей. Его отец, Маллам Тафа, еще больше обогатил его знания, обучая его различным предметам, включая фикх (исламское правоведение), лугат (лингвистику), тафсир (толкование Корана) и тарих (историю). Все эти предметы были переданы Малламу Тафе от его наставника Абдуллахи дан Фодио . По мере продвижения в учебе образование Дэна Тафы расширялось и включало более продвинутые аспекты религии. Его дядя, Мухаммад Санбу, обучал его суфизму , гнозису и другим эзотерическим наукам , давая ему более глубокое понимание духовных вопросов. [ 4 ] : 30–31 

Кроме того, дядя Дэна Тафы, Мухаммад Муди дан Лайма, обучал его элементарным наукам , которые охватывали различные области, такие как медицина , арифметика и астрономия . Его дядя также познакомил его с философией , наукой о магических квадратах (аль-авфак) и всесторонним пониманием политологии. [ 4 ] : 31–32 

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Дэн Тафа погрузился в научные занятия, опираясь на идеи и работы умерших лидеров джихада Сокото , таких как Усман , Абдуллахи и Мухаммад Белло . Его репутация образованного ученого распространилась повсюду, что сделало его востребованным советником правителей и лидеров региона. Иногда он даже служил советником халифов. Когда немецкий исследователь Генрих Барт посетил Кацину , учёный из Туата сообщил ему о Дане Тафе, описываемом как «самый учёный из нынешнего поколения жителей Сокото ». [ 1 ] : 101  [ 2 ] : 162  [ 4 ] : 40–43 

Шейх Дан Тафа и его родственники проживали к югу от Саламе, примерно в двух часах езды от Чимолы , рибата , расположенного в долине Рима , под руководством Ахмада ибн Султана Абу Бакра Атику . У Дэна Тафа и Ахмада сложились крепкие дружеские узы: Дэн Тафа был советником и доверенным лицом Ахмада. Эти близкие отношения побудили Ахмада пообещать Дэну Тафе престижную должность Вазирина Сокото, если он когда-нибудь станет Амиром аль-муминином, халифом Сокото . Вазири играли решающую роль в правительстве Сокото и считались второй по значимости должностью. Выбор вазири сопровождался особыми требованиями и обязанностями, например, быть известным ученым и экспертом по фикху, что Дан Тафа выполнил. [ 2 ] : 162–163  [ 4 ] : 45 

После кончины халифа Али ибн Белло совету Сокото необходимо было избрать преемника. Абд аль-Кадир дан Гидадо , вазири Али, первоначально отказался выдвинуть Ахмада из-за обещания, которое он дал Дэну Тафе. Только после того, как Ахмад поклялся назначить сына Абд аль-Кадира, Ибрагима Халилу, Вазирином Сокото, Абд аль-Кадир наконец выдвинул кандидатуру Ахмада. В конце концов Ахмад был избран халифом, и он выполнил свое обещание, назначив Ибрагима Халилу своим главным вазири. Дэн Тафа продолжал помогать своему другу, теперь уже халифу, так же, как он это делал в Чимоле. Он удалился в свой рибат в Саламе и продолжил свою научную работу, включая писательство и преподавание. Вскоре он умер в Саламе в возрасте 60 лет и был похоронен рядом со своей матерью за школой, основанной его отцом. [ 2 ] : 162–164  [ 4 ] : 46  Его тетя Нана Асмау сочинила для него элегию, которую она назвала «Тилфин Бава» .

Абд аль-Кадир был женат на Фатиме, дочери Мухаммеда Белло , которая умерла через год после своего мужа в 1865 году. Об их потомках известно немного, но у них было два сына по имени Муаллайиди и Абд ар-Раазкид, оба из которых были уважаемые учёные. Шейх Муаллайиди получил известность благодаря своей работе над Усманом дан Фодио под названием « Нудха Ясира Тушир ила Баад карамат аль-Шейх» . [ 3 ] : 230 

Другой их сын, шейх Абд аль-Раазкид, был среди тех, кто пытался совершить хиджру вместе с халифом Мухаммадом Аттахиру, чтобы избежать европейского вторжения в Сокото . Он служил доверенным советником халифа Аттахиру. Халиф и многие его последователи были перехвачены и убиты в битве при Бурми в 1903 году. Перед своей смертью Аттахиру доверил своему сыну Мухаммаду Белло Май Вурно полномочия продолжать хиджру. Абд ар-Раазкиду удалось избежать смерти и присоединиться к хиджре нового халифа, в конце концов достигнув Судана . Там они основали новый город на Голубом Ниле под названием Майурно штате Сеннар ), и Абд ар-Раазкид был назначен вазири халифа. Его единственный выживший сын, шейх Белло ибн Абд'р Раазкид, в настоящее время занимает эту должность. [ 4 ] : 50 

Сочинения

[ редактировать ]

Маллам Дан Тафа имел обширный объем работ, включающий не менее 72 наименований, перечисленных в Джона Ханвика каталоге арабской литературы Африки , том 2 . [ 3 ] : 221–230  Хотя он охватил широкий круг тем, особую известность он получил благодаря своим историческим работам. Среди его заметных работ - «Раудат аль-афкар» («Сладкие луга созерцания»), написанный в 1824 году и являющийся одним из его известных исторических произведений. Другой выдающийся труд — «Маусуфат аль-Судан» («Описание черных земель»), завершенный в 1864 году, в котором подробно изложена история Западной Африки . [ 7 ]

Интерес Дэна Тафы к географии очевиден в его работе «Катаиф аль-Джинан» («Плоды сердца в размышлениях о суданском мире»), которая предлагает всестороннее исследование топографии , истории и культуры как Западной Африки , так и Магриба . [ 7 ]

Во время скандальной французской экспедиции Вуле-Шануан в 1898 году Саламе, родной город Дэна Тафы, подвергся вторжению и подвергся значительным разрушениям. Многие книги и рукописи были сожжены или разграблены. Многие работы Дэна Тафы и его образовательный институт были потеряны в хаосе вторжения. [ 2 ] : 140  [ 8 ] Сохранилось по меньшей мере 72 его работы, 44 из которых находятся во владении его внука, шейха Белло ибн Абд'ра Раазкида, Вазирина Майурно. [ 4 ] : 50 

  1. ^ Jump up to: а б Барт, Генрих; Лодж, Генри Кэбот; Коллекция Рассела Э. Трейна Африканская (Смитсоновский институт. Библиотеки) DSI (1857 г.). Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке: журнал экспедиции, предпринятой под эгидой правительства ХБМ в 1849-1855 годах . Смитсоновские библиотеки. Нью-Йорк: Д. Эпплтон.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Последний, Мюррей (1967). Сокотоский халифат . Интернет-архив. [Нью-Йорк] Гуманитарная пресса.
  3. ^ Jump up to: а б с Джон О. Ханвик, Разак Абубакре (1995). Арабская литература Африки: сочинения Центральной Суданской Африки. Том. 2 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шариф, Мухаммад. «Жизнь шейха Дана Тафы» . Институт исламо-африканских исследований Санкоре .
  5. ^ Огуннаике, Дамини. «Философский суфизм в халифате Сокото: случай шейха Дана Тафы » традиционная мудрость.com . Получено 2 июля 2023 г.
  6. ^ Абидогун, Джамейн М.; Фалола, Тойин (2 июня 2020 г.). Справочник Пэлгрейва по африканскому образованию и знаниям коренных народов . Спрингер Природа. ISBN  978-3-030-38277-3 .
  7. ^ Jump up to: а б Зенле, Стефани (2018). « Где мой регион?» Географическое представление и текстовость в Сокото» . Исламская Африка . 9 (1): 10–33. ISSN   2333-262X . JSTOR   90021667 .
  8. ^ Купер, Барбара (26 сентября 2018 г.), «Сахель в истории Западной Африки» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки , ISBN  978-0-19-027773-4 , получено 25 июля 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fbe488eea7b9fad6cdc6682bbad98726__1721853840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/26/fbe488eea7b9fad6cdc6682bbad98726.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abd al-Qadir dan Tafa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)