Абдул-Кадир и Тафа
и Тафа | |
---|---|
Рожденный | Абд аль-Кадир ибн аль-Мустафа ибн Мухаммад аль-Туруди 1804 Фанкааджи, Гобир |
Умер | 1863-4 |
Супруг | Две жены, обе по имени Фатима. |
Дети | Девять сыновей и две дочери |
Родители |
|
Академическое образование | |
Влияния | |
Академическая работа | |
Эра | Сокото Революция |
Основные интересы | |
Известные работы | Раудат аль-Афкар (1824 г.) |
Абд аль-Кадир дан Тафа (1804–1863/4), также известный как Дан Тафа , был историком, теологом, философом, поэтом и юристом из халифата Сокото . Его считали «самым образованным» ученым своего времени. [ 1 ] : 101–102 Он был плодовитым ученым, углублявшимся в различные области знаний, но особенно известен своими историческими и философскими трудами. [ 2 ] : 221 [ 3 ] : 221
в неспокойное время Дэн Тафа жил в Хаусаленде , став свидетелем джихада Сокото и последующего создания Халифата Сокото . После смерти трех лидеров реформистов, Усмана , Абдуллахи и Мухаммеда Белло , Дэн Тафа стал востребованной фигурой благодаря своей мудрости и знаниям в вопросах истории, ислама и лидерства. Он сыграл значительную роль в образовании, возглавив образовательный институт в Саламе , который привлекал ученых из разных частей Западной Африки , особенно из Тимбукту .
Имя
[ редактировать ]Шейх Дан Тафа, первоначально звавшийся Абд аль-Кадир ибн аль-Мустафа, получил прозвище «Дан Тафа», что на языке хауса переводится как «сын Тафы» . Это имя происходит от имени его отца Мустафы и было сокращено до Тафа. Его отец, Мустафа, был уважаемой и образованной фигурой в их сообществе, поэтому его называли Маллам Тафа, где «Маллам» на языке хауса означало «ученый человек». [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Дэн Тафа родился в 1804 году в Фанкааджи, деревне в Гобире , незадолго до хиджры , ознаменовавшей начало революции Сокото . [ 5 ] : 139 Хиджра была отложена из-за его рождения. Его мать, Хадиджа, была старшей дочерью Усмана дан Фодио , лидера революции. Хадиджа была не только уважаемым исламским ученым, но и плодовитым писателем, написавшим более шести произведений и переведшим « Мухтасар Халила» на язык Фулфульде . Она сыграла значительную роль в образовании женщин семьи Фодиава, а ее сестра Нана Асмау была одной из ее выдающихся учениц. [ 4 ] : 27
Отец Дана Тафы, шейх Мустафа ибн Мухаммад, известный как Маллам Тафа, был ученым и писцом, который служил доверенным слугой Шеху Усмана . [ 2 ] : 19 Он занимал должность Амира аль-кутааба (лидера писцов) и библиотекаря в клане Фодиава и сопровождал Шеху в его проповеднических поездках по Хаусаленду перед джихадом. Когда Усман был признан Амиром аль-муминином мусульманской общины , Маллам Тафа стал его главным секретарем и сыграл важную роль в выборе следующего халифа , в частности, султана Абу Бакра Атику в 1842 году. преемника [ 2 ] : 83 Главным учителем и наставником Маллама Тафы был Абдуллахи дан Фодио , который вдохновил его на создание образовательного института. Султан Мухаммад Белло предоставил ему землю недалеко от Сокото , известную как Дама, где он основал институт, привлекавший студентов со всего халифата . Маллам Тафа усердно руководил этим институтом до своей кончины в 1856 году. [ 4 ] : 28–30 После его кончины Дэн Тафа возглавил институт, и его популярность продолжала расти. Ученые из Тимбукту регулярно приезжали посетить этот центр на протяжении всего девятнадцатого века. [ 6 ] : 140
Раннее образование
[ редактировать ]Оба его родителя заложили основу для его понимания ислама, выступая в качестве его первых учителей. Его отец, Маллам Тафа, еще больше обогатил его знания, обучая его различным предметам, включая фикх (исламское правоведение), лугат (лингвистику), тафсир (толкование Корана) и тарих (историю). Все эти предметы были переданы Малламу Тафе от его наставника Абдуллахи дан Фодио . По мере продвижения в учебе образование Дэна Тафы расширялось и включало более продвинутые аспекты религии. Его дядя, Мухаммад Санбу, обучал его суфизму , гнозису и другим эзотерическим наукам , давая ему более глубокое понимание духовных вопросов. [ 4 ] : 30–31
Кроме того, дядя Дэна Тафы, Мухаммад Муди дан Лайма, обучал его элементарным наукам , которые охватывали различные области, такие как медицина , арифметика и астрономия . Его дядя также познакомил его с философией , наукой о магических квадратах (аль-авфак) и всесторонним пониманием политологии. [ 4 ] : 31–32
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Дэн Тафа погрузился в научные занятия, опираясь на идеи и работы умерших лидеров джихада Сокото , таких как Усман , Абдуллахи и Мухаммад Белло . Его репутация образованного ученого распространилась повсюду, что сделало его востребованным советником правителей и лидеров региона. Иногда он даже служил советником халифов. Когда немецкий исследователь Генрих Барт посетил Кацину , учёный из Туата сообщил ему о Дане Тафе, описываемом как «самый учёный из нынешнего поколения жителей Сокото ». [ 1 ] : 101 [ 2 ] : 162 [ 4 ] : 40–43
Шейх Дан Тафа и его родственники проживали к югу от Саламе, примерно в двух часах езды от Чимолы , рибата , расположенного в долине Рима , под руководством Ахмада ибн Султана Абу Бакра Атику . У Дэна Тафа и Ахмада сложились крепкие дружеские узы: Дэн Тафа был советником и доверенным лицом Ахмада. Эти близкие отношения побудили Ахмада пообещать Дэну Тафе престижную должность Вазирина Сокото, если он когда-нибудь станет Амиром аль-муминином, халифом Сокото . Вазири играли решающую роль в правительстве Сокото и считались второй по значимости должностью. Выбор вазири сопровождался особыми требованиями и обязанностями, например, быть известным ученым и экспертом по фикху, что Дан Тафа выполнил. [ 2 ] : 162–163 [ 4 ] : 45
После кончины халифа Али ибн Белло совету Сокото необходимо было избрать преемника. Абд аль-Кадир дан Гидадо , вазири Али, первоначально отказался выдвинуть Ахмада из-за обещания, которое он дал Дэну Тафе. Только после того, как Ахмад поклялся назначить сына Абд аль-Кадира, Ибрагима Халилу, Вазирином Сокото, Абд аль-Кадир наконец выдвинул кандидатуру Ахмада. В конце концов Ахмад был избран халифом, и он выполнил свое обещание, назначив Ибрагима Халилу своим главным вазири. Дэн Тафа продолжал помогать своему другу, теперь уже халифу, так же, как он это делал в Чимоле. Он удалился в свой рибат в Саламе и продолжил свою научную работу, включая писательство и преподавание. Вскоре он умер в Саламе в возрасте 60 лет и был похоронен рядом со своей матерью за школой, основанной его отцом. [ 2 ] : 162–164 [ 4 ] : 46 Его тетя Нана Асмау сочинила для него элегию, которую она назвала «Тилфин Бава» .
Семья
[ редактировать ]Абд аль-Кадир был женат на Фатиме, дочери Мухаммеда Белло , которая умерла через год после своего мужа в 1865 году. Об их потомках известно немного, но у них было два сына по имени Муаллайиди и Абд ар-Раазкид, оба из которых были уважаемые учёные. Шейх Муаллайиди получил известность благодаря своей работе над Усманом дан Фодио под названием « Нудха Ясира Тушир ила Баад карамат аль-Шейх» . [ 3 ] : 230
Другой их сын, шейх Абд аль-Раазкид, был среди тех, кто пытался совершить хиджру вместе с халифом Мухаммадом Аттахиру, чтобы избежать европейского вторжения в Сокото . Он служил доверенным советником халифа Аттахиру. Халиф и многие его последователи были перехвачены и убиты в битве при Бурми в 1903 году. Перед своей смертью Аттахиру доверил своему сыну Мухаммаду Белло Май Вурно полномочия продолжать хиджру. Абд ар-Раазкиду удалось избежать смерти и присоединиться к хиджре нового халифа, в конце концов достигнув Судана . Там они основали новый город на Голубом Ниле под названием Майурно (в штате Сеннар ), и Абд ар-Раазкид был назначен вазири халифа. Его единственный выживший сын, шейх Белло ибн Абд'р Раазкид, в настоящее время занимает эту должность. [ 4 ] : 50
Сочинения
[ редактировать ]Маллам Дан Тафа имел обширный объем работ, включающий не менее 72 наименований, перечисленных в Джона Ханвика каталоге арабской литературы Африки , том 2 . [ 3 ] : 221–230 Хотя он охватил широкий круг тем, особую известность он получил благодаря своим историческим работам. Среди его заметных работ - «Раудат аль-афкар» («Сладкие луга созерцания»), написанный в 1824 году и являющийся одним из его известных исторических произведений. Другой выдающийся труд — «Маусуфат аль-Судан» («Описание черных земель»), завершенный в 1864 году, в котором подробно изложена история Западной Африки . [ 7 ]
Интерес Дэна Тафы к географии очевиден в его работе «Катаиф аль-Джинан» («Плоды сердца в размышлениях о суданском мире»), которая предлагает всестороннее исследование топографии , истории и культуры как Западной Африки , так и Магриба . [ 7 ]
Во время скандальной французской экспедиции Вуле-Шануан в 1898 году Саламе, родной город Дэна Тафы, подвергся вторжению и подвергся значительным разрушениям. Многие книги и рукописи были сожжены или разграблены. Многие работы Дэна Тафы и его образовательный институт были потеряны в хаосе вторжения. [ 2 ] : 140 [ 8 ] Сохранилось по меньшей мере 72 его работы, 44 из которых находятся во владении его внука, шейха Белло ибн Абд'ра Раазкида, Вазирина Майурно. [ 4 ] : 50
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Барт, Генрих; Лодж, Генри Кэбот; Коллекция Рассела Э. Трейна Африканская (Смитсоновский институт. Библиотеки) DSI (1857 г.). Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке: журнал экспедиции, предпринятой под эгидой правительства ХБМ в 1849-1855 годах . Смитсоновские библиотеки. Нью-Йорк: Д. Эпплтон.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Последний, Мюррей (1967). Сокотоский халифат . Интернет-архив. [Нью-Йорк] Гуманитарная пресса.
- ^ Jump up to: а б с Джон О. Ханвик, Разак Абубакре (1995). Арабская литература Африки: сочинения Центральной Суданской Африки. Том. 2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шариф, Мухаммад. «Жизнь шейха Дана Тафы» . Институт исламо-африканских исследований Санкоре .
- ^ Огуннаике, Дамини. «Философский суфизм в халифате Сокото: случай шейха Дана Тафы » традиционная мудрость.com . Получено 2 июля 2023 г.
- ^ Абидогун, Джамейн М.; Фалола, Тойин (2 июня 2020 г.). Справочник Пэлгрейва по африканскому образованию и знаниям коренных народов . Спрингер Природа. ISBN 978-3-030-38277-3 .
- ^ Jump up to: а б Зенле, Стефани (2018). « Где мой регион?» Географическое представление и текстовость в Сокото» . Исламская Африка . 9 (1): 10–33. ISSN 2333-262X . JSTOR 90021667 .
- ^ Купер, Барбара (26 сентября 2018 г.), «Сахель в истории Западной Африки» , Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки , ISBN 978-0-19-027773-4 , получено 25 июля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мухаммад Шариф. Жизнь шейха Дана Тафы
- Переводы некоторых его произведений
- Исаак Самуэль. Биография и философские сочинения Абд аль-Кадира ибн аль-Мустафы (Дан Тафа) . (2021)
- Сокото Халифат
- 1804 рождения
- И семья Фодио
- Исламские философы
- Нигерийские историки XIX века
- Смерти 1860-х годов
- нигерийские ученые
- Писатели на языке фула
- Писатели на языке хауса
- писатели арабского языка
- Нигерийские поэты, говорящие на арабском языке
- Суфийские поэты
- Нигерийские философы
- Мусульманские учёные исламской юриспруденции
- Маликитские знатоки фикха
- нигерийские юристы
- Нигерийский народ фула
- Историки Африки