Лабрис
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|



Лабрис ( греч . λάβρυς , латинизированный : lábrys ) — это, согласно Плутарху ( Quaestiones Graecae 2.302a), лидийское слово, обозначающее обоюдоострый топор . По-гречески оно называлось πέλεκυς ( пелекис ). Множественное число слова «лабрис» — «лабрис» ( λάβρυες ).
Этимология
[ редактировать ]Плутарх сообщает, что слово «лабрис» было лидийским словом, обозначающим «топор» : [ а ] [ 2 ] («Ибо лидийцы называют обоюдоострый топор «Лабрис » ). Многие ученые, в том числе Артур Эванс, утверждают, что слово «лабиринт» происходит от слова «labrys» и, таким образом, означает «дом двойного топора». [ 3 ] Жреческая корпорация в Дельфах называлась Лабиад ; первоначальное имя, вероятно, было Лабриады , слуги двойного топора. В римскую эпоху в Патрах и Мессене богине Лафрии поклонялись , которую обычно отождествляли с Артемидой . Говорят, что ее имя произошло от региона вокруг Дельф. [ 4 ] [ 5 ]
На Крите «двойной топор» не является оружием и всегда сопровождает богинь-женщин, а не богов-мужчин. [ 6 ] Бикс считает связь лабиринта с лабрисом умозрительной и скорее предлагает связь с лаурой ( λαύρα ), «узкой улицей», или с карийским теонимом Дабраундос ( Δαβραυνδος ). [ 7 ]
Также возможно, что слово « лабиринт» происходит от египетского и означает «храм у входа в озеро». Египетский лабиринт возле озера Моэрис описан Геродотом и Страбоном . [ 8 ] Надпись B линейным письмом на табличке ΚΝ Gg 702 гласит: 𐀅𐁆𐀪𐀵𐀍𐀡𐀴𐀛𐀊 ( да-пу 2 -ри-то-жо-по-ти-ни-джа ). Традиционное чтение — λαβυρίνθοιο πότνια ( labyrinthoio potnia ; «хозяйка лабиринта»). По мнению некоторых современных ученых, оно могло читаться как * δαφυρίνθοιο (* daphyrinthoio ) или что-то подобное и, следовательно, не иметь определенной связи ни с λάβρυς , ни с лабиринтом. [ 9 ]
Также была установлена связь с символами двойного топора в Чатал-Хююке , относящимися к эпохе неолита. [ 10 ] (стр. 161) В Лабраунде в Карии , а также в чеканке гекатомнидских правителей Карии двойной топор сопровождает бога бури Зевса Лабрандоса . Артур Эванс отмечает:
Кажется естественным интерпретировать названия карийских святилищ, таких как Лабранда, в самом буквальном смысле как место священного лабриса, который был лидийским (или карийским) названием греческого πέλεκυς [пелекис], или обоюдоострого топора. [ 11 ]
и
на карийских монетах, действительно довольно позднего времени, лабрис, установленный на длинной столбообразной ручке с двумя зависимыми выступами, во многом напоминает культовое изображение. [ 11 ]
Минойский двойной топор
[ редактировать ]
На древнем Крите двойной топор был важным священным символом минойской религии . [ 12 ] На Крите двойной топор сопровождает только богинь, но не богов. Кажется, это был символ арки творения (Mater-arche). [ 10 ] (стр. 161) Маленькие версии использовались в качестве вотивных подношений и были найдены в значительном количестве; Топор Аркалохори является известным примером. Минойские двойные топоры также были недавно найдены в доисторическом городе Акротири ( остров Санторини ) вместе с другими предметами, имеющими явное религиозное значение. [ 13 ]
Древнее фракийское Одрисское царство
[ редактировать ]Двойной топор, по-видимому, нес в себе важную символику древнего фракийского Одрисского царства, связанную с фракийской религией и царской властью. Утверждается, что в древней Фракии двойной топор был атрибутом Залмоксиса . Двойной топор появляется на монетах Фракии и считается символом царей Одриса, которые считали, что могут проследить свое происхождение от Залмоксиса. [ 14 ] Фреска из фракийской гробницы близ Александрово на юго-востоке Болгарии, датируемая ок. 4 в. э., изображает обнаженного мужчину большого размера с двойным топором.
Двойные топоры на Ближнем Востоке
[ редактировать ]В конце концов, на Ближнем Востоке и в других частях региона топоры такого типа часто владеют божествами мужского пола и, по-видимому, становятся символами молнии, символа, который часто ассоциируется с символом топора. [ 15 ] В Лабраунде Карии Зевса двойной топор сопровождает бога бури Лабрандоса . символы были обнаружены на пластинах линейной керамической культуры Румынии Подобные . [ 10 ] (стр. 162) Двойной топор связан с хурритским богом неба и бури Тешубом . Его хеттское и лувийское имя было Тархун. [ 16 ] Оба изображены с тройной молнией в одной руке и двойным топором в другой. Точно так же Зевс бросает молнию, чтобы вызвать бурю. Лабрис ἀστροπελέκι , или пелекис , — это двойной топор, который Зевс использует, чтобы вызвать бурю, а относительно современное греческое слово, обозначающее молнию, — «звездный топор» ( astropeleki ) . [ 17 ] Культ двойного топора сохранялся на греческом острове Тенедос и в ряде городов юго-запада Малой Азии и проявляется в более позднее историческое время в культе малоазийского бога-громовержца (Зевса Лабрайндея).
Древняя Греция
[ редактировать ]В контексте мифического аттического царя Тесея лабиринт греческой мифологии часто ассоциируется с минойским дворцом в Кноссе . Это основано на чтении линейного письма B da-pu 2 -ri-to-jo-po-ti-ni-ja как λαβυρίνθοιο πότνια («хозяйка лабиринта»). [ б ] Однако неясно, можно ли интерпретировать лабиринт как «место двойных топоров», и более того, что это должен быть Кносс; многие другие были найдены, например, в пещере Аркалохори, где знаменитый топор Аркалохори . был найден [ оригинальное исследование? ]
На греческих монетах классического периода (например, Пиксодаврос) тип Зевса, почитаемый в Лабраунде в Карии , которого нумизматы называют Зевсом Лабрандеем ( Ζεὺς Λαβρανδεύς ), стоит со скипетром в вертикальном положении в левой руке и двусторонним топором через плечо. [ 18 ]
Римский Крит
[ редактировать ]На римском Крите лабрис часто ассоциировался с мифологическими амазонками . [ 19 ]
Современное использование
[ редактировать ]Оружие
[ редактировать ]Хотя двойные топоры распространены в современных условиях высокого фэнтези , на самом деле они редко использовались в бою. [ 20 ]
Спорт
[ редактировать ]Топоры с двойной режущей кромкой были распространены в лесном хозяйстве Северной Америки: одно лезвие было острым и использовалось для валки деревьев, а другое было немного тупее для обрезки сучьев. Поскольку лесные рабочие (лесорубы) часто находились вдали от цивилизации в течение длительного времени, им нужен был способ развлечься. Так родился вид спорта – метание топора с двойной бородкой. В последние десятилетия этот вид спорта был официально оформлен шведской компанией Gränsfors Bruk, разработавшей наиболее широко принятые правила. Сейчас в Европе есть несколько клубов, которые устраивают двойные биты. Спортивная игра с дабл-битом была официально оформлена в 1990-х годах, а метание топора - в 2006 году. [ 21 ]
Символ
[ редактировать ]Религия и духовность
[ редактировать ]Лабрис иногда используется как символ эллинского политеизма . [ нужна ссылка ] Как символ неоязыческого движения Богинь , лабрис представляет собой память о допатриархальных матрических обществах. [ с ] [ 23 ]
Политический
[ редактировать ]В Греции лабрис использовался как символ метаксизма . [ 24 ] В тоталитарный период режима 4 августа (1936–1941) он представлял спонсируемую режимом Национальную организацию молодежи (EON), поскольку ее лидер Иоаннис Метаксас считал ее первым символом всех эллинских цивилизаций. [ 24 ]
Символ лабриса также широко использовался режимом Виши, Франция : он был изображен на личном флаге главы государства Филиппа Петена , на монетах и различных пропагандистских плакатах. [ 25 ]
В 1960-х годах лабрис также использовался итальянским неофашистским и крайне правым движением Ordine Nuovo , что наиболее заметно на их флаге. [ 26 ]
Общественное движение
[ редактировать ]
В феминистских интерпретациях лабрис символ матриархата — . [ 27 ] [ д ] [ 28 ]
Лесбийский символ
[ редактировать ]
В 1970-х годах лабрис был принят лесбийским сообществом как символ лесбийских феминисток , олицетворяющий силу и самодостаточность. [ 29 ] лабрис Флаг лесбиянок , созданный в 1999 году. [ 30 ] включает в себя лабрис, наложенный на перевернутый черный треугольник и расположенный на фиолетовом фоне.
В Кыргызстане «Лабрис» — организация по защите прав ЛГБТ. Цель группы — улучшить качество жизни всех ЛГБТ в их стране, а также в Центральной Азии. [ 31 ] Точно так же « Лабрис ассоциация » — это венгерская лесбиянок и бисексуальных женщин.
Культура
[ редактировать ]Двойной топор используется критскими обществами и ассоциациями по сохранению фольклора как в Греции, так и за рубежом, иногда с написанием «лаврис», отражающим современное греческое произношение. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Геракл . , убив Ипполиту и отобрав у нее топор вместе с остальными руками, отдал его Омфале . Сменившие ее цари Лидии носили это как один из своих священных знаков отличия и передавали его от отца к сыну пока он не был передан Кандавлу , который пренебрег им и отдал его одному из своих товарищей. Когда Гиг восстал и начал войну с Кандавлом, с ним пришел Арселид. отряд из Миласы на помощь Гигесу затем убил Кандавла и его товарища и отнес топор в Карию вместе с другими военными трофеями. И, установив статую Зевса, Арселис вложил топор в его руку и призвал бога. Лабрандеус ». [ 2 ]
- ^ См. параллельная конструкция а-та-на-по-ти-ни-джа, возможно, относящаяся к «Хозяйке Афин», т.е. е. Афина на другой табличке (КН V 52) из Кносса.
- ^ «Женщины сражались как военачальники и в рядах; женщины сражались в войсках как регулярные солдаты; а главным символом Великой Богини, широко появлявшимся по всему Средиземноморью и Малой Азии, был двусторонний боевой топор или лабрис . " [ 22 ]
- ^ Формы, принимаемые лабрисами, были классифицированы Катериной Мавриянаки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Коллекция бывшего фон Аулока» . Классическая нумизматическая группа (КПГ) . 2007 . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б PlutarchПлутарх Моралия [ Греческие вопросы ]. 45, 2.302а.
- ^ Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета . 2012. с. 960. ИСБН 978-0199545568 .
- ^ Суини, Эммет Джон (2009). Боги, герои и тираны: греческая хронология в хаосе . Издательство Алгора. п. 116. ИСБН 9780875866826 .
- ^ Платон, Николай; де Турне, Беатрис (18 мая 2015 г.). цивилизация . Эгейская цивилизация: поздний бронзовый век и микенская Альбин Мишель. п. iii. ISBN 9782226341075 .
- ^ Нильссон, том. 1, с. 277.
- ^ Бикс, Роберт (2009). Этимологический словарь греческого языка . Бостон, Массачусетс: Брилл. п. 819. ИСБН 978-9004174184 .
- ^ Тикканен, Эми (14 октября 2008 г.). «Лабиринт» . Британская энциклопедия .
- ^ Обзор см .
Мелена, Хосе Л.; Морпурго Дэвис, А. (2014). «Микенское письмо» . В Дюу, Ю. (ред.). Дополнение к линейному письму Б: микенские греческие тексты и их мир . Библиотека Cahiers de l'Institut de Linguistique de Louvain (BCILL 133). Полет. 3. п. 73 – через Academia.edu. - ^ Jump up to: а б с Шахермайр, Фриц (1964). Крита ( Минойская культура Древнего на немецком языке). Штутгарт, Германия: Кольхаммер . ОСЛК 325167 .
Рис. 85
- ^ Jump up to: а б Эванс, А. (ноябрь 1900 г.). «Микенский культ деревьев и столбов и его средиземноморские связи» . Журнал эллинистических исследований . § XXI, стр. 108 и далее – через Интернет-архив (archive.org).
- ^ Раттер, Джереми (29 ноября 2017 г.). «Минойская религия» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 29 ноября 2017 г.
- ^ «Новые уникальные находки, обнаруженные в Акротири Тира» . Журнал редакторов (на греческом языке). 30 января 2020 г. Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ Фрэнсис, Джейн Э.; Куременос, Анна, ред. (2016). Римский Крит: новые перспективы (1-е изд.). Оксфорд, Англия, Соединенное Королевство: Oxbow Books . п. 46. ИСБН 978-1785700958 .
- ^ «Минойская религия» . Дартмутский колледж . Архивировано из оригинала 18 июля 2012 года.
- ^ «Тархун» . Британская энциклопедия . 20 июля 1998 г.
- ^ Нильссон, М. (1967). История греческой религии на ( немецком языке). Том I. Мюнхен, Германия: CF Beck Verlag. п. 267 и далее.
- ^ Джуитт, Ллевелин Фредерик Уильям (1890). Английские монеты и жетоны . Лебедь Зонненшайн и компания.
- ^ Фрэнсис, Джейн Э.; Куременос, Анна, ред. (2016). «Глава 5. Двойной топор (λάβρυς) на римском Крите и за его пределами: иконография многогранного символа» . Римский Крит: новые перспективы (1-е изд.). Оксфорд, Великобритания / Хавертаун, Пенсильвания: Oxbow Books . стр. 43–57. ISBN 978-1-78570-095-8 .
- ^ «Топоры: лабрис Гефеста» . Храм Меча . 17 марта 2020 г. Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ «Метание топора» [Метание топора]. Грэнсфорс Брукс АБ . Швеция. 2 февраля 2019 г.
- ^ Майлз, Розалинда (1989). «Великая Богиня» . Женская история мира . Топсфилд, Массачусетс: Салем Хаус. п. 33. ISBN 0-88162-348-2 .
- ^ Келлер, Мара (1988). «Элевсинские мистерии» (PDF) . Журнал феминистских исследований религии . 4 (1): 42. Архивировано из оригинала (PDF) 8 сентября 2015 года . Проверено 21 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Маркессинис, Андреас (22 августа 2006 г.). «Лабрис / пелекис: Символ бога-громовержца Зевса и ЭОН» . Проект Метаксас . Проверено 31 августа 2014 г.
- ^ Карлсгодт, Элизабет (2011). Защищая национальные сокровища: французское искусство и наследие под властью Виши . Издательство Стэнфордского университета. стр. 126–128. ISBN 978-0804770187 .
- ^ Джаннули, Альдо; Розати, Элия (5 октября 2017 г.). История Ordine Nuovo: Самая опасная неофашистская организация . семидесятых годов ] (на итальянском языке) Милан, IT: Mimesis Edizioni. ISBN 978-8857538433 .
- ^ Мавриянаки, Катерина (1983). «Двойной топор в эллинском мире бронзового века». Археологический обзор . Новая серия, Fasc. 2 (на французском языке) (2): 195–228. JSTOR 41737054 .
- ^ Бидерманн, Ганс (1992). Словарь символизма: Культурные символы и значения, стоящие за ними [Knaurs Lexikon der Symbole] . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: факты в архиве . п. 24. ISBN 0-8160-2593-2 .
- ^ Лесбийский символ:
Циммерман, Бонни, изд. (2000). «Символы, Кристи Стивенс» . Лесбийские истории и культуры: Энциклопедия (1-е изд.). Издательство «Гарланд» . п. 748. ИСБН 0-8153-1920-7 . - ^ Бендикс, Триш (8 сентября 2015 г.). «Почему у лесбиянок нет собственного флага гордости?» . После Эллен . Архивировано из оригинала 9 сентября 2015 года . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ «Лабрис» . Лабрис Кыргызстан . 2004–2014 гг. Архивировано из оригинала 22 мая 2013 года . Проверено 11 мая 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Купер, Дж. К., изд. (1978). Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов (1-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-01201-7 .
- Кухулин, Керр (2004). «Символы (ГН)» . Центр защиты язычников . Голос ведьмы. Архивировано из оригинала 8 мая 2005 года.
- Энсзер, Джули (26 июня 2017 г.). «Мой лабрис, я сам» . Журнал «Аргот» . Архивировано из оригинала 31 июля 2018 года . Проверено 31 июля 2018 г.
- «Греческий националистический коллектив ЛАБРИС» . Элленизм . 2015. Архивировано из оригинала 11 июля 2018 года.
- Рапп, Линда (2003). «Символы» (PDF) . glbtq.com .
- «Культовая община ЛАВРИС» . labrys.gr (на греческом языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Лабрис» . Оксфордский справочник . Издательство Оксфордского университета .
- «Лабрис» . Ancient-Symbols.com .