Фута Джаллон
Фута Джаллон ( Фула : Фуута Джалу , ࢻُوتَ جَلࣾوࢻ 𞤊𞤵𞥅𞤼𞤢 𞤔𞤢𞤤𞤮𞥅 ; Арабский : فوتا جالون ) — горный регион в центре Гвинеи , примерно соответствующий Средней Гвинее в Западной Африке .
Этимология
[ редактировать ]Народ фулани называет этот регион Фуута-Джалуо ( ࢻوَوَاتِو ) на языке пулар . [а] Происхождение первого слова в названии происходит от слова фула , обозначающего любой регион, населенный фулье , а второе — от народа джаллонке , населявшего этот регион до прибытия фула. [1] [2]
История
[ редактировать ]С 17 века регион Фута-Джаллон является оплотом ислама . Первые революционеры во главе с Карамохо Альфа и Ибрагимом Сори создали федерацию, разделенную на девять провинций. Несколько кризисов престолонаследия ослабили центральную власть, расположенную в Тимбо , до 1896 года, когда последний Алмами , Бубакар Биро , потерпел поражение от французской армии в битве при Поредаке . [3]
Фулле Фута Джаллонке возглавил распространение ислама в регионе. [4] Мусульманские ученые-фулли разработали местную литературу, используя арабский алфавит . [5] Это литературное достижение, известное как Аджамия , представлено такими великими поэтами-теологами, как поэт Мухаммад Самба Момбея , поэт Сааду Дален, поэт Алиу Бубха Ндиан , поэт Джааво Пеллель и другие. [6] Говорят, что в период своего расцвета Фуута-Джалу был магнитом для обучения, привлекая студентов из Канкана в Гамбию и привлекая священнослужителей Джаханке в Тубе, а также учителей Фуле. Он служил нервным центром для торговых караванов, направлявшихся во всех направлениях. Более предприимчивые коммерческие семьи любого этнического происхождения основали колонии на холмах Футанке и вдоль основных маршрутов. В их интересах было отправить своих сыновей в школы Футанке, поддержать выпускников, пришедших преподавать, и в целом расширить обширную систему влияния, исходившую от Фута Джалон. [6]
Амаду Хампате Ба назвал Фуута-Джалу «Тибетом Западной Африки» в знак уважения к духовной и мистической (суфийской) традиции его священнослужителей.
География
[ редактировать ]Фута-Джаллон состоит в основном из холмистых лугов на средней высоте около 900 м (3000 футов). Самая высокая точка, гора Лура , поднимается на высоту 1515 м (4970 футов). Плато состоит из мощных образований песчаника , перекрывающих гранитную породу фундамента. эрозии В результате дождевой и речной образовались глубокие джунглей каньоны и долины в песчанике .
Он получает большое количество осадков и является истоком четырех крупных рек и других средних рек:
- Река Тинкиссо (главный верховой приток Нигера )
- Река Гамбия
- Река Сенегал
- Река Понго
- Река Нуньес
- Соперничающая река
- Рио Когон
- Рио Капачес
- Река Меллакори
Поэтому его иногда называют водонапорной башней ( замком во французской литературе) Западной Африки. Некоторые авторы также называют Футу Джаллон «Швейцарией Западной Африки». Это распространенное выражение, происхождение которого может быть неизвестно. [7]
Население
[ редактировать ]Население состоит преимущественно из фулье [петь. Пулло ], также известный как Фула или Фулани. В Фута-Джаллоне их язык называется пулар или пулаар. Более широкий языковой ареал носит название Fula/Fulfulde , и на нем говорят во многих странах Западной и Центральной Африки . Население фулани (по-французски: Peul ) составляет от 32,1% до 40% населения Гвинеи. [8]
Экономика
[ редактировать ]Самый крупный город региона — Лабе . В основном сельская экономика охватывает животноводство (крупный рогатый скот, овцы, козы), сельское хозяйство, собирательство, торговлю и маргинальный туризм.
Фульбе практикуют форму естественного земледелия , которую сегодня можно назвать биоинтенсивным сельским хозяйством . Основными товарными культурами региона являются бананы и другие фрукты . Основная полевая культура — фонио , хотя рис выращивают на более богатых почвах. Большинство почв быстро деградируют и имеют высокую кислотность и токсичность алюминия, что ограничивает диапазон культур, которые можно выращивать без тщательного ухода за почвой .
Биоинтенсивное сельское хозяйство
[ редактировать ]Где-то в конце 18 века фулье в Фута-Джаллонке разработали тип биоинтенсивного сельского хозяйства , вероятно, из-за необходимости, поскольку завоеванные женщины из числа коренного населения были взяты в домохозяйства своих исламских повелителей, чей домашний скот становился их ответственностью. Объединение животноводства и оседлого земледелия в эффективную систему агропастбищного хозяйства потребовало нового способа организации повседневной жизни. Домашний скот, включая лошадей и крупный рогатый скот, ел больше и производил больше отходов, чем привыкли местные фермеры. Поскольку домашний скот нужно было охранять от диких животных в ночное время, его привозили на семейный комплекс, называемый у французов тападе , а на местном языке как cuntuuje (поет. suntuure ) на языке пулар . [4]
Сегодня домашний скот днем пасется на открытых площадках, а на ночь его укрывают в загонах , за исключением коз, которым разрешено справляться самостоятельно в определенных пределах. Подобная модель, должно быть, сложилась во второй половине XVIII – XIX веках. Тем не менее, утилизация отходов животноводства, ставшая женской работой, требовала систематического избавления от них. И со временем женщины разработали способ сделать это. В органическом садоводстве их решение называется листовым компостированием или мульчированием. множество других органических веществ Со временем женщины смешивали с навозом (кухонные отходы, остатки урожая и растительные материалы из живого забора или живой изгороди ) и каждый день складывали их на свои грядки и деревья, чтобы они разложились и превратились в питательный перегной . В 20 веке поголовье домашнего скота у фулье перешло от крупных животных к более мелким. Количество лошадей, возможно, из-за мухи цеце , сократилось, в то время как количество коз , овец, свиней и домашней птицы увеличилось, а крупный рогатый скот ндама остается неотъемлемым активом.
Тападные сады Фута-Джаллона были тщательно исследованы международными учеными различных дисциплин. Это исследование показало, что система Кунтуухе имеет более высокий уровень питательных веществ в почве, чем любая другая почва в регионе. Почти весь труд, за исключением первоначальной подготовки, в прошлом и сейчас в каждой семейной группе выполняют и управляют женщины и дети. Сады важны как для производства продуктов питания, так и для выращивания товарных культур для их семей. PLEC, проект Университета ООН , измерил урожайность на 6,5 га тападных полей в Мисииде-Хейре, Фута-Джаллон и обнаружил, что урожайность кукурузы достигает 7 т/га, маниоки - 21 т/га, сладкого картофеля - 19 т/га и арахис (арахис) около 8 т/га. [9]
Площадь каждого сада в среднем составляет около 1 гектара (2,5 акра), поэтому называть их садами неверно ни из-за их размера, ни из-за сложности. Кунтуухе представляет собой системный подход к производству продуктов питания и отличается агроразнообразием, а также тем, как люди интенсивно используют и максимизируют ограниченное количество земли. Сегодня сады Кунтууе продолжают производить значительное количество разнообразной сельскохозяйственной продукции. [10]
Живые заборы, окружающие каждое сооружение, являются не просто барьером, не допускающим людей, диких животных и домашнего скота. В словаре пермакультуры забор представляет собой вегетативную берму , которая играет важную роль в процессе круговорота питательных веществ и их удержания в солнечной среде. Другими словами, кунтуухе представляют собой устойчивую биоинтенсивную поликультурную фермерскую систему и ландшафтную архитектуру , вмещающую одну или несколько микроклимата экосистем , и являются примерами того, что мы знаем сегодня как дизайн пермакультуры. Графика в этом разделе представляет собой интеллектуальную карту внутренних зон и секторов, обычно встречающихся в солнечной среде.
Внутренняя часть загородного дома, зоны 1–3 (внутренние ворота, прихожая, ширма для приватности и жилое помещение) предназначены в первую очередь для членов семьи. Это в зонах 4 и 5 (хогго [ проверьте орфографию ] и солнечный живой забор), где происходит большая часть повседневной жизни. Здесь посетителей встречают во вторичном убежище или павильоне , организуют работу в саду (хогго), дети проводят день в играх и работают, если они достигли совершеннолетия, а послеобеденные молитвы, сон, беседы и приемы пищи происходят до наступления темноты. Зона 6 – внешний мир.
В 2003 году кунтуухе Фуута-Халон был признан Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций ( ЮНФАО ) одной из систем сельскохозяйственного наследия мирового значения . [11]
Миграция
[ редактировать ]В Фуута-Халоне исторически наблюдался высокий уровень миграции, обычно краткосрочной, в основном в Сенегал и Сьерра-Леоне . Многие фульбе бежали в Сенегал после того, как Секу Туре стал президентом независимой Гвинеи в 1959 году. Многие поселились в Лейди-Улу к западу от реки Гамбия и помимо содержания скота начали заниматься сельским хозяйством. Они помнили Гвинею как страну фруктов и меда, где не было необходимости в трудоемком сельском хозяйстве.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Имя на языке пулар и на (макро)языке фула, частью которого оно является, также иногда пишется как Фуута-Джалон . Французский является официальным языком Гвинеи, а Фута-Джаллон или иногда Фута-Джаллон - французское написание. Распространенные английские варианты написания включают Futa Jallon и Futa Jalon .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мохамед Сайду Н'Дау (2005). Устные традиции Сангалана: история, воспоминания и социальная дифференциация . Каролина Академик Пресс. стр. 7, 31. ISBN. 978-1-59-460104-0 .
- ^ К. Магбейли Файл (1979). Королевство Солима Ялунка: доколониальная политика, экономика и общество . Издательство Ньякон. п. 6.
- ^ Мамдани, Махмуд. «Хороший мусульманин, плохой мусульманин: Америка, холодная война и корни террора». Пантеон, 2004.
- ^ Jump up to: а б Матс Видгрен, «Рабы: неравенство и устойчивое сельское хозяйство в доколониальной Западной Африке». В книге «Экология и власть: борьба за землю и материальные ресурсы в прошлом, настоящем и будущем». Лондон: Рутледж, 2012. стр. 97–107.
- ^ Les Peuls — Земля веры и свободы . (видео)
- ^ Jump up to: а б Дэвид Робинсон. Священная война Умара Таля: Западный Судан в середине девятнадцатого века. Кларендон Пресс. Издательство Оксфордского университета, 1985.
- ^ Журнал путешествий по Африке
- ^ Cia.gov. Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ Бойро, Ибрагима; Барри, А. Карим; и Диалло, Амаду. (2003). «Гвинея». Глава. 5. Гарольд Брукфилд, Хелен Парсонс и Мюриэл Брукфилд (ред.). Агроразнообразие: учиться у фермеров со всего мира. , стр. 110-133. Токио: Издательство Университета Организации Объединенных Наций. Конкретная информация взята со стр. 116.
- ^ Гарольд Брукфилд, Изучение агроразнообразия , Глава 5. Нью-Йорк: Columbia UP, 2001. стр. 80-99; Вероник Андре-Ламат, Жиль Пестанья и Жорж Росси. «Иностранные представительства и местные реалии: агропастбищное хозяйство и экологические проблемы на плоскогорье Фута Джалон, Республика Гвинея». Горные исследования и разработки, Vol. 23, № 2, май 2003 г.: 149–155; Кэрол ЛАУГА-САЛЛЕНАВ, «Закрытая и открытая земля и территория в Фута-Джаллоне». В, Боннемазон Жоэль (редактор), Камбрези Люк (редактор), Квинти Буржуа Лоуренс (редактор). Территория, ссылка или граница? : идентичности, этнические конфликты, проблемы и территориальные переустройства. Париж: ОРСТОМ, 1997, 10 стр. (конференции и семинары); Кэрол ЛАУГА-САЛЛЕНАВ, Земля и территория в Фута-Джаллоне (Гвинея), GRET - Университет Париж X, 1999.
- ^ Системы сельскохозяйственного наследия мирового значения (ГИАХС) ; «Система выращивания тападе, Гвинея», архивировано 19 августа 2014 г. в Wayback Machine . Проект Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций.
Источники
[ редактировать ]- Записки А. Демужо о политической и административной организации Лабе до и после французской оккупации.
- Бубакар Барри Бокар Биро, последняя великая мама Фута-Джаллона.
- Кристофер Харрисон Французская исламская политика в Фуута-Халоне 1909-1912 гг.
- Д. П. Кантрель, М. Дюпир. Эндогамия фулани из Фута-Джаллона.
- Дэвид Робинсон (1985) Священная война Умара Таля: Западный Судан в середине девятнадцатого века
- Густав Девено. Бакстонианство и Сьерра-Леоне: экспедиция Тимбо 1841 года
- Хэнсон, Джон Х. (1996) Миграция, джихад и мусульманская власть в Западной Африке: колонии футанке в издательстве Karta Indiana University Press, Блумингтон, Индиана, ISBN 0-253-33088-2
- Ж. Сурет-Канале Вождь Фута-Джаллона
- Ж. Сурет-Канале Конец вождества в Гвинее
- Ж. Сурет-Канале Очерк социального и исторического значения гегемонии Фулани (17-19 вв.)
- Джозеф Эрл Харрис (1965) Королевство Фута-Диаллон
- Кевин Шиллингтон Фуута-Халон: Девятнадцатый век
- Луи Тосье Мораль и история фулани, Книга III. Фулани Фута-Джаллона
- Маргарита Верда. Уали из Гомбы. Исторический очерк
- Пол Марти Ислам в Гвинее. Фута-Диаллон
- Шайкоу Бальде Животноводство в Фута-Джаллоне (регионы Тимбо и Лабе)
- Терри Алфорд Абдул-Рахман. Принц среди рабов
- Тьерно Диалло (1972) Политические институты Фута-Джаллона в XIX веке.
- Тьерно Диалло Альфа Яя: король Лабе (Фута Джалон)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Де Сандерваль, Завоевание Фута-Джаллона (Париж, 1899 г.)
- Дельтер, О Кабо-Вердесе после Рио-Гранде и Фута-Дшаллон (Лейпциг, 1884 г.)
- Марша, Южные реки и Фута-Джаллон (Париж, 1906 г.)
- Нуаро, Через Фута-Джаллон и Бамбу (Париж, 1885 г.)