Йоруба религия
Эта статья требует дополнительных цитат для проверки . ( сентябрь 2021 г. ) |

Часть серии на |
Yoruba religion |
---|
![]() |
Deities |
Beliefs |
Practices |
Variants |
|
Sacred sites |
Legendary figures |
Part of a series on |
Traditional African religions |
---|
![]() |
Религия йоруба ( йоруба : ìẹ̀e), Западноафриканская Ориса (òrìṣ), или Изэс («ìẹ̀ẹ̀e), включает в себя традиционные религиозные и духовные концепции и практику народа йоруба Его родина находится на современной юго-западной Нигерии , входят большинство Ойо , Осун , Осун , Ондо , Эк , Квара и Лагос штатов , а также части штата Коги части Бенина и Того в и прилегающие ( Йоруба : Иль Кар -Oòjíire ).
Она имеет некоторые параллели с водойн, исповедуемой соседними народами фон и эве на западе, и с религией народа Эдо на востоке. Религия йоруба является основой ряда религий в Новом Свете, в частности Сантерии , Умбанды , Тринидад Ориша и Кандомбле . [ 1 ] Религиозные верования йоруба являются частью Итана (истории), общего комплекса песен, историй, рассказов и других культурных концепций, составляющих общество йоруба. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Term
[edit]This religion also extend to Okun/Yagba/Yoruba people of Kogi State, as it is practice among them.
The Yoruba name for the Yoruba indigenous religion is Ìṣẹ̀ṣẹ, which also refers to the traditions and rituals that encompass Yorùbá culture. The term comes from a contraction of the words Ìṣẹ̀, meaning "source/root origin", and ìṣe, meaning "practice/tradition" coming together to mean "The original tradition"/"The tradition of antiquity" as many of the practices, beliefs, traditions, and observances of the Yoruba originate from the religious worship of Olodumare and the veneration of the Orisa.
Beliefs
[edit]

According to Kola Abimbola, the Yorubas have evolved a robust cosmology.[1] Nigerian Professor for Traditional African religions, Jacob K. Olupona, summarizes that central for the Yoruba religion, and which all beings possess, is known as "Ase", which is "the empowered word that must come to pass," the "life force" and "energy" that regulates all movement and activity in the universe".[4][5][6] Every thought and action of each person or being in Aiyé (the physical realm) interact with the Supreme force, all other living things, including the Earth itself, as well as with Orun (the otherworld), in which gods, spirits and ancestors exist.[2][5][6] The Yoruba religion can be described as a complex form of polytheism, with a Supreme but distant creator force, encompassing the whole universe.[6]
The anthropologist Robert Voeks described Yoruba religion as being animistic, noting that it was "firmly attached to place".[7]
Each person living on earth attempts to achieve perfection and find their destiny in Orun-Rere (the spiritual realm of those who do good and beneficial things).
One's ori-inu (spiritual consciousness in the physical realm) must grow in order to consummate union with one's "Iponri" (Ori Orun, spiritual self).[4]
Iwapẹlẹ (or well-balanced) meditative recitation and sincere veneration is sufficient to strengthen the ori-inu of most people.[2][4] Well-balanced people, it is believed, are able to make positive use of the simplest form of connection between their Ori and the omnipotent Olu-Orun: an Àwúre (petition or prayer) for divine support.
В системе убеждений йоруба у Olodumare есть ASE над всем, что есть. Следовательно, это считается высшим. [ 2 ]
Космология
[ редактировать ]Всемогущий
[ редактировать ]Olódùmarè - самое важное «состояние существования». [ 8 ] «Они» являются владельцем всех голов, поскольку во время человеческого творения Олодумаре дал «èmí» («Дыхание жизни») человечеству. В этом olódùmarè является высшим. [ 8 ] [ проверить синтаксис цитаты ] Возможно, одним из наиболее важных человеческих стремлений, превозносимых в литературном корпусе йоруба, является стремление улучшить свой «Ìwà» (характер, поведение). Таким образом, учение выходит за рамки религиозной доктрины, советуя человеку также улучшать свою гражданскую, социальную и интеллектуальную сферы бытия; В каждой строфе священной пророческой поэзии Ифа ( Оду Ифа ) есть часть, раскрывающая важность слова «Ìwà». Центральное место в этом занимает тема праведности, как индивидуальной, так и коллективной. [ 9 ]
Создание
[ редактировать ]Приверженцы религии йоруба считают Олодумаре главной силой творения. [ 10 ]
Согласно одной из учетных записей йоруба о творении , на определенном этапе процесса «истина» была отправлена, чтобы подтвердить обитаемость планет, которые были вновь сформированы. Земля . , будучи одним из них, была посещена, но считалась слишком влажной для обычной жизни [ 11 ]
После успешного периода времени ряд божеств, возглавляемых Обаталой, были отправлены для выполнения задачи по оказанию помощи Земле развивать свою корочку. Во время одного из своих визитов в царство, арха-дивативность Обатала вышла на сцену, оснащенную моллюском , который скрывал некоторую форму почвы , крылатых зверей и немного ткани, похожей на материал. Содержание было опустошено на то, что вскоре стало большим насыпью на поверхности воды, и вскоре после этого крылатые звено начали разбросить это до точки, где оно постепенно превратилось в большой участок сухой земли; Различные отступления, которые они создали, в конечном итоге становятся холмами и долинами. [ 8 ]
Обатала прыгнул на высокий уровень и назвал это место IFE . Земля стала плодородной, и растительная жизнь начала процветать. Из горстков земли он начал формировать статуэтки. Тем временем, поскольку это происходило на Земле, Олодумаре собрал газы из дальних границ пространства и вызвал взрыв, который превратился в огненный шар. Он впоследствии [ Цитация необходима ] отправил его в Ифе, где он высохнул большую часть земли и одновременно начал испечь неподвижные фигурки. Именно в этот момент Olodumare выпустил «дыхание жизни», чтобы дуть по земле, и фигурки постепенно превратились в «Быть» как первые люди Ифе. [ 8 ]
По этой причине IFE локально называют «Ife oodaye» - «колыбель существования». [ 8 ] [ 12 ]
Практика Ориша
[ редактировать ]Религия йоруба представляет собой смесь и сочетание различных практик коренных верований, мифов и легенд, пословиц и песен, на которые влияют культурные и социальные контексты. Традиционные верования йоруба предполагают, что все люди испытывают Аянмо , что является судьбой или судьбой. В рамках этого ожидается, что каждый в конечном итоге достигнет состояния Олодумаре, которое станет единым целым с божественным создателем, который является источником всей энергии в религиозной системе верований йоруба. В приведенном ниже списке особое внимание уделяется названиям различных религий ориша. [ нужны разъяснения ]
Список Ориша
[ редактировать ]Имя | Религия | Религиозный текст | Член |
---|---|---|---|
Действие | Религия боя | Книга IFA | Йоруба религия |
Исключение | Первокурсник религии | Книга IFA | Йоруба религия |
Подарки | Аджака религия | Книга IFA | Йоруба религия |
Год | Религиозный проект | Книга IFA | Йоруба религия |
Плотник | Религия | Книга IFA | Йоруба религия |
Колдовство | AJE Религия | Книга IFA | Йоруба религия |
Шанс | Религия | Книга IFA | Йоруба религия |
Только | Аджа религия | Книга IFA | Йоруба религия |
Бабалу да | Религия религия | Книга IFA | Йоруба народ |
Она | Она религия | Книга IFA | Йоруба народ |
Скелет | Элигионная кость | Книга IFA | Йоруба религия |
Двойник | Двойной градион | Книга IFA | Йоруба религия |
Может NLA | Религиозные мамы | Книга IFA | Йоруба религия |
Оба | Оба религия | Книга IFA | Йоруба религия |
Обаталасаль | Обатальская религия | Книга IFA | Йоруба религия |
Апатува | Дунува Религиан | Книга IFA | Йоруба религия |
Война | Религиозная война | Книга IFA | Йоруба религия |
Граница | Оке религия | Книга IFA | Йоруба религия |
О | Религиозный религиозный | Книга IFA | Йоруба религия |
Встряхивая | Заголовки | Книга IFA | Йоруба религия |
Интеллектуал | Цель религии | Книга IFA | Йоруба религия |
Текст | Холодильник возврата | Книга IFA | Йоруба религия |
Внешний | Религия ИФА | Книга IFA | Йоруба религия |
или | Ори религия | Книга IFA | Йоруба религия |
Церемония | Религия или религия | Книга IFA | Йоруба религия |
Oshosi | Ошос религия | Книга IFA | Йоруба религия |
Ошун | Ашн религия | Книга IFA | Йоруба религия |
Я взял | Я взял религию | Книга IFA | Йоруба религия |
Доход | Ойя религия | Книга IFA | Йоруба религия |
Шанго | Шанно религия | Книга IFA | Йоруба религия |
Entinter | Сигиди религия | Книга IFA | Йоруба религия |
Мумо | Религия религия | Книга IFA | Йоруба религия |
Крестить | Религия йиа | Книга IFA | Йоруба религия |
Ориша Пантеон
[ редактировать ]Ориша ) - это сущности , , ( йоруба : òrìṣà которые обладают способностью отражать некоторые проявления Olodumare. Йоруба Ориши (обычно переводится «уникальные/специальные/выбранные головы») часто описываются как посредники между человечеством и сверхъестественным. Термин также по -разному переводился как «божества», «божества» или «боги». [ 13 ]
Йоруба разработал надежный пантеон божества, каждый из которых хорошо развит в разных обрядах и традициях. Многие из них достигли статусов National/Pan Yoruba и известны по всей стране йоруба, даже если они более тесно или тесно связаны с определенными местами, профессиями или местами, распространенными по всему йорубаланду . Говорят, что их всего 400 плюс 1 из них; 200 правых ( igba ọ̀tún ), 200 левых ( igba òsì ) и еще один.
Ориша (ы) почитается за контроль над конкретными элементами природы. Таким образом, они также называются imole . Есть те число, которые больше сродни древним героям и/или мудрецам, чем к изначальным божествам. [ 3 ] Они лучше всего рассматриваются как божествами . Несмотря на то, что термин «Ориша» часто используется для описания обоих классов божественных сущностей , он должным образом зарезервирован для первого. [ 3 ]
Список Ориши
[ редактировать ]Имя | Божество | Этническая группа | Религия | Член | Родина |
---|---|---|---|---|---|
Действие | Хамелеон, слуга | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Исключение | Вулканы, пустыня, пустыня, огонь | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Подарки | Мир, любовь, равенство | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Год | Воин, Охотник, носить соломку | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Плотник | Барабанщик, Ганган | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Вставай (Аара, Заряд, Ара) | Погода, шторм, гром | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Они спали | Наказывает преступность | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Арони | Красота природы, дух леса, трава, растение, дерево | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Мир | Мир, скромный, терпение | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Ужасная болезнь | Болезни, болезнь | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Колдовство | Богатство, собственность, процветание, удача, успех | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Шанс | Страсть, Экологизм, Природа | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Айя (Аая, Айя, Айя) | Вихрь, Дикая, Трава, Завод, Лист | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Один | Тьма, Ночь, Полночь | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Бабалу да | Оспа, Эпидемические Заболевания, Исцеление | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Информация (Дада) | Дети, Ужасные головы, Процветание | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Грудь | Озорство и упрямство | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Она | Страсть к благотворительности и благотворительности | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Эдди | Дух зла, вестник разрушения и порчи | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Скелет | Святой Мертвый | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Ibade | Охотник, Земля, Природная Сила Вселенной | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Eshu | Обман, Перекресток, Несчастье, Хаос, Смерть, Путешественники, Вестник | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Двойник | Двойняшки | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Ироко | Дерево, Дикая местность | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Может NLA | Первородный Дух | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Что | Смерть | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Свет | Солнечный свет, Прорицатель | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
в логине | Война и охота | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Мореми | Спаситель | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Оба | Река | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Обба | Страсть к ведению домашнего хозяйства, внутренняя политика | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Обаталасаль | Создание | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Апатува | Прародитель, Воин | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Война | Воины, Солдаты, Кузнецы, Металлисты, Ремесленники | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Граница | Гора, Холм | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
О | Сельское хозяйство, Фермерство, Плодородие | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Встряхивая | Вода, Здоровье, Богатство | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Интеллектуал | Гора | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Непрерывно | Прародитель | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Текст | Правосудие, Громовержцы | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Оренсен | Прародитель | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Мудрость, Знание, Гадание Ифа, Философия, Судьба, Судьба, Пророчество, Бабалаво | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид | |
или | Преждежизнь, Загробная жизнь, Судьба, Личность | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Трава, Завод, Природа, Травник, Маг | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид | |
Oshosi | Охота, Лес, Воин, Правосудие | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Богиня воды, чистоты, плодородия, любви и чувственности. | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид | |
Ошунмар | Радуга, змея, регенерация, перерождение | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Я взял | Река, боец | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Доход | Штормы, ветер, гром, молния, мертвый | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Шанго | Гром, молния, огонь, справедливость, танец, мужество | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Entinter | Хранитель дома и окружающей среды | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Мумо | Богиня творения, воды, луна, материнство, защита | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Крестить | Река Ева | Йоруба народ | Йоруба религия | Эша | Йорубид |
Описание и атрибуты Орисы
[ редактировать ]Оришас | Другие имена | Описание и атрибуты | Изображение | Земные дома и места [ 14 ] [ 15 ] |
---|---|---|---|---|
Голова | Ори является универсальным домохозяйством, почитаемой всеми в Йорубаланде , как хранитель судьбы. Следовательно, ORI удручен или умиротворен, что может быть хорошая судьба. Когда кто -то имеет сбалансированный характер, можно получить выравнивание с Ори или Божественным Я. составляет 41 каури, навязанную в форме коронета или тиары, обычно Говорят, что изображение Ори хранящих позволить себе/хочу, чтобы это было. | ![]() |
_______ | |
Сатана | Храбрость Моральный Удалять Наступление Òkìtìbiri |
Гранд священник йоруба, мудрец и хранитель Оракула IFA, источник знаний , который, как полагают, контролирует знание человеческой формы , чистоты , лечения болезней и деформаций. Бабалаво - подчиненные Орумилы как священники, преданные и последователи. Свет или освещение самого IFA называют ẹ̀là . Babalawos и Iyanifas вызывают свет Элы, когда призывают к присутствию Орунмилы. Orunmila считается синонимом или аватаром ẹ̀là по многим, и название часто нарушается как ( ọ̀run mí ẹ̀là ) значение; Небеса приносит откровение/свет . Следовательно, IFA, Orunmila и ELA рассматриваются как аспекты божественного света, которые раскрывают вещи, неизвестные - будь то в прошлом, настоящем или будущем. [ 16 ] | Адо Экити . (Дом) ________ Дом Любви . (источник) | |
Ёшу (Вечеринка) | Понял Немедленно В общем Стена Око О'дара По тропе |
Эшу, который часто неправильно переводят как «Дьявол» или «Злое существо», на самом деле не является ни тем, ни другим. Его лучше всего называют «Обманщиком», и он причиняет несчастья тем, кто не приносит дань или считается духовными новичками . Также считается «божественным посланником», главным посредником между отрицательными и положительными силами в теле и исполнителем «закона бытия». Говорят, что он помогает усилить силу, получаемую от лекарственных трав и других форм эзотерических технологий.
Эшу — Ориша случайности, случайности и непредсказуемости. Поскольку он лингвист Олоруна и мастер языков, Эшу отвечает за передачу посланий и жертвоприношений от людей Небесному Богу. Говорят, что Эшу, также известный своими фаллическими способностями и подвигами, скрывается у ворот, на шоссе и на перекрестках, где он привносит случайность и несчастный случай в жизнь людей. Он известен под разными именами, включая Элегбара. [ 17 ] |
Кету , Бенин . (Форма) _______ Игулу, Экити . (Дом) | |
Фермерская богиня | Аджанджеле | Ориша сельского хозяйства, открытых полей и сельской местности, он был известен как борец с колдовством. Он был охотником, у которого была собака и флейта, и ему приписывают развитие методов ведения сельского хозяйства. Он связан с ежегодным новым урожаем батата. Медоносные пчелы — его посланники. Ориша Око изображается с большим посохом, на рукоятку которого намотаны рулоны медных струн (Баба) ( Опа Ориша око ) и флейтой из слоновой кости. | С любовью , Осун . (Дом, Происхождение) _______ | |
Война | Мир Два благородных Земная бедность Кузнец |
Ориша Железного, войны, героизма и металлургии . Его почитают все те, кто работает с металлами и технологиями. | Дом любви , доходы . (Источник) _______ Их награды , упущение . (Дом) | |
Беспокоить | Гордость Тарк Набора |
Басанни или Дада-Аджака были братом Шанго и другим сыном Ораньяна . Он был алаафином Ойо до Шанго и снова после него. Он - Ориша рождения, молодежь и дети с натуральными волосами из пучков, которые растут отдельно в узких кудрях (дада) и часто ассоциируются с процветанием. По некоторым отчетам, Дада Аджака была на самом деле братом Шанго, в то время как Басанни была женщиной и сестрой. [ 19 ] Однако сферы деятельности обоих персонажей во многом переплелись. Он тесно связан с регионом Йева/Эгбадо , и его объектом является диадема/сундук из каури с несколькими струнами и заостренной вершиной (Ṣónṣó Orí), называемая Аде Баянни (корона Баянни). [ 20 ] | Домашнее счастье . (Дом, Происхождение) | |
Йемджа | Мечтатель Река Все |
Матрона реки Огун, которая течет из верхних районов штата Ойё ( Оке Огун ), через штат Огун и город Абеокута, прежде чем впадать в лагуну Лагоса ( Ọ̀sà ); другие более мелкие притоки и ручьи посвящены Иемдже по всему Йорубаленду; духовная мать Шанго. По мнению Олоришаса, она — это околоплодные воды в утробе беременной женщины, а также грудь, которая питает ребенка. Ее считают защитной энергией женской силы. Ее имя происходит от слов; Йейе-Ọmọ-Ẹja — Значение; Мать детей-рыб — метафора водоемов с рыбой, включая озера и океан. [ 21 ] | ![]() |
Дом любви , штат Осун . (источник) _______ Шеки , штат Ойо . (Дом) |
Луна | Понимать Лицом к лицу Страх |
Говорят, что она, вторая жена Шанго, вошла в реку в Осогбо. Жрецы йоруба приписывали ей чувственность, красоту и грациозность, символизируя стремление их народа к ясности и плавным движениям. Она связана с несколькими способностями, включая способность лечить прохладной водой, индукцию плодородия и контроль над женской сущностью. Женщины обращаются к ней для вынашивания ребенка и для облегчения женских недугов. Традиции йоруба описывают ее как любящую детей, и ее вмешательство требуется, если ребенок заболевает. Ошун также известна своей любовью к меду, а крокодилы — ее посланники. Предметы, тесно связанные с Ошун: Медные веера (Abẹ̀bẹ̀), медные колокольчики (Ajà), ножные браслеты и браслеты (Ìdè), латунные мачете (Àdá), латунные заколки для волос (Ìkótí), красные перья попугая (Ikodídẹ) и латунные гребни ( Òyìyà/Òòyà ). | Игеде, Экити . (Главная, Источник) _______ Сообщество , Коги . (источник) _______ Старец , Осун . (Гроув) | |
Выкрикивать | Якута Король Косо |
Ориша грома и молнии. [ 22 ] Ассоциируется с мужественностью, мужественностью, огнем, молнией, камнями, воинами Ойо и магнетизмом. Говорят, что он обладает способностями превращать базовые вещества в чистые и ценные. был Оба Ойо он В какой-то момент его истории . Свое прозвище Оба Косо он получил из рассказов о своем бессмертии. Шанго — Ориша молнии, который, как говорят, правил в древние времена королевством Ойо. Также известен как Джакута (Метатель камней) и Оба Косо (Король не вешается). [ Цитация необходима ] Его жены Оя, Ошун и Оба. [ 22 ] | Восковое здание . (Дом) _______ Плакать . (К) | |
Элегантный | Fellooo | Великий охотник, рыбак и водный лорд Ориша, у которого не было жены и жили на берегу реки Эрин. Он также известен как великий целитель. Некоторые традиции приписывают ему начало традиции пения Иджала , традиционной устной поэзии с характерной носовой тёхткой, в основном исполняемой охотниками (и в основном связанными с Огуном) из -за его одиночества. [ 23 ] Он представлен гладкими черными камнями из реки Эринл , потоком притока, который впадает в реку Осун возле Эде, расположенную в глиняном посуде, заполненной водой. Его объекты - персонал кованого железа с зубцами или ветвями, преодоленными птицами. | Обеспокоенный. | |
Платеж | Лекарство Это кошмар |
Третья жена бывшего Оба из Ойо по имени Шанго. Она также известна своим вспыльчивым характером, похожим на Санго, и, как говорят, вошла в реку Нигер . Она — божество сильных ветров, бурь и бури, хранительница кладбищ, бурь и трансформации. Она обладает способностью менять форму человека и животного и тесно связана с африканским буйволом . Ее также называют Матерью Девяти (Ия-эсан) в честь девяти рукавов реки. Из-за ее личной силы и природы богини-воительницы ее обычно изображают в компании своего мужа Шанго. Она Ориша возрождения. [ Цитация необходима ] | Беременность, Беременность , Квара . (Дом) _______ Текст , Аджахасе , Бенин . (храм Ия Абессан) [ 24 ] | |
Будущее | Аарон | Осаньин — самое могущественное божество трав, властвующее над всеми, кто занимается растениями и магией. Представленный в виде одноглазой, одной руки и одной ноги, он является Оришей трав, растений, магии, зелий, чар и исцеления. Осаньина часто изображают как гомеопатического Оришу, что означает, что он часто принимает вид или форму недуга, для лечения или лечения которого его используют. Он также представляет двойственность и баланс природы и двойные грани силы трав; «То, что может сделать вас лучше, может также навредить вам, если использовать его неправильно или злоупотреблять». Его объект — посох Осаньин , ( Опа Осаньин ). Посох состоит из круга маленьких птиц и древка посередине, которое возвышает большую птицу над меньшими. | Исаба, Строительство , штат Экити . (Дом, Происхождение). | |
Мир | Редко Отец Мира Владелец |
Что означает «Господь, правитель мира» и широко опасающийся ориша, он также известен как Сопона , божество оспы, Омолу или Сапата. Как Обалуайе, он Ориша болезней и немощей. Хотя он обладает способностью вызывать оспу и другие болезни, он также связан со способностью исцелять тех, кто страдает этими болезнями. В 20 веке поклонение Обалуайе было запрещено британским колониальным правительством, поскольку считалось, что они намеренно заражают людей оспой. [ Цитация необходима ] | ||
Йева | Ориша реки Йева ассоциируется с кладбищами, ясностью, красотой, мечтами и волшебством. Она живет на кладбище с Обой и Оей. Она приносит души своей сестре Ое, что означает, что она является инициатором начала всех происходящих изменений. Явные или громкие речи возле мест отправления культа недопустимы. Есть также патаки о том, как этот ориша смог эффективно обмануть саму смерть. Также нельзя поклоняться Йеве рядом с Шанго, поскольку, по словам патаки, он приставал к ней. Йева также отвечает за дарование людям мечты и воображения. | |||
А | Dungle Болезненность Перемешивание Господин Среда |
Также известный как Orisa-Nla/Oshala , означающий «Большая Ориша» и Orisha Funfun ; Белая Ориша . Он также известен как Скай Отец. Его часто приравнивают к чистоте и представляют «Ала» или «Белая ткань» и «ẹfun», белым мелом. Большинство предметов, связанных с Обаталой, либо белые, либо ясные. Он считается создателем Земли и формированием человеческого тела из глины. Он также известен как защитник физически оспариваемых/разных. Его любимым консортом был Йемово (Yèyé Mowò). В его обителью Ифоне он известен под именем Ошалуфона , в то время как в Эджигбо он идет на апелляцию Ошагиян / Ошагириян , два популярных аватара Обаталы. Его предложения являются африканскими земельными улитками (ìgbín). | Слух (долина), любовь . (Происхождение, дом) _______ Ifọ́n , òun . (Связанный) _______ Первенство стыда . (Связанный) | |
Aganjù | Beever | Приблизительно переводимый с «тьмой пустыни», Аганджу очень тесно связан с Санго и считается Оришей леса, пустыни, вулканов и дикой природы. Первоначально он был королем империи Ойо (см. Алааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааазокой. Говорят, что он является покровителем, проходящим на длинных расстояниях, как будто прыгает через препятствия, и сказал, что сражается, стреляя в огонь, в отличие от Санго, который борется с громовыми молниями и молнией, когда швыряет грозы ( ẹdun àrá ) Его объект - двойной топор, похожий на Санго, но с более длинной ручкой. | Восковое здание . (Дом) | |
Терапия | Заметный Три охоты |
Он - Ориша приключений, охоты и леса, и является еще одним покровителем охотников. Он является мастером стрельбы из лука (его называют «лучником Ориши») и всегда изображается, держась с луком и стрелой часто с колчанкой ( Apó ). Его сила проявляется в скорости и точности его стрелы и его гордого утверждения психической и физической ловкости. Его объект - это латунный железный арбалет ( ọrún ), часто с струнами коров, свисающих из него, и небольшие железные цилиндры, заполненные миниатюрными стрелками ( ọfà ) [ 25 ] | Посеян. | |
Пирсинг | Злость Завершенный |
Изначальная сила, присутствующая в Творении, Олокун, что означает «Владелец океана», также известна как Имал -икун, «Божество океана». Олокун присутствовал с самого начала творения как андрогинного Ориши, управляющего глубинами океана и всех вод на земле до того, как Обатала должен был прийти и создать сухую землю. Они являются родителем Оришас Адже и «Л.Саса» и представляют богатство, исцеление и обширность моря. [ Цитация необходима ] | Дом любви , доходы . (Происхождение, дом) | |
Колдовство | Дразнить Много |
Чтобы не путать с Iyami Aje , его также называют Aje Saluga. AJE - это представительство и Ориша богатства и экономического успеха. Он также является покровителем трейдеров, бизнесменов и рынков. Слово йоруба в понедельник называется AJE, так как это часто является первым днем недели, когда рынки открываются. [ Цитация необходима ] | ||
Грусть | Полиция Амидулы Потеря жира Закон мира |
Считающийся основателем народа йоруба и первым Оба Ифе, он также ассоциируется с андрогинным ориша творения. Большинство людей йоруба, и особенно их монархи, заявляют о своем происхождении от Одудувы. Он отец или дед Оранмияна, Санго, Аджаки, Обалуфона и других Оба из Ифе. Он также считается предком Оба из Бенинской империи. Он Ориша Земли и инициатор Огбони , которые возникли из священного города Ифе и отвечают за поддержание социального порядка. | Гора Ора . (Происхождение, Дом) _______ Дом Любви . (Дом) | |
Король | Мать | Первая и самая старшая жена Шанго , она Ориша реки Оба , а также Ориша домашнего очага, энергии, движения, течения времени и жизни. Она наиболее известна тем, что другие жены Шанго обманом заставили ее отрезать ей ухо и попытаться кормить его своему мужу Шанго. |
Вдыхать
[ редактировать ]Ирунмал, от слов; «Разрушайте « происхождение »и имал, означающее« первичную божественность », являются оригинальными сущностями, посланными Олоруном для выполнения задан, часто выступая в качестве связей между òde ọ̀run (невидимым царством) и Иле Ай (физическое царство). [ 3 ] Таким образом, Irunmale (ы) лучше всего можно описать на английском языке как самые высокие божества; в результате чего такие божества рассматриваются как основные Ориши. Irunmale или Imalẹ̀ являются основными основополагающими божествами или божественными сущностями. Таким образом, все Imale также являются Оришей, но не все Ориша - ИМАЛЕ.
Реинкарнация
[ редактировать ]
Йоруба верят в Атунву, возможность реинкарнации внутри семьи. Имена Бабатунде (возвращение отца), Йетунде (возвращение матери), Бабатунджи (Отец снова просыпается) и Сотунде (возвращение мудреца) - все они представляют собой яркое свидетельство концепции Ифа семейного или линейного возрождения. [ 26 ] Однако нет простой гарантии, что дедушка или двоюродный дедушка «вернутся» с рождением ребенка.
Всякий раз, когда приходит время духу вернуться на Землю (также известную как Рынок) посредством зачатия новой жизни по прямой родословной семьи, одна из составляющих сущностей человеческого существа возвращается, а другая остается на Небесах. (Иколе Орун). Возвращающийся дух делает это в форме Стража Ори. Ори-Хранитель человека, который представлен и содержится в макушке головы, представляет не только дух и энергию предыдущего кровного родственника, но и накопленную мудрость, которую он или она приобрели на протяжении бесчисленных жизней. Это не следует путать с духовным Ори, которое содержит личную судьбу, а вместо этого относится к возвращению на Рынок своей личной крови Ори через новую жизнь и опыт. Первичный Предок (который должен быть указан в вашей Итефе) становится – если вы осознаете эту конкретную энергию и работаете с ней – «проводником» для человека на протяжении всей его жизни. В конце этой жизни они возвращаются к своему идентичному духовному «я» и сливаются в одно, принимая дополнительные знания, полученные из опыта общения с индивидуумом, как форму оплата . [ Цитация необходима ]
Влияние
[ редактировать ]Африканская диаспора религии
[ редактировать ]По словам профессора Адамса Абдуллахи Суберу, йоруба были выдающимися государственными деятелями, беспрецедентным образом распространившимися по всему миру; [ 27 ] распространение их культуры во многом связано с миграцией: самая последняя миграция произошла в результате работорговли в Атлантике , а также с нигерийцами и бенинузами йоруба, эмигрировавшими в Соединенные Штаты, Великобританию, Бразилию и другие страны Америки и Европы. В доколониальный период многие йоруба были захвачены и проданы для работорговли и перевезены в Аргентину , Бразилию , Кубу , Колумбию , Доминиканскую Республику , Пуэрто-Рико , Тринидад и Тобаго , Сент-Винсент и Гренадины , Уругвай , Венесуэлу и другие части Америки. С собой они несли свои религиозные убеждения. Эта школа мысли интегрировалась в то, что сейчас составляет ядро «линий передачи Нового Света», которые представляют собой разновидность современных африканских религий, происходящих от йоруба: [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
- Candomblé ( Бразилия , Аргентина , Уругвай )
- Сантерия ( Куба , Пуэрто -Рико , Доминиканская Республика )
- Тринити Орриша ( Трис и Тогон )
- Венесуэльский спиритизм ( Венесуэла )
- Духовный баптист ( Святой Винсент и Гренадины )
- Умбанда ( Бразилия , Аргентина , Уругвай )
Vodun Того Faith, которая возникла среди другой этнической группы ( говорящие на современного Бенина , народах и Гана ), обладает влиятельными аспектами африканской диаспоры в таких странах, как Гаити и Куба , также Новый Орлеан , Луизиана в Соединенные Штаты . [ 31 ]
В Латинской Америке религия йоруба была в интенсивном синкретизме с христианством , религиями коренных народов и спиритизмом с момента первого прибытия африканских иммигрантов. В Бразилии религия Умбанда родилась от богатого взаимодействия убеждений, которое предоставила Латинская Америка. Последователи Умбанды обычно считают себя монотеистическими , но чтят католические святые и Оришу как проявления от Бога или как опекунских божеств . Поклонение Umbanda также включает в себя элементы из коренных южноамериканских ритуалов, таких как ритуальное использование табака и общение с духами умерших индийских воинов ( Caboclo ). [ Цитация необходима ]
В документальном фильме 1949 года « Fiestas de Santiago Apostol en Loíza Aldea » антрополог Рикардо Алегрия отметил аналогичную тенденцию в Лоизе, Пуэрто-Рико , утверждая, что близость между чернокожим населением муниципалитета и католическим святым Сантьяго Апостолом может проистекать из того, как он изображается как воин; тема аналогична некоторым изображениям Шанго и Адамса. [ 32 ] Эта теория предполагала, что это сходство использовалось населением как скрытая форма почитания своего родового божества. [ Цитация необходима ]
Япония
[ редактировать ]Косикава Ёсиаки , профессор литературы Университета Мэйдзи , стал первым японцем, получившим посвящение в бабалаво в 2013 году. [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный с Абимбола, Кола (2005). Культура йоруба: философский отчет (изд. в мягкой обложке). Издательство Ироко Академикс. ISBN 1-905388-00-4 .
- ^ Jump up to: а беременный с д Олабимтан, Афулаби (1991). Религия и медицина йоруба в Ибадане . Перевод Джорджа Э. Симпсона. Издательство Ибаданского университета. ISBN 978-121-068-0 . OCLC 33249752 .
- ^ Jump up to: а беременный с д Дж. Олумиде Лукас, Религия йоруба , Ателия Генриетта, PR, 1996. ISBN 0-9638787-8-6
- ^ Jump up to: а беременный с Олабимтан, Адолаби (1973). Судьба . Лагос, Нигерия: Макмиллан. OCLC 33249752 .
- ^ Jump up to: а беременный Янси, Джордж (14 февраля 2021 г.). «Мнение | У смерти много имен» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а беременный с Олупона, Джейкоб К. (1 января 1993 г.). «Изучение религиозной традиции йоруба в исторической перспективе» . Нумен . 40 (3): 240–273. дои : 10.1163/156852793X00176 . ISSN 1568-5276 .
- ^ Воэкс 1997 , с. 160.
- ^ Jump up to: а беременный с д и Боладжи Идову (1982). Всемогущий Бог: Бог в вере йоруба . Икеджа, Нигерия: Лонгман. ISBN 0-582-60803-1 .
- ^ Ифалоджу (февраль 2011 г.). "Odù-iifá iwòrì méjì; ifá spaeks на праведность " IFA говорит .. SS Popoola, ifa not, Library, Inc Получено 8 апреля
- ^ 1993 ( Асаре , Кофи ) Опоку , , 978-3-11-085007-9
- ^ Хэллидей, Уильям Д. (8 сентября 2018 г.). « Half-Lath:« Битва за жизнь »нашей планеты» Эдварда О. Уилсона, 2017. [Обзор книги] » . Канадский полевой натуралист . 132 (1): 78. doi : 10.22621/cfn.v132i1.2129 . ISSN 0008-3550 .
- ^ Leeming & Leming 2009 - запись «Создание йоруба». Йоруба . Издательство Оксфордского университета. 1994. ISBN 978-0-19-510275-8 Полем Получено 30 апреля 2010 года .
- ^ Концепция Бога: народ Йоруба архивировал 11 июля 2020 года на машине Wayback для приемлемости перевода
- ^ Алаби, Адетайо (19 августа 2021 г.). Устные формы нигерийской автобиографии и жизненных историй . Routledge. ISBN 978-1-000-42886-5 Полем Получено 27 июля 2023 года .
- ^ Тревога, Обаги (20 мая 2015 г.). Фонда эффийла яиц . Lulu.com. п. 127. ISBN 978-1-329-15169-7 Полем Получено 27 июля 2023 года .
- ^ Кумари, Айель (23 июня 2020 года). Рабочая книга по духовности ISESE . Айель Кумари. п. 61 . Получено 22 сентября 2023 года .
- ^ Courlander, Гарольд (март 1973 г.). Рассказы о богах и героях йоруба . Crown Pub. ISBN 978-0517500637 .
- ^ Олупона, Джейкоб Кẹhinde; Рей, Терри (2008). òrìşà Преданность как мировая религия: глобализация религиозной культуры йоруба Univ of Wisconsin Press. П. 115. ISBN 978-0-299-22464-6 Полем Получено 20 сентября 2023 года .
- ^ Доктор философии, Патриция Монаган (1 апреля 2014 г.). Энциклопедия богинь и героини . Библиотека Нового Мира. п. 6. ISBN 978-1-60868-218-8 . Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ «X77.903 Аде Баянни (корона каури) | Музей Фаулера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе» . Музей Фаулера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе . Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ М. Смит, Омар Тункара. «Управление священным искусством, ритуалами и сопротивлением йоруба в бразильском кандомбле» (PDF ) iu.edu . Получено 28 июля.
- ^ Jump up to: а беременный Симпсон, Джордж Итон (декабрь 1962 г.). «Культ Шанго в Нигерии и Тринидаде» . Американский антрополог . 64 (6): 1205. doi : 10.1525/aa.1962.64.6.02a00050 . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ Барнс, Сандра Т. (22 июня 1997 г.). Африканский Огун: Старый Свет и новый . Издательство Университета Индианы. п. 148. ISBN 978-0-253-11381-8 Полем Получено 27 июля 2023 года .
- ^ Вергер, Пьер (1970). «Заметки об поклонении Орисе и Воду в Баии: залив всех святых в Бразилии и бывшего побережья рабов в Африке» (на французском языке). ИФАН . Получено 22 августа 2023 года .
- ^ Томпсон, Роберт Фаррис (26 мая 2010 г.). Flash of the Spirit: африканское и афроамериканское искусство и философия . Knopf Doubleday Publishing Group. п. 57. ISBN 978-0-307-87433-7 Полем Получено 18 сентября 2023 года .
- ^ Омобола, Одеджоби. «Влияние культуры йоруба на христианское религиозное богослужение». Международный J. Soc. наук. & Образование . 4 : 586.
- ^ Jump up to: а беременный Акинтойе, профессор С.А. (2010). История народа йоруба Издательство Амалион. ISBN 978-2-35926-005-2 . АСИН 2359260057 .
- ^ Браун (доктор философии), Дэвид Х. (2003). Сантерия на троне: инновации в афро-кубинской религии . Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-07610-5 .
- ^ Одиозный (2010). «Антропология: [Йоруба]» . Антроцивитас Онлайн . Проверено 27 марта 2011 г.
- ^ Караде, Баба Ифа (1994). Справочник религиозных концепций йоруба . Йорк-Бич, Нью-Йорк: Weiser Books. ISBN 0-87728-789-9 .
- ^ Фандрич, Ина Дж. (2007). «Влияние йоруба на гаитянское вуду и новоорлеанское вуду». Журнал исследований чернокожих . 37 (5 (май)): 775–791. дои : 10.1177/0021934705280410 . JSTOR 40034365 . S2CID 144192532 .
- ^ Эрнандес 2002 , стр. 125
- ^ «База данных факультетов - Косикава Ёсиаки» .
Библиография
[ редактировать ]- Эрнандес, Кармен Долорес (2002). Рикардо Алегрия: Жизнь (на испанском языке). Центр перспективных исследований Карибского бассейна, Пуэрто-риканский гуманитарный фонд, Институт пуэрто-риканской культуры, Пуэрто-риканская историческая академия. ISBN 1563282100 .
- Voeks, Robert A. (1997). Священные листья Candomblé: африканская магия, медицина и религия в Бразилии . Остин, Техас: Университет Техасской прессы. ISBN 9780292787315 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Falle Fatunte Fakayote, «Готовя, эффективная молитва всемогущему, высшей силе» ISBN 978-978-915-402-9
- Шеф С. Сокет Попаула и любимый Окисана, Иранмор: Домен матери 2007 года. ISBN 978-0-9810013-0-2
- Главный S. Soup Popool Library Library Library Library, Inc Посадка долга онлайн (Symbitude - две новости) ISBN 978-0-9810013-1-9
- Шеф S. Soup Popool Library Library Library, INC The Dilm Tolume Threee (пусто - высший) ISBN 978-1-926538-24-2
- Путь Ориша Филиппа Джона Неймарка: издатель Харперон; 1 -е издание (28 мая 1993 г.) ISBN 978-06-250557-6
- Всемогущий: Добрый в Йоруба, веруйница по Bypari Trublat , Excel: Longman Nigeria (1982) ISBN 0-582-60803-1
- Доктор Джонатан Олад Лукас, «Религия йорубаса», Лагос, 1948, CMS Bookshop.
- ЛИМИНГ, Дэвид Адамс; Leeming, Маргарет Адамс (2009). Словарь мифов о творчестве (Oxford Research Online Ed.). Издательство Оксфордского университета.
- Моралес, Эд (2003). Латинский бит . Да капо пресса. ISBN 0-306-81018-2 Полем , стр. 177
- Мигель А. де ла Торре , Сантерия: убеждения и ритуалы растущей религии в Америке , 2004, ISBN 0-8028-4973-3 .
- Мигель Р. Банс - Баба Шуллс, Работа АНКИДДОДДА ИФА . Los 16 Meys of Odulus of the Odulus Odulus из Одулуса.
- Боевой рой, спокойный; Forword от Arama Akya (2008). Колыбель йоруба культуры (Rev. Ed.). Институт Йоталубаахеи; Центр для произнесенных слов. ISBN 978-0-615-22063-5 .
{{cite book}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Йорубанская космология и мифология
- Книги IFA/16 мая и Omolus
- Традиционный сайт йоруба, посвященный обучению
- Если подкаст исследования, организованный Awoyinfa ifaloju на мелодии
- Западноафриканская традиция Ориса Нигерии
- Йоруба фильмы и фильмы архивировали 26 февраля 2023 года в The Wayback Machine Theatre Yoruba - это происхождение Nollywood Nollywood Нигерии, эквивалент Америки Голливуд.