Сопона

ọ̀pọ̀na (или Шапона ) — бог оспы в религии йоруба . [ 1 ] Народ йоруба перенес свои традиции о Шапоне в Новый Свет, когда их перевозили в рамках работорговли . Он стал известен как Бабалу-Айе , среди многих других имен, в религии Ориша , которая развилась в Америке. [ 2 ]
В традиционной религии народа йоруба в Нигерии считалось, что оспа — это болезнь, навязанная людям из-за «божественного недовольства» Шапоны. Формальное поклонение богу оспы строго контролировалось конкретными жрецами, отвечающими за святыни этого бога. До начала 20-го века люди этой религии считали, что, если священники разгневаны, они способны вызвать вспышку оспы через свои интимные отношения с Шапоной. [ 3 ] Имя «Сапона» (альт. Шапона, Сапонна и т. д.) считается тайным и табуированным именем, которое нельзя произносить вслух из уважения к силе Повелителя Заразных Болезней . По этой причине у божества есть ряд других имен и титулов, которые использовались с досовременного периода, например Омолу. [ 4 ]
Сапона — это традиционное, священное и охраняемое имя Ориша, широко известного как Бабалу-Айе или Омолу. Избегается произносить его настоящее имя, чтобы не вызвать силу болезни. [ 5 ] [ 6 ]
Доктор Огунтола Сапара заподозрил, что священники намеренно распространяют болезнь, и тайно присоединился к культу. Он обнаружил, что священники вызывали заболевание, применяя соскобы с кожной сыпи больных оспой. На основании этой информации британские колониальные правители запретили поклонение Шапоне в 1907 году. [ 7 ] Однако поклонение продолжается, и верующие воздают должное богу даже после того, как такая деятельность была запрещена. [ 3 ]
Религия Дагомеи/религия Гбе
[ редактировать ]В дагомейской религии Сопоно известен как Сакпата , Шакпана или аналогично Сопоно . Он - божество земли, здоровья, оспы и может исцелять или причинять людям как безумие, так и болезни. Он известен как Сакпата среди других людей, говорящих на гбе, таких как Эве, Фон и Аджа. Их территория простирается от юго-западной Нигерии до региона Вольта в Гане. Устная история гласит, что эта болезнь уничтожила их предков во время их пребывания в Аджа Тадо, пока их не вылечил человек йоруба, известный как Торгбуи Аньи. Сакпата - одно из самых почитаемых среди них божеств. [ 6 ]
Кандомбле
[ редактировать ]Сопона известна в афро-бразильской традиции Кандомбле как Сакпата или Сакпата-Омолу в народе Чедже . цветами Он ассоциируется с красным , черным и белым , как в Африке. насекомые С ним связаны — жуки Сакпата-Омолу , чёрные бабочки , мухи и комары . Юбка и капюшон из соломы, закрывающий все тело, — это одежда, связанная с последователями и поклонением Сакпата-Омолу. В традиции Чедже Кпо и Локо также ассоциируются с соломенной одеждой. Шахара , метла . с пальмовой или соломенной щетиной, используется в ритуалах Сакпата-Омолу Маленькие тыквы, белые ракушки каури, черное ожерелье ( лагидиба ) — все это аксессуары, связанные с Сакпата-Омолу. Считается, что он обладает способностью вызывать и лечить кожные и другие заразные заболевания. В настоящее время сюда входит ВИЧ/СПИД . [ 6 ]
Тринити Ориша
[ редактировать ]В традиции Ориша Тринидада Сопона известна как Шакпана или Шакпанна. [ 8 ] и также является свирепым богом, связанным с исцелением оспы. Обследуя святилища Ориша на Тринидаде , Джеймс Хоук обнаружил, что флаги Огуна можно найти почти в каждом месте. Те, что принадлежат Шакпане и Осаину ( Осаньину ), следуют по популярности. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хендерсон, Пенсильвания ; Престон, Ричард (23 июня 2009 г.), Оспа - смерть болезни: внутренняя история искоренения мирового убийцы (1-е изд.), Prometheus Books, стр. 32, ISBN 978-1591027225
- ^ Беннетт, Дж.Л. (2003). «ДЖАМА — Величайший убийца: оспа в истории, 5 марта 2003 г., Wear 289 (9): 1171». JAMA: Журнал Американской медицинской ассоциации . 289 (9): 1171. doi : 10.1001/jama.289.9.1171-a .
- ^ Jump up to: а б Хопкинс Д.Р. (2002). Величайший убийца: оспа в истории . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-35168-1 . Первоначально опубликовано как «Принцы и крестьяне: оспа в истории» (1983). ISBN 0226351777
- ^ Маккензи 1997:70
- ^ Идову 1962:97
- ^ Jump up to: а б с Пары, Луи Николау (2013). Формирование Кандомбле: история и ритуалы водун в Бразилии . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. п. 230. ИСБН 978-1469610924 .
- ^ Хилтон, Дж. (13 октября 1956 г.). «Лечение внутричерепных метастазов» . Британский медицинский журнал . 2 (4997): 881–882. дои : 10.1136/bmj.2.4997.881 . ПМК 2035631 .
- ^ Саламоне, Фрэнк А. (2004). Левинсон, Дэвид (ред.). Энциклопедия религиозных обрядов, ритуалов и фестивалей . Нью-Йорк: Рутледж . п. 24. ISBN 0-415-94180-6 .
- ^ Хоук, Джеймс (1995). Духи, кровь и барабаны: религия Ориша в Тринидаде . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. п. 150. ИСБН 978-1439903766 .
Литература
[ редактировать ]- Бадер, Рихард-Эрнст: Сопоно, оспа и культ бога оспы йоруба. Первая часть. Журнал медицинской истории 20 (1985) 363-390 (немецкий)
- Бадер, Рихард-Эрнст: Сопоно, оспа и культ бога оспы йоруба. Вторая часть. Журнал медицинской истории 21 (1986) 31-91 (немецкий)
- Идову, Э. Боладжи. 1962. Олодумаре: Бог в верованиях йоруба . Лондон: Longmans, Green и Co.
- Маккензи, Питер. 1997. Слава Орише! Феноменология западноафриканской религии в середине девятнадцатого века . Лейден, Нидерланды: Brill.