Любовь
Дом любви
Любовь к славе | |
---|---|
Координаты: 7 ° 28' с.ш., 4 ° 34' в.д. / 7,467 ° с.ш., 4,567 ° в.д. | |
Страна | Нигерия |
Состояние | Осун |
Правительство | |
• Пальцы | Маркетолог II |
• Председатель LGA, Ife Central | Оладусу Обубиси |
• Председатель LGA, Ife North | Ланре Огунимика |
• Председатель LGA, Ife South | Джонсон Файеми |
• Председатель LGA, Ife East | Таджудин Лаваль |
Область | |
• Общий | 1791 км 2 (692 квадратных миль) |
Население (2006) [ 1 ] | |
• Общий | 509,035 |
• Плотность | 280/км 2 (740/кв. миль) |
Национальный язык | Йоруба |
Общая численность населения | |
---|---|
~ 755,260 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Штат Осун - 755 260 (2011) · Центральный Ифе: 196 220 · Ифе Восток: 221 340 · Ифе Юг: 157 830 · Ифе-Норт: 179 870 |
Ифе ( йоруба : Ифе , Иле-Ифе ) — древний город йоруба на юго-западе Нигерии , основанный примерно между 1000 и 600 годами до нашей эры . [ 2 ] [ 3 ] Город расположен на территории современного штата Осун . [ 4 ] Иффу находится примерно в 218 километрах к северо-востоку от Лагоса. [ 5 ] с населением более 500 000 человек, что является самым высоким показателем в штате Осун по данным переписи населения 2006 года. [ 6 ]
Согласно традициям религии йоруба Верховного Бога Олодумаре по приказу , Или-Ифу был основан Обаталой . Затем он попал в руки его брата Одудувы , что вызвало вражду между ними. [ 7 ] Одудува создал там династию, а сыновья и дочери этой династии стали правителями многих других королевств Йорубаленда . [ 8 ] Первый Бог Любви — потомок Одудувы, который был 401-м Оришей . Нынешним правителем с 2015 года является Оба Адейе Энитан Огунвуси Оджаджа II, Повелитель любви , который также является нигерийским бухгалтером. [ 9 ] Названный городом 401 божества , Иффу является домом для многих преданных/поклонников этих божеств и является местом, где их регулярно отмечают посредством фестивалей . [ 10 ]
Илье-Ифу известен во всем мире своими древними и натуралистическими бронзовыми, каменными и терракотовыми скульптурами , датируемыми между 1200 и 1400 годами нашей эры. [ 10 ]
История
[ редактировать ]Происхождение Ифе: Сотворение мира
[ редактировать ]Согласно религии йоруба , Олодумаре , Верховный Бог, приказал Обатале создать землю, однако по пути он перепил пальмового вина и напился. , современник Отсюда Ориша первому, Одудува , взял у него предметы творения, спустился из обители Ориши на цепи и бросил горсть земли в первозданный океан. Земля поднялась и превратилась в курган под названием Окэ Ора . [ 11 ] Затем он поместил на этот первобытный курган пятипалого петушка , чтобы он разбросал землю вокруг, создав таким образом землю, на которой будет построен Иль-Ифе, первый город. [ 7 ] Одудува посадил пальмовый орех в яму на недавно образовавшейся земле, и оттуда выросло большое дерево с шестнадцатью ветвями, символическое изображение 16 кланов ранней предгородской конфедерации Ифе; Элу Мериндинлогун , (Тринадцать начальных и 3 поздних).
Узурпация творения Одудувой привела к вечному конфликту между ним и его современным соперником Оришей, Обаталой. Это символическое соперничество до сих пор воспроизводится группами приверженцев двух божеств во время новогоднего фестиваля Итапа. [ 12 ] Благодаря сотворению мира Одудува стал предком первого божественного короля йоруба, а Обатала, как полагают, создал первых людей йоруба из глины. Значение слова « ифе » на языке йоруба — «расширение»; Таким образом, «Иле-Ифе» относится к мифу о происхождении «Земли расширения» (слово «Иле», произносимое на современном языке йоруба, означает дом или жилище, поэтому название города означает «Страна расширения»). Дом расширения»).
Происхождение региональных государств: Рассеяние из священного города
[ редактировать ]У Одудувы были сыновья, дочери и внуки, которые впоследствии основали свои собственные королевства и империи, а именно; Ила Орангун , Ову , Кету , Сабе , Эгба , Попо и Ойо . Оранмиян , последний сын Одудувы, был одним из главных министров своего отца и надзирателем зарождающегося королевства Эдо после того, как Одудува удовлетворил просьбу народа Эдо о своем правлении. Когда Оранмиян решил вернуться в Иль-Ифе, после периода службы в Бенине , он оставил после себя ребенка по имени Эвека, которого он имел в то время от коренной принцессы Бенина Эринмвинде, дочери короля (Оги) Егора , поселение, соседнее с зарождающимся Бенином. Мальчик впоследствии стал первым широко признанным правителем и Оба второй династии Эдо , которая с того дня и по сей день правила территорией, которая сейчас называется Бенином . Позже Оранмиян мигрировал на северо-запад, в равнины саванны, чтобы основать Ойо . Позже Ойо стал империей, которая на пике своего развития простиралась от западного или правого берега реки Нигер до восточного или левого берега реки Вольта. . [ 13 ] [ 14 ] До своего краха в середине 19 века оно стало известно как одно из самых могущественных средневековых государств Африки. [ 8 ]
Традиционная обстановка
[ редактировать ]Дом Одудувы | |
---|---|
йоруба Королевская династия | |
Родительский дом |
|
Текущий регион | Йорубаленд |
Основан | ок. 11 века |
Основатель | Одудува (автор Adimula) |
Текущий руководитель | Маркетолог II |
Титулы |
ИХАРЕ - Внешние/городские вожди [ 16 ]
МОДЕВА – Внутренние/дворцовые начальники (Эммив):
|
Стиль(ы) | Капуста Величество Императорское Высочество |
Члены | |
Сплоченные семьи | королевская семья Ойо Королевская семья Бини |
Традиции | Действие христианство ислам |
Девиз | Дом мировой любви, место, где светит солнце . ( Йоруба : Ифе, источник происхождения мира, место, с которого начинается рассвет) |
Кадетские отделения | В Ифе (4)
За пределами Ифе (несколько)
|
Король ( Крокодил Иль-Ифе)
[ редактировать ]Они . (или король) Ифе является потомком бога -короля Одудувы и считается первым среди королей йоруба Его традиционно считают 401-м духом ( Ориша ), единственным, кто говорит. Фактически, королевская династия Ифе ведет свое происхождение от основания города более чем за десять тысяч лет до рождения Иисуса Христа. Нынешний правитель - Оба Энитан Адейе Огунвуси (Оджаджа II). Уни взошел на его трон в 2015 году . После образования Конгресса йоруба-ориша в 1986 году Уни приобрел международный статус, подобного которому обладатели его титула не имели со времен колонизации города британцами. в Федеративной Республике Нигерия На национальном уровне он всегда занимал видное место среди королевской компании Оба , считаясь главным священником и хранителем священного города всех йоруба. [ 9 ] В прежние времена дворец Уни Ифе представлял собой сооружение, построенное из настоящего эмалированного кирпича, украшенное художественным фарфором и всевозможными орнаментами. [ 18 ] В настоящее время это более современная серия построек. Нынешний Уни, Оба Адейе Энитан Огунвуси Оджаджа II, Уни из Ифе (родился 17 октября 1974 г.) - нигерийский бухгалтер и 51-й уни Ифе. Он сменил покойного Оба Окунаде Сиджуваде (Олубусе II), который был 50-м уни Ифе и умер 28 июля 2015 года.
Культы божеств
[ редактировать ]Ифе известен как город 401 божества (также известный как ирумоле или ориша). Говорят, что каждый день в году традиционные верующие отмечают праздник одного из этих божеств. Часто фестивали длятся более одного дня и включают в себя как священническую деятельность во дворце, так и театральные представления в остальной части королевства. Исторически король появлялся на публике только во время ежегодного фестиваля Олохо (празднование нового рассвета); Другие важные фестивали здесь включают фестиваль Итапа для Обаталы и Обамери, фестиваль Эди для Мореми Аджасоро и угбо с их маскарадами Игаре (Олуйаре) . [ 19 ]
Королей и богов часто изображали с большими головами, поскольку художники считали, что Аса держится в голове, а Асе является внутренней силой и энергией человека. Представлены как исторические личности Ифе, так и связанные с ними офисы. Одним из наиболее документированных примеров является ранний король Обалуфон II, который, как говорят, изобрел бронзовое литье и почитается в виде натуралистической медной маски в натуральную величину. [ 10 ]
В период с XII по XIV века город представлял собой крупное поселение с домами, покрытыми глиняными черепками. Илье-Ифе известен во всем мире своими древними и натуралистическими скульптурами из бронзы, камня и терракоты, которые достигли своего пика художественного выражения между 1200 и 1400 годами нашей эры. камень и медный сплав — медь, латунь и бронза — многие из которых, судя по всему, были созданы под покровительством короля Обалуфона II, человека, которого сегодня называют божеством-покровителем латунного литья, ткачества и регалий йоруба. [ 20 ] После этого периода производство снизилось, поскольку политическая и экономическая власть перешла к соседнему королевству Бенин , которое, как и королевство йоруба Ойо , превратилось в крупную империю.
Искусство из бронзы и терракоты , созданное этой цивилизацией, является ярким примером натурализма в доколониальном африканском искусстве и отличается вариациями регалий, узоров на лице и пропорций тела. Древний Ифе также был известен своими стеклянными бусинами, которые были найдены даже в Мали , Мавритании и Гане . [ 20 ]
-
Терракотовая голова, изображающая Уни или короля Ифе , 12-16 века.
-
Скульптура короля или сановника Ифе в коллекции Этнологического музея Берлина.
Святыни, алтари и храмы
[ редактировать ]Игбо Олокун: Игбо Олокун раньше представлял собой засаженную деревьями священную рощу (игбо), в которой находились святыни, в которых богине Олокун поклонялись . Говорят, что Игбо Олокун из города Иле-Ифе на юго-западе Нигерии имеет историю изготовления стекла с уникальными технологиями производства в Западной Африке. Во время раскопок здесь были обнаружены стеклянные бусы и сопутствующие материалы для производства. Анализ состава артефактов и предварительная датировка памятника позволяют отнести основное время изготовления стекла к 11-15 векам нашей эры. Результаты этих исследований показывают, что производство стеклянных бус на этом месте в значительной степени не зависело от традиций изготовления стекла, задокументированных в более отдаленных местах, и что Игбо Олокун может представлять собой одну из самых ранних известных мастерских по производству стекла в Западной Африке. Местоположение не разглашается, кроме как по запросу и разрешению хранителей святыни, поскольку это священная роща. [ 21 ]
Храм и роща Одудува: святилище прародителя расы йоруба. Прихожане и посвященные наводняют это место в поисках благословений и выражают почтение создателю своей цивилизации. [ 22 ]
Храм Агбоннирегун: Роща Орунмилы и Ориши. Он Ориша мудрости, знания и прорицания. Считается, что этот источник знаний обладает глубоким пониманием человеческой формы и чистоты, и поэтому его хвалят как более эффективный, чем другие лекарства. [ 23 ]
Археология
[ редактировать ]В Иекере были раскопаны обожженные трубы (или фурмы ), каменные орудия, разбитый калабас , украшенные глиняные черепки и керамика (например, черепок, тело плоского черепка, сломанная и промытая керамика). [ нужна ссылка ] Также были обнаружены выплавка чугуна, древесный уголь, используемый в процессе плавки , и железные шлаки, участвующие в питтинге. [ нужна ссылка ]
Выплавка железа происходила в районе Ифе. [ 24 ] Выход и эффективность были довольно высокими, поскольку в процессе выплавки железа содержание в руде составляло около 80 процентов оксида железа , в тощем шлаке содержалось менее 60 процентов оксида железа, а для образования шлака в шлаке оставалось не более необходимого количества оксида железа. [ 24 ] Хотя для более точной оценки возраста места плавления необходимы дополнительные раскопки, его можно приблизительно оценить как доколониальный период позднего железного века . [ 24 ]
Игбо Олокун, также известный как Роща Олокун, [ 25 ] Возможно, это одна из первых мастерских по производству стекла в Западной Африке . [ 26 ] Производство стекла, возможно, началось в 11 веке, если не раньше. [ 25 ] 11-15 века были расцветом стекольного производства. [ 25 ] Стекло с высоким содержанием извести, высоким содержанием глинозема (HLHA) и стекло с низким содержанием извести и высоким содержанием глинозема (LLHA) представляет собой отдельные композиции, которые были разработаны с использованием местных рецептов , сырья и пиротехнологий . [ 27 ] Наличие стеклянных бусин HLHA обнаружено по всей Западной Африке. [ 27 ] (например, Игбо-Укву на юге Нигерии , Гао и Эссук в Мали и Кисси в Буркина-Фасо ), после девятого века нашей эры, [ 28 ] раскрывает более широкое значение этой стекольной промышленности в регионе и показывает ее участие в региональных торговых сетях. [ 27 ] (например, транссахарская торговля , трансатлантическая торговля). [ 25 ] Стеклянные бусины служили «валютой для переговоров о политической власти, экономических отношениях и культурных/духовных ценностях» для «йоруба, жителей Западной Африки и африканской диаспоры ». [ 25 ]
В роще Осун особая технология изготовления стекла, производимая йоруба, сохранилась до семнадцатого века. [ 29 ]
Правительство
[ редактировать ]Главный город Ифе разделен на два района местного самоуправления: Восточный Ифе со штаб-квартирой в Оке-огбо и центральный Ифе в районе Аджебанделе города. Оба местных органа власти состоят из 21 политического округа. Численность населения города составляет 355 813 человек. [ 30 ]
География
[ редактировать ]7°28′ северной широты и 7°45′ северной широты, 4°30′ восточной долготы и 4°34′ восточной долготы. Иль-Ифе — сельская местность с населенными пунктами, большинство населения которых занимается сельским хозяйством. Ифе имеет холмистую местность, подстилаемую метаморфическими породами и характеризующуюся двумя типами почв: глубокими глинистыми почвами на верхних склонах и песчаными почвами в нижних частях. В климатической зоне тропических саванн Западной Африки. Среднее количество осадков составляет 1000–1250 мм (39–49 дюймов), обычно с марта по октябрь, а средняя относительная влажность составляет от 75% до 100%. Ифе находится к востоку от города Ибадан и связан с ним шоссе Ифе-Ибадан; Ифе также находится в 40 км (25 милях) от Осогбо и имеет сеть дорог, ведущих в другие города, такие как Эде, Ондо и Илеша. Здесь есть река Опа и водохранилище, служащее водоочистной станцией для ОАЕ . колледжа [ нужна ссылка ]
Климат
[ редактировать ]В Ифе сухой сезон душный . и частично облачный, а температура высокая круглый год Сезон дождей угнетающий и пасмурный . Среднегодовая температура колеблется от 66 до 93 градусов по Фаренгейту , редко опускается ниже 60 и поднимается выше 98. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]
Температура
[ редактировать ]С 22 января по 4 апреля жаркий сезон со средней дневной максимальной температурой , превышающей 91 °F, длится 2,4 месяца. В Ифе март — самый жаркий месяц в году, средняя температура составляет 92 °F, а минимальная — 73 °F. [ 34 ] [ 35 ] [ 31 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] С 14 июня по 6 октября прохладный сезон, при котором средняя дневная максимальная температура ниже 84 °F, длится 3,8 месяца. [ 36 ] [ 38 ] [ 32 ] [ 31 ] [ 33 ] [ 35 ] [ 34 ]
Август - самый холодный месяц в году в Ифе, со средней низкой температурой 71 ° F и высокой температурой 82 ° F. [ 37 ] [ 32 ] [ 31 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Облачность
[ редактировать ]Средняя доля неба, покрытого облаками в Ифе, значительно меняется в зависимости от сезона в течение года. [ 40 ] [ 41 ] [ 32 ] [ 31 ] [ 35 ] [ 34 ] [ 33 ]
В Иль-Ифе в течение 2,9 месяцев будет более ясная погода, которая начинается примерно 17 ноября и заканчивается примерно 13 февраля. [ 42 ] [ 39 ] [ 33 ] [ 32 ] [ 31 ] [ 35 ] [ 34 ] Декабрь - самый ясный месяц в году: в среднем 50% ясного, преимущественно ясного или частично пасмурного неба. [ 43 ] [ 42 ] [ 40 ] [ 32 ] [ 31 ] [ 33 ] [ 34 ] Около 13 февраля каждого года начинается более облачный период, который длится 9,1 месяца и заканчивается примерно 17 ноября. [ 32 ] [ 31 ] [ 35 ] [ 34 ] [ 33 ] [ 36 ] [ 37 ] Апрель — месяц с наибольшей облачностью; в среднем в этом месяце на 86% территории города пасмурно или в основном облачно. [ 44 ]
Осадки
[ редактировать ]День считается влажным, если выпало не менее 0,04 дюйма жидких осадков или осадков , эквивалентных жидкости . В Ифе вероятность дождливых дней сильно варьируется от сезона к сезону. [ 45 ] [ 32 ] [ 31 ] [ 34 ] [ 33 ] [ 35 ] [ 37 ] [ 36 ]
В более влажный сезон продолжительностью 6,6 месяцев, который длится с 7 апреля по 27 октября, вероятность осадков в любой день составляет более 45%. В Ифе в сентябре в среднем 25,4 дня с выпадением не менее 0,04 дюйма осадков, что делает его месяцем с наибольшим количеством дождливых дней. [ 31 ] [ 35 ] [ 33 ] [ 37 ] [ 39 ] [ 41 ]
С конца октября до начала апреля, продолжительностью около 5,4 месяцев, приходится сухой сезон. В декабре в среднем 1,4 дня с выпадением не менее 0,04 дюйма осадков, что делает его месяцем с наименьшим количеством дождливых дней в Ифе. [ 33 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 38 ] [ 37 ] [ 36 ] [ 39 ] Сентябрь, в среднем 25,4 дня, является месяцем в Ифе с наибольшим количеством дождливых дней. Согласно этой классификации, только дождь имеет самую высокую вероятность из всех типов осадков, достигнув пика 86% 22 сентября. [ 34 ] [ 31 ] [ 33 ] [ 36 ] [ 40 ] [ 35 ]
Экономика
[ редактировать ]В Ифе есть такие достопримечательности, как Музей естественной истории Нигерии. В Ифе находится региональный сельскохозяйственный центр, на территории которого выращивают овощи, зерно какао , табак и хлопок. В Ифе есть несколько открытых рынков, таких как Оя Титун или рынок Одо-гбе, насчитывающий около 1500 магазинов. [ 46 ]
С точки зрения застройки более развита центральная часть острова Ифе. Районы включают Паракин, Элейеле, Модомо, Дамико и Краун-Эстейт. Эти районы характеризуются современными домами, хорошей дорожной сетью, постоянным электричеством и безопасностью.
Образование
[ редактировать ]В Ифе есть несколько университетов, хорошо известных как в Нигерии, так и за рубежом; такие как Университет Обафеми Аволово (ранее Университет Ифе) и Университет Одудува .
Здесь также находятся гимназия адвентистов седьмого дня, Иль-Ифе , колледж Одудува и средняя школа Мореми, среди известных школ, основанных более 30 лет назад. [ нужна ссылка ]
Известные люди
[ редактировать ]- Dele Momodu (born 1960), journalist
- Тунде Одунладе (1954 г.р.), художник и музыкант [ 47 ]
- Адейе Энитан Огунвуси ; ( Оджаджа II ) (1974 г.р.), 51-й день любви [ 48 ]
- Феми Фани-Кайоде (1960 г.р.), нигерийский политик, публицист, поэт и юрист
- Ийиола Омисоре (1957 г.р.), нигерийский бизнесмен, инженер и политик
- Шеф Реми Адетокунбо Фани-Кайоде , королевский адвокат , SAN , CON
- Алайелува Оба Окунаде Сиджуваде Олубусе II (1930–2015), 50 лет со дня любви [ 49 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА НИГЕРИЯ: Перепись населения 2006 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2012 года . Проверено 25 июля 2016 г.
- ^ «Ифе (ок. 10-6 вв. до н.э.)» . Метрополитен-музей . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ Картрайт, Марк. «Ифе» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ «Потомки Ифе» . dakingsman.com. 17 июля 2020 г. Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ « Мир: Аресты в Африке после убийств нигерийских культистов ». Новости Би-би-си . Понедельник, 12 июля 1999 г., дата обращения 31 октября 2011 г.
- ^ Нигерия, Guardian (27 апреля 2019 г.). «Иле-Ифе, город культуры» . The Guardian Новости Нигерии – Нигерия и мировые новости . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Баском, Йоруба , с. 10; Страйд, Ифека: «Народы и империи», с. 290.
- ^ Jump up to: а б Акинджогбин, И.А. (Hg.): Колыбель расы: Ифе с начала до 1980 г. , Лагос, 1992 г. (В книге также есть главы, посвященные нынешней религиозной ситуации в городе).
- ^ Jump up to: а б Дорога, 201 Бог , 94.
- ^ Jump up to: а б с Блиер, Сюзанна Престон (2012). «Искусство в древнем Ифе, месте рождения йоруба» (PDF) . Африканское искусство . 45 (4): 70–85. дои : 10.1162/AFAR_a_00029 . S2CID 18837520 . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Базилинска, Каролина; Университет штата Кливленд. «Парк Афевонро – сердце творения» . Яркий континент . Проверено 5 августа 2023 г.
- ^ Олупона, 201 бог , 144–173; Ланге, «Древние королевства» , 347–366; то же самое. , «Сохранение» , 130–1.
- ^ Шорковиц, Диттмар; Чавес, Джон Р.; Шредер, Инго В. (28 сентября 2019 г.). Смена форм континентального колониализма: незавершенная борьба и напряженность . Спрингер Природа. п. 240. ИСБН 978-981-13-9817-9 . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ «Империя Ойо | История, определение, карта и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 5 сентября 2023 г.
- ^ Ланге, Дирк (2004). Древние королевства Западной Африки: африканскоцентрированные и ханаанско-израильские перспективы; Сборник опубликованных и неопубликованных исследований на английском и французском языках . ЮРёлль Верлаг. п. 368. ИСБН 978-3-89754-115-3 . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ Окелола, Олубайо (2001). Политическая история Иль-Ифе (колыбели расы йоруба) 1900-1980 гг . Личфилд. п. 4 . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ Пробст, Питер; Спиттлер, Герд (2004). Между сопротивлением и расширением: исследование местной жизнеспособности в Африке . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 135. ИСБН 978-3-8258-6980-9 . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ Доколониальная Черная Африка Шейха Анты Диопа, стр. 203
- ^ Уолш, «Фестиваль Эди», 231–8; Баском, «Олохо», 64–72; Ланге, «Древние королевства» , 358–366; Олупона, 201 бог .
- ^ Jump up to: а б Блиер, Сюзанна Престон (2015). Искусство и риск в древней йоруба: история, политика и идентичность Ифе c. 1300 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107021662 .
- ^ Бабалола, Абидеми Бабатунде; Макинтош, Сьюзен Кич; Дюсюбье, Лор; Ререн, Тило (2017). «Иле-Ифе и Игбо Олокун в истории стекла Западной Африки» . Античное Кембриджское ядро . 91 (357): 732–750. дои : 10.15184/aqy.2017.80 .
- ^ «Краткий экскурс в жизнь и место последнего пристанища Одуа» . Пульс .
- ^ Утор, Флоренция (25 сентября 2016 г.). «Фестиваль Олохо представляет логотип» . Хранитель Получено 24 сентября.
- ^ Jump up to: а б с Иге, Акин; Ререн, Тило (январь 2003 г.). «Черный песок и железный камень: выплавка железа в Модакеке, Ифе, юго-запад Нигерии» . Институт архео-металлургических исследований .
- ^ Jump up to: а б с д и Бабалола, Абидеми (2017). «Древняя история технологий в Западной Африке: местная промышленность по производству стекла и стеклянных бус и общество в раннем Иле-Ифе, юго-западная Нигерия» . Журнал исследований чернокожих . 48 (5): 501–527. дои : 10.1177/0021934717701915 . S2CID 151455909 .
- ^ Бабалола, Абидеми; Макинтош, Сьюзен; Дюсюбье, Лор; Ререн, Тило (2017). «Иле-Ифе и Игбо Олокун в истории стекла Западной Африки» . Античность . 91 (357): 732–750. дои : 10.15184/aqy.2017.80 .
- ^ Jump up to: а б с Бабалола, Абидеми; Дюсюбье, Лор; Макинтош, Сьюзен; Ререн, Тило (2018). «Химический анализ стеклянных шариков из Игбо Олокун, Иле-Ифе (Юго-Западная Нигерия): новый взгляд на сырье, производство и межрегиональные взаимодействия» (PDF) . Журнал археологической науки . 90 : 92–105. Бибкод : 2018JArSc..90...92B . дои : 10.1016/j.jas.2017.12.005 .
- ^ Бабалола, Абидеми (15 декабря 2015 г.). «Археологические исследования раннего производства стекла в Игбо-Олокуне, Иле-Ифе (Нигерия)» . Искусство африканской археологии (11): 61–64. дои : 10.4000/aaa.545 .
- ^ Огундиран, Акинвуми; Иге, О. (2015). «Наши предки были учеными-материалистами». Журнал исследований чернокожих . 46 (8): 751–772. дои : 10.1177/0021934715600964 . S2CID 142207743 .
- ^ ЙОАДЕ, Адевале Олуфунлола. «ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНОЙ РАЙОНА ИЛЬ-ИФЕ, НИГЕРИЯ». Анналы университета Оради, серия по географии / Analele Universitatii Din Oradea, Seria Geografie 25, no. 2 (декабрь 2015 г.): 137–147. Academic Search Premier, EBSCOhost (по состоянию на 32 марта 2016 г.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Климат Иль-Ифе, погода по месяцам, средняя температура (Нигерия) – Weather Spark» . WeatherSpark.com . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Климат Ифе: температура Ифе и погода по месяцам - Climate-Data.org» . ru.climate-data.org . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Изменение климата и рост вспышек заболеваний – ЭТОТ ДЕНЬ» . www.thisdaylive.com . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Погода и климат Иль-Ифе ☀️ Лучшее время для посещения 🌡️ Температура» . www.besttravelmonths.com . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Погода в Иль-Ифе, Нигерия в августе: средняя температура и климат» . Вандерлог . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Погода в Иль-Ифе, штат Осун, Нигерия | Tomorrow.io» . Погода на Tomorrow.io . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Ифе, Нигерия — прогноз погоды на год и месяц» . Погодный Атлас . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Погода сегодня» . Accuweather.com . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Прогноз погоды Ифе Центральный на сегодня» . Justweather.org . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Мэтью, Оланиран Дж. (март 2020 г.). «Изучение условий, пригодных для передачи малярии, и влияния изменчивости климата на выживаемость комаров во влажном тропическом регионе: тематическое исследование кампуса Университета Обафеми Аволово, Иле-Ифе, юго-западная Нигерия» . Международный журнал биометеорологии . 64 (3): 355–365. Бибкод : 2020IJBm...64..355M . дои : 10.1007/s00484-019-01814-x . ISSN 1432-1254 . PMID 31655868 . S2CID 204907590 .
- ^ Jump up to: а б Санни, Дэвид Олабанджо (2020), Леал Филхо, Уолтер (редактор), «Местные знания об изменении климата среди земледельцев в отдельных местах на юго-западе Нигерии» , Справочник по устойчивости к изменению климата , Чам: Springer International Publishing, стр. 2531– 2548, номер домена : 10.1007/978-3-319-93336-8_147 , ISBN 978-3-319-93336-8 , получено 19 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Погода в Ифе сегодня» . GISMETEO.COM . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ БизнесДень (12.02.2023). «Почему незаконные торговцы древесиной/лесоматериалами в Иль-ифе продолжают вырубать леса, наносить увечья фермерам и лесным стражам?» . Рабочий день НГ . Проверено 19 июля 2023 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ www.premiumtimesng.com https://www.premiumtimesng.com/agricultural/agric-data-and-infographics/467703-infographics-how-women-farmers-are-responding-to-climate-change-in-a-nigerian -state.html?tztc=1 . Проверено 19 июля 2023 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Бабаринса, Олусола (27 июня 2023 г.). «Институт экологии ОАЕ Ife @ 40: Решение экологических проблем Нигерии» . Пунш Газеты . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ И. А. Акинджогбин, Колыбель расы: Ифе с начала до 1980 года (Порт-Харкорт [Нигерия]: Sunray Publishers, 1992); Уильям Баском, Йоруба юго-западной Нигерии (Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1969); Фрэнк Уиллетт, Ифе в истории западноафриканской скульптуры (Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1967); http://www.oauife.edu.ng/ ; http://www.historywiz.org/ife.htm ; BBC: Ифе и Бенин; http://www.bbc.co.uk/worldservice/africa/features/storyofafrica/4chapter7.shtml .
- ^ «ОДУНЛАДЕ, Тунде» . Фонд биографического наследия и исследований . 06.04.2017 . Проверено 01 октября 2020 г.
- ^ Лев, Таслим Абиола (2015). Рожденный быть королем: книга, посвященная вступлению в должность и инаугурации Его Императорского Величества Оба Адейе Энитана Огунвуси, Оджаджи II, Уни Иль-Ифе . Проекты репортажей для СМИ. ISBN 978-978-2170-46-0 . OCLC 959259140 .
- ^ Подчиняйся, Эбенезер (1983), Текущие дела народа Ифе , Подчиняйся, OCLC 12987528 , получено 0 октября 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Акинджогбин, И.А. (Hg.): Колыбель расы: Ифе с начала до 1980 года , Лагос, 1992. В книге также есть главы, посвященные нынешней религиозной ситуации в городе.
- Баском, Уильям: Йоруба на юго-западе Нигерии , Нью-Йорк, 1969. Книга в основном посвящена Ифе.
- Баском, Уильям «Фестиваль Олохо в Ифе, 1937», в: А. Фаласси (редактор), « Время вне времени: Очерки фестиваля» , Альбукерке, 1987, 62–73.
- Блиер, Сюзанна Престон. Искусство и риск в древней йоруба: история, сила и идентичность Ифе, около 1300 г., Cambridge University Press, 2015. ISBN 978-1107021662 .
- Блиер, Сюзанна Престон. http://scholar.harvard.edu/files/blier/files/blier.pdf «Искусство в древнем Ифе, месте рождения йоруба»]. Африканское искусство 2012
- Фробениус, Лео, «Голос Африки» , Лондон, 1913 г. (Фробениус пробыл в Ифе почти два месяца в 1910–1911 гг.).
- Джонсон, Сэмюэл: История йоруба , Лондон, 1921.
- Ланге, Дирк: «Умирающий и восходящий Бог на новогоднем фестивале Ифе», в: Ланге, Древние королевства Западной Африки , Деттельбах, 2004, стр. 343–376.
- Ланге, Дирк: «Сохранение ханаанской творческой культуры в Ифе» , в: Х.-П. Хан и Г. Спиттлер (ред.), Между сопротивлением и расширением , Мюнстер, 2004 г., 125–158.
- Ланге, Дирк: «Происхождение йоруба и «потерянных колен Израиля»» , Anthropos , 106, 2011, 579–595.
- Олубунми, АО. Взлет и падение расы йоруба, 10 000 г. до н. э. – 1960 г. н. э ., Издательский дворец 199 г. ISBN 978-2457-38-8
- Олубунми, АО О расовой чистоте Иисуса , Издательство 199 ISBN 978-2458-17-1
- Огуньеми, Йеми Д. (Йеми Д. Принс), Устные традиции в Иль-Ифе , ISBN 978-1-933146-65-2 , Academica Press , 2009, Пало-Альто, США.
- Огуньеми, Йеми Д. (Йеми Д. Принс): Аура философии, религии и литературы йоруба , ISBN 0-9652860-4-5 , Diaspora Press of America, 2003, Бостон, США.
- Огуньеми, Йеми Д. (Йеми Д. Принс): Введение в философию, религию и литературу йоруба , ISBN 1-890157-14-7 , Athelia Henrietta Press, 1998, Нью-Йорк, США.
- Огуньеми, Йеми Д. (Йеми Д. Принс): Завет Земли – Религиозные и философские повествования йоруба , ISBN 1-890157-15-5 , Athelia Henrietta Press, 1998, Нью-Йорк, США.
- Олупона, Джейкоб К.: Город 201 бога: Иль-Ифе во времени, пространстве и воображении , Беркли, 2011.
- Страйд, Г.Т. и К. Ифека: «Народы и империи Западной Африки: Западная Африка в истории 1000–1800», Нью-Йорк, 1971.
- Уолш, MJ, «Фестиваль Эди в Иль-Ифе», «Дела Африки » , 47 (1948), 231–8.
- Уиллетт, Фрэнк: Ифе в истории западноафриканской скульптуры , Лондон, 1967. В книге также рассматриваются некоторые устные традиции Иль-Ифе.
- Уиндэм, Джон: «Сотворение» , Человек , 19 (1919), 107–8.