Платеж
Платеж | |
---|---|
Бури, ветер, гром, молния, мертвецы | |
Член Ориши | |
![]() Скульптура Иансана в парке Катакумба, Рио-де-Жанейро , Бразилия. | |
Другие имена | Оя или Оя ; Яньсан-ан или Янсан ; и Янса или Янсан |
Почитается в | Религия йоруба , Умбанда , Кандомбле , Кимбанда , Сантерия , гаитянское вуду , народный католицизм |
Символ | молния, меч или мачете, муховик, водяной буйвол |
Цвет | фиолетовый или красный/бордовый, радуга |
Область | Нигерия , Бенин , Латинская Америка |
Этническая группа | Йоруба |
Генеалогия | |
Супруг | Шанго |
Эквиваленты | |
Гаитянский эквивалент | Маман Бриджит |
Католический эквивалент | Святая Бригитта |
Оя ( Йороба : Ойя , также известный как Оя или Оя ; Янсан-ан или Янса ; и Ианса или Ианса в Латинской Америке ) — Ориша ветров, молний и сильных штормов. [ 1 ] Как речное божество, она также считается божеством детей, способным дать детей своим преданным или тем, кто приходит к ее берегам на реке Нигер .
Убеждения
[ редактировать ]Оя жила на Земле как человек из города Ира, в современном штате Квара , Нигерия , где она была женой алаафина Ойо , Шанго . Считается, что на языке йоруба имя Оя происходит от фразы, образованной от «ọ ya», что означает «она разрывала», имея в виду ее связь с сильными ветрами. В традиционной поэзии ее часто изображают в виде буйвола, и считалось, что она обладает способностью превращаться в буйвола. Африканский буйвол служит главным символом Ойи, и ее священникам запрещено убивать буйвола. [ 2 ] Она известна как Оя Оянсан-ан, «мать девяти детей», из-за девяти детей, которых она родила от своего третьего мужа Око на протяжении всей жизни , после бесплодия . Она покровительница реки Нигер (известной йоруба как Одо-я). [ 3 ]
В религии йоруба Оя была замужем трижды: сначала за воином-ориша Огуном , затем за Шанго и, наконец, за другим божеством охоты и земледелия, Око .
Ойе традиционно поклонялись только в тех районах Йорубаленда, которые когда-то находились под контролем и влиянием империи Ойо . Из-за работорговли в Атлантике многие из ее последователей происхождения Ойо были похищены и проданы в новый мир, где ее поклонение получило широкое распространение. Поклонение Оя распространилось и на другие части Йорубаленда.
Часть серии о |
Религия йоруба |
---|
![]() |
Божества |
Убеждения |
Практики |
Варианты |
|
Священные места |
Легендарные фигуры |
Кандомбле
[ редактировать ]В Кандомбле Ойя известна как Оя, Лиа Месан или, чаще всего, Янсан, от йоруба Янсан . Ианса, как и в религии йоруба , повелевает ветрами, бурями и молниями. Она королева реки Нигер и мать девяти детей. Она воин и непобедима. К атрибутам Иансана относятся большая интенсивность чувств, ощущений и обаяние. Другая способность, приписываемая Ианса, — это контроль над тайнами, окружающими мертвых. [ 4 ] Янсан синкретизируется со Святой Варварой . [ 5 ] В нации (ассоциации) Кандомбле Анголы-Конго Янсан ассоциируется с красным цветом. [ 6 ]
Характеристики
[ редактировать ]- Приветствие: «Ипаррей!» или «Эпахей, Ия!»
- Освященный день: четверг.
- Цвета: красный, фиолетовый и радужный, бордовый.
- Символы: эрукере «хвост буйвола» , ритуальный предмет; или медный меч
- Запреты: тыква, скат и баранина.
- Еда: хлеб/торт. [ 7 ]
Ритуальная еда
[ редактировать ]Акараже — это сферическая котлета, приготовленная из очищенного и измельченного черноглазого горошка, фаршированная мелкими креветками, бамией, дробленым арахисом и другими пикантными специями. Шарообразную котлету обжаривают в масле денде ( красное пальмовое масло ). Это традиционное афро-бразильское блюдо, которое также является традиционным подношением Янсану в традиции Кандомбле . Простая форма акаража без приправ используется в ритуалах, а версия, подаваемая с различными приправами, продается как обычная уличная еда в Баии на северо-востоке Бразилии. Ипете и бобо де инхаме также связаны с Янса. [ 6 ]
В Йорубе ее еда — Акара . Баклажаны, шелковица, пудинг и темный шоколад также являются продуктами Ойи.
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Джудит Глисон, Ойя , Сан-Франциско: Харпер, 1992 (Шамбала, 1987), ISBN 0-06-250461-4
- Чарльз Спенсер Кинг, «Древняя религия природы» , ISBN 978-1-4404-1733-7
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Адеайе, CL (1989). Вера и религия йоруба (на языке йоруба). Ибадан: Evans Bros. Издательство Нигерии. п. 303. ИСБН 9781675098 .
- ^ Мачачек, Дэвид В.; Мелисса М. Уилкокс, ред. (2003). Сексуальность и мировые религии . АВС-КЛИО . ISBN 9781576073599 . Проверено 24 сентября 2012 г.
- ↑ Баия-де-Санта-Барбара. Архивировано 22 ноября 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Обарайи: бабалорикса Бальбино Даниэль де Паула . Сальвадор, Баия, Бразилия: Графический дизайн и издатель Barabô. 2009. с. 568. ИСБН 9788562542008 .
- ^ Генри, Кларенс Бернард (2008). Давайте поднимем шум: Axé и африканские корни бразильской популярной музыки . Джексон, Миссисипи: Университетское издательство Миссисипи . ISBN 9781604730821 .
- ^ Jump up to: а б Барбоза, Адемир (2015). Словарь Умбанда . Сан-Паулу: Анубис. стр. 108–109, 240. ISBN. 9788567855264 .
- ^ Араужо, Карлос де (1993). Азбука ориша (на португальском языке). Рио-де-Жанейро, RJ: Nordica. стр. 72–74. ISBN 9788570072252 .