История евреев в Карфагене
Карфаген (от пунического : 𐤒𐤓𐤕𐤟𐤇𐤃𐤔𐤕 , латинизированное: qart Hadaš , букв. «Новый город») — город в Северной Африке, расположенный на восточной стороне Тунисского озера напротив центра нынешнего Туниса в Тунисе .
Хотя Иосиф Флавий связал основание города с евреями , а некоторые ученые предположили, что небольшие группы евреев могли присутствовать в Карфагене еще в пуническую эпоху, самые ранние свидетельства присутствия евреев в этом районе датируются 2 веком нашей эры . [1] [2]
Происхождение
[ редактировать ]Карфаген был основан тирийцами .
Согласно еврейской Библии , Тир и Сидон входили в состав колена Ашера .
Пятый жребий выпал племени Ашеритов по их родам. Их граница проходила по Хелкату, Хали, Бетену, Ахшафу, Алламелеху, Амаду и Мишалу; и касалось Кармила с запада и Шихор-Ливната. Она также шла по восточной стороне до Беф-Дагона и касалась Завулона и долины Ифтахила на севере, [а также] Беф-Емека и Ниила; затем она шла к Кабулу на севере, к Эброну, Рехову, Хаммону и Кане, вплоть до Великого Сидона. Граница поворачивала к Раме и далее к укрепленному городу Тиру; затем граница повернула к Хосе и шла на запад к Мехебелю, Ахзиву, Умме, Афеку и Рехову: 22 города с их селениями. Такова была доля племени Ашеритов по их кланам – этим городам с их деревнями.
— «Иисус Навин 19:24-25» . www.sefaria.org .
Отождествление с Фарсисом
[ редактировать ]В еврейской Библии Карфаген никогда не упоминается, хотя Септуагинта перевела топоним Фарсис из Исаии 23:1 как Кархедон ( греческий койне : Kαρχηδών ), [3] греческий термин , использованный Иосифом Флавием в его книге «Против Апиона», для обозначения Карфагена. [4] Термин «Фарсис» также фигурирует в « Книге Ионы» , где Иона , чтобы уклониться от Божьей миссии, которую он проповедует в Ниневии , садится на корабль в Яффо и плывет к городу с таким названием. Это заставило некоторых предположить, что и здесь его целью был Карфаген. Однако многие современные исследования склоняются к мнению, что Фарсис здесь обозначает иберийский Тартесс . [5] [6]
Еврейское поселение
[ редактировать ]Традиция, сохранившаяся среди евреев соседнего Джербы , гласит, что община была построена из изгнанников после осады Иерусалима в 597 году до нашей эры , которые присоединились к ранее жившим там евреям, что синагога Эль-Гриба имеет столь же древнюю дату и что некоторые из этой общины помог финикийцам основать Карфаген. [7]
Одна теория поддерживает идею о том, что разрушение Тира, Сидона и Карфагена создало финикийскую диаспору, мало чем отличающуюся от еврейской, и что загадочное исчезновение финикийцев могло быть связано с влечением, которое они могли испытывать к столь же рассредоточенным народам. , что привело к обращению в иудаизм. [8] Поздний источник X века, Иосиппон , утверждает, что Тит поселил около 50 000 евреев в Северной Африке, а ибн Халдун (1332–1406), который сам был родом из Туниса, заявил, что несколько берберских племен, с которыми он столкнулся, обратились в иудаизм . [1] В Талмуде сохранены имена четырех раввинов Карфагена, при этом в Иерусалимском Талмуде Абба/Ба упоминается 4 раза, а Хинена (называемая Ханан в Вавилонском Талмуде ) дважды. [9] Существует спор по поводу интерпретации этих упоминаний. Одна из гипотез предполагает, что эти ссылки должны относиться к процветающей еврейской общине в Картахене, Испания , пуническом поселении, название которого идентично названию Карфагена. [10]
Французский археолог Альфред Луи Делатр большой еврейский некрополь, датируемый началом III века нашей эры, обнаружил в Гаммарте состоящий из 105 камер, в каждой из которых было примерно 15 локулов , что позволило бы похоронить 1500 человек. Еврейство этого места подтверждается символами Храмовой меноры , шофара , лулава и этрога . [1] Эпиграфические свидетельства преимущественно на латыни, с одним именем, Тиберей, что указывает на возможное происхождение из Тивериады в Сирии Палестине . Языческий погребальный знак dis manibus , который в других местах не нравился евреям, встречается в одной надписи. [11] Общее впечатление, складывающееся из этих свидетельств, состоит в том, что евреи в Карфагене и вокруг него имели с неевреями общий язык, погребальные формулы и украшения, отличаясь лишь обращением к синагогам, случайным использованием еврейских символов и их разделением после смерти путем погребения в отдельном помещении. кладбище. [12]
Тертуллиан , хотя временами и выражал гнев на евреев, заявляя, что синагоги были «источниками гонений» и что евреи преследовали христиан (предположение, для которого в то время не было никаких доказательств из Северной Африки), тем не менее, в своих замечаниях об общине в Карфаген также показывает, что они заслужили его неохотное уважение. [13]
В некоторых источниках говорится, что после того, как Гейзерих разграбил Рим, он взял с собой священные сосуды, украденные Титом из Иерусалимского Храма, в новую столицу вандалов в Карфагене, где византийский полководец Велизарий, их забрал когда он завоевал город еще в 533 году, и их перевезли в Константинополь . Когда мудрый иудей указал на опасность укрытия этих сосудов, которая привела к падению Рима и Карфагена, Юстиниан был настолько расстроен, что отправил их в Иерусалим, где они хранились в церкви. [14] 215,482 [15]
Цитата, приписываемая карфагенскому раввину Аббе бен Исааку.
[ редактировать ]Рабби Абба бар Рав Ицхак говорит, что говорит Рав Хисда, а некоторые говорят, что Рав Иегуда говорит, что Рав говорит: Язычники, живущие от Тира до Карфагена, признают еврейский народ, его религию и своего Отца Небесного. Но те, кто живет к западу от Тира и к востоку от Карфагена, не признают ни еврейский народ, ни своего Отца Небесного.
- Абба Карфагенский в трактате Менахот 110а, цитируется Исааком Абарбанелем в Рош Амана «Принципы веры». [16]
См. также
[ редактировать ]- Евреи Магриби
- История евреев в Тунисе
- История евреев в Марокко
- История евреев в Алжире
- История евреев в Ливии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Зельцер, Клаудия (1984). «Евреи в Карфагене и западной части Северной Африки, 66–235 гг. Н. Э.». В Дэвисе, Уильям Дэвид (ред.). Кембриджская история иудаизма: поздний римско-раввинский период . Издательство Кембриджского университета. п. 69. ИСБН 978-0-521-77248-8 .
- ^ Дж. Б. Ривс, Религия и власть в римском Карфагене: от Августа до Константина, Clarendon Press , 1995. ISBN 978-0-198-14083-2 стр.217
- ^ Амма Тира. Приветствую вас, корабли Карфагена: «Пророчество против Тира. Рыдайте, корабли Фарсиша!» ( NIV )
- ^ Флавий Иосиф Флавий , в книге Джона М. Г. Барклая, Стива Мейсона (ред.), Флавий Иосиф Флавий: Перевод и комментарии, Том 10: Против Апиона, BRILL 2000 ISBN 978-9-004-11791-4 стр.178
- ^ Аркадий Замковый, «Фарсис в книге Ионы», Revue Biblique Vol. 114, нет. 4 октября 2007 г., стр. 10–11. стр. 481–498.
- ^ Лоуэлл К. Хэнди, Мир Ионы: социальные науки и чтение пророческих историй, Routledge , 2014 г. ISBN 978-1-317-49127-9 стр.29: «Отождествление Карфагена с Фарсисом маловероятно».
- ^ Биндер, 2012, стр. 17.
- ^ Фельдман, Луи Х. (1996). Исследования эллинистического иудаизма . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-10418-1 .
- ^ Ривс, 1995, стр.220.
- ^ Биндер, Стефани Э. (13 ноября 2012 г.). Тертуллиан, Об идолопоклонстве и Мишне Аводе Заре: Ставя под сомнение разделение путей между христианами и евреями . БРИЛЛ. стр. 15–17. ISBN 978-90-04-23478-9 .
- ^ Зельцер, Клаудия (1984). «Евреи в Карфагене и западной части Северной Африки, 66–235 гг. Н. Э.». В Дэвисе, Уильям Дэвид (ред.). Кембриджская история иудаизма: поздний римско-раввинский период . Издательство Кембриджского университета. п. 70. ИСБН 978-0-521-77248-8 .
- ^ Зельцер, Клаудия (1984). «Евреи в Карфагене и западной части Северной Африки, 66–235 гг. Н. Э.». В Дэвисе, Уильям Дэвид (ред.). Кембриджская история иудаизма: поздний римско-раввинский период . Издательство Кембриджского университета. п. 75. ИСБН 978-0-521-77248-8 .
- ^ Зельцер, Клаудия (1984). «Евреи в Карфагене и западной части Северной Африки, 66–235 гг. Н. Э.». В Дэвисе, Уильям Дэвид (ред.). Кембриджская история иудаизма: поздний римско-раввинский период . Издательство Кембриджского университета. стр. 72–73, 75. ISBN. 978-0-521-77248-8 .
- ^ Дубнов, Саймон (1967). История евреев: от Римской империи до раннего средневековья . Ассошиэйтед Юниверсити Пресс. стр. 215, 482.
- ^ Прокопий , Де Белло Вандалико, 2:9.
- ^ Фрэнк, Дэниел Х.; Лиман, Оливер; Манекин, Чарльз Гарри (2000). Читатель еврейской философии . Психология Пресс. п. 109. ИСБН 978-0-415-16860-1 .