Гао-Саней

Гао-Саней , также пишется как Гао-Сане , — археологический памятник недалеко от Гао в Мали . Почти наверняка это был город, известный в исторических источниках как Сарне .
Гао-Саней — это большое поселение в семи километрах от королевского города Гао, где, как полагают, располагался древний торговый центр. На этом месте собрано обширное археологическое свидетельство с момента его заселения в первом тысячелетии, предполагаемая хронология - между 700 и 1100 годами нашей эры. [1] В наши дни регион Гао слишком засушлив, чтобы поддерживать круглогодичное проживание без рытья глубоких колодцев, что приводит к предположениям о различных климатических условиях, возможно, с увеличением количества осадков во время первой тысячелетней оккупации Гао.
Раскопки Гао-Сани демонстрируют участие этого места в торговых сетях стекла и меди в течение восьмого-десятого веков в масштабе, который среди известных памятников к югу от Сахары превосходит только Игбо-Укву . [1]
История
[ редактировать ]Археологические раскопки показывают, что Гао-Саней был заселен примерно в 700 г. н.э. и был центром производства, выплавки железа и торговли с такими далекими территориями, как Месопотамия . [2] Это была южная конечная точка торгового пути с колесницами, который связывал его со Средиземным морем. [3] В какой-то момент, не позднее начала X века, король Сонгай переехал на место Гао Ансьен, к северу от современного города, на берегу реки Нигер и в нескольких километрах от Гао Саней. [4] Короли этого периода принадлежали к линии, известной как Канда. [5]
Арабские источники 9-11 веков часто описывают Гао как состоящий из двух городов. аль-Идриси , писавший примерно в 1154 году, не упоминает второй город, а археологические раскопки в Гао-Сани показывают, что к этому времени это место, возможно, было заброшено. [6] [7]
Натуральное хозяйство и производство
[ редактировать ]Домашний скот
[ редактировать ]В Гао Сэнэе было смешанное натуральное хозяйство, основанное на просе, козах и крупном рогатом скоте. Козы и овцы были очень многочисленны, значительно превосходя численность крупного рогатого скота, в то время как верблюды лишь иногда появляются в фаунистическом комплексе и, вероятно, потреблялись и использовались в качестве транспорта. [1]
Медь
[ редактировать ]Найдено 809 изделий на основе меди, почти половина из них имеет форму медных полумесяцев. Учитывая их последовательную форму, было высказано предположение, что медные полумесяцы использовались в качестве валюты, однако большинство найденных медных артефактов представляли собой фрагменты, что затрудняло проверку этой гипотезы. [1]

Стекло
[ редактировать ]
Обработка стекла была одним из первых видов деятельности. В Гао и его окрестностях были найдены тысячи стеклянных бус, датируемых восьмым-четырнадцатым веками нашей эры. [8] Их формы включают цилиндр, сплюснутую форму, сферу, трубку, эллипсоид, биконус и диск, а цвета варьируются от красного до синего и желтого. Анализ состава бус может указать на их происхождение; было выделено несколько групп по составу, включая натриево-известково-силикатное стекло из растительной золы, минеральное натриево-известково-силикатное стекло, высокоизвестковое высокоглиноземистое стекло, минеральное натриево-высокоглиноземистое стекло, натриево-глиноземистое стекло из растительной золы и стекло с высоким содержанием свинца. Датировка этих различных композитов указывает на то, что источник стекла, используемого для изготовления бус, изменился где-то в конце десятого века. Раньше очки, вероятно, производились в Ираке и Багдаде, а позже — в Египте. [8]
Торговля
[ редактировать ]Гао Сэней участвовал в региональной и междугородной торговле, о чем свидетельствуют обширные стеклянные композиции, добытые на Ближнем Востоке, а также неместные предметы, такие как сердолик, кремень и гранитные точильные камни. [9]
Понимание того, как торговые сети развивались с течением времени, потребует дальнейших исследований. Однако на данный момент данные показывают, что регион, окружающий Гао, был вовлечен в торговые сети, которые перевозили импортное стекло и медь из отдаленных источников, начиная с 400 г. н. э. Раскопки в Гао Саней показывают его участие в торговых сетях восьмого-десятого веков в масштабах, которые среди известных мест к югу от Сахары превосходит только Игбо Укву . [1]
Кроме того, соль считалась значительной частью королевских сокровищ Гао. Предположительно, Гао контролировал подземную соляную шахту, однако соль археологически невидима.
Количество импорта резко возросло с проникновением ислама в Западную Африку. В конце восьмого века нашей эры купцы Ибади установили самый ранний зарегистрированный контакт с Гао, что соответствует тому же времени, когда в этом районе появились архитектура из сухого камня, пшеница и стекло. По словам Макинтоша, «на протяжении всего этого периода распространение ислама, грамотности, общего языка и законов шариата способствовало повышению эффективности, доверия, финансирования и безопасности в более обширных торговых сетях». [10]
Материальная культура
[ редактировать ]
Самая ранняя материальная культура в Гао-Санее, включая ее керамику, предполагает присутствие Сонгая - берберов , а не арабского языка. Исторические данные указывают на то, что король Гао принял ислам в 10 веке. [11] кладбищ С археологической точки зрения стелы являются главным свидетельством существования ислама в Гао.
Керамика
[ редактировать ]Раскопки 5700 черепков ободков и тел показали, что керамический комплекс Гао Сэнэя в значительной степени однороден во всех отложениях. [1] Большинство сосудов представляли собой кувшины из органической закалки с длинными воронкообразными краями, украшенными широкими каналами, обычно окрашенными сочетанием белой, черной и красной краски. Встречались также небольшие чаши с простыми краями, украшенные рельефным гребнем в виде линейного или геометрического узора. Присутствие очень похожих комплексов керамики вблизи таких мест, как Тимбукту , Гурма Рарус и Бентия, указывает на речное культурное взаимодействие вдоль Среднего Нигера. [1]
Звезды
[ редактировать ]
Гао-Саней стал хорошо известен среди африканских историков, когда французские администраторы в 1939 году обнаружили в пещере, покрытой песком, несколько мраморных стел с тонкой резьбой, созданных в Альмерии на юге Испании. [12] Их надписи свидетельствуют о трех царях мусульманской династии, носящих в качестве заимствованных имен имена Мухаммеда и двух его преемников. Судя по датам их смерти, видно, что эти короли Гао правили в конце двенадцатого и начале тринадцатого веков нашей эры и представляют собой переходный период в руководстве. [13]
Историк Дирк Ланге утверждает, что цари Заге , увековеченные на стелах, названные так из-за многочисленных упоминаний о предке с таким именем, идентичны некоторым королям династии За, перечисленным летописцами Тимбукту в Тарихе. аль-Судан и Тарих аль-Фатташ . Их названия в исламских кредитах в одном случае дополнены местным названием, которое позволило идентифицировать их. [14] Однако такие историки, как Джон Ханвик, отвергли эту интерпретацию. [15]
Короли Гао-Саней (1100–1120 гг. Н. Э.) [16] [17] | ||||||||||||
Стелы Гао-Саней | Тарих аль-Фатташ | Тарих аль-Судан | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Короли Заге | Царствование | Короли За | Короли За | |||||||||
Абу Абдулла Мухаммад | в. 1080-6 ноября 1100 г. | (16) Коцо-Даре | (16) Кусой-Дэре | |||||||||
Абу Бакр б. Кухафа | Ноябрь 1100 г. - январь 1110 г. | (17) Плотина Хизка-Зунку-Дам | (17) Хунабонуа-Кодам | |||||||||
Умар б. аль-Хаттаб | Январь 1110 г. - 18 апреля 1120 г. | Яма бин Кима | Пай Кой Кима |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сиссе и др. 2013 .
- ^ Сиссе и др. 2013 , с. 29.
- ^ Такезава и Сиссе 2012 , стр. 813.
- ^ Такезава и Сиссе 2012 , стр. 837.
- ^ Ланге 1991 , стр. 269.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 113.
- ^ Такезава и Сиссе 2012 , стр. 824.
- ^ Jump up to: а б Макинтош С.К., Вуд М., Дюссюбье Л., Робертшоу П., Инсолл Т. и Сиссе М. (2020). Стеклянные бусины из средневекового Гао (Мали): новые аналитические данные по хронологии, источникам и торговле, Журнал африканской археологии , 18 (2), 139-161. дои : 10.1163/21915784-20200009
- ^ Макдональд, Кевин (4 июля 2013 г.). «Сложные общества, урбанизм и торговля в Западном Сахеле» . Оксфордские справочники в Интернете . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199569885.013.0057 .
- ^ Макинтош, Сьюзен (1996). «Западноафриканские королевства саванн: Сахара, караванная торговля и ислам». Oxford Companion to Archeology (2-е изд.) - через Oxford University Press.
- ^ Макинтош, Сьюзан Кич (2023), «Западная Африка: деревни, города и ранние государства» , Справочный модуль по общественным наукам , Elsevier, doi : 10.1016/b978-0-323-90799-6.00073-2 , ISBN 978-0-443-15785-1 , получено 22 апреля 2023 г.
- ^ Леубе, Г. (2016). Сакральная топография: пространственный подход к стелам Гао-Саней. Исламская Африка , 7 (1), 44–59. JSTOR 90017587
- ^ Соваже , «Эпитафии», 418.
- ^ Ланге 1991 , стр. 264.
- ^ Ханвик, Джон (1994), «Возврат к Гао и Альморавидам: этническая принадлежность, политические изменения и пределы интерпретации», Journal of African History , 35 (2): 251–273, doi : 10.1017/s0021853700026426 , JSTOR 183219 , S2CID 153794361
- ^ Ланге, Королевства , 503 г.
- ^ Ланге 1994 , стр. 281.
Источники
[ редактировать ]- Сиссе, М.; Макинтош, СК; Дюсюбье, Л.; Фенн, Т.; Галлахер, Д.; Чиппс Смит, А. (2013), «Раскопки в Гао Саней: новые свидетельства роста поселений, торговли и взаимодействия на излучине Нигера в первом тысячелетии нашей эры», Журнал африканской археологии , 11 (1): 9–37, дои : 10.3213/2191-5784-10233 .
- Ланге, Дирк (1991), «Les rois de Gao-Sané et les Almoravides», Журнал африканской истории (на французском языке), 32 (2): 251–275, doi : 10.1017/s002185370002572x , JSTOR 182617 , S2CID 162674956 .
- Ланге, Дирк (1994), «От Манде до Сонгая: к политической и этнической истории средневекового Гао», Journal of African History , 35 (2): 275–301, doi : 10.1017/s0021853700026438 , JSTOR 183220 , S2CID 153657364 .
- Левцион, Неемия; Хопкинс, Джон Ф.П., ред. (2000), Корпус ранних арабских источников по Западной Африке , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Marcus Weiner Press, ISBN 978-1-55876-241-1 . Впервые опубликовано в 1981 году издательством Cambridge University Press. ISBN 0-521-22422-5 .
- Такезава, Шойчиро; Сиссе, Мамаду (2012). «Открытие самого раннего королевского дворца в Гао и его значение для истории Западной Африки» . Cahiers d'Etudes Africaines . 52 (208): 813–44. doi : 10.4000/etudesafricaines.17167 . JSTOR 41708210 . Проверено 24 марта 2024 г.