Земельная реформа в Зимбабве
Земельная реформа в Зимбабве официально началась в 1980 году с подписанием Соглашения Ланкастерского дома как программы по перераспределению сельскохозяйственных угодий от белых зимбабвийцев к черным зимбабвийцам в качестве попытки правительства ZANU-PF передать больший контроль над обширными сельскохозяйственными угодьями страны черным. Африканское большинство. До реализации этой политики при распределении земли на территории, которая тогда была известна как Родезия, проживало 4400 белых родезийцев, владевших 51% земли страны, в то время как 4,3 миллиона черных родезийцев владели 42%, а оставшаяся часть составляла несельскохозяйственные земли. [1] Несоответствие этого распределения, а также общее доминирование белого населения в новом независимом, но в значительной степени непризнанном Родезийском государстве были оспорены черными националистическими организациями ZANU и ZAPU во время Родезийской войны Буша . При создании современного государства Зимбабве в 1980 году после войны Буша Соглашение Ланкастерского дома содержало пункт, запрещающий принудительную передачу земли, что привело к изменениям в распределении земли: добровольная продажа или передача владельцами были незначительными до 2000 года, когда правительство Роберта Мугабе начало более агрессивную политику. [2]
Политика земельной реформы правительства, пожалуй, самый противоречивый и спорный политический вопрос, связанный с Зимбабве. Его критиковали за насилие и запугивание, которые омрачили несколько экспроприаций, а также за параллельный крах отечественных банков, которые держали облигации на миллиарды долларов под ликвидируемую недвижимость. [3] Организация Объединенных Наций выявила несколько ключевых недостатков современной программы, а именно невыплату компенсаций изгнанным землевладельцам, как того требует Сообщество по вопросам развития стран юга Африки (САДК), плохое разрешение пограничных споров и хроническую нехватку материалов и персонала, необходимых для выполнения переселение в организованном порядке. [4] Несколько владельцев ферм и еще больше сельскохозяйственных рабочих были убиты во время насильственных захватов. [5]
Земельная реформа оказала серьезное негативное влияние на экономику Зимбабве и, как утверждается, во многом способствовала ее краху в 2000-х годах. [6] [7] Произошло падение общего объема сельскохозяйственной продукции, что привело к голоду и голоду. [8] Рост уровня бедности в сочетании с ростом неформальности сельскохозяйственных операций среди фермеров, получивших перераспределенную землю, привел к увеличению использования детского труда, особенно при выращивании сахарного тростника. [9]
По состоянию на 2011 год 237 858 зимбабвийских домохозяйств получили доступ к земле в рамках этой программы. С 2000 года было приобретено в общей сложности 10 816 886 га по сравнению с 3 498 444 га, купленными у добровольных продавцов в период с 1980 по 1998 год. [4] К 2013 году все принадлежащие белым фермы в Зимбабве были либо экспроприированы, либо подтверждены для будущего перераспределения. [10] Принудительный отвод сельхозугодий без компенсации был прекращен в начале 2018 года. [11] В 2019 году Союз коммерческих фермеров заявил, что белые фермеры, у которых была экспроприирована земля в рамках ускоренной программы, согласились принять предложение правительства Зимбабве о временной компенсации в размере RTGS в размере 53 миллионов долларов США (17 миллионов долларов США) в рамках усилий правительства по выплате компенсации обездоленным. фермеры. [12] Год спустя правительство Зимбабве объявило, что будет компенсировать лишенным собственности белым фермерам за инвестиции в инфраструктуру земли, и обязалось выплатить 3,5 миллиарда долларов США. [13] [14]
Фон
[ редактировать ]Основа спорного земельного спора в зимбабвийском обществе была заложена в начале заселения европейцами региона, который долгое время был ареной массовых перемещений различных народов банту . В шестнадцатом веке португальские исследователи попытались открыть Зимбабве для торговых целей, но страна была окончательно заселена европейскими иммигрантами лишь триста лет спустя. [15] Первым великим королевством Зимбабве была Империя Розви , основанная в одиннадцатом веке. Двести лет спустя имперское правление Розви начало рушиться, и империя перешла к народу Каранга , относительно новому племени в регионе, возникшему к северу от реки Замбези . [15] Оба этих народа позже стали ядром цивилизации Шона вместе с зезуру в центральной части Зимбабве, корекоре на севере, маньика на востоке, ндау на юго-востоке и каланга на юго-западе. [15]
В большинстве культур шона существовало теоретически общинное отношение к землевладению; О более поздней европейской концепции управления индивидуальной собственностью никто не слышал. [16] Земля считалась коллективной собственностью всех жителей данного вождества, а вождь урегулировал разногласия и вопросы, касающиеся ее использования. [16] Тем не менее, мужчины-главы домохозяйств часто оставляли личные участки для своей обработки и выделяли меньшие участки каждой из своих жен. Рост населения часто приводил к чрезмерному использованию существующих земель, которые значительно сократились как с точки зрения обработки, так и с точки зрения выпаса скота из-за большего числа людей, пытающихся делить одну и ту же площадь. [16]
В начале девятнадцатого века шона были завоеваны северными ндебеле (также известными как матабеле ), что положило начало процессу превращения земли Зимбабве в товар. [15] Хотя элита ндебеле не была заинтересована в возделывании земли, владение землей считалось одним из основных источников богатства и власти человека, остальные - это крупный рогатый скот и рабы. Соответственно, монархи ндебеле приобрели для себя большие участки земли. [15]
Земельный голод был в центре Родезийской войны Буша , и этот вопрос рассматривался в Ланкастер-Хаусе, который стремился обеспечить справедливое перераспределение земель безземельным, не нанося ущерба жизненно важному вкладу белых фермеров в экономику Зимбабве. [17] После обретения независимости от Соединенного Королевства в 1980 году власти Зимбабве получили полномочия инициировать необходимые реформы; Пока земля покупалась и продавалась на добровольной основе, британское правительство финансировало половину стоимости. [17] В конце 1990-х годов премьер-министр Тони Блэр расторг это соглашение, когда средства, доступные от Маргарет Тэтчер, администрации были исчерпаны, отказавшись от всех обязательств по земельной реформе. В ответ Зимбабве начала кампанию по «ускоренному» перераспределению, насильственно конфисковав фермы белых без компенсации. [17]
Правовая ситуация в Южной Родезии
[ редактировать ]Европейские модели расселения
[ редактировать ]
Первые белые колонисты, поселившиеся на территории современной Зимбабве, прибыли в 19 веке, в основном из Капской колонии (современная Южная Африка ), менее чем через столетие после вторжения ндебеле. [18] Это отражало более широкую тенденцию постоянного расселения европейцев в более мягких и засушливых регионах Южной Африки, в отличие от тропического и субтропического климата дальше на север. [19] В 1889 году Сесил Роудс и Британская южноафриканская компания (BSAC) представили в Зимбабве первых белых поселенцев в качестве старателей, добиваясь от ндебеле уступок на права на добычу полезных ископаемых. [15] Поселенцы , известные под общим названием « Колонна пионеров» , основали город Солсбери, ныне Хараре . [15] Родс надеялся найти золото и основать горнодобывающую колонию, но первоначальное намерение пришлось изменить, поскольку ни затраты, ни доходы от накладных расходов не соответствовали первоначальным прогнозам. [20] Местные месторождения золота не принесли той огромной прибыли, которую BSAC обещал своим инвесторам, а военные расходы на экспедицию привели к дефициту. [20] Временным решением было предоставление земли поселенцам в надежде, что они будут развивать продуктивные фермы и получать достаточный доход, чтобы оправдать продолжающиеся административные расходы колонии. [20] После 1898 года регион был обозначен как Южная Родезия . [21]
Между 1890 и 1896 годами BSAC предоставил европейским иммигрантам территорию площадью 16 миллионов акров — примерно одну шестую площади Южной Родезии. [20] К 1913 году эта площадь была увеличена до 21,5 миллиона акров. Однако эти концессии строго регулировались, и земля предлагалась только тем лицам, которые могли доказать, что у них есть необходимый капитал для ее освоения. [20] Исключения были сделаны во время восстаний Ндебеле и Шона против BSAC в середине 1890-х годов, когда земля была обещана всем европейцам, желающим взяться за оружие для защиты колонии, независимо от их финансового положения. [22] Поселенцам Колонны пионеров были предоставлены участки площадью 3150 акров каждый с возможностью покупки большего количества земли из владений BSAC по относительно низким ценам (до пятнадцати раз дешевле, чем сопоставимая земля на рынке Южной Африки). [20]
Создание подопечных земель племен
[ редактировать ]Вскоре между поселенцами и народами ндебеле и шона возникли разногласия как в плане распределения земли, так и в плане экономической конкуренции. [20] В 1900 году чернокожее население Южной Родезии владело примерно 55 000 голов крупного рогатого скота, тогда как жители Европы владели менее 12 000 голов. Соответственно, большая часть пастбищ использовалась для выпаса скота, принадлежащего африканцам. [23] Однако менее чем за два десятилетия ндебеле и шона стали владеть более чем миллионом голов крупного рогатого скота, а белые фермеры также владели еще миллионом. [23] Поскольку количество доступных пастбищ для скота быстро сократилось, что сопровождалось массовым перевыпасом и эрозией, конкуренция за землю между тремя группами стала ожесточенной. [23] Таким образом, для изучения проблемы и распределения земли был назначен ряд последовательных земельных комиссий. [23]
Колониальное правительство Южной Родезии разделило страну на пять отдельных сельскохозяйственных регионов, которые примерно соответствовали характеру осадков. [23] Регион I включал территорию в восточной горной местности с заметно большим количеством осадков, лучше всего подходящую для выращивания разнообразных товарных культур, таких как кофе и чай. Регион II был высокогорным , также на востоке, где землю можно было интенсивно использовать для выращивания зерновых, таких как кукуруза, табак и пшеница. Регионы III и IV переживали периодические засухи и считались пригодными для разведения домашнего скота, а также для выращивания сельскохозяйственных культур, требующих небольшого количества осадков. Район V был низкорослым и непригодным для выращивания сельскохозяйственных культур из-за засушливого характера; однако ограниченное животноводство все еще было жизнеспособным. [24] Право собственности на землю в этих регионах определялось расой в соответствии с положениями Закона о распределении земель в Южной Родезии , принятого в 1930 году, который зарезервировал регионы I, II и III для поселений белых. [24] Регион V и сегмент региона II, который отличался большей изменчивостью количества осадков, были объединены в подопечные земли племен (TTL), зарезервированные исключительно для владения и использования чернокожими африканцами. [23] Это создало две новые проблемы: во-первых, на территориях, зарезервированных для белых, соотношение земли и населения было настолько высоким, что многие фермы не могли быть использованы в полной мере, а некоторые первоклассные сельскохозяйственные угодья, принадлежащие белым, лежали без дела. [20] Во-вторых, законодательство привело к принудительному чрезмерному использованию земель в ЛТЛ из-за их перенаселения. [23]

Закон о распределении земель в Южной Родезии зарезервировал 49 миллионов акров для собственности белых и оставил 17,7 миллионов акров земли не переданными ни заповеднику белых, ни TTL. [20] Хотя исследование, проведенное Земельной комиссией колонии совместно с британским правительством в 1925 году, показало, что подавляющее большинство чернокожих родезийцев поддерживают ту или иную форму географической сегрегации, включая резервирование земли исключительно для их использования, многие были разочарованы тем, как закон был принят в явной пользу белых. [20] Перенаселенность ТТЛ вынудила большое количество шона и ндебеле отказаться от своего сельского образа жизни и искать оплачиваемую работу в городах или на белых коммерческих фермах. [24] Те, кто остался на участках ТТЛ, столкнулись с истощением верхнего слоя почвы из-за чрезмерного использования; большие объемы верхнего слоя почвы были лишены растительного покрова и, как следствие, стали непродуктивными. [23] Чтобы контролировать темпы эрозии, колониальные власти ввели инициативу по добровольному сокращению поголовья скота. Когда они не увенчались успехом, в 1941 году программа сокращения поголовья стала обязательной, вынудив всех жителей ТТЛ продавать или забивать животных, объявленных излишними. [23] Еще 7,2 миллиона акров были также выделены для продажи чернокожим фермерам, известным как «Зоны покупок коренных жителей». [20]
В начале 1950-х годов Южная Родезия приняла Закон о землепользовании в Африке, который предпринял попытку реформировать общинную систему в ТТЛ, предоставив чернокожим африканцам право подавать заявления на получение официальных документов, подтверждающих право собственности на определенные участки. [23] Этот закон оказался настолько непопулярным и трудным для исполнения, что новый премьер-министр Родезии Ян Смит приказал приостановить его действие в середине 1960-х годов. Администрация Смита впоследствии признала традиционных лидеров каждого вождества последней инстанцией в вопросах распределения земли в ТТЛ. [23]
После Односторонней Декларации независимости Родезии в земельное законодательство снова были внесены поправки Родезийским Законом о землевладении 1969 года. Закон о землевладении отменил Закон о распределении земли 1930 года и был разработан, чтобы решить проблему нехватки земли, доступной быстро растущему чернокожему населению. [23] Он сократил количество земли, отведенной для собственности белых, до 45 миллионов акров и зарезервировал еще 45 миллионов акров для собственности чернокожих, теоретически введя паритет; однако наиболее плодородные сельскохозяйственные угодья в регионах I, II и III по-прежнему входили в состав белого анклава. [23] Злоупотребления системой продолжали иметь место; некоторые белые фермеры воспользовались этим законодательством, чтобы перенести границы своей собственности на земли, ранее предназначенные для поселений чернокожих, часто не уведомляя других землевладельцев. [25] Связанным с этим явлением было существование общин чернокожих, особенно тех, которые собирались вокруг миссий, которые не обращали внимания на законодательство и невольно занимали сквоты на землях, переданных в собственность белым. Тем временем земля будет продана, и правительство обязано выселить ранее существовавших жильцов. [26] Эти и другие инциденты сыграли важную роль в пробуждении симпатий среди чернокожего населения Родезии к националистическим движениям, таким как Африканский национальный союз Зимбабве (ZANU) и Африканский народный союз Зимбабве (ZAPU), которые стремились свергнуть правительство Родезии силой оружия. [26]
Война Буша и Ланкастерский дом
[ редактировать ]Эскалация Родезийской войны Буша в 1970-х годах привела к значительному перемещению населения в сельской местности и прекращению сельскохозяйственной деятельности. [24] Нарушение ветеринарной службы привело к массовым потерям скота, а выращивание товарных культур было затруднено из-за партизанских набегов. [26] Убийство около трёхсот белых фермеров во время войны, а также призыв сотен других в силы безопасности Родезии также привели к падению объёмов сельскохозяйственного производства. [27] Между 1975 и 1976 годами городское население Родезии удвоилось, поскольку тысячи сельских жителей, в основном из ТТЛ, бежали в города, спасаясь от боевых действий. [24] За этим последовала кампания систематического расселения деревень , когда Родезийская армия переселила части чернокожего населения в охраняемые поселения, чтобы предотвратить их подрывную деятельность со стороны повстанцев. [26]
В 1977 году парламент Родезии внес поправки в Закон о землевладении, которые еще больше сократили количество земли, отведенной для белой собственности, до 200 000 гектаров, или 500 000 акров. Таким образом, более 15 миллионов гектаров земли были открыты для покупки лицами любой расы. [23] Два года спустя, в рамках Внутреннего урегулирования , Зимбабве-Родезии новое двухрасовое правительство под руководством епископа Абеля Музорева отменило резервирование земель по расовому признаку. [23] Белые фермеры по-прежнему владели 73,8% наиболее плодородных земель, пригодных для интенсивного выращивания товарных культур и выпаса скота, а также производили 80% общего сельскохозяйственного производства страны. [23] Это был жизненно важный вклад в экономику, которая все еще поддерживалась экспортом сельскохозяйственной продукции. [24]
Земельная реформа стала критически важным вопросом во время переговоров в Ланкастерском доме, призванных положить конец войне Буша в Родезии. Лидер ЗАНУ Роберт Мугабе и лидер ЗАПУ Джошуа Нкомо настаивали на перераспределении земли – путем принудительного захвата без компенсации – как предварительного условия мирного урегулирования путем переговоров. [28] Это отражало преобладающие настроения в их партизанских армиях, Африканской национальной освободительной армии Зимбабве (ZANLA) и Народно-революционной армии Зимбабве (ZIPRA) соответственно, а также на сельских базах поддержки, которые возлагали большие надежды на перераспределение земли. [17] [24] Британское правительство, выступавшее посредником в переговорах, предложило конституционную статью, подчеркивающую право собственности как неотъемлемое право, чтобы предотвратить массовый исход белых фермеров и экономический коллапс страны. [27] Это было закреплено в статье 16 Конституции Зимбабве 1980 года . [28] Чтобы заручиться поддержкой Мугабе и Нкомо конституционного соглашения, лорд Кэррингтон объявил, что Соединенное Королевство будет готово оказать помощь в переселении земель посредством технической и финансовой помощи. [28] Генеральный секретарь Содружества Наций также сэр Шридат Рамфал получил заверения от американского посла в Лондоне Кингмана Брюстера , что Соединенные Штаты также внесут капитал на «значительную сумму для процесса перераспределения земель и предпримут побудить британское правительство дать аналогичные гарантии». [29]
Соглашение Ланкастер-хауса предусматривало, что фермы могут быть отняты у белых только по принципу «желающий покупатель, желающий продавец» в течение как минимум десяти лет. [17] Белым фермерам не разрешалось подвергать никакому давлению или запугиванию, и если они решали продать свои фермы, им разрешалось самостоятельно определять запрашиваемую цену. [17] Исключения могут быть сделаны, если ферма не занята и не используется для сельскохозяйственной деятельности. [28]
Независимость Южной Родезии была окончательно признана как Республика Зимбабве 18 апреля 1980 года. Будучи первым премьер-министром Зимбабве, Мугабе подтвердил свою приверженность земельной реформе. [23] Недавно созданное Министерство земель, переселения и реконструкции Зимбабве объявило позже в том же году, что земельная реформа будет необходима для уменьшения перенаселенности в бывших ТТЛ, расширения производственного потенциала мелких фермеров, ведущих натуральное хозяйство, и повышения уровня жизни чернокожих сельских жителей. . [24] Его заявленные цели заключались в том, чтобы обеспечить максимальную эксплуатацию заброшенных или недостаточно используемых земель и предоставить возможности безработным и безземельным крестьянам. [24]
Пост-независимость
[ редактировать ]Неравенство в землевладении усугублялось растущей проблемой перенаселения , истощением чрезмерно используемых участков и ростом бедности в районах натурального хозяйства параллельно с недостаточным использованием земли на коммерческих фермах. [3] Коммерческий сектор, в котором преобладают белые, использовал труд более 30% оплачиваемой рабочей силы и составлял около 40% экспорта. [23] Основные сельскохозяйственные культуры включали сахарный тростник , кофе , хлопок , табак и несколько сортов высокоурожайной гибридной кукурузы . И коммерческие фермы, и натуральный сектор содержали большие стада крупного рогатого скота, но более 60% отечественной говядины поставлялось первыми. [23] Напротив, жизнь типичных фермеров, ведущих натуральное хозяйство, была трудной, а их труд плохо вознаграждался. По мере того как эрозия усиливалась, способность натурального сектора прокормить своих сторонников значительно снизилась. [3]
Этапы земельной реформы
[ редактировать ]Желающий продавец, заинтересованный покупатель
[ редактировать ]Несмотря на обширную финансовую помощь со стороны Великобритании, первая фаза программы земельной реформы Зимбабве была широко признана неудачной. [24] Зимбабве смогла приобрести только 3 миллиона гектаров (7,41 миллиона акров) для переселения чернокожих, что значительно меньше запланированной цели в 8 миллионов гектаров (19,77 миллиона акров). [30] Эта земля была перераспределена между примерно 50 000 домохозяйствами. [30] Многие бывшие сторонники националистических движений считали, что обещания Нкомо и Мугабе в отношении земли не были по-настоящему выполнены. Это мнение было особенно острым в Матабелеленде , где наследие Закона о разделе земли в Южной Родезии было более невыгодным для чернокожих зимбабвийцев, чем в других частях страны. [31]
В середине 1980-х годов средства, предназначенные для покупки белых ферм, часто направлялись на оборону, за что зимбабвийские чиновники подвергались некоторой критике. [31] Сокращение финансирования поставило еще одну дилемму: цены на недвижимость теперь превышали то, что Министерство земель, переселения и реконструкции могло позволить себе для достижения своих целей. [32] Он также не смог построить достаточно дорог, больниц и школ для большого количества людей, которых переселял в новые районы. [32] После 1983 года внутренний бюджет больше не мог поддерживать меры по переселению, и, несмотря на британскую помощь, количество приобретаемых ферм постепенно сокращалось до конца десятилетия. [33]
В 1986 году правительство Зимбабве назвало финансовые ограничения и продолжающуюся засуху двумя главными факторами, влияющими на медленный прогресс земельной реформы. [34] Однако было также ясно, что в самом Министерстве земель, переселения и благоустройства не хватало инициативы и подготовленного персонала для планирования и осуществления массовых переселений. [34] В 1985 году парламент принял Закон о приобретении земли, который давал правительству первое право на покупку излишков земли для перераспределения среди безземельных. Он уполномочил правительство претендовать на участки, прилегающие к бывшим ТТЛ (теперь известные просто как «общественные территории»), и обозначить их для целей переселения, при условии, что владельцев можно будет убедить продать. [34]
В период с апреля 1980 года по сентябрь 1987 года площадь земель, занимаемых коммерческими фермами, принадлежащими белым, сократилась примерно на 20%. [34]
Обязательное приобретение
[ редактировать ]После истечения срока действия конституционных условий, предусмотренных Соглашением Ланкастер-хауса в начале 1990-х годов, Зимбабве наметила несколько новых амбициозных планов земельной реформы. [33] Национальная земельная политика была официально предложена и закреплена в виде Закона о приобретении земель в Зимбабве 1992 года, который давал правительству право приобретать любую землю по своему усмотрению, но только после выплаты финансовой компенсации. [33] Несмотря на то, что землевладельцы были бессильны оспорить само приобретение, им было разрешено некоторым сторонам согласовывать суммы компенсации с государством. [17] Британское правительство продолжало помогать финансировать программу переселения, причем помощь, специально предназначенная для земельной реформы, достигла 91 миллиона фунтов стерлингов к 1996 году. [30] Еще 100 миллионов фунтов стерлингов были выделены на «бюджетную поддержку» и потрачены на различные проекты, включая земельную реформу. [30] Зимбабве также начала привлекать других доноров посредством своей Политики экономической структурной перестройки (ESAP), которая представляла собой проекты, реализуемые совместно с международными агентствами и привязанные к иностранным займам. [24]
Перенаправление ферм в личное пользование политической элиты Зимбабве начало становиться важнейшей проблемой в середине 1990-х годов. [33] Премьер-министр Мугабе, вступивший в должность исполнительного президента в 1987 году, призвал к сдержанности, введя в действие кодекс поведения руководства, который запрещал членам правящей партии ZANU-PF монополизировать большие участки сельскохозяйственных угодий и затем сдавать их в аренду с целью получения прибыли. [35] Местные средства массовой информации вскоре разоблачили серьезные нарушения кодекса со стороны семьи Мугабе и высокопоставленных чиновников ЗАНУ-ПФ. [35] Несмотря на призывы к ответственности, члены партии так и не были привлечены к дисциплинарной ответственности. [35] Вместо того, чтобы быть переселенными безземельными крестьянами, несколько сотен коммерческих ферм, приобретенных в соответствии с Законом об отводе земли, продолжали сдаваться в аренду лицам с политическими связями. [33] В 1994 году непропорционально большая часть приобретаемой земли принадлежала менее чем 600 чернокожим землевладельцам, многие из которых владели несколькими объектами недвижимости. [33] Одно исследование коммерческих ферм показало, что более половины перераспределенной земли в том году досталось отсутствующим владельцам, которые в противном случае не занимались бы сельским хозяйством. [33]
Предполагаемая монополизация земли правящей партией вызвала острую оппозицию со стороны стран-доноров ESAP, которые утверждали, что те, кто не находится под покровительством ZANU-PF, вряд ли получат выгоду. [36] В 1996 году партийные интересы стали еще более неотделимы от вопроса земельной реформы, когда президент Мугабе предоставил центральному комитету ZANU-PF высшие полномочия – заменяющие полномочия зимбабвийских судов, а также Министерства земель и сельского хозяйства – делегировать права собственности. [36] В том же году все фермы, подлежащие перераспределению, больше не выбирались и не обсуждались правительственными министерствами, а на ежегодном съезде ЗАНУ – ПФ. [36]
В 1997 году правительство опубликовало список из 1471 фермы, которую оно намеревалось принудительно выкупить для перераспределения. [36] Список был составлен в результате общенациональной идентификации земель, проводившейся в течение года. Землевладельцам было дано тридцать дней на подачу письменных возражений. [36] Многие фермы были исключены из списка, а затем повторно внесены в список, поскольку Министерство земель и сельского хозяйства обсуждало преимущества приобретения различной собственности. [33] особенно те, которые ЗАНУ – ПФ приказал экспроприировать по неуказанным «политическим причинам». [36] Из 1471 случая приобретения индивидуальной собственности около 1200 были обжалованы фермерами в суд из-за различных юридических нарушений. [36] Президент Мугабе ответил, указав, что, по его мнению, земельная реформа является чисто политическим вопросом, который не подлежит сомнению или обсуждению в судебной системе. [36]
Растущая политизация земельной реформы сопровождалась ухудшением дипломатических отношений между Зимбабве и Соединенным Королевством. [36] Общественное мнение о процессе земельной реформы в Зимбабве среди британских граждан было явно посредственным; со стороны правительства Великобритании это было воспринято как неудачная инвестиция в неэффективную и плохо реализуемую программу. [36] В июне 1996 года Линда Чалкер , государственный секретарь Великобритании по международному развитию, заявила, что не может одобрить новую политику обязательных закупок, и призвала Мугабе вернуться к принципам «добрый покупатель, желающий продавец». [36]
5 ноября 1997 года преемница Чалкера Клэр Шорт описала подход нового лейбористского правительства к земельной реформе в Зимбабве. Она сказала, что Великобритания не признает, что на Британии лежит особая ответственность по покрытию расходов на покупку земли в Зимбабве. Несмотря на обязательства Ланкастерского дома, Шорт заявила, что ее правительство было готово поддержать только программу земельной реформы, которая была частью стратегии искоренения бедности. У нее были и другие вопросы относительно способа приобретения земли и выплаты компенсаций, а также прозрачности процесса. Позиция ее правительства была изложена в письме министру сельского хозяйства Зимбабве Кумбираю Кангаю: [37]
- Я должен пояснить, что мы не признаем, что Великобритания несет особую ответственность за покрытие расходов на покупку земли в Зимбабве. Мы — новое правительство, состоящее из разных слоев общества и не связанное с бывшими колониальными интересами. Я ирландец по происхождению, и, как вы знаете, мы были колониями, а не колонизаторами.
В конце письма говорилось, что программу быстрого приобретения земель невозможно поддержать, и выражалась обеспокоенность по поводу ущерба, который это может нанести сельскохозяйственному производству Зимбабве и ее перспективам привлечения инвестиций. [37] [38]
Кеннет Каунда , бывший президент Замбии , отреагировал пренебрежительно, сказав: «Когда Тони Блэр пришел к власти в 1997 году, я понимаю, что какая-то молодая женщина, отвечающая за колониальные вопросы в этом правительстве, просто перестала что-либо предпринимать». [39]
В июне 1998 года правительство Зимбабве опубликовало свою «политическую основу» для фазы II Земельной реформы и программы переселения (LRRP II), которая предусматривала обязательную покупку в течение пяти лет 50 000 квадратных километров из 112 000 квадратных километров, принадлежащих белым коммерческим фермерам. государственные корпорации, церкви, неправительственные организации и транснациональные компании. В разбивке на 50 000 квадратных километров это означало, что каждый год в период с 1998 по 2003 год правительство намеревалось приобретать 10 000 квадратных километров для перераспределения.
В сентябре 1998 года правительство созвало конференцию доноров в Хараре по LRRP II, чтобы проинформировать сообщество доноров и вовлечь их в программу: сорок восемь стран и международных организаций приняли участие и единогласно одобрили земельную программу, заявив, что она важна для сокращения бедности. политическая стабильность и экономический рост. Они согласились, что начальный этап, охватывающий первые 24 месяца, должен начаться немедленно, особенно осознавая политическую необходимость и срочность этого предложения.
Союз коммерческих фермеров открыто предложил продать правительству 15 000 квадратных километров для перераспределения, но землевладельцы снова медлили. В ответ на действия Национальной конституционной ассамблеи, группы ученых, профсоюзных деятелей и других политических активистов, правительство разработало новую конституцию. Проект широко обсуждался общественностью на официальных заседаниях, и в него были внесены поправки, включающие ограничения президентских полномочий, ограничения срока президентских полномочий и возрастного ограничения в 70 лет для кандидатов в президенты. Это не было сочтено подходящим для правительства результатом, поэтому в предложения были внесены поправки, заменяющие эти положения положением о принудительном приобретении земли для перераспределения без компенсации. Оппозиция в основном бойкотировала стадию разработки конституции, утверждая, что эта новая версия должна была укрепить политическое влияние Мугабе.
Примерно в это же время ветераны-партизаны из Африканской национально-освободительной армии Зимбабве (ZANLA) и Народно-революционной армии Зимбабве (ZIPRA) начали проявляться как радикальная сила в земельном вопросе. Партизаны настойчиво доказывали свою позицию, согласно которой земля, принадлежащая белым, в Зимбабве по праву принадлежит им, на основании обещаний, данных им во время войны Буша в Родезии. [33] Призывы к ускорению земельной реформы были также поддержаны богатым городским классом чернокожих зимбабвийцев, которые были заинтересованы в прорыве в коммерческое сельское хозяйство при государственной поддержке. [33]
Ускоренная земельная реформа и насилие
[ редактировать ]«В соответствии с этими [ sic ] Биппасами [Двусторонними соглашениями о поощрении и защите инвестиций], которые, как вы утверждаете, были нарушены, единственным недостатком было то, что мы не смогли собрать деньги для выплаты компенсации, но нарушения не было».
– Патрик Чинамаса , министр финансов Зимбабве (2014 г.) [40]
Правительство провело референдум по новой конституции 12–13 февраля 2000 г., несмотря на то, что оно имело достаточно значительное большинство в парламенте, чтобы принять любую поправку, которую оно пожелает. Если бы она была одобрена, новая конституция предоставила бы правительству право приобретать землю в принудительном порядке без компенсации. Несмотря на широкую поддержку в средствах массовой информации, новая конституция потерпела поражение - 55% против 45%.
26–27 февраля 2000 г. [41] (ZNLWVA), выступающая за Мугабе, Ассоциация ветеранов национально-освободительной войны Зимбабве организовала несколько человек (включая, помимо прочего, ветеранов войны; многие из них были их детьми и внуками) для марша по сельскохозяйственным угодьям, принадлежащим белым, первоначально с барабанами, песнями и танцами. Это движение было официально названо «Программой ускоренной земельной реформы» (FTLRP). Владельцы ферм, в основном белые, были вынуждены покинуть свои земли вместе со своими рабочими, которые, как правило, были выходцами из региона. Часто это делалось насильственно и без компенсации. В ходе этой первой волны вторжений на фермы было захвачено в общей сложности 110 000 квадратных километров земли. Несколько миллионов чернокожих сельскохозяйственных рабочих были исключены из перераспределения, оставив их без работы. По данным Human Rights Watch , к 2002 году Ассоциация ветеранов войны «убивала белых владельцев ферм в ходе оккупации коммерческих ферм» как минимум семь раз, а также «несколько десятков [черных] сельскохозяйственных рабочих». [5] Первые белые фермеры, погибшие в результате программы переселения, были убиты зимбабвийскими военизированными формированиями в середине 2000 года. Чаще всего насилие было направлено против сельскохозяйственных рабочих, которые часто подвергались нападениям и убийствам со стороны ветеранов войны и их сторонников. [42] Между фермерами и ветеранами войны произошли ожесточенные столкновения, которые привели к перестрелкам, а также к вооруженной осаде пострадавших ферм. [43]
Официально земля была разделена на мелкомасштабное производство, так называемые схемы А1, и коммерческие фермы, называемые схемами А2. Однако между этими двумя категориями существует много совпадений. [44]
Насильственный захват фермы Аламейн генералом армии в отставке Соломоном Муджуру спровоцировал первый судебный иск против одного из приближенных Роберта Мугабе. [45] [46] В конце 2002 года Высокий и Верховный суды Зимбабве признали арест незаконным; однако предыдущий владелец не смог выполнить постановление суда, и генерал Муджуру продолжал жить на ферме до своей смерти 15 августа 2011 года. [47] [48] Многие другие судебные иски по поводу приобретения земли или выселения не увенчались успехом. [49]
10 июня 2004 г. пресс-секретарь посольства Великобритании Софи Хани заявила: [50]
- Великобритания не отказалась от обязательств (взятых) в Ланкастер-Хаусе. В Ланкастер-хаусе британское правительство ясно дало понять, что долгосрочные потребности земельной реформы в Зимбабве выходят за рамки возможностей любой отдельной страны-донора.
- С момента обретения [Зимбабве] независимости мы предоставили 44 миллиона фунтов стерлингов на земельную реформу в Зимбабве и 500 миллионов фунтов стерлингов на двустороннюю помощь в целях развития.
- Великобритания остается решительным сторонником эффективной, хорошо управляемой и ориентированной на интересы бедных земельной реформы. Ускоренная земельная реформа не была реализована в соответствии с этими принципами, и мы не можем ее поддержать.
Министр земель, земельной реформы и переселения Джон Нкомо пять дней назад заявил, что вся земля, от посевных полей до заповедников дикой природы, вскоре станет государственной собственностью. Документы на сельскохозяйственные земли будут заменены договорами аренды сроком на 99 лет, а срок аренды для заповедников дикой природы будет ограничен 25 годами. [51] Однако с тех пор были и опровержения этой политики. [52]
Парламент, в котором доминирует ЗАНУ–ПФ , принял поправку к конституции, подписанную 12 сентября 2005 года, которая национализировала сельскохозяйственные угодья, приобретенные в рамках «ускоренного процесса», и лишила первоначальных землевладельцев права оспаривать в суде решение правительства об экспроприации их земли. . [53] Верховный суд Зимбабве вынес решение против судебного оспаривания этой поправки. [54] Дело ( Кэмпбелл против Республики Зимбабве ) рассматривалось Трибуналом САДК в 2008 году, который постановил, что правительство Зимбабве нарушило договор САДК, отказав в доступе к судам и приняв участие в расовой дискриминации в отношении белых фермеров, чьи земли были конфискованы, и выплатив компенсацию. должно быть оплачено. [55] Однако Высокий суд отказался зарегистрировать решение Трибунала, и в конечном итоге Зимбабве вышла из состава Трибунала в августе 2009 года. [56]
В январе 2006 года министр сельского хозяйства Джозеф Маде заявил, что Зимбабве рассматривает закон, который обяжет коммерческие банки финансировать чернокожих крестьян, которым в ходе земельной реформы были выделены сельскохозяйственные земли, ранее принадлежавшие белым. Мэйд предупредил, что у банков, которые не смогут кредитовать значительную часть своего дохода этим фермерам, будут отозваны лицензии.
Вновь переселенным крестьянам в большинстве случаев не удалось получить кредиты в коммерческих банках, поскольку они не имели права собственности на землю, на которую они были переселены, и, следовательно, не могли использовать ее в качестве залога. Не имея гарантий владения фермами, банки неохотно предоставляют кредиты новым фермерам, многие из которых не имеют большого опыта в коммерческом сельском хозяйстве или активов, которые могли бы предоставить альтернативное обеспечение для любых заемных денег. [57]
Последствия и результаты
[ редактировать ]Перераспределение земли
[ редактировать ]Партии необходимо создать механизмы для решения многочисленных проблем, вытекающих из того, как проводилась программа земельной реформы, особенно принимая во внимание коррупционную и мстительную практику чиновников Министерства земель.
Отчет ЦК 17-й ежегодной Национальной народной конференции ЗАНУ – ПФ. [58] [59]
Появились противоречивые сообщения о последствиях программы земельной реформы Мугабе. В феврале 2000 года отдел по связям со СМИ Африканского национального конгресса сообщил, что Мугабе отдал себе 15 ферм, а Саймон Музенда получил 13. Среди них члены кабинета министров владели 160 фермами, из них 150 — действующими парламентариями ЗАНУ-ПФ, а из 2500 ветеранов войны — только двое. Еще 4500 безземельных крестьян были выделены трое. [3] Программа также оставила еще 200 000 сельскохозяйственных рабочих перемещенными и бездомными, причем чуть менее 5% получили компенсацию в виде земли, экспроприированной у их изгнанных работодателей. [60]
Институт исследований развития Университета Сассекса опубликовал отчет, в котором утверждается, что экономика Зимбабве восстанавливается и что в сельских районах растет новый бизнес. [61] В исследовании сообщается, что из примерно 7 миллионов гектаров земли, перераспределенных в результате земельной реформы (или 20% площади Зимбабве), 49,9% тех, кто получил землю, были сельскими крестьянами, 18,3% были «безработными или работали на низкооплачиваемых работах в региональных городах». , точки роста и шахты», 16,5% составляли государственные служащие, а 6,7% принадлежали к зимбабвийскому рабочему классу. Несмотря на заявления критиков о том, что земельная реформа принесла пользу только государственным бюрократам, только 4,8% земли досталось бизнесменам, а 3,7% досталось службам безопасности. [62] Около 5% домохозяйств (не то же самое, что 5% земли) достались отсутствующим фермерам, имеющим хорошие связи с ЗАНУ-ПФ. Однако Масвинго является частью страны с относительно бедными сельскохозяйственными угодьями, и, согласно исследованию, возможно, что больше ферм перешло к «фермерам, использующим мобильные телефоны» в других частях страны. [63] Исследование подверглось критике за то, что оно сосредоточилось на подробных местных случаях в одной провинции ( провинция Масвинго ) и игнорировало насильственный характер переселения и аспекты международного права. [64] Критики продолжают утверждать, что основными бенефициарами являются сторонники Мугабе. [65]
По состоянию на 2011 год в Зимбабве оставалось около 300 белых фермеров. [49] В 2018 году в отчете ЦК ЗАНУ – ПФ на 17-й ежегодной Всекитайской народной конференции правительство заявило, что процесс земельной реформы страдает от коррупции и «мстительных процессов», которые необходимо решить. [58]
Спустя почти два десятилетия Зимбабве начала процесс возвращения земли фермерам, чьи фермы были захвачены. Поскольку Соединенные Штаты требуют, чтобы страна вернула землю, прежде чем она сможет снять санкции, которые они наложили на некогда процветающую страну на юге Африки, Зимбабве начала выплачивать компенсации белым фермерам, потерявшим свои фермы, и правительство активно ищет новых участников. В 2020 году землю возделывают более 1000 белых фермеров, и это число растет. [66]
1 сентября 2020 года Зимбабве решила вернуть землю, конфискованную у иностранцев в период с 2000 по 2001 год; следовательно, иностранные граждане, у которых была конфискована земля, в основном граждане Нидерландов, Великобритании и Германии, могли подать заявку на ее возвращение. Правительство также упомянуло, что чернокожие фермеры, получившие землю в рамках спорной программы земельной реформы, будут переселены, чтобы позволить бывшим владельцам «вернуть себе владение». [67]
Влияние на производство
[ редактировать ]
До 2000 года фермеры-землевладельцы владели большими участками земли и использовали эффект масштаба для привлечения капитала, при необходимости занимали деньги и приобретали современное механизированное сельскохозяйственное оборудование для повышения производительности на своей земле. Поскольку основными бенефициарами земельной реформы были члены правительства и их семьи, несмотря на то, что большинство из них не имели опыта ведения фермы, падение общего объема сельскохозяйственной продукции было огромным и даже привело к голоду и голоду, согласно данным помощи. агентства. [8] За этот период экспортные культуры сильно пострадали. Принимая во внимание, что в 2001 году Зимбабве была шестым по величине производителем табака в мире, [68] в 2005 году было произведено менее трети от количества, произведенного в 2000 году. [69]
Зимбабве когда-то была настолько богата сельскохозяйственной продукцией, что ее прозвали «житницей» Южной Африки, а сейчас она изо всех сил пытается прокормить собственное население. [70] Около 45 процентов населения в настоящее время считается недоедающим . В результате земельной реформы больше всего пострадали экспортные культуры, такие как табак, кофе и чай. Годовое производство кукурузы, основного повседневного продукта питания для зимбабвийцев, сократилось на 31% в период с 2002 по 2012 год, в то время как годовое производство мелких зерновых выросло на 163% за тот же период. [44] Поскольку более миллиона гектаров земли были переведены из преимущественно экспортных культур в преимущественно кукурузу, в 2017 году производство кукурузы наконец достигло объемов, наблюдавшихся до 2001 года, в рамках программы Мнангагвы «командное сельское хозяйство». [71]
Табак
[ редактировать ]Земельная реформа привела к падению урожая табака в Зимбабве, основного сельскохозяйственного экспорта. В 2001 году Зимбабве была шестым по величине производителем табака в мире, уступая только Китаю, Бразилии, Индии, США и Индонезии. [72] К 2008 году производство табака упало до 48 миллионов кг, что составляет всего 21% от объема, выращенного в 2000 году, и меньше, чем урожай, выращенный в 1950 году. [73] [74] : 189
В 2005 году в Зимбабве была введена контрактная система. Международные табачные компании заключили контракты с мелкими фермерами, ведущими натуральное хозяйство, на покупку их урожая. Взамен фермеры получали сельскохозяйственные ресурсы, такие как семена и удобрения, а также советы и надзор. [75] [76] Производство возобновилось по мере того, как мелкие чернокожие фермеры приобрели опыт выращивания табака. [77] В 2019 году Зимбабве произвело 258 миллионов кг табака, что стало вторым по величине урожаем за всю историю наблюдений. [78] [79] Это увеличение производства произошло за счет снижения качества, поскольку возможности по производству более ценного сушеного табака с высоким содержанием никотина были потеряны и в значительной степени заменены более дешевым табаком с качественным наполнителем. [80]
Экономические последствия
[ редактировать ]
Критики земельной реформы утверждают, что она оказала серьезное пагубное воздействие на экономику Зимбабве. [82] [7]
Восстановление ВВП Зимбабве после долларизации объясняется кредитами и иностранной помощью, полученной путем передачи в залог огромных природных ресурсов страны, включая алмазы, золото и платину, иностранным державам. [83] [84]
В ответ на то, что было описано как «ускоренная земельная реформа» в Зимбабве, правительство Соединенных Штатов в 2001 году заморозило кредиты правительства Зимбабве на основании Закона о демократии и экономическом восстановлении Зимбабве 2001 года (в частности, раздел 4C, озаглавленный «Ограничение многостороннего финансирования»). ), [85]
Профицит торгового баланса Зимбабве составил 322 миллиона долларов в 2001 году, в 2002 году торговый дефицит составил 18 миллионов долларов и в последующие годы быстро рос. [86]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://assets.publishing.service.gov.uk/media/57a08ae4ed915d622C000985/60332_Zimbabwe_Land_Reform.pdf
- ^ Информационный бюллетень САДК: интервью Эдди Кросса, см. второй квартал. Архивировано 19 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д Жесткий, Питер (июнь 2000 г.). Крик Зимбабве: независимость – двадцать лет спустя . Йоханнесбург: Издательство Галаго. ISBN 978-1919854021 .
- ^ Перейти обратно: а б Анализ страны Зимбабве
- ^ Перейти обратно: а б «Ускоренная земельная реформа в Зимбабве | Хьюман Райтс Вотч» . Hrw.org. 8 марта 2002 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Ричардсон, Крейг Дж. (2004). Крах Зимбабве в результате земельных реформ 2000–2003 гг . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . ISBN 978-0-7734-6366-0 .
- ^ Перейти обратно: а б «Зимбабве не вернет землю белым фермерам: Мнангагва» . Ежедневная нация . Найроби, Кения. Агентство Франс-Пресс. 10 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Данкаеску, Ник (2003). «Примечание: Земельная реформа в Зимбабве». Флоридский журнал международного права . 15 : 615–644.
- ^ Чингоно, Няша (19 ноября 2019 г.). «Горькая нищета детей, работающих на сахарном тростнике в Зимбабве» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 19 ноября 2019 г.
- ^ «Страновые отчеты о соблюдении прав человека – 2013» . Государственный департамент США . Проверено 9 ноября 2014 г.
- ^ «Земельная реформа Мугабе обходится Зимбабве в 17 миллиардов долларов: экономисты» . Новости 24 . Кейптаун. 12 мая 2018 года. Архивировано из оригинала 15 июня 2018 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Куедзва, Креси (8 апреля 2019 г.). «Фермеры Белого Зима приняли промежуточный платеж в размере 238 миллионов рандов в качестве компенсации за землю» . Фин24 . Проверено 9 апреля 2019 г.
- ^ «Зимбабве согласна выплатить белым фермерам компенсацию в размере 3,5 миллиардов долларов» . www.msn.com . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ «Зимбабве подписывает соглашение на сумму 3,5 миллиарда долларов США о выплате компенсаций белым фермерам» . allAfrica.com . 30 июля 2020 г. Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Нельсон, Гарольд. Справочник территорий Южной Родезии (изд. 1975 г.). Американский университет. стр. 3–16. АСИН B002V93K7S .
- ^ Перейти обратно: а б с Шоко, Табона (2007). Религия коренных народов Каранга в Зимбабве: здоровье и благополучие . Оксфордшир: Книги Рутледжа. стр. 9–12. ISBN 978-0754658818 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Алао, Абиодун (2012). Мугабе и политика безопасности в Зимбабве . Монреаль, Квебек и Кингстон, Онтарио: Издательство Университета Макгилла-Куина . стр. 91–101. ISBN 978-0-7735-4044-6 .
- ^ «Профиль Зимбабве – Хронология» . Новости Би-би-си . 31 мая 2012 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Борстельманн, Томас (1993). Неохотный дядя апартеида: Соединенные Штаты и Южная Африка в начале холодной войны . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 11–28. ISBN 978-0195079425 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мосли, Пол (2009). Экономика поселенцев: исследования экономической истории Кении и Южной Родезии, 1900–1963 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 13–24. ISBN 978-0521102452 .
- ^
- Палли, Клэр (1966). Конституционная история и право Южной Родезии 1888–1965 гг., С особым упором на имперский контроль (Первое изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс . стр. 742–743. OCLC 406157 .
- ^ Ньох, Амбе (2007). Планирующая власть: городское планирование и социальный контроль в колониальной Африке . Лондон: UCL Press. стр. 159–160. ISBN 978-1844721603 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Нельсон, Гарольд. Зимбабве: Страновое исследование . стр. 137–153.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Макура-Парадза, Гейнор Гамучирай (2010). «Одинокие женщины, уязвимость земли и средств к существованию в общинном районе Зимбабве» . Вагенинген: Университет и исследовательский центр Вагенингена. Архивировано из оригинала 21 марта 2015 года . Проверено 27 сентября 2016 г.
- ^ Макси, Кес (1975). Борьба за Зимбабве: вооруженный конфликт в Южной Родезии после UDI . Лондон: Rex Collings Ltd. стр. 102–108. ISBN 978-0901720818 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Реберн, Майкл (1978). Черный огонь! Рассказы родезийских партизан . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. стр. 189–207 . ISBN 978-0394505305 .
- ^ Перейти обратно: а б Селби, Энди (nd). «От сезона открытых дверей к королевской игре: стратегическое перепозиционирование коммерческих фермеров в период перехода к независимости в Зимбабве» (PDF) . Оксфорд: Центр международного развития. Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2016 года . Проверено 4 июля 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д Кригер, Норма (2003). Ветераны-партизаны в послевоенной Зимбабве: символическая и насильственная политика, 1980–1987 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 41–42. ISBN 978-0521818230 .
- ^ Плаут, Мартин (22 августа 2007 г.). «Африка | США поддержали земельную реформу в Зимбабве» . Новости Би-би-си . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Час онлайн-новостей – Перераспределение земель в Южной Африке: Программа Зимбабве» . Pbs.org. Архивировано из оригинала 1 мая 2004 года . Проверено 18 мая 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Хаусы, Джон (1998). Дестабилизация Зимбабве в Южной Африке, 1980–89 гг . Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан . стр. 72–135. ISBN 978-0333713693 .
- ^ Перейти обратно: а б Лааксо, Лиза (1997). Дарнольф, Стаффан; Лааксо, Лиза (ред.). Двадцать лет независимости Зимбабве: от освобождения к авторитаризму . Бейзингсток: Пэлгрейв-Макмиллан. стр. 100-1 3–9. ISBN 978-0333804537 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Фишер, Дж.Л. (2010). Пионеры, поселенцы, иностранцы, изгнанники: деколонизация белой идентичности в Зимбабве . Канберра: ANU E Press . стр. 159–165. ISBN 978-1-921666-14-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дринкуотер, Майкл (1991). Государство и аграрные изменения в общинных территориях Зимбабве . Бейзингсток: Пэлгрейв-Макмиллан. стр. 84–87. ISBN 978-0312053505 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дауден, Ричард (2010). Африка: измененные состояния, обычные чудеса . Лондон: Книги Портобелло. стр. 144–151 . ISBN 978-1-58648-753-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Селби, Энди (nd). «Радикальные перестановки: крах союза между белыми фермерами и государством в Зимбабве» (PDF) . Оксфорд: Центр международного развития. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июля 2017 года . Проверено 8 июля 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 11 августа 2013 года . Проверено 8 февраля 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Гресте, Питер (15 апреля 2008 г.). «Африка | Почему Мугабе глух к Западу» . Новости Би-би-си . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ «Африка | Точка зрения: Каунда на Мугабе» . Новости Би-би-си . 12 июня 2007 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Маяка, я знал (3 июня 2014 г.). «Биппас не остановит захват активов: Чинамаса» . Ежедневные новости в прямом эфире . Проверено 6 июня 2014 г.
- ^ «Страновые отчеты: Зимбабве на перепутье» (PDF) . Южноафриканский институт международных отношений. п. 10 . Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ Дэвид Макдермотт Хьюз (12 апреля 2010 г.). Белизна в Зимбабве: раса, ландшафт и проблема принадлежности . Спрингер. п. xiv. ISBN 978-0-230-10633-8 .
В 2000 году военизированные формирования убили своего первого белого фермера в Вирджинии, Дэйва Стивенса. Чаще всего вооруженные группы окружали фермерские дома и преследовали их жителей (при этом нападая и часто убивая чернокожих сельскохозяйственных рабочих).
- ^ Мередит, Мартин (сентябрь 2007 г.) [2002]. Мугабе: власть, грабеж и борьба за Зимбабве . Нью-Йорк: PublicAffairs . стр. 171–175 . ISBN 978-1-58648-558-0 .
- ^ Перейти обратно: а б «Земельная реформа в Зимбабве: бросая вызов мифам» . Зимбабвийец . Архивировано из оригинала 5 мая 2013 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Торникрофт, Пета (24 декабря 2001 г.). «Выселенный фермер подает иск о возврате активов на 2 миллиона фунтов стерлингов» . Телеграф . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Сэм Кили (25 января 2002 г.). « Британия должна действовать в отношении Зимбабве» – Новости – London Evening Standard» . Thisislondon.co.uk. Архивировано из оригинала 14 сентября 2012 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ «О силовиках, свечах и яростной диктатуре» . Лидер мысли. 21 августа 2011 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ «Смерть Муджуру «несчастна» » . Время ЖИВОЕ . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фриман, Колин. «Конец эпохи последних белых фермеров Зимбабве?» . Телеграф . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ «Ситуация в Зимбабве» . Ситуация в Зимбабве . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Диксон, Робин ; Торникрофт, Пета (9 июня 2004 г.). «Министр заявил, что Зимбабве планирует национализировать землю» . Лос-Анджелес Таймс . Йоханнесбург и Хараре.
- ^ Скунс, Ян (2011). «Земельная реформа Зимбабве: краткое изложение результатов» (PDF) . Зимбабвеленд.нет . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ "Момент" . Архивировано из оригинала 12 ноября 2005 года . Проверено 6 мая 2014 г.
- ^ Майк Кэмпбелл (Private) Limited против министра национальной безопасности, ответственного за землю, земельную реформу и переселение, Верховный суд Зимбабве, 22 января 2008 г.
- ^ Майк Кэмпбелл (Pvt) Ltd и другие против Республики Зимбабве [2008] SADCT 2 (28 ноября 2008 г.), Трибунал САДК ( САДК )
- ^ «Трибунал САДК борется за легитимность» , Интернет-журнал Amnesty International USA, 3 сентября 2009 г.
- ^ Бэзилдон Пета (10 января 2006 г.). «Хараре может заставить банки финансировать чернокожих фермеров» . IOL.co.za. Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Куедзва, Креси (19 декабря 2018 г.). «Правительство Зима намерено выселить нелегальных поселенцев с ферм» . Фин24 . Проверено 20 декабря 2018 г.
- ^ Мугабе, Тендай (17 декабря 2018 г.). «Коррупция, двойное распределение портят земельную реформу: Зану-ПФ» . Вестник . Проверено 20 декабря 2018 г.
- ^ Брайан Рафтопулос и Тайрон Сэвидж (2004). Зимбабве: несправедливость и политическое примирение (изд. от 1 июля 2001 г.). Институт справедливости и примирения. стр. 220–239. ISBN 0-9584794-4-5 .
- ^ «Институт исследований развития: земельная реформа в Зимбабве десять лет спустя: новое исследование развеивает мифы» . Ids.ac.uk. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Скунс, Ян; Маронгве, Нельсон; Маведзенге, Блазио; Махенехен, Джейкоб; Муримбаримба, Феликс; Сукуме, Криспен (2010). Земельная реформа Зимбабве: мифы и реальность . Джеймс Керри. п. 272. ИСБН 978-1847010247 .
- ^ «Земельная реформа в Зимбабве: бросая вызов мифам» . Зимбабвийец . Архивировано из оригинала 5 мая 2013 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Доре, Дейл (13 ноября 2012 г.). «Мифы, реальность и неудобная правда о программе переселения земель в Зимбабве» . Сокванеле. Архивировано из оригинала 14 июня 2013 года . Проверено 18 июня 2013 г.
- ^ «Земельная реформа Роберта Мугабе подвергается новому анализу» . Хранитель . 10 мая 2013 года . Проверено 12 августа 2013 г.
- ^ «Над моим трупом» . Бизнес-инсайдер . 12 марта 2020 г. Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Зимбабве вернет земли, отнятые у иностранных фермеров» . Новости Би-би-си. 1 сентября 2020 г.
- ^ «Выращивание табака» (PDF) . Кто.инт. Архивировано из оригинала (PDF) 25 сентября 2003 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ «Afrol News – Крошечный урожай табака означает гибель Зимбабве» . Afrol.com . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ «От житницы к корзине: Столкнувшись с голодом, Роберт Мугабе приказывает фермерам прекратить выращивать продукты питания» . Экономист . 27 июня 2002 г.
- ^ «Земельная реформа – это история успеха Зимбабве, она станет основой восстановления экономики при Мнангагве» . Разговор . 29 ноября 2017 г.
- ^ «Выращивание табака» (PDF) . Кто.инт. Архивировано из оригинала (PDF) 25 сентября 2003 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Мараваньика, Годфри (4 ноября 2013 г.). «Мугабе делает победителями захвата земель табачных фермеров Зимбабве» . Блумберг .
- ^ Ходдер-Уильямс, Ричард (1983). Белые фермеры в Родезии, 1890–1965: История района Маранделлас . Спрингер. ISBN 9781349048953 .
- ^ Лэтэм, Брайан (30 ноября 2011 г.). «Захваченные фермы Мугабе увеличивают прибыль British American Tobacco» . Блумберг .
- ^ Кавадза, Сидней (16 июня 2016 г.). «Контрактное фермерство: будущее сельского хозяйства» . «Вестник» (Зимбабве) .
- ^ Полгрин, Лидия (20 июля 2012 г.). «Захват земель в Зимбабве — золотая подкладка» . NYTimes.com . Зимбабве . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ «Фермеры Зимбабве собрали рекордный урожай табака» . Почта Зимбабве . 4 сентября 2019 г.
- ^ «Табак в Зимбабве» . Проблемы глобальной табачной экономики . Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. 2003.
- ^ Раат, январь (26 октября 2015 г.). «Последние белые фермеры Зимбабве» . Политическая сеть . Проверено 17 октября 2016 г.
- ^ «Показатели мирового развития» . Всемирный банк . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ Ричардсон, Крейг Дж. (2004). Крах Зимбабве в результате земельных реформ 2000–2003 гг . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . ISBN 978-0-7734-6366-0 .
- ^ Ричардсон, Крейг Дж. (2013). «Зимбабве, почему одна из наименее свободных экономик мира растет так быстро?» (PDF) . Политический анализ (722). Институт Катона.
- ^ Сиквила, Майк Ньямазана (2013). «Долларизация и экономика Зимбабве» . Журнал экономики и поведенческих исследований . 5 (6): 398–405. дои : 10.22610/jebs.v5i6.414 .
- ^ «Полный текст S. 494 (107-й): Закон о демократии и экономическом восстановлении Зимбабве 2001 года» . GovTrack.us. 13 декабря 2001 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ «Глобальная система информации и раннего предупреждения ФАО по вопросам продовольствия и сельского хозяйства – Всемирная продовольственная программа» . Фао.орг . Проверено 20 ноября 2012 г.
командная сельскохозяйственная программа. Правительство Зимбабве 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : CPGB-ML (20 декабря 2010 г.). «Зимбабве говорит - Интервью с министром земельной реформы Зимбабве» . Ютуб . Проверено 7 февраля 2011 г.
- Фовале, Тонгке (30 июля 2008 г.). «Зимбабве и западные санкции: мотивы и последствия» . Американская хроника . Проверено 14 июля 2009 г.
- Леберт, Том (21 января 2003 г.). «Сеть действий по земельным исследованиям» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 3 апреля 2008 г.
- «Зимбабве: ускоренная земельная реформа в Зимбабве» . Том. 14, № 1 (А) . Хьюман Райтс Вотч. Март 2002 года . Проверено 3 апреля 2008 г.
- Энни Шлейхер (14 апреля 2004 г.). «Земельная программа Зимбабве, справочная информация PBS» . Интернет Час Новостей. Архивировано из оригинала 1 мая 2004 года . Проверено 18 мая 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - «Мугабе и белый африканец» . 2009 . Проверено 14 июля 2012 г.