Гураге люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
1,867,350 (2007) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Эфиопия | |
Языки | |
Гуражские языки | |
Религия | |
Ислам , христианство , традиционная вера [ 2 ] [ 3 ] | |
Родственные этнические группы | |
Гураж ( / ɡ ʊəˈr ɑː ɡ eɪ / , [ 5 ] Гураге — семитоязычная этническая группа, населяющая Эфиопию . [ 2 ] Они населяют зону Гураж и Восточную зону Гураж , плодородный полугорный регион в региональном штате Центральная Эфиопия , примерно в 125 километрах к юго-западу от Аддис-Абебы , граничащий с рекой Аваш на севере , рекой Гибе , притоком реки Омо , на юго-западе и Хора-Дамбал на востоке.
Согласно национальной переписи населения Эфиопии 2007 года, гураге также в значительном количестве встречаются в Аддис-Абебе , регионах Оромия , регионах Харари и Дыре- Дава. [ 6 ]
Источник
[ редактировать ]По мнению историка Пола Б. Хенце , происхождение Гураге объясняется традициями военной экспедиции на юг в последние годы Аксумского королевства , в результате которой остались военные колонии, которые со временем оказались изолированными как от северной Эфиопии, так и друг от друга. [ 7 ] Однако другие историки поднимали вопрос о сложности народов Гураге, если рассматривать их как единую группу, например, Ульрих Браухампер утверждает, что люди Востока Гураге, возможно, были продолжением древнего народа Харла . Действительно, есть свидетельства того, что архитектура Харлы, возможно, повлияла на старые здания (до XVI века), найденные недалеко от Харара (восточная Эфиопия), а группа Гураге Востока часто ссылается на родство с народами Харари (Харарге) в далеком прошлом. [ 8 ]
Браухампер также заявляет, что король Амда Сейон приказал эритрейские отправить войска в горные районы Гураге (названного Гереге), которые в конечном итоге стали постоянным поселением. Помимо военного поселения Амды Сейона, постоянное присутствие абиссинцев в Гураге задокументировано во время его потомков Зары Якоба и Давида II правления . Таким образом, исторически гурагские народы могут быть продуктом сложной смеси абиссинских и харлинских групп, мигрировавших и расселившихся в этом регионе по разным причинам и в разное время. [ 8 ]
Другой заявил, что Гураге произошли из места под названием Гура, Эритрея . Это считалось лингвистически, ссылаясь на семитскую миграцию на юг в позднеклассический и средневековый период; однако необходимы дополнительные исторические исследования. [ 9 ]
Одно объяснение военной экспедиции, вероятно, позволит солдатам эффективно привить свой язык в регионе. [ 10 ] Однако степень политического и экономического контроля аксумцев над внутренними районами Эфиопского нагорья, а также над властью последующих династий, доминировавших на христианском севере, изучается. Помимо местных устных традиций, связывающих их прошлое с районами дальше на север, сельская местность Гураге является домом для ортодоксальных христианских монастырей, вероятно, построенных в средние века (Дебре Цион Марьям, Мухер Иесус, Абуна Гебре Менфес Киддус и другие), до завоеваний Ахмада . ибн Ибрагим аль-Гази и последующие миграции оромо в центральное нагорье. [ 11 ]
История
[ редактировать ]В конце 1870-х годов Менелик возглавил кампанию по включению земель народа Гураге в состав Швы . В 1878 году соддо-гураге, жившие в Северном и Восточном Гурагеланде, мирно подчинились Менелику, и их земли остались нетронутыми его армиями, вероятно, из-за их общей эфиопской православной веры и предварительного подчинения Негусу Сахле Селассие , дедушке императора . Однако в Западном Гурагеланде, населенном Себат Бет, Кебена и Волене ожесточенно сопротивлялись Менелику. [ 12 ] Их возглавил Хасан Энджамо из Кебены , объявивший джихад шеванцам. В октябре 1876 года Менилек сам провел кампанию в Чаха Гураге. [ 13 ] . Он потерпел поражение, и победители продали большое количество пленников Шевана Валламо. Только около трети людей Менилека благополучно вернулись. Среди убитых в битве был Алака Занаб, автор первой летописи императора Теодроса. Мусульмане-гураге более десяти лет боролись за то, чтобы удержать шеванов от мусульманских районов Гураге, до 1888 года, когда Гобана Дачче столкнулся с ними в битве при Джебду-Меда , где армия потерпела поражение от шеванов, и при этом весь Гурагенди был покорен. [ 14 ] [ 15 ]
Язык
[ редактировать ]Языки Гураге — подгруппа эфиопских семитских языков внутри семитской семьи афроазиатской языковой семьи . У них есть три подгруппы: Северная, Восточная и Западная.
К гуражским языкам относятся себат бет , состоящий из диалектов инор , эжа , мухер , гета , гумер , эндегегн , чаха , а также соддо , маскан и зай . Как и другие эфиопские семитские языки , гуражские языки находятся под сильным влиянием окружающих несемитских афроазиатских кушитских языков . [ нужна ссылка ] Гураж пишется слева направо с использованием системы, основанной на сценарии геэз . [ нужна ссылка ]
Гурагский район
[ редактировать ]Согласно переписи 1994 года, шестью крупнейшими этническими группами, зарегистрированными в зоне Гураж, были Себат Бет Гураже (45,02%), Силте (34,81%), Соддо Гураге (9,75%), Мареко или Либидо (2,21%). , Амхара (2,16%) и Кебена (1,82%); все остальные этнические группы составляли 4,21% населения. На Себат Бет Гураже как на родном языке говорят 39,93%, на Силтье 35,04% , на Соддо Гураге 10,06% , на амхарском языке 3,93% , на либидо 2,16% и на кебене 1,93% ; оставшиеся 6,95% говорили на всех других основных языках, о которых сообщалось. Большинство жителей были мусульманами : 63,98% населения придерживались этой веры, в то время как 32,97% исповедовали эфиопское православие , 1,9% были протестантами и 0,95% католиками . [ 16 ] Согласно переписи населения Эфиопии 1994 года, самоидентифицирующие Гураге составляют около 2,7% населения Эфиопии, или около 1,4 миллиона человек. [ 17 ] [ 18 ] Численность населения Гураге точно неизвестна, поскольку примерно половина населения проживает за пределами зоны Гураге. [ нужна ссылка ]
Люди Гураге
[ редактировать ]Гураге, как отмечает писательница Нега Мезлекия , «заслужили репутацию опытных торговцев». [ 19 ] Одним из примеров предприимчивого Гураге является Текке, которого Натаниэль Т. Кенни назвал «эфиопским Горацио Алджером-младшим »: «Он начал свою карьеру с продажи старых бутылок и консервных банок; император Хайле Селассие вознаградил его за заслуги в создании своей плантации позовем его в Аддис-Абебу и украсим его». [ 20 ]
Люди Гураже — это очень предприимчивые люди с культурой социальной мобильности, которая прославляет тяжелый труд. В результате Гураже представлены во всех секторах бизнеса Эфиопии, от чистильщиков обуви до владельцев крупного бизнеса. Обычно Меркато им приписывают Аддис-Абебы. Они являются образцом хорошей рабочей культуры во всей Эфиопии. Один из самых известных эфиопских музыкантов Мохамуд Ахмед до сих пор вспоминает, как он начинал свою жизнь, чистя обувь в городе, прежде чем получил перерыв и присоединился к музыкальному оркестру, который позволил ему захватить воображение миллионов поклонников как в Эфиопии, так и за рубежом. . [ нужна ссылка ]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Гураге ведут оседлый образ жизни, основанный на сельском хозяйстве, включающем сложную систему растений севооборота и рассады . Энсете является основным продуктом питания , тефф и другие товарные культуры выращиваются , в том числе кофе и кат , которые используются в качестве традиционных стимуляторов . Животноводство практикуется, главным образом, для производства молока и навоза. Другие потребляемые продукты включают зеленую капусту, сыр, масло, жареные зерна, мясо и другие.
Основная культура Гураге - энсете (также энсет, Ensete edulis , äsät или «ложный банан»). У него массивный стебель, который растет под землей и участвует во всех аспектах жизни Гураге. Он имеет место в повседневных взаимодействиях между членами сообщества, а также играет определенную роль в ритуалах. Например: ритуальное использование ensete включает в себя обертывание трупа после смерти листьями и перевязывание пуповины после рождения волокном ensete; Практическое использование включает упаковку товаров и противопожарную защиту соломы. [ 21 ] Ensete также обменивается в рамках различных социальных взаимодействий и используется в качестве вознаграждения за оказанные услуги. [ 22 ]
Энсете полностью вовлечен во все аспекты повседневной социальной и ритуальной жизни Гураге, которые вместе с несколькими другими племенами на юго-западе Эфиопии образуют так называемую зону культурного комплекса Энсете ... жизнь Гураге переплетается с различными Использование ensete, не последним из которых является питание. [ 21 ]
Энсете можно приготовить разными способами. Обычная диета гураге состоит в основном из кочо , толстого хлеба из энсете, дополненного капустой, сыром, маслом и зернами. Мясо не едят регулярно, но обычно едят, когда животное приносят в жертву во время ритуального или церемониального мероприятия. [ 21 ] Гураге растирают корень энсета, чтобы извлечь съедобное вещество, затем помещают его в глубокие ямы между рядами энсететских растений в поле. Он ферментируется в яме, что делает его более вкусным. Таким образом его можно хранить до нескольких лет, и в Гураге обычно сохраняются большие излишки энсете в качестве защиты от голода. [ 22 ]
Помимо энсете, выращиваются товарные культуры (особенно кофе и кат ) и разводится домашний скот (в основном для производства молока и удобрений). Некоторые гураге также сажают тефф и едят инджеру (которую гураге также называют инджера). [ 23 ]
Гураже выращивают зебу . Этот скот в основном содержат ради масла, и в типичном доме Гураге есть большое количество пряного масла, выдержанного в глиняных горшках, подвешенных к стенам их хижин. Считается, что сливочное масло является лечебным, и гураж часто принимают его внутрь или используют в виде лосьона или припарки. Пословица Гураге гласит: «Болезнь, одолевшая масло, обречена на смерть». Различные виды энсете также едят для облегчения болезней. [ 24 ]
Гураге считают переедание грубым и вульгарным и считают плохим этикетом съедать все то, что хозяин раздает гостям. Считается вежливым оставить хотя бы немного энсетского хлеба, даже после того, как раздали очень небольшую порцию. [ 25 ]
Кухня
[ редактировать ]Гураге в сельских горных районах сосредотачивают свою жизнь на выращивании своей основной сельскохозяйственной культуры . Кочо готовят, придавая пасте энсете толстый круг и оборачивая его тонким слоем листьев энсете. Его запекают в небольшой яме с углями. Иногда пасту просто готовят на сковородке. Китфо — сырой говяжий фарш, смешанный с маслом и острым перцем, обычно относят к Гураге. Его также дополняют капуста, сыр, масло и зерновые. [ нужна ссылка ]
Известные Гуражи
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Центральное статистическое агентство, Эфиопия. «Таблица 2.2 Процентное распределение основных этнических групп: 2007 г.» (PDF) . Сводный и статистический отчет по результатам переписи населения и жилищного фонда 2007 года . Фонд народонаселения ООН. п. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2009 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б GWE Хантингфорд, «Уильям А. Шак: Гураж: люди энсетской культуры»
- ^ Лебель, Филипп. 1974. «Устные традиции и хроники иммиграции в Гураге».
- ^ Джойрман, Сандра Ф. (1997). Институциональные изменения на Африканском Роге: распределение прав собственности и последствия для развития . Универсал-Издательство. п. 1. ISBN 1581120001 .
- ^ «Гураж» . Словарь Merriam-Webster.com .
- ^ Таблица 3.1 данных переписи населения региональных штатов Эфиопии 2007 года, заархивированных 24 августа 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ Хенце, Слои времени (Нью-Йорк: Пэлгрейв, 2000), с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б Браукампер, Ульрих (2002). Исламская история и культура в Южной Эфиопии ЛИТверлаг. п. 18. ISBN 9783825856717 . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ Хенце, Пол Б. (2016). Слои времени: история Эфиопии . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 112. ИСБН 978-1-137-11786-1 . OCLC 1083468654 .
- ^ Хенце, Пол Б. Пэлгрейв. (2016). Слои времени: история Эфиопии . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 112. ИСБН 978-1-137-11786-1 . OCLC 1083468654 .
- ^ Майкл Винсон [1] БОРЬБА ЗА ПРИЗНАНИЕ: КРИТИЧЕСКОЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗАЯ
- ^ «Введение и наследие жизни Менелика» . 20 августа 2018 г.
- ^ Зевде, Бахру. Аймаллал Гураге в XIX веке: политическая история
- ^ Утверждено, Международные журналы Indus Foundation UGC. «Изменение и преемственность традиционной системы управления: случай Огета среди кебены, Южная Эфиопия» . indusedu.org – через www.academia.edu.
- ^ «Фанонет: Этноисторические заметки о городской миграции гураж в Эфиопии» (PDF) .
- ^ Статистический отчет (Отчет). КСА . Ноябрь 2007 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 г. Проверено 2 марта 2013 г.
- ↑ Эфиопия: Модельная нация меньшинств. Архивировано 18 июля 2011 г. в Wayback Machine (по состоянию на 6 апреля 2006 г.).
- ^ Статистический отчет, часть 1, csa.gov.et. Архивировано 19 ноября 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ Нега Мезлекия, Записки из живота гиены (Нью-Йорк: Пикадор, 2000), стр. 227.
- ^ Кенни, «Эфиопское приключение», National Geographic , 127 (1965), стр. 582.
- ^ Перейти обратно: а б с Шак, Дороти. «Пищевые процессы и развитие личности среди гураж Эфиопии» в журнале « Продовольствие и культура: читатель» . Эд. Кэрол Кунихан и Пенни ван Эстерик. (Нью-Йорк: Рутледж, 1997). стр117.
- ^ Перейти обратно: а б Шак, Дороти. «Пищевые процессы и развитие личности среди гураж Эфиопии» в журнале « Продовольствие и культура: читатель» . Эд. Кэрол Кунихан и Пенни ван Эстерик. (Нью-Йорк: Рутледж, 1997). стр121.
- ^ Гирма А. Демеке; Ронни Мейер (14 июня 2011 г.). «Изменение языка в некоторых эфиопских семитских языках, вызванное контактом» (PDF) . Французский центр эфиопских исследований. Архивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2014 г. Проверено 6 ноября 2014 г.
- ^ Голод, тревога и ритуал: лишения и одержимость духом среди жителей Эфиопии Автор(ы): Уильям А. Шак Источник: Man, New Series, Vol. 6, № 1 (март 1971 г.), стр. 30-43.
- ^ Голод, тревога и ритуал: лишения и одержимость духом среди жителей Эфиопии Автор(ы): Уильям А. ШакИсточник: Man, New Series, Vol. 6, № 1 (март 1971 г.), стр. 30-43.
Ссылки
[ редактировать ]- Лебель, Филипп, 1974. «Устные традиции и хроники иммиграции в Гураге», Журнал эфиопских исследований , Vol. 12 (2): стр. 95–106.
- GWE Huntingford, 1966. Обзорная статья, Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 29, стр. 667–667. два : 10.1017/S0041977X00073857
- Шак, Уильям, 1966: Гураге. Люди культуры энсетов , Лондон – Нью-Йорк – Найроби: Издательство Оксфордского университета.
- Шак, Уильям, 1997: «Голод, тревога и ритуал: лишения и одержимость духом среди гураж Эфиопии» в журнале « Еда и культура: читатель » (стр. 125–137). Эд. Кэрол Кунихан и Пенни ван Эстерик. Нью-Йорк: Рутледж.
- Worku Nida 2005: «Этноисторический обзор Гураге» В: Зигберт Улиг (ред.): Энциклопедия Aethiopica . Том. 2: Д-Если. Висбаден: Харрасовиц. стр. 100-1 929–935.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- исследований Гуража Блог
- Исследовательская группа Гураге и Силте
- Люди Гураже - Кэролайн Форд с SIM-картой в Эфиопии. Архивировано 12 сентября 2009 г. в Wayback Machine.
- Факты о Гураже, заархивированные 17 сентября 2016 г. в Wayback Machine.
- ГеоУлей
- Гугл карта Гураге