Генрих Утешитель
Генрих Утешитель | |
---|---|
Рожденный | Генрих Утешитель 1931 Чипуриро, Зимбабве |
Умер | 27 февраля 1998 г. | ( 1998-02-27 )
Национальность | Зимбабвийский |
Образование | Неофициальный |
Известный | Скульптура |
Движение | Скульптура Шона |
Награды | Победитель выставки скульптур Недлау. |
Генри Муньярадзи , также известный как Генри Муньярадзи Муддзенгерере , [ 1 ] (1931-27 февраля 1998 г.) [ 2 ] был зимбабвийским скульптором . Скульптурное движение, частью которого он был, обычно называют «скульптурой Шона» (см. Искусство Шона и Искусство Зимбабве ), хотя некоторые из его признанных участников не являются этнически Шона . Первоначально он работал в сообществе скульптур Тенгененге , в 150 км к северу от Хараре, недалеко от Гуруве, к которому он присоединился в 1967 году. В этом сообществе и, в конечном итоге, в более широком мире любителей зимбабвийского искусства он был известен просто как «Генри».
Генри Муньярадзи умер в феврале 1998 года и похоронен в христианской деревне Мукаэра на окраине Гуруве. [ 2 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Муньярадзи был сыном мхондоро , одного из традиционных духовных лидеров своей общины в Чипуриро (земля племенного фонда Сиполило) примерно в 30 км от Гуруве , Машоналенд, на крайнем севере того, что в 1931 году было Южной Родезией . В детстве он участвовал в традиционных церемониях, таких как бира , разновидность похоронной процессии, и в охоте. Говорящий на шоне , Муньярадзи никогда не посещал школу и боролся с английским языком всю жизнь . Генри воспитывал его дядя Эдвард Чивава, который был местным плотником; его образование было практическим и непосредственным. На него оказал влияние местный странствующий христианский проповедник Мукаэра, к чьей Апостольской церкви он присоединился и научился читать Библию в Шоне. Со временем он стал деревенским кузнецом, а также работал плотником и сортировщиком табака . [ 3 ]
Создание как скульптор
[ редактировать ]Муньярадзи был женат и искал работу, когда 10 сентября 1967 года его представили сообществу скульптур Тенгененге. [ 4 ] Том Бломфилд , белый южноафриканский фермер, выращивающий табак, чья ферма располагала обширными запасами змеевидного камня, подходящего для резьбы. По словам Бломфилда, [ 5 ] он предложил Муньярадзи работать в одиночку, а не поддаваться влиянию других скульпторов, таких как Леман Мозес , который уже присоединился к сообществу. Благодаря своим знаниям в области работы по дереву и ковке металла, Муньярадзи быстро освоил навыки скульптора по камню, оставаясь в основном самоучкой на протяжении всей своей карьеры. Его ранняя работа «Бог насекомых» была куплена Генри Макфадденом и позже выставлялась в Музее Родена в течение многих лет . Муньярадзи покинул Сообщество, чтобы работать самостоятельно в 1975 году. Он также обучал других скульпторов, например, своего двоюродного брата Эдварда Чиваву , и впервые выставил свои работы в Национальной галерее Родоса в 1968 году. км до Солсбери , где его оценила Дженни Сеньор, директор по выставкам торговой галереи, которая также помогала организовывать ежегодные художественные выставки. По словам Бломфилда, когда Генри спросили, как ему удалось создать такие идеальные формы в своей скульптуре, он ответил: «Я слежу за формой камня. Если камень стоит там, я вижу различные важные точки и различаю их». моего инстинкта, между мной и камнем существуют гармоничные отношения».
1969 год стал важным годом для нового скульптурного движения, потому что это было время, когда МакИвен привез группу работ, в основном из Тенгененге, в Музей современного искусства в Нью-Йорке и других местах США, где они получили признание критиков. Это был также год, когда его жена Мэри (урожденная Макфадден) основала Вукуту, скульптурную ферму недалеко от Иньянги , где позже работали многие художники. В список имен скульпторов, которые станут всемирно известными, вошли Бернард Матемера , Сильвестр Мубайи , Генри Мукаробгва , Томас Мукаробгва , Джозеф Ндандарика и Бернард Такавира . Все упомянутые до сих пор скульпторы, включая Муньярадзи, внесли свой вклад в выставку под названием Arte de Vukutu, показанную в 1971 году в Национальном музее современного искусства и в 1972 году в Музее Родена . Их организовал МакИвен, который до своего назначения в Хараре жил и работал в Париже. [ 6 ]
Дальнейшая жизнь и выставки
[ редактировать ]У Муньярадзи и его жены было семь дочерей и два сына. Один сын, Мекиас (Майк), который учился в Манчестерском университете и стал коммерческим пилотом, пошел по стопам своего отца и стал скульптором.
Вскоре Генри получил всемирное признание, проведя восемь персональных выставок в таких местах, как Лос-Анджелес , Берлин и Гейдельберг . После одной из них, выставки 1984 года в Институте Содружества в Лондоне , он купил ферму в Руве, Зимбабве, где жил и работал до своей смерти.
Одна из работ Генри, под названием «Женщина-крыло» , была изображена на марке Зимбабве, выпущенной в ознаменование Дня Содружества 14 марта 1983 года. Она образовала номинал 9 центов в наборе, дополненном работами Джозефа Ндандарики , Джона Такавиры и Николаса Мукомберанвы . На марке написано имя «Генри Мудзенгерер». Другая, под названием Spirit Python, представляла собой набор номиналом 30 центов, выпущенный 14 апреля 1988 года в честь 30-летия открытия Национальной галереи .
Муньярадзи черпал свой сюжет из мира природы, сочетая его с христианскими образами и изображая в необычной, глубоко личной манере. Селия Винтер-Ирвинг в своей книге «Каменная скульптура» (см. «Дальнейшую литературу») написала: «Как и Пол Клее , Генри идет на прогулку, но натягивает поводья после первых шагов». Эволюцию своего стиля и его связь с европейской скульптурой обсуждает Джонатан Зильберг. [ 7 ]
Скульптуры Муньярадзи находятся в постоянных коллекциях Национальной галереи Зимбабве , Парка скульптур Чапунгу , Музея Фелькеркунде, Франкфурт , Художественного музея Индианаполиса , [ 8 ] коллекция МакИвена Британского музея , [ 9 ] [ 10 ] и многие другие. Большинство из них включают лица людей или животных, на которых глаза вырезаны в виде простых кругов, а брови и нос вырезаны прямыми линиями в форме буквы Т. Некоторые из его выставочных работ, такие как «Спаситель и дитя» (1989), гастролировали по всему миру; например, в Йоркширский парк скульптур в 1990 году, [ 11 ] где выставленные работы включали образцы всех художников, принимавших участие в выставке Музея Родена 1971 года.
Культура и легенда – Культура в камне» к выставке в Кью-Гарденс в 2000 году В каталоге «Чапунгу : на с. 48–59 и «Духовный медиум и интерпретатор» (Спрингстон, 1995), стр. 84-85. [ 12 ] Изображения работ Муньярадзи легко найти во Всемирной паутине, например, в коллекции Рихарда Хандельсмана. [ 13 ] где Молитва о дожде типична (высота 203 см).
Некоторые из ранних скульптур Муньярадзи были подписаны им именем «Энри», например, для выставки Arte de Vukutu, но на большинстве из них было высечено заглавными буквами имя «ГЕНРИ», и многие из них продавались по относительно высоким ценам на международном рынке. По этой причине известно, что существуют подделки. Для своих скульптур он использовал несколько типов серпентина (например, пружинный камень , зеленый и красный серпентин) и более редкий полудрагоценный камень вердит . Как заметил Оливье Султан [ 14 ]
«Известный просто как «Генри», самый известный зимбабвийский скульптор подобен волшебнику, мудрецу, который знает, как найти главное и, следовательно, способен перевести сущность любого существа или духа в камень. С заботой и нежностью , он выбирает камень, который, по его мнению, содержит дух животного, человека, луны или даже ветра. Затем он неустанно работает над освобождением духа, увековечивая его на лице стелы гипнотическим взглядом».
Избранные персональные или групповые выставки
[ редактировать ]- 1968 Новое африканское искусство: Центральноафриканская школа-мастерская, Нью-Йорк, США.
- 1971 Современная скульптура африканского шона, Музей Родена , Париж, Франция.
- 1978 МОМА , Нью-Йорк, США.
- 1982 Галерея Джанет Флейшер, Филадельфия , США.
- 1984 Генри Тенгененге, Институт Содружества , Лондон
- 1985 Кущаце из Африки, Франкфурт , Германия.
- 1985 Генрих Тенгененге, Галерея Фейнгартен, Лос-Анджелес , США.
- 1989 Зимбабве-оп-де-Берг, Фонд Бельден-оп-де-Берг, Вагенинген , Нидерланды.
- 1990. Современная резьба по камню из Зимбабве, Парк скульптур Йоркшира , Великобритания.
- 1994 Генри Тенгененге, Галерея современного изобразительного искусства Итон, Беркшир , Великобритания
- 2000 Чапунгу: обычаи и легенды – культура в камне, Кью Гарденс , Великобритания
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уинтер-Ирвинг К. «Каменная скульптура в Зимбабве», Roblaw Publishers (подразделение Modus Publications Pvt. Ltd), 1991 г., ISBN 0-908309-14-7 (мягкая обложка) ISBN 0-908309-11-2 (в тканевом переплете)
- Уинтер-Ирвинг К. «Части времени: антология статей о каменных скульптурах Зимбабве, опубликованных в The Herald и Zimbabwe Mirror 1999–2000». Мамбо Пресс, Зимбабве, 2004 г., ISBN 0-86922-781-5
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Монда, Тони (18 июня 2015 г.). «Последний лев Зимбабве каменная скульптура» . ThePatriot.co.zw . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Монда, Тони (8 октября 2015 г.). «Возвращаясь к творчеству Генриха Муньярадзи: (1931-1998)» . ThePatriot.co.zw . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Винтер-Ирвинг К. «Части времени», с. 66–69, Mambo Press , Зимбабве, 2004 г., ISBN 0-86922-781-5
- ^ «tengenengesculpture.com» . Tengenengesculpture.com. Архивировано из оригинала 2 февраля 2011 г. Проверено 18 января 2011 г.
- ↑ В каталоге (1998) «Говорящие камни VII»; ред. Причард Н., Итон, Беркшир (без ISBN)
- ^ МакИвен, Фрэнк (1972). «Шона Искусство сегодня». Африканское искусство . 5 (4): 8–11. дои : 10.2307/3334584 . JSTOR 3334584 .
- ^ Зильберг, Дж. «Ящик Пандоры: ревизионистская история скульптуры Шона» . www.scribd.com . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ « Дух, защищающий сирот » . imamuseum.org . Проверено 29 января 2012 г.
- ^ «Завещание Фрэнка МакИвена Британскому музею» . Британский музей . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Зильберг, Джонатан (13 июля 2006 г.). «Коллекция скульптур Шоны Фрэнка МакИвена в Британском музее» . Национальная галерея Зимбабве . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Современная резьба по камню из Зимбабве, 1990 г., ISBN 1-871480-04-3
- ^ Каталог, опубликованный Парком скульптур Чапунгу, 2000, 136 стр., с фотографиями Джерри Хардман-Джонса и текстом Роя Гатри (без ISBN)
- ^ «Произведения Генриха Муньярадзи в собрании Хандельсмана» . Postcolonialweb.org . Проверено 18 января 2011 г.
- ^ Султан, О. «Жизнь в камне: зимбабвийская скульптура - рождение формы современного искусства», 1994, ISBN 978-1-77909-023-2