Джозеф, я прошел
Джозеф, я прошел | |
---|---|
Рожденный | 1940 |
Умер | Май 1991 г. |
Национальность | Зимбабвийский |
Образование |
|
Известный | Живопись, скульптура |
Заметная работа | Бушмены, бегущие от дождя (1962) |
Движение | Скульптура Зимбабве |
Супруги |
|
Награды | Награда за заслуги перед выставкой наследия Зимбабве, 1986 г. |
Джозеф Ндандарика (1940 – май 1991) был зимбабвийским скульптором, известным своими фигуративными работами. [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Ндандарика родился в Солсбери, Родезия , и вырос в Русапе . Он был сыном малавийского водителя автобуса и матери шона. [ 2 ] Его мать была творческой личностью и иногда работала моделью у скульптора Джоба Кекана, еще одного жителя Русапе. он поступил в католическую школу-интернат в миссии Серима После окончания начальной школы в конце 1950-х годов . Его художественный талант был выявлен там отцом Иоанном Гребером и Корнелиусом Мангумой, которые обучили его рисованию и резьбе по дереву. Находясь в Сериме, Гребер выбрал его для написания нескольких фресок внутри церкви Святой Марии. [ 3 ]

Покинув Сериму в 1959 году, он переехал в Солсбери и в 1960 году поступил в Фрэнка МакИвена Школу-мастерскую в Хараре . Первоначально он стал одним из ведущих художников МакИвена, специализируясь на пейзажах и сценах колдовства. Из-за того, что МакИвен предпочитал неподготовленных языческих художников, Ндандарика много лет скрывал свое обучение в Сериме. Он также выдал себя за внука сангомы, утверждая, что прошел с ним обширное обучение. [ 2 ] Пик художественной карьеры Ндандарики пришелся на то, когда в 1962 году МоМА приобрел его масло «Бушмены, бегущие от дождя». [ 4 ] Отличительной чертой Ндандарики было его смешивание красок на холсте, а не на палитре, техника, которая создавала очень неровную поверхность. [ 5 ]
Дальнейшая жизнь и выставки
[ редактировать ]отправил Ндандарику После нескольких лет рисования МакИвен обучаться каменной скульптуре у Джорама Мариги . В середине 1960-х годов он постепенно все больше и больше переходил к скульптуре и в конечном итоге присутствовал на всех крупных выставках МакИвена, которые прославили зимбабвийскую каменную скульптуру. Самым большим влиянием Ндандарики, возможно, было то, что он убедил МакИвена в том, что в мифологии Шона духи населяют скальные образования. Эта формулировка оказала большое влияние на маркетинг МакИвена своей скульптуры, заставив его заявить, что его скульпторы высвобождали дух камня в ходе своей работы. [ 2 ] Ндандарика смог продолжать продавать в трудные времена 1970-х годов после отъезда МакИвена из Родезии, а во время возрождения зимбабвийского искусства 1980-х годов он был одним из самых выдающихся скульпторов страны «первого поколения». [ 6 ]
Одна из скульптурных работ Ндандарики, названная « Рассказывая секреты », была изображена на марке Зимбабве, выпущенной в ознаменование Дня Содружества 14 марта 1983 года. Она образовала номинал 11c в наборе, дополненном работами Генри Муньярадзи , Джона Такавиры и Николаса Мукомберанвы .
Избранные персональные или групповые выставки
[ редактировать ]Источник: [ 1 ]
- 1963 Новое искусство Родезии, Институт Содружества , Лондон.
- 1964 Международная художественная выставка, Лусака , Замбия.
- 1968 Новое африканское искусство; организовано МоМА, Нью-Йорк , США
- 1971 Современная скульптура африканского шона, Музей Родена , Париж, Франция.
- 1981 Ретроспективная выставка скульптур Шона, Дом Зимбабве, Лондон.
- 1985 Современная каменная скульптура из Зимбабве, Галерея скульптур Ирвинга, Сидней , Австралия.
- 1987 Международная ярмарка современного искусства, Лос-Анджелес , США.
- 1988 Чикагская международная художественная выставка, Чикаго , США.
- 1988 Australia Art Expo, Дарлинг-Харбор , Сидней.
- 1990. Современная резьба по камню из Зимбабве, Парк скульптур Йоркшира , Великобритания.
- 1990 Каменная скульптура из Зимбабве, Музей Миллесгорден , Стокгольм, Швеция.
- 2000 Чапунгу: обычаи и легенды – культура в камне, Кью Гарденс , Великобритания
Личная жизнь
[ редактировать ]Ндандарика какое-то время был женат на скульпторе Локардии Ндандарике , его дети Ронни Дриго и Вирджиния Ндандарика также являются художниками. Он также служил учителем и наставником для ряда художников, в том числе Джонатана Мхондорохума .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Винтер-Ирвинг, Селия (1991). Каменная скульптура в Зимбабве . Хараре: Издательство Роблоу. стр. 120–122. ISBN 0-908309-14-7 .
- ^ Jump up to: а б с Мортон, Элизабет (2013). «Фрэнк МакИвен и Джорам Марига: покровитель и художник в родезийской школе-мастерской, Зимбабве». В Касфире, С.; Форстер, Т. (ред.). Африканское искусство и агентство в мастерской . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 284. ИСБН 9780253007582 .
- ^ Мортон, Элизабет (2013). «Меценат и художник в формировании зимбабвийского искусства» . В Салами, Г.; Висона, М. (ред.). Спутник современного африканского искусства . Чичестер: Джон Уайли и сыновья. стр. 242–243. ISBN 9781444338379 .
- ^ «Джозеф Ндандарика: Бушмены, бегущие от дождя (1962)» . МоМА . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Мортон, Элизабет (2012). «Мастерская отца Джона Гробера в миссии Серима» . Академия.edu . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Йоостен, Бен (2001). Скульпторы из Зимбабве — первое поколение . Амстердам: Галерея Де Странг. п. 60. ИСБН 9080662917 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уинтер-Ирвинг К. «Части времени: антология статей о каменных скульптурах Зимбабве, опубликованных в The Herald и Zimbabwe Mirror, 1999–2000». Мамбо Пресс, Зимбабве, 2004 г., ISBN 0-86922-781-5