Джораму Мари
Джораму Мари | |
---|---|
![]() Джораму Мари | |
Рожденный | Джораму Мари 1927 |
Умер | Декабрь 2000 г. Больница Бонда Миссионер, Зимбабве |
Национальность | Зимбабвийский |
Образование | Неофициальный |
Известный | Скульптура |
Движение | Скульптура Шона |
Награды | Высокая оценка, Выставка наследия Зимбабве, 1989 г. |
Джорама Маригу называли (и считали себя) «отцом зимбабвийской скульптуры» из-за его влияния на местное художественное сообщество, начиная с 1950-х годов и продолжавшегося до его смерти в 2000 году. Скульптурное движение, частью которого он был, обычно является упоминается как «скульптура Шона», хотя некоторые из ее признанных членов не являются этническими Шона .
Йорам Марига умер в декабре 2000 года вскоре после прибытия в больницу Bonda Mission в результате автомобильной аварии. [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]родился недалеко от Чинхойи (ранее называвшегося Синойей) на территории, которая в 1927 году называлась Южной Родезией Джорам Марига . Он был этническим шона и говорил на зезуру , местном диалекте. Он был сыном сангомы, и оба его родителя были творческими людьми. Его отец и старшие братья (Коппер и Дуглас) были опытными резчиками по дереву , а мать занималась гончарным делом . Все они продали свои работы членам сообщества. [ 2 ] В возрасте восьми или девяти лет он начал резать дерево, а в школе посещал занятия по работе с деревом. Будучи пастухом, его первым предметом занятий был крупный рогатый скот. Джорам посещал среднюю школу в Горомонзи и учился в Институте Ваддилов. Он получил квалификацию агронома и работал в компании Agritex . [ 3 ] обнаружил давно востребованные тайники зеленого мыльного камня Его карьера скульптора по камню началась в 1957 году, когда он , возглавляя дорожно-строительную бригаду в восточной Родезии, Иньянга (Лунный). Не осознавая важности своей находки, он начал использовать ее для изготовления посуды и небольших фигурок. [ 4 ] Он также начал обучать членов своей дорожно-строительной бригады резьбе по камню с помощью инструментов для резьбы по дереву.
Развитие зимбабвийской каменной скульптуры
[ редактировать ]В Центральном Зимбабве находится « Великая Дайка » – источник змеевидных пород многих типов, включая твердую разновидность, которую местные жители называют пружинным камнем . Ранняя доколониальная культура народов шона заселила высокогорное плато около 900 г. н.э., а « Великий Зимбабве », датируемый примерно 1250–1450 гг. н.э., представлял собой город с каменными стенами, археологические раскопки которого свидетельствуют о искусной обработке камня. Стены были построены из местного гранита, при их строительстве не использовался никакой раствор. [ 5 ] При раскопках шесть птиц из мыльного камня и чаша из мыльного камня в восточной части памятника были обнаружены , поэтому художественные формы из мыльного камня были частью этой ранней культуры. Однако резьба по камню как искусство не имела прямого происхождения до наших дней, и только в 1954 году начался ее современный ренессанс. Это было тогда, когда Фрэнк МакИвен стал советником новой Национальной галереи Родоса , которая должна была быть построена в Хараре , и с 1955 по 1973 год был ее директором-основателем (она открылась в 1957 году). Галерея была задумана для того, чтобы привезти неафриканское искусство в Хараре, но когда МакИвен создал Школу мастерских, чтобы поощрять новые работы в области живописи и скульптуры, местное сообщество художников заново открыло для себя скрытые таланты в области каменной скульптуры. Джорама познакомили с МакИвеном, и вскоре они начали регулярно общаться: Марига активно выставлялась в Галерее с 1962 года, но в свободное время всегда работала самостоятельно, а затем в своей студии в Гриндейле, Хараре. [ 1 ]
Позже МакИвен вспоминал о нем так:
Скульптурное расширение развернулось всего за 34 года. Чтобы дать правдивый пример, среди других, прибывших из разных уголков страны, был Йорам Марига. Он был не первым, кто пришёл в мастерскую, но одним из лучших... Он принес мне маленький молочник, вырезанный из мягкого камня. Я понял, что это английский молочник для англичанина, который любил чай! Я спросил, может ли он прийти в себя. Пришла голова, сделанная тоже для англичанина, в стиле аэропортового искусства, приобретенного туристами. «Если бы вы сделали фигурку для своей семьи или своих предков?» Я спросил. «О, это было бы по-другому». Фигура появилась, на этот раз чисто африканской концепции - увеличенная голова, местопребывание духа, фронтальная статическая поза, лицо, смотрящее в вечность с формально поставленными руками и сжатыми кулаками. По своей природе это было доколумбовым периодом, как будто изображение духа, нанесенное на камень, могло дать аналогичные результаты, несмотря на разницу в расе, месте и времени. [ 6 ]
Кувшин для молока и две ранние каменные скульптуры Джорама были частью завещания МакИвена Британскому музею . [ 7 ] [ 8 ]
После 1962 года Марига отказался от использования мягкого мыльного камня и начал использовать более крупные и твердые блоки змеевика, которые он нашел в ходе своей работы. [ 9 ] Он также начал работать с новыми инструментами. По мере развития своей техники он научил многих других тому, что открыл. Среди других художников были его бывшие дорожные строители, а также такие художники, как Джозеф Ндандарика, которых МакИвен отправил тренироваться с ним. [ 10 ]
К 1967 году Джорам, возможно, был ведущим скульптором Зимбабве, и его соотечественники последовали его примеру и начали работать с новыми камнями, такими как змеевик и пружинный камень, которые он разработал. Одна из его скульптур была изображена на почтовой марке Родезии, входящей в серию, выпущенную 12 июля 1967 года в ознаменование десятой годовщины открытия Национальной галереи Родоса. Другие марки в наборе иллюстрируют произведения Огюста Родена , Роберто Криппы и М. Тоссини. В 1966 году первое месторождение серпентинового пружинного камня Тенгененге было обнаружено Криспином Чаканьюкой, бывшим учеником Мариги, работавшим на Тома Бломфилда .
1969 год стал важным годом для нового скульптурного движения, потому что это было время, когда МакИвен привез группу работ в Музей современного искусства в Нью-Йорке и других местах США, где они были встречены критиками. Это был также год, когда его жена Мэри (урожденная Макфадден) основала Вукуту, скульптурную ферму недалеко от Иньянги , на которой могли работать художники. Марига нашел место для МакИвенов, и они пообещали, что он возглавит художественную коммуну. После того, как его заподозрили в укрытии повстанцев ЗАНУ и перевели в отдаленный регион, МакИвен отказался принять Маригу в Вукуту и назначил Сильвестра Мубайи . лидером [ 11 ]

В список имен скульпторов Вукуту, которые станут всемирно известными, вошли Бернард Матемера , Сильвестр Мубайи , Генри Мукаробгва , Томас Мукаробгва , Николас Мукомберанва , Генри Муньярадзи , Джозеф Ндандарика , Бернард Такавира и его брат Джон : вместе с самим Джорамом Маригой. они сформировали «первое поколение» новых скульпторов Шона. Все они внесли свой вклад в выставку под названием Arte de Vukutu, показанную в 1971 году в Национальном музее современного искусства и в 1972 году в Музее Родена , организованную МакИвеном, который жил и работал в Париже до своего назначения в Хараре . Марига была членом Национальной галереи Зимбабве с 1982 по 1993 год. Попечительского совета [ 1 ]
Он участвовал в семинаре Пачипамве II 1989 года, проходившем в Киренской миссии недалеко от Булавайо, Зимбабве, вместе со скульпторами, включая Адама Мадебе , Бернарда Матемера , Билла Эйнсли, Воти Фива и Сокари Дуглас Кэмп . [ 12 ]
Хотя многие из этих артистов сделали успешную карьеру, карьера Мариги пострадала после его перевода в Чипингу. В этом регионе у него быстро закончился камень, и он не нашел поблизости ничего, из чего можно было бы лепить. Подавленный после предательства МакИвенов, его художественная деятельность в основном состояла из сложной резьбы по дереву, сделанной для его собственного дома. Он не возобновлял резьбу по камню до своего триумфального возвращения в конце 1980-х годов. [ 13 ]
Дальнейшая жизнь и выставки
[ редактировать ]
Марига была замужем четыре раза. От первой жены Дорин у него родилась дочь Мэри. Его второй женой была Филиппа, мать Оуэна, Ричарда и Робина. Энн была его третьей женой, матерью Уолтера, Дэниела, Аарона и Джея. В 1976 году Джорам женился на Мод, но детей у них не было. [ 1 ]
Как отметил Джонатан Зилберг, [ 14 ] [ 15 ] зарождающееся движение скульптуры Шона набирало силу медленно, отчасти из-за в целом негативного отношения местных европейцев в 1960-х и 1970-х годах к Фрэнку МакИвену и скульпторам, которых он поощрял, в стране, которая все еще управлялась правительством белого меньшинства, односторонняя декларация которого независимости в 1965 году была расценена Организацией Объединенных Наций как расистская. По словам Энеаса Чигведере , зимбабвийского историка и политика, в то время было очень мало образованных чернокожих африканцев, которые видели какую-либо ценность в том, что делали Джорам Марига и другие, и они не покупали произведения искусства, отражающие их собственную культуру, из-за идеологической обработки со стороны белый правящий класс. Важность отдельных художников и их покровителей в привлечении внимания мировой аудитории к новому скульптурному движению обсуждалась Пэтом Пирсом (скульптором, который жил в Ньянге и который первым познакомил Маригу с МакИвеном). [ 16 ] и Сидни Литтлфилд Касфир . [ 17 ]
Большая часть работ Мариги включает темы, взятые из культуры народа шона, и предметы, взятые из природы. Он считал, что «следует избегать реализма, создавать большое место для мозга и больших глаз, потому что скульптуры — это существа, которые должны вечно думать и видеть сами». [ 18 ] Многие из его скульптур были вырезаны из пружинного камня, но Йорам также использовал более необычные камни, такие как леопардовый камень (змеевик с зелеными и желтыми включениями) и лепидолит доступного ему лилово-фиолетового цвета. Одна из скульптур из лепидолита «Дух Зимбабве» (1989 г.) экспонировалась в Йоркширском парке скульптур в 1990 г., а каталог к выставке [ 4 ] включает как фотографию (с. 28), так и выдержки из интервью с Маригой (с. 42-43), когда он работал там с 22 по 30 июля 1990 года. Сюда также включено (с. 44) изображение его большой работы «Общение с Духом Земли» (1990). В 1989 году две работы Мариги получили высокую оценку на выставке наследия Зимбабве в Национальной галерее, где прошла его персональная выставка «Шепот Евангелия из камня». Один из них, названный «Человек из калабаша», проиллюстрирован в Селии Винтер-Ирвинг книге о каменной скульптуре (см. «Дополнительная литература»), которая также содержит много дополнительных материалов о Джораме в его художественном контексте.
В каталоге «Чапунгу: Культура и легенда – Культура в камне» к выставке в Кью-Гарденс в 2000 году на с. 100-101. [ 19 ]
Помимо того, что он был скульптором, Марига был учителем, среди его учеников были Джон и Бернард Такавира и Криспен Чаканюка (все его племянники), Бернард Маньядур , Кингсли Самбо и Мозес Масая . Он также брал студентов издалека, обычно во время путешествий. [ 1 ]
В 2000 году Марига дала видеоинтервью с Джонатаном Зилбергом, в котором он рассказал о своей жизни и работе. [ 20 ]
Избранные персональные или групповые выставки
[ редактировать ]- 1962 Новый африканский талант, Национальная галерея Зимбабве.
- 1963 Новое искусство Родезии, Фестиваль искусств Содружества, Королевский фестивальный зал , Лондон.
- 1972 Скульптуры Шона из Родезии, Галерея ICA , Лондон.
- 1989 Шепот Евангелия скульптуры, Национальная галерея Зимбабве.
- 1989 Зимбабве-оп-де-Берг, Фонд Бельден-оп-де-Берг, Вагенинген , Нидерланды.
- 1990 Наследие Зимбабве (Национальная галерея Зимбабве), Окленд , Новая Зеландия.
- 1990. Современная резьба по камню из Зимбабве, Парк скульптур Йоркшира , Великобритания.
- 1991 Тридцать пять лет, Парк скульптур Чапунгу , Зимбабве.
- 1993 «Говорящие камни II», Галерея современного изобразительного искусства Итон, Беркшир , Великобритания
- 1994 Джорам Марига: Выставка современной скульптуры, Парк скульптур Чапунгу, Зимбабве. [ 21 ]
- 2000 Чапунгу: обычаи и легенды – культура в камне, Кью Гарденс , Великобритания
- 2001 Tengenenge Art, Селия Винтер-Ирвинг, Всемирный художественный фонд, Нидерланды
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уинтер-Ирвинг К. «Каменная скульптура в Зимбабве», Roblaw Publishers (подразделение Modus Publications Pvt. Ltd), 1991 г., ISBN 0-908309-14-7 (мягкая обложка) ISBN 0-908309-11-2 (в тканевом переплете)
- Уинтер-Ирвинг К. «Части времени: антология статей о каменных скульптурах Зимбабве, опубликованных в The Herald и Zimbabwe Mirror, 1999–2000». Мамбо Пресс, Зимбабве, 2004 г., ISBN 0-86922-781-5
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и «Биография из Национальной галереи Зимбабве» . Проверено 18 января 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Элизабет Мортон, «Фрэнк МакИвен и Джорам Марига: покровитель и художник в родезийской школе-мастерской». В ред. С. Касфира и Т. Форстера, «Африканское искусство и агентство в мастерской» (Блумингтон: Indiana University Press, 2013), 278.
- ^ Винтер-Ирвинг К. «Каменная скульптура в Зимбабве», стр. 95-97, Roblaw Publishers (подразделение Modus Publications Pvt. Ltd), 1991, ISBN 0-908309-14-7 (мягкая обложка)
- ^ Перейти обратно: а б Современная резьба по камню из Зимбабве, 1990 г. ISBN 1-871480-04-3
- ^ Нидэм Д.Э., Машингаидзе Е.К., Бхебе Н. 1984 «От железного века до независимости, история Центральной Африки», стр. 17. Лонгман, Англия. ISBN 0-582-65111-5
- ^ «Цитата с сайта africansuccess.org» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2010 г. Проверено 18 января 2011 г.
- ^ «Коллекция МакИвена» . britishmuseum.org . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Зилберг, Дж. (2006). «Коллекция скульптур Шоны Фрэнка МакИвена в Британском музее» (PDF) . Национальная галерея Зимбабве . Проверено 8 октября 2020 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Мортон, «Фрэнк МакИвен и Джорам Марига», 280.
- ^ Мортон, «Фрэнк МакИвен и Джорам Марига», 280-2.
- ^ Мортон, «Фрэнк МакИвен и Джорам Марига», 285-8.
- ^ Элсбет, суд. «Пачипамве II: Авангард в Африке?» . Африканское искусство . 25 (1). ISSN 0001-9933 .
- ^ Мортон, «Фрэнк МакИвен и Джорам Марига», 288.
- ^ Зилберг, Дж. 1995. «Борьба скульптуры Шона за подлинность и ценность», Музейная антропология 19, 1:3-24.
- ^ Зилберг, Дж. 2001. «Радикал в музее: Фрэнк МакИвен и родезийские филистимляне», в журнале «Искусство Зимбабве - Искусство в Зимбабве», ред. Тилль Форстер, Марина фон Ассель. Выставочный проект. Дом Ивалева. Байройт: Африканский центр Байройтского университета.
- ^ Пирс П. 1993. «Миф о скульптуре Шона», Замбезия 20, 2:85-107.
- ^ Касфир, С.Л. 2007. «Африканское искусство и колониальная встреча: изобретение глобального товара». Издательство Университета Индианы, ISBN 0-253-21922-1
- ^ Султан, О. «Жизнь в камне: зимбабвийская скульптура - рождение формы современного искусства», 1994, ISBN 978-1-77909-023-2
- ^ Каталог, опубликованный Парком скульптур Чапунгу, 2000 г., 136 страниц, полноцветная печать, с фотографиями Джерри Хардман-Джонса и текстом Роя Гатри (без ISBN)
- ^ Зильберг, Джонатан (2001). «Йорам Марига. (фильм/видео)» . Африканское искусство . 34 (3): 80 . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Модсли Дж. 1994. «Джорам Марига», каталог, опубликованный Парком скульптур Чапунгу (без ISBN)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Йорамом Маригой, на Викискладе?