Jump to content

Джораму Мари

Джораму Мари
Джораму Мари
Рожденный
Джораму Мари

1927  ( 1927 )
Умер Декабрь 2000 г. ( 2001-01 )
Больница Бонда Миссионер, Зимбабве
Национальность Зимбабвийский
Образование Неофициальный
Известный Скульптура
Движение Скульптура Шона
Награды Высокая оценка, Выставка наследия Зимбабве, 1989 г.

Джорама Маригу называли (и считали себя) «отцом зимбабвийской скульптуры» из-за его влияния на местное художественное сообщество, начиная с 1950-х годов и продолжавшегося до его смерти в 2000 году. Скульптурное движение, частью которого он был, обычно является упоминается как «скульптура Шона», хотя некоторые из ее признанных членов не являются этническими Шона .

Йорам Марига умер в декабре 2000 года вскоре после прибытия в больницу Bonda Mission в результате автомобильной аварии. [ 1 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

родился недалеко от Чинхойи (ранее называвшегося Синойей) на территории, которая в 1927 году называлась Южной Родезией Джорам Марига . Он был этническим шона и говорил на зезуру , местном диалекте. Он был сыном сангомы, и оба его родителя были творческими людьми. Его отец и старшие братья (Коппер и Дуглас) были опытными резчиками по дереву , а мать занималась гончарным делом . Все они продали свои работы членам сообщества. [ 2 ] В возрасте восьми или девяти лет он начал резать дерево, а в школе посещал занятия по работе с деревом. Будучи пастухом, его первым предметом занятий был крупный рогатый скот. Джорам посещал среднюю школу в Горомонзи и учился в Институте Ваддилов. Он получил квалификацию агронома и работал в компании Agritex . [ 3 ] обнаружил давно востребованные тайники зеленого мыльного камня Его карьера скульптора по камню началась в 1957 году, когда он , возглавляя дорожно-строительную бригаду в восточной Родезии, Иньянга (Лунный). Не осознавая важности своей находки, он начал использовать ее для изготовления посуды и небольших фигурок. [ 4 ] Он также начал обучать членов своей дорожно-строительной бригады резьбе по камню с помощью инструментов для резьбы по дереву.

Развитие зимбабвийской каменной скульптуры

[ редактировать ]

В Центральном Зимбабве находится « Великая Дайка » – источник змеевидных пород многих типов, включая твердую разновидность, которую местные жители называют пружинным камнем . Ранняя доколониальная культура народов шона заселила высокогорное плато около 900 г. н.э., а « Великий Зимбабве », датируемый примерно 1250–1450 гг. н.э., представлял собой город с каменными стенами, археологические раскопки которого свидетельствуют о искусной обработке камня. Стены были построены из местного гранита, при их строительстве не использовался никакой раствор. [ 5 ] При раскопках шесть птиц из мыльного камня и чаша из мыльного камня в восточной части памятника были обнаружены , поэтому художественные формы из мыльного камня были частью этой ранней культуры. Однако резьба по камню как искусство не имела прямого происхождения до наших дней, и только в 1954 году начался ее современный ренессанс. Это было тогда, когда Фрэнк МакИвен стал советником новой Национальной галереи Родоса , которая должна была быть построена в Хараре , и с 1955 по 1973 год был ее директором-основателем (она открылась в 1957 году). Галерея была задумана для того, чтобы привезти неафриканское искусство в Хараре, но когда МакИвен создал Школу мастерских, чтобы поощрять новые работы в области живописи и скульптуры, местное сообщество художников заново открыло для себя скрытые таланты в области каменной скульптуры. Джорама познакомили с МакИвеном, и вскоре они начали регулярно общаться: Марига активно выставлялась в Галерее с 1962 года, но в свободное время всегда работала самостоятельно, а затем в своей студии в Гриндейле, Хараре. [ 1 ]

Позже МакИвен вспоминал о нем так:

Скульптурное расширение развернулось всего за 34 года. Чтобы дать правдивый пример, среди других, прибывших из разных уголков страны, был Йорам Марига. Он был не первым, кто пришёл в мастерскую, но одним из лучших... Он принес мне маленький молочник, вырезанный из мягкого камня. Я понял, что это английский молочник для англичанина, который любил чай! Я спросил, может ли он прийти в себя. Пришла голова, сделанная тоже для англичанина, в стиле аэропортового искусства, приобретенного туристами. «Если бы вы сделали фигурку для своей семьи или своих предков?» Я спросил. «О, это было бы по-другому». Фигура появилась, на этот раз чисто африканской концепции - увеличенная голова, местопребывание духа, фронтальная статическая поза, лицо, смотрящее в вечность с формально поставленными руками и сжатыми кулаками. По своей природе это было доколумбовым периодом, как будто изображение духа, нанесенное на камень, могло дать аналогичные результаты, несмотря на разницу в расе, месте и времени. [ 6 ]

Кувшин для молока и две ранние каменные скульптуры Джорама были частью завещания МакИвена Британскому музею . [ 7 ] [ 8 ]

После 1962 года Марига отказался от использования мягкого мыльного камня и начал использовать более крупные и твердые блоки змеевика, которые он нашел в ходе своей работы. [ 9 ] Он также начал работать с новыми инструментами. По мере развития своей техники он научил многих других тому, что открыл. Среди других художников были его бывшие дорожные строители, а также такие художники, как Джозеф Ндандарика, которых МакИвен отправил тренироваться с ним. [ 10 ]

К 1967 году Джорам, возможно, был ведущим скульптором Зимбабве, и его соотечественники последовали его примеру и начали работать с новыми камнями, такими как змеевик и пружинный камень, которые он разработал. Одна из его скульптур была изображена на почтовой марке Родезии, входящей в серию, выпущенную 12 июля 1967 года в ознаменование десятой годовщины открытия Национальной галереи Родоса. Другие марки в наборе иллюстрируют произведения Огюста Родена , Роберто Криппы и М. Тоссини. В 1966 году первое месторождение серпентинового пружинного камня Тенгененге было обнаружено Криспином Чаканьюкой, бывшим учеником Мариги, работавшим на Тома Бломфилда .

1969 год стал важным годом для нового скульптурного движения, потому что это было время, когда МакИвен привез группу работ в Музей современного искусства в Нью-Йорке и других местах США, где они были встречены критиками. Это был также год, когда его жена Мэри (урожденная Макфадден) основала Вукуту, скульптурную ферму недалеко от Иньянги , на которой могли работать художники. Марига нашел место для МакИвенов, и они пообещали, что он возглавит художественную коммуну. После того, как его заподозрили в укрытии повстанцев ЗАНУ и перевели в отдаленный регион, МакИвен отказался принять Маригу в Вукуту и ​​назначил Сильвестра Мубайи . лидером [ 11 ]

Лепидолитовый павиан 1989 г.

В список имен скульпторов Вукуту, которые станут всемирно известными, вошли Бернард Матемера , Сильвестр Мубайи , Генри Мукаробгва , Томас Мукаробгва , Николас Мукомберанва , Генри Муньярадзи , Джозеф Ндандарика , Бернард Такавира и его брат Джон : вместе с самим Джорамом Маригой. они сформировали «первое поколение» новых скульпторов Шона. Все они внесли свой вклад в выставку под названием Arte de Vukutu, показанную в 1971 году в Национальном музее современного искусства и в 1972 году в Музее Родена , организованную МакИвеном, который жил и работал в Париже до своего назначения в Хараре . Марига была членом Национальной галереи Зимбабве с 1982 по 1993 год. Попечительского совета [ 1 ]

Он участвовал в семинаре Пачипамве II 1989 года, проходившем в Киренской миссии недалеко от Булавайо, Зимбабве, вместе со скульпторами, включая Адама Мадебе , Бернарда Матемера , Билла Эйнсли, Воти Фива и Сокари Дуглас Кэмп . [ 12 ]

Хотя многие из этих артистов сделали успешную карьеру, карьера Мариги пострадала после его перевода в Чипингу. В этом регионе у него быстро закончился камень, и он не нашел поблизости ничего, из чего можно было бы лепить. Подавленный после предательства МакИвенов, его художественная деятельность в основном состояла из сложной резьбы по дереву, сделанной для его собственного дома. Он не возобновлял резьбу по камню до своего триумфального возвращения в конце 1980-х годов. [ 13 ]

Дальнейшая жизнь и выставки

[ редактировать ]
Продолжительность: 32 минуты 53 секунды.
Джорам Марига беседует с Детлефом Хансеном об истории каменных скульптур в Зимбабве (запись 1994 г.)
Protective Spirit, выполненный в его типичном стиле 1990-х годов.

Марига была замужем четыре раза. От первой жены Дорин у него родилась дочь Мэри. Его второй женой была Филиппа, мать Оуэна, Ричарда и Робина. Энн была его третьей женой, матерью Уолтера, Дэниела, Аарона и Джея. В 1976 году Джорам женился на Мод, но детей у них не было. [ 1 ]

Как отметил Джонатан Зилберг, [ 14 ] [ 15 ] зарождающееся движение скульптуры Шона набирало силу медленно, отчасти из-за в целом негативного отношения местных европейцев в 1960-х и 1970-х годах к Фрэнку МакИвену и скульпторам, которых он поощрял, в стране, которая все еще управлялась правительством белого меньшинства, односторонняя декларация которого независимости в 1965 году была расценена Организацией Объединенных Наций как расистская. По словам Энеаса Чигведере , зимбабвийского историка и политика, в то время было очень мало образованных чернокожих африканцев, которые видели какую-либо ценность в том, что делали Джорам Марига и другие, и они не покупали произведения искусства, отражающие их собственную культуру, из-за идеологической обработки со стороны белый правящий класс. Важность отдельных художников и их покровителей в привлечении внимания мировой аудитории к новому скульптурному движению обсуждалась Пэтом Пирсом (скульптором, который жил в Ньянге и который первым познакомил Маригу с МакИвеном). [ 16 ] и Сидни Литтлфилд Касфир . [ 17 ]

Большая часть работ Мариги включает темы, взятые из культуры народа шона, и предметы, взятые из природы. Он считал, что «следует избегать реализма, создавать большое место для мозга и больших глаз, потому что скульптуры — это существа, которые должны вечно думать и видеть сами». [ 18 ] Многие из его скульптур были вырезаны из пружинного камня, но Йорам также использовал более необычные камни, такие как леопардовый камень (змеевик с зелеными и желтыми включениями) и лепидолит доступного ему лилово-фиолетового цвета. Одна из скульптур из лепидолита «Дух Зимбабве» (1989 г.) экспонировалась в Йоркширском парке скульптур в 1990 г., а каталог к ​​выставке [ 4 ] включает как фотографию (с. 28), так и выдержки из интервью с Маригой (с. 42-43), когда он работал там с 22 по 30 июля 1990 года. Сюда также включено (с. 44) изображение его большой работы «Общение с Духом Земли» (1990). В 1989 году две работы Мариги получили высокую оценку на выставке наследия Зимбабве в Национальной галерее, где прошла его персональная выставка «Шепот Евангелия из камня». Один из них, названный «Человек из калабаша», проиллюстрирован в Селии Винтер-Ирвинг книге о каменной скульптуре (см. «Дополнительная литература»), которая также содержит много дополнительных материалов о Джораме в его художественном контексте.

В каталоге «Чапунгу: Культура и легенда – Культура в камне» к выставке в Кью-Гарденс в 2000 году на с. 100-101. [ 19 ]

Помимо того, что он был скульптором, Марига был учителем, среди его учеников были Джон и Бернард Такавира и Криспен Чаканюка (все его племянники), Бернард Маньядур , Кингсли Самбо и Мозес Масая . Он также брал студентов издалека, обычно во время путешествий. [ 1 ]

В 2000 году Марига дала видеоинтервью с Джонатаном Зилбергом, в котором он рассказал о своей жизни и работе. [ 20 ]

Избранные персональные или групповые выставки

[ редактировать ]
  • 1962 Новый африканский талант, Национальная галерея Зимбабве.
  • 1963 Новое искусство Родезии, Фестиваль искусств Содружества, Королевский фестивальный зал , Лондон.
  • 1972 Скульптуры Шона из Родезии, Галерея ICA , Лондон.
  • 1989 Шепот Евангелия скульптуры, Национальная галерея Зимбабве.
  • 1989 Зимбабве-оп-де-Берг, Фонд Бельден-оп-де-Берг, Вагенинген , Нидерланды.
  • 1990 Наследие Зимбабве (Национальная галерея Зимбабве), Окленд , Новая Зеландия.
  • 1990. Современная резьба по камню из Зимбабве, Парк скульптур Йоркшира , Великобритания.
  • 1991 Тридцать пять лет, Парк скульптур Чапунгу , Зимбабве.
  • 1993 «Говорящие камни II», Галерея современного изобразительного искусства Итон, Беркшир , Великобритания
  • 1994 Джорам Марига: Выставка современной скульптуры, Парк скульптур Чапунгу, Зимбабве. [ 21 ]
  • 2000 Чапунгу: обычаи и легенды – культура в камне, Кью Гарденс , Великобритания
  • 2001 Tengenenge Art, Селия Винтер-Ирвинг, Всемирный художественный фонд, Нидерланды

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уинтер-Ирвинг К. «Каменная скульптура в Зимбабве», Roblaw Publishers (подразделение Modus Publications Pvt. Ltd), 1991 г., ISBN   0-908309-14-7 (мягкая обложка) ISBN   0-908309-11-2 (в тканевом переплете)
  • Уинтер-Ирвинг К. «Части времени: антология статей о каменных скульптурах Зимбабве, опубликованных в The Herald и Zimbabwe Mirror, 1999–2000». Мамбо Пресс, Зимбабве, 2004 г., ISBN   0-86922-781-5
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и «Биография из Национальной галереи Зимбабве» . Проверено 18 января 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  2. ^ Элизабет Мортон, «Фрэнк МакИвен и Джорам Марига: покровитель и художник в родезийской школе-мастерской». В ред. С. Касфира и Т. Форстера, «Африканское искусство и агентство в мастерской» (Блумингтон: Indiana University Press, 2013), 278.
  3. ^ Винтер-Ирвинг К. «Каменная скульптура в Зимбабве», стр. 95-97, Roblaw Publishers (подразделение Modus Publications Pvt. Ltd), 1991, ISBN   0-908309-14-7 (мягкая обложка)
  4. ^ Перейти обратно: а б Современная резьба по камню из Зимбабве, 1990 г. ISBN   1-871480-04-3
  5. ^ Нидэм Д.Э., Машингаидзе Е.К., Бхебе Н. 1984 «От железного века до независимости, история Центральной Африки», стр. 17. Лонгман, Англия. ISBN   0-582-65111-5
  6. ^ «Цитата с сайта africansuccess.org» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2010 г. Проверено 18 января 2011 г.
  7. ^ «Коллекция МакИвена» . britishmuseum.org . Проверено 9 июля 2020 г.
  8. ^ Зилберг, Дж. (2006). «Коллекция скульптур Шоны Фрэнка МакИвена в Британском музее» (PDF) . Национальная галерея Зимбабве . Проверено 8 октября 2020 г. [ мертвая ссылка ]
  9. ^ Мортон, «Фрэнк МакИвен и Джорам Марига», 280.
  10. ^ Мортон, «Фрэнк МакИвен и Джорам Марига», 280-2.
  11. ^ Мортон, «Фрэнк МакИвен и Джорам Марига», 285-8.
  12. ^ Элсбет, суд. «Пачипамве II: Авангард в Африке?» . Африканское искусство . 25 (1). ISSN   0001-9933 .
  13. ^ Мортон, «Фрэнк МакИвен и Джорам Марига», 288.
  14. ^ Зилберг, Дж. 1995. «Борьба скульптуры Шона за подлинность и ценность», Музейная антропология 19, 1:3-24.
  15. ^ Зилберг, Дж. 2001. «Радикал в музее: Фрэнк МакИвен и родезийские филистимляне», в журнале «Искусство Зимбабве - Искусство в Зимбабве», ред. Тилль Форстер, Марина фон Ассель. Выставочный проект. Дом Ивалева. Байройт: Африканский центр Байройтского университета.
  16. ^ Пирс П. 1993. «Миф о скульптуре Шона», Замбезия 20, 2:85-107.
  17. ^ Касфир, С.Л. 2007. «Африканское искусство и колониальная встреча: изобретение глобального товара». Издательство Университета Индианы, ISBN   0-253-21922-1
  18. ^ Султан, О. «Жизнь в камне: зимбабвийская скульптура - рождение формы современного искусства», 1994, ISBN   978-1-77909-023-2
  19. ^ Каталог, опубликованный Парком скульптур Чапунгу, 2000 г., 136 страниц, полноцветная печать, с фотографиями Джерри Хардман-Джонса и текстом Роя Гатри (без ISBN)
  20. ^ Зильберг, Джонатан (2001). «Йорам Марига. (фильм/видео)» . Африканское искусство . 34 (3): 80 . Проверено 8 октября 2020 г.
  21. ^ Модсли Дж. 1994. «Джорам Марига», каталог, опубликованный Парком скульптур Чапунгу (без ISBN)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1f82a7b826b1b248587969813f6bda3__1683963840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/a3/d1f82a7b826b1b248587969813f6bda3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Joram Mariga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)